Возрастные особенности развития ребенка презентация

Возрастные особенности развития ребенка презентация thumbnail

Слайд 1

Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста Педагог-психолог МАДОУ «Лукоморье» Сидоркевич Лидия Викторовна

Слайд 2

Психическое развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение психики человека, процесс становления его внутреннего мира. Детство характеризуется очень высоким темпом развития. В любом возрасте темп развития различен у разных детей. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. В критические периоды развитие совершается быстро, наблюдаются резкие, скачкообразные изменения в сознании и поведении ребенка. Темп развития зависит и от пола ребенка. Установлено, что девочки в первые годы развиваются быстрее мальчиков.

Слайд 3

Основные нормативы развития детей 2 – 3 года Познавательная сфера 2 года – имеет четкое представление о назначении окружающих предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их использует 3 года – складывается новый тип внешних ориентировочных действий – зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникают представления о свойствах предметов. Задания на соотнесение предметов Освоению операции сравнения способствуют специальные дидактические игры: «Найди такой же» – среди 2-3 мячиков по образцу; «Положи в одну коробку все шарики, а в другую – все кубики»

Слайд 4

Предметная деятельность 2 года – ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предметами. 3 года – может самостоятельно есть, умываться, одеваться ; движения (бег, ходьба, лазанье) становятся все более совершенными и координированными Внимание Внимание носит непроизвольный характер и привлекается ярким, сильным или, новым раздражителем. И хотя произвольное внимание детей этого возраста еще недоступно, на втором, и особенно на третьем году жизни внимание ребенка уже не только чем-то привлекается, но он сам активно направляет его на новый предмет: на картинку, на речь взрослого, на лицо нового человека. Память В 2 года – могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени. В 3 года – запоминает имена людей, с которыми встречался некоторое время назад, кличку кошки. Развивается запоминание и воспроизведение по образцу, а затем по словесному приказу.

Слайд 5

Основные нормативы развития детей 4 – 5 лет Познавательная сфера 4 года – строит по показу ворота; 4,5 года – копирует ворота с модели, копирует простые постройки из кубиков с образца; 5 лет – может строить дома из кубиков. Задания на соотнесение предметов Покажите ребенку набор карточек с изображением животных, людей, одежды, транспорта, еды, мебели, умывальных принадлежностей. Подобрав совместно с ребенком те картинки из набора, которые можно объединить в одну группу, например “то, что мы на себя одеваем”, попросите его самостоятельно подобрать следующие условные группы: “то, что можно скушать”, “то, что бывает на кухонном столе”, “что стоит в комнате”, “что нужно для умывания” и т.д. 4 года – легко понимает задачу, быстро создает группы. Покажите ребенку карточки с изображением похожих по форме или цвету предметов. Предложите ему сравнить между собой нарисованные предметы и объяснить вам, чем они похожи, чем отличаются. В 4 года – сравнивая изображения предметов, часто выделяет мелкие ничего не значащие детали, видит в них общее. В 5 лет – уверенно выделяет такие признаки как цвет и форма.

Слайд 6

Речевое задание Попросите ребенка разложить перед собой предметы так же, как они лежат перед вами: кукла справа, мишка слева. Затем попросите спрятать мишку под стол и достать бумажку из-под стула. Затем спросите, где верх, где низ, что значит пойти вперед, а что значит назад, что лежит в коробке, что под коробкой. В 4 года выполняет все задания, объясняя то, что от него требуется. Оценка внимания Ребенку предложите найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов(30 – 40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Для этого ребенка сначала спросите, что изображено на картинке, затем попросите найти такую же картинку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки уберите. В 4 года – легко выполняет задание. Оценка памяти В 4 года – повторяет 4 – 5 цифр и сложные фразы; В 5 лет – запоминает 6 – 7 простых слов из 10.

Слайд 7

Оценка развития двигательной сферы Оценка крупной моторики В 4 года – спускается вниз по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку; В 5 лет – может скользить на двух ногах по гладкой поверхности. Оценка мелкой моторики В 4 года срисовывает крест, может сравнить две линии по длине. Рисует человека: туловище, голову, руки, ноги; В 4,5 лет – срисовывает квадрат; В 5 лет – срисовывает треугольник, рисует человека. Ведущим видом деятельности в возрасте 4 – 5 лет становится сюжетно-ролевая игра. Поэтому все качества, которые Вы хотите видеть в своем ребенке лучше всего формировать и развивать в совместной игровой деятельности.

Слайд 9

Основные нормативы развития детей 5-6 лет Познавательная сфера 5 лет – наблюдается стремление детей расширять познавательные горизонты действительности, т.е. свой кругозор; любят рассуждать, спорить, решать интеллектуальные задачи и т.д. 6 лет – развитие интеллектуальных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация), более осознанно и глубоко воспринимает, постигает и разбирается в имеющихся и поступающих сведениях о мире. Внимание 5 лет – появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания (отбирать нужные картинки, заштриховывать необходимые фигуры и др.) 6 лет – ребенок может заниматься необходимой, но не интересной для него деятельностью 10 минут и более; осуществлять достаточно сложную деятельность по правилам на словесном материале и может действовать по двум правилам одновременно на наглядном материале. Память В 5 лет – запоминает 6 – 7 простых слов из 10. В 6 лет – запоминает 7-8 простых слов из 10-15.

Читайте также:  Педагогическое сопровождение при развитии субъектной позиции ребенка

Слайд 10

Общение 5-6 летних детей: ребенок активно ищет бесед на личные темы; с интересом поддерживает такие беседы, начатые взрослым; его споры нацелены на уточнение, выяснения того, правильно ли он понимает, как следует поступить; несогласие педагога его огорчает, но не вызывает отказа от деятельности; ребенок способен обсуждать отвлеченные темы, связанные с взаимоотношениями людей. Изобразительная деятельность: 5 лет: рисунки предметные, имеются существенные и незначительные детали, появляются элементы сюжета, замысел опережает изображение; 6 лет: рисунки предметные, имеются существенные и незначительные детали, замысел опережает изображение, появляется элементы композиции. Ведущим видом деятельности в возрасте 5-6 лет становится ролевая игра. Ролевое поведение приобретает развернутую форму Происходит смещение акцентов с индивидуальных ролевых действий на сферу человеческих отношений

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник

Слайд 1

Возрастные особенности детей дошкольного возраста А.К. Сундукова – декан ф-та ДиНО , канд.филос.наук .

Слайд 2

Главное и очевидное отличие ребенка от взрослого это то, что он непрерывно меняется, его тело с каждым днем все больше становится похоже на тело взрослого, его сознание постепенно становится все более ясным, а возможности порой превышают наши собственные

Слайд 3

Ребенок растет и развивается, и этим принципиально отличается от взрослого Рост и развитие обычно употребляются как понятия тождественные, неразрывно связанные между собой Но биологическая природа этих процессов различна , различны их механизмы и последствия

Слайд 4

Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет увеличения размеров и/или количества его клеток Развитие – это качественные преобразования, которые происходят за счет увеличения разнообразия клеток, из которых сложен организм человека, в результате чего происходят важные изменения его функций

Слайд 5

Схема процессов роста и развития Рост Развитие Увеличение размеров тела и его частей Формирование органов и тканей Изменение пропорций и строения тела Повышение эффективности функций Увеличение массы и силы мышц Повышение надежности работы организма Взрослый дееспособный организм Завершение роста Замедление процессов развития

Слайд 6

Изменение пропорций тела человека по мере роста и развития

Слайд 7

Главным результатом развития является значительное повышение эффективности всех физиологических функций и, как следствие, повышение биологической надежности организма

Слайд 8

Самая важная и одновременно удивительная характеристика процессов роста и развития – это их неравномерность

Слайд 9

На протяжении своего 20-летнего развития человек переживает несколько революций Психологи вслед за Л.С. Выготским называют их «кризисами», что сути дела не меняет Некоторые из них затрагивают в равной мере и тело и психику, некоторые более выражены в чем-то одном

Слайд 10

Первая революция – рождение ребенка. Это мощнейший стресс, приводящий к гормональному катаклизму, весь организм испытывает колоссальные нагрузки: Раньше жил в водной среде – теперь в воздушной, надо самому дышать Раньше плавал в невесомости – теперь ощущает чувство тяжести Раньше было темно – теперь яркий свет бьет в глаза Раньше было все время тепло – теперь периодически холодно Раньше есть не хотелось – теперь надо трудиться, сосать грудь, чтобы удовлетворить новое, незнакомое чувство голода

Слайд 11

Вторая революция – в возрасте около 1 года Ребенок преодолевает силу тяготения и делает свои первые самостоятельные шаги К этому времени обычно завершается переход с полумолочной диеты на почти взрослый рацион (хотя полностью на «взрослую» пищу человек должен переходить только к 7-8 годам)

Слайд 12

Психологи выделяют также «кризис» 3 лет, когда у ребенка начинает проявляться его самосознание, его Я

Слайд 13

Следующая революция настигает дошкольника на пороге начала обучения – «полуростовой скачок» Резко возрастает скорость роста, причем растут ноги, руки и … челюсти Филиппинский тест Смена молочных зубов на постоянные

Слайд 14

Самая известная – пубертатная революция, период полового созревания В организме все сначала ломается, потом меняется, и только через 2-3 года налаживается Пубертатная революция – это: гормональная буря, нарушение регуляции функций, снижение работоспособности и надежности физиологических систем, резкие изменения телосложения и пропорций тела, «ломка» голоса (у мальчиков) и т.п., психологические проблемы

Слайд 15

Впервые о скачке роста стало известно из исследований графа Ф. де Монбейяра , который в 1759-1777 году наблюдал за развитием своего сына, производя измерения каждые полгода

Слайд 16

Кривая роста человека

Слайд 17

Процессы роста не требуют больших затрат энергии Даже в период самого интенсивного роста (точные измерения были проведены в 1970-80-е годы) на это расходуется не более 4-5% суточного потребления энергии

Слайд 18

Экспериментально показано, что в периоды, когда замедляется рост организма, активируются процессы развития , и в эти периоды существенно повышается интенсивность энергозатрат организма Качественное развитие

Слайд 19

Два важных вывода: 1. Рост и развитие происходят в организме (точнее – в каждой ткани организма) не одновременно, а поочередно 2. Развитие – энегетически дорогой процесс, требующий намного больших функциональных затрат , чем процесс роста

Читайте также:  Роль социального педагога в развитии ребенка

Слайд 20

Чередование периодов роста и развития служит естественным биологическим маркером этапов возрастного развития , на каждом из которых организм имеет специфические особенности, никогда не встречающиеся в таком же сочетании на любом из других этапов

Слайд 21

Периодизация возрастного развития Возрастной этап Биосоциальные цели этапа Морфофункциональные преобразования Название Возраст Новорож-денный 1-10 дней Первичная адаптация к физическим, химическим и биологическим факторам окружающей среды «Гормональная буря», завершающаяся формированием устойчивого равновесия между организмом и новой (внеутробной) средой его обитания Грудной До 1 года Подготовка к реализации прямохождения и самостоятельному передвижению; восприятие мира Структурно-функциональное развитие мышц и простейших движений; формирование иммунитета, микрофлоры организма; бурное развитие анализаторов и когнитивных функций Раннее детство 1-3 года Начальное освоение окружающего мира Формирование целенаправленных движений; созревание анализаторных систем Первое детство 4-7 лет Первичная социализация Полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивидуально-типологических свойств Второе детство 8-12 лет М 8-11 лет Д Формирование индивидуального и группового опыта целенаправленной деятельности Созревание центральных и периферических механизмов, обеспечивающих поддержание устойчивой умственной и физической работоспособности Подрост-ковый 13-16 лет М 12-15 лет Д Созревание репродуктивной функции и формирование полового поведения «Пубертатная революция» – кардинальная перестройка структур и нейроэндокринной регуляции под воздействием гормонов Юношес-кий 17-21 год М 16-20 лет Д Социальная адаптация биологически зрелого организма. Реализация наследственных задатков Завершение развития структурных и функциональных компонентов организма как биосистемы; проявление конституциональных особенностей индивида

Слайд 22

Раннее детство (1-3 года) Биосоциальные цели этапа: Начальное освоение окружающего мира Морфофункциональные преобразования: формирование целенаправленных движений; созревание анализаторных систем

Слайд 23

Первое детство (4-7 лет) Биосоциальные цели этапа: Первичная социализация Морфофункциональные преобразования: полуростовой скачок роста; преобразование вегетативной регуляции; созревание высших корковых функций; формирование индивидуально-типологических свойств

Слайд 24

Моторное развитие детей (по Н.Т. Лебедевой) 3 года- 3 года 6 месяцев Общие движения, подвижные игры: Выполняет упражнения из разных исходных положений; делает упражнения для рук и плечевого пояса, ног, туловища; владеет танцевальными движениями, кружится в паре, притопывает то одной, то другой ногой поочередно, меняет движения Двигательные навыки: владеет разными видами ходьбы, бега; поддерживает правильную осанку; ползает на четвереньках между расставленными предметами, подлезает под них; прокатывает мяч в ворота, бросает в горизонтальную цель; сбивает кегли мячом; катается на трехколесном велосипеде; прыгает в длину (с места – 40 см) и в высоту (20-30 см); скользит по ледяной дорожке; ходит на лыжах ступающим и скользящим шагом

Слайд 25

3 года 6 месяцев – 4 года Общие движения, подвижные игры: Владеет разнообразными вариантами ходьбы, бега, прыжков; катает, бросает, ловит мяч; ползает, лазает; удерживает равновесие на доске, бревне; владеет танцевальными движениями в паре Двигательные навыки: Катается на трех- и двухколесном велосипеде; ходит на лыжах скользящим шагом; катается на санках с небольших горок; играет в воде на глубине 50-60 см; бегает, прыгает; играет с мячом

Слайд 26

4 года 6 месяцев – 5 лет Общие движения, подвижные игры: Ходит на носках, бегает в разном темпе, а также высоко поднимая колени; подпрыгивает, касаясь рукой подвешенного предмета; проползает не менее 10 м; подползает под предметы боком, не касаясь их; играет с мячом Двигательные навыки: Бегает в разном темпе; прыгает на одной ноге (правой, левой), а также в длину с места на 50-60 см; подбрасывает, отбивает о землю мяч, ловит мяч то одной, то другой рукой; катается на коньках; проходит на лыжах 300-500 м

Слайд 27

5 лет 6 месяцев – 6 лет Общие движения, подвижные игры: Ходит на носках, пятках, прямо, спиной, боком; бегает в разном темпе; прыгает на двух и одной ноге, прыгает в длину (с места 80-100 см), в высоту (30-40 см); самостоятельно играет с набором игрушек, отражая в игре различные сюжеты («магазин»,«дочки-матери» и др.), изготовляет игрушки-самоделки из катушек, проволоки, пенопласта Двигательные навыки: Выполняет челночный бег (3 раза по 1 м, как можно быстрее); бросает, ловит мяч, ведет его, отбивая о пол, передает партнеру; передвигается на четвереньках «змейкой»; висит на канате, залезает по нему на высоту 1,5-3 м; катается на двухколесном велосипеде, коньках, санках; скользит по ледяной дорожке; ходит на лыжах попеременным скользящим шагом 0,5-1 км, выполняет повороты, взбирается и спускается с небольших горок; проплывает одним из способом 15 м и более

Слайд 28

Рекомендуемая литература: Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Такие разные дети: Шаги физического развития. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 288 с. Сонькин В.Д. Законы растущего организма; пособие для учителя / В.Д. Сонькин. – М.: Просвещение, 2007. – 160 с. Лебедева Н. Т. Профилактическая физкультура для детей: пособие для педагогов и воспитателей / Н. Т. Лебедева. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 190 с.

Слайд 29

Благодарю за внимание!

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель:

Любченко Е.А.

2 слайд

Описание слайда:

Цель :

Изучить возрастные особенности и стадии возрастного кризиса детей.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка старшего школьного возраста

Задачи :

1) Дать характеристику возрастным особенностям;

2) Охарактеризовать стадии возрастного кризиса;

3) Дать рекомендации родителям и педагогам как вести себя в период кризиса ребенка.

3 слайд

Описание слайда:

При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка происходит включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития.

4 слайд

Описание слайда:

Возраст от 2 до 3 лет.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

5 слайд

Описание слайда:

Возраст от 3 до 4 лет.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако в этом возрасте наблюдаются устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

6 слайд

Описание слайда:

Возраст от 4 до 5 лет.

Формируются навыки планирования последовательности действий.

Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

7 слайд

Описание слайда:

Возраст от 5 до 6 лет.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно – логического мышления.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возраст от 6 до 7 лет .

8 слайд

Описание слайда:

Возраст от 6 до 7 лет .

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

9 слайд

Описание слайда:

Рекомендации для развития детей раннего возраста:

-Стимулировать высказывания ребенка

-Развитие мелкой моторики рук для активизации речи (пальчиковые игры, рисование, лепка, игры с крупой и т.д)

-Соблюдение четкого режима дня

-Использование самообучающих игрушек (матрешки, вкладыши, пирамидки)

-Знакомить в играх с цветовым спектром, эталонами форм (основные геометрические фигуры).

10 слайд

Описание слайда:

Возрастные кризисы детей.

Возрастные кризисы детей (от греч. krisis – переломный момент, исход) – проблемный период в развитии ребенка во время перехода от одного возрастного этапа к другому.

В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение ребенка .

11 слайд

Описание слайда:

Кризис новорожденности.

Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

12 слайд

Описание слайда:

Кризис 1 года .

Связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные вспышки как реакция на непонимание со стороны взрослых. Главное приобретение переходного периода – своеобразная детская речь, называемая Л.С. Выготским автономной. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме. Слова становятся многозначными и ситуативными.

13 слайд

Описание слайда:

Кризис 3-х лет.

Рождается самооценка и самосознание ребенка.

На запреты взрослых все чаще отвечает протестом. Таким образом ребенок отстаивает свои права.

Ведущей деятельностью становится игра.

Проводится проверка границ дозволенного .

Ребенку становится важна успешность или неуспешность в делах и играх.

Бурно реагирует на оценку его дел и поступков, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

14 слайд

Описание слайда:

Кризис 7-ми лет.

Начинает с негативизмом и иронией относится к своему «детскому» прошлому (одежда, игрушки, книги)

Эмоциональная закрытость

Подавленное настроение

Резкая смена настроения

Повышенная чувствительность к критике

Придумывание невероятных историй (иногда откровенный обман)

Кривляние, паясничание (чаще у мальчиков)

15 слайд

Описание слайда:

Заключение : Рассмотренные аспекты в ходе исследовательской работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста не только к дошкольному учреждению, но и к обществу в целом.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник