Возрастные особенности развития ребенка педагогика

Возрастные особенности развития ребенка педагогика thumbnail

Эльвира Александровна Петрова
Возрастные особенности развития детей. Ознакомление молодых педагогов с возрастной периодизацией ребёнка

В соответствии с периодизацией:

Младенческий возраст (0 – 1 года);

Ранний детский возраст (1 – 3 года);

Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

Возрастные особенности детей раннего возраста.

От 1 года до 3-х лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и формировании личности ребенка. Характерной особенностью этого периода жизни человека является быстрый темп физического и психического развития.

Еще одной отличительной особенности развития ребенка в раннем возрасте является тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи.

Важнейшим психическим новообразованием раннего возраста является возникновение речи и наглядно-действенного мышления, которое развивается оно на основе действий с предметами.

В этот период происходит формирование активной речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. С развитием слушания и понимания сообщений, происходит использование речи как средства познания действительности, как способ регуляции поведения со стороны взрослого.

Внимание, восприятие и память детей раннего возраста носят непроизвольный характер. Развитие восприятия происходит на основе внешне-ориентированного действия (по форме, величине, цвету, при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Узнать и запомнить ребенок может только то, что ему понравилось или заинтересовало.

Важнейшим механизмом развития ребенка в этом возрастном периоде является подражание. В раннем возрасте ребенок приобретает первоначальный социальный опыт. Постепенно общение малыша со взрослыми становится все более социальным, в том смысле что у ребенка появляются не только биологические, витальные потребности, но и социальные в общении, в овладении человеческими способами познания и действия.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, но она тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности – игры. Игровая деятельность носит предметно-манипулятивный характер.

Основной способ познания ребенком окружающего мира в данном возрасте – это метод проб и ошибок.

Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

К трем годам появляется первичная самооценка, осознание не только собственного «Я», но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «я хороший и больше никакой», сознание этого и появление личностных действий подвигает ребенка на новый уровень развития. Начинается кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений. По выражению Д. Б. Эльконина, кризис выделения своего «Я». Л. С.Выготский описал 7 характеристик кризиса 3-х лет: негативизм, упрямство, строптивость, протест-бунт, деспотизм, ревность, своеволие.

Формирование личности ребенка во время кризиса 3-х лет происходит во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Кризис 3-х лет напоминает маленькую революцию.

Реакции на «Я сам»бывают двух видов: первая – когда взрослый поощряет самостоятельность ребенка и как следствие происходит сглаживание трудностей во взаимоотношениях. Во втором случае если взрослый, несмотря на качественные изменения в личности ребенка продолжает сохранять прежний тип взаимоотношений, то происходит обострение отношений, проявление негативизма.

Следующий период – дошкольное детство. Дошкольное детство – большой период в жизни ребенка: он продолжается с 3 до 7 лет. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности.

Особенности развития детей 3-4-х лет.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования.

На основе наглядно-действенного мышления к 4 – м годам у детей формируется наглядно-образное мышление. Постепенно происходит отрыв действий ребенка от конкретного предмета.

Речь становится связной, словарный запас обогащен прилагательными. Преобладает воссоздающее воображение.

Память носят непроизвольный характер, и характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается то, что интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, все, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен долго удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одного вида деятельности на другой.

Способ познания – экспериментирование, конструирование.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Особенности развития детей 4-5 лет

Психическое развитие детей характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира.

Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главный вопрос ребенка данного возраста «Почему? Активно развивается потребность в новых знаниях. Мышление – наглядно-образное.

Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. В этот возрастной период заканчивается формирование активной речи детей.

Внимание и память продолжают носить непроизвольный характер. Сохраняется зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса.

Активно развивается фантазирование.

Способом познания окружающего мира являются рассказы взрослого, экспериментирование.

Игровая деятельность носит коллективный характер. Сверстники становится интересными как партнеры по сюжетной игре, складываются предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более устойчивыми.

Особенности развития детей 5-6 лет

В 5-6- летнем возрасте интерес ребенка направлен на сферу взаимоотношений между людьми.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными.

К этому периоду у ребенка накапливается довольно таки большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополнятся.

Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы ребенка-дошкольника.

Начинается формироваться образно-схематическое мышление, планирующая функция речи, происходит развитие целенаправленного запоминания.

Основной способ познания – общение со сверстниками, самостоятельная деятельность и экспериментирование.

Происходит дальнейшее углубление интереса к партнеру по игре, усложняется замысел в игровой деятельности.

Происходит развитие волевых качеств, которые позволяют ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

К концу дошкольного возраста ребенок знает, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также может оценить не только чужое, но и свое поведение.

Формируется крайне важный механизм соподчинения мотивов. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание, еще более слабый – собственное обещание.

Еще одна важная линия развития личности – становление самосознания. У ребенка к 7-ми годам появляется самоконтроль и произвольное поведение, самооценка становится более адекватной.

На основе наглядно-образного мышления у детей формируются элементы логического мышления.

Происходит развитие внутренней речи.

Способ познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками. Сверстник воспринимается как собеседник, партнер по деятельности.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Достижением дошкольного возраста является развитиеразных видов деятельности: игровой, художественной, трудовой. Начинает развиваться учебная деятельность.

Главной, ведущей деятельностью является игра. По сравнению с тем, как играл ребенок в раннем возрасте, можно отметить, что игра стала разнообразнее по сюжету, по ролям. Теперь она гораздо длительнее. Ребенок отражает в игре не только то, что видит непосредственно в своем окружении, но и то, о чем ему читали, что он услышал от сверстников и старших детей и т. п. Игра удовлетворяет потребность детей в познании мира взрослых и дает возможность выражать свои чувства и отношения.

Дошкольник способен к трудовому усилию, которое может проявляться в самообслуживании (сам одевается, сам ест, в уходе (под руководством взрослого) за растениями и животными, в выполнении поручений. Появляется и интерес к умственному труду. Постепенно фор-мируется готовность к обучению в школе.

Качественно меняется характер развития эмоциональной сферы: ребенок становится способен к осознанию, пониманию и объяснению собственных переживаний и эмоционального состояния другого человека.

Существенно изменяются отношения со сверстниками. Дети начинают ценить общество друг друга за возможность вместе играть, делиться мыслями, впечатлениями. Они учатся справедливо решать конфликты; проявляют друг к другу доброжелательность. Возникает дружба.

С течением времени ребенок становится все более само-стоятельным. У него формируется способность к проявлению волевых усилий для достижения желаемой цели.

Возникает новая форма общения, которую психологи называют внеситуативно-личностной. Ребенок начинает ориентироваться на других людей, на ценности в их мире. Усваивает нормы поведения и взаимоотношений.

Давая общую характеристику ребенку дошкольного возраста, следует отметить, что его развитие осуществляется по нескольким направлениям.

Можно выделить развитие физическое; умственное; эстетическое; нравственное; развитие эмоций, воли, интеллекта; развитие деятельности как формы жизненной активности. В каждом из названных направлений наблюдается динамика в становлении ребенка как существа социального.

Самый главный результат дошкольного периода – это готовность детей к обучению в школе.

На основе обобщения теоретических подходов в решении проблем готовности к школе можно выделить ряд признаков:

– Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

– Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

Способность к выполнению основных мыслительных операций.

– Достижение определенного уровня психической и физической выносливости.

Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

-Определенный уровень речевого и коммуникативного развития.

Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, т. е. с 3 до 7 лет и является комплексным структурным образованием, включающим интеллектуальную, личностную, социально-психологическую и эмоционально-волевую готовность.

Источник

Индивидуальный подход в воспитании ребенка
должен основываться на знании
анатомо-физиологических и психических,
возрастных и индивидуальных особенностей.
Научными исследованиями доказано, что
существует прямая зависимость между физическим,
умственным и нравственным развитием человека.
Осуществление индивидуального подхода к детям
во время всех видов их деятельности необходимо
рассматривать как определенную взаимосвязанную
систему.
Первым звеном этой системы является изучение
особенностей каждого ребенка и индивидуальный
подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей
имеет очень большое значение при проведении
процедур закаливания, которые должны
осуществляться систематически, на строго
индивидуальной основе.
Изучение индивидуальных особенностей детей
требует значительного времени и систематических
наблюдений. С этой целью педагогу необходимо
вести дневник, записывая в нем особенности
поведения воспитанников, делая периодически
краткие обобщения результатов наблюдения.
Индивидуальные особенности ребенка также
связаны с типом его нервной деятельности,
являющимся наследственным.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной
деятельности выявил основные свойства нервных
процессов:

  1. Силу возбуждения и неуравновешенность;
  2. Уравновешенность и неуравновешенность этих
    процессов;
  3. Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов
он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

  1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся
    сильным возбуждением и менее сильным
    торможением, соответствует холерическому
    темпераменту. Для ребенка холерического
    темперамента характерным является повышенная
    возбудимость, активность, отвлекаемость. За все
    дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя
    свои силы, он часто теряет интерес к начатому
    делу, не доводит его до конца. Это может привести
    к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого
    ребенка необходимо укреплять процессы
    торможения, а выходящую из пределов активность
    переключать на полезную и посильную
    деятельность.
  2. Нужно контролировать выполнение заданий,
    требовать доводить начатое дело до конца. На
    занятиях нужно направлять таких детей на
    осмысление материала, ставить перед ними более
    сложные задания, умело опираться на их интересы.

  3. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения
    уравновешивается процессом торможения),
    подвижный, соответствует сангвиническому
    темпераменту. Дети сангвинического темперамента
    деятельны, общительны, легко приспосабливаются к
    изменениям условий. Особенности детей этого типа
    высшей нервной деятельности отчетливо
    проявляются при поступлении в детский сад: они
    жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей,
    вникают во все стороны жизни группы, с большим
    интересом и активно участвуют в занятиях, в
    играх.
  4. Сильный, уравновешенный, инертный,
    (соответствует флегматическому темпераменту).
    Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное
    дело доводят до конца, ровно относятся к
    окружающим. Недостатком флегматика является его
    инертность, его малоподвижность, он не может
    сразу сосредоточиться, направить внимание. В
    целом такие дети не причиняют хлопот.
  5. Конечно, такие черты, как сдержанность,
    рассудительность, являются положительными, но их
    можно спутать с равнодушием, апатией,
    безынициативностью, ленью. Нужно очень
    внимательно изучать эти особенности ребенка в
    различных ситуациях, в различных видах
    деятельности, не проявлять поспешности в своих
    выводах, проверять и сопоставлять результаты
    своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами
    семьи ребенка.

  6. Слабый, характеризующийся слабостью как
    возбуждения, так и торможения при повышенной
    тормозимости или малой подвижности,
    (соответствует меланхолическому темпераменту).
    Дети меланхолического темперамента
    необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и
    обидчивы. При поступлении в детский сад, школу
    долго не могут привыкнуть к новой обстановки,
    коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых
    случаях переживания отзываются даже на
    физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у
    него нарушается аппетит и сон. Не только
    педагоги, но и медицинский персонал и семья
    должны уделять таким детям особое внимание,
    заботиться о создании условий, вызывающих у них
    возможно больше положительных эмоций.
  7. Свойство нервной системы каждого человека не
    укладываются в какой-то один “чистый” тип
    высшей нервной деятельности. Как правило,
    индивидуальная психика отражает смешение типов
    или проявляется как промежуточный тип (например,
    между сангвиником и флегматиком, между
    меланхоликом и флегматиком, между холериком и
    меланхоликом).

    При учете возрастных особенностей развития
    детей педагог во многом опирается на обобщенные
    данные педагогики и возрастной психологии. Что
    же касается индивидуальных различий и
    особенностей воспитания отдельных детей, то
    здесь ему приходиться полагаться лишь на этот
    материал, который он получает в процессе личного
    изучения воспитанников.

Учет индивидуальных особенностей

При изучении индивидуальных особенностей
детей следует обращать внимание на изучение их
физического состояния и здоровья, от которых во
многом зависит их внимание на уроке, занятии и
общая работоспособность. Нужно знать раннее
перенесенные учеником заболевания, тяжело
отразившиеся на его здоровье, хронические
болезни, состояние зрения и склад нервной
системы. Все это будет помогать правильно
дозировать физические нагрузки, а также
сказывается на участие в различных
спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной
деятельности детей, свойство их памяти,
склонность и интересы, а также
предрасположенность к более успешному изучению
тех или иных предметов. С учетом этих
особенностей осуществляется индивидуальный
подход к детям в обучении: более сильные
нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы
интенсивнее развивались их интеллектуальные
способности; слабейшим детям нужно оказывать
индивидуальную помощь в учении, развивать их
память, сообразительность, познавательную
активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению
чувственно-эмоциональной сферы детей и
своевременно выявлять их, кто отличается
повышенной раздражительностью, болезненно
реагирует на замечания, не умеет поддерживать
благожелательных контактов с товарищами. Не
менее существенным является знание характера
каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при
организации коллективной деятельности,
распределение общественных поручений и
преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также
ознакомления с условиями домашней жизни и
воспитания, которые оказывают значительные
влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание
педагогами, таких важных вопросов, которые
связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и
включают в себя степень восприимчивости,
педагогических воздействий, а также динамику
формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и
знание особенностей развития каждого ребенка
создает условие для успешного учета этих
особенностей в процессе обучения и воспитания.

Единство осуществления
индивидуального подхода в детском саду и семье

Не все семьи в полной мере реализуют весь
комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать
ребенка, другие – не умеют это делать, третьи –
не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях
необходима квалифицированная помощь педагога.

Да, работа воспитателей с семьями – труд
нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый
фактор индивидуального подхода к детям,
индивидуальной помощи, своевременного
предотвращения нежелательных проявлений в
характер ребенка.

Привлечение родителей, других членов семьи к
образовательной работе детского сада необходимо
прежде всего для детей.

Положительные результаты в воспитании детей
достигается при умелом сочетании разных форм
сотрудничества, при активном включении в эту
работу всех членов коллектива дошкольного
учреждения и членов семей воспитанников.

Формы работы могут быть самые разные, – это
посещения семьи и ребенка, день открытых дверей,
беседы, консультации, родительские собрания,
родительские конффенции. Но приоритет остается
за индивидуальной формой.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Работу как со всем коллективом родителей, так и
    индивидуально с отдельными семьями можно
    успешно проводить только на основе знания
    особенностей быта и воспитания детей в семье.
  2. Фактический материал по изучению воспитания
    детей в семье дает возможность не только узнать
    условия жизни, но и установить причины
    формирования индивидуальных качеств детей,
    выявить связь между условиями воспитания,
    формированием особенностей поведения и
    спецификой их проявления.
  3. Положительные результаты в работе с семьей
    могут быть достигнуты только в том случае, если
    между родителями и воспитателями достигнуто
    единство требований в отношении к детям и вся
    работа проводится по плану и систематично.
  4. Необходимо давать родителям конкретные
    сведения по вопросу о возрастных и
    индивидуальных особенностей детей, учить их
    видеть в своих детях хорошее, и плохое
    анализировать их поступки.
  5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы
    с семьей можно проводить и работу с несколькими
    семьями, имеющими сходные условия воспитания
    детей.
  6. Изучение особенностей семейного воспитания,
    так же как и изучение особенностей физического
    развития ребенка, является необходимым условием
    начала планомерной работы по осуществлению
    индивидуального подхода к детям в воспитании и
    обучении их, в различных видах деятельности.

Исследование типов темперамента
дошкольников.

Проведение исследования: Типы темперамента
детей определяются в процессе наблюдения за их
поведением и деятельностью в течении дня.
Наблюдения дополняются с результатами с
воспитателями и родителями. Обобщенные данные
заносятся в таблицу и соотносятся с
характеристикой типов темперамента.

Сангвиник. Быстрота и живость движений,
разнообразие и богатство мимики, быстрый темп
речи. Высокая психическая активность
проявляется в живости ума, находчивости и
стремлению к частой смене впечатлений,
отзывчивости на окружающие события.
Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко
переходит от слез к радости и наоборот, хотя
обычно преобладает хорошее настроение,
поскольку ребенок сравнительно безболезненно и
быстро переживает неудачи, не может находиться в
унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно
выносливый и неутомимый в том занятии, которое
его увлекает. Быстро схватывает информацию,
работоспособен и инициативен, сфера интересов
широка. Высокая общительность сочетается со
стремлением к лидерству. Ярко проявляется
эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и
спокойный ребенок. Ему присущи ровное
эмоциональное состояние, настойчивость и
упорство в своих стремлениях, устойчивость к
стрессам, малая возбудимость и невысокая
чувствительность. Медленные движения. Ребенку
трудно приступить к занятию, но начав его, трудно
переключиться. Предпочитает однообразные,
монотонные игры и занятия. Аккуратен т
педантичен. Часто играет один, игрушки потом
аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях,
в том числе к определенной еде, к “своей” чашке и
ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест
медленно, сосредоточенно. В деятельности
соблюдает порядок и сложившиеся традиции,
нарушение которых вызывает раздражение, а иногда
ярость.

Меланхолик. Отличается высокой
чувствительностью, глубиной и устойчивостью
эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к
мнительности и обидчивости. Нередко развиваются
повышенная ранимость, замкнутость,
отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит
в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же
время всецело отдается игре, любит мечтать,
фантазировать, очень хороший актер. В его
действиях много непонятного, что обусловлено
богатством внутреннего мира. Обычно ребенок
грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя
как маленький взрослый. Очень привязчив и
отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но
лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен,
раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг
общения узок, связи не многочисленны, но глубоки
и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и
осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен
к страданиям других. В игре одинок из-за
мнительности и страха предложить свое общество
другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен,
импульсивен и изменчив. В деятельности и общении
возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен
к резким сменам настроений, подвержен
эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен.
Движения быстрые и энергичные. Речь громкая,
частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда
внимателен, особенно когда возбужден. Плохо
переносит монотонную работу. Активно включается
в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро
угасает, если работа не интересная. В то же время,
если деятельность привлекательна, работает
энергично и долго. Решения самостоятельны, но
часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит
немного.

Изучение волевых проявлений.

Проведение исследования: Проводит
наблюдение за ребенком в разных видах
деятельности.

Обработка данных: Анализ проводят по схеме:

  • Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели,
    поставленные взрослым, а также самостоятельно
    ставит цель и руководствоваться ею в
    деятельности, достигать результата. Причины
    того, что цель не достигается.
  • Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции(не
    заплакать если больно) и непосредственные
    желания (помочь дежурным, когда хочется играть;
    не выкрикивать на занятии, а подождать своей
    очереди).
  • Какие волевые качества у ребенка
    сформулированы:
    • дисциплинированность: подчиняется ли ребенок
      общественным правилам поведения и деятельности;
      выполняет ли требования взрослого и насколько
      точно это делает; каковы причины невыполнения
      требований взрослого; как реагирует на эти
      требования ; насколько осознанно выполнение
      общественных правил поведения и деятельности;
    • самостоятельность: умеет ли ребенок
      действовать без посторонней помощи, не умеет;
    • настойчивость: умеет ли ребенок рационально
      организовывать свою деятельность,
      сосредоточенно ее выполнять;
    • инициативность: умеет ли ребенок выполнять
      деятельность по своей инициативе; в каких видах
      деятельности это проявляется и каким образом.
    • Делают выводы о том, насколько развиты волевые
      проявления.

Уровни сформированности волевых
проявлений:

  1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель
    и руководствуется ею в деятельности, умеет
    сдерживать свои эмоции и непосредственные
    желания. У ребенка сформированы такие волевые
    качества, как дисциплинированность,
    самостоятельность, настойчивость,
    инициативность.
  2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит
    цель, но не руководствуется ею в деятельности, не
    умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные
    желания. У ребенка сформированы лишь некоторые
    волевые качества.
  3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно
    ставить цель руководствоваться ею в
    деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и
    непосредственные желания. У ребенка не до конца
    сформулированы волевые качества.

Источник