Возрастная анатомия физиология развития ребенка
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Нижегородский педагогический колледж им. К.Д.Ушинского»
Контрольная работа
по предмету:
«Возрастная анатомия физиология и гигиена детей»
Тема: «Физиологические основы утомления. Профилактика переутомления детей дошкольного возраста».
студентка группы 144 з5
по специальности 050144 Дошкольное образование
Абрамова Мария Алексеевна
Проверила:
Швайкина.О.А.
г. Нижний Новгород 2014 г.
Введение
Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения учебной программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными явлениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Поэтому главная задача нашей работы – это заботиться об укреплении физического и психического здоровья детей.
Забота об охране нервной системы в условиях дошкольного воспитания особенно необходима. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, они ежедневно выполняют определённые обязательные задания, требующие подчас немалых усилий, собранности, испытывают эмоциональные нагрузки. Всё это при неблагоприятных условиях может создать предпосылки для перенапряжения нервной системы, а у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей легко возникают её расстройства. Поэтому так важна роль воспитателей, педагогов в регуляции поведения детей, их деятельности.
Основное отличие нервной системы ребёнка от взрослого заключается, прежде всего, в её недостаточной морфологической зрелости. Это создаёт предпосылки для быстрой истощаемости нервной системы, ранимости и делает её особенно чувствительной к воздействию неблагоприятных факторов, определяет относительно низкий предел работоспособности и выносливости нервных клеток.
Другой особенностью нервной системы ребёнка является слабое развитие процессов внутреннего торможения, которое происходит на более поздних возрастных этапах и от которого зависят способность управлять своим поведением, волевые качества.
Каковы же причины, предрасполагающие к развитию у детей отклонений в неврологической сфере? Прежде всего, это чрезмерное утомление ребёнка.
Основная часть
- Физиологические основы утомления
Под утомлением мы понимаем временное уменьшение работоспособности, наступающее во время работы, которому предшествует дискоординация функций, приводящая к снижению экономичности работы, и появления чувства усталости.
Внешние проявления мышечного утомления многообразны: нарушается координация движений, падает производительность работы, появляется одышка, чрезмерная потливость, краснеет или бледнеет кожа лица и др.
Умственное утомление также проявляется в снижении работоспособности, которому предшествует двигательное беспокойство, ослабление внимания к выполняемой деятельности, вялость, сонливость.
Утомление у разных детей проявляется неодинаково. У одних детей оно выражается в снижении активности, у других – в повышении возбудимости, у третьих появляются отрицательные поведенческие реакции, капризы, что приводит к возникновению конфликтов при общении их со сверстниками и взрослыми. У многих детей при утомлении нарушается сон, аппетит. Пропадает желание трудиться, снижается интерес к занятиям. Ребёнок постоянно отвлекается, плохо или совсем не усваивает то, что показывает или о чём говорит воспитатель, не доводит начатое задание до конца. Если в детском саду или в семье для ребёнка не созданы все необходимые условия деятельности и отдыха и объём нагрузок постоянно превышает его физиологические возможности, то утомление, постепенно накапливаясь, может перейти в переутомление, хроническое утомление, а это крайне отрицательно сказывается на его дальнейшем умственном и физическом развитии, а также состоянии здоровья.
На фоне утомления и переутомления снижаются защитные функции организма и, следовательно, повышается предрасположенность к заболеваниям.
Утомление может возникать в связи с различными факторами:
- нарушения режима,
- несоответствие умственных и физических нагрузок физиологическим возможностям организма,
- предъявление к ребёнку чрезмерных, повышенных требований в процессе воспитания и обучения,
- недостаточная продолжительность сна,
- длительные отрицательные эмоции и др.
В трудах выдающихся отечественных физиологов – И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.Е. Введенского указывается на неоднозначную биологическую роль утомления. С одной стороны, утомление можно рассматривать как защитную реакцию, предохраняющую организм от переутомления, нервные клетки от истощения. С другой – утомление, сопутствующее в той или иной мере любой работе, является необходимым условием повышения выносливости организма, тренировки.
Утомление представляет собой нормальный физиологический процесс, предназначенный для защиты нервных клеток и различных систем организма от чрезмерных перегрузок, приводящих к истощению функционального потенциала. Как правило, снижению работоспособности при утомлении предшествует появление усталости
Усталость – это комплекс ощущений, имеющих отрицательную эмоциональную окраску и возникающий во время длительной или интенсивной работы, при которой наступает момент, когда дальнейшее поддержание мышечного напряжения на заданном уровне становится трудным, и требуются всё возрастающие усилия для продолжения работы.
Человек ещё некоторое время продолжает выполнение прежнего объёма работ на фоне усталости, затем наступает утомление и работоспособность снижается. А усталость нарастает. Таким образом, утомление и усталость близкие, но неоднозначные понятия.
Усталость не всегда вызывает отрицательные эмоциональные реакции. После сравнительно небольшой физической работы, не сопровождаемой выраженным утомлением, мы нередко испытываем приятную усталость. Малоутомительные игры, связанные с движением, вызывают у ребёнка положительные эмоции, радость, благотворно влияют на физическое и психическое здоровье.
Следует отметить, что усталость может возникнуть у ребёнка очень быстро, в самом начале работы, ещё до того, как обнаруживаются объективные признаки ухудшения деятельности организма, когда об утомлении не может быть и речи. Такая усталость появляется тогда, когда какая-либо деятельность для ребёнка не интересна. Поэтому следует учитывать лишь ту усталость при заинтересованной деятельности. А.А. Ухтомский придавал большое значение ощущению усталости как натуральному предупредителю о начинающемся утомлении.
Воспитатели и родители должны реагировать на появление усталости ребёнка, которое указывает на развившееся утомление.
Начальными признаками переутомления считаются:
- изменения в поведении ребенка (появление непослушания, упрямства и пр.);
- снижение успеваемости;
- потеря аппетита;
- появление некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и пр).
Выраженными признаками переутомления являются:
- резкое и длительное снижение умственной и физической работоспо-собности;
- нервно-психические расстройства (нарушения сна, чувство страха, истеричность );
- стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегето-сосудистая дистония по гипертоническому или гипотоническому типу);
- снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
- Профилактика переутомления детей дошкольного возраста
В основе рационального режима лежит условно-рефлекторная деятельность. Выработанные и упроченные сложные условные рефлексы на время приема пищи, сна, включения в работу приобретают характер динамического стереотипа, образование которого позволяет правильно и экономно распределять время, быстро включаться в работу и плодотворно выполнять ее, разумно и эффективно отдыхать. Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. Режим дня детей в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:
- свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору;
- режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
- продолжительность и кратность сна;
- время пребывания на воздухе в течение дня;
При организации свободного времени у детей и подростков обязательно обеспечить адекватную физическую подвижность, обеспечивающая ту степень вертикальной и перемежающейся по направлению механической нагрузки на скелет, которая является стимулятором остеогенеза и роста хряща. Мышечная работа активизирует и выделение гормонов – стимуляторов роста. Избыточная вертикальная нагрузка, возникающая, например, при переноске тяжестей, дает противоположный эффект – торможение роста.
Во сне осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребенка. Наиболее благоприятное влияние на сон оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна. Сон на воздухе может заменить прогулку, особенно в холодное и переходное время года.
В первые месяцы жизни центральная нервная система (ЦНС) отличается функциональной слабостью. В связи с этим активное бодрствование ребенка осуществляется незначительное время (5-7 ч) и через каждые 1,5-2 ч ребенок засыпает. При правильной организации жизни ребенка уже к концу 1-го месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. В режиме дня младших (3-4 года) и средних (4-5 лет) групп детского сада предусматривается 12-12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовый дневной сон. Для детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет. В 7-10 лет – 11-10 ч, в 11-14 лет – 10-9 ч, в 15-17 лет – 9-8 ч.
Существенное значение в режиме дня имеет пребывание детей на свежем воздухе. Воздух благотворно влияет на растущий организм: он активизирует обменные процессы и оказывает положительное влияние на процессы роста и развития. В дошкольном возрасте общая продолжительность прогулок на свежем воздухе должна составлять не менее 4 часов (в первую и вторую половину дня). Летом все игры и занятия должны проводиться на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день по 1,5-2 ч.
Активный отдых на воздухе является мощным оздоровительным фактором. Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем – 2,5-3 ч, в старшем – 2-2,5 ч.
Целью занятий детей преддошкольного и дошкольного возраста являются укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование основных движений (ходьба, бег, лазание, метание), обучение детей внятному произношению слов и правильной речи, воспитание гигиенических навыков, ознакомление детей с доступными их пониманию предметами и явлениями, воспитание художественного вкуса. Режим дня в детском саду следует дифференцировать по группам. Младшую группу составляют дети 3-4 лет, среднюю – 4-5 лет, старшую – 5-6 лет и подготовительную – 6-7 лет. С детьми проводятся занятия по развитию речи, физическому воспитанию, рисованию, лепка, конструирование, музыкальные занятия. Программами воспитания и обучения в детском саду, предусматривается организация занятий, соответствующая морфофункциональным особенностям детей. Занятия должны проводиться ежедневно, кроме субботы, с 1 сентября по 1 июня: в младшей группе – 10 занятий в неделю по 10-15 мин, в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин, в старшей – 15 занятий в неделю по 20-25 мин; в подготовительной – 19 занятий в неделю по 25-30 мин. Продолжительность перерывов между занятиями 10-12 мин, в течение которых целесообразно организовывать подвижные игры умеренной интенсивности. Домашние задания во всех группах отсутствуют.
Заключение
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма – низкая его сопротивляемость заболеваниям. – В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии – они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития так и нецелесообразными. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо учитывать вес эти факторы и не допускать переутомления.
Список литературы
1. Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Чертог «Ради здоровья детей», М., «Просвещение», 1985
2. Е.В. Рябышева «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе», Челябинск, 2002, стр. 77.
3. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет» М., «Просвещение», 1987.
4. В.А. Иванченко «Как победить усталость?»
5. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999
Приложение
Советы психолога
по предупреждению развития переутомления
Для охраны нервной системы дошкольников очень важна доброжелательная спокойная обстановка в группе. Если воспитатель недостаточно внимателен к детям, часто делает им замечания, не умея их заинтересовать, недостаточно тактичен, ребёнок становится раздражительным, что в последующем может привести к развитию неврологических заболеваний.
Самым эффективным способом отдаления наступления утомления и повышения работоспособности является рациональный режим жизни, деятельности и отдыха ребёнка. В этих условиях центральная нервная система работает в экономном режиме, меньше тратится раздражимого вещества, работоспособность повышается, родителям важно сохранить дома основные режимные правила детского сада в выходные дни.
При любом занятии нельзя непрерывными замечаниями и запретами заставлять ребёнка сидеть неподвижно. Не следует надолго обесдвиживать ребёнка, необходимо давать периодически ему возможность подвигаться, побегать.
При появлении усталости следует переключать ребёнка на другой вид деятельности. Если усталость появилась при выполнении мышечной деятельности, то перейти на занятия, связанные с интеллектуальной деятельностью и наоборот. Для ребёнка это будет активным отдыхом.
Утомление устранять своевременным отдыхом, сменой действий и позы, микропаузами.
Придерживаться гигиенических и педагогических условий к организации учебной, игровой, трудовой деятельности и отдыха дошкольников.
В течение дня вся деятельность не должна быть однотипна, исключать трафаретность и шаблон.
Ведение занятий должно быть эмоциональным, с хорошим настроением, обращаться к примерам из окружающей жизни, в работу включать одновременно несколько физиологических анализаторов.
Речь педагога должна быть негромкой, немногословной, но чёткой и выразительной по интонации.
Важно правильно организовать перерывы между занятиями (8-10 минут), которые устраивают для отдыха детей, переключения их на другой вид деятельности, смену позы.
Не перегружать детей с отставанием, задержкой развития, но и не сдерживать развитие детей, у которых оно происходит более быстрыми темпами.
Создавать условия для физиологически полноценного дневного и ночного сна. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не меньше 12-14 часов.
Поддерживать в помещении благоприятный воздушно-тепловой режим. Известно, что головной мозг человека крайне чувствителен к недостатку кислорода. При недостатке кислорода утомление развивается значительно быстрее, чем при нормальном его содержании в воздухе.
Обеспечить достаточную освещённость, хорошее качество наглядных пособий, демонстрационного и раздаточного материала, т.к. напрягаются зрение, поза.
Детям, имеющим некоторое отклонение в состоянии здоровья или отставание в развитии психофизиологических функций, нужен дополнительный отдых.
Использовать в работе с детьми:
- релаксационные игры и упражнения для снятия напряжения, на расслабление,
- лечение музыкой,
- точечный, обычный массаж,
- дыхательную гимнастику,
- упражнения для рук
Следуя этим рекомендациям, советам вы повысите работоспособность детей, сохраните их нервную систему, предупредите переутомление.
Источник
В учебнике даны основные сведения о структурах и функциях организма человека в возрастном аспекте. Наряду с описанием анатомо-физиологических особенностей строения органов и систем организма, существующих в норме, в издании представлены их патологические варианты, обуславливающие нарушения сенсорной, моторной и речевой деятельности, знания которых необходимы для педагогов и воспитателей дошкольных и школьных учреждений.
В учебнике отражены: 1) гигиеническая направленность по сохранению и профилактике органов и систем детского организма, 2) необходимость раннего физического и трудового воспитания, 3) раскрыты понятия “здоровья”, о которых должен знать педагог для составления программы обучения и воспитания, 4) возможные инфекционные и неинфекционные заболевания, карантины и вакцинация детей, 5) оказание первой помощи детям в случаях чрезвычайных происшествий.
Учебник предназначен для студентов высших и средних педагогических учебных заведений дефектологического профиля, педагогов и воспитателей специализированных и общеобразовательных детских учреждений.
Содержание:
Введение 1
Глава 1. Организм человека как единое целое 2
Глава 2. Строение тела человека 4
Глава 3. Опорно-двигательный аппарат 8
Глава 4. Система органов пищеварения 13
Глава 5. Система органов дыхания 23
Глава 6. Сердечно-сосудистая система 32
Глава 7. Органы кроветворения и иммунной системы 37
Глава 8. Органы мочевыделительной системы 43
Глава 9. Железы внутренней секреции 45
Глава 10. Половая система 50
Глава 11. Нервная система 53
Глава 12. Органы чувств. Сенсорная система 67
Глава 13. Медико-профилактическое здоровье сберегающее направление в педагогическом образовании 77
Приложения 82
Рекомендованная литература 94
Примечания 94
Галина Гуровец
Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей
© Гуровец Г. В., 2013
© ООО “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС”, 2013
© Художественное оформление. ООО “Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013
Введение
Цели и задачи курса
Данное учебное пособие по “Анатомии и физиологии” подготовлено для студентов педагогических факультетов по специальности “Коррекционная педагогика и специальная психология”, будущих педагогов и воспитателей дошкольных и школьных учреждении. Для педагогов, работающих с аномальными детьми, особенно важно знать анатомию и физиологию, этапы развития и функции отдельных органов и всего организма в целом. Знание особенностей строения и функции детского организма помогут педагогам избрать наиболее подходящую и щадящую помощь детям с различными отклонениями в развитии, оказать первую помощь при травме или судорожном приступе, при различных проявлениях болезненного состояния. Знание анатомии и физиологии дает возможность разрабатывать здоровьесберегающие мероприятия, формы работы с детьми и условия, необходимые в быту и в дошкольном или школьном учреждении.
Анатомия – древняя наука. Попытка познать строение человека, его внутренних органов сопровождалась рассечением брюшной полости, вскрытием умершего. Поэтому сам термин происходит от латинского слова “рассечение”. В последующем анатомия стала изучать внешние формы строения человека, отдельных его органов, взаимоотношения между ними. Особенно важным в изучении является возрастной аспект различных структур организма – от зарождения до старческого возраста, изменяющийся под воздействием внешней среды.
Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, происходящих в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии – раскрыть законы жизнедеятельности организма. Среди множества ветвей физиологической науки выделилась возрастная физиология, рассматривающая деятельность организма в возрастном аспекте. Особенно важным является раздел возрастной физиологии, изучающей функции детского организма от его зачатия, т. е. онтогенез. В возрастной физиологии используются данные эволюционного учения, прослеживаются основные этапы развития тех или других органов и систем у животных. Эти связи лежат в основе возрастной и эволюционной физиологии, т. е. филогенеза и онтогенеза (филогенез – развитие организма на разных этапах животного мира; онтогенез – развитие непосредственно данного индивидуума).
Целью данного пособия является знакомство педагогов с особенностями структуры и деятельности органов и тканей в отдельности и всего организма в целом. Анатомия и физиология неотделима от педиатрии – науки о различных болезненных состояниях, наиболее часто встречающихся в детском возрасте. В своем пособии мы стараемся обратить внимание на анатомические структуры не только в норме, но и в патологии, т. е. при различных отклонениях от нормального развития, знание которых важны для коррекционной педагогики и специальной психологии (дефектологии).
Таким образом, педиатрия – наука о ребенке тесно связана с анатомией и физиологией детского и подросткового возраста, охватывает норму, патологию, лечение и профилактику заболеваний, диететику и гигиену. Гигиена, как наука, изучает влияние факторов внешней среды на развитие и состояние здоровья детей. Дошкольная гигиена разрабатывает мероприятия, способствующие укреплению здоровья детей, их гармоническому развитию и правильному воспитанию в дошкольном учреждении. В отличие от педиатрии, изучающей главным образом различные заболевания, их течение, лечение и исход, профилактику заболевания каждого ребенка в отдельности, гигиена воздействует на среду обитания, преобразовывая ее, подготавливая ребенка к пребыванию в коллективе.
Отечественная педиатрия и гигиена в своих исследованиях базируется на основных позициях единства организма и внешней среды, на ведущей роли психофизических факторов и высшей нервной деятельности в развитии организма. В связи с этим мы сочли правомерным включить в пособие раздел о здоровьесберегающих мероприятиях, необходимых для правильного воспитания и обучения детей предшкольного и школьного возраста.
Значение возрастной анатомии и физиологии для педагогики, психологии, медицины, физического воспитания
Курс возрастной анатомии и физиологии раскрывает перед педагогами и воспитателями основные закономерности развития детского организма в различные возрастные сроки. Значение этих закономерностей является базисом для изучения курса общей и специальной психологии и коррекционной педагогики.
Возрастная анатомия и физиология дают основание познакомить студентов, воспитателей и педагогов с физиологическими и гигиеническими основами организации учебно-воспитательного процесса в детском саду или в школе. Возрастная физиология является базой для изучения психологии и педагогики, формирует у учителя и воспитателя научный подход к воспитанию детей. Это делает возрастную физиологию естественнонаучной основой всей системы педагогического образования.
Важную роль возрастная физиология играет для медицины и гигиены. Для сохранения здоровья ребенка необходима правильная организация труда и отдыха. Чтобы понять изменения, происходящие в организме ребенка при различных заболеваниях, лечить его, а в дальнейшем воспитывать и обучать, необходимо знание особенностей функционирования организма ребенка в условиях физиологической нормы.
Данными возрастной физиологии пользуются при разработке санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, необходимого для здоровья ребенка, планировке помещения и освещенности, расположения площади для детских занятий, игр и сна, прогулок и физкультурных занятий.
Известно, что здоровье начинает формироваться с детского возраста. Поэтому педагоги должны быть знакомы с основами анатомии и физиологии человека, чтобы правильно организовать режимтрудаи отдыха, закаливание и достаточное физическое развитие ребенка и подростка, поддерживать санитарно-гигиенические условия окружающей среды.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), “Здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний”. Для детей дошкольного возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать дошкольные учреждения и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для их возраста программой деятельности детского сада.
При комплексной оценке состояния здоровья Институт гигиены детей и подростков АМН РФ рекомендует использовать 4 критерия:
1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма на неблагоприятные условия воздействия;
4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности.
Источник