Возрастные особенности нарушений личностного развития и поведения ребенка

Нарушение личностного развития в детском возрасте.
Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском, так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.
Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности. Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в развитии.
Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений:
формирование антисоциальной мотивации,
появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
низкий уровень социальной компетентности и т.д.
Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других сферах, условно могут быть разделены на два класса:
- специфические для определенного возрастного этапа (например, отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого феномена, например, в два-три года не может считаться негативным явлением развития);
- неспецифические (общие) – такие нарушения в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие ситуативное эмоций и пр.
Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.
Вот ряд специфических проявлений эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения в личностном развитии.
Так, в
младенческом возрасте эмоциональными нарушениями личности являются:
отсутствие “комплекса оживления”, определяющего эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребенка);
задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки, которая в норме возникает в три месяца;
неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и т.п.);
апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
На втором году жизни эмоциональными нарушениями являются:
отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться серьезной аномалией процесса развития личности;
высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, “застревание” эмоционального процесса, который в норме у ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;
отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции при общении с близкими людьми прежде всего, родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим условием развития симпатии к другому человеку становится уровень активности этого человека в совместной с ребенком деятельности. Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так, ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного занятия) вызвать недовольство или противодействие;
отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;
боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы, нежели в осторожности взрослых людей;
эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при манипулировании предметом являются признаком нормального развития эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;
депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия. Так, если небольшое неприятное событие (“шлепок” со стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);
амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным, если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на удовлетворение потребностей (ситуациях “хочу нельзя”). Вне подобных ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений личностного развития.
В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и дошкольного возраста такое явление не свойственно, так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр взаимоисключающих друг друга действия).
Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок “мечется”, не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные эмоции;
равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации восстанавливает нормальное развитие ребенка.
В
дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями являются следующие феномены:
отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку, идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное явление, но оно еще и негативно влияет на развитие просоциальной мотивации и “объединяющих” чувств, регулирующих межличностные отношения.
Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса. Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным “застреванием”. Соответственно осложняется и диагностика отклонения, ибо регулярная “эмоциональная неадекватность” может рассматриваться как аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями нейродинамики психических процессов.
Отсутствие эмоционального предвосхищения может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком желаний другого человека;
отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего, “близкого”, симпатичного). Синтония появляется к концу первого года жизни, но является признаком нормального развития личности не только в раннем, но и дошкольном возрасте;
отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции для дошкольного возраста “чувства вины”, связанного с новым типом самосознания (“Это я сделал”) и способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих различные ситуации.
Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и агрессивность.
Источник
| | | ! | |
, , , , . , , . , , , . 1996 . . . . . . ( ) ( ) . , . () . . 1 . 1
. 7 , 6 , , , , , , , . , , . , : , (1971), (1975), (1989). , (2002), (1990) , , . , . ( ) (2004) , , , , , . 5.2. . , . , , , . . . <> . . [6, . 3]. (, , , . .) , – . (. . , . . ), ( , , . .), , , . ( . deviation ) . , , , . , (), . , (, , , ). . . , . . , , , , . . . : , , , , , , , , , , . , , ( , , ). ( ) . , , , , [4]. – . (. . , 1994) , -, .
2 , . : . .( . 3) . , , , , , . , . , , . .
3 , , , (, , , , , , ). . , ; () , . – (. . ) – , , , , . – , . ( . 2) , . . , , (), . – , ; . . , , . , , . 2
( ) , , , , , , , . , , . , , : (), , (. 4), . 4 : ; ; ( , , , . .); , . , . 5 – . , , . , . – , , , . . , . . , , , , ( ). 13 . 1617 . , 10 , , , . : 1) ; 2) ( , , – ); 3) , , , ; 4) , . .
6 , , 9 10 , – . , . – , .
14 16 : -. , : – , , , , , , . – , . , . , – . , : , , , , , , . – . . , , . : – , , . , , , . , , , , . , (, , , ) 70 % . : 40 % [3]. , . , . , , (, , , ), . (, , , , . .) . , , , , . , . . , , ( ). : , ; , ; , ; . , ; , ; . , . , , , , . . , , , , , , . 3
() , . 8 . (. ) , , . , , , , , , ( ), ( ). , . , (. ) , , . : ) () ; ) (, . .), (, .) . : ) – ( , ) ; ) ( ) ( , . .) ( , , .); ) , . . . (. . ) , ( 9,10)
9
10 , . (, .). (. 11): , , , . , (), () . , , . , . , , .
11 , , , . , , , , . , . , . , : . , , , , . . , . , , , , . , , . – , , . , . , , . , . (. .). .. . , , , : , , . , , . (, .). ; , , , ; . , , ; , .. , ; ; , , . , (, , .); , . , ( , , .) (..). , , . , . , , . – , . . . , . , – . , – , . , , , . . (.., ..). , . . : , , ; , , ; , ; , , , , ; , , ; ; , , , ( , , .). , , , . () . , , , . . , . . . , . , . , , . . , , , , (..). , , , .. : 2015-04-08; : 2440 | | !
|
Источник
. . . – . . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
:
2014
– – . , , .
. , , .
. , , , . , . . . . .
. .
-, , . , , , .
-, , – , , , , .
.
.., .., .., .., .., .., .., ., , .
. (Eron L.D., Huesmann L.R., Lefkowitz M.M.) , (Bandura A., Grusec J.E.) (Dodge K.A., Haskins R.), (Berkowitz I., 1989) .
: . , :
1. – ;
2. , ;
3. , ;
4. .
: . , , .. .
: .
: .
:
: , .
:
– – ();
10 1
. 1.
1.1 –
, , , . , – , , – , , , .
, , , , . .
, , , , . , .
, , . , , , – . , , , – .
, . , . .., .., .., .., ., .. .
, – , :
– ;
– , ;
– ;
– .
, , , – , – , .
1.2 –
– , ,
:
– – ;
– – ;
– .
– . , . . , , , , , .
. , , . , . , .
, , . , , . . , .
. , , . , ,
– . , , , . . , , .
, . . .
. , , , . , , , . : , , , , , .
, , , , , . . . , , .
. , , . , , . , .
, – – -, – : , , . , .
, : , – , – .
– , . – , – , , , . .. :
– (),
– (),
–
– .
, , , . , . , , , , , , , , , .
1.3
. , , – .. . . . . , . , , , .
– , , . , . , .. , , , ; , .
, , , . , . , , , .
. , , .
– , , . , . . , , , , , .
, , .. , .
– . .
– , : , . , , . , .
– , . , . .
, . , : .
, .
.. .
, , , :
– , , .
– , , , ;
– . , , ;
– ( – , , )
– ;
– , , . , (, , .);
– , .
, . 7 .
; , . , . , , . – , . .
– . . .
, .
, , , , . , . , .
1.3.1
, , . , , , , , , , , . , , , . , , . , , , .
, . , , , . , . , . , , . , , , .
, , . , , , , , . , , . , , . , , . .
, , . , . , . , . , . , . , , .
, , . , , , . . , . , .
, , . , , . . , , , . , , . .
, , – , . , , , . , . , , , , , , . , , .
1.4
. , , , , . : , , , , , .
, , . , . , .
, , , .. .
1.4.1
-. , . . :
– , , –
– , , – ;
, , , – ;
– , – .
, , , . , . , :
– , , .
, , . , , . .
( ). . , , , – . . – , . , .
. , . , , ,
. . , . , ( ). ( ) . , , . . , , – . , , , . – , .
, . , . , ; , . : – – .
, . , , , , , , , , (, ). ,
, . . , : ( – ) , , . , . , , . ( , ). , , ( ), ,
, , , , . , ( ). , (, , ). ( ), ()
, , , , ( ). , , . , , (, , , , ).
, . . , , () – , , , .
, . , . , , , . – , – .
. : 1) ( , , , , ), 2) ( , , ; ).
, ,
1.4.2
, , :
() – .
– , (, ), (, , , ).
– (, , ), (, , ).
– , , .
– , . .
:
– , , .
– , ,
, .
, (, , , , ). , . .
, .
. 2.
2.1 . . ( .. )
– (Buss-Durkey Inventory) — , . . 1957 . . , . (.., 1989 .), . , ( , ), . ( , ). ( ) ( ) .
, . , .
., , 酻. , . . ( :
1. () — . .
2. — (, , . .), (, , .).
3. — , ( , ), ( , , , . .). , , , , .. — .
4. — , ; , , , .
5. — (, , , , ).
6. — , , .
7. — , , , – .
8. — , , , , ( ).
:
1. .
2. , .
, , , , , , – . – : (, ), () ..
2.2
. . 1
. , , , , : , , , , һ, һ.
. , ( ), һ , һ ( һ).
1 | 11 | 1+, 9-, 17-, 25+, 33+, 41+, 48+, 55+, 62+, 68+ |
2 | 8 | 7+, 15+, 23+, 31+, 39-, 46+, 53+, 60+, 66-, 71+, 73+, 74-, 75- |
3 | 13 | 2+, 10+, 18+, 26-, 34+, 42+, 49-, 56+, 63+ |
4 | 20 | 4+, 12+, 20+, 28+, 36- |
5 | 9 | 3+, 11-, 19+, 27+, 35-, 43+, 50+, 57+,64+, 69-,72+ |
6 | 11 | 6+, 14+, 22+, 30+, 38+, 45+, 52+, 59+, 65-, 70- |
7 | 13 | 5+, 13+, 21+, 29+, 37+, 44+, 51+, 58+. |
8 | 11 | 8+, 16+, 24+, 32+, 40+, 47+, 54+, 61+, 67+. |
:
— =(1+2+ǻ);
— =(6+7).
— = 1+2+5 ( = 34 .)
— = + ( = 50.)
.
.
, 214, — 6,5-7 3.
, ?
> , .
< , .
, .
2.3
1
.. | .. | . | . | . | . | .. | .. | |
1 | 4 | 4 | 7 | 2 | 6 | 9 | 6 | 8 |
2 | 5 | 3 | 4 | 2 | 1 | 5 | 7 | 6 |
3 | 6 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 6 | 7 |
4 | 4 | 3 | 10 | 3 | 6 | 4 | 7 | 1 |
5 | 5 | 5 | 6 | 2 | 6 | 6 | 6 | 4 |
6 | 7 | 4 | 3 | 3 | 4 | 6 | 9 | 3 |
7 | 6 | 6 | 4 | 4 | 5 | 7 | 9 | 5 |
8 | 6 | 5 | 7 | 4 | 8 | 9 | 6 | |
9 | 6 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 6 | 7 |
10 | 10 | 5 | 6 | 3 | 3 | 5 | 7 | 5 |
10, . =10 . . , .
, 7. , . , ..
4. , , , .
9 10 . 8 .
2,3,9,10 , , .
1,7,8 , .
6,7,8 , , , , , ..
, 1,3,9. . 4 .
2
1 | 14 | 15 | 17 | 29 |
2 | 15 | 6 | 16 | 21 |
3 | 16 | 7 | 17 | 23 |
4 | 14 | 10 | 21 | 24 |
5 | 16 | 12 | 17 | 28 |
6 | 20 | 10 | 19 | 30 |
7 | 19 | 12 | 9 | 31 |
8 | 20 | 12 | 22 | 32 |
9 | 16 | 7 | 17 | 23 |
10 | 22 | 8 | 23 | 30 |
. <25.
(= 15 12 ). .
9 10 , >.
. , , . – – .
– . . , . – .
– , . (), , .
:
– ;
– ;
– .
, , , , , . , . , .
– – . , , , .
, , , . . . . , . , .
, (, , , ). , . .
, .
1. . . : . -.: 2008. – 128 . – ( ).
2. .. / .- .: 2001
3. .. / : , . – .: . – 2002.
4. .. . : . . . . . / .., .., ..; .. .
5. .. / .. // . – 2006. – 1 (17).
6. . / . // .- 2006.- 1.- .61-70- 89
7. . . : , , . – . -, 2006. – 181 .) . 58
8. .. : . – .: , 2006.
9. / . .. .- .: , 2003.
10. . / . . – .: , 2000. .78
11. .. : . – .: .., 2001.
12. https://www.psyportal.net/7402/aktsentuatsii-haraktera-v-podrostkovom-vozraste/
13. https://www.km.ru/referats/333096-korrektsiya-narushenii-povedeniya-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta
Allbest.ru
…
– , – , , . .
[165,2 K], 13.10.2010
– . . , .
[114,9 K], 18.02.2011
. . , . .
[48,2 K], 28.01.2014
. . .
[166,8 K], 05.05.2011
. . . . .
[34,5 K], 20.01.2014
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник