Воспитатель и ребенок развитие детского творчества

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г.Семилуки Воронежской области

«Роль педагога в художественно – творческом развитии детей»

Воспитатель:

Оберемко Е.А

«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,

его следует, прежде всего, воспитать эстетически».

Фридрих Шиллер

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Поэтому для воспитателя все дети должны быть потенциально творческими. Взрослому важно заметить индивидуальное творчество ребенка и стремиться развивать его. Таким образом, детей необходимо включать и наблюдать как можно в большем количестве деятельностей.

Художественно-творческая деятельность дошкольника может быть организованна как с помощью педагога, так и самостоятельно.

Она дает ребенку богатые зрительные образы. Именно в художественной деятельности ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности – рисунки, поделки, реализовать себя как творческую личность, то есть проявить творческие замыслы, задатки. Основой процесса художественно – творческого воспитания является совместная деятельность педагога и ребенка, направленная на развитие у него способностей к восприятию прекрасного, художественных ценностей и продуктивной деятельности.

Важную роль в художественно – творческом воспитании дошкольника играет роль педагога. Педагог должен являться примером нравственного поведения быть разносторонне-развитой личностью, так как ребёнок опирается на собственные чувства и эмоции.

Для полноценного воспитания художественно-творческой развитой личности необходимо соблюдать основные условия, средства, учитывать роль педагога в данном образовательном процессе и грамотно отбирать содержание предлагаемого материала в соответствии с возрастными, индивидуальными возможностями и интересами ребенка дошкольного возраста.

Личность воспитателя, работающего с детьми, является ведущим фактором развития их творческих способностей. Именно воспитатель создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности. Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия воспитателя с детьми. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

В связи с этим воспитателю должны быть присущи определённые качества: чуткость, настойчивость и целеустремленность, профессиональная и эмоциональная зрелость, широкий круг интересов и умений, чувство юмора.

Владение воспитателем эффективными методами воспитания также может способствовать развитию детских творческих способностей, например, уважение желания ребенка работать самостоятельно, создание условий для конкретного воплощения творческих идей, поощрение работы над предложениями самих детей, создание раскрепощенной обстановки, уважение потенциальных возможностей всех, оказание помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и, в связи с этим, испытывающим давление со стороны своих сверстников, вовлечение детей в совместную деятельность и др.

Именно в изобразительном творчестве складываются наиболее благоприятные предпосылки для самовыражения ребенка. Здесь он пробует свои первые силы и совершенствует свои способности. Педагоги должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью. В творческой деятельности задача не столько в обучении детей изобразительным техникам, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

Воспитатели должны предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя.

Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. . Есть три вида изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. Практика показывает: детское творчество постоянно в движении. Оно меняется, так как меняется опыт ребенка, его отношение к окружающему миру и искусству. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечения внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться.

. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво. Так, необходимо убедиться в том, знает ли ребенок, что он будет изображать, что ему для этого понадобится. Часто бывает, что ребенок принимается за работу без отчетливого представления о том, что будет делать. В результате, не успев начать, он бросает, снова берется и снова бросает. Это воспитывает дурную привычку.

Если в процессе изображения встретятся затруднения, надо посоветовать, как их преодолеть. Ребенок нуждается и в оценке своего результата. Работы, выполненные в свободное от занятий время, следует подписывать и хранить в специальной папке.

В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности. Они приобретают умения изображать самые разнообразные предметы и явления действительности, у них развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства: цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными, способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение. Все это свидетельствует о том, что в процессе обучения изобразительной деятельности осуществляюсь их эстетическое воспитание.

Каждый ребенок заслуживает внимательного, тактичного отношения, уважения к его творчеству и к результатам деятельности. Поэтому следует создавать творческую доброжелательную атмосферу на каждом занятии и в самостоятельной деятельности и формировать такой же подход к детскому творчеству и его результатам у родителей. Воспитатель должен демонстрировать доверие к ребенку, исключить излишнюю опеку. Все это будет способствовать максимальной активизации опыта, навыков и умений детей.

Литература

1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

2. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 1995.

3. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.

4. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.

5. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников под ред.Ветлугиной Н.А.. М.,1980.

6. https://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4050

7. https://urok.ru/scenariy-pedsoveta-tema-rol-pedagoga-v-hudozhestvennotvorcheskom-razvitii-detey-3048585.html

Источник

Автор: Леготина Валентина Викторовна

Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей

/Из опыта работы Леготиной Валентины Викторовны/

Я выбрала профессию такую,

Что лучше мне на свете не найти.

И с каждым годом убеждаюсь,

Что я иду по верному пути!

Дошкольное

образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно

здесь закладываются основы будущей личности. Современное дошкольное образование

направлено на реформирование и модернизацию традиционных методов обучения

ребенка, что напрямую связано с профессиональным уровнем педагогов. Введение

новых технологий в систему методической работы педагогов несет за собой смену

парадигм: с научно – технологической на личностно – ориентированную.

Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на

усвоение обучающимся определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на

развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Среди

задач дошкольного воспитания – формирование у воспитанников инициативности и

самостоятельности, являющихся составными компонентами созидательности личности.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает на дошкольной

ступени решение следующих задач:

·

приобщение

детей к ценностям здорового образа жизни;

·

обеспечение

эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного

самоощущения;

·

развитие

инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому

самовыражению;

·

формирование

различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной,

познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах

деятельности;

·

включение

детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного

возраста).

Период

детства очень важен в формировании личности и небезразлично, должно быть нам,

что мир детских чувств ещё очень хрупок. Бестактность, насмешка, унижение – в

итоге у ребёнка теряется вера в себя, а богатство скрытое внутри, тускнеет,

чернеет, умирает. Дети прячут свои способности в себя, перестают интересоваться

удивительным разнообразием мира, становятся как все.

Я не просто

воспитатель, Я – первый «учитель»,

который входит в жизнь ребёнка и его семью. Родители доверяют мне самое

дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного

родителя, которого бы не волновало, какие взаимоотношения сложатся у ребенка со взрослыми, со сверстниками,

насколько его развитие будет для него радостным и полезным.

И от

меня, зависит, как сложится жизнь

ребёнка в коллективе, в обществе, от меня зависит, как родители будут

относиться к учреждению, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.

Цель моей педагогической работы – воспитание творческой, гуманной,

социально-активной личности через развитие художественно-эстетического

восприятия окружающего мира и творческих способностей у детей дошкольного

возраста посредством работы с природным

и бросовым материалом. Роль воспитателя в развитии творческих способностей детей

очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно

четкие задачи и незаметно передать инициативу в игре детям, умело организовать

совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставлять без

внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов

касающихся лично каждого ребенка: его эмоций, переживаний, реакции на

происходящее, на трудности с которыми дети сталкиваются.

Дошкольный

возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребенка, когда

закладываются основы личности, вырабатывается воля и произвольное поведение,

активно развивается воображение, творчество, общая инициативность и все эти

важнейшие качества формируются в процессе специальной образовательной и игровой

деятельности. Огромное значение для

всестороннего развития ребенка является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения

ребенка в собственное творче­ство с различными материалами, в процессе которого

создается что-то красивое. В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество

открытий, добивается личных достижений. Занятия художественным трудом призваны

воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому

самовыражению,

Задачи, которые я перед собой ставлю:

Ø Работать над созданием предметно –

развивающей образовательной среды, ориентированной на развитие творческой

активности детей, участвующих в художественно-творческой деятельности, а также формирование у

воспитанников познавательных интересов.

Ø Развивать художественно-эстетическое

восприятие, творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику

пальцев рук, речь в продуктивной детской деятельности через интеграцию

образовательных областей.

Ø Способствовать воспитанию у детей

добрых чувств к окружающему, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить

начатое дело до конца.

Для успешного достижения этих задач я применяю различные

подходы, методы и формы обучения, которые могут варьироваться в зависимости от

индивидуальных особенностей группы и

отдельного ребенка.

Сегодня, когда широко и

фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания,

когда появился новый Федеральный государственный образовательный стандарт, проблема

развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее

актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования

индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Художественный труд, так же как игра и рисование, особая

форма детской деятельности. Интерес к

ней у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда

позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а

именно:

Ø желание практически действовать с

предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как

это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного

результата;

Ø желание чувствовать себя способным

сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение

окружающих.

Тема по самообразованию «Развитие

художественно-эстетического восприятия у

детей дошкольного возраста в работе с природным

и бросовым материалом»

мною была выбрана не зря, ведь художественный

труд способствует развитию творческих способностей, восприятия,

фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости,

интеллектуальной и творческой активности;

в процессе изготовления поделок

у детей развивается умение видеть

и понимать прекрасное, формируются

навыки действия с разными

материалами.

Ведущее место в

осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и

роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно

полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей

станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно

воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус,

музыкальный слух, элементарные навыки художественного творчества.

Вся моя работа строилась

в тесном контакте с родителями и педагогами ДОУ, с использованием разнообразных

форм: от индивидуальных консультаций, до участия в праздничных концертах, постановок

театральных представлений самих родителей.

В работе с родителями я выделила несколько форм работы:

1. Родительские собрания.

2. «Круглый стол»

3. Наглядные формы работы – информационные

стенды.

4. «Дни открытых дверей»

5. Консультации, индивидуальные

беседы.

6. Организация праздников и

развлечений, постановка театральных представлений совместно с родителями.

7. Совместная работа по реализации

социально-значимых проектов

В рамках реализации

социально-значимых проектов предполагается организация и проведение ряда

совместных мероприятий. Считаю, что реализация этих проектов позволила создать

эмоционально-комфортные условия для развития позитивных личностных качеств,

расширила представления детей о социальном мире людей.

Я считаю, что такие формы

работы с родителями дают положительные результаты.

Новое время требует

и новых подходов, и новых технологий для воспитания и образования наших

детей. Крайне важно, чтобы основной составной частью работы педагогов

дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей.

Сотрудничество с

родителями строю на принципах диалога, доверия, партнерства; с учётом структуры, традиций и педагогической

компетентности семьи.

Таким образом, с помощью

традиционных и нетрадиционных форм работы мною достигнуто взаимопонимание,

тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания, развития, обучения

детей. Я ответственно подхожу к организации и участию в конкурсных мероприятий

разного уровня, повышаю уровень своей профессиональной квалификации.

Уделяю огромное внимание проекту

собственного развития: систематически пополняю и совершенствую свои знания,

связанные с особенностями детей дошкольного возраста, в обеспечении для них

индивидуального, дифференцированного и деятельностного подхода, а также в

использовании современных методик, компьютерных и мультимедийных технологий,

методических приемов, идей и педагогических средств в построении

образовательного процесса с воспитанниками ДОУ, систематически принимаю участие

с воспитанниками в конкурсных мероприятий разного уровня.

В заключении можно сказать, что на протяжении дошкольного

детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности

ребенка имеет художественно-творческая

деятельность, которая развивает у

детей наблюдательность, познавательную

активность, внимание, логическое мышление,

речь, мелкую моторику пальцев рук;

расширяет представление об окружающем

мире, углубляет знания, приучает

к усидчивости, аккуратности, стремление

доводить начатое дело до конца, желание оказывать друг другу помощь.

Дальнейшие перспективы на будущее своей педагогической профессиональной

работы:

– Совершенствоваться в освоении и использовании современных

образовательных технологий;

– Продолжать

принимать активное участие в методических мероприятиях города и детского сада,

участвовать в конкурсах, как с воспитанниками, так и в конкурсах

педмастерства различного уровня.

– Продолжать освоение работы с ИКТ – наполнять созданные сайты.

– Внедрять в работу интересные, инновационные формы взаимодействия с

детьми и родителями

– Внедрение ФГОС ДО.

s powered by Hypers

Источник