Восприятие сказки и ее роль в развитии ребенка

Роль сказки в психическом развитии дошкольника.

Шувалова Екатерина Владимировна

к.псих.н., воспитатель ГБДОУ41

Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

Дошкольное детство – большой отрезок в жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи расширяются до пределов улицы, города. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей. Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребёнка.

Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Помимо игры, в дошкольном возрасте важной деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Ш. Бюлер специально изучала роль сказки в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены всякой индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристика исчерпывается двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Но эти характеристики доводятся до абсолютной степени: небывалая доброта, храбрость, находчивость. При этом герои сказок делают все то, что делают обыкновенные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.п. Все это способствует лучшему пониманию сказки ребенком.

Но в каком же смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А. В. Запорожцем, Д. М. Дубовис-Арановской и др. было выделено специфическое действие для этой деятельности. Это – содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия. Б. М. Теплов, рассматривая природу художественного восприятия ребенка, указывал, что сопереживание, мысленное содействие герою произведения составляет «живую душу художественного восприятия». Сопереживание сходно с ролью, которую берет на себя ребенок в игре. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Там, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать ее, как, например, в некоторых сказках Г.-X. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно прослеживала путь интериоризации содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть книжками с картинками, и картинки являются основной опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка? Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Его книга объясняет, почему сказки оказывают такое большое и положительное влияние на развитие ребенка. Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений – потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе.

Сказка – произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.

С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б. Бетельхейма, «трудятся» миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем.

Читайте также:  Dvd диски развития ребенка

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. «В некотором царстве, в некотором государстве…» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать…», и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма, это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других – более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке.

Сказка очень близка ребенку эмоционально по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Таким образом сказка является не только средством опосреданного развития всех психических процессов, но и выступает как механизм коммуникативных и социальных навыков (неким поведенческим эталоном) взаимодействия с окружающей средой. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, в этом возрасте происходит усвоение эталонов фонем родного языка. Эталоны – это достижение человеческой культуры, это «сетка», через которую мы смотрим на мир. Благодаря усвоению эталонов, процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.

Источник

, . . .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru

https://www.allbest.ru

. –

1.1 ,

1.2

.

2.1

2.2

.

3.1

3.2

3.3

. , , – . , , , . . – .

, , . .. , .. – . , , . .. , , , , . .. , .. , . .

. . , , . . – , . : , , . , : , , , . . [21].

, , . , – . , , , , . . , . – . . , . , , ( ) . , , , , , , , . , . , [21].

. , . . , , , , .

. 3-4 , , . 4 . (, , ). 4 .

: , , , – , – , – .

, , , . . , , .

– .

: .

: .

– .

– .

.

:

1. – .

2. , , .

3. .

4. .

: – ; , , .

: ; .. .

. 7 . , 1 2013 28 2014 . 10 3-4 .

: , , , , . 71 .

. –

1.1 ,

. , .

, .. . , .. (, ), . . , .

.. . , [17; 18].

, , : – , , (, ) – . , . , [19].

, , , . . , – , .

, , , . , , .

, , – – . , . , , , , , . , , – , – [19, . 28].

, . – , – .

, : . , , , .

– . . , -.

. , .

– , , . , , . , , , . , , , , , . [28].

.. : , , , . – . . , . , – , . , , , , , ; [22, .56].

, , , .. [4]:

, , (.. . ., 1994).

, -, , , (.. . . ., 1986).

, ( . ., 1988. . IV).

– , , , ( . ., 1988).

, , (.. -. . . ., 1996).

. .. , ; , , [6].

.. . , : . , [23].

, , , , .., . . , [24].

.. . [2]:

;

:

) ;

) ( ).

, 1-2 . – , . [24].

.. . . , , . , . – .

. : , . . . . . , – . , – , , .

. – – . , , .

. , .

, , : , , , , – .

. – , – . , .

, . , , – , ( , ), , , . , .. , , .

. , . , , . . , .. -. , , . -.

. , , , . . . , , . .

. . .

. , .

, (, -).

. .

. – . .

– , , . , , . , ..

, . . , . : , . , .

, , . , , – , .

, .

– . ( ) – .

. : .

. : , , .

, . , .. . . .

, , .

. . , , . .

, , , [24].

. , . , , . . – , , , , . – , , , , , . .

. , . . , . . . , . , , . , . , , , . .

– . , , , . . , , . .

, . , , [24].

– , , , . .

. , . , , ( – ).

: – : , , .. , , . . .

, – .

– . , . , . , [24].

, . , , , , .

. , , , , , . . , , , , .

, .

, , , , , , , , .. , [24].

1.2

. , .. . [4]:

, .. .

, , . , , , .

, , , , , .. , . , ..

-, , .. , , , . , , , , , , .

-, , .

, .

. (), , , , .

, , , .

-, – . , ( , , ). – , .. , , , . – .

-, , – . , , , .

-, , , – , , , – , – .

, , , . . , , . , . . , , , , , , – , , – .

, , , ; , , , , , ; , . [27].

, . .

, , . , . , , , . , , ..

, , , .. , , .. . – : , , , , . . , .

.

2.1

– . , – .

– , , . , , .

, . , – , . , .

– , , , , , . , .. , , .

, , . , , , , ( , , ..)

, .

– , , , , , , , , . – .

– . (.. , .. , .. .) , – [12,.93]. , , . , , , .

, . . , .

, , .

.. . , , , , , , , , [30].

– – – , – , . , , , , (, , ), -, [15].

. , , , (. , . ), (), . , – , (. ). , – (.. ), – . , , , , , .

.. : , ( – ); ( ); ( ) [1, c. 352].

. , , . . , , .

, . . , , . , , . .. , : , ( , ).

. .. , : , , , , , [25].

.

[1,c. 353-356]:

;

, ;

, ;

;

.

, , . , , , .

, , , . , . , , .

, , , , . , – , – , – . , , , . , , .

, . , . , , , , .

.. , , , . . , ( , ). , , , , . . [1].

, , , , , . . . . , ( , , ). , .

, , . , , .

, , ; ( , , ), : . . : ; ( ); (, , ); (, ).

, , . .. , , , , . . , . , , , ( ). , , [1].

, , : .

2.2

. .. , , , – , , , – , . – [13, . 260-275.].

, , , .

.

.. , – , . , , – , . , , , [7, .82.].

.. , – , [16].

.. , .. , [5].

.. , [29].

, .

, , – , ; () .

. . , , , .

. . , . , . , . , , , .

, , , , .

, , (, ), ( , , ).

?

3- , . . .

4-5 , .

6-7 . , . .

. , , , . , .

, . , , , .

, , , . [20, . 16-19].

, . , , , , , . , , .

– , , , , . , . : , , , , . , . , , , , .

; , .

  • , , . . . .

    [68,1 K], 21.02.2010

  • . . . .

    [59,5 K], 08.11.2014

  • . , .

    [79,3 K], 05.01.2017

  • – . . . . 4-5 .

    [145,4 K], 22.10.2009

  • . . . .

    [347,6 K], 20.02.2014

  • . . , ” “. .

    [518,5 K], 12.05.2014

  • . . . . . . , .

    [82,0 K], 18.06.2012

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Консультация для родителей

«Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста».

Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.

Читайте также:  Слабое развития мышц у ребенка

Дошкольный возраст, по словам В.С.Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.

В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношения к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.

В перипетиях отношений с взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношения с взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф.Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами, и пр.), новыми понятиями.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал и Л.С.Выготский, отмечая, что «с действительностью воображение тесно связано движением наших чувств». Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказка же – это средства приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Фантастический, загадочный мир влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает и его, и себя. Ведь именно из этой сокровищнице малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.

Хорошей сказке, считал С.Я.Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым, неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказки. Согласно идеи Л.С.Выготского, психическое развитие опосредствуется освоением знаковых систем, развернутых в общении ребенка с взрослым и культурно преобразующих его деятельность. Такай системой, опосредствующей психическое развитие ребенка – дошкольника и является сказка как особый культурологический феномен.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.

В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:

▪ учит детей сравнивать, сопоставлять;

▪ формирует привычку доказывать, что это так или иначе;

▪ ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции;

Читайте также:  Процесс развития ребенка в социуме

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А.Запорожец, Л.Венгер, А.Фромм, д.Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, таким образом).

Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривали виды связного высказывания. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.

Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.

Рекомендуется подходить к работе со сказкой не традиционно. Так как развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то учат детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказке может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающее общение людей. Познавая мир художественной литературы, ребенок совершенствуется как личность. При этом ребенок в полной мере не может передавать впечатления словами, ребенок может обратиться за помощью к взрослому и попробовать рассказывать сказки еще в дошкольном возрасте. Главной задачей развития связной речи детей старшего возраста является совершенствование монологической речи. Дети пересказывают сказки, литературные произведения, самостоятельно правильно передавая идею и содержание, выразительно производить диалоги действующих лиц. Рассказывая сказки, дети пользуются свойственными жанру свойствами выразительности и знаниями об особенности сюжета: зачин и окончание сказки, присказка победа добра над злом, волшебные предметы героев, превращения и т.д. Дети проявляют большой интерес к сказкам. Сказки дают представления о дружбе, добре и зле, храбрости и верности, красоте внешней и внутренней, учат трудолюбию, внушают уверенность в торжестве правды и справедливости. Детям нравятся сказки, когда герой преодолевает трудности и в конце получает вознаграждение – достойную награду. Творческая работа по рассказыванию сказок, способствует формированию у детей нравственных качеств, развивает фантазию, связную речь, активность и расширяет словарный запас. В результате работы с взрослыми – бабушками, педагогами, дети учатся рассказывать сказки, вести диалог.

https://lib3.podelise.ru/docs/1842/index-265906.html

Источник