Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет монтессори

Воспитание ребенка от 1 года до 3 лет монтессори thumbnail

Каждые родители мечтают, чтобы их дети были счастливыми, умными, разносторонними, самостоятельными, а в семье царила гармония, и не было сложностей с процессом воспитания или обучения малышей. Ставшая уже легендарной, методика Марии Монтессори помогает решить все эти вопросы и сделать семью по-настоящему дружной! В этой статье мы расскажем, как следовать этой системе воспитания у себя дома…

Наверняка многие из родителей, особенно мамы, уже не раз слышали о методике детского воспитания, при которой малыш сам для себя выбирает вид занятия и его темп, а взрослые лишь наблюдают за процессом и вмешиваются только в крайней необходимости. Польза таких совместных занятий с детьми поражает! Детки учатся быть самостоятельными, принимать решения, прислушиваться к себе, брать ответственность за свои действия, а это приносит радость в каждую семью и конечно же сплачивает ее.

Немного из истории: Мария Монтессори, основательница метода, педагог, начинала работать с детьми, которые отставали в развитии. После непродолжительной работы ее  ученики наравне с обычными ребятами приняли участие в школьной олимпиаде и заняли первые места. После такого настоящего педагогического прорыва об этой великой женщине и ее методике заговорили всерьез, а сама Мария продолжила совершенствовать свою программу уже абсолютно для всех детей.

Также в поддержку метода стоит сказать, что многие известные сегодня на весь мир люди воспитывались по системе Монтессори. Среди них основатели компаний Google, Amazon и Wikipedia, принцы английской королевской семьи Уильям и Генри, писатель Габриэль Гарсиа Маркес.

Итак, приступим к изучению!

Основные принципы

Методика Монтессори строится на трех главных составляющих. Первая из них– сензитивность. До шести лет каждый ребенок проходит шесть стадий сензитивного развития:

  1. Развитие речи (от 0 до 6 лет).
  2. Сенсорное развитие (от 0 до 5,5 лет).
  3. Восприятие и установление порядка (от 0 до 3 лет).
  4. Освоение мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет).
  5. Освоение движений и действий (от 1 года до 4 лет).
  6. Развитие социальных навыков (от 2.5 до 6 лет).

И очень важно, чтобы малыш успел получить все необходимые навыки в каждый период развития, поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь: характер, способности, поведение. И, чаще всего, другой возможности что-то исправить, развить и добавить уже, к сожалению, не будет.

Для того, чтобы развитие пошло правильно, важна окружающая среда. Это второе составляющее метода Монтессори. Все вокруг должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития. Только в этом случае малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым! 

Третье звено метода – педагог. Процессы обучения и познания должны происходить в ребенке. Обратите внимание, на важную особенность метода – ребенок сам свой учитель! Педагог (или родители) должны научиться вести малыша к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей. И тут нужно знать и применять главное правило метода Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!».

Также Мария Монтессори в работе с детьми придерживалась двенадцати заповедей, которые полезно будет узнать каждому родителю.

12 заповедей Марии Монтессори при работе с детьми

1.  Детей учит то, что их окружает.

2.  Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

3.  Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

4.  Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

5.  Если с ребенком честны – он учится справедливости.

6.  Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

7.  Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

8.  Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

9.  Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

10.  Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

11.  Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

12.  Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Создайте условия!

Для вашего ребенка все в этом мире пока еще кажется огромным: стулья, шкафы, столы, кровати. Он, как Гулливер, который попал в страну великанов. Разве так ему можно чему-то научиться? Тут любой кроха чувствует себя потерянным и беспомощным. Ваша задача исправить это и создать доступную среду для ребенка, чтобы все, что ему нужно для полноценной жизни, было рядом.  Для этого мы сделаем специальные зоны.

Для гармоничного и правильного развития малышей необходимо несколько зон, которые папы и мамы могут сделать сами:

– зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно (вешалки для вещей, полотенце, зубная паста, мыло и т.д.);

– зона языкового развития, в которой могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы;

– зона творчества, в которой ребенка будут ждать краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества;

– зона естествознания, сюда нужно поместить все, что расскажет ребенку о внешнем мире: фигуры и картинки животных, цветы, разные жидкости, предметы с разной температурой и т.д.;

– зона сенсорного развития, в которых малыша будут ждать разные по форме, содержанию, запаху, структуре предметы. Это могут быть кубики, цилиндры, крупы, разные ткани и т.д.;

– зона активности, которой может стать детский спортивный уголок.

Все эти зоны не занимают много места, не мешают обычной жизни и спокойной уместятся даже в небольшой полуторке или комнате-студии. Проще говоря, зоны – это правильно расставленные детские вещи и игрушки. А теперь обо все по порядку!

Один день по системе Монсессори

Как часто мы говорим своим детям: «Ты еще маленький для этого», «давай я сделаю за тебя»? Но задача любого любящего родителя научить ребенка справляться с задачами самостоятельно. Все, что вам надо, это подготовить нужные зоны, доступные для малыша, и показать, как в них работать.

Лучше всего понять суть методики можно только на примере. Давайте рассмотрим ваш примерный день вместе с ребенком по системе Монтессори. Вы удивитесь, как все просто!

8.00 Вся семья проснулась и готова к насыщенному совместному дню! Но прежде, нужно сделать несколько важных вещей! Первое – переодеться. Вы без особых усилий откроете большой и высокий шкаф с одеждой и достанете ее. Но сможет ли это ребенок? Конечно, нет. Поэтому перед кроватью вашего чадо поставьте небольшой стульчик, на котором его будет ждать одежда для переодевания. Вместо стула можно использовать детский шкаф с низкими полочками, если у вас есть такая возможность. 

8.10 Теперь самое время для утренних процедур. Если ваш малыш еще не умеет самостоятельно садиться на унитаз, поставьте для него горшок в туалетной комнате. Так ребенок будет четко знать, что ходить в туалет нужно только в специальное место. В ванной комнате у малыша должна быть своя низкая полочка с его зубной пастой и щеткой, чтобы он в любой момент мог сам сделать все необходимое. Старайтесь поначалу чистить зубы вместе. Пусть мама или папа покажут малышу, что нужно делать. Если у него выходит что-то не так, не спешите его одергивать. Он только учится и смотрит на вас.

Читайте также:  Чем занимать ребенка в 1 год 3 месяца

8.20 Теперь идем на кухню, готовить и кушать завтрак, ведь впереди у вас столько важных дел! Лучше всего готовить всей семьей. Ведь вовлекая в процесс всю семью, вы становитесь дружнее и даете хороший пример ребенку. Утро, конечно, стоит начать с каши, которая должна быть приготовлена из качественной крупы. Например, от торговой марки «Царь». Она предлагает большой выбор полезных и вкусных каш на самый разнообразный вкус любого члена семьи.

Например, сегодня у вас на завтрак будет самая вкусная и полезная каша для завтрака из трех злаков с фруктами от «Царя». Пока папа накрывает на стол, пусть мама вместе с малышом пересыпят крупу из пакета в кастрюлю. Покажите ребенку, как правильно держать ложку и насыпать кашу. После этого дайте стакан с водой и позвольте налить его в кастрюлю. Ребенка можно также стоит обучить накрывать общий стол.

9.20 Завтрак закончен, и теперь нужно убрать за собой. Малыш должен учиться убирать свое место самостоятельно. Пока папа и мама собирают свои тарелки со стола, ребенок делает то же самое. Когда посуда помыта, дайте малышу полотенце, чтобы вы вместе вытерли кухонные принадлежности и убрали их на место.

9.40 Скорей всего, после еды ваш малыш захочет немного отдохнуть, а потом заняться своими делами. Не стоит торопить его или заставлять заниматься тем, что кажется лучшим вам. Пусть ребенок сам выбирает нужную для себя зону.

Не ограничивайте малыша во времени, пусть он занимается с выбранной вещью столько, сколько считает нужным. Вы лишь можете незаметно поправлять его, если он что-то делает не так (например, играет и случайно рвет книгу) объяснять, как сделать желаемое для малыша действие правильно, придумывать варианты игры и рассказывать о свойствах каждого предмета. Но выбор дела останется за ребенком. Если ваш малыш хочет рассматривать игрушки, а потом рисовать, пусть делает это.

Главное, помните важный принцип: поиграл – убери за собой. Невмешательство родителей заставляет детей раньше начинать думать самостоятельно, включать логику, пробовать, переделывать. Именно так ваш малыш будет развиваться быстрее.

Кстати, мы настоятельно советуем вам сделать зону сенсорного развития! Она хорошо развивает моторику у детишек, которая так важна для дошколят, готовящихся пойти в первый класс. Обязательным предметом в такой зоне станет небольшой таз или ведро, а лучше несколько, с разной крупой, в которой будут спрятаны различные мелкие игрушки. Правда, выбрать для этого нужно качественную крупу, которая производится и хранится по всем правилам. Крупы от торговой марки «Царь», одного из старейших производителей зерна в России, бережно и правильно собираются, перерабатываются и хранятся в соответствии со всеми высокими стандартами, поэтому вы можете быть уверены в качестве злаков.

* Советуем также сделать для ребенка творческую среду. В ней малыш может рисовать, делать различные подделки. Для этого не нужно много денег или специальные вещи. Можно взять то, что есть у вас под рукой. Например, из макарон разной формы можно сделать бусы или гирлянду (а в ассортименте торговой марки «Царь» вы найдете большой ассортимент макаронных изделий разных форм). А из манки, гречки или риса сделать прекрасные картины.

* Очень важно, чтобы и в игре дети учились необходимым житейским навыкам. Например, мамы могут вместе с малышом слепить из пластилина овощи с фруктами и показать ребенку, как их правильно резать. А папы могут показать мальчикам, как управляться с инструментами. А лучше всего, если малыш поможет папе что-то чинить, используя не слишком тяжелый и травмоопасный предмет. В такой семье, где каждый приходит друг другу на помощь, всегда будет мир и гармония!

12.00 Игры могут занять много времени и сил, поэтому не забывайте пообедать. Пусть малыш снова станет вашим помощником на кухне: накроет на стол, достанет продукты из холодильника.

13.00 Теперь самое время отдохнуть и набраться новых сил!

15.00 После отдыха нужно снова немного подкрепиться и отправиться на прогулку! Отличным вариантом полдника станут, например, вкусные кукурузные хлопья от торговой марки «Царь» с кефиром, молоком или йогуртом. В ассортименте «Царя» есть множество видов хлопьев, которые понравятся любому ребенку. Дайте возможность малышу самому налить кефир/йогурт в тарелку и насыпать хлопья. Если малыш прольет или просыплет что-то, покажите ему, как правильно убирать за собой. Вначале, вполне возможно, у ребенка это будет получаться не очень ловко, но со временем он научиться делать это не хуже взрослого, а главное у него появится уверенность в собственных силах.

15.30 После трапезы собираемся гулять. Малыш должен знать, где у него лежат теплые вещи, и быть в состоянии самостоятельно их достать. Родителям лишь стоит подсказать ребенку, что нужно надеть. Тут снова пригодится небольшой детский вещевой шкаф, комод или полка.

Не должно быть проблем и с верхней одеждой ребенка. Попросите папу сделать в шкафу крючок, полку или вешалку на уровне рук ребенка. Он должен уметь самостоятельно брать свой осенний комбинезон, пальто или пуховик. Когда все одеты, отправляйтесь гулять, и позвольте малышу на улице заниматься любимыми делами.

18.00 После интересной осенней прогулки пора домой, раздеваться, сушить вещи и кушать. Малыш также самостоятельно должен раздеться и положить вещи на свое место. Если что-то нужно сушить, объясните ребенку и покажите, как и где это можно сделать.  А теперь готовимся к ужину. Например, вы хотите сделать макароны с котлетами.  Доверьте ребенку, например, разламывать спагетти для варки или насыпать в кастрюлю рожки, дайте ему из фарша сделать свои небольшие котлетки. Не забывайте, что еда должна быть полезной. Если вы выбираете макароны, остановите свой выбор на макаронных изделиях от «Царя», которые сделаны из твердых сортов пшеницы и сохраняют множество полезных микроэлементов.

19.30 После ужина ребенок, конечно, захочет снова поиграть. Он это заслужил, ведь он вам так хорошо сегодня помогал. Включайтесь вместе с ним в процесс игры, но ни в коем случае не руководите ее ходом. Поделитесь всей семьей своими впечатлениями за день. Пусть малыш слышит речь, учится говорить, выражать свои мысли, пусть он будет с вами наравне.

20.30 Пора начинать готовиться ко сну. Попросите малыша убрать все игрушки на место и расстилать постель. Подскажите ребенку, куда стоит убрать покрывало. Теперь отправляйтесь чистить зубы  или попросите ребенка сделать это самого (помните, ведь все банные принадлежности находятся в доступности для него).

21.00 Идем спать. Ребенок обязательно должен самостоятельно переодеться в одежду для сна, а домашние вещи положить на свое место (в шкаф или на полку). Родителям остается пожелать ему спокойной ночи. И очень хорошо, в качестве доброй традиции,  читать перед сном детские книги.

Читайте также:  Как украсить торт 1 год ребенку

Кстати, мы советуем оставить в комнате ночник и сделать все выключатели света на уровне рук ребенка. Если он проснется ночью и захочет в туалет, ему не нужно будет будить вас включить свет. Он может сделать это сам.

Вот так просто и незаметно можно организовать дома свой центр Монтессори. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрываются постоянное развитие и взросление вашего малыша. Метод Монтессори – это гуманная, мудрая, заботливая система воспитания ребенка. В семье, которая старается следовать этой системе, всегда царит радость и гармония, счастье и уют. Когда ребенок вас радует, у вас меньше поводов грустить, быть в плохом настроении. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг.

И большим помощником в ваших домашних делах станет продукция от торговой марки «Царь»! Торговая марка «Царь» – это традиции качества с 1898 года. В богатых традициях русской кухни, которые мы соблюдаем и преумножаем, есть важный принцип простоты и пользы. Он объединяет наших покупателей из разных стран, всех тех, кто желает быть здоровым и успешным. Пусть в вашей семье всегда соблюдаются традиции совместных трапез и семейных обедов, а «Царь» всегда поможет вам в сохранении семейных принципов! Ведь те, кто думают о здоровье и благополучие своей семьи, выбирает продукцию ТМ «Царь». Найти продукты, полезные для всей семьи, вы можете на нашем сайте!  

Конечно, в рамках одной статьи мы не сможем рассказать вам об этой замечательной методике абсолютно все, что нам бы хотелось. Откройте для себя книги самой Марии Монтессори, например, можно начать с чтения бестселлера «Впитывающий разум ребёнка», он, безусловно,  будет полезен абсолютно всем родителям.

Дорогие читательницы, поделитесь с нами в комментариях своим мнением, каких методик воспитания детей придерживаетесь вы?

Присоединяйтесь к нашим группам в соцсетях – Вконтакте “Женский клуб. Рецепты счастливой жизни”  и В сети “Одноклассники” – там вы найдете огромное множество отличных кулинарных рецептов и секретов,  а также полезных советов по воспитанию ваших детей и обретению гармонии в семье!

Источник

К первому дню рождения у малыша накапливается немало достижений, но самое интересное начинается позже. Развитие ребенка от года это целое приключение: кроха вовсю передвигается, хватает всё, до чего дотягиваются руки и буквально с каждым днём становится сообразительнее.

В занятиях по методу Монтессори для детей от года стараются учитывать все грани развития в этом периоде, но недостаточно просто использовать случайный набор упражнений, важно балансировать разные виды активности и следить за тем, чтобы в целом среда для малыша способствовала его развитию. Мы подготовили целый вебинар на эту тему, его можно посмотреть ниже:

«Мой дом – моя крепость». Монтессори рекомендации по обустройству дома малыша в 1-2 года.

Педагоги Монтессори всегда напоминают, что среда для ребенка должна быть удобной и безопасной. Не так-то просто расти и становиться самостоятельным, когда буквально повсюду тебя окружают непреодолимые препятствия: стулья в 2 твоих роста, раковина, размером со слона, неподъемная чашка и ложка, которая не влезает в рот.

Перед планированием Монтессори занятий, осмотрите свой дом и убедитесь, что у ребенка есть всё необходимое:

  • Удобное место для сна. Ребенок должен иметь возможность прилечь и вылезти из кровати без помощи взрослых,
  • Безопасное перемещение по выделенному для ребенка пространству. Розетки закройте специальными заглушками, уберите провода, убедитесь, что вся мебель и декоративные элементы надежно закреплены,
  • Комфортная температура и тёплый пол. Малыши много передвигаются по полу, поэтому стоит заранее застелить его теплыми коврами или задуматься о полах с подогревом,
  • Мебель и инструменты детского размера: низкие стульчики, столик, полки, ящички, лесенка для доступа к раковине, удобная посуда
  • Организованная и доступная зона для развивающих занятий по Монтессори. Используйте для сортировки корзинки, подносы и мешочки и размещайте материал на низких полках, чтобы малыш сам мог дотянуться до интересных предметов.

Монтессори рекомендации по обустройству дома малыша в 1-2 года

«Важней всего погода в доме». Простые истины о воспитании по методике Монтессори от одного года.

Иногда кажется, что использование метода Монтессори дома очень подходит занятым родителям, так как дети быстро становятся самостоятельными. Это ощущение обманчиво, так как в возрасте от 1 до 3 малыш всё ещё большую часть времени проводит с взрослыми и в первую очередь от их доброжелательности и заинтересованности зависит прогресс ребенка.

  • Важно как можно чаще говорить с ребенком. Родному языку дети учатся от родителей, повторяя за ними почти всё. Говорите простыми фразами, повторяйте сказанное, говорите чётко, не сюсюкайтесь и не запутывайте малыша несуществующими словами.
  • Соблюдайте режим дня. Все Монтессори педагоги в один голос советуют особое внимание в воспитании детей от года уделять расписанию, так детям легче улавливать закономерности этого мира,
  • Старайтесь быть гибкими и предусмотрительными. Малыши очень переживают, если их торопят или заставляют делать что-то быстро. Закладывайте время на раскачку, особенно если речь идёт о сборах куда-нибудь,
  • Уделяйте внимание своему самочувствию и эмоциональному состоянию – здоровая и спокойная мама, готовая по-настоящему включаться в общение, нужна ребенку гораздо больше, чем самые модные игрушки и развивашки,
  • Не стесняйтесь искать поддержку специалистов по Монтессори методике: они всегда готовы помочь найти свежие идеи для активностей, объяснить сложности, возникающие в воспитании малыша после 1 года, а иногда и просто поддержать семью

Дома малышу должно быть комфортно и безопасно, рядом важно иметь бодрых и отзывчивых взрослых, а сама жизнь должна нести как можно меньше серьезных стрессов и разочарований (и мы сейчас не о ситуациях, когда не дали попробовать на вкус асфальт или оторвать листочек у фикуса, такие стрессы неотъемлемая часть взросления). Только обеспечив малышу базовый минимум, можно переходить к развивашкам.

Монтессори дома для детей 1-2 года

Теперь перейдём непосредственно к занятиям Монтессори для детей нашей возрастной категории. Для удобства мы разделим их на группы, хотя в реальности почти все упражнения задействуют разные сферы детского развития.

Занятия Монтессори для сенсорного развития ребенка от 1 до 3

Это самая крупная категория, знакомящая ребенка с качествами предметов: цвета, формы, размеры, материалы, температуры и так далее.

  • Создавайте коробочки с «интересными штуками»: крупные заколки, баночки, крышки, бутылки, посуда, фурнитура, природные материалы. Такой набор пригодится для множества игр: можно просто перебирать их в руках, зарывать в песке, искать пары, сортировать, закидывать их в ведро или тазик с водой и так далее,
  • Приобретите первый сортер, пазл-вкладыш, набор кубиков разного размера, пирамидку. Наборы предъявляйте с перерывами, регулярно выкладывая на полку разные подборки игр,

Занятия Монтессори для сенсорного развития ребенка от 1 до 3

  • Создайте сенсорный материал своими руками: возьмите небольшие (сторона около 10-15 см) квадраты из картона и с помощью клея нанесите на одну сторону разные материалы (лоскуты ткани, песок, мелкую гальку, крупы, фольгу); сшейте небольшие мешочки и набейте их крупой, ватой, сухими листьями, камнями. В играх с таким материалом попросите малыша найти пары, усложните, завязав ребенку глаза,
  • Озадачьтесь приобретением музыкальных инструментов и звучащих материалов из классического Монтессори набора,
  • Здорово будет создать свою подборку пищевых ароматизаторов и эфирных масел,
  • Интересные для малыша игры можно придумать и с помощью обычных лоскутов ткани: можно искать пары, смотреть какие быстрее падают, если их подкинуть, сортировать их по цвету и материалу,
  • Отдельная история – это игры с водой: можно подогревать её и замораживать, смотреть, как тает лёд, подкрашивать, разливать и вытирать, переливать в разные ёмкости и многое другое.
Читайте также:  1 год ребенку поздравления внуку

Монтессори развитие крупной и мелкой моторики для детей от года

Монтессори развитие крупной и мелкой моторики для детей от года

  • Многие занятия из предыдущего раздела прекрасно тренируют мелкую моторику, например, закапывания предметов в песке, перебирание предметов и сенсорных карточек, игра с водой, занятия с Монтессори материалом,
  • Для развития крупной моторики организуйте распорядок дня и среду для ребенка удобным образом: пусть малыш как можно чаще встаёт и ходит по дому, залезает на стулья и диваны, использует тележку или коляску, чтобы оттачивать навыки ходьбы, обязательно гуляет на свежем воздухе, бегает с собакой и прыгает по лужам,
  • Занятия ритмикой и гимнастикой, игры с мячом и даже многие бытовые действия (например, донести полный стакан воды до раковины) многое даёт для развития координации малыша,
  • Хорошо зарекомендовали себя среди Монтессори родителей игры с прищепками: сперва можно сложить в коробочку обычные нетугие бельевые прищепки и предложить малышу закрепить их по бортикам, затем можно усложнять задачу, предлагая распределить прищепки по цветам или начать использовать их по прямому назначению,
  • Под присмотром малышу можно предложить изучать мелкие предметы: бобы, бусины, камушки, ракушки,
  • Здорово работает Монтессори шнуровка и застёжки для малышей начиная с 1.5 – 2 лет. Эти наборы можно приобрести в детских магазинах и у частных мастеров,
  • Выкалывание карандашом или ручкой точек на предложенном бумажном трафарете тренирует руку и подходит детям примерно 2 лет.

Обеспечьте малышу свободу движения и следите за уровнем его физической активности. Монтессори дети в 1 год и чуть старше не должны долго сидеть на месте. Руки маленького непоседы тоже должны быть заняты делом: никакого волшебства не требуется, достаточно самых простых игр с предметами.

Упражнения на развитие речи по Монтессори для детей 1-3 лет

Несмотря на то, что по-настоящему малыш заговорит чуть позже, период Монтессори педагоги подчеркивают особую значимость возраста между 1-2 годами для развития речи детей.

  • Долой пустышки! Согласитесь, пустышка больше нужна вам, чтобы быстро заставить ребенка успокоиться. Однако она останавливает невербальный диалог малыша и матери и затормаживает его развитие. Иногда гораздо полезнее прислушаться к детскому плачу и его причинам, чем искать способы его быстро остановить,
  • Давайте ребенку повод для расширения словарного запаса: книги с красочными и реалистичными картинками (про животных, растения, жизнь города и деревни), прогулки в новые места, походы в гости. Чем больше малыш видит вокруг себя, тем больше разных слов и их сочетаний он слышит вокруг,
  • Сопровождайте свои действия пояснениями: «Сейчас мы нальём Андрюше супчик из кастрюли. Вот какой у нас половник. Половником можно супчик в тарелку налить»
  • Поощряйте детский лепет, проговаривайте малышу слова, которые он хочет сказать: «Ай! Правильно! Дай, мама, мне супчик!»
  • Используйте материал для сопоставления картинок и реальных предметов, например, карточки с фруктами и реальные фрукты

Развитие бытовой самостоятельности по методике Монтессори для детей от года

До трёх лет малыш всё ещё сильно привязан к маме и везде следует за ней. Многие мамы жалуются, что разрываются между заботой о ребенке и выполнением домашних дел и даже не подозревают, что участие в бытовых делах одно их лучших развивающих занятий для детей 1-2 лет по мнению Монтессори педагогов.

На кухне:

  • выделите малышу тазик с водой и несколько овощей, покажите, как помыть их,
  • Научите малыша чистить бананы и другие фрукты,
  • Покажите, как наливать в муку молоко, перемешивать всё ложкой,
  • Дайте малышу тряпочку, чтобы тот мог убрать за собой,
  • Ближе к 2 годам покажите, как резать мягкие продукты (вареные овощи, бананы),

Развитие бытовой самостоятельности по методике Монтессори для детей от года

Стирка:

  • Попросите малыша положить свои вещи в стиральную машинку или наоборот вытащить их из машинки,
  • Дайте малышу время изучить корзинку для вещей, говорите, что за вещи он нашел: «Смотри, это мамина пижама, а это папина футболка, ого, Андрюша нашёл свои носки!»

Уборка:

  • Выделите малышу маленькую швабру, ведерко, тряпочку, пусть помогает вам протирать пыль,
  • Давайте ребенку мыть всё, что придёт вам в голову: посуду, продукты, игрушки, резиновые тапочки и т.д.,
  • Научите ребенка поливать цветы, насыпать корм в миску домашним животным,

Не забывайте уделять время на начало и завершение любого занятия: у всех материалов должно быть своё место на полках, а рабочее пространство должно оставаться чистым. Именно в этом возрасте вы сможете приучить малыша самостоятельно следить за порядком.

Занятия творчеством по Монтессори для детей 1-2 лет

  • Подготовьте удобное рабочее место (маленький стульчик и столик) и достаточное количество материала для творчества (бумага, краски, кисти, трафареты, природный материал, мелки, карандаши, ножницы, клей, пластилин)
  • Показывайте малышу, как использовать тот или иной материал, подсматривайте хорошие идеи (например, создания штампиков из листьев или рисования обычным углём из костра), но не увлекайтесь пошаговыми инструкциями, у ребенка должно быть поле для экспериментов

Вывод

Занятия по Монтессори от 1 года – это целый мир для детей. Здесь могут соседствовать специальные игрушки и обычные предметы, структурированные задания и свободный полёт фантазии, совместная работа с взрослым и самостоятельные занятия малыша.

В занятиях по Монтессори для детей 1-2 лет важнее всего соблюдать баланс активностей: не заставляйте малыша продолжать, если тот устал, помогайте ему находить новые интересные игры, побольше болтайте с крохой, умейте вовремя отпустить его в самостоятельное времяпрепровождение и следите за физической активностью ребенка в течение дня.

Заключение

Несмотря на высокую степень самостоятельности Монтессори малышей, только кажется, что возможно оставить их одних и пойти заниматься своими делами. Планирование активностей для гармоничного развития ребенка – это сложная и кропотливая работа, а за любым успехом малыша всегда стоят талантливые и трудолюбивые родители.

Детский Монтессори центр «Созвездие» ценит старания родителей и знает, как часто им не хватает передышки и возможности обменяться идеями с единомышленниками. Именно для таких семей мы предлагаем целый спектр Монтессори занятий для детей от года: занятия вместе с мамой, мини-садик, индивидуальные занятия с педагогами и специалистами, консультации для родителей. Для того чтобы оценить атмосферу наших клубов мы приглашаем всех на бесплатное пробное занятие, где вы сможете познакомиться с нами и получить ответы на все вопросы. Мы будем рады вам помочь!
 

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник