Возрастные периоды развития ребенка презентация

Возрастные периоды развития ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

Детская психология Презентация на тему «Периодизация возрастного психического развития» Выполнила Горулева Евгения Николаевна Педагогика и методика дошкольного образования Группа № 3 Ярославль 2014г.

Слайд 2

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы Непрерывный процесс развития идет не останавливаясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. Периодизация Д.Б.Эльконина Дискретный процесс развития идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный ведущий фактор развития. Периодизация Л.С.Выготского

Слайд 3

Основные понятия теории Л.С.Выготского Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой Ведущая деятельность – деятельность , с которой связано возникновение важнейших психических новообразований Новообразования – качества или свойства, которых не было раньше в готовом виде Возрастные кризисы – целостное изменение личности ребенка, регулярно возникающее при смене стабильных периодов

Слайд 4

Кризис новорожденности 0 – 2 месяца Связан с резким изменением условий жизни, переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Слайд 5

Младенчество 2 месяца – 1 год Социальная ситуация развития Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого Ведущая деятельность Эмоциональное общение Психологические новообразования Потребность в общении, х одьба, автономная речь, предметное восприятие, различение близких, базовое доверие к миру

Слайд 6

Кризис 1 года Противоречия между потребностью в новых впечатлениях и возможностью удовлетворения Физическое отделение от матери Расширение пространства, доступного для ребенка Рост самостоятельности Первые акты протеста

Слайд 7

Раннее детство 1 – 3 года Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый или «Я и другой» Познание мира человеческих предметов Ведущая деятельность Предметно-манипулятивная деятельность Психологические новообразования Предметная игра, активная речь, жест, наглядно-действенное мышление, отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними, сознание «Я сам»

Слайд 8

Кризис 3 лет Противоречия между потребностью в самостоятельности и возможностью удовлетворения Семь основных симптомов этого возраста : Негативизм Упрямсто Строптивость Своеволие Протест-бунт Обесценивание взрослых Деспотизм Психологическое отделение от взрослого

Слайд 9

Дошкольный возраст 3 – 7 лет Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный) Познание мира человеческих отношений Ведущая деятельность Сюжетно-ролевая игра Психологические новообразования Воображение, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления, картина мира, самосознание, самооценка, новые мотивы поведения, практическое овладение речью

Слайд 10

Кризис 7 лет Противоречия между новыми возможностями и старым образом жизни Возможна потеря детской непосредственности Стремление к общественно-значимой деятельности Возникновение внутренней психической жизни Тенденция к волевой форме поведения

Слайд 11

Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину Сходна с периодизацией Л.С. Выготского , но разделяет возраста на эпохи (более глобальные) и периоды (внутри эпох), при этом кризисы между эпохами считаются более сложными, чем кризисы между периодами Эпоха раннего детства Младенчество (до года) Ранний возраст (1-3 года) Эпоха детства Дошкольный возраст (3-7 лет) Младший школьный возраст (7-11 лет) Эпоха отрочества Подростковый возраст (11-15 лет) Ранняя юность (15-17 лет)

Слайд 12

Список используемой литературы: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. Смирнова Е.О. Детская психология. – СПб: Питер, 2009 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – №4. – С.6-20. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской . М., 1996. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Статьи: “Кризис 3 лет”, “Младенческий возраст”, “Ранний возраст”. М., 1992. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства Учебное пособие. -Ярославль, 1998.

Слайд 13

Благодарю за внимание!!!

Источник

1. Возрастные периоды развития ребенка

2.

3.

Возрастная периодизация – это
попытка выделить общие
закономерности,
которым подчиняется жизненный
цикл человека. Разделение
жизненного пути на периоды
позволяет лучше понять
закономерности развития и
специфику отдельных возрастных
этапов.
Физиология выделяет семь периодов развития в детстве и
юношестве:
– Период новорожденности (с 1 по 10 день после рождения)
– Грудной возраст (с 11 дня до года)
– Раннее детство (с 1 года до 3 лет)
– Первый период детства (с 3 лет до 8 лет);
– Второй период детства (у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8
до 11 лет)
– Подростковый возраст (у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с
12 до 15 лет)
– Юношеский возраст (у юношей от 17 до 21 года, а у девушек – от
16 до 20 лет).

Читайте также:  Понятие конструктивного развития ребенка

4.

Психологические периодизации в зависимости
от критерия выделяются разные периоды в
жизни человека. Однако, не смотря на разные
основания периодизаций развития,
большинство теорий выделяют одни и те же
возрастные этапы.
Период новорожденности.
Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до
момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель).
Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование)
заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно
новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. Это
отражается на функциях многих органов и систем новорожденного,
иногда вызывает их нарушение. В первые 2—4 дня у
новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на
6-10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное
с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным
распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи,
сопровождающееся иногда ее шелушением), недостаточная
терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении
температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко
перегревается или переохлаждается.

5.

К концу первой — началу второй недели при нормальных условиях
питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти
полностью устраняется.
Заболевания детей данного периода связаны или с нарушением
внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства,
пороки сердца), или с родовыми травмами (внутричерепные
кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей), или с
наследственностью (гемофилия, умственная отсталость и др.).
Материнское молоко в этом периоде представляет основную и
единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное
развитие ребенка.
Когда вес ребенка выравнивается, пупочная рана заживает,
исчезает желтушное окрашивание, период новорожденности можно
считать законченным.
Грудной возраст
По окончании периода новорожденности у
грудного ребенка наблюдается интенсивный
темп роста и развития, который ни в каком
другом возрасте не бывает столь
значительным. В течение первого года вес тела
ребенка увеличивается на 200%, а длина — на
50%. Особенно большие прибавки в весе и
росте ребенка наблюдаются в первую половину

6.

года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте —
2,5—3 см). Для обеспечения усиленного роста и развития детям
первого года жизни необходимо большее количество пищи
(относительно 1 кг веса), чем старшим детям или взрослым. Вместе с
тем пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и
при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или
количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и
расстройства пищеварения и
питания, авитаминозы, аномалии
конституции (неправильная
реакция организма на
нормальные условия жизни и
питания), проявляющиеся чаще
всего в виде экссудативного
диатеза. Материнское молоко в
первые 4—5 месяцев жизни
ребенка остается основной
пищей.
Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью,
недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в
результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию
в тканях маленького ребенка большого количества молодых
клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их,

7.

любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у
взрослых.
Воспалительная (защитная) реакция на проникновение
болезнетворных микробов у детей грудного возраста слабо
выражена, почти отсутствует защитная реакция со стороны
регионарных (периферических) лимфатических узлов, поэтому на
любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает
общей реакцией. Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым
поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут
переходить в общее заражение крови.
Инфекционные заболевания у грудных детей, особенно в первые
месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха, скарлатина почти не
встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают
своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней
симптомов. Это зависит, с одной стороны, от иммунитета,
приобретенного ребенком еще в период его утробной жизни через
плаценту и полученного с молоком матери, с другой — от
незаконченности строения многих органов и систем, особенно
центральной и периферической нервной систем.
Условнорефлекторные связи у детей первого года жизни
малоустойчивы вследствие слабости тормозных и раздражительных
корковых процессов. В корковой динамике процессы иррадиации
преобладают над процессами концентрации. Это приводит к тому,

8.

что процесс возбуждения или торможения, возникнув в каком-либо
одном участке, быстро распространяется по коре головного мозга.
Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут
длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы
быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и
другим отделам головного мозга, вызывает сон.
Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь.
Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются
слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает
речь окружающих его взрослых, сам произносит 5—10 простых слов.
У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета,
образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника,
развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый
ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако
движения его еще недостаточно координированы.
Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет).
Ранний детский возраст — от года до трех лет – называется
преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и
развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста
составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции
тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела
у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет.

Читайте также:  Анатомия сенситивные периоды развития ребенка

9.

Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение
количества пищеварительных соков и повышение их концентрации
служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания
на общий стол.
У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и
формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и
органы чувств быстро развиваются, координация движений
улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что
позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок
овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает
200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые
фразы).
Более широкое общение с окружающим миром создает и большую
возможность соприкосновения здоровых детей с детьми,
заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом
пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает,
угроза возникновения у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная
оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с тем острые и
хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте
встречаются реже, чем у детей первого года жизни.
Ткани детей раннего возраста еще очень нежны и легко ранимы, в
этот период по-прежнему за ребенком нужен хороший уход.В период
преддошкольного детства возрастает необходимость в продуманной и
планомерной воспитательной работе с детьми.

10.

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка.
Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8
см, веса — около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6—7
годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате
неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит
перемещение средней точки длины тела. У доношенного
новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка в
возрасте 6 лет — на середине между пупком и симфизом (лобком), у
взрослого — на лобке.
Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и
формированию иннервационного аппарата мышц дети способны
выполнять разнообразные физические упражнения, требующие
хорошей координации движений; они овладевают умением быстро
бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, рисовать, лепить,
вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.
В этом возрасте способность нервных клеток находиться в
деятельном состоянии повышается, процессы отрицательной
индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому
дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься
какой-либо деятельностью.

11.

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в
речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть
основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи
способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение
детей со взрослыми. Произношение отдельных слов и целых фраз
ребенок усваивает через подражание, поэтому развитие правильной
детской речи в большой степени зависит от того, насколько
правильна речь окружающих его людей. Недостаток внимания со
стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать
замедление развития речи у ребенка.
Вследствие того что дети 3—5 лет слабо владеют речевой
моторикой, им свойственны физиологические недостатки
звукопроизношения (неправильное произношение шипящих,
свистящих звуков, звуков р и л). При правильном обучении звуковой
культуре речи эти нарушения с возрастом проходят.
У детей дошкольного возраста имеет место устойчивость
ферментативных процессов, в связи с чем заболевания желудочнокишечного тракта возникают довольно редко, в то время как
детским инфекциям организм подвергается чаще. Скарлатина,
ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к
возникновению у детей ревматизма.

Читайте также:  Рекомендации о развитии мышления у ребенка

12.

Школьный возраст (от 7 до 17 лет).
В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают
развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными,
появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте,
идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост
мускулатуры.
Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию
ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается
обязательное обучение в школе.
Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это
время несколько возрастает темп роста и развития организма,
появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной
впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у
девочек, изменение голоса у мальчиков, прорезаются так называемые
зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к
взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный
опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными.
Инфекционные болезни в этом периоде встречаются реже, а если они и
возникают, то протекают с теми же симптомами, что и у взрослых. Чаще
наблюдаются такие болезни, как ревматизм, нарушения функций желез
внутренней секреции, особенно гиперфункция (усиление функции)
щитовидной железы, а также психоневрозы.

Источник

Слайд 1

Этапы возрастного развития ребенка Особенности и закономерности развития детей раннего возраста

Слайд 2

В развитии ребенка психологи выделяют следующие возрастные периоды : новорожденность младенчество ранний возраст дошкольный возраст

Слайд 3

Период новорожденности Новорожденным называют ребёнка в возрасте до 2 месяцев, до момента появления комплекса оживления.

Слайд 4

Младенчество М ладенческий возраст от 2 месяцев до 1 года. Ведущая деятельность младенческого периода- эмоциональное общение

Слайд 5

Первый кризис – кризис первого года Кризис первого года наступает в период от девяти месяцев до полутора лет и бывает у всех. Нужно четко представлять, что и почему происходит с вашим годовалым ребенком. Для кризиса первого года характерны следующие признаки: • « трудновоспитуемость» – ребенок, словно не слышит ваших слов, требует к себе повышенного внимания ; • резко возрастает желание сделать все самому; • малыш обостренно реагирует на замечания; • учащаются капризы на, казалось бы, пустом месте. В конце 1 года жизни малыш начинает понимать: я — ребенок, а он — взрослый. Мы — разные! В этом суть первого кризиса.

Слайд 6

Отнеситесь с пониманием к потребностям своего годовалого малыша, помогите ему удовлетворить свои самостоятельные устремления, не подавляйте его инициативу и экспериментаторские способности, это очень важно для развития личности. Многих конфликтных ситуаций можно избежать, если подключить чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша основная задача – направить кипучую энергию в мирное русло, а опасному или неприемлемому устремлению найти адекватную замену. Кризисы приходят и уходят, значит, нужно учиться спокойно с ними справляться!

Слайд 7

Ранний возраст (от года до трех лет) Социальная ситуация развития , характерная для раннего детства Ребенок ↕ Предмет ↕ Взрослый

Слайд 8

• предметная деятельность и деловое общение со взрослым • активная речь • произвольное поведение • формирование потребности в общении со сверстниками • начало символической игры • самосознание и самостоятельность

Слайд 9

КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ Помните , что психологическая задача этого периода для родителей — отделение и индивидуализация ребенка, которая выполняется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя «большим». Помощь ребенку должна стать нормой поведения для родителей. О братите внимание на свою личность и на издержки семейного воспитания. Если в семье возникают проблемы с упрямством ребенка, то, значит, Вы слишком регламентируете деятельность ребенка, требуя беспрекословного подчинения жесткому распорядку и своим представлениям о должном поведении.

Слайд 10

Особенности личности родителей, отношения в семье, тип воспитания — все оказывает решающее воздействие на психику ребенка, особенно в этот непростой период. Любите, играйте, беседуйте с ребенком, учитывая его потребности. Уважайте его личность и учите уважать других. Этим Вы поможете малышу быстрее и безболезненнее перерасти свой кризис 3 лет.

Слайд 11

Дошкольный возраст от 3-7 лет Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет. Ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра.

Источник