Воспитание ребенка 1 года чтение

Воспитание ребенка – процесс трудоемкий и длительный, и порой его плоды становятся видны только по истечение какого-то периода времени. Некоторые родители считают, что пока ребенок мал, о воспитании задумываться рано. Но, как ни странно, воспитанием следует заниматься чуть ли не с самого рождения.
Как воспитывать ребенка от 1 года до 2 лет, на какие моменты обратить внимание и какие психологические приемы для этого использовать, читайте в материалах этой статьи.
Особенности возрастного периода развития детей 1-2 лет
В этом возрасте ребенок в какой-то мере начинает быть самостоятельным. Он уже произносит первые простые слова, свободно ходит и даже бегает, начинает активно изучать окружающие его предметы.
Главная его деятельность в этом возрасте — предметно-орудийная, то есть он учится манипуляциям с предметами. Он копирует схему действий у родителей, иными словами, подражая маме или папе, ребенок воспринимает навык обращения с предметом.
Очень хорошо, когда взрослый осуществляя какое-либо действие, просит ребенка что-то повторить за ним. Очень важно совершать какие-то манипуляции совместно, к примеру, вместе играть, зашнуровывать обувь, складывать картинки.
В этот период ребенок осознает, что каждая вещь наделена смыслом, что она выполняет какую-то важную функцию. И исходя из этого, малыш понимает, как именно ему нужно действовать.
Ребенок пытается сравнивать свои действия с действием мамы или папы. У него формируется свое «Я», малыш начинает постепенно сформировываться как личность, и непосредственно у него начинают развиваться такие личностные качества, как самооценка, самосознание и уважение к себе. Его речь начинает заметно развиваться и постепенно увеличивается запас слов.
Понимание как основа воспитания ребенка от 1 года
Самая грубая ошибка родителей ребенка в этом возрасте заключается в том, что они относятся к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать все правильно.
Очень часто ребенок вызывает раздражение и даже агрессию у родителей тогда, когда он не понимает какие-либо доводы, которые кажутся взрослому человеку абсолютно простыми.
Иными словами, родители требуют от ребенка того, что он еще просто не может дать в силу своего возраста. В этот период у него еще нет своих собственных стереотипов, он может только имитировать логическое мышление.
Не следует путать понятие «взрослого общения» и «взрослого понимания». Например, психологи и логопеды настаивают на том, чтобы родители и особенно бабушки и дедушки не «сюсюкали» с ребенком, а произносили слова правильно. Это необходимо для того, чтобы с раннего возраста малыш слышал четкую правильную речь, что положительным образом скажется на развитии его речи, правильности выговаривая различных букв.
Но в то же время нельзя требовать от годовалого или двухлетнего ребенка четкого выполнения чего-либо. У него должно быть право и на ошибку, и на непослушание, и даже на баловство. Занимаясь воспитанием детей любого возраста, родители должны проявлять титаническое терпение, а уж если речь идет о малышах, то и подавно.
Ребенок живет только настоящим моментом, той ситуацией, которая происходит с ним сейчас, поэтому все его эмоции связаны только с тем, что происходит именно в этот момент. Он не способен думать о будущем, и проецировать в него последствия того или иного действия.
Родителям нужно понимать, что его сознание направлено только в момент происходящего. Ребенок не имеет своего опыта и развитого мышления, поэтому он поглощен настоящим моментом, в котором находятся конкретные люди и предметы. Вот почему малыш может так легко расстроиться и заплакать от чего-либо и так же быстро отвлечься и переключить свое внимание.
Особенности воспитания ребенка в 1-2 года
В этом возрасте развитие малыша происходит путем его вовлечения предметно-игровую сферу. Для того, чтобы быстрее происходило социальное и эмоциональное развитие, нужно развивать у ребенка логическое мышление, а также познавательную деятельность.
Если ребенок долгое время находится без движения, он очень быстро устает, то есть игра должна нести физическую нагрузку. Если ребенок во время игры общается со взрослыми, происходит речевое развитие.
Он отлично понимает взрослых, если они общаются с ним на его языке. Он понимает только образное и наглядное обращение. Если родители хотят донести своему малышу какую-либо информацию, будут эффективно моделировать ситуацию на основе сказки, то так ребенку будет гораздо проще понять то, о чем ему хотят сказать. Также можно задействовать в своих объяснениях сказки, объясняя что-либо на примере любимых и знакомых ему героев.
Часто родители жалуются, что ребенок может не слушаться, плохо есть, поздно засыпать. В этом случае можно провести аналогию с любимым персонажем. Например, сказать, что Лунтик всегда хорошо кушает, поэтому он такой сильный и смелый. Ребенок обязательно захочет подражать любимому персонажу и начнет хорошо кушать, чтобы быть таким же, как он.
Ребенок очень плохо воспринимает категорический запрет в этом возрасте. Он не осознает, почему именно того или иного нельзя сделать, поэтому каждый запрет нужно формулировать в доступном ключе, понятным для ребенка, и в соответствии с данной ситуацией.
К примеру, малыш будет понимать, что нужно обязательно мыть руки после прогулки, когда он придет после нее, а не тогда, когда мама рассказывает ему о пользе чистых рук задолго до возвращения домой.
Что должен уметь ребенок в этом возрасте
Когда ребенок достигает возраста 1 года и 3 месяцев, он уже умеет без посторонней помощи ходить, делать приседания и наклоны. Он начинает выполнять простые игровые действия, например, собирает пирамидку, кормит куклу, строит домик.
Может назвать пару предметов, которые ему покажут на картинках или в игрушках. Он уже говорит некоторые простые слова, а также учится обращаться со столовыми приборами.
В полтора года малыш может собрать пирамидку, сложить из кубиков башню. Если его попросят принести какую-нибудь игрушку, он с легкостью это выполнит, так как знает уже все свои игрушки.
В это время у малыша проявляются некоторые изменения в характере. Окружающий большой мир начинает заинтересовывать его. Он исследует квартиру, проверяет все ящички и шкафы. Он уже хорошо понимает, что такое «можно» и что такое «нельзя», но запрет воспринимает плохо.
Он еще не выработал свою модель поведения, и иногда, слыша слово «нельзя», просто не понимает, как нужно повести себя в данной ситуации.
С целью обеспечения ребенку безопасности в квартире или на улице, мало запрещать какие-то действия, необходимо следить, чтобы он не наелся песка из песочницы, не перевернул на себя содержимое кастрюли, не бросил в ванную с водой мобильный телефон.
Возраст 1-2 года считается наиболее сложным в воспитании, потому что занять ребенка каким-либо делом на длительное время еще невозможно, поэтому мамы часто жалуются на недостаток времени для выполнения домашних дел.
К двум годам ребенок уже может самостоятельно подняться по лестнице, умеет отвечать на вопросы. Его словарный запас насчитывает уже около двадцати слов. Он уже стремится одеваться и раздеваться сам.
В два годика он уже говорит короткими предложениями, различает, что такое «рядом» и что такое «сзади». Если он говорит о себе, может называть себя по имени. Он уже может без посторонней помощи есть, мыть и вытирать руки, правда зубы чистит только с помощью взрослого.
Он уже любит играть в простые игры, поэтому именно в этот период нужно давать ему играть в развивающие игры, которые очень хорошо дают развитие интеллекту, творческим способностям и мышлению.
Сюжетные игры как основа воспитания детей младшего возраста
Очень важно в этот период жизни ребенка играть с ним в сюжетные игры. Например, играть в бытовые ситуации, вовлекая в такую игру любимых кукол и игрушки. Сюжеты не должны быть слишком сложными, малыш должен их хорошо понимать.
Впоследствии сюжет игры можно будет дополнять и усложнять. Конечно, взрослому человеку трудно понять, какую именно пользу несет такая игра для развития ребенка. Но эта игровая деятельность только для взрослого будет скучной и не несущей смысловой нагрузки. Ребенок же, осуществляя данную игровую деятельность, набирается своего собственного опыта.
Каждую ситуацию малыш проживает самостоятельно и запоминает для себя очень важную информацию. Начинать такую игру можно с проигрывания ситуаций, которые происходят с ребенком в данный момент. Это может быть прогулка, купание, процесс приема пищи. Таким образом он будет понимать, как те или иные действия связаны с его жизнью. В этот момент у ребенка формируется фантазия, воображение, и интеллект в целом.
Сюжетная игра помогает ребенку создавать свое представление о той реальности, которая его окружает. Необходимо помнить о том, что у ребенка в этот период заметно увеличивается познавательный интерес.
Привыкая к таким играм, малыш и в дальнейшем будет с удовольствием играть в словесные игры с родителями и воспитателями детского сада, которые не только являются хорошим времяпровождением, но и развивают память, мышление и логику у малыша. Сейчас же подобные игры подготавливают ребенка к развитию речи, поэтому пренебрегать или не рекомендуется.
Психология и маленькие хитрости в воспитании детей 1-2 лет
В возрасте 1-2 лет малышу все более становится интересно. Он исследует любой предмет, все берет в руки, тянет в рот, хочет понять, какой он на ощупь, что он из себя представляет и как его можно использовать.
Очень грубая ошибка состоит в том, что родители стараются все отнять у малыша из рук. Если предмет является действительно опасным, нужно заранее позаботиться о том, чтобы он не попадал в поле зрения маленького следопыта.
Очень важно присутствовать при таких исследованиях окружающей действительности. Во-первых, малыш будет на виду, а во-вторых, ему можно будет давать ответы на все вопросы. Он рассматривает и трогает все предметы и вещи потому, что они его окружают, и он попросту хочет понять их назначение и разбираться в них.
Если малыш орудует на кухне, отворяет ящики, шкафчики и достает баночки с крупами, можно насыпать ему содержимое интересующих банок в блюдечко и пусть малыш исследует или пересыпает из одной посудины в другую.
В эти моменты ребенок нарабатывает свой жизненный опыт и навыки. Ведь откуда он возьмется у ребенка, если ему запрещать все подряд? Запретная интонация должна звучать только при настоящей необходимости, а не все время.
Теперь малыш уже не так много спит, как раньше, все его время уходит на игры и познавание окружающего мира. Ребенок играет не только с куклами, машинками и медвежатами, ему интересно играть абсолютно со всеми предметами домашнего обихода, какие попадаются ему на глаза.
Взрослому очень странно, что ребенок для игры берет в руки посуду, журнал, пакет или пуговицу. Эти игрушки ни в коем случае не стоит отбирать у ребенка. Лучше взять такую игру под контроль, чтобы ребенок не поранился или не проглотил что-нибудь. Сейчас у него формируются необходимые умения.
Вместо заключения
Занимаясь воспитанием маленького ребенка, следует относиться к этому процессу с огромным терпением и любовью. Объясняйте элементарные вещи малышу на примерах, сказках, обыгрывайте каждую ситуацию. Не требуйте от него сразу многого.
Если он начнет понимать, что в транспорте нельзя громко кричать, на прогулке в песочнице нельзя обсыпать песком других деток, что нехорошо убегать от мамы на улице – это уже большой успех. В этом возрасте ребенок не понимает абстрактных вещей, все должно быть подкреплено примером, рассказом. Только в этом случае воспитание будет эффективным.
Источник
Содержание:
- Как правильно выбрать первые книжки для малыша?
- Почему малыши рвут книжки?
- Выбирая книжку ребенку, помните, что она должна отвечать следующим требованиям:
- Нужно ли читать и показывать книги новорожденным?
“Мой малыш рвет книжки!”
“А мой вообще не слушает, когда ему читают!”
“Что делать в таких случаях?” — спрашивают родители. — Как научить ребенка любить книгу?”
Ответить на эти и многие вопросы Вам поможет эта статья.
Книга играет важную роль в развитии малыша. Слушая стихи и сказки, ребенок узнает и запоминает новые слова, содержание книги и иллюстрации помогают расширить его кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Поэтому прививать интерес к книге необходимо с самого раннего детства.
Помните, что заинтересовать малыша книгой можно лишь в том случае, если его не оставили равнодушным иллюстрации. Дело в том, что для новорожденного ребенка главное в книге — картинки, так как в первые годы жизни именно зрение дает ему основную информацию об окружающем мире. Упражнения по развитию зрительного восприятия как нельзя лучше подготовят ребенка к встрече с книгой.
Малыш от рождения обладает способностью воспринимать объемные предметы и плоскостное изображение (то есть рисунки). И первое, на что он реагирует, — это человеческое лицо или его схематическое изображение.
Ученые провели эксперимент: новорожденным показали три рисунка, на которых было изображено человеческое лицо. Все рисунки были выполнены черной краской. На первом рисунке глаза, нос, рот были изображены там, где им и полагается быть, на втором рисунке — не на своих местах, а на третьем — верхняя часть лица была закрашена черной краской. Уже в возрасте 4-х дней новорожденные чаще всего смотрели на первый рисунок с правильным изображением лица.
Эксперимент нашел интересное практическое применение: физиологи рекомендуют подвешивать рисунок с изображением лица над кроваткой ребенка, когда папы или мамы нет поблизости.
Итак, первое пособие, которое можно использовать для развития зрительного восприятия, — это черно-белое изображение человеческого лица (цветные картинки лучше не использовать, так как ребенок начинает их воспринимать к 3-4 месяцам). Изображение нужно повесить над кроваткой на расстоянии 25 сантиметров от глаз ребенка.
Как правильно выбрать первые книжки для малыша?
С 2-х месяцев новорожденным можно показывать и другие изображения:
- круг с наклеенным печатным текстом из газеты или журнала;
- концентрические черно-белые круги;
- круг с рисунком шахматной доски.
С 3-4-х месяцев ребенку можно показывать рисунки с изображением радостного, грустного, сердитого, удивленного человеческого лица.
С 4-х месяцев перед ребенком выставляется панель-картина с рисунками, в основе которых полосы, волны, точки, спирали.
Новорожденный бодрствует очень мало, но и в эти короткие промежутки времени ему необходимо показывать что-нибудь интересное и при этом обязательно назвать то, что вы показываете.
Кроме того, необходимо медленно слева направо передвигать игрушки на расстоянии 25 сантиметров от глаз ребенка. В возрасте 10 дней — в течение 5-10 секунд, постепенно увеличивая время до 1-2 минут.
Почему малыши рвут книжки?
Ребенок учится воспринимать изображение постепенно, по мере развития психики, внимания, мышления. Сначала он воспринимает изображение как обычный предмет, обладающий цветом, формой, величиной, фактурой. Малыш еще не понимает назначения картинки как предмета для рассматривания.
В первый год жизни ребенок познает окружающий мир через тактильные ощущения (тактильные ощущения — это ощущения, которые ребенок получает путем ощупывания предметов и манипулирования ими). Именно поэтому многие дети, не зная, для чего нужна книжка, пытаются “исследовать” новый для себя предмет: ребенок трогает книгу, мнет или разрывает страницы и все это лишь потому, что малыша больше интересуют звуки, которые он при этом слышит. Не расстраивайтесь, если ваш малыш начинает знакомиться с книгами именно так. Предложите ему вместо книги, которую он пытается разорвать, старые газеты или цветную бумагу. Это упражнение окажется полезным для развития тонких движений пальцев рук (мелкой моторики).
Самые первые книжки для малышей отличаются от книг для детей постарше.
Выбирая книжку ребенку, помните, что она должна отвечать следующим требованиям:
- Страницы книги должны быть из плотной бумаги — это поможет ребенку самостоятельно переворачивать и при этом не рвать их.
- Иллюстрации должны быть цветными и крупными.
- Рисунок должен быть без лишних деталей, на однотонном фоне.
- Изображение предметов должно быть схожим с реальным (например, заяц должен быть белого или серого цвета, с длинными ушами и коротким хвостом). Такое изображение формирует у ребенка правильное представление о предмете, развивает мышление и внимание.
- Изображение и текст должны располагаться только на одной странице, соседняя страница должна оставаться чистой, чтобы внимание ребенка не рассеивалось.
- Выбирая книгу, помните, что она должна соответствовать возрасту ребенка, ее содержание и иллюстрации должны быть понятны малышу.
Нужно ли читать и показывать книги новорожденным?
Еще задолго до того, как малыш проявит интерес к книге, нужно читать ему простые стишки, потешки и сказки. Несмотря на небольшой объем произведений устного народного творчества — колыбельные, пестушки, потешки — несут в себе важное содержание и позволяют наглядно воспроизвести сюжет (например, потешка “Полетели, полетели, на голову сели!”). Ценность таких произведений заключается в том, что ребенок может сам изобразить действия персонажей или показать, о чем идет речь, с помощью игрушек. (Например, можно использовать потешки “Сорока-белобока”, “Водичка-водичка”, “Идет коза рогатая”, “Ладушки-ладушки” и др.)
Наряду с потешками, созданными специально для маленьких, взрослые могут пользоваться отрывками из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошных песен: “Дождь! Дождь!”, “Ручки, спляшите разом”, “Крошка Вили Винки” и т.п.
Потешки и некоторые песни строятся на повторении строчек. Это поможет малышу запомнить и научиться употреблять много слов.
К 6-7 месяцам малыш с помощью взрослого показывает пальчиком иллюстрации в книге, пытается повторить движения взрослого, подражая ему, потом учится выполнять эти движения самостоятельно.
Годовалому ребенку можно читать сказки. Они должны быть простыми по содержанию и форме (например, “Репка”, “Курочка Ряба”, “Колобок” и др.). К 3-4 годам можно читать сказки с более сложным сюжетом (например, “Гуси-лебеди”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль” и др.).
Потешка “Идет коза рогатая”
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-том,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не есть,
Молока не пьет —
Забодает, забодает, забодает.
Лучше приучать к книгам с младенчества. ИМХО, конечно, но я начала показывать дочке книжки с яркими картинками месяцев с шести. В результате она никогда книжки не рвала (сознательно), “читать” очень любила прямо с грудного возраста, я могла оставлять её одну в кроватке по полчаса, а то и по сорок минут с ворохом разных книжек уже в год! И она сидела ОДНА и “читала”. Потом она полюбила брать с собой книжки, когда сидела на горшке. 🙂 И приходилось силой выгонять её из туалета, она не хотела вставать с горшка, пока все книжки не дочитает. 🙂 В магазине я давно могу спокойно ходить и делать покупки, сунув ребёнку пару-тройку книжек в руки. Реальная польза и для мамы, и для ребёнка, разве это не замечательно? И сейчас, когда дочке 5, она читает на двух языках, и книжки по-прежнему одни из самых любимых подарков.
2008-05-27, Екатеринаа
Я не очень поняла, зачем нужно, чтобы годовалый ребенок любил книгу. Ну не хочет и не надо, имхо. Мой ребенок начал реально интересоваться и слушать чтение в полтора года. В 2 мы уже читали и “Лису и журавль” и другие подобные. И никуда не опоздали.
А потешки мой ребено любил слушать, ползая или бегая по комнате, а ещё лучше – когда его тормошили, делали массаж или тискали, а вот в книгах он их потсо не воспринимал…
2008-05-26, Крохозябр
у меня с 6 мес. до года читали. А потом настало лето и книги перестали интересовать их как класс. не вижу смысла навязывать.
2008-06-03, Natalya L
я скоро буду папой, подскажите что 0нибудь по этой теме
2008-07-01, SaymaT
Всего 4 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник