Восприятие у ребенка 2 года
Восприятие – это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
В раннем детстве восприятие – ведущий умственный процесс. Именно на основе восприятия развиваются память, внимание, мышление и воображение. То есть восприятие-фундамент для развития умственных процессов.
Принято делить этапы развитие восприятия у детей на три периода (ранний возраст, дошкольный и младший дошкольный возраст).
Восприятие ребёнка формируется в процессе развития предметной деятельности ребёнка, и в связи с овладением новыми действиями, особенно соотносящими (действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов – их цвет, форму, величину). Поэтому игрушки для детей раннего возраста предполагают именно соотносящие действия (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки).
Развитие восприятия не происходит само собой. Взрослый специально организует деятельность ребёнка по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Проводить дидактические игры и упражнения необходимо систематически!
Очень значимо, что для проведения работы по развитию восприятия у детей, нет необходимости приобретать дорогостоящие игрушки. Дидактические пособия можно изготовить самостоятельно, без особого труда, основываясь на интересах Вашего ребёнка, постоянно обновляя и варьируя их.
При проведении игр и упражнений важно, чтоб ребёнок действовал, а не только созерцал! Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и т. д.), которые требуют соотнесения свойств нескольких частей. Могут быть полезными одинаковые предметы (для показа, образца и для воспроизведения). При завершении занятия необходимо сложить убрать игрушки и пособия, чтобы ребёнок не привык к ним и стал равнодушным.Поведение и сознание детей раннего возраста целиком определяется восприятием. Ребёнок двух-трёх лет может быть внимателен только к тому, что в поле его восприятия. Память проявляется в форме узнавания, то есть восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трёх лет носит преимущественно непосредственный характер – ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Все переживания также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.
Цвет является важным свойством объектов окружающего мира. Цвет в первую очередь привлекает внимание, позволяет выбрать объект среди других и запомнить его.
Дети раннего возраста сначала знакомятся с красным, желтым, зеленым и синим. Только после этого надо учить распознавать и называть белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвет.
Форма – наружный вид предмета, его внешний контур. Форма может быть простой или сложной, состоящей из нескольких простых форм.
Малышей на первых этапах развития знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом. Играют с этими фигурами, сравнивая их (круг гладкий, ровный, а квадрат имеет стороны и углы). При этом нужно обводить контуры фигур пальчиком. Только при усвоении их форм детей знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом.
Величина может означать размер предмета, объем, протяженность, которые можно измерить глазом, сравнивая объекты или с помощью специальных инструментов. Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит во время занятий, направленных на сравнение предметов.
Игры для детей 2 – 3 лет по формированию восприятия цвета
«Найти такой же по цвету»
Начните с обучения сопоставления, сличения цвета по принципу «такой – не такой»
«Построй также» или «выложи также» из 3-4 объектов разного цвета
Или так
«Собери по цвету»
«В этот стаканчик положу синий шарик (пуговку), наберем полный стакан одинаковых»
После того, как ребёнок научился сличать, он может выполнять инструкции типа «дай красную кружку», «принеси синие брюки».
Такие игры можно придумывать самим, а инвентарь к ним доступен, это могут быть прищепки, цветная посуда, предметы, жетоны, вырезные картинки.
Игры для детей 2-3 лет по формированию восприятия формы
Начинайте также со сличения форм.
На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения – это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет «как крыша», а круглые предметы – «как мячик».
«Найди заплатку» или найди такую же
«Разложи фигуры по местам!» или «Почта»
В коробку с прорезями разной формы нужно поместить соответствующие формы.
Возможно усложнение игры, когда необходимо сопоставить ещё и цвет, величину
Если игры сопровождаются грамотными комментариями взрослого, который называет формы, вскоре ребёнок различает их самостоятельно и правильно называет.
После этого можно усложнить работу по развитию восприятия формы
Игры для детей 2-3 лет по формированию восприятия величины
Сначала при развитии восприятия величины важно, чтобы предметы (ленты, полоски бумаги, шарфы и т.п.) были контрастных размеров и отличались только одним признаком!
Постоянно привлекайте внимание детей к размерам игрушек, показывайте и называйте большие и маленькие предметы.
«Матрешка» и «Пирамидка» Используйте на занятиях с малышами 3-5-составные матрешки. Начинайте с трёх фигурок. При этом говорите, какая из них самая маленькая, какая самая большая, какая средняя. Позже спрашивайте это у ребёнка. Важно, чтобы ребёнок занимался с матрёшкой и пирамидкой не только ради самого действия.
Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы и не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинает пробовать другую. От внешних ориентировочных действий ребёнок постепенно переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Уже в 2-2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу, когда из двух предметов различной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец.
Аналогичная, доступная игра «Выбери пуговки». Вместе с детьми раскладываем пуговицы на группы: самые большие, самые маленькие. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Сначала обучаем ребёнка приложению (потому что отличающий признак только один), потом наложением.
«Разложи по величине». Для игры используются карточки с изображениями больших и маленьких предметов (только две величины) и две коробки – большая и маленькая.
«Составь ряд фигурок». Для игры необходимы фигурки разной величины, которые необходимо ребёнку разложить в ряд – от самой большой до самой маленькой или наоборот.
При овладении этими приёмами ребёнку можно предложить более сложные упражнения, например, уложить двух кукол разного размера на разновеликие кроватки.
Регулярно занимаясь подобными упражнениями, гарантировано развитие у ребёнка умственных способностей. Ближе к пяти годам Вы сможете приступить к следующему этапу в развитии восприятия ребёнка, о которых мы расскажем в следующей статье.
Харлова Н.Н., педагог-психолог ПМПК города Тюмени
Источник
Развитие восприятия у детей от рождения до 3 лет. Восприятие один из важнейших познавательных процессов, который тесно связан с памятью, мышлением и воображением. Особенно данный процесс важен для подрастающего ребенка. Так как влияет в будущем на самооценку, способность обрабатывать поступающую информацию, ориентироваться в окружающем мире. В различные возрастные периоды ребенок воспринимает информацию по-разному, и все эти особенности должны знать родители.
Развитие восприятия у детей с рождения до года: первые познания мира
С первого дня жизни ребенка окружают всевозможные звуки, запахи, люди и предметы. Однако в течение первых несколько недель младенец лишь ощущает некоторые свойства действительности. При помощи восприятия ребенок познает мир, который его окружает и накапливает знания о нем и себе. Поэтому восприятие является основной и немаловажной функцией у младенцев. Визуальное восприятие является основой зрительной памяти, мышления и внимания. Для успешного освоения речи важную роль играет слуховое восприятие. Развитое пространственное восприятие поможет ребенку выработать адекватную самооценку и придаст уверенности в себе.
Ребенок от года до 2 лет: восприятие пространства и содержания
В этот период ребенок активно знакомится с пространством, так как к этому времени уже начинает ходить. Хотя характеристика предметов в пространстве у него все еще сливается с их содержанием . А начиная с 1 года 2 месяцев ребенок способен найти предмет по слову, если у него существует связь между этим словом и предметом. Например: «Подай мне кубик». И уже примерно к 1 году 8 месяцам многие слова приобретают обобщающее значение. Таким образом, дети начинают относить то или иное слово к нескольким предметам с разными признаками, а не к одному. Ребенок уже способен отличить новую для него игрушку и сортировать предметы не только по цвету и форме, но и по более сложным признакам, например, отделять игрушки собачки от кошек. Но для правильного выбора предмета по слову ребенку еще необходимо до 8 повторений.
Период от 2 до 3 лет: формирование стойких связей
К этому возрасту у ребенка накапливается определенный опыт, ему уже легче узнавать и различать предметы, которые его окружают. Связь между словом и предметом устанавливается намного быстрее. Уже с двух лет для выбора предмета по названию детям нужно всего 4 повторения. А чем ребенок становится старше, тем более стойкие связи образуются между словами и дифференцированием предметов. Так, в результате проводимых наблюдений было установлено, что к дошкольному возрасту, дети, воспринимая незнакомые объекты, самостоятельно способны находить их названия по сходству со знаковым предметом, например овал – лимон, яйцо.
К концу двухлетнего возраста ребенок способен правильно назвать знакомый ему предмет, однако при выделении некоторых признаков может игнорировать отдельные детали и ошибаться, например, назвать тигренка кошкой и, обобщая предметы по разным случайным признакам назвать их одним словом.
Развитие восприятия у детей 3-х лет
Дети уже воспринимают картинки с простым сюжетом и могут назвать каждый предмет, на изображении. Например, мальчик, цветок, машинка и прочее. Однако функциональные связи (человек-действие) дети начинают воспринимать только к концу дошкольного периода.
К 3 годам ребенок может воспринимать бесцветные и контурные предметы, которые ему знакомы. Хорошо воспринимают картинки с различными предметами, поэтому способны правильно подобрать пару в игре лото. Однако незнакомые предметы воспринимают еще только по узнаваемым чертам и второстепенным признакам, поэтому могут ошибаться.
К сожалению, многие ученые спорят относительно того являются ощущения и восприятие врожденными или социально обусловленными. Одни считают, что ребенок уже в утробе многое знает о мире. Другие указывают на важность активности ребенка, так как она влияет на его развитие. Хотя любой ребенок требует всего лишь внимания и заботы, а на активность своего малыша может повлиять любой родитель.
Прочитали: 4 180
Источник
Время летит, и вот малышу уже исполнилось 2 года.
Как дальше будет проходить его развитие?
Что ждет родителей в этот период?
Как помочь малышу в развитии психики?
Ответы можно найти в этой статье.
Содержание:
- Развитие психических процессов
- Что умеет ребенок в 2-3 года?
- Интеллектуальная сфера
- Речевая сфера
- Эмоционально-волевая сфера
- Игровая деятельность
- Коммуникативная сфера
- Трудности возраста
- Советы для родителей
Развитие психических процессов у детей в 2-3 года
В период с 2 до 3 лет активно развивается мышление, появляется воображение.
Подросший малыш уже хорошо пользуется речью.
Познавательные процессы (память, внимание, восприятие) в столь раннем возрасте пока непроизвольны. Например, именно поэтому ребенку сложно переключить свое внимание от своей игры и начать быстро куда-то собираться.
Также он не может специально сосредоточиться и запомнить что-либо. Запоминание произойдет, если объект действительно заинтересовал малыша.
В 2 года нервная система становится более устойчивой, чем раньше. У ребенка лучше получается справляться со своими эмоциями. Перепады настроения случаются все реже.
Можно заметить, что малыш становится настойчивым и целеустремленным,а в каких-то случаях – терпеливым.
У него появляется сознание “Я сам”, он начинает гордиться своими успехами.
Взрослый все еще остается ключевой фигурой для малыша. С помощью него он узнает о названиях вещей, их назначении и т.д.
Хоть двухлетний ребенок и стремится к самостоятельности, ему все еще иногда необходима помощь взрослого, а также защита и сочувствие. Очень часто в этом возрасте дети начинают ревновать родителей к другим детям или взрослым.
В 2 года ребенок продолжает развиваться в предметно-игровой деятельности. Ему уже не интересно просто стучать игрушками и бросать их. Подросшему малышу хочется разложить предмет на составные части, чтобы “разобраться” в нем.
Ближе к 3 годам дети уже стремятся создать что-то новое (например, “построить” корабль из подушек, занавесок и швабры). Для этого они учатся создавать и удерживать в воображении свою цель. А в процессе достижения они представляют нужный конечный результат.
Ребенку теперь нравится общаться не только с близкими взрослыми, но и с ровесниками.
Что умеет ребенок в 2-3 года?
- бегать, прыгать с продвижением вперед;
- ползать, перелезать через препятствия;
- играть с мячом;
- самостоятельно есть;
- сопровождать речью свои игровые действия;
- при многократном повторении – повторять строки и фразы из сказок, стихотворений;
- хорошо различать основные цвета, рисовать карандашами и фломастерами;
- радоваться своему рисунку, рассказывать, что на нем изображено;
- лепить из пластилина;
- строить с помощью взрослого разнообразные постройки из строительных кубиков, играть с постройкой;
- выполнять музыкальные движения – притопывать, хлопать;
- заботиться о комнатных растениях, домашних животных;
- называть и различать предметы мебели, посуды, игрушки, транспорт, овощи, фрукты, животных;
- знать имена членов семьи, воспитателей;
- делиться с окружающими информацией и своими ощущениями.
Интеллектуальная сфера
Ребенок «схватывает на лету» то, что ему интересно
Двухлетний малыш активно изучает окружающий мир. Его интересует самая разнообразная информация, ему хочется освоить новые умения. Причем ребенок буквально “схватывает на лету” то, что ему интересно.
Развитие психических процессов ( в частности, воображения и памяти) играет большую роль в освоении новых навыков. Например, в лепке, конструировании, сюжетной игре.
Также в этом возрасте развивается самосознание. Оно проявляется не только в назывании себя по имени и узнавании себя в зеркале. К 3 годам малыш говорит о себе в первом лице и стремится подчеркнуть свою значимость и самостоятельность.
Внимание
Ребенок может сосредоточиться на предмете только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Затем его внимание отвлекается на новый предмет.
Детей может привлечь только, что им действительно интересно.
Ребята в 2-3 года могут долгое время оставаться внимательными в процессе игры. Например, они рассматривают картинки 6-8 секунд, а в одну и ту же игру могут играть все 15-30 минут.
Память
После 2 лет ребята уже могут запоминать значимые события в их жизни.
Например, они могут вспомнить поездку в гости или поход в цирк, которые были неделю или месяц назад.
Память в этом возрасте остается зрительно-эмоциональной. Она зависит от интереса и мотивации.
Мышление
В 2 года основной вид мышления – наглядно-действенное. Это значит, что детям нужно иметь перед собой наглядный предмет, чтобы совершать мыслительные действия с ним.
Ближе к 3 годам появляется наглядно-образное мышление. Этому способствует развитие воображения. Они начинают играть в такие игрушки, которые по своим свойствам могут заменить нужный предмет. Например, коробок спичек может “послужить” машинкой.
В ходе игры ребенок ставит перед собой цель, намечает план действий и играет в воображаемой ситуации.
Восприятие
В 2-3 года восприятие все еще непроизвольное.
Ребенок может обратить внимание не на основной признак предмета, а на какой-то отдельный, незначительный. Например, двухлетнего ребенка вполне может увлечь не сам самокат, а яркая картинка на нем.
Малыш уже умеет различать и сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Этому умению способствуют игры с матрешками, вкладышами, пирамидками, сортерами.
Основной способ познания мира в 2-3 года – разбирать игрушки и предметы на составные части.
Воображение
Воображение начинает зарождаться примерно в 2 года.
К 3 годам оно совершенствуется настолько, что малыш без труда может изобразить, как топает в лесу медведь, как скачет зайка и т.д. Это происходит оттого, что он уже умеет управлять образами в своей голове и изменять их в зависимости от ситуации..
От сформированности воображения зависит, насколько хорошо развито будет наглядно-образное мышление.
Речевая сфера
Двухгодовалый малыш хорошо понимает речь окружающих и учится понятно выражать свои мысли.
Он начинает активно общаться со сверстниками – на прогулках или в группе детского сада.
К 3 годам дети настолько хорошо говорят, что используют практически все части речи в своих фразах.
В их словаре – около 1000-1200 слов.
При этом стоит понимать, что некоторое отклонение от нормы – это еще не задержка речевого развития. Но лучше обратиться к специалисту за диагностикой и консультацией.
Эмоционально-волевая сфера
В 2 года малышу все еще сложно дается управление своими эмоциями. Он проявляет их бурно и непосредственно. Ближе к 3 годам настроение становится более стабильным, но все же ребенку бывает очень непросто совладать с сильными чувствами.
Чтобы успокоиться, ему необходима помощь взрослого. При этом внимание малыша можно легко переключить с одного на другое, чтобы отвлечь от раздражающего фактора.
Ребенок 2-3 лет легко”заражается” чужими эмоциями.
Иногда можно заметить, что он причиняет кому-то боль. Например, таскает кота за хвост. Это происходит не по злому умыслу. Ребенок пока не понимает, что могут чувствовать окружающие. В 2 года он еще эгоцентричен.
У малышей 2-3 лет из-за появившегося воображения могут возникнуть страхи. Дети часто боятся животных, темноты, автомобилей и т.д.
Эмоции ребенка тесно связаны с его физическими ощущениями. К примеру, он легко начинает капризничать из-за колючей кофты.
В целом, малыши 2-3 лет находятся в преобладающе приподнятом настроении.
Дети этого возраста открыты и искренни. Они не умеют скрывать свои чувства и говорить неправду.
Игровая деятельность
Игра в 2-3 года – это способ познать мир.
Сейчас им нравится подражать взрослым, а также исследовать и изучать окружающее пространство.
К 3 годам появляется цель в играх.
К этому же возрасту малыши начинают играть игрушками-заменителями (не коробка, а машина; не тарелка, а руль и т.д.)
Какие игры и игрушки подойдут для детей 2-3 лет?
Ребенку сейчас важно развивать речь и моторику, тренировать координацию и обучаться самообслуживанию. Все это легче осваивать в процессе игры.
Поэтому важно, чтобы у ребенка в 2-3 года были подходящие по возрасту игрушки.
- Наборы для сюжетно-ролевой игры: посуда, чемоданчик доктора, инструменты и т.д. Дети с удовольствием будут копировать поведение взрослых.
Мальчиков и девочек могут пока не интересовать игрушки, предназначенные для их пола, и это нормально. К примеру, мальчику сейчас может быть интересно изображать мамины заботы по хозяйству, поэтому ему больше понравится набор посуды, чем вертолет или танк.
- Обучающие игрушки: шнуровки, рамки-вкладыши, конструкторы. Сначала нужно показать малышу, как играть. Ему не должно быть слишком сложно. Игрушка должна быть такая, чтобы он справлялся сам или с небольшой помощью.
- Развивающие игры и материалы: кубики, пластилин, краски, карандаши, мозаика, пазлы.
- Музыкальные инструменты: дудочка, барабан, бубен, пианино и т.д.
- Инвентарь для подвижных игр: мяч, скакалка, спортивный уголок, кегли.
- Детский транспорт: самокат, беговел, велосипед.
- Обучающие планшеты.
Не стоит давать ребенку все игрушки сразу. Лучше на какое-то время убрать часть из них. А потом, например, через неделю, можно поменять “старые” игрушки на “новые”. “Новые” предметы увлекут малыша надолго.
Коммуникативная сфера
Начало общения со сверстниками
В 2-3 года ребята начинают общаться со сверстниками.
Но они пока не понимают, какие чувства испытывают другие дети. Зачастую, они относятся к ним, как к движущимся “предметам”. Поэтому могут толкнуть, наступить, отнять игрушку и т.д.
Взрослым важно следить, чтобы желание занять хорошее место или получить интересную игрушку не наносило вред окружающим детям и не приводило к дракам, укусам и т.д.
Именно в этом возрасте закладывается модель отношений со сверстниками.
Ребенку важно с самого начала научиться миролюбию и доброжелательному общению.
Трудности возраста
2-3 года – довольно непростой период как для родителей, так и для ребенка.
В это время дети отвергают помощь взрослых и стремятся все сделать сами. При этом они очень злятся и раздражаются, если у них что-то не получается. Близится так называемый “Кризис 3 лет”, когда ребенку очень важно отстоять свою самостоятельность, свои желания, чтобы заявить о себе как об отдельном от мамы человеке.
Дети становятся упрямыми и капризными, и по малейшему поводу могут начать истерику. Некоторые даже проявляют агрессию..
Любому двухгодовалому малышу хочется самостоятельности: ему нужно, чтобы с ним считались, как со взрослым. Зачастую он выдвигает свои “требования” родителям и упорно настаивает на их выполнении. Если же взрослый не примет их во внимание, то, скорее всего, его ждет истерика со стороны ребенка.
Поэтому родителям сейчас нужно сохранять спокойствие и находить компромиссы. К примеру, если двухлетнему малышу нужно спуститься именно на грузовом лифте, а не на пассажирском, а родители как раз в это время торопятся, придется договариваться. Например, сейчас ехать на пассажирском, а на обратном пути дождаться именно того лифта, который “необходим” малышу.
При этом двухлетние дети – очень активные, любознательные и неусидчивые. Им хочется все потрогать, до всего добраться. А это, зачастую, опасно и требует запретов со стороны родителей. Что, в свою очередь, опять-таки, провоцирует “бунт” ребенка.
Очень важно помнить, что капризы и истерики в 2-3 года – это не испорченность и не плохой характер. Ребенок не умеет “делать назло” в этом возрасте. Таким способом он развивает свои волевые качества.
Благоприятное развитие: советы для родителей
- Необходимо следить за распорядком дня ребенка и избегать его переутомления. Стоит провести коррекцию режима в соответствии с нормами для двухлетнего возраста.
- Для развития речи малыша важно сопровождать свои действия речевыми комментариями, говорить четко и правильно, простым языком.
- Инструкции взрослых должны быть короткими и предельно ясными. Пространные разъяснения могут запутать ребенка.
- Стоит как можно больше читать и беседовать с малышом, а также многократно повторять прочитанные сказки и стихотворения.
- Надо поощрять самообслуживание в ребенке, и лишь при необходимости оказывать минимальную помощь.
- Как бы ни хотелось, не надо закачивать действие за малыша, не надо перехватывать инициативу. Стоит лишь подсказать ему, как проще сделать, или облегчить задачу вообще.
- Не нужно ругать ребенка, если, исследуя, он сломал игрушку.
- Важно одобрять его собственные задумки и начинания.
- Стоит предоставлять малышу условия для изобразительной деятельности – давать почаще краски, карандаши, бумагу.
- Ребенку 2-3 лет нужны подвижные игры на улице.
- Взрослому нужно быть внимательным к интересам ребенка.
- Важно радоваться вместе с малышом его новым достижениям.
- Если нужно успокоить и отвлечь ребенка, поможет ритмическая стимуляция: можно обнять его, погладить, похлопать по спине, попрыгать вместе, держась за руки и т.д.
- Необходимо спокойно реагировать на упрямство и капризы двухлетки. Не нужно кричать и наказывать. Стоит искать вместе с ним компромиссы. Малышу будет проще примириться с отказом, если родители объяснят ему причину.
- Взрослым необходимо быть последовательными – выполнять свои же правила и договоренности, следовать установленному распорядку.
- Нужно не заставлять ребенка сделать что-то, а постараться увлечь его процессом.
- Взрослому стоит почаще ставить себя на место своего чада.
- Ребенку важно понимать различие между словами “нельзя и “не стоит”, “надо” и “не обязательно”.
- По возможности нужно акцентировать внимание на хорошем поведении малыша, поощрять его за помощь.
- Любому ребенку необходим телесный контакт с близким взрослым. Поэтому надо почаще позволять ему обниматься, прижиматься к родителям.
- Важно внушать малышу веру в свои силы, подбадривать и поддерживать его.
В 2-3 года психика ребенка продолжает совершенствоваться. Развиваются его интеллектуальные способности, усложняются умения и навыки. Малыш становится более общительным, любознательным и целеустремленным. В то же время он стремится к “взрослости” и самостоятельности, что зачастую ведет к конфликтам с родителями. Важно находить верные пути взаимодействия с ребенком и поддерживать его на этом этапе взросления.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник