Воспитательное влияние коллектива на становление и развитие личности ребенка

Значимость коллективной деятельности была признана задолго до К. Д. Ушинского и А.С Макаренко. Педагоги прошлого старались привить воспитанникам дух товарищества, взаимопомощи. На уровне детского коллектива дети осознают собственное «я», совместная деятельность группы детей становится источником новых взаимоотношений, влияет на развитие и воспитание самого коллектива и личности.

Главными направлениями воспитателя детского коллектива становятся:

  • Забота о личностном самоутверждении воспитанников в процессе их коллективной деятельности.
  • Формирование у детей взрослых моделей общения и деятельности.
  • Помощь в осознании себя самостоятельным индивидуумом.

Значение коллектива в воспитательном процессе

Среди современных теоретиков педагогики, психологии встречаются специалисты, критикующие роль коллектива в развитии и воспитании цельной личности. Якобы, под давлением коллектива ребенок утрачивает свою индивидуальность, своеобразие. Такой тезис подкрепляется примерами негативного воздействия политизированного тоталитарного общества на человека в недавнем прошлом, когда жизнь социума для любого «винтика» становилась намного более значимой, чем личные интересы.

Нельзя отрицать тот факт, что человечество с самого начала своего существования основывалось на коллективных формах взаимодействия и организации, таких как род, племя, семья. Изоляция от общества становилось причиной уродливого развития субъекта, была, скорее, наказанием, чем благом.

Воспитание личности с раннего возраста происходит в коллективе, это основная база, где дети приобретают позитивный социальный опыт. Становясь школьником, ребенок одновременно выступает членом нескольких коллективов, некоторые из которых (кружок или секцию) он выбирает единолично. Желая стать членом той или иной группы, школьник вынужден подчиняться тем правилам, которые ей свойственны. Но это вовсе не означает пассивного следования местным установкам.

Основным принципом воспитания полноценной личности в коллективе является принятие активной жизненной позиции, умение отстаивать свою точку зрения, даже если она противостоит мнению большинства. Коллектив дает возможность ученику приобрести навыки общественного поведения, находясь в позиции подчинения, противопоставления и руководства. Такое взаимодействия с товарищами и воспитателями приводит к формированию гражданственности, гуманизма и инициативности. Диалектика коллективного и индивидуального взаимообусловлены в педагогическом процессе воспитания личности.

Человек существует и растет в системе отношений с природой, другими людьми. Богатство связей определяет его духовное богатство, степень значимости.

Воспитательные задачи педагога

Каждый этап развития молодого человека среди членов коллектива имеет важные последствия для дальнейшего становления, способностей к самореализации. Невозможность адаптироваться в небольшой группе приводит к неуверенности, сомнениям в своих силах, обидчивости, конфликтности. Неспособность реализовать индивидуальность становится причиной негативизма, озлобленности, других личностных деформаций.

Основная задача воспитателя детского коллектива – создание благоприятных условий для адаптации личности, одновременного проявления индивидуальности и интеграции в общество.

Самоутверждение и коллективная деятельность

Один из мотивов поведения подростков – завоевание признания товарищей. Когда для ребенка общение со сверстниками не приносит понимания, положительной оценки, это приводит к комплексу проблем.

Педагог помогает каждому воспитаннику отыскать свое место в коллективе, завоевать его уважение. Нередко положение школьника в группе напрямую связано с тем, как организована система взаимоотношений учитель-воспитанник. Статус ученика, особенно младших классов, зависит от того, какую значимость придает ему учитель. Он может привлечь внимание других к «отверженному», доверив ему ответственное поручение, включая его в мероприятия. Педагогическая задача учителя в:

  • демонстрации сокрытых от других положительных качеств каждого члена детского коллектива;
  • эмоциональной поддержке, внушении ребенку веры в себя;
  • вовлечении «непринятых» ребят в общие мероприятия с теми, кто имеет более высокий общественный статус.

Нередко формальные лидеры приобретают такое положение не за счет высоких моральных качеств, а благодаря высокой активности, стремлению подавлять, командовать. Воспитателю важно выявить истинные мотивы поступков неформального лидера, препятствовать утверждению за чужой счет, дать проявить скрытые таланты остальным воспитанникам.

Формирование взрослых моделей общения и деятельности

Любая сфера человеческой деятельности на всех исторических этапах требовала умения работать командой, готовности к сотрудничеству. От таких качеств зависят не только спортивные, производственные успехи, но порой сама жизнь. Важно научить детей находить баланс между личными нуждами и интересами общества, не потерять в отстаивании своего «я» связей с другими людьми, способности чем-то поступиться, прийти на выручку.

Взрослые часто не одобряют узкие компании из 2-3 человек, которые разобщают большой коллектив. Но именно в такой небольшой группе друзей подросток испытывает эмоциональный комфорт, защищенность, общность интересов, собственную значимость. Подобные отношения между детьми зачастую возникают стихийно или даже вопреки рекомендациям родителей. В школьные годы для ребят наиболее важны не оценки по предметам, а наличие друзей.

Будущим участникам корпоративных отношений пригодятся воспитанные детской дружбой качества: стремление к совместному успеху, умение самоорганизовываться, взаимная ответственность. Условия школьных взаимоотношений, определенные роли в играх потом воспроизводятся во взаимодействии между партнерами в профессиональной деятельности.

Осознание себя самостоятельным индивидуумом

Один из принципов воспитания личности – развитие субъекта в коллективе и через коллектив. Знакомство с самим собой у подростка происходит в реальных ситуациях, которые возникают при совместной деятельности. Взрослеющий человек сможет оценить многообразие окружающих предметов и субъектов только в процессе общения и сравнения.

Взаимодействуя с товарищами, учителями ребенок определяет правильные и неправильные модели общения, учится контролировать реакции, преодолевать страх, зависть, приобретает навыки здоровой конкуренции.

Индивидуальные особенности характера, способности личности неповторимы. Но психологические, творческие черты каждого оцениваются в зависимости от полезности для коллектива. Воспитатель заботится о реализации себя каждым из воспитанников в коллективной жизни. Для этого необходимо:

  • изучение личности каждого, привлечение внимания к его достоинствам и достижениям;
  • помощь в установлении между детьми доверительных, доброжелательных отношений;
  • организация коллективных мероприятий, способствующих раскрытию лучших черт воспитанников;
  • перевод личностных конфликтов в «мирное русло»: творческие конкурсы, дискуссии, работу над инновационными проектами;
  • содействие в преодолении негативных привычек, стремлении к самосовершенствованию, положительным изменениям;
  • поддержка у ребят желания сохранить достоинство и самобытность, быть самими собой.

Заключение

Влияние развитого детского коллектива на ребенка реализуется посредством активного участия каждого в самоуправлении, разноплановой общественной жизни. Педагоги призваны создавать подходящие возможности для формирования общественно значимой личности, максимального проявления ее индивидуальных особенностей.

Источник

Эссе

«Влияние коллектива на развитие личности»

Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени и совершенствования.

                                                                                                     (Барбюс. А.)

Существует ошибочное мнение, что ребенку, который воспитывается в детском коллективе трудно проявить свою индивидуальность. Сторонники данной мысли утверждают, что коллектив, словно серая масса, подавляет развитие индивидуальности через уже сформированную и устоявшуюся систему межличностных отношений. Коллектив, утверждают они, манипулирует сознанием личности, подавляет ее яркие проявления, добиваясь тем самым «усреднения». Таким образом, становится не привлекательным явление противопоставления индивидуальности на фоне общей массы коллектива. Исходя из этой позиции, возникает заблуждение о том, что быть коллективистом – хорошо, а быть индивидуальностью – плохо. На это легкомысленное сравнение уместно ответить, что индивидуализация личности без коллектива состояться не может! Да и понять, что ты индивидуальность вне общества просто не возможно!

Я согласна с высказыванием французского писателя, журналиста и общественного деятеля Анри Барбюс. Именно в коллективе личность достигает своего совершенствования

Личность в коллективе живет и развивается в системе отношений людей друг к другу. Общая деятельность объединяет людей в коллективе и личность вступает в систему коллективных отношений. Существует три распространенные модели развития отношений, в которых личность подчиняется требованиям коллектива, либо подчиняет себе коллектив. Наиболее идеальной формой взаимоотношений считают отношения, где личность и коллектив находятся в оптимальных (гармоничных) отношениях.

Так что же такое коллектив? Каким образом коллектив способствует формированию творческой личности? Как коллектив помогает раскрыть индивидуальность воспитанника? Попробуем разобраться!

Российская педагогическая энциклопедия раскрывает понятие о том, что коллектив – это социальная общность людей, объединенных на основе общественно-значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения.

В педагогической литературе мы находим определение, что детский коллектив – это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.

Подтверждением вышесказанных слов может служить пример из отечественной педагогики. Проблеме воспитания личности в коллективе отводилась высокая роль. Талантливый педагог-новатор Антон Семенович Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации детского коллектива, в котором важнейшим «механизмом», педагогическим средством является «параллельное воздействие» – одновременное воздействие воспитателя на коллектив, а через него и на каждого воспитанника.

Нельзя не согласиться с А. С. Макаренко, что именно коллектив является «инструментом прикосновения к личности» и главная роль здесь, конечно же, отводится педагогу, как организатору детского коллектива. Педагогу в своей работе с детьми необходимо установить гуманно – личностные отношения между членами коллектива, необходимо научиться включать каждого воспитанника в совместные действия, направленные на достижение поставленной цели, приносящую общую радость и пользу.

Коллективно – творческая деятельность обеспечивает формирование и творческое развитие личности. Главная ее цель – раскрепощение личности, развитие способностей к социальному творчеству. Формами КТД выступают трудовые и познавательные дела.

В трудовой коллективно-творческой деятельности воспитанники осуществляют заботу через труд – творчество. В педагогической деятельности воспитателю необходимо обогатить знания детей об окружающем мире, сформировать положительное отношение у детей к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Познавательная КТД формирует такие качества личности как стремление к познанию, развивает наблюдательность, любознательность, пытливость ума и творческое воображение.

В своей работе считаю важным показать роль общества в процессе становления  личности, неразрывную связь коллектива и развития личности. Разъяснение родителям воспитанников, что творческая индивидуальность ребенка взаимосвязана с уровнем их самостоятельности и творческой активности, приносит им пользу.

В педагогической практике не редки были случаи, когда родители воспитанников просили меня индивидуально поработать с детьми, обратить более пристальное внимание на развитие тех или иных творческих качеств у ребенка, помочь освоить навыки, необходимые для обучения в школе. Удовлетворяя желание родителей, я использовала разные формы работы с детьми, но наиболее эффективной оказалась такая коллективная форма объединения детей в совместной деятельности, как кружок. Организованные занятия в кружках по интересу детей, позволяют удовлетворить индивидуальные потребности ребенка и родителей. В совместной деятельности дети имеют возможность попробовать свои силы, развить свои способности, которые в дальнейшем могут перерасти в осознанное увлечение. Деятельность детей в кружке основывается на принципе добровольности, а занятия проходят в занимательной игровой и творческой атмосфере. Важным элементом данной формы работы с детьми является презентация итоговой деятельности, результата работы с детьми, которые воплощаются в показательных выступлениях, в концертах, в участии детей в различных творческих конкурсах, Олимпиадах и Спартакиадах для дошкольников. Видя успех своих детей, родители уже не боятся, что ребенок станет «серой мышкой». У мамы и папы дошкольника приходит понимание того, что статус их ребенка в коллективе зависит от его индивидуальных особенностей. Чем самостоятельней ребенок в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. Участие и победы детей в совместных мероприятиях в коллективе со сверстниками удовлетворяют потребность ребенка в общении и самовыражении, обогащают его эмоциональный опыт. Участие детей в совместном творчестве создает условия для познания себя, своих возможностей, помогает проявить свою индивидуальность. Яркая индивидуальность проявит себя везде и несмотря ни на что. Коллектив играет роль производства, в процессе которого, после всех операций, алмаз становится бриллиантом. Драгоценный камень никогда бы не засиял так ярко, если бы не шлифовка и огранка. Индивидуальность человека засверкает столь же ярко, если человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми! Богатство связей предопределяет духовное богатство личности. Богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

К сожалению, я должна добавить, что некоторые родители убедили себя в том, что их дети получили врожденные способности и врожденное призвание играть именно ту роль в обществе, которую они сами им назначили. По их мнению, коллектив только мешает развитию ребенка, может сбить с пути истинного. Но правы ли они? Считаю важным разъяснять родителям, что индивидуальные особенности ребенка могут быть развиты наиболее полно только на основе коллектива.

Источник

Светлана Сорокина
Влияние коллектива на гармоничное развитие личности дошкольника

В современном обществе понятие «коллектив» все больше стало выходить на первый план, хотя несколько лет назад оно было не столь популярно.

Часто упор делался на формирование и поддержание индивидуальности ребенка, что несомненно важно, но при этом гораздо меньше говорилось о том, как научить эту индивидуальность сосуществовать с себе подобными, и не менее уникальными, личностями. А нужно ли это? И будет ли детский коллектив способствовать развитию индивидуальности ребенка, или наоборот, будет ограничивать ее?

Педагоги прошлого, которые уже внесли свой значимый вклад в мировую педагогику, подчеркивали значение коллектива для ребенка. В частности, великий советский педагог А. С. Макаренко, который, согласно позиции ЮНЕСКО,отнесен к четырем педагогам (наряду с Д. Дьюи, Г. Кергенштейнером и М. Монтессори), определившим способ педагогического мышления в XX веке) подчеркивал роль коллектива в формировании личности ребенка и его взаимоотношений с другими участниками коллектива.

Главное, считал А. С. Макаренко,в коллективе то, что каждый его субъект яляется активной единицей (то есть не теряет своей индивидуальности, и все участники осуществляют совместную деятельность, ставят перед собой новые цели, которые их объединяют, в процессе этого происходит их рост,как личностей, поскольку новые задачи требуют нового уровня общения, развития себя, повышается общий настрой.

В настоящее время много говорится о необходимости воспитания «нового» гражданина – инициативного, успешного, коммуникабельного. Так противоречат ли запросы современного общества практике прошлого века?

Дело в том, что,к сожалению, в современном мире утрачено понятие «детское игровое сообщество». Во двор ребенка родители пускать боятся, вот и общается и играет такой малыш только в саду, и, если у папы и мамы хватает свободного времени, в кружках и секциях. И для того, чтобы ребенку такое общение пошло на пользу,конечно, необходимо руководство педагога, который сможет, при необходимости, исподволь моделировать ситуации, в которых ребенок сможет проявить себя. Ведь коммуникабельность и инициативность, как и другие качества, можно и нужно развивать. И именно детский коллектив будет служить ребенку стартовой экпериментальной площадкой, где он попробует свои силы и проявит себя.

Из опыта своей работы я могу рассказать о ситуации, когда в подготовительной группе были собраны дети, некоторые из которых росли вместе,еще с младшей группы,но было много и новичков, которые прежде посещали другие сады, кроме того, группу пришли и «домашние» дети, никогда детского сада не посещавшие. И поначалу вместе им было трудно.

Некоторые из пришедших ребят уже позиционировали себя, как лидеры, и пытались самоутвердится засчет тех детей, которые в чем-то на тот момент были слабее. Сразу же появилась проблема «предпочитаемых» детей, все хотели дружить со «звездами». Выявилась ситуация, при которой одни дети общались, а других общения лишали из-за «непризнанности». И здесь нужно было,чтобы «непризнанные» дети смогли раскрыться не только для других, но и для себя, и именно через это включиться в процесс коммуникации с другими детьми. В этом и заключается уникальность детского коллектива для ребенка, ведь вне его процесс познания себя как личности ребенком был бы невозможен. Но конечно здесь необходима правильная работа педагога.

Надо сказать, что при условии правильной работы педагога в коллективе происходит формирование и расширение внутреннего мира ребенка засчет взаимообмена новыми впечатлениями, знаниями и умениями. Кроме того, в коллективе ребенок познает и принимает общественные нормы – правила, по которым ему предстоит жить по мере его взросления.

Возвращаясь к теме, мне хотелось бы отметить, что с самого начала зарождения детского коллектива мы стали широко использовать коммуникативные игры и театральные этюды, где все дети смогли раскрыться, и выяснилось, что многие из детей «не предпочитаемых» могут передать свои чувства лучше, чем «звезды». Конечно, я старалась максимально этим воспользоваться, чтобы «поднять» ребенка в глазах коллектива и включить его в процесс коммуникации.

Современная личностно-ориентированнаямодель дает преимущества современному педагогу перед педегогами прошлого: она дает возможность быть не «над» детским коллективом, а частью его, что позволяет добиться больших результатов, организовывая детей в разные виды деятельности, предлагая новые формы взаимодействия, объединяя их в проекте по предложенной ими же проблеме.

То есть задача воспитателя заключатся в том, чтобы незаметно направлять жизнь детского коллектива в развивающее его русло с помощью создания ситуаций, которые помогут детям самостоятельно находить новые цели и достигать их вместе, это же также помогает сплочению детского коллектива. Кроме всего прочего педагог решает проблему детей «изгоев», поскольку,как я отмечала выше, он является частью детского коллектива и может создавать ситуации, в которых дети «изгои» имеют возможность проявить себя и взаимодействовать с другими детьми.

Большое значение в своей работе я уделяю фольклору. Дети с удовольствием играют в народные игры в группе и на улице. Эти игры в большинстве случаев сопровождаются пением, и когда ребята поют вместе,это очень сближает и веселит, улучшает эмоциональный фон в коллективе, происходит формирование коммуникативно-эмоциональных отношений.

Для того, чтоб ребенок раскрылся, очень важен стиль общения который предлагает детскому коллективу педагог. Если стиль демократический, то и дети стремятся к взаимопомощи, решению вопросов сообща. Если стиль авторитарный, то желание одних детей доминировать над другими будет преобладать, и именно это будет мешать детям осуществлять взаиморазвитие в общении.

В нашей группе нам удалось взять верный тон и, кроме всего прочего, сделать акцент на взаимопомощи. Дети имеют возможность проявлять свои лучшие качества – доброту,сопереживание, сочувствие, помочь другому и ощутить от этого положительные эмоции.

В детском коллективе у ребенка появляется целая сеть взаимоотношений, дети, с которыми он легко общается, и даже те, кто,возможно, не примет его сразу, но тем не менее, и с теми и другими ему нужно научиться взаимодействовать. Ребенок настойчиво ищет и находит свое место в коллективе, свой статус, пусть и детский, но не менее от этого важный, реализует себя, и,конечно, растет,как личность.

Воспитатель должен понимать, что детский коллектив нуждается в постоянной работе для сплочения, формирования детской дружбы и от него, и от родителей, необходимо уделять внимание работе с семьей в этом отношении. К сожалению часто родители, руководствуясь не всегда позитивным собственным опытом в этой области, настраивают своих детей по принципу «Каждый сам за себя».Эта позиция глубоко ошибочна. Ребенок, не умеющий сопереживать, сочувствовать, зацикленный на себе, впоследствии будет испытывать трудности в общении и, на что нельзя не обратить внимание, не сможет быть ни успешным, ни,самое главное,счастливым.

И конечно,если мы вновь зададим себе вопрос: «Будет ли детский коллектив способствовать развитию личности ребенка?», ответ будет напрашиваться сам собой. Вне детского коллектива гармоничное всестороннее развитие ребенка невозможно, и при умелом руководстве со стороны воспитателя, коллектив не только не ограничивает рост личности, но, напротив, помогает ему.

Источник