Возрастные особенности нарушений личностного развития и поведения ребенка

Возрастные особенности нарушений личностного развития и поведения ребенка thumbnail

Нарушение личностного развития в детском возрасте.

Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском, так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.

Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности. Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в развитии.

Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений:

 формирование антисоциальной мотивации,

 появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),

 низкий уровень социальной компетентности и т.д.

Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других сферах, условно могут быть разделены на два класса:

  • специфические для определенного возрастного этапа (например, отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого феномена, например, в два-три года не может считаться негативным явлением развития);
  • неспецифические (общие) – такие нарушения в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие ситуативное эмоций и пр.

Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.

Вот ряд специфических проявлений эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения в личностном развитии.

Так, в

младенческом возрасте эмоциональными нарушениями личности являются:

 отсутствие “комплекса оживления”, определяющего эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребенка);

 задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки, которая в норме возникает в три месяца;

 неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и т.п.);

 апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;

На втором году жизни эмоциональными нарушениями являются:

 отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться серьезной аномалией процесса развития личности;

 высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, “застревание” эмоционального процесса, который в норме у ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;

 отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции при общении с близкими людьми прежде всего, родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим условием развития симпатии к другому человеку становится уровень активности этого человека в совместной с ребенком деятельности. Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так, ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного занятия) вызвать недовольство или противодействие;

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам питание рецепты

 отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;

 боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы, нежели в осторожности взрослых людей;

 эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при манипулировании предметом являются признаком нормального развития эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;

 депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия. Так, если небольшое неприятное событие (“шлепок” со стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);

 амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным, если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на удовлетворение потребностей (ситуациях “хочу нельзя”). Вне подобных ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений личностного развития.

В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и дошкольного возраста такое явление не свойственно, так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр взаимоисключающих друг друга действия).

Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок “мечется”, не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные эмоции;

 равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации восстанавливает нормальное развитие ребенка.

В

дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями являются следующие феномены:

 отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку, идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное явление, но оно еще и негативно влияет на развитие просоциальной мотивации и “объединяющих” чувств, регулирующих межличностные отношения.

Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса. Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным “застреванием”. Соответственно осложняется и диагностика отклонения, ибо регулярная “эмоциональная неадекватность” может рассматриваться как аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями нейродинамики психических процессов.

Читайте также:  Теория фрейда развитие ребенка

Отсутствие эмоционального предвосхищения может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком желаний другого человека;

 отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего, “близкого”, симпатичного). Синтония появляется к концу первого года жизни, но является признаком нормального развития личности не только в раннем, но и дошкольном возрасте;

 отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции для дошкольного возраста “чувства вины”, связанного с новым типом самосознания (“Это я сделал”) и способностью эмоционально возвращаться в прошлое;

 множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих различные ситуации.

Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и агрессивность.

Источник

| | | !

, , , , . , , . , , , .

1996 . . .

. . . ( ) ( ) .

, . () . .

1

.

1

1.( ). (), . . , , , , . – ,
2.( , , ), , . . , , ( , ). , , . , . , .
3. (, ) –, (). . , . – , , . – : ( , , ..)
4.(). . : ( ) ( ). : , , , . . , , . ( ) , – . . , , , . – . . . , .
5.. : (, ); (); (); ; (); , – (); – , (). – : (); , (). () () () (). , . – : , . , , , , , , , .
6. (, )(, , ).
7.. , , . , ,
8.(). , , , . : : ; , , ; ( , , – -, ; , .)

. 7 , 6 , , , , , , , . , , .

, : , (1971), (1975), (1989). , (2002), (1990) , , . , .

( ) (2004) , , , , , .

5.2.

.

, . , , , . . . <> . . [6, . 3].

(, , , . .) , – . (. . , . . ), ( , , . .), , , . ( . deviation ) .

, , , . , (), . , (, , , ).

. . , . . , , , , . . . : , , , , , , , , , , . , , ( , , ). ( ) . , , , , [4].

– . (. . , 1994) , -, .

– , , ; , : , , ;, , , , ., , , . .

2

, . : . .( . 3)

. , , , , , . , .

, , . .

, ; ; , , , , ., , , , , , , , , , , , .
, , , , , , , , , , , , ,, ) , .

3

, , , (, , , , , , ). . , ; () , .

– (. . ) – , , , , . – , . ( . 2)

, . .

, , (), . – , ; . . , , . , , .

2

IIIIIIIV
, . : – (, , , ); – ( , ). . : , , – . , ,. 1113 . ; , . , ,. (1417 ). . , .

( ) , , , , , , , . , , .

, , : (), , (. 4), .

4

: ; ; ( , , , . .); , . , .

5

– . , , . , . – , , , . .

, . . , , , , ( ). 13 . 1617 . , 10 , , , .

: 1) ; 2) ( , , – ); 3) , , , ; 4) , .

.

, ,
,
,
, ,

6

, , 9 10 , – . , .

– , .

,
, ; , ( )
, , 16 , (, , , , . .) 14

14 16 : -. , : – , , , , , , . – , . , .

, – . , : , , , , , , . – . . , , .

: – , , . , , , . , , , , . , (, , , ) 70 % . : 40 % [3].

, . , . , , (, , , ), .

(, , , , . .) . , , , , . , . .

, , ( ). : , ; , ; , ; . , ; , ; .

,

. , , , , . . , , , , , , .

3

/
1., , , , . . , : 3 , 67 . . , : , , . , . , , ,
2., , , . , . , , , , , , . . . , , . , , , , ,
3., . . , , . . , – , . , . : ; , ( , , ); ( , , . .); ; , . , , . . , . , – , .
4., , . -, . . , . , . , , , , . , . . , , , , – . . ; – , , ; , . . , . , , .
5., – , , . , . , , , , , , . , , . . , , . , , , , . , . , , , , ,

() , .

8

. (. ) , , . , , , , , , ( ), ( ). , . , (. ) , , . : ) () ; ) (, . .), (, .) . : ) – ( , ) ; ) ( ) ( , . .) ( , , .); ) , . .

. (. . ) , ( 9,10)

: ,
(, . .),
,
,
(, , , . .)

9

(, . .)
( , )
() : , , ,
,
, , ,

10

, . (, .). (. 11):

, , , . , (), () . , , . , . , , .

, , ,
,
,
,
,
,
,
,

11

, , , . , , , , .

, .

, . , : .

, , , , . . , . , , , , . , , . – , , . , . , , . , . (. .).

.. . , , , :

, , . , , . (, .). ;

, , , ;

. , , ;

, .. , ;

;

, , . , (, , .);

, . , ( , , .) (..).

, , . , . , , . – , . .

. , . , – . , – , . , , , .

. (.., ..). , . .

: , , ; , , ; , ; , , , , ; , , ; ; , , , ( , , .).

, , , . () .

, , , . . , . .

. , . , . , , . . , , , , (..). , , , ..

: 2015-04-08; : 2440 | | !

Возрастные особенности нарушений личностного развития и поведения ребенка studopedia.org – . – 2014-2021 . , . (0.021 )…

Источник

. . . – . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

:

2014

– – . , , .

. , , .

. , , , . , . . . . .

. .

-, , . , , , .

-, , – , , , , .

.

.., .., .., .., .., .., .., ., , .

. (Eron L.D., Huesmann L.R., Lefkowitz M.M.) , (Bandura A., Grusec J.E.) (Dodge K.A., Haskins R.), (Berkowitz I., 1989) .

: . , :

1. – ;

2. , ;

3. , ;

4. .

: . , , .. .

: .

: .

:

: , .

:

– – ();

10 1

. 1.

1.1 –

, , , . , – , , – , , , .

, , , , . .

, , , , . , .

, , . , , , – . , , , – .

, . , . .., .., .., .., ., .. .

, – , :

– ;

– , ;

– ;

– .

, , , – , – , .

1.2 –

– , ,

:

– – ;

– – ;

– .

– . , . . , , , , , .

. , , . , . , .

, , . , , . . , .

. , , . , ,

– . , , , . . , , .

, . . .

. , , , . , , , . : , , , , , .

, , , , , . . . , , .

. , , . , , . , .

, – – -, – : , , . , .

, : , – , – .

– , . – , – , , , . .. :

– (),

– (),

– .

, , , . , . , , , , , , , , , .

1.3

. , , – .. . . . . , . , , , .

– , , . , . , .. , , , ; , .

, , , . , . , , , .

. , , .

– , , . , . . , , , , , .

, , .. , .

– . .

– , : , . , , . , .

– , . , . .

, . , : .

, .

.. .

, , , :

– , , .

– , , , ;

– . , , ;

– ( – , , )

– ;

– , , . , (, , .);

– , .

, . 7 .

; , . , . , , . – , . .

– . . .

, .

, , , , . , . , .

1.3.1

, , . , , , , , , , , . , , , . , , . , , , .

, . , , , . , . , . , , . , , , .

, , . , , , , , . , , . , , . , , . .

, , . , . , . , . , . , . , , .

, , . , , , . . , . , .

, , . , , . . , , , . , , . .

, , – , . , , , . , . , , , , , , . , , .

1.4

. , , , , . : , , , , , .

, , . , . , .

, , , .. .

1.4.1

-. , . . :

– , , –

– , , – ;

, , , – ;

– , – .

, , , . , . , :

– , , .

, , . , , . .

( ). . , , , – . . – , . , .

. , . , , ,

. . , . , ( ). ( ) . , , . . , , – . , , , . – , .

, . , . , ; , . : – – .

, . , , , , , , , , (, ). ,

, . . , : ( – ) , , . , . , , . ( , ). , , ( ), ,

, , , , . , ( ). , (, , ). ( ), ()

, , , , ( ). , , . , , (, , , , ).

, . . , , () – , , , .

, . , . , , , . – , – .

. : 1) ( , , , , ), 2) ( , , ; ).

, ,

1.4.2

, , :

() – .

– , (, ), (, , , ).

– (, , ), (, , ).

– , , .

– , . .

:

– , , .

– , ,

, .

, (, , , , ). , . .

, .

. 2.

2.1 . . ( .. )

– (Buss-Durkey Inventory) — , . . 1957 . . , . (.., 1989 .), . , ( , ), . ( , ). ( ) ( ) .

, . , .

., , 酻. , . . ( :

1. () — . .

2. — (, , . .), (, , .).

3. — , ( , ), ( , , , . .). , , , , .. — .

4. — , ; , , , .

5. — (, , , , ).

6. — , , .

7. — , , , – .

8. — , , , , ( ).

:

1. .

2. , .

, , , , , , – . – : (, ), () ..

2.2

. . 1

. , , , , : , , , , һ, һ.

. , ( ), һ , һ ( һ).

1

11

1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+

2

8

7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75-

3

13

2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+

4

20

4+, 12+, 20+, 28+, 36-

5

9

3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+,64+, 69-,72+

6

11

6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70-

7

13

5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+.

8

11

8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+.

:

— =(1+2+ǻ);

— =(6+7).

— = 1+2+5 ( = 34 .)

— = + ( = 50.)

.

.

, 214, — 6,5-7 3.

, ?

> , .

< , .

, .

2.3

1

..

..

.

.

.

.

..

..

1

4

4

7

2

6

9

6

8

2

5

3

4

2

1

5

7

6

3

6

4

5

4

3

4

6

7

4

4

3

10

3

6

4

7

1

5

5

5

6

2

6

6

6

4

6

7

4

3

3

4

6

9

3

7

6

6

4

4

5

7

9

5

8

6

5

7

4

8

9

6

9

6

4

5

4

3

4

6

7

10

10

5

6

3

3

5

7

5

10, . =10 . . , .

, 7. , . , ..

4. , , , .

9 10 . 8 .

2,3,9,10 , , .

1,7,8 , .

6,7,8 , , , , , ..

, 1,3,9. . 4 .

2

1

14

15

17

29

2

15

6

16

21

3

16

7

17

23

4

14

10

21

24

5

16

12

17

28

6

20

10

19

30

7

19

12

9

31

8

20

12

22

32

9

16

7

17

23

10

22

8

23

30

. <25.

(= 15 12 ). .

9 10 , >.

. , , . – – .

– . . , . – .

– , . (), , .

:

– ;

– ;

– .

, , , , , . , . , .

– – . , , , .

, , , . . . . , . , .

, (, , , ). , . .

, .

1. . . : . -.: 2008. – 128 . – ( ).

2. .. / .- .: 2001

3. .. / : , . – .: . – 2002.

4. .. . : . . . . . / .., .., ..; .. .

5. .. / .. // . – 2006. – 1 (17).

6. . / . // .- 2006.- 1.- .61-70- 89

7. . . : , , . – . -, 2006. – 181 .) . 58

8. .. : . – .: , 2006.

9. / . .. .- .: , 2003.

10. . / . . – .: , 2000. .78

11. .. : . – .: .., 2001.

12. https://www.psyportal.net/7402/aktsentuatsii-haraktera-v-podrostkovom-vozraste/

13. https://www.km.ru/referats/333096-korrektsiya-narushenii-povedeniya-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta

Allbest.ru

  • – , – , , . .

    [165,2 K], 13.10.2010

  • – . . , .

    [114,9 K], 18.02.2011

  • . . , . .

    [48,2 K], 28.01.2014

  • . . .

    [166,8 K], 05.05.2011

  • . . . . .

    [34,5 K], 20.01.2014

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка страдающего дцп