Возрастные особенности развития ловкости у ребенка

Возрастные особенности развития ловкости у ребенка thumbnail

Доклад на тему:

Развития ловкости у детей дошкольного возраста.

Подготовила:

воспитатель

логопедической группы

Проулочнова Т.Г.

Для того чтобы добиться успеха в современном мире, и взрослым, и детям очень важно развивать умение быстро реагировать на меняющиеся ситуации и условия, переключаться с выполнения одной задачи на другую. Эти навыки нужны во всех сферах жизни, начиная с быта и заканчивая спортивными играми и соревнованиями, ведь победа более реальна для того, кто более ловок.

Под ловкостью понимается способность человека быстро, эффективно, точно овладевать новыми движениями и их сочетаниями, наиболее живо и верно менять свое поведение согласно меняющимся условиям и ситуациям.

Ритм современной жизни предполагает наличие ловкости для достижения успеха в самых разнообразных сферах жизни. По этой причине родителям и педагогам необходимо проявлять инициативу и начинать работать над развитием ловкости у детей в то время, когда основные физические качества у них только начинают формироваться.

Какого ребенка мы называем ловким? Во-первых, того, кто способен быстро усвоить и выполнить правила подвижной игры, а также дополнительные задания, обусловленные меняющимися обстоятельствами. К примеру, это может быть игра, в основе которой лежит челночный бег или бег змейкой, прыжки с разного рода продвижениями (вперед, назад, в стороны) и т. д.

Ловкий ребенок быстрее других справится с выполнением определенной задачи. Например, в ходе эстафеты малыш быстро залез и слез с лестницы, добежал до цели, минуя препятствия, помог своей команде первой пройти предусмотренные испытания, тем самым приведя ее к победе.

Однако не стоит думать, что ловкость – это исключительно скорость реагирования. В определенных случаях она требует проявления смекалки или, наоборот, взятия паузы, необходимой для концентрации на определенном действии. Дети, у которых ловкость достаточно развита, в состоянии выполнять какие-либо действия и оценивать ситуации с учетом силовых, пространственных и временных характеристик. Ребенок дошкольного возраста уже способен попасть в цель мячом, не теряя равновесия пройти по бревну, стоять на одной ноге и т. д. Выделяют два основных типа ловкости:

  1. Общая. Она предполагает умение ребенка выполнить новые двигательные упражнения.
  2. Специальная. Под ней подразумевается способность координировать движения при нахождении в конкретной ситуации. Эту ловкость можно подразделить на два подвида:
  • акробатическую;
  • прыжковую.

При помощи акробатической ловкости ребенок учится защищаться во время игры, правильно совершать броски. Под прыжковой понимаются приобретенные навыки, помогающие детям контролировать свое тело без какой-либо опоры. Стоит совершенствовать оба вида, для этого отлично подойдут различные прыжки, будь то в длину или в высоту, упражнения, заставляющие держать и сохранять равновесие, жонглирование не крупными предметами.

Общие рекомендации по улучшению и развитию ловкости у детей дошкольного возраста.

Развития ловкости у детей можно достигнуть двумя основными способами:

  • Регулярно вводить в жизнь ребенка новые упражнения, способствующие развитию ловкости, постепенно усложняя их.
  • Усложняя уже известные ребенку упражнения с изменением привычных условий их выполнения.

Занимаясь развитием ловкости у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдать нижеприведенные общие рекомендации:

  1. Измените исходное положение при выполнении обычных упражнений. Например, делая утреннюю зарядку, попросите ребенка изменить привычное положение рук или ног.
  2. Пробуйте новые способы выполнения упражнений, предложите ребенку менять опорные ноги, положение рук, углы наклона туловища, добавьте повороты, прыжки, наклоны и пр.
  3. Поэкспериментируйте с ритмом и скоростью выполнения упражнения, вводите в практику различные ритмичные сочетания, меняйте последовательность отдельных элементов упражнения.
  4. Используйте во время занятий дополнительные предметы различной фактуры, массы, формы. Предлагайте ребенку координировать действия с предметами и движения тела в ходе выполнения упражнений. При этом происходит как развитие ловкости, так и повышение способности согласовывать движения.
  5. Детей дошкольного возраста заинтересуют упражнения, которые выполняются группой, например, игра «Гусеница» или пробежка «на трех ногах».
  6. Уделяйте достаточное количество внимания различным подвижным играм, которые ускоряют развитие ловкости у детей дошкольного возраста.
  7. Пробуйте сочетание основных и дополнительных движений. К примеру, во время прыжков на скакалке можно добавлять движения руками или ногами, упражнения с мячом разнообразить хлопками или притопыванием.

Ловкость прямо связана с тем, как могут дети держаться на ногах вне зависимости от занимаемой позы и совершаемых при этом движений. В связи с этим не забывайте и об усовершенствовании координации, а также четкости мышечных ощущений и внимания.

Особенности развития ловкости у детей дошкольного возраста в детском саду.

Воспитатели детских дошкольных учреждений могут развивать ловкость, двигательные навыки детей с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. В этом возрасте детям больше всего подходят подвижные игры, не требующие какой-либо подготовки.

Лучше использовать простые, понятные игры, в которых задействовано наибольшее количество мышц. Они способны не только развивать ловкость ребенка, но и:

  • тренируют вестибулярный аппарат;
  • уменьшают утомление;
  • являются профилактикой нарушений осанки и зрения;
  • создают психофизиологический комфорт.

Не надо забывать, что в этот период нельзя развивать ловкость у детей без постоянной активизации их умственной деятельности в процессе выполнения разного рода физических упражнений.

Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) меняется отношение ребенка к выполнению поставленной задачи. Дети начинают прилагать усилия к тому, чтобы как можно более качественно с ней справиться.

Двигательная активность отличается большим разнообразием – дети дошкольного возраста могут совершать целый ряд движений, осваивают новые способы выполнения упражнений, стремятся к большей самостоятельности, проявляют инициативу в создании групп по интересам.

Дети 5 лет и старше выполняют осознанные и преднамеренные движения. У них не возникает вопросов относительно того, чего требует от них воспитатель, что необходимо для реализации поставленной задачи. В этом возрасте дети интересуются особенностями новых для них упражнений, стремятся к пониманию алгоритма их выполнения, к достижению высоких результатов. Ребенок сравнивает движения, которые совершает он сам, с теми, что делают его сверстники, а также в состоянии увидеть взаимосвязь между совершаемыми движениями и получаемым результатом.

У многих дошкольников на первом месте желание опередить в каких-то достижениях своих товарищей, поэтому они могут многократно повторять упражнения, добиваясь того, чтобы оно получалось как можно лучше, и при этом не замечают возникающих трудностей. Совершенствование двигательных качеств и упорство служат отличной стартовой площадкой для развития ловкости и работоспособности.

Желание совершенствоваться в выполнении каких-то задач, учиться новому, получать признание как от взрослых, так и от ровесников – совершенно естественно для старших дошкольников. Оборотная сторона медали – часто возникающее между детьми соперничество, а также отрицательное отношение к тем, которые справляются с поставленными задачами лучше либо хуже.

Особенности развития ловкости у детей этого возраста связаны с началом подготовки к поступлению в школу. В большинстве случаев старшие дошкольники имеют достаточно высокий уровень физической подготовки. Они легко справляются с выполнением заданий, не только повторяя движения вслед за воспитателем, но и могут выполнять упражнения, основываясь на словах взрослого, а также объяснять их самостоятельно. Все движения в этом возрасте совершаются осмысленно, с достаточно высокой степенью координации.

Занимаясь с дошкольниками, надо развивать не только ловкость, но и координацию движений, тем самым работая над совершенствованием двигательных навыков ребенка. Для этого не стоит ограничиваться исключительно классическими физическими упражнениями, надо использовать активные подвижные игры, в том числе эстафеты, которые усиливают такие качества, как скорость, быстрота, находчивость, ловкость.

Развитие ловкости у детей обуславливается первоначально имеющимся двигательным опытом и лишь потом уровнем соответствующих навыков. Критерием для оценки ловкости ребенка служит его умение быстрее и увереннее остальных осваивать выполнение новых упражнений, принимать во внимание условия деятельности.

Источник

Современная жизнь диктует свои правила не только взрослым, но и детям дошкольного развитие ловкости у детей дошкольного возраставозраста. Чтобы не отставать и быть всегда успешными, детям необходимо уметь быстро реагировать на смену условий, переключая внимание. Это касается быта, игр, спортивных соревнований – ребенку просто необходимо быть ловким, чтобы выходить победителем в любой ситуации.

С самого рождения малыша родители внимательно отслеживают изменения его физического развития, сравнивая имеющиеся показатели с нормами. Для них на этом этапе развития имеет значение все, начиная с того, с какого возраста и сколько времени может удерживать головку кроха, и заканчивая возрастом, когда он научится уверенно ходить и бегать.

Отслеживая достижения ребенка, только редкие родители действительно понимают, насколько непросто все это дается малышу и как многое здесь зависит от того, на каком этапе развития у него находится ловкость.

Некоторыеразвитие ловкости у детей дошкольного возраста родители трагично разводят руками, констатируя тот факт, что от природы их ребенок неуклюжий и неловкий. Другие же с гордостью говорят о том, какой энергичный, быстрый и ловкий у них малыш. Большая часть родителей списывают заслуги и недостатки малыша на наследственность, считая, что не могут повлиять на ситуацию. На самом же деле ловкость – это качество, которое можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Как это делать и что нужно знать? Об этом ниже.

О ловкости

Ловкость – это качество человека, которое заключается в его умении быстро усваивать новые движения и их сочетания, меняя свое поведение в зависимости от изменяющихся условий максимально быстро и правильно.

Учитываяразвитие ловкости у детей дошкольного возраста ритм современного мира, можно отметить, что прожить в нем успешным, достигающим целей человеком без ловкости будет непросто. Именно поэтому родители и педагоги должны проявить инициативу и начать работать над развитием ловкости у детей в дошкольном возрасте, когда основные качества у них только начинают формироваться.

Ловким можно считать ребенка, который умеет быстро выполнять правила подвижной игры и дополнительные задания, учитывая изменяющиеся условия. Например, это может быть игра на основе челночного бега или бега змейкой, прыжки с разного рода продвижениями и пр.

Кроме того, ловким считается ребенок, который справился с выполнением задания быстрее других детей. Малыш может быстро залезть и слезть с лестницы, быстрее всех добежать до цели с препятствиями, помочь команде во время проведения эстафеты, приведя ее е победе.

Нужно развитие ловкости у детей дошкольного возрастапонимать, что ловкость – это не только скорость реакции. В некоторых случаях нужно проявить смекалку или сделать паузу, чтобы сконцентрироваться на определенном действии. Развитие ловкости особенно необходимо в случае с детьми, которые планируют принимать участие в спортивных соревнованиях.

Как правило, действительно ловкий ребенок умеет быстро оценить ситуацию и выполнить действие с учетом силовых, пространственных и временных характеристик. Дошкольник может попасть в цель мячом, сохраняя равновесие, пройти по бревну, устоять на одной ноге и пр. Чтобы усовершенствовать такие навыки, необходимо заниматься с ребенком дошкольного возраста, вводя в его жизнь подходящие для развития ловкости упражнения.

Как улучшить ловкость дошкольника?

Есть два основных пути, следуя которым, можно улучшить показатели ловкости у ребенка.

  1. Ввести в его жизнь новые упражнения для развития ловкости, постепенно их усложняя.
  2. Усложнять уже знакомые ребенку упражнения, изменяя привычные условия для их выполнения.

Каким образом осуществлять развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста? Есть эффективные методы.

  1. Попробуйте развитие ловкости у детей дошкольного возрастаизменить исходные положения во время выполнения традиционных упражнений, например, изменив положение рук или ног во время выполнения обычных движений в ходе утренней гимнастики.
  2. Измените скорость и ритм выполнения упражнения, практикуя ритмические сочетания разного рода, изменяя последовательность элементов.
  3. Изменяйте методы выполнения упражнения, предлагая ребенку поэкспериментировать, меняя опорные ноги, положение рук, угол наклона тела, добавляя перевороты и пр.
  4. Введите в работу дополнительные предметы, различные по фактуре, массе, форме, предлагая ребенку сочетать действия с ними с движениями тела во время выполнения упражнений. Это будет способствовать совершенствованию координации.
  5. Интересный развитие ловкости у детей дошкольного возраставариант для детей дошкольного возраста – это коллективное выполнение упражнения, например игра в «гусеницу» или практика бега «на трех ногах».
  6. Сочетайте основные движения с дополнительными, предлагая ребенку, например, прыгать на скакалке, совершая определенные движения руками и ногами, работать с мячом с хлопками или притопыванием.
  7. Применяйте разного рода подвижные игры, ускоряющие развитие ловкости у ребят дошкольного возраста.

Ловкость и способность удерживаться на ногах независимо от позы и движений связаны между собой. Поэтому работать нужно и над совершенствованием координации, развивая четкость мышечных ощущений и внимания.

Тестирование ловкости

Проверять показатели ловкости должен опытный специалист, который развитие ловкости у детей дошкольного возрастасможет провести ряд физических упражнений и зафиксировать результаты для последующего их анализа. Как правило, речь идет о челночном беге на время. Принимая во внимание тот факт, что в проверке будут участвовать дети дошкольного возраста, тест нужно проводить в игровой форме с использованием кубиков, которые ребенок по очереди будет относить на скамейку.

Интересное задание – с флажками, которые также нужно будет оббегать на время. Достаточно будет 8 флажков на расстоянии метра друг от друга на общей дистанции длиной в 10 метров.

На основании полученных результатов можно будет сделать вывод о том, насколько гармонично протекает развитие ловкости у ребенка.

Работа над развитием ловкости в детском саду

В детских садах воспитатели также могут стимулировать развитие ловкости у развитие ловкости у детей дошкольного возрастадетей, делая акцент на совершенствовании их двигательных навыков с помощью физических упражнений, оздоровительных процедур. Отличная возможность улучшить ловкость у ребенка дошкольного возраста – это подвижные игры, не требующие какой-то специальной подготовки. Игры должны быть простыми, понятными, вовлекающими в работу как можно больше мышц.

Такие игры, помимо развития ловкости, будут способствовать:

  • тренировке вестибулярного аппарата;
  • профилактике нарушений осанки и зрения;
  • уменьшению утомления;
  • созданию психофизиологического комфорта.

Нужно понимать, что в течение всего дошкольного периода физические качества напрямую связаны с умственной деятельностью. Чтобы усилить развитие ловкости у ребенка дошкольного возраста, нужно постоянно активизировать его умственную деятельность в ходе выполнения физических упражнений.

Умственная развитие ловкости у детей дошкольного возрастадеятельность включает в себя:

  • знания;
  • познавательные процессы;
  • умственные действия;
  • эмоционально-волевые проявления.

Как развивать ручную ловкость?

В дошкольном возрасте за развитие именно ручной ловкости в большей степени отвечают игры с использованием мяча. Нужно понимать, что речь идет о дошкольниках, поэтому, выполняя такие игры и упражнения, нужно учитывать некоторые нюансы:

  1. Движения должны осваиваться ребенком в умеренном, комфортном для него темпе, чтобы он понимал, что от него требуется, и мог устранять развитие ловкости у детей дошкольного возрастадефекты в технике выполнения.
  2. Продолжительность действий должна быть сокращена настолько, чтобы к окончанию их выполнения ребенок не уставал. Например, дистанция для бега не должна быть более 30 метров, число повторов – не более 12 раз, а продолжительность непрерывного бега – не более 10 секунд у детей младшего дошкольного возраста и не более 20 секунд у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Упражнения должны быть разнообразными и интересными, с использованием усложнений, дополнительных предметов, с изменением интенсивности. Это нужно для того, чтобы у детей дети не закрепляли так называемый «скоростной барьер», сложно преодолеваемый в будущем.

Еще одно крайне важное условие для выполнения упражнений, направленных на развитие ловкости – это оптимальное состояние ЦНС, которого можно добиться, только если ребенок не был переутомлён ранее. То есть упражнения и игры на развитие ловкости лучше ставить в начале занятия или прогулки, пока дети не устали.

Особенности двигательной деятельности у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети начинают иначе развитие ловкости у детей дошкольного возрастаотноситься к поставленным задачам. Они стараются сделать все возможное, чтобы улучшить качество их выполнения.

Двигательная активность становится разнообразной: дошкольники уже владеют целым рядом движений и пытаются освоить новые способы выполнения упражнений, стараются быть более самостоятельными и даже выступают инициаторами создания мини-групп по интересам.

Движения у детей после пяти лет преднамеренные и осознанные. Они отлично понимают, чего от них хочет воспитатель и что нужно сделать для того, чтобы выполнить задание. Дети этого возраста с интересом вникают в особенности новых упражнений, пытаются понять алгоритм их выполнения, стремятся к высоким результатам. Сравнивая собственные движения с движениями сверстников, дети учатся строить связь между типом движения и полученными результатами.

Многие развитие ловкости у детей дошкольного возрастадошкольники в этом возрасте по собственной инициативе неоднократно повторяют упражнение с целью опередить по результатам сверстника, не замечая на своем пути трудностей. Двигательные качества совершенствуются, что позволяет говорить о создании подходящей основы для развития работоспособности.

В свою очередь это позволяет ребенку совершенствовать приобретенные навыки, искать новые способы и решения для усвоения сложных в отношении координации упражнений, стимулируя таким образом развитие быстроты и ловкости.

Для старших дошкольников совершенно нормально стремиться к совершенствованию деятельности, желать научиться чему-то новому, получить признание и уважение старших и сверстников. Нередким в этом возрасте является и соперничество, а также негативное отношение к детям, которые не могут так же хорошо выполнять задания.

Как развивать ловкость у старших дошкольников

Развитие ловкости в этом случае имеет свои особенности, которые связаны в основном с необходимостью начинать подготовку детей к поступлению в школу. У старших дошкольников уровень физической подготовки уже довольно высок. Их движения осознанные, координированные, имеют преднамеренный характер. Дети уже могут не просто выполнить упражнение так, как показывает воспитатель, а способны представить выполнение со слов или даже объяснить самостоятельно с оценкой собственных действий.

В случае развитие ловкости у детей дошкольного возрастасо старшими дошкольниками кроме ловкости необходимо работать и над развитием координации, таким образом стимулируя развитие двигательных навыков у ребенка. Именно в этом возрасте нужно, помимо классических физических упражнений, вводить в жизнь детей активные подвижные игры, включая эстафеты, позволяющие улучшить развитие быстроты, находчивости и, конечно, ловкости.

В заключение отметим, что понятие ловкости у детей обусловлено в первую очередь двигательным опытом, а только потом уровнем двигательных навыков. Ребенок считается ловким в том случае, если он быстрее и увереннее других усваивает новые упражнения и движения, принимая во внимание условия деятельности.

Правильные задачи и их последовательное выполнение позволят улучшить показатели скорости и ловкости у детей дошкольного возраста, подготовив их к учебным занятиям по физической культуре в школе.

Источник