Восприятия и развития ребенка в семье

Восприятия и развития ребенка в семье thumbnail

Семья может многое сделать для развития познавательных способностей ребенка. Кто, как не родители, бабушка, дедушка, наблюдающие ежедневно за ребёнком в разных ситуациях, могут заметить своеобразные индикаторы способностей, к чему у ребёнка есть особый интерес, к какому виду деятельности малыш проявляет склонность?

Взять заботу по воспитанию широких, устойчивых интересов, выделить среди них центральные, отражающие главные стремления, склонности ребёнка к какой-либо деятельности – значит, уже способствовать созданию важных предпосылок для развития его способностей. Важно помочь ребёнку включиться в процесс активного познания действительности. Если Вы, например, купили сыну новый конструктор, не торопитесь сразу же объяснять, показывать, как с ним действовать. Дайте возможность ребёнку вначале самому поэкспериментировать.

Ребёнок нашёл жука. Что это за жук – майский, плавунец или кто-то еще? Подождите с ответом, понаблюдайте вместе с ребенком за ним.

Широкое использование проблемных вопросов, экспериментирования, элементарного исследования даже в условиях дома, приусадебного участка, во дворе, даёт возможность ребёнку не только самостоятельно обнаружить новые важные качества предметов и явлений окружающей природы, но и стимулирует развитие познавательных способностей и направленности.

Не удивительно, что созданию интереса, развитию способностей к определённому виду деятельности у ребёнка содействует атмосфера увлечённости, бытующая в семье. Вот почему так часто в семье, где увлекаются музыкой, ребёнок также проявляет интерес к ней, в семье увлечённых биологов – к природе, в семье, где господствует атмосфера увлечённости техникой, дети также проявляют склонность к конструкторской деятельности.

Велика роль семьи и в формировании у ребёнка склонности к труду. Думая о будущем ребёнка, проявляя заботу о развитии его способностей, родители должны позаботиться о формировании у него трудолюбия, умения настойчиво, систематически трудиться, преодолевать лень, если та успела пустить корни.

Стремясь развить способности ребёнка, необходимо подумать и о формировании и развитии его воображения, без которого невозможно творчество. Способности ребёнка связаны с его навыками, умениями. Надо помочь малышу овладеть и исполнительской, «рабочей» частью деятельности – определённой техникой рисования, приёмами лепки, конструирования из бумаги, природного материала, танцевальным движениям и т.д. Не пожалейте на это время.

Задачей родителей является создать в семье условия для всестороннего развития способностей. Владение умениями и навыками будет благотворно влиять на дальнейшее развитие способностей вашего ребенка; отсутствие же их делает способности бескрылыми, лишает ребёнка средств для реализации своего замысла.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Учите ребенка:

* Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

* Описывать различные свойства окружающих его предметов.

* Узнавать предметы по заданным признакам.

* Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

* Находить противоположные по значению понятия.

* Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение – все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, по­нимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ

Развитие внимания

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

– Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

– выкладывания узора из мозаики;

– выкладывания фигуры из палочек по образцу;

– исключения лишнего;

– нахождения различий в двух похожих картинках;

– нахождения двух одинаковых предметов среди множества;

– нанизывания бусинок по образцу;

– срисовывания по клеточкам;

– нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

– Устраните отвлекающие факторы.

Развитие памяти

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память – это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ

* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Развитие восприятия

Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

Научите ребенка:

* Различать цвета и их оттенки.

* Различать форму предметов и геометрические фигуры.

* Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.

* Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

*Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже),

шире (уже).

*Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

*Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

* Различать и называть части суток, их последовательность.

* Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.

Таким образом, развивая у ребенка интеллектуальные и коммуникативные способности, вы помогаете ему быстро и безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения, распорядка дня.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение тесно связано со всеми психическими процессами и личностью в целом. С одной стороны воображение зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, а с другой стороны, оно способствует их развитию, создавая основу для образных представлений. Н

Начало развития воображения связывают с окончанием периода раннего детства. Воображение возникает и развивается в процессе деятельности (игровой, учебной, трудовой, продуктивной) – это с одной стороны, а с другой стороны – оно является важным фактором деятельности в плане ее активизации. Наиболее успешно становление воображение происходит в игре, особенно сюжетно – ролевой игре:

у предметов – условные функции,

у действий – символическое значение,

задана воображаемая ситуация,

существуют образы ролей.

Прекрасно воображение совершенствуется во время продуктивной деятельности: лепки, рисовании, аппликации, ручном труде.

Когда ребенок начинает «сочинять», «воображать, сочетая реальное с воображаемым»

Воображение необходимо развивать постепенно с нарастанием сложности и объема заданий, с учетом возраста и индивидуальных особенностей.

Упражнения:

– Закончи предложение по началу.

– Составь рассказ по серии сюжетных картинок.

– Нарисуй сказку (читается сказка и показывается иллюстрация к ней).

– Рисуем музыку.

– Дорисуй картину.

– Ребенку показывают абстрактный предмет. Вопрос «на что похоже?»

и т.д.

Источник

«Влияние родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений»

«Родительское отношение к ребенку» – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Именно по отношению родителей к своему ребенку, можно судить, каким он будет в будущем, и как сформируется его личность [3].

Проблемой родительского отношения к ребенку занимались такие исследователи как: А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие. Несмотря на разнообразие выдвинутых ими подходов к обозначенной проблеме, все они выделяют два противоречивых момента в родительских отношениях, а именно: безусловный (содержит такие компоненты как принятие, любовь, сопереживание) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств). Кроме того, вышеназванные исследователи полагают, что родительское отношение к ребенку всегда очень неоднозначно, так как, такие его элементы, как симпатия – антипатия и уважение – неуважение, бесконечно разнообразны по своему содержанию в зависимости от времени и ситуации. Родительское отношение имеет устойчивые и неустойчивые черты. Устойчивые черты внеситуативны и проявляются в таких базовых модальностях, как, принятие – непринятие, и во многом определят тип родительского отношения к ребенку. Неустойчивые черты ситуативны, подвержены воздействию различных внешних и внутренних факторов, они оказывают незначительное влияние на родительское отношение в целом, однако в крайних вариантах эти черты могут закрепиться в своеобразный тип родительского отношения, крайне неблагоприятный для развития личности ребенка.

Специфика родительского отношения к ребенку накладывает свой отпечаток на самооценку поведения, ценностные ориентации, форму сознания ребенка и, конечно, на его личное восприятие сложившихся внутрисемейных отношений. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение специфики влияния родительского отношения на восприятие ребенком внутрисемейных отношений. В качестве обследуемых были выбраны семьи, в которых присутствуют оба родителя и дети старшего дошкольного возраста. Всего в исследовании приняли участие 20 семей (это 20 детей и 20 родителей этих детей). Средний возраст детей – 6-7 лет, а средний возраст родителей – 30-35 лет. В качестве гипотезы исследования выступили следующие допущения:

– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «оптимальный эмоциональный контакт» воспринимают свою семью как эмоционально благополучную. Для них все члены семьи одинаково значимы. Дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей и воспринимают их как доброжелательных, спокойных и внимательных.

– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «эмоциональная дистанция с ребенком» воспринимают свою семью как неблагополучную, испытывают повышенную тревожность в отношениях с членами семьи. Они оценивают своих родителей как конфликтных, раздражительных, придирчивых.

– дети, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «излишняя концентрация на ребенке» воспринимают свою семью как конфликтную, нестабильную. Оценивая родителей, они демонстрируют не только положительные стороны (внимание, заботу), но и отрицательные моменты в отношениях с родителями (раздражительность, придирчивость).

Обсуждение полученных результатов начнем с анализа данных по методике «PARI семейная жизнь глазами матери» Е.Шеффер и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет).

Результаты данной методики представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Распределение родителей по типу их «родительского отношения» к ребенку

Испытуемые

Отношение родителей к ребенку в %

Оптимальный эмоциональный контакт

Эмоциональная дистанция с ребенком

Излишняя концентрация на ребенке

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Родители

15

10

10

5

5

30

15

10

Из таблицы № 1 видно, что у нас получилось 3 группы «родительского отношения» к ребенку: I группа – «Оптимальный эмоциональный контакт»; II группа – «Эмоциональная дистанция с ребенком»; III группа – «Излишняя концентрация на ребенке».

На основе полученных данных мы построили диаграмму 1, в которой мы указали процентное соотношение разных видов отношения родителей к ребенку.

Рис. 1. Распределение родителей на основании их отношения к ребенку

Из таблицы №1 и рис. 1 видно, что в третьей группе «Излишняя концентрация на ребенке» у родителей самый высокий процент – 55% (при этом, у 30% – высокий уровень; у 15% – средний уровень; у 10% – низкий уровень). Это говорит о том, что воспитание проявляется здесь в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка и излишней концентрации на нем. Это проявляется с одной стороны, в желании все сделать для ребенка и иногда за него, создать ему полную безопасность как физическую, так и психологическую, а с другой – это подавление воли, агрессивности и сексуальности ребенка.

В первой группе – «Оптимальный эмоциональный контакт» – 25% родителей (из них у 15% – это те, кто демонстрирует высокий уровень, и 10% – это те, кто демонстрирует средний уровень). Полученный результат говорит о том, что воспитание здесь является оптимальным эмоциональным контактом между ребенком и родителем. При таком типе воспитания родитель дает возможность ребенку высказать свое мнение, поощряет его активность и принимает непосредственное участие в жизни ребенка.

Во второй группе – «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» – 20% родителей (из них 10% – с высоким уровнем выраженности данного типа отношения; 5% – со средним уровнем и 5% – с низким уровнем). Можно предположить, что в этой группе воспитание соответствует излишней эмоциональной дистанции, уклонению от контакта с ребенком, раздражительности, вспыльчивости, суровости и излишней строгости к нему.

На основании полученных выше результатов мы можем разделить всех испытуемых детей – дошкольников на 3 группы. В первую группу можно определить тех детей, родители которых строят свое воспитание по отношению к ним по типу «оптимальный эмоциональный контакт». Во второй группе оказались дети тех родителей, которые воспитывают их по типу «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком». И в третью группу у нас вошли дети, родители которых воспитывают их по типу «излишняя концентрация на ребенке». В каждой группе получилось по 4 ребенка. У каждого ребенка полная семья: мама, папа, брат или сестра, а также имеются бабушки и дедушки. В дальнейшем каждая из названных групп будет именоваться как I группа, II группа и III группа.

Результаты обследования детей I группы на предмет их взгляда на специфику межличностных отношений в семье получены по методике Рене Жиля «Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений» и представлены в таблицах № 2 и № 3.

Таблица № 2

«Личностное отношение детей I группы к семейному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к семейному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий (по выбору конкретного члена семьи)

Количество сделанных ребенком выборов (по отношению к конкретному члену семьи)

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Надя С.

Отношение к матери

20

16

80

Отношение к отцу

20

11

55

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

10

100

Отношение к братьям и сестрам

20

12

60

Отношение к бабушке и дедушке

15

8

53

Алина Ш.

Отношение к матери

20

17

85

Отношение к отцу

20

11

55

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

10

100

Отношение к братьям и сестрам

20

14

70

Отношение к бабушке и дедушке

15

5

33

Аня Ц.

Отношение к матери

20

15

75

Отношение к отцу

20

14

70

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

8

80

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

5

33

Алеша К.

Отношение к матери

20

12

60

Отношение к отцу

20

17

85

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

9

90

Отношение к братьям и сестрам

20

15

75

Отношение к бабушке и дедушке

15

9

60

Таблица № 3

«Личностное отношение детей I группы к социальному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к социальному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий

Количество сделанных ребенком выборов

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Надя С.

Отношение к другу (подруге)

20

14

70

Отношение к воспитателю

15

9

60

Алина Ш.

Отношение к другу (подруге)

20

12

60

Отношение к воспитателю

15

8

53,3

Аня Ц.

Отношение к другу (подруге)

20

17

85

Отношение к воспитателю

15

11

73,3

Алеша К.

Отношение к другу (подруге)

20

10

50

Отношение к воспитателю

15

6

40

Из таблицы № 2 видно, что многие дети сделали большое количество выборов по отношению к маме. Надя С. сделала 80% таких выборов, Алина Ш. сделала 85% выборов, Аня Ц. сделала 75% выборов, и Алеша К. сделал 60% выборов по отношению к маме. Чуть меньше эти дети выбирали папу. Так, Надя С. сделала 55% таких выборов, Алина Ш. сделала 55% выборов, Аня Ц. сделала 70% выборов, и Алеша К. сделал 85% выборов по отношению к папе. Это свидетельствует о близких отношениях данной группы детей со своими родителями, и о их потребности быть защищенными. Все дети сделали большое количество выборов по отношению к маме и папе как к родительской чете. По отношению к братьям и сестрам дети сделали следующие выборы: Надя С. сделала 60% выборов, Алина Ш. сделала 70% выборов, Аня Ц. сделала 55% выборов, и Алеша К. сделал 75% выборов. По отношению к бабушке и дедушке Надя С. сделала 53% выборов, Алина Ш. сделала 33% выборов, Аня Ц. сделала 33% выборов, и Алеша К. сделал 60% выборов.

Из таблицы №3 видно, что большое значение для этой группы детей имеют отношения с товарищами и друзьями. Так, Надя С. сделала 70% таких выборов, Алина Ш. сделала 60% выборов, Аня Ц. сделала 85% выборов, и Алеша К. сделал 50% выборов по отношению к друзьям. Также, не менее значимыми для этой группы детей оказались и воспитатели: Надя С. сделала 60% выборов, Алина Ш. сделала 53,3% выборов, Аня Ц. сделала 73,3% выборов, и Алеша К. сделал 40% выборов.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что дети из первой группы, в которой преобладает позитивный фон эмоционального состояния, воспринимают свою семью как эмоционально благополучную. Для них все члены семьи одинаково значимы. В отношениях отсутствуют конфликтность, враждебность, тревожность. Часто присутствует совместная деятельность. Дети ощущают любовь и заботу со стороны родителей. Оценивая родителей, эта группа детей воспринимает своих родителей как доброжелательных, спокойных, внимательных к ним. Для родителей этих детей в большей степени характерно проявление «оптимального эмоционального контакта», то есть родители продемонстрировали способность к партнерскому общению со своими детьми, они умеют выслушивать своих детей, активизируют их высказывания, стараются держаться с детьми на равных.

Результаты по методике «Межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений» Рене Жиля для II группы детей представлены в таблицах № 4 и № 5.

Таблица № 4

«Личностное отношение детей II группы к семейному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к семейному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий (по выбору конкретного члена семьи)

Количество сделанных ребенком выборов (по отношению к конкретному члену семьи)

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Кирилл Я.

Отношение к матери

20

10

50

Отношение к отцу

20

7

35

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

4

40

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

8

53,3

Максим Т.

Отношение к матери

20

8

40

Отношение к отцу

20

13

65

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

6

60

Отношение к братьям и сестрам

20

11

55

Отношение к бабушке и дедушке

15

6

40

Кирилл Г.

Отношение к матери

20

12

60

Отношение к отцу

20

10

50

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

7

70

Отношение к братьям и сестрам

20

8

40

Отношение к бабушке и дедушке

15

12

80

Рома С.

Отношение к матери

20

11

55

Отношение к отцу

20

9

45

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

7

70

Отношение к братьям и сестрам

20

5

25

Отношение к бабушке и дедушке

15

2

13,3

Таблица № 5

«Личностное отношение детей II группы к социальному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к социальному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий

Количество сделанных ребенком выборов

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Кирилл Я.

Отношение к другу (подруге)

20

10

50

Отношение к воспитателю

15

5

33,3

Максим Т.

Отношение к другу (подруге)

20

11

55

Отношение к воспитателю

15

8

53,3

Кирилл Г.

Отношение к другу (подруге)

20

9

45

Отношение к воспитателю

15

6

40

Рома С.

Отношение к другу (подруге)

20

12

60

Отношение к воспитателю

15

7

46,6

Из таблицы № 4 видно, что дети из II группы сделали меньшее количество выборов по отношению к родителям. Так, Кирилл Я. сделал 50% выборов по отношению к маме, Максим Г. сделал 40% выборов, Кирилл Г. сделал 60% выборов, и Рома С. сделал 55% выборов. По отношению к папе Кирилл Я. сделал 35% выборов, Максим Т. сделал 65% выборов, Кирилл Г. сделал 60% выборов, Рома С. сделал 45% выборов. Количество сделанных выборов по отношению к маме и папе как к родительской чете было следующим: Кирилл Я. сделал 40% выборов, Максим Т. сделал 60% выборов, Кирилл Г. – 70%, и Рома С. – 70% выборов. По отношению к братьям и сестрам Кирилл Я. сделал 55% выборов, Максим Т. сделал 55% выборов, Кирилл Г. сделал 40% выборов, и Рома С. – 25% выборов. Можно сказать, что у многих детей этой группы, братья и сестры не занимают авторитетных позиций, и в отношениях с ними не прослеживается эмоциональная близость. По отношению к бабушке и дедушке Кирилл Я. сделал 53,3% выборов, Максим Т. сделал 40% выборов, Кирилл Г. – 80% выборов, и Рома С. – 13,3% выборов.

Из таблицы № 5 видно, что отношение к другу Кирилл Я. сделал 50% выборов, Максим Т. сделал 55% выборов, Кирилл Г. – 45% выборов, и Рома С. – 60% выборов. А по отношению к воспитательнице дети сделали следующие выборы: Кирилл Я. сделал 33,3% выборов, Максим Т. – 53,3% выборов, Кирилл Г. – 40% выборов, и Рома С. – 46,6% выборов.

Можно сказать, что дети из II группы воспринимают свою семью как неблагополучную. Они демонстрируют позицию непринятия их родителями; обстановку в семье воспринимают как конфликтную, иногда враждебную; испытывают повышенную тревожность в отношениях с членами семьи. Они оценивают своих родителей как конфликтных, раздражительных, придирчивых. Родители этой группы детей характеризуются «излишней эмоциональной дистанцией», то есть проявляют раздражительность, вспыльчивость, суровость и излишнюю строгость в воспитании; могут уклоняться от контакта с ребенком. Некоторые из этих родителей сочетают «излишнюю эмоциональную дистанцию» и «излишнюю концентрацию на ребенке».

Результаты по методике «Межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений» Рене Жиля для III группы детей представлены в таблицах № 6 и № 7.

Таблица 6

«Личностное отношение детей III группы к семейному окружению»

Обследуемый ребенок

Отношение к семейному окружению

Количество предъявляемых ребенку заданий (по выбору конкретного члена семьи)

Количество сделанных ребенком выборов (по отношению к конкретному члену семьи)

Количество сделанных ребенком выборов в процентах (%)

Максим П.

Отношение к матери

20

11

55

Отношение к отцу

20

13

65

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

8

80

Отношение к братьям и сестрам

20

8

40

Отношение к бабушке и дедушке

15

5

33,3

Витя М.

Отношение к матери

20

13

65

Отношение к отцу

20

11

55

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

7

70

Отношение к братьям и сестрам

20

9

45

Отношение к бабушке и дедушке

15

7

46,6

Тимофей Л.

Отношение к матери

20

11

55

Отношение к отцу

20

7

35

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

9

90

Отношение к братьям и сестрам

20

8

40

Отношение к бабушке и дедушке

15

3

20

Данил Р.

Отношение к матери

20

14

70

Отношение к отцу

20

9

45

Отношение к матери и отцу как родительской чете

10

6

60

Отношение к братьям и сестрам

20

7

35

Отношение к бабушке и дедушке

15

10

66,6

Таблица № 7

«Личностное отношение детей III группы к социальному окружению»

Обследуемы?