Возможности развивающей работы с ребенком 1 года жизни

Возможности развивающей работы с ребенком 1 года жизни thumbnail

Содержание  коррекционно-развивающей работы с детьми

до  1-года

Содержание коррекционно- развивающей работы с детьми

с интеллектуальной недостаточностью.

1 этап коррекционно- развивающей работы.

                                                (1-3 мес.)

Развитие слуховых ориентировочных реакций

-пропевание потешек: «баю-баюшки-баю».

-колыбельная : «спи-усни мой мальчик».

-музыкальная шкатулка.

Цели:стимулировать малыша прислушиваться к речи взрослого,отвечая  вокализациями и двигательным оживлением. Локализация звука в пространстве. Различать различно-интонируемый голос взрослого. Развивать умение ребенка поворачивать голову к источнику звука.

Развитие зрительных ориентировочных реакций

Игра «посмотри на меня».

Игра «Тюшки-Тютюшки, вот какие ушки, вот какие глазки….»

Игра «Веселая Петрушка песенку поет».

Цели:

-учить прослеживать за предметом в горизонтальной, вертикальной плоскости, по кругу.

-развивать длительное сосредоточение на лице взрослого, выражая при этом различные эмоциональные реакции.

Развитие эмоционально-положительных реакций на общение.

Игра «Наш Ванюшка- Ванюшка….».

Игра «Вздумалось нашей детке…».

Цели:стимулирование сосредоточения, смеха, эмоционального возбуждения на общение с взрослым. Развитие  «комплекса оживления». Формирование чувства защищенности.

Нормализация тонуса  рук, физиологического положения кисти и пальцев руки.

Развитие общих движений.

Массаж рук.

Игра «переборы пальчиков».

Игра «Веселая погремушка». «Поролоновые мячики».

Игры с поглаживанием.

Цели:

-активизация функционирования пальчиков, руки ребенка.

-стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.

-развитие моторно- кинестетических ощущений (удержание головы в положении лежа на животе), ощупывание предмета и  себя руками.

-тренировка опоры на кисти рук.

Нормализация дыхания.

Игра «полежим на боку и попоем».

Игра « в ритме выдоха».

Цели:

-увеличение объема и силы дыхания.

-выработка ритмичности дыхания.

Развитие предпосылок активной речи.

Игра « Гули-голубочки» . «Споем песенку вместе и улыбнемся»

Игра  «Поиграем с губками малыша». « Как нам весело с тобой».

Игра «Звуки».

Цели:

-стимулирование появления звуков гуления в ответ на эмоциональное обращение взрослого.

-активизация губной мускулатуры.

-стимулировать подражательно-мимические способности ребенка за взрослым.

-стимулировать интонационные подражания и вокализации за взрослым.

2 этап коррекционно- развивающей работы.

(3-6мес).

1.Развитие зрительных и слуховых реакций:

а). Игра с наручными куклами

Цель: развивать умение рассматривать свои руки, игрушку на запястье, дотягиваться до нее, ощупывать и совершать изучающие действия. с предметом.

б )Игра «Шуршащая бумага»

Цель: Развивать умение поворачивать голову в сторону невидимого звука и

находить его.

в )Игра « Веселые мальчишки».

Цель: Развитие длительного сосредоточения на лице взрослого и игрушке.

Игра «Ищем музыкальную шкатулку».

Цель: Стимулирование ищущих поворотов головы при длительном звуке.

2. Развитие эмоционально-положительных ответных реакций и эмоционального общения ребенка с взрослым.

а ). Игра с шарфиком.

Цель: Стимулирование «комплекса оживления», развитие ориентировочной реакции, эмоционального общения.

а). Игра «Вздумалось нашей детке…..»

Цель: Стимулирование смеха в ответ на эмоциональное общение.

в). Игра « Смелый пилот».

Цель: Стимулирование смеха в ответ на эмоциональное общение.

3.Нормализация тонуса мышц, физиологического  положения кисти и пальцев рук. Развитие движений руки и общей моторики.

а). Игра «Браслет».

Цель: Развитие умения захватывать другую ручку.

Игра: «Вот погремушка».

Цель: развитие умения захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над рукой.

в). Упражнение «Толкаю мяч».

Цель: Тренировка опоры на кисти рук.

г)Игра «Та-та-та, вот какая красота!»

Цель: Тренировка подползания.

д) Игра с поглаживанием.(стимулирование раскрытия кулачка и разведения пальчиков.

е). Игра «Поролоновые мячики».

Цель: развитие умения захватывать и удерживать предметы и игрушки, протянутые ребенку над грудью.

4. Нормализация дыхания.

а). «Полежим на боку»

Цель: Увеличение объема и силы выдоха.

б). «Дышим и поем».

Цель: выработка ритмичности дыхания.

5.Развитие предпосылок активной речи.

а) Игра «Попоем песенку со мной….»

Цель: Стимулирование певучего гуления в ответ на эмоционально- голосовое воздействие со стороны взрослого.

б).Игра: Заюшка-заюшка, попляши со мной….»

Цель:развитие игры с ручками, с пропеванием потешки. Стимуляция появления лепетных звуков и активной вокализации, а также развитие «комплекса оживления».

в).Игра « с губками малыша».

Цель: развитие тактильных  ощущений у  ребенка, активного желания контактировать с взрослым, произносить лепетные сочетания.

г).Пропевание потешек для ребенка.

Цель: учить прислушиваться к речи взрослого, смотреть в лицо, радоваться общению, улыбаться, повторять звуки.

«Котя-котя-коток, котя, серенький лобок…», «Я, веселая игрушка, я игрушка-хохотушка….», «Поиграй со мной дружок, спой мне песенки……».

План коррекционно – развивающих занятий с детьми.

1 этап речевого развития

           1.Звуковая культура речи.

            Развитие слухового внимания, речевого слуха.

« Кто кричит».  «Кто убежал».  «Кого позовем?» Вместе попоем и попрыгаем».

2.Развитие речевого дыхания: Учить произносить на одном выдохе :ох-ах, охи-ахи.

3. Развитие речевого слуха, силы голоса :громко-тихо кричит курочка, собачка. маленькая и большая собачка. (подражаем правильно).

4.Работа по развитияю звукопроизношения, моторики  арт. аппарата:

Па-па-па Ба-ба-ба Пам-Бам….пу-пу-пу Бу-бу-бу Пум-Бум

2.Развитие мелкой, общей моторики.

-упражнения с пальчиками.

-речь с движениями: ко-ко-ко , не ходите далеко….., дует веселый ветерок…

– собери матрешку.

-сложи такие шары.

-пересыпание фасоли, гороха (мет. Монтесори).

-построим домик для собачки и поиграем с ней.

3. Развитие импрессивной. Экспрессивной речи по лексической теме: «Животные».

-рассматривание игрушечных животных: курочка, собачка, корова.

Цели: учить рассматривать и различать по внешнему виду, подражать голосам и движениям животных. Совершать действия с животными по речевой инструкции.

-чтение детям стихов и потешек о животных.

Цели: учить вслушиваться и понимать текст, запоминать и подговаривать его.

-работа с  однопредметным картинками.

Цели: учить различать на картинках животных, подбирать аналогичную. Развивать зрительное внимание, понимание речи.

-игра в прятки с животными.

Цели: учить детей вступать по собственной инициативе в эмоц. игру, угадывать животных, кот. спрятались, Подражать их крику и движениям, радоваться игре.

4.Сенсорное развитие

-разноцветные кубики ( подбор цвета по аналогии).

-Вкладыши по Пилюгиной (подбор форм по аналогии).

-игра : «поставь на стол коробку, мячик, кубик….»

-построим домик для собачки.

-красивую пирамидку собери.

           5.Развитие внимания, мышления, памяти.

             -Найди, поставь, покажи.   -Что будем делать с предметом?

             -Кто как ходит?    – Куда убежала собачка?

План коррекционно- развивающих занятий с детьми.

Читайте также:  Запор у ребенка 1 год клизма

1 этап речевого развития

1.Звуковая культура речи.

а).Развитие слухового внимания и речевого слуха.

« Кто к нам прибежал?» « Где гудит машина, найди?»

« Узнай по голосу тетю?» « Где стучит барабан?»

б). Развитие речевого дыхания: учить произносить протяжно слоговые сочетания:па-по-пу, да-до-ду…….

в)Развитие силы голоса и интонац, выразительности речи.

« Маленький Мишка рычит-большой….», «Поет петушок и кричат цыплятки….»

г).Работа по развитию звукопроизношения,  моторики арт. аппарата.(  та-та-та. Ба-ба-ба. Там-Там-Там.-Бам-Бам-Бам.( Палочка стучит. Барабан стучит.)

2. Развитие мелкой, общей моторики.

-речь с движениями: «Я везу, я качу,   я колесами кручу».

-упражнения с пальчиками: « Здравствуй пальчик как живешь, песенки ты мне поешь….», « пальчики здороваются и прыгают»!

-построим машину из кубиков.  – вставим форму в отверстие.

-разноцветная пирамида.   – веселый петушок.

3.Развитие импрессивной, экспрессивной речи.

Лексическая тема: машина.

1.Рассматривание игрушечной машины, ее частей.

Цели: учить различать машину по названию, рассмотреть внешний вид, части: кабина, колеса. Учить различать большую- маленькую машину.

1.Игра: «Покатаем на машине игрушки».

Цели: учить понимать речевую инструкцию и выполнять ее, различать животных и подражать их голосам, радоваться игре и активно взаимодействовать с взрослым.Расширять пассивный и активный словарь: машина, гудит, едет, собачка, упала. поехала…..( звукоподражания: би-би, ав-ав,ду-ду…ух-бух,…)

3.Чтение детям потешек, стихов: « Я колесами кручу, бух упала и молчу….»

« Я тебя покачу, до лесочка довезу….», «Я машинка быстрая, локая,веселая, всех детей соберу и на дворик увезу».

Цели: учить детей понимать тескт, подговаривать слова и звукоподражания, понимать эмоц. выразительность текста и его ритмичность.

4.Соберем машинку из частей ( мягкие детали:кузов, кабина.колеса). и поиграем с ней.

Цели: учить детей составлять из частей целое, обыгрывать постройку, понимать действияи производить их самим. Развивать активную речь, речевой слух.

4.Сенсорное развитие.

-разные цилиндры( м. Монтесори)

-складывание из объемных форм машины.

-построим дорожку из кубиков для собачки и мишки.

-подбери по цвету шарики.

5.Развитие внимания, мышления, памяти.

-Угадай кто убежал?   -Кто это кричит и где? -Кому, что оденем?- Разные домики?

3 этап коррекционно-развивающей  работы с детьми

(6-9 мес.)

1.Сенсорное развитие

а) Игра «Подтягивание воздушных шариков за тесьму».

Цель: развитие восприятия предметов , различных по цвету.

б) Игра «Вышел зайчик погулять»

Цель: развитие зрительного и слухового предвосхищения, эмоциональных реакций и положительного настроя на взаимодействие с взрослым.

В).Чтение потешек.

Цель: умение прислушиваться и различать интонацию голоса.

Ой, люли, ой люли, прилетели журавли, они сели на ворота, а ворота скрип, скрип.

Вы, ворота не скрипите, вы ворота не скрипите, нашу детку не будите!

Г).Игра с водой «Водичка».

Цель: развитие тактильных ощущений, расслабление кисти и пальцев рук.

2.Развитие эмоционально-положительных ответных реакций.

Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка с взрослым.

А). Игра «Где деточка»

Цель: развитие зрительного и слухового предвосхищения, поддерживание радостного настроения, умение вступать в эмоциональную игру с взрослым.

Б).Игра «Вылавливаем игрушки»

Цель: установление доверительных отношений с взрослым во время игры, привлечение внимание взрослого мимикой, жестом, лепетными звуками, развивать умение взаимодействовать с взрослым.

Г). Игра в «Ладушки». Различные движения с ручками ребенка.

Цель: развитие ярких эмоциональных проявлений, зрительно-моторной координации, активного внимания.

Маленькие крошки, хлопают в ладошки, хлопают в ладошки, ручками трясут!!!

Ой ладушки испечем оладушки, воробышки сели, ам,  оладушки съели и улетели!!!

3.Развитие действий с предметами.

Цель: учить брать предмет и совершать с ним манипулятивные действия.

А).Вынимание и складывание игрушек в емкость.(ведерко,коробка).

Б). Игра «Вот какие глазки».

Цель: учить по подражанию противопоставлять указательный пальчик и направлять его к объекту.

Г).Игра «Постучим палочкой по металлофону».

Цель: учить брать предмет (палочку), по подражанию стучать о другой предмет, прислушиваясь к звуку и  радоваться игре.

4.Развитие предпосылок понимания речи.

Цель: развитие регулирующей роли речи в общении ребенка с взрослым, формирование понимания отдельных слов (связь предмета со словом). Понимание вопроса «Где?»

А).Игра : «Ку-ку». «Где куколка».

Цель: развивать умение соотносить слово с предметом и находить его взглядом.

Развивать умение находить предмет, наблюдая за его перемещением. Узнавание предмета в плоскостном изображении.

« Вот красивая игрушка-наша куколка Катюшка, может хлопать может петь, кто желает посмотреть.»

5.Развитие предпосылок активной речи.

Цель: развивать способность подражать слога лепета (цепочки слогов в речи ребенка). Развивать мелодико-интонационную способность  в речи ребенка.

А).Игра «Подражаем»

Цель: стимулирование произношения цепочки слогов лепета.

Б).Игра «Забавы перед зеркалом»

Цель: пассивная гимнастика органов артикуляторного аппарата.

В) Игра « Мяч».

Цель: учить смотреть на взрослого и произносить слоги по подражанию.

Да-да-да, До-до-до, Ду-ду-ду.

«Мячик Коле покажу, и ладошкой постучу, Ду-Ду-Ду.

Пам-Пам-Пам, поскакал! Опа-Опа- и упал-Бам!».

4  этап  коррекционно-развивающей  работы с детьми

(9-12 мес.)

1.Сенсорное развитие

Игра : «Ай, какой зайчик большой и маленький».

Цель: развивать зрительное и слуховое предвосхищение, познавательную активность,  стимулировать эмоциональные проявления.

 2.Игра: «Поиграй с предметом»

Цель: учить вынимать предмет из емкости и вкладывать его. Учить ребенка захватывать предмет, вынимать, рассматривать, действовать с ним( стучать, крутить, переворачивать, бросать, поднимать и вкладывать в емкость.Развивать познавательную  активность, умение действовать с предметами разной величины и формы.

3.Игра: «Рассматривание на плоскостном изображении лица различных кукол!»

Цель: развивать активное внимание, зрительное предвосхищение, рассматривание  и различение  различных  образов (кукол)  и частей лица.

2.Развитие эмоционально-положительных реакций. Формирование предпосылок к ситуативно-деловому общению ребенка с взрослым.

А) Игра: «Показ заводной игрушки Петушок».

Цель: учить рассматривать объект в движении, радоваться игре с ним, тянуться и захватывать объект и действовать с ним (брать, крутить, стучать, давать взрослому, изучать свойства объекта).

Б). «Экскурсия с ребенком по комнате».

Цель: учить ориентироваться в комнате, выделять значимые объекты по названию, развивать интерес к окружающему миру, познавательную активность.

Г). « Игра с зеркалом».

Цель: учить рассматривать себя в зеркало, радоваться , смеяться, строить гримасы, подражать мимике взрослого. Развивать эмоциональные проявления в игре.

3.Развитие действий с предметами.

Игра «Веселые кубики»

Цель: учить целенаправленно действовать с предметами ( кладем в коробку кубики). Учить закрывать крышку у коробки. Развивать моторику рук, зрительно- моторную координацию.

Игра: Оденем колечко на стержень»

Читайте также:  Меню для ребенка 1 года кефир

Цель: учить  захватывать предмет, нанизывать на стержень, снимать со стержня колечко. Развивать положительные эмоции при взаимодействии с взрослым, самому инициировать контакт, и ждать результат. Развивать доверие к взрослому.

Игра: «Разные, красивые баночки».

Цель: учить вкладывать одну баночку в другую. Радоваться полученному результату и общению с взрослым. Развивать речевую активность ребенка.

4.Развитие мелкой и общей моторики.

Игра «Игры с пальчиковой куклой»

Цель: учить сгибать пальчик, одевать куклу на пальчик, играть с нею.

Б). Игра: «Соберем шарики»

 Цель: учить брать предмет двумя пальчиками, складывать в коробку. радоваться полученному результату.

Г). Игра: «Подойдем к мячику».

Цель: развивать умение самостоятельно ходить, брать предмет и действовать с ним.

Игра: «Веселая лошадка»

Цель: учить сидеть и качаться без помощи взрослого на лошадке.

4.Развитие мелкой и общей моторики.

А) Игра: «Пальчик-мальчик».

Цель: укрепление мышцы руки и  пальчиков.

«Пальчик-мальчик, где ты был, с этим братцем, в лес ходил!

С этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел!»

Б). Игра: «Вот какие глазки, носик, ротик»!

Цель: тренировка противопоставления указательного пальчика.

5.Развитие предпосылок понимания речи.

Задача: развитие регулирующей функции речи, увеличение объема понимаемых слов.

А). Игра: «Ку-ку, где куколка?».

Цель: развивать умение находить игрушки и предметы при их перемещении.

« Вот красивая игрушка- наша куколка Катюшка, может хлопать может петь. Кто желает посмотреть?».

Б). Рассматривание игрушки и ее плоскостного изображения.

Цель: учить понимать вопрос  «Где?» И находить игрушку.

6 .Развитие предпосылок активной речи.

А).Игра: «Поиграем-попоем»

Цель: стимулирование повторного произношения слогов лепета. Развивать мелодико-интонационную способность речи, активное использование жеста при общении с педагогом.

Б.) Игра: «Веселое зеркало, поиграем с ним».

Цель: развивать подражательно-мимические способности, тренировать органы арт. аппарата, учить соотносить слово с действием.

В). Игра: «Веселый мяч».

Цель: учить повторять слоги по подражанию: да-да-да, до-до-до, ду-ду-ду.

Наблюдать за игрой с мячом и повторять их самостоятельно.

Понимать речь педагога и подговаривать ее.

« Мячик Саше покажу, и ладошкой постучу: Ду-Ду-Ду!

Пам-пам-пам, поскакал! Опа-опа и упал!»

Источник

Содержание:

  • Не ждите результата
  • Вот оно, раннее развитие!
  • Подход к ребенку
  • “Бесполезные” игры

Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только “развивающими” играми и игрушками?

Не ждите результата

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать “развивающие пособия”: паззлы для самых маленьких (по 2–4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние — это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры — подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори — с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) — с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, “Противоположности”, “В зоопарке”, “Цвета и формы”, “Изучаю себя”). Затем настал черед “фотоальбомов”.

“Фотоальбомы” — это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная “по складам” — в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими (“овощи”, “одежда”, “мебель”, “музыкальные инструменты”, “дорожные знаки”, “породы собак” и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой “Как дать ребенку энциклопедические знания”. Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но… жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение — на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки… Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: “Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим”… Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой — разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки — все это было каким-то… неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения “не растите гения”, “не гонитесь за рекордами”, “не нагружайте ребенка”. Но установка “не ждите реакции и результата” как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать — ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства — вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь “ранним развитием” своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной — удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что “так надо”, “полезно” и “правильно”.

Вот оно, раннее развитие!

…Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся “зверский аппетит”. Ей стало интересно буквально все — и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные — домашние и дикие.

Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер… Я вспомнила, что самая длинная река на земле — это Нил, самый большой остров — Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое “старинное” озеро — наш Байкал.

И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно — процесс пошел.

Читайте также:  Рисунок ребенка 1 год

Одновременно с альбомами ребенок “подсел” на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название — развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

Другим нашим любимым развлечением стала игра в “забавную пирамидку”. Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями “больше-меньше”.

В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок — большой “логический куб” с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки — сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

“Производители случайно ничего не перепутали? — подумалось мне. — Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?”

Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять “логический куб” на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке — мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним “зарядкой”.

Подход к ребенку

Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку — девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и… положил его на место.

— Нет, мам, у меня не получится.

— А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, — и я раскрасила девочке шапочку.

Даша ни в какую:

— Нет, у меня не получится.

И тут меня прорвало.

— Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!

Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи “взрослого мира”, а тем более взять их на заметку?

Кроме того, поднабравшись опыта в “раннем развитии”, я поняла для себя несколько важных вещей:

  1. Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, “как надо” и “как правильно”. Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
  2. Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. “У тебя обязательно получится, ты такой молодец!”.

Но… Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за “границу”, но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали “девочку с санками” пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как “взрослая лекция”, поможет ей преодолеть “барьер” и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

“Бесполезные” игры

Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только “развивающими” играми, напрочь позабыв про игры “бесполезные” (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня — Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.

— Современные дети совершенно не умеют играть, — запомнила я Наташины слова. — И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.

Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.

У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, “у доктора”, на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.

Как научить малыша играть самостоятельно?

  • Детским играм в одиночестве мешают два чувства: чувство незащищенности и чувство неуверенности в себе. Чтобы чувствовать защищенность, нужно, чтобы мама постоянно находилась в зоне видимости. А чтобы ощущать уверенность в себе, нужно, чтобы мама все время подбадривала и хвалила (“Как хорошо у тебя получается! Ты молодец!”).
  • Чтобы малыш стал играть самостоятельно, надо показать ему, как это делается. Поэтому сначала какое-то время играем вместе с ним — в самые разные игры и игрушки, которые есть дома. Показываем всевозможные варианты (можно так, а можно эдак), экспериментируем и, конечно же, фантазируем.
  • Иногда, когда малыш в затруднении, помогаем ему выбрать игру, предлагаем что-то. Покупая новую игрушку или игру, также сначала играем вместе.
  • Совсем необязательно тут же срываться и бежать, когда ребенок зовет играть. Если мы заняты, можем спокойно (и твердо) сказать: “Я занята, но обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь”. Так мы даем ему понять, что мама — отдельный человек со своими потребностями, и у нее тоже могут быть свои дела.

Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении “развивающих” заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.

Теперь я знаю: “бесполезных” занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.

Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.

Источник