Воспитательная система развития личности ребенка

Концепция воспитательной системы: формирование личности ребенка в начальной школе.
«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» К.Д.Ушинский
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира.
В процессе образования и воспитания сложно открывать что-то новое, важно переосмыслить реализуемые воспитательные технологии и применить их в педагогической деятельности с учетом нового социокультурного мира.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель, основанную на конкретном философском учении. Рудольф Штейнер, основатель воспитательной системы вальдорфских школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром. Воспитательная система “справедливое сообщество” появилась в школах США в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга, рассматривающего воспитание как продвижение личности от низшей к более высоким ступеням морального развития.
Проанализировав воспитательные системы С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Ф. Ф. Брюховецкого, А.А.Захаренко, В. А. Караковского и других известных педагогов можно разработать и применить авторскую систему воспитательной работы, в основу которой положена воспитательная система общей заботы.
Идея данной воспитательной системы была выдвинута ленинградским ученым И. П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В основе создания воспитательной системы, согласно этой идее, лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество. При этом учитываются такие идеи коллективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива.
Именно данная система легла в основу моей воспитательной работы с обучающимися начальной школы.
Основы воспитания личности закладываются в ребенке с момента рождения. Большую роль в этом играет семья, дальнейшее формирование происходит в начальной школе. Привитое, усвоенное в первые школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенное с детства – прочно и устойчиво. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней.
Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью.
За годы работы классным руководителем ко мне пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития активной и свободной личности ребенка, умеющей самостоятельно действовать; система, которая учитывала бы интересы, способности, потребности обучающихся, их возможности и творческий потенциал.
Зная, каким я хочу видеть ученика на выходе из начальной школы, ставлю перед собой цель и задачи, учитывая возрастные особенности детей.
Цель: создать условия для формирования и гармоничного развития личности каждого обучающегося, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания его в семье, школьном коллективе.
Задачи:
формирование самосознания и ценности человеческой жизни, определение смысла жизни и профессиональной подготовки;
развитие творческого потенциала обучающегося путем реализации его в различных сферах деятельности;
формирование общечеловеческих норм гражданской морали, культуры общения;
воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;
воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, честности и ответственности;
воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, умение быть хорошим семьянином.
Обучающимся, после учёбы, в классе, в группе продлённого дня, требуется интересная и необычная внеклассная работа. Поэтому деятельность их должна строиться на следующих принципах, которые реализую в воспитательной работе.
Принцип открытости. Совместно с обучающимися и их родителями планируем жизнь, вносим коррективы и предложения с учетом интересов, потребностей и желаний детей. Обязательно прислушиваюсь к мнению ребят.
Принцип привлекательности будущего дела. Увлекаю всех конечным результатом выполняемого дела.
Принцип деятельности. Детям хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проходят в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешно в глазах учителей и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования театрализованные представления.
Принцип свободы участия. Планируя участие во внеклассной деятельности, учитываю мнение детей. Это может быть выражено в предоставлении обучающимися возможности выбора задания с учетом своих интересов, качеств и способностей. Это вырабатывает у ребёнка ответственность за порученное дело.
Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Совместно с ребятами обсуждаем, что получилось, а что не получилось, изучаю их мнение, определяю настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип сотворчества. В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Работая с обучающимися, предоставляю право выбора партнера по выполняемому поручению. Это помогает результативности.
Принцип успешности. И взрослому и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Если ребенок видит, что его вклад достойно оценивается, то он будет ещё более активен и успешен. Оценка успешности обучающегося неформальная и отражает успех и реальное достижение.
Воспитательная работа строится на взаимосотрудничестве с психологической службы образовательного учреждения. Психолог оценивает: уровень комфортности, тревожности, притязаний (стремлений), воспитанности (нравственные ориентиры, полезные привычки, коммуникативность, коллективизм).
Важен и интегративный подход, который заключается в сотрудничестве классного руководителя, педагогов, воспитателей, руководителей кружков, сотрудников школы, социально-психологической службы.
Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка, проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность педагогического процесса. Классного руководителя и класс можно рассматривать, как точку пересечения прямой и обратной информации, достаточность и полнота которой зависят от классного руководителя.
Безусловно, в воспитательной работе основываемся на традициях класса и школы. Самое главное – традиции класса должны быть нравственными, способствовать преодолению одиночества и беззащитности обучающихся, воспитывать умение быть Человеком.
Участие каждого ребенка во внеклассной работе оценивается и отражается в портфолио. Портфолио помогает мне перенести педагогический акцент на самооценку, при этом успешно формируется самостоятельность ученика, как в учебной, так и во внеклассной деятельности, развиваются его навыки рефлексии и самооценивания.
И как заповедь воспитателя звучат для меня слова Ш.А. Амонашвили: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя».
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШИЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
муниципального образования – Шиловский муниципальный район Рязанской области
ИНН/КПП 6225005792 / 622501001 ОГРН 1026200851038
Свидетельство о государственной аккредитации № 25-0175 от 26 марта 2012г.
Лицензия №25-0531 от 14 декабря 2011г
_____________________________________________________________________________
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Разработала: Ручина Л.А.
Шилово 2015
Пояснительная записка.
XXI век ознаменован усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон вернулись понятия: « нравственность», « духовность», « патриотизм», « гражданственность».
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Воспитание – это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки классного руководителя и ученика.
Актуальность.
За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель.
Как обеспечить успешную социализацию школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?
В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.
Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия у детей:
дефицит общения
нетерпимость к ошибкам и просчётам друг друга
неумение трудиться на общее благо
неумение учиться.
Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цели:
организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка
создать условия, где могут проявляться новые положительные качества в личности ребенка.
Чтобы данные цели воплотились в жизнь, мне, как классному руководителю, необходимо решить следующие задачи:
Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
Создавать условия для самовыражения каждого ученика.
Воспитывать толерантность.
Цели и задачи воспитательной системы.
Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства.
Цель моей воспитательной системы – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.
В современном обществе, где потеряны многие гуманистические ценности, становится наиболее важным пробудить в детях “доброе сердце”, научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотизм. Основное внимание в воспитательной системе направлено на нравственное воспитание, охватывающее все стороны нашей жизни.
Задачами воспитательной деятельности являются:
Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.
Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
Взаимодействие с семьей.
Сроки и этапы реализации:
1 этап – 10 класс
2 этап – 11 класс
Основные направления воспитательной деятельности.
Направленное воспитательное воздействие можно систематизировать следующим образом:
“Мир моего Я” (чувства, мысли, их самооценка, способы самовыражения).
“Я и окружающие” (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
“Я и моё здоровье” (активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой)
“Я и мир” (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, посёлка, страны).
Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:
нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;
познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
коммуникативный потенциал: (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе;
художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;
трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, уважение к чужому труду.
“Мир моего Я”
Цель: развитие у детей потребности к самопознанию, самосовершенствованию, осознание учащимися своего места в классе и в обществе.
Задачи:
1. формировать способности к духовному развитию;
2. формировать основы нравственного самосознания личности (совести);
3. формировать способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам
4. формировать эстетические потребности, ценности и чувства;
5. формировать способности к самостоятельным поступкам и действиям;
6. формировать основы морали;
7 развивать трудолюбие, способности к преодолению трудностей.”Я и окружающие”
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания
Задачи:
1.воспитывать уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим
2. знакомить с правилами этики, культуры речи
3.способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на толерантности, взаимопомощи и взаимной поддержке
4.вспитывать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям
5. развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
«Я и моё здоровье».
Цель: создание ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в формировании личности ребенка.
Задачи:
1.содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
2.воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
3.формировать здоровьесберегающие навыки и привычки на основе валеологических знаний.
“Я и мир”
Цель: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
1. формировать отношение к семье как к основе российского общества;
2. формировать почтительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
3. знакомить с культурно – историческими и эстетическими традициями российской семьи.
4. знакомить учащихся с базовыми общенациональными ценностями, национальными и этническими духовными традициями;
5. пробуждать чувства веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
6. формировать чувства патриотизма и гражданской солидарности;
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ
№ пп
Класс
Направление воспитательной программы
Тема классного часа
1.
10
“Я и окружающие”
“Мир моего Я”
«Я и моё здоровье».
“Я и мир”
1. Есть ли границы толерантности?
2.Твори добро.
3. Я или МЫ в классе?
4. Школьный этикет.
5. Мы все такие разные, этим и прекрасны мы.
6. Люди пожилые, сердцем молодые.
7. Живём среди людей
1.Щедрость и бескорыстие.
2. Как признаться в своей ошибке?
3.Руки человеческие способны на многое.
4.Законопослушный гражданин своей страны.
5.Что такое добродетель?
6.Как измениться к лучшему.
7.Всё ли можно простить?
8.По велению совести.
9.О достоинстве.
10.Бедность и богатство.
11. Любовь. Что это?
1.Курить-здоровью вредить.
2.Я в ответе за своё здоровье.
3.Наркомания- шаг в бездну
4.Смех-стимулятор здоровья
1. Достопримечательности Рязанского края
2.Малые и большие города моей Родины
3. Мама, бабушка- есть ли роднее?
4.Потому что Я-ЧЕЛОВЕК.
5.Традиции празднования Нового года на Руси
6. Русские традиции празднования пасхи.
7.Семья- мой помощник в жизни.
8.Мир профессий.
9. Урок мужества. Герои Великой отечественной войны.
10. Защитники отечества. Кто они?
2.
11
“Я и окружающие”
Мир моего Я”
«Я и моё здоровье».
“Я и мир”
1.Твои права и права других людей.
2. Щедрость и бескорыстие.
3.Этика человеческих отношений.
4.Что такое счастье?
5.Мнение и точка зрения.
6.Общение-это искусство.
7.Виды наказаний в отношении несовершеннолетних
8.Виртуальный портрет современного молодого человека.
1.Внешность. Имеет ли значение?
2.Как выбрать профессию
3.Закон симметрии в духовно-нравственной жизни человека
4.Жизнь- не те дни, что прошли, а те, что запомнились.
5.Любовь, как основа жизни.
6.Я и семья.
7.Нравственный выбор.
8.Человек и его место.
9.Поиск дела жизни.
10.Злословие. Моё отношение.
11. О долге и чести.
1.СПИД-болезнь века или наказание?
2.Молодёжь и наркотики.
3.Здоровье-путь к успеху.
4. Здоровое питание-залог здоровья.
1.Достопримечательности земли Шиловской.
2.Наши знаменитые земляки.
3.Моя семья. Взгляд в будущее.
4. Патриотизм. Как я его понимаю?
5. Я горд: я гражданин России
6. Великий День Победы.
7. Поговорим о прекрасном.
8. Символы различных государств.
9. Семья в жизни человека.
10. Вечные ценности.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Класс
Тема собрания
10 класс
1. Как ребёнку выбрать будущую профессию.
2. Вредные привычки. Их последствия.
3.Ребёнок в школе и дома. Две стороны одной медали?
4. Здоровьесберегающее пространство-залог здоровья ребёнка.
11 класс
1.Об итоговой аттестации в 11 классе. Как помочь своему ребёнку и себе. Советы психолога.
2. Ошибки в воспитании. Чем они чреваты для родителей?
3. Информационная культура ребёнка.
4.У меня взрослый ребёнок. Как строить отношения?
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Критерии эффективности воспитательной программы
Показатели
Методики изучения
I. Сформированность индивидуальности учащегося школы
1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося
-Школьный тест умственного развития Айзенка
– Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
– Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся
-Педагогическое наблюдение
2.Сформированность нравственного и патриотического потенциала личности учащегося
– Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”
-Методики “Акт добровольцев”,
– «Ситуация свободного выбора”
– Метод ранжирования
3.Сформированность коммуникативного потенциала личности школьника
– Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
– Педагогическое наблюдение
4. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы
– Краткий тест творческого мышление П.Торренса (фигурная форма)
5.Сформированность физического потенциала выпускника
-Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
-Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств
II.Уровень сформированности классного коллектива
III. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса
1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе
– Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью”
– Социометрия
– Методики “Наши отношения”, “Психологическая атмосфера в коллективе”
2.Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе
Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»
3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе
Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
При решении воспитательных задач используем различные формы работы: часы общения, беседы, этические диалоги, практические занятия, экскурсии, поездки, встречи с интересными людьми.
Информационные ресурсы
Интернет-ресурсы
«Классное руководство. Новый взгляд на практику воспитания» Волгоград. Изд-во «Учитель» 2011 г.
«Классные часы.1-11 классы» Волгоград. Изд-во «Учитель» 2009 г.
«Вредные привычки: профилактика зависимостей» Москва. Изд-во «Вако» 2009 г.
Н.И. Дереклеева «Новые родительские собрания» Москва. Изд-во «Вако» 2011 г
Журнал «Этическое воспитание» под ред А.И. Шемшуриной Москва 2011-2012 год
Источник