Возрастные особенности развития ребенка до 1 года
Ранний возраст от 0 до 1 года
Кризис новорожденности
(0 – 2 месяца)
Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе впервые дни после рождения.
Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.
С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.
В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.
Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.
Новообразование – в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:
– общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
– использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
– обильные вокализации во время общения с матерью;
– реакция улыбки.
Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.
Младенческий возраст
(2 месяца – 1 год)
Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым.
Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.
Новообразования:
- К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
- Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).
Речь:
До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.
Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.
Особенности автономной речи:
– не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически (“би-би”), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
– общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
– связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.
Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.
Активная речь. Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы “где?”, “как?” выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации (“дай!”). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.
Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.
Предметная деятельность.
Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.
- Движущийся глаз. Известен феномен “глаза новорожденного” – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
- Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).
- Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
- Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
- Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
- Манипулирование предметом. Отличается от “настоящих” действий тем, что предмет используется не по назначению.
- Указательный жест.
- Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.
Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.
Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия “не написан” на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.
Он осваивает:
– назначение предмета;
– способы действий с предметами;
– технику выполнения действий.
В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.
Умственное развитие.
Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.
- Упражнение рефлексов. Дети “упражняют” все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
- Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
- Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх “чужого”), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
- Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).
Базовая потребность возраста.
Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.
В этом же возрасте формируется чувство привязанности.
Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности:
1) малыш ищет близости с любым человеком;
2) учится отличать знакомых людей от незнакомых;
3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка.
Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.
Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.
Кризис 1 года.
Первый год жизни ребенка заканчивается кризисом одного года.
Новообразование кризиса – автономная речь.
Кризис одного года характеризуется освоением речевого действия. Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологоческие ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.
Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. Эмоционально проявляется в аффективности. Эмоции примитивные. При этом наблюдаются различные нарушения:
– нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование);
– нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода);
– эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).
Кризис не относится к числу острых.
Источник
17 иÑÐ½Ñ 2018 12:06
ÐолиÑеÑÑво пÑоÑмоÑÑов: 3048
РпеÑвÑй год жизни Ñебенок ÑазвиваеÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ ÑÑÑемиÑелÑно. Ðа ÑÑо же ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ ÑодиÑелÑм в ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод?
СледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ, ÑÑо до года закладÑваÑÑÑÑ Ð¾ÑновнÑе пÑивÑÑки Ñебенка, ÑоÑмиÑÑÑÑÑÑ ÑклонноÑÑи и его лиÑноÑÑнÑе оÑобенноÑÑи. РдалÑнейÑем ÑазвиÑие малÑÑа завиÑÐ¸Ñ Ð¾Ñ ÐµÐ³Ð¾ воÑпиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ в ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ñеменной пеÑиод.
УÑловно пеÑиод ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñебенка Ð¾Ñ 0 до 1 года можно ÑазделиÑÑ Ð½Ð° ÑеÑÑÑе ÑÑапа. ÐаждÑй ÑÑап оÑ
ваÑÑваеÑ, пÑимеÑно, ÑÑи меÑÑÑа.
ÐеÑвÑй ÑÑап (Ð¾Ñ 0 до 3 меÑÑÑев). Ðа данном ÑÑапе ÑодиÑелÑми оÑÑÑеÑÑвлÑеÑÑÑ ÑÑ
од и пÑиÑмоÑÑ Ð·Ð° Ñебенком, ÑдовлеÑвоÑение его ÑизиологиÑеÑкиÑ
поÑÑебноÑÑей. ÐÑо оÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾! Так как, в ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ñ Ð²Ð°Ñего Ñебенка ÑоÑмиÑÑеÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²ÐµÑие к окÑÑжаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ, и Ð¾Ñ Ñого как каÑеÑÑвенно за ним ÑÑ
аживали ÑодиÑели (вовÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ð¸ менÑли пеленки, коÑмили, пеÑеодевали) завиÑÐ¸Ñ Ñо, как в далÑнейÑем малÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð¾ÑноÑиÑÑÑ Ðº окÑÑжаÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð¸ÑÑ.
ÐÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ ÑделиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑенÑоÑного воÑпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа. РодиÑелÑм надо Ñ Ñебенком ÑазговаÑиваÑÑ, пеÑÑ Ð¿ÐµÑенки, ÑаÑÑказÑваÑÑ Ð¿Ð¾ÑеÑки, игÑаÑÑ. ÐÑо ÑпоÑобÑÑвÑÐµÑ ÑенÑоÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñебенка: зÑениÑ, ÑлÑÑ
а, кооÑдинаÑии движений.
ÐÑоÑой ÑÑап длиÑÑÑ Ð¾Ñ 3-Ñ
до 6-Ñи меÑÑÑев. Чем болÑÑе ÑодиÑели бÑдÑÑ ÑазговаÑиваÑÑ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑом, вклÑÑаÑÑ ÐµÐ¼Ñ ÑазлиÑнÑе жанÑÑ Ð¼ÑзÑки, обÑаÑаÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑазлиÑнÑе звÑки пÑиÑÐ¾Ð´Ñ (пение пÑиÑ, ÑÑм веÑÑа, ÑелеÑÑ Ð»Ð¸ÑÑÐ²Ñ Ð¸ Ñ.д.), Ñем акÑивнее и бÑÑÑÑее малÑÑ Ð½Ð°ÑÐ½ÐµÑ Ð³ÑлиÑÑ, агÑкаÑÑ, лепеÑаÑÑ, ÑлÑбаÑÑÑÑ. ÐÑли Ñебенок в ÑÑи меÑÑÑа вам ÑлÑбнÑлÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ ÑказаÑÑ, ÑÑо ÑмоÑионалÑное ÑазвиÑие ваÑего малÑÑа ÑвоевÑеменно.
ТÑеÑий ÑÑап (Ð¾Ñ 6 до 9 меÑÑÑев) Ñ
аÑакÑеÑизÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑедливоÑÑÑÑ Ð¸ лÑбознаÑелÑноÑÑÑÑ Ñебенка. Ðн ÑÑановиÑÑÑ Ð²Ð¾ много Ñаз акÑивней, лÑбознаÑелÑней, непоÑедливей, наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°Ð²Ð°ÑÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑий Ð¼Ð¸Ñ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, Ñак как в ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод деÑи наÑинаÑÑ ÑидеÑÑ, ползаÑÑ, пÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð·ÑÑаÑÑ ÑодеÑжимое ÑкаÑов. ÐеобÑ
одимо пÑедоÑÑавиÑÑ Ð²Ð°ÑÐµÐ¼Ñ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ñвободно пеÑемеÑаÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ домÑ. Ðднако в ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÐµÑиод ÑодиÑелÑм надо бÑÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑелÑнÑми и не забÑваÑÑ Ð¾ безопаÑноÑÑи ваÑего Ñебенка.
РлÑбое вÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ñебенка оÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð° игÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð°ÐºÑивноÑÑÑ, Ñак как Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¸Ð³ÑÑ Ð¾Ð½ Ð¿Ð¾Ð·Ð½Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¸Ñ. Ðе ÑвлÑеÑÑÑ Ð¸ÑклÑÑением и Ñанний возÑаÑÑ (до года). Ð ÑÑом возÑаÑÑе Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ñакие игÑÑ ÐºÐ°Ðº ладÑÑки, ÑоÑока-воÑона. Ð ÑÑо же вÑÐµÐ¼Ñ ÑодиÑÐµÐ»Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð¸ ÑаÑÑи лиÑа: ноÑик, глазки зÑбки, ÑÑки, лобик.
ЧеÑвеÑÑÑй ÑÑап пÑодолжаеÑÑÑ Ð¾Ñ 9 меÑÑÑев до 1 года. Ребенок ÑÑиÑÑÑ Ñ
одиÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно, возÑаÑÑÐ°ÐµÑ Ð¸Ð½ÑеÑÐµÑ Ðº обÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñо взÑоÑлÑми. Ð ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ñеменной оÑÑезок ÑодиÑели наÑинаÑÑ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸ÑÑ Ñвоего малÑÑа Ñ ÑоÑмами пÑедмеÑов и иÑ
ÑазмеÑом. Ðожно наÑинаÑÑ ÑоÑÑиÑоваÑÑ ÑазлиÑнÑе пÑедмеÑÑ: маÑинки Ñ Ð¼Ð°Ñинками, кÑбики Ñ ÐºÑбиками, ÑобиÑаÑÑ Ð¿Ð¸ÑамидкÑ, маÑÑеÑÐºÑ Ð¸ Ñ.д.
РодиÑелÑм ÑледÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð½Ð¸ÑÑ, ÑÑо в лÑбом пеÑиоде Ð´Ð»Ñ Ñебенка, кÑайне важно, ÑеÑное обÑение Ñ Ð¼Ð°Ð¼Ð¾Ð¹ и папой. ÐоÑÑоÑнно ÑледÑÐµÑ ÑазговаÑиваÑÑ Ñ Ñебенком, обÑÑÑнÑÑÑ, пооÑÑÑÑÑ, Ñ
валиÑÑ, но и не допÑÑкаÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑÑ
дейÑÑвий. ÐÑоме Ñого, вÑе Ð¼Ñ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼, ÑÑо Ð´Ð»Ñ ÑоÑмиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñового пÑиÑ
иÑеÑкого ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ
одима добÑожелаÑелÑÐ½Ð°Ñ Ð°ÑмоÑÑеÑа в ÑемÑе. Так как, оÑноÑениÑ, ÑкладÑваÑÑиеÑÑ, Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑодиÑелÑми лÑгÑÑ Ð² оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñего Ñебенка.
Источник
Общая характеристика возрастного этапа с рождения до 1 года
На первом году жизни ребенка закладывается фундамент развития психики и личности; новорожденный ребенок последовательно овладевает жизненно необходимыми навыками и двигательными умениями (переворачивается с живота на спину, ползает, самостоятельно садится, стоит без опоры, удерживает равновесие, начинает ходить); развиваются различные формы поведения малыша (пищевая, социальная, связанная с справлением естественных потребностей и ознакомлением с собственным телом и окружающим миром), проходит первичная социальная адаптация ребенка, он овладевает умением взаимодействовать в паре с родными, получает от этого эмоциональное удовольствие.
В конце первого – начале второго месяца малыш проявляет способность концентрировать внимание на внешних объектах, проявлять элементарную выборочную эмоциональную направленность на людей, у него возникают первые средства общения с ними.
Быстрыми темпами совершенствуется чувствительность анализаторов, интенсивно развивается нервная система. Младенец способен анализировать и синтезировать внешние сигналы, дифференцировать их.
В возрасте трех месяцев малыш выделяет среди других людей мать, с четырех – дифференцирует своих и чужих.
В конце первого полугодия по сравнению с другими реакциями максимальной частоты достигают доразговорные средства общения.
Родные взрослые выступают сильнейшим емоциогенным объектом, общение с ними превращается в специфическую активность, целью которой является сам контакт.
В этой активности и на ее основе формируются манипулятивная и предметная деятельности, возникает отображающая игра, появляются элементы труда. В конце первого года возникают функциональные действия, воспроизводящие взрослые способы действий с предметами.
Крик по реакции на дискомфорт превращается в форму доречевого общения. Ребенок начинает понимать слова, реагировать на них.
Возникают элементарные формы речевого диалога.
К концу первого года жизни рост ребенка составляет 70-80 см, вес около 10-12 кг (утроенный вес новорожденного).
Младенец отличается большой головой (1/4 часть тела) и короткими ногами (1/3 длины тела).
Основные антропометрические средние характеристики ребенка от рождения до 1 года представлены в таблице
Возраст | Девочки | ||
Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | |
При рожд. | 34-38 | 48-51 | 2890-3780 |
1 мес | 36-40 | 51-56 | 3606-4694 |
3 мес | 38-43 | 58-62 | 5495-6655 |
6 мес | 43-46 | 64-69 | 7050-8910 |
9 мес | 45-51 | 68-73 | 8270-10290 |
12 мес | 47-51 | 72-77 | 9001-10800 |
Возраст | Мальчики | ||
Окружность грудной клетки (см) | Длина тела (см) | Масса тела (г) | |
При рожд. | 34-37 | 48-52 | 3075-3985 |
1 мес | 35-38 | 52-57 | 3680-4960 |
3 мес | 39-43 | 59-64 | 5950-6900 |
6 мес | 42-47 | 65-70 | 7790-9450 |
9 мес | 45-49 | 70-76 | 8705-11150 |
12 мес | 45-50 | 73-79 | 11000-11500 |
В 3 месяца ребенок держит головку, на 4-5 месяце – его рука, как орган практической деятельности и познания, начинает действовать целенаправленно. Первым целенаправленным действием является хватание, следующим – ощупывание предметов. Происходит распределение функций между правой и левой руками.
Возникают произвольные движения глаз, имеющих характер поиска, согласуются с поворотом головы и движением туловища.
В возрасте 6-8 месяцев младенец овладевает умением сидеть, на 8-м месяце передвигается на животе, с 9-го месяца начинает ползать и стоять, опираясь на опору. В конце первого года ребенок делает первые самостоятельные шаги.
Эмоции становятся способом общения ребенка с окружающей средой.
Общение взрослого с ребенком характеризуется неразрывностью их единства: он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, другой человек выступает необходимым условием развития малыша, вся его жизнь организована так, что рядом находится взрослый.
Взрослый человек вводит младенца в природную, предметную и социальную среду, знакомит с моральными правилами, выступает носителем различной информации, олицетворяет собой социальные нормы и требования, выступает посредником между ребенком и окружающим миром.
Движущей силой развития выступает противоречие между максимальной социальностью ребенка, его потребностью во взрослом человеке и минимальным владением средствами воздействия на него, возможностями реализовать собственную активность. Отношение младенца к действительности является социальным отношением. Взрослый получает статус партнера по эмоциональному сотрудничеству.
В возрасте 2-6 месяцев ведущей деятельностью выступает эмоциональное общение со взрослым, в основной форме – личностного общения. Оно предусматривает сформированную потребность ребенка в эмоциональной взаимодействии со взрослым и в его доброжелательном внимании к нему, способностью комплексом оживления (мимикой удовольствия, соответствующими жестами, активными движениями, вокализациями) реагировать на обращенные к нему улыбку, ласки, слова взрослого; узнавать мать и отца, выделять их среди других людей, особенно радоваться им, проявлять готовность поддержать контакт.
В 6-12 месяцев ведущей выступает предметно-манипулятивная деятельность, основанная на потребности ребенка в общении со взрослым как с партнером по совместным действиям.
Ребенок проявляет желание манипулировать предметами; мимикой, жестами, вокализациями, приглашает его к практическому сотрудничеству, требует от взрослого показа способов действия с предметами и игрушками, радуется открытию новых способов и свойств предметов, пытается воссоздать элементарные предметные действия, ориентируется на взрослого как на образец для подражания.
Возрастными новообразованиями у младенца выступают: элементарные формы ориентировочных реакций (сосредоточения, слежения, круговые движения глазами, задержание взгляда на новом предмете); реакция на голос матери, чувствительность к эмоциональному тону взрослого, понимание слов; целенаправленные, результативные и функциональные действия; перестройка голосовых реакций (агукание, гуканье, лепет); потребность в общении с другими родными, расширение круга общения; возникновение указательного жеста как средства связи с другим человеком; передвижения в пространстве (ползание, самостоятельная походка), отделение “я” от “мы”; простейшие мыслительные действия, основанные на установлении элементарных связей и отношений между предметами и их свойствами.
Конец первого года жизни ребенка является кризисным для развития личности. Кризис вызывается противоречием между интенсивным физическим и психическим развитием младенца, изменением его горизонтального положения на вертикальное, появлением элементарных навыков самостоятельного питания, хождения, действия с предметами и одновременно ограниченностью ресурсов малыша, который стремится к большему, чем может. Взрослый же человек, который все делает за ребенка, превращается в помощника, посредника, образец для подражания.
Основные линии развития младенца от рождения до 1 года
1. Физическое развитие
2. Эмоционально-социальное развитие
3. Познавательное развитие
4. Развитие речи
5. Экологическое развитие
6. Художественно-эстетическое развитие
Таблица “Режим дня ребенка от рождения до 1 года”
Процесс жизнедеятельности | Возраст ребенка | |||
От рожд. до 2,5-3 мес. | От 2,5-3 мес. до 5-6 мес. | От 5-6 мес. до 9-10 мес. | От 9-10 мес. до 1 года | |
Питание | Кормление по требованию | Кормление по требованию | 6.00, 10.00 14.00, 18.00 22.00 или 3.30 | 7.30, 11.30 16.00, 19.30 22.00 |
Бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | 6.00-8.00 10.00-12.00 14.00-16.00 18.00-20.00 | 6.30-9.30 11.30-14.00 16.00-19.30 |
Сон | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | Ребенок сам строит режим сон-бодрствование | 8.00-10.00 12.00-14.00 16.00-18.00 20.00-6.00 | 9.00-1 1.30 14.00-16.00 19.30-6.30 |
Массаж, гимнастика | 9.30-10.00 | 10.00-11.00 | 11.00-12.00 | 12.00-13.00 |
Купание | 20.30-21.00 | 19.30-20.00 | 19.30-20.00 | 19.00-19.30 |
Ночное кормление | Кормление по требованию | Кормление по требованию | 22.00 | 22.00 (до 10 мес.) |
Источник