Воспитание ребенка с задержкой умственного развития

Воспитание ребенка с задержкой умственного развития thumbnail

Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации.

4
32250
21 Июля 2013 в 02:34

Автор публикации:
Татьяна КЛИЩЕНКО, медицинская сестра.

Воспитание детей с ЗПР осложнено тем, что граница между нормой и задержкой психического развития (ЗПР) детей настолько зыбка и относительна, что подчас родители обращают внимание на наличие проблемы только после того, как ребёнок поступает в образовательное учреждение.

Воспитание ребенка с задержкой умственного развития

Как правило, нарушение нормального темпа психического развития отмечается педагогами, столкнувшимися с тем, что ребёнок младшего школьного возраста продолжает оставаться в кругу игровых интересов, характерных для дошкольного периода.

Нередко родители, услышав от педагога или психолога о том, что их ребёнок отстаёт в развитии, испытывают шок. Это естественно, ведь насколько приятно слышать, что ребёнок успешен, настолько неприятно узнать, что он в чём-то отличается от сверстников, что он «особенный».

Но не стоит отчаиваться — задержка психического развития у детей при правильном подходе корректируется. и ребёнок в большинстве случаев успешно «догоняет» своих одногодок.

Что говорит о ЗПР у детей официальная медицина

ЗПР у детей — это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребёнка. Считается, что причиной ЗПР у детей могут быть как биологические, так и социальные факторы.

К биологическим факторам задержки психического развития у детей относятся незначительные органические изменения в тканях центральной нервной системы, наступившие вследствие патологического течения беременности или родов. По мнению отдельных специалистов, 95% новорождённых в процессе родов получают микротравмы, не распознаваемые на первых порах, но крайне негативно влияющие на состояние головного мозга.

Другими биологическими факторами, способными спровоцировать ЗПР у детей, является употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, а также инфекционные заболевания, перенесённые матерью или младенцем.

Социальными факторами задержки психического развития у ребёнка считаются гипо- или гиперопека, отсутствие телесного контакта с матерью, проявления агрессивности как по отношению к ребёнку, так и в целом в семье, социальная изоляция, возникающая, например, при отказе матери от ребёнка и помещении его в казённые учреждения. Также причиной задержки могут стать психологические травмы, полученные в результате глобальных катастроф.

Если же обстановка в семье нормальная, ребёнку уделяется достаточно внимания, а наличие ЗПР налицо, специалисты обычно возлагают вину на невыявленные органические изменения тканей центральной нервной системы. Как говорится, не бывает здоровых людей, бывают недообследованные.

Воспитание ребенка с задержкой умственного развития

Диагноз «задержка психического развития» ставят ребёнку специальной психолого-медико-педагогической комиссией на основании результатов медицинского обследования и данных психологического обследования, включающего изучение восприятия ребёнком информации, его способности к анализу, обобщению, сравнению и умению классифицировать. Кроме того, исследуется эмоционально-волевая сфера и речевая деятельность ребёнка.На основе сделанных выводов формируются рекомендации для родителей и педагогов, работающих с ребёнком, нацеленные на развитие психики ребёнка до возрастной нормы.

Системно-векторная психология: что скрывается за диагнозом «ЗПР»

Усреднённый подход к оценке психического развития детей приводит к тому, что диагноз «ЗПР» подчас ставят там, где имеет место не отклонение от нормы, а врождённая особенность того или иного ребёнка. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет подойти к этому вопросу дифференцированно и с высокой точностью сказать, что является отклонением, а что нормой.

Воспитание детей с ЗПР— инфантильность

Возьмём простой пример. К первому типу задержки психического развития относят тех детей, у которых наблюдается так называемый психологический инфантилизм. Для таких детей характерна беспомощность, несамостоятельность, повышенная эмоциональность, сильная зависимость от матери. ЗПР таким детям ставят на основе их сравнения с другими, более самостоятельными и независимыми детьми.

Родителям «инфантильных» детей предлагаются различные методики, нацеленные на развитие самостоятельности, однако. полностью «излечить» таких детей практически невозможно — они так и остаются эмоциональными, ранимыми, обидчивыми и несамостоятельными.

Причина подобного поведения становится понятной при системном анализе их поведения. Все вышеперечисленные свойства характерны для анально-зрительных детей — в потенциале самых послушных и усидчивых.

Видовая роль анального человека сохранить накопленный опыт и передать его будущему поколению. Для полноценного выполнения этой роли природа наделила анальных людей такими свойствами как усидчивость, аналитический склад ума и системное мышление, очень хорошая память, перфекционизм, обстоятельный подход к любому делу.

Другими свойствами анального вектора являются ригидность мышления, неумение быстро адаптироваться в быстро изменяющихся условиях окружающей среды, страх опозориться.

Ребёнок с анальным вектором абсолютно ведом и безынициативен, нуждается в чётком руководстве к действию. Для психологического комфорта анальному ребёнку необходима адекватная похвала.

Воспитание ребенка с задержкой умственного развития

Очень важны для анально-зрительного ребёнка отношения с матерью — она является гарантом его защищённости. Именно мама говорит, что нужно делать, поддерживает и хвалит в случае успеха, а также устанавливает с ребёнком крепкую эмоциональную связь, помогающую ему справиться с врождённым страхом смерти, характерным для зрительного вектора.

При отсутствии поддержки со стороны матери у анально-зрительного ребёнка возникает обида, упрямство, он бессознательно пытается вернуться в то время, когда мама уделяла ему много времени.

Психологи считают такое состояние психологическим инфантилизмом. На самом деле такая реакция возникает в том случае, если ребёнок ощущает сильное давление ландшафта и недостаток внимания матери. Он словно сигнализирует ей своим «младенческим поведением»: «Мама, мне нужна твоя поддержка и твоя адекватная похвала — лучший стимул для моего развития».

Подчас родители, не понимая врождённых свойств, стараются развить в ребёнке то, что в нём не заложено природой. Разумеется, из самых лучших побуждений, ведь «такому рохле и плаксе» будет очень сложно выжить в нашем мире, где скорость решает всё. Это типичный подход кожных родителей, живущих во временнóм ритме, отличном от ритма анального ребёнка.

Читайте также:  Ребенок шести лет развитие

Вместо того чтобы дать ему спокойно завершить начатое дело, будь то поглощение манной каши, складывание пирамидки из кубиков или сидение на горшке, кожные родители, раздражаясь от медлительности малыша, начинают его подгонять, чем повергают неокрепшую психику малыша стрессу.

Ребёнок, видя раздражение родителей, подсознательно чувствуя их агрессивность и разочарование, теряет чувство защищённости, необходимое для его нормального развития. Следствием утраты защищённости становится ступор и невозможность воспроизвести самые простые действия.

Аналогичная ситуация возникает и на приёме у врача, оценивающего уровень психического развития ребёнка. Незнакомая обстановка, необходимость общаться с незнакомым (читай, страшным) человеком — всё это повергает ребёнка с анальным вектором в стресс. А наличие зрительного вектора способно породить крайне эмоциональную реакцию на внешние раздражители, вплоть до истерики. В таких условиях крайне сложно дать объективную оценку уровню психического развития ребёнка.

Следует также учитывать, что для нормального развития психики ребёнка со зрительным вектором необходима крепкая эмоциональная связь, прежде всего, с матерью. При отсутствии такой связи ребёнок оказывается один на один со своим врождённым страхом — страхом смерти, тормозящим его развитие, мешающим приобрести необходимые навыки, порождающим чувство неуверенности, что может быть расценено как неразвитость психики ребёнка.

Для коррекции ЗПР у детей со зрительным вектором порой достаточно создать с ними крепкую эмоциональную связь и помочь им вывести страх наружу — из состояния «страх за себя» в состояние «страх за других», т. е. в сочувствие и сострадание. Научаясь сострадать, сначала на неживом и растительном уровне, потом на животном уровне, ребёнок постепенно выходит на высший уровень развития — уровень человека, когда сострадание проявляется по отношению к людям и миру в целом.

Воспитание ребенка с задержкой умственного развития

Освобождение от страха способствует развитию интеллекта ребёнка, поскольку исчезает барьер, мешающий усвоению необходимых навыков. Именно поэтому, если у вашего ребенка диагностировали ЗПР, необходимо проанализировать, какими врождёнными свойствами он наделён и создать оптимальные условия для их развития. Не нужно учить «рыбку» летать — это не сделает её счастливой и успешной. А вот научив свою «рыбку» плавать, вы сделаете её по-настоящему счастливой.

Воспитание детей с ЗПР— отстающий… гений?

Ситуация может усугубиться, если, помимо анального и зрительного вектора, у ребёнка присутствует звуковой вектор. Если анальный ребенок — это просто интроверт, то анально-звуковой ребёнок является интровертом вдвойне. Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка — невероятно чувствительный сенсор, негативно реагирующий на любые резкие грубые звуки, а также на порицательную интонацию голоса.

Звуковые дети с раннего детства могут выделяться на фоне своих сверстников любовью к тишине и одиночеству. Они с большим трудом адаптируются в новых коллективах и сторонятся обычных детских развлечений, сопровождающихся громким шумом.

Маленький звуковичок, как правило, замкнутый, нескладный, говорит тихим голосом. На вопросы отвечает с некоторой задержкой, часто переспрашивает. Не потому, что не знает, — он сосредоточен на своём внутреннем мире, на своих ощущениях.Внешне такая внутренняя сосредоточенность может выглядеть как рассеянность и заторможенность.

Для звуковых детей характерна амимичность — их лица крайне сдержанно выражают эмоции, вводя в заблуждение взрослых, не наделённых звуковым вектором. Оценивая поведение ребёнка «через себя», они даже не подозревают о том, какие эмоции бурлят в душе ребёнка, сохраняющего внешнее спокойствие.

Звуковики наделены мощным абстрактным мышлением, способным продуцировать настоящие инновационные идеи. При правильном подходе к их воспитанию и обучению, звуковики показывают отличные результаты в изучении иностранных языков, физики и математики.

Наиболее комфортно звуковые дети ощущают себя ночью, когда они бессознательно выполняют свою видовую роль — вслушиваются в тишину, стараясь предотвратить «нападение хищника на стаю». Эти дети с большим трудом укладываются вечером и, даже попав в постель, долго не могут уснуть, проживая свою особую внутреннюю жизнь в мире фантазий, идей и Музыки Тишины. Как следствие — утром эти дети с трудом просыпаются и в первой половине дня чувствуют себя вялыми и недееспособными, что негативно сказывается на процессе обучения и даёт повод специалистам диагностировать задержку психического развития.

Читайте также:  Роль языка в развитии личности ребенка

Воспитание ребенка с задержкой умственного развития

Другим фактором, способным стать причиной серьёзной задержки психического развития маленького звуковика, является неблагоприятная экология звука, окружающая ребёнка. Постоянный шум, крики, скрип дверей, шум стройки или магистрали, расположенной неподалеку, — все это крайне пагубно сказывается на психическом развитии звукового ребёнка. Как следствие, у звуковичка даже в самом раннем детстве могут наблюдаться признаки депрессии — апатия, нежелание к обучению, затрудненность контакта с окружающими. Всё это может быть ошибочно диагностировано как ЗПР.

В особо тяжёлых случаях контактность ребёнка может снизиться вплоть до полного аутизма. Громкие скандалы в семье, разговор с ребёнком на повышенных тонах, оскорбления в его адрес приводят к тому, что организм пытается снизить нагрузку на сверхчувствительный сенсор — в результате нейронные связи, отвечающие за обучаемость, постепенно отмирают. В итоге ребёнок слышит звуки, но не может осознать полностью их смысл.

Воспитание детей с ЗПР— дифференцированный подход

Воспитание ребёнка с задержкой психического развития — тяжелый труд, однако, дифференцированный подход его значительно облегчает. Осознанно развивая врождённые свойства ребёнка, родители дают ему возможность правильно развиться и реализоваться, помогают справиться с возникающими проблемами и адаптировать давление ландшафта.

Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации. Такой подход помогает не просто корректировать имеющиеся отклонения, но и предупреждать их возникновение.

Автор публикации:
Татьяна КЛИЩЕНКО, медицинская сестра.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник

Задержка развития ребенка — отставание формирования психического, физического, умственного развития умений и навыков ребенка от возрастной нормы. Согласно статистике, детей с различными патологиями в развитии каждый год становится все больше. Одни отличаются агрессивностью, необузданностью поведения, драчливостью, не могут сосредоточиться, плохо учатся. Другие — боязливы, несамостоятельны, подавлены, делают все по принуждению старших. Низкая активность приводит к подавлению интеллектуального развития. Многие родители, как правило, не признают тот факт, что их дети имеют отклонения в становлении личности.

Задержка психического развития в основном диагностируется у детей трехлетнего возраста, нередко в школьном возрасте, когда формируются абстрактное и логическое мышление. В раннем возрасте отклонения развития могут проявляться неспособностью выполнять простые движения, недоразвитием речи, слабыми способностями к обучению, ограничением общения.

Задержка детского развития: виды

Как правило, различают два вида нарушений развития:

  • задержка эмоционального развития (различные формы инфантилизма) — характеризуется не соответствием эмоционального поведения ребенка его возрасту. В поведении детей с нарушениями в эмоциональной сфере преобладают легко внушаемые эмоции, дети недостаточно самостоятельны, могут проявлять себя в творчестве, любят фантазировать;
  • нарушения развития интеллекта ребенка — в подобной ситуации ребенку свойственны боязливость, страх, робость. Дети не достаточно активны, не проявляют инициативу, трудно вливаются в коллектив, чувствуют себя в нем неуютно.

Один из видов задержки становления, как правило, доминирует. У детей с отклонениями в эмоциональной сфере, к примеру, в школе, могут возникнуть сложности, что будут вызваны не способностью подчинения правилам поведения. Такому ребенку интереснее играть, нежели учиться. Дети с отклонениями интеллектуальной сферы, наоборот, ведут себя в школе дисциплинированно, однако учится им достаточно сложно.

Классификация задержки умственного развития

Под воздействием внешних факторов в структуре мозга могут нарушаться обменные процессы, которые приводят к развитию умственной отсталости либо олигофрении.

Задержку умственного развития классифицируют на три степени выраженности:

  • дебильность — при данной степени умственных отклонений ребенку под силу достигнуть независимости в уходе и приобрести навыки домашней работы. Основные трудности начнутся в школе: дети с таким диагнозом не могут успешно учиться согласно школьной программе, однако они способны научиться считать, читать, писать. Они могут овладеть простой профессией и выполнять несложные задачи;
  • имбецильность — средняя степень олигофрении либо умеренная умственная отсталость. Навыки самообслуживания даются таким детям достаточно трудно. Они плохо усваивают элементарные движения, не всегда могут понять речь. Такому ребенку в подростковом возрасте и детстве необходимо специальное педагогическое обучение и внимание. Люди зрелого возраста, страдающие имбецильностью, нуждаются в серьезном надзоре;
  • идиотия — глубокая стадия умственной задержки, которая заключается в том, что развитие человека останавливается на возрасте трех лет. Такие дети не способны к выполнению и пониманию правил, требований, инструкций. Им свойственны грубые отклонения в двигательной сфере. Нередко случаются недержание кала и мочи. Могут возникать серьезные неврологические отклонения. Как правило, причины идиотии органические (наследственные, генетические), однако иногда, данное состояние появляется после получения тяжелой травмы мозга.
Читайте также:  Развитие произвольной памяти ребенка дошкольного возраста

Причины задержки эмоционального развития

Нарушения развития психоречевой и речевой сферы — не самостоятельное явление, а результат отклонений в становлении ЦНС, головного мозга.

К основным причинам задержки эмоционального развития можно отнести:

  • перенесенные болезни матерью во время беременности. Фактором, что способствует отклонению развития плода может быть отравление, проникновение инфекции, различные травмы;
  • гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе;
  • родовая травма (травма шейных позвонков, ЦНС, перинатальная энцефалопатия);
  • тяжелая родовая деятельность (преждевременные, стремительные роды, обвитие пуповиной);
  • перенесение младенцем сложных инфекций, что стали причиной заболевания мозга и травм;
  • хромосомные, генетические патологии, которые могут привести к нарушению структуры мозга;
  • серьезная психическая травма;
  • неправильное воспитание: с детьми жестоко обращаются, воспитывают в чрезмерной опеке либо наоборот, бросили на саморазвитие. Чаще всего дети с задержкой психоэмоционального развития выходят из неблагополучных семей.

К заболеваниям, которые могут спровоцировать отклонения в развитии ребенка относят:

  • обменные нарушения ЦНС и врожденные аномалии;
  • эпилепсия и другие психические патологические состояния;
  • гидроцефалия;
  • ишемия мозга;
  • повышенное давление;
  • ДЦП;
  • нарушение ликвородинамики;
  • патологии мозговых сосудов;
  • опухоль головного мозга;
  • лейкодистрофия.

Отсталость психического и речевого развития формируется под воздействием инфекций, родовых травм, наследственных заболеваний, неблагоприятного психологического климата, которые приводят к нарушениям в работе мозга. Поэтому лечить следует не только отклонения в психике, но и причины их возникновения. Хорошие результаты в лечении умственной и психологической отсталости показывают остеопатические терапевтические методы.

Остеопатическое лечение при задержке психического развития

Многие родители отмечают существенный прогресс при коррекции развития психики ребенка даже после простого общеукрепляющего курса массажа. Что тогда говорить об эффективности более эффективных, сложных, емких техник остеопатического лечения, сконцентрированных не только на разминании мышечных тканей, но и на комплексном диагностировании с последующей терапией мозговых структур.

Отклонения развития психики могут быть вызваны различными факторами. В основном — это органические повреждения, которые образуются в перинатальном периоде либо в последствии родовых травм, ушибов, неудачных падений. В подобных случаях остеопатическая помощь просто незаменима. Сначала врач-остеопат проводит тщательное, полное обследование всех отклонений и нарушений в детском организме, после чего приступает к лечению.

Благодаря использованию безболезненных и мягких приемов, остеопат способен устранить следующие патологические отклонения:

  • блоки и зажимы в связочной и мышечной системе;
  • нарушение передвижения жидкостей (ликвора, лимфы, крови);
  • повреждения костных структур.

Врач-остеопат проводит детальнейшую работу над структурами костей черепа, мозговых оболочек, головного мозга. Это позволяет нормализовать все процессы, активизируя спящие зоны, которые отвечают за определенные механизмы развития.

Методы остеопатического воздействия действенны в случае, когда у ребенка имеется любая отсталость развития. При своевременном диагностировании нарушений, проведении соответствующих мер и необходимой коррекции, возникшие отклонения развития психики ребенка можно постепенно выровнять. Спустя время, детей не отличишь от их сверстников как в эмоциональной, так и интеллектуальной сфере.

Остеопатия помогает ребенку, имеющему отклонения в психике, держать ровную осанку, меньше уставать. В случае интенсивных занятий остеопатические техники позволяют повысить успеваемость, улучшить память и главное — догнать и даже перегнать сверстников в психомоторном становлении.

Не только родители детей, но и их педагоги отмечают положительную динамику развития в процессе остеопатического лечения. Это проявляется в лучшем усвоении школьного материала, проявлении большей усидчивости, выполнении уроков и даже улучшении почерка. Кроме того, остеопатические техники способствуют стабилизации общего состояния у детей.

Наработанные методики остеопатического терапевтического воздействия дают возможность достичь заметных результатов в интеллектуальном, умственном и психологическом становлении, а также помогают избавиться от многих, даже самых тяжелых отклонений психомоторной сферы.

симптомы

  • Признаки (детского церебрального паралича) ДЦП

Источник