Возрастной кризис ребенка 2 года

Возрастной кризис ребенка 2 года thumbnail

Ребенок сидит в шарикахРебенок растет, а вместе с ним приходят все новые и новые волнения и тревоги

Только научились понимать своего младенца, угадывать его желания, потом осилили с ребенком его первые шаги, навыки самостоятельно кушать.

Кажется, малыш повзрослел, многое понимает, стало легче. Но не тут-то было, он становится непослушным, неуправляемым, порой агрессивным.

Да, вот он кризис 2 лет у ребенка, меняющий его до неузнаваемости.

Сегодня о нем и поговорим. Разберемся, сколько длится кризис 2 лет у ребенка и как его распознать и правильно пережить.

Что такое кризис 2 лет?

Дети растут не только внешне, но и внутренне. Происходит развитие личности и становление психики. Они начинают чувствовать свою индивидуальность и проявлять самостоятельность.

Поведение малыша находится в полной зависимости от его эмоционального и психологического состояния.

На определенном этапе развития наступает кризис двух лет у ребенка. Не нужно воспринимать его, как что-то ужасное. Это — один из этапов взросления маленького человечка, а их в жизни будет еще очень много.

Поверьте, все это «цветочки» по сравнению с переходным возрастом.

Помните! Ваша задача: помочь ребенку гармонично развиваться, не подавляя его личность, а развивая необходимые качества и навыки.

Немаловажным остается вопрос: Когда заканчивается кризис 2 лет у ребенка?

При правильно выстроенной линии поведения родителей, кризис не затянется и успешно преодолеется в течение 2-4 недель.

Как проявляется кризис 2 лет?

Вот самые частые признаки наступающего переворотного момента:

  1. Проявление непослушания и своеволие – основные методы показать свою самостоятельность;
  2. Слова «нет», «не хочу» — способ показать родителям, что у крохи есть свое мнение;
  3. Главный способ манипуляции родителями – истерика, сопровождаемая криком;
  4. Негативизм проявляется в разбрасывании вещей и игрушек, замахивании на «обидчика», укусах, плевании.

Как пережить родителям

Кризис 2 лет у детей и как пережить его родителям?

Ничего страшного не происходит и в этой ситуации стоит четко придерживаться выработанных ранее правил и границ.

Если с границами трудно, то начинайте их выстраивать. Как правильно это сделать, смотрите в семинаре Мама-главная!>>>

Ребенок должен чувствовать поддержку, важно не подавлять в нем желание самостоятельности, при этом строго следить за тем, чтобы не потерять родительский авторитет.

Малыш должен усвоить границы: где он может принимать самостоятельные решения, а где обязан слушать родителей.

Некоторые советы, как поступать и что делать при кризисе 2 лет у ребенка:

  • В любой ситуации кроха должен быть уверен в вашей любви – это залог здоровых отношений;

Это правило относится к любому этапу взросления и развития ребенка. Больше объятий, ласки, поцелуев. Он должен понять, что вам не нравится не он сам, а его поступок.

Нельзя обзывать малыша, говорить, что он плохой и т.д. Акцентировать внимание необходимо только на его плохих действиях (читайте также полезную статью Как не кричать на ребенка?>>>).

  • Мудрые родители должны чувствовать ситуацию и, если это приемлемо, показать малышу, что с его мнением считаются;

Это не значит, во всем ему потакать, тогда он начнет полностью манипулировать родителями.

Такой подход заключается в предоставлении права выбора: предложить несколько приемлемых вариантов решения ситуации, пусть малыш решает сам.

Например: какую игрушку взять на прогулку, на какой площадке играть (читайте статью по теме: Как правильно гулять с ребенком?>>>), что он хочет есть, из какой посуды и так далее.

Это важно для становления личности. Постоянно подавляя малыша, вы растите неуверенного в себе человека.

  • Правильная реакция на истерику;

Если ребенок поймет, что это работает, родители «попались», он начнет ими манипулировать.

Как часто вы видели ситуацию: малыш берет запрещенный предмет, родители пытаются забрать, поднимается жуткий крик и предмет возвращается к нему в руку. Он одержал победу!

Правильнее, объясняя крохе, отвлечь его внимание, заменить чем-то другим и убрать ненужный предмет. Но поддаваться на крик нельзя ни в коем случае.

Пусть лучше кричит, чем вы проиграете. Теряется родительский авторитет, вы сдаете свою территорию (читайте важную статью по теме: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>).

Важно! Научиться пресекать истерики в домашних условиях, чтобы кроха не ставил родителей в неловкое положение в обществе.

  • Мудрые родители должны уметь предотвращать истерику;

Но, если она произошла, важно оставаться спокойным.

Кричать бесполезно, этим еще больше проявляется ваше бессилие. Малыш должен видеть твердых в своем решении и спокойных родителей.

Помните! Вы для него — пример. Если кричите вы, когда вырастет, он тоже будет кричать.

Если вам трудно справиться со своими эмоциями,  тренируйтесь это делать. Начните с методов, предложенных в семинаре Мама, не кричи!>>>

  • Можно во время истерики дать малышу побыть в одиночестве, большинство детей таким образом быстрее успокаиваются$
  • Если истерику побороть не удается, не нужно угрожать малышу невыполнимыми угрозами, он быстро поймет, что вы блефуете, что не выполните того, что говорите;

Если вы ставите условия, они должны быть вполне реальными и обязательно выполняться.

Принцип «ощутимых последствий». Например: ты не съел суп, печенье не получишь. Выполните свое обещание, иначе он поймет, что ваши слова «пустые».

  • Не нужно пугать малыша бабой Ягой или еще кем-нибудь. Это может развить в ребенке необоснованный страх;
  • Малыша нужно чувствовать, возможно, плохое поведение — это признак усталости, недомогания, желания спать или кушать;

В таких ситуациях воспитывать ребенка не правильно, сначала нужно удовлетворить его естественные физиологические потребности.

  • У ребенка уже в таком возрасте должны быть определенные границы поведения;
Читайте также:  Соэ у ребенка 2 года после болезни

Он должен знать, что можно делать, а что нельзя. Не думайте, что он маленький и ничего не понимает.

Важно, чтобы установленные границы и запреты соблюдали все члены семьи, с которыми контактирует кроха. Несогласованность действий малыш сразу же подмечает.

Вполне распространенная ситуация: папа не разрешил, а мама разрешает, или родители запрещают, а бабушка разрешает.

Если у вас с супругом нет единых взглядов на воспитание, смотрите семинар Мама и папа: воспитываем вместе!>>>

  • Меньше употреблять частицу «не»;

У малышей на нее особенная реакция. Фразу «не делай» можно заменить «а давай сделаем так, смотри что получается»; «не кричи» на фразу « давай попробуем послушать тишину, ты ее слышишь?».

Одним словом, придется проявить сообразительность.

Больше хитростей и приемов по предотвращению  капризов и истерик, вы найдете в интернет-курсе Послушание без криков и угроз>>>

  • В разговоре важен не только смысл сказанного, но и интонация. Малыш должен чувствовать твердость родительского слова;
  • Если кроха отказывается что-то делать, придумать, как его заинтересовать, делая это вдвоем;

Например, если он не хочет собирать игрушки, превратите это в совместную игру (много полезных советов вы найдете в статье Как научить ребенка убирать за собой игрушки>>>).

Не хочет одеваться, превратите это в игру, разговаривайте с ним, рассказывайте интересные истории, придумывайте сказки про одежду «на ходу» и предоставляйте право выбора.

Может кроха просто хочет одеть любимую футболку или девочка платье (также в помощь вам будет статья: Как научить ребенка одеваться самостоятельно?>>>).

  • Во время проявления агрессии в общении с другими детьми, нужно перевести внимание, увести в сторону, но не ругать малыша при посторонних и не сравнивать его с другими детками;

«Смотри какой Миша хороший, а ты — плохой» — это в корне не правильная фраза. Вы теряете доверие своего малыша, самый дорогой человек на свете обидел его и оценил другого ребенка. Придумывайте, как решить конфликт и отвлечь кроху.

Как ни крути, но в любом кризисе, придется проявлять сообразительность, обходить «острые камни», договариваться и давать право выбора. Ваш малыш растет, а вы набираетесь опыта.

Читайте также:

  • Как заставить ребенка слушаться?
  • Как вести себя с ребенком?
  • Если ребенок в 2 года не слушается

Источник

От автора: Статья рассказывает о протекании первого возрастного кризиса 18-24 месяцев (в популярной литературе чаще упоминаемого как кризис трех лет), и раскрывает особенности детского развития, позволяющие родителям лучше понять своего ребенка.

       Первым кризисом, встречающимся на пути детского развития, является кризис, который в популярной литературе более известен как кризис 3 лет (хотя, к этому возрасту, он уже должен «сходить на нет»). В американских популярных изданиях время этого кризиса называют более точно – «эти ужасные два». Внимательные родители замечают, что данный кризис протекает примерно в период 18-24 месяцев, и в психологической литературе называется кризисом воссоединения. Смысл этого названия мы поймем чуть позже.

        Этот кризис проходит не проще и не легче, чем всем известный подростковый кризис, и заслуживает к себе особого внимания.

         Для матери ребенка этого возраста данный период может быть очень непростым. Здесь она сталкивается с частыми капризами ребенка, непоследовательными требованиями и желаниями, его агрессией, упрямством, вспышками ярости. На все это женщины часто реагируют собственным раздражением, срываясь, прибегают к неоправданным наказаниям.

        Чтобы понять трудности периода воссоединения, нам стоит немного рассмотреть особенности предыдущего периода, который длится, условно говоря, с окончания первого года до полутора лет, который называют фазой практикования. Она так названа, потому что ребенок в это время начинает ходить, упражняется в различных видах двигательной активности, познает мир, и практикуется  в освоении разных видов деятельности. Малыш этого возраста очарователен. Он опьянен своими возможностями и величием (ему кажется, что он все может, и все ему подвластно!) и очарован прекрасным и завораживающим миром, открывающимся для него. Теперь, имея способность к прямохождению, можно больше увидеть, больше услышать, больше потрогать! Часто малыш сам себя развлекает, находясь в постоянном восторге от своих открытий, у него сияют глазки, на личике светится улыбка. У большинства детей в этом периоде присутствует энергетический подъем. Они невосприимчивы к падениям и ударам – быстро поднимаются и продолжают свои исследования. Получая помощь от матери, ребенок еще не осознает ее, как поступающую из вне, ощущая, что это он всё сам.

         На этом этапе, с одной стороны, матери надо быть все время начеку, чтобы оградить ребенка от возможных опасностей; но, с другой стороны, она получает и некоторое облегчение. Потребность ребенка в матери несколько снижается за счет того, что он начинает испытывать больший интерес к неодушевленным предметам, к окружающему миру. Часто он, увлеченный своими занятиями, на долгое время забывает о матери (хотя малышу периодически надо вернуться к ней, чтобы подтвердить ее доступность, подзарядиться от ее прикосновений). Часто дети становятся способны подзарядиться от одного звука голоса матери или ее взгляда.   Для такого ребенка мать – это такая «домашняя база подзарядки», но она еще не расценивается как отдельный  самостоятельный индивид.

Читайте также:  Противовирусные препараты ребенку 2 года как часто можно пить

         Матери, не склонные удерживать малыша в слиянии с собой для удовлетворения собственных нужд, чувствуют некоторое облегчение – «наконец-то малыш стал самостоятельным», и у мамы есть глоток свободы и минутка для себя.

        Но вдруг что-то случается – веселый, счастливый и (как порой кажется) уже почти «самостоятельный» малыш вдруг опять становится прилипчивым, нуждающимся в постоянной доступности матери, да еще капризным, агрессивным, упрямым.

        Это означает начало следующей фазы – «нового сближения» или «кризиса воссоединения» с матерью. Это название отражает то, что, имеющееся на предыдущей фазе относительное безразличие к присутствию матери, сменяется постоянной озабоченностью по поводу ее местонахождения и активными обращениями к ней.

       Причины воссоединения (нового сближения) ребенка с матерью.

       Во-первых, в возрасте 18-24 месяцев ребенок, желая быть автономным и отдельным (желая «покинуть» мать), и имея физические возможности для этого, проецирует  свои желания на мать. Проецирует – т.е. приписывает ей то, что исходит от него. Тогда в его психике мать воспринимается той, которая может желать покинуть его. Тогда у малыша возрастает тревога из-за отсутствия матери и он становится  “прилипчивым”, часто – ходящим по пятам. 

        Во-вторых, как мы уже говорили, в предыдущей фазе развития малыш еще недостаточно чувствовал мать, как отдельного человека. По мере осознания малышом своей отдельности, и мать для него становится самостоятельным, отдельным от него человеком; и тогда у него появляется сильное желание разделять с матерью каждое свое новое открытие и переживание. Ведь она уже, не являясь «единым целым» с ребенком, не может магическим образом узнавать обо всех его открытиях. 

        В-третьих, прежнее ощущение своего всемогущества («я все могу, и мне все подвластно»), характерное для предыдущей фазы, болезненным образом терпит крушение. Ребенок осознает, что часто бывает беспомощным перед окружающим миром, и все также нуждается в матери.

        В этот непростой период, бывает, что женщина встречается со своим частым  раздражением. Она сбита с толку – малыш демонстрирует все большую независимость, а с другой стороны, ожидает участия матери в каждом своем деле. Матери бывает трудно принять требовательность ребенка в постоянном ее присутствии, после того, как она почувствовала его некую самостоятельность и свою – пусть небольшую свободу.

        Этот период чреват многочисленными конфликтами.        

        С одной стороны, ребенок стремится к самостоятельности, а, с другой стороны, чувствует беспомощность справиться с этим миром; испытывает прежнее желание, чтобы мать могла угадывать его желания и предвосхищать их.

       Порой малыш пытается использовать мать, как продолжение своего Я, и тянет ее руку к какому-то предмету, пытаясь ей, как инструментом достать его; или ожидает, что мать, направляемая единственным магическим жестом, выполнит промелькнувшее у ребенка желание. Когда он сталкивается со своей беспомощностью и отдельностью матери (которая уже не желает быть продолжением его Я и выполнять все его желания), у него  случаются вспышки ярости, гнева.  Но ни он, ни мать – больше не способны функционировать как одно целое. Ребенок болезненно – через битвы и конфликты –  начинает осознавать, что его родители являются независимыми людьми со своими личными интересами; и мать, даже поняв его потребность, порой не торопится удовлетворять ее. У ребенка возникает протест и бунт, что он не способен заставить весь мир вращаться вокруг него! Он должен постепенно отказаться от иллюзии своего величия.

        Вообще, ребенок этого периода часто бывает агрессивен, проявляет  негативизм, и с ним бывает непросто. Причин тому также немало. Появляющаяся и развивающаяся автономии ребенка защищается им при помощи постоянного слова «нет» – этим обусловлен его негативизм.

        Часто ребенок бывает упрям. Ощущая свою отдельность, и наставая на своей независимости, он может отказываться подчиняться требованиям матери. Порой можно наблюдать, как ребенок отказывается садиться или вылезать из коляски, испытывая материнское терпение; или, в знак протеста  разворачивается и пытается убежать в другую сторону (хотя и поглядывает – пойдет ли мать за ним).

         Кроме этого, гнев и злость появляются, если желаемая вещь оказывается недоступной, и малыш сталкивается со своими ограничениями. Он понимает, что на самом деле он не может достать ту вазочку, развязать этот узелок, забраться на этот комод. И самое главное разочарование в этой жизни приходит с осознанием того, что помощь не приходит магическим образом, после того, как он почувствовал в ней потребность или даже озвучил это.

        Осознавая тело, как собственное, ребенок противится действиям, которые производят с ним, во время которых он должен проявлять пассивность – переодевания, смена подгузников… Также он заметно сопротивляется, когда его обнимают или целуют, когда он к этому не готов. Чаще протестом на это реагируют мальчики.

        На период времени, когда у ребенка появляются свои желания и нежелания, свои хочу и не хочу,  приходится приучение к горшку, что часто приводит к конфликтам.  Ребенок, ощущая тело, как принадлежащее ему, противится контролю над ним и его функциями, часто не желает отдавать по требованию матери то, что считает своим (содержимое кишечника). Или, наоборот, назло матери писает, где попало, внимательно следя за ее реакцией.

Читайте также:  Как дать парацетамол ребенку 2 года если он его выплевывает

         Важно помнить, что приучение к горшку, не должно перерасти в «битвы на горшке». Ребенок, чувствуя насилие и давление, может выработать на всю жизнь такие черты, как упрямство, жадность, негативизм. Лучше в этом вопросе следовать за ребенком, хваля его за «удачи», но, не настаивая на подчинении. Может быть, мамочке не удастся похвастаться перед знакомыми во дворе, что «вы» в первых рядах без подгузников, зато вы сохраните здоровое  развитие  психики ребенка.

        В этот непростой период маленький  человечек переживает чувства печали и злости из-за потери ощущения слияния с матерью; разочарования в матери (не всемогущей, непонятливой и имеющей «наглость» иметь свои желания!); чувства беспомощности и бессильной ярости от осознания своих ограничений. Он болезненно осознает свою беззащитность (потому что даже мать уже не всегда может восстановить его ощущение благополучия); и одиночество – т.к.  интересы матери бывают отличными от его собственных. Эти переживания вступают в конфликт с чувством грандиозности и всемогущества периода практикования, когда ребенок чувствовал себя «властелином мира».

 Ошибки родителей и способы гармоничного взаимодействия с ребенком.

        В период кризиса воссоединения матери бывает непросто выдержать требования ребенка, касающиеся ее постоянной доступности, и противоречивость его желаний. У женщины такое поведение часто вызывает вспышки раздражения. Малыш то просит помощи матери, то отталкивает ее в  ее попытках помочь; то он хочет близости с матерью, но, только получив, сразу отвергает ее. Также приступы гнева, упрямства и негативизма подвергают испытанию терпение матери.

       Нередко женщины, испытывая бессилие, и срываясь, прибегают к первым шлепкам и наказаниям. Порой матери, утомленной однообразным уходом за малышом, с отсутствием времени для себя, бывает сложно напомнить себе, что в таком поведении ребенка нет преднамеренного желания «довести» взрослых, специально сделать назло. Негативизм и упрямство ребенка – это примитивные, но пока единственные способы доказать, что он имеет собственное  мнение, что он – личность, нуждающаяся не только в опеке, но и в признании автономии, права на свою точку зрения.

        Ребенку важно, чтобы взрослый выдерживал его агрессию, не прибегая к наказанию (как отмщению, или демонстрации своей силы); важно чтобы малыш чувствовал, что он не разрушает своей агрессией родителей, они способны  выдерживать бури и оставаться рядом, не лишая ребенка своей любви.

        Часто случается, что мать, уставшая от постоянного контакта с ребенком, начинает отказывать ему в своем участии, эмоциональной поддержке. Но дело в том, что чем менее доступна в этом периоде мать, тем более настойчиво и отчаянно ребенок пытается добиться ее внимания.  Если ребенок тратит много энергии на то, чтобы отслеживать, где мать, и добиваться ее внимания, то психических сил не хватает на познание мира, развитие познавательных процессов и других психических функций.

        Важно, чтобы внимание матери было предсказуемым для малыша. Бывает, что мать игнорирует потребность ребенка в ней; а в другие периоды (испытывая вину за свое невнимание, и пытаясь компенсировать ее) несется к малышу по любому поводу, даже тогда, когда он вполне справляется с трудностями сам. Предсказуемая эмоциональная доступность матери способствует развитию у ребенка процессов мышления, снижению тревожности и достижению дальнейшей автономии. Матери важно откликаться на дела ребенка радостным участием, подбадривая его, и поощряя к дальнейшим открытиям.

        Другим матерям бывает трудно справиться с потребностью ребенка в независимости; смириться с тем, что его теперь нельзя считать частью себя; и уже невозможно поддерживать слияние, которое может компенсировать неудовлетворенность женщины другими аспектами жизни. Такие мамы сами становятся «тенями» своих детей и не дают им необходимого опыта самостоятельности. Важно признать, что ребенок – это отдельный, самостоятельный индивид, имеющий право на автономность, свои желания и потребности.

        В завершении можно добавить несколько простых истин.

 ·    Упрямое поведение детей часто провоцируется упрямством взрослых, которым не хватает гибкости, и они принципиально настаивают на своем, только из-за того, что «так надо». Чрезмерный авторитаризм взрослых либо подавляет ребенка, либо провоцирует более сильный бунт.

·     Важно не фиксировать внимание на упрямстве, не напоминать лишний раз ребенку о его «плохом поведении». Ставить себя на место ребенка, смотреть на мир его глазами.

·       Родителям стоит ограничить собственное слово «нет». Отказаться от противостояния «кто-кого».

·        Предоставлять ребенку право выбора. Не провоцировать ребенка на негативизм, задавая вопросы, которые требуют ответа: «Да»-«Нет». Такого реагирования можно избежать, заранее предлагая ребенку выбор: «Ты будешь молоко из этой чашки или из кружки?» «Мы идем в парк или на площадку?»

  (Подробнее об этом М. Малер «Психологическое рождение человеческого младенца»)

 Психолог-психотерапевт Ежек Наталия. www.gesterap.ru

Источник