Воспитание личности ребенка и развитие речи

Воспитание личности ребенка и развитие речи thumbnail

Значение речи в становлении личности ребенка

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают большие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает огромную силу в познании мира.

Личность, внутренний мир человека формируется через диалог с другими людьми, через общение с другими личностями, и без развитых навыков коммуникации это невозможно. Невозможно познавать мир, обогащать свою внутреннюю культуру, и тем более вносить новое – творить, изменять и улучшать мир вокруг себя – без наличия самого важного инструмента познания – без языка, без речи. Познание и творчество непредставимо без диалога с другими личностями, с другими культурами.

Непременным условием развития речи ребенка являются общение его со взрослым. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе, как с помощью языка, так как язык является важнейшим средством человеческого общения.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи и последующего речевого и языкового развития ребенка.

https://www.culture.ru/storage/images/7fd2c3c70cf6455d1ec2f74a26c20230/ea716ee31a7976b5c29e5758fde1d714.jpg

В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Ее цель – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения детей дошкольного возраста. Актуальность этой работы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка.

Для успешного развития навыков коммуникации у детей особое внимание нужно направлять на обогащение словарного запаса. Когда педагог занимается проблемой речевого развития ребенка, фундаментальными компонентами, которые вовлекаются в сферу его внимания, являются:

  • диалог,
  • познание,
  • саморазвитие,
  • творчество.

Роль речи в полноценном психическом развитии ребенка чрезвычайно велика. Если в животном мире решающее значение имеет родовой опыт, передающийся с помощью генетического наследия и индивидуальный, приобретаемый в ходе жизни, то у человека главное – общественно исторический опыт предшествующих поколений, воплощенный в продуктах материальной и духовной 4 культуры. Именно поэтому человеческая психика может развиваться только в процессе присвоения этого опыта, путем социального наследия. Поскольку общественно – исторический опыт человечества фиксирован в словесной форме, то овладение речью открывает ребенку доступ к достижениям человеческой культуры, а это в свою очередь формирует его психику, его личность.

Полноценное развитие детей невозможно без грамотной, хорошо поставленной речи. То, насколько активно осуществляется психическое развитие ребенка, напрямую связано с богатством и правильностью его речи, тем, насколько легко ему выражать свои мысли, его возможностями в познании окружающей действительности, а также содержательностью и полноценностью отношений со сверстниками и взрослыми. Из этого вытекает критическая важность своевременного формирования речи ребенка.

У языка, как средства общения, есть определенные, принятые обществом нормы. И отклонения от этих норм считаются нарушениями речи. Появление таких отклонений необходимо предупреждать, а если этого сделать своевременно не удалось, то исправлять.

В процессе воспитания детей неизменно возникают задачи нравственного, психического и эстетического характера, и дошкольное детство – наиболее благоприятный период для их решения при соблюдении обязательного условия, которым является полное овладение родным языком. То, насколько свободно в будущем ребенок будет способен пользоваться родным языком, напрямую зависит от возраста, в котором начато обучение. Овладение грамматической системой языка позволяет ребенку грамотно задавать вопросы и свободно рассуждать, делать выводы и разбираться в связях между предметами и явлениями на основе воспринятой информации. Для успешного обучения и освоения программ дошкольного, начального, среднего и высшего образования также обязательным становится овладение различными видами речевой деятельности, всеми навыками и умениями.

Источник

Шиханцова Н.П., Божкова М.Е. Развитие речи как условие формирования личности старших дошкольников // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 05.06.2021).

Заказ № 195858

Речевая компетентность дошкольников – актуальная проблема развития и образования детей в дошкольном образовательном учреждении. Речь – это универсальное средство отражения действительности, передачи накопленного поколениями социального и культурного опыта, познания собственного «Я», межличностного общения. «Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании» [5, с. 23].

Речевое развитие старших дошкольников, основанное на знании норм родного литературного языка, является важным условием развития личности детей и основой успешного обучения в школе. Правильность, чистота, богатство и выразительность речи характеризуют человека как личность, помогают точнее передавать свои мысли, устанавливать взаимоотношения с окружающими, регулировать свое поведение в обществе.

Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяли внимание многие отечественные педагоги. Различные методики развития речи и обучения языку были предложены К.Д. Ушинским, Е.Н. Водовозовой, Е.И. Тихеевой и другими педагогами, которые обосновали дидактические основы дошкольного воспитания. Основоположник методики развития речи детей К.Д. Ушинский важную роль в формировании личности ребенка отводил изучению родного языка как средства познания истории, нравственного и духовного опыта народа. Основными средствами развития речи и обучения языку он считал фольклор, художественную литературу, окружающий мир, картины, обучение, а методами – рассматривание предметов и картин, чтение литературы, беседы, упражнения. Сущность методики развития речи детей, разработанная Е.Н. Водовозовой, составляет идея о необходимости воспитания детей на материале сказок, загадок, поговорок, пословиц, песен, отражающих национальное своеобразие и богатство русской народной речи и воспитывающих любовь к своему языку, народу, Родине. Е.И. Тихеева полагала, что целью усвоения родного языка является развитие речи как средства общения. По мнению педагога, средствами развития речи детей являются общение, игра, труд, художественная литература, экскурсии; методами – наблюдения, игра с природными материалами и игрушками, беседы, рассматривание картин, осмотры предметов и помещения, поручения.

Читайте также:  Шпаргалка для мам развитие ребенка

Ведущие представители отечественной школы психологии считали, что речь занимает ведущее место в развитии психики ребенка, так какнепосредственно связана с развитием познавательных психических процессов -восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Л.С. Выготский пришел к выводу, что «отношение между мышлением и речью изменяется в процессе развития и в своем количественном и в качественном значении», следовательно, усваивая и воспроизводя звуки, слова, понятия, ребенок проходит все стадии развития речи и мышления [3, с. 746].

В современных дошкольных образовательных учреждениях развитие речи дошкольников осуществляется на основе опыта отечественных педагогов и психологов и заключается в «формировании и совершенствовании коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций» [1, с. 6]. Речевое развитие детей строится на следующих принципах: использование различных видов деятельности (игра, труд, общение); учет возрастных и психических особенностей детей; взаимосвязь развития речи с патриотическим, нравственным, эстетическим, духовным, физическим воспитанием; использование наглядности (картины, игрушки, дидактические материалы, окружающая среда); преемственность развития речи в семье, детском саду и школе и др.

В МБДОУ № 63 города Белгорода целенаправленное развитие речи старших дошкольников осуществляется поэтапно.

На первом этапе с целью повышения своего профессионального уровня воспитатели изучают специальную педагогическую, психологическую и лингвистическую литературу, методики развития речи, а также передовой опыт современных педагогов. Это позволяет расширить теоретические знания и практические навыки, выбрать соответствующие методы и приемы организации деятельности по развитию речи дошкольников.

На втором этапе в процессе организации игры, общения, трудовой деятельности проводится наблюдение за речью детей с целью выявления типичных речевых ошибок, определения уровня владения речью как средством общения. Наблюдение позволило выявить ряд характерных особенностей речи воспитанников подготовительной группы:

  • фонетические ошибки, т.е. произносительные, связанные с неправильным произношением звуков, звукосочетаний, неверной постановкой ударения: «выжи» («лыжи»), «мокоцикл» («мотоцикл»), «карендарь» (календарь»), «каклета» («котлета»), «звОнит» («звонИт»), «приливка» («прививка») и др.;
  • морфологические ошибки, т.е. неправильное образование форм слов: «ездиют» (ездят»), «бегит» («бежит»), «ихний» («их»), «табуретка» («табурет»), «много карандашов» («карандашей») и др.;
  • лексические ошибки, т.е. употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования: «старинный человек» («старый»), «пришли с магазина» («из магазина»), «ходили к тети Люды» («к тете Люде») и др.;
  • синтаксические ошибки, т.е. неправильное построение словосочетаний и предложений: «мне что ты говоришь?» («что ты мне говоришь?»);
  • использование диалектной лексики, употребляемой в определенной местности: «шо» («что»), «хде» («где»), «бурак» (свёкла») и др.;
  • употребление жаргонизмов – слов и выражений, которые служат средством общения различных социальных групп (чаще всего – молодежной): «реально» («действительно»), «супер» («очень хорошо») и др.;
  • – использование просторечных слов: «притулиться» (сесть рядом») и др.

На третьем этапе осуществляется выбор методики развития речи, составляется перспективный план и план-конспект конкретного мероприятия. Работа осуществляется в следующих формах: индивидуальная и групповая работа с детьми и работа с родителями.

Используя основные единицы языка (звуки, слово, словоформа, словосочетание, предложение, текст), педагоги решают задачи речевого развития дошкольников: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматической стороны речи и развитие связной речи. Средствами развития речи детей являются художественная литература, окружающий мир, деятельность, упражнения и др. [2, с. 9-10].

Воспитание звуковой культуры речи заключается в том, что педагог формирует правильное произношение всех звуков родного языка, развивает навыки выразительной речи (дикцию, тембр, интонацию, темп). При этом учитывается состояние здоровья ребенка, индивидуальные особенности, условия воспитания в семье. Например, в подготовительной группе проводится работа над четким произношением всех звуков в различных сочетаниях с использованием упражнений для развития речевого аппарата «Построить забор», «Качели», «Сделать трубочку» и т.д. С целью развития навыков дифференциации сходных по звучанию звуков используется игра «Выбери лишнее слово» («зайчонок», «лисёнок», «бельчонок», «волчонок»). Некоторые дети испытывают трудности в четком воспроизведении фонем [Ш],[Ж],[Л],[Р], поэтому с целью постановки данных согласных в дошкольном образовательном учреждении занятия с детьми проводит логопед-психолог.

Важное место в развитии речи детей занимает словарная работа, которая решает такие задачи, как обогащение словаря новыми словами, закрепление и уточнение словаря, активизация словаря, устранение из речи нелитературных слов. С этой целью используются методы прослушивания и анализа литературных произведений, наблюдение за окружающим миром, описание картины. Например, педагог предлагает детям прослушать отрывки из стихотворений русских поэтов (М.Ю. Лермонотова «Родина», И.А. Бунина «Листопад), выделить средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры), подобрать к словам синонимы и антонимы, назвать неизвестные слова («нива», «чета берёз»), разъясняет их лексическое значение. Проведя анализ художественного произведения, педагог предлагает детям составить рассказ об осени, используя языковые средства, усвоенные из литературного материала.

Важную роль в развитии речи и личности в целом играет формирование навыков связной речи (монологической, диалогической). Достижению хороших результатов способствует ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного искусства, зрительные образы которых воспринимаются детьми эмоционально. «Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предшествующие и последующие события» [4, с. 85]

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беременности что кушать

С этой целью практикуется методика развития речи по описанию картины. В подготовительной группе дети принимают участие в игре «Вернисаж». Актуализируя речевую активность детей, педагог предлагает детям ответить на вопросы (что вы видите на картине? какое время года изобразил художник? какие признаки осени вам известны? о чем хотел рассказать нам художник? какое настроение передает художник? и др.). Из числа детей выбираются экскурсоводы, которые должны представить зрителям картины русских художников с осенними пейзажами (А. Саврасов «Живопись. Осень», И. Левитан «Золотая осень. Слободка», И. Шишкин «Золотая осень»). В обязанности экскурсовода входит придумать название выбранной картины, рассказать о ее содержании, цветовом решении, оценить картину и высказать суждение о ней. Экскурсовод может задавать вопросы о картине зрителям или отвечать на вопросы зрителей. Умение задавать вопросы и отвечать на них является показателем уровня развития связной и выразительной речи.

Развитие речи дошкольников не сводится лишь к формированию лингвистических навыков и умений. Большое внимание педагоги уделяют воспитанию культуры общения, которая проявляется во взаимодействии детей между собой и со взрослыми и заключается в умении вежливо обратиться к собеседнику, выслушать его, ответить на вопрос, высказать просьбу.

На четвертом этапе педагог обобщает и анализирует речевое развитие дошкольников, намечает пути повышения эффективности данной деятельности.

Таким образом, развитие речи старших дошкольников представляет собой системную и целенаправленную работу, способствующую развитию личности детей. эффективность данной деятельности может быть повышена при использовании разнообразных средств и методов.

Литература:

  1. Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2017. 202 с.
  2. Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учеб. пособ. Нижневартовск: Изд-во НГУ, 2014. 93 с.
  3. Выгодский Л.С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.
  4. Ушакова О.С. Развитие речи и творчество дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2015. 176 с.
  5. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. М.: Академия, 2013. 448 с.

Источник

Зуева Т.А.

Воспитатель МАДОУ ЦРР №17

Тема: «Социально-личностное развитие через речевое развитие»

Не возможно себе представить социально-личностное развитие ребенка как нечто отдельное самостоятельное. Данное развитие происходит постоянно, пронизывая все сферы жизни и деятельности ребенка. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным .

Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь.

Развитие речи, своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности, для его социализации. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей успешной социализации дошкольника. Дефекты речи могут привести к неуверенности малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Развитие речи – процесс сложный, творческий, это целенаправленная и последовательная педагогическая работа.

Основная работа по данному направлению осуществляется в течение всего времени пребывания детей в детском саду через:

  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

По инициативе взрослого учим детей вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей знакомых персонажей на картинках и их действия, отвечать на вопросы о себе, узнавать на фотографии и называть членов своей семьи, разговаривать о любимых игрушках. Учим детей вступать в игровое общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях («Давай построим гараж для машин», «Давай покатаем машинки»), договариваться о ролях («Я буду мама. Я буду укладывать куколку спать. А сейчас я буду варить суп. Приходите обедать»)

  • Развитие всех компонентов устной речи в различных видах деятельности.

Развитие связной речи.

Дети вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками, договариваются о совместных действиях в игре, сообщают о своих впечатлениях и т.д.

Также дети осваивают умения принимать задачу, поручение, выраженное в высказывании взрослого («Разложи героев сказки по-порядку») (слайд №6), сравнивать 2 предмета, находить одинаковые предметы, составлять пары; по вопросам воспитателя составлять рассказ по картинке из 3-4 предложений; совместно с воспитателем пересказывать хорошо знакомые сказки; читать короткие стихи об игрушках, природе, детях, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.

Развитие грамматически правильной речи.

В течение года учили детей согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; правильно использовать в речи названия животных и их детенышей в единственном и множественном числах: кошка – котенок, котята; учили осваивать структуру простого распространенного предложения, включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу, бабушку, дедушку»), вводить дополнения («Пойду гулять с куклой»), вводить определения («Пойду гулять с новой куклой»), вводить обстоятельства («Кукла быстро оделась на прогулку»)

Читайте также:  Методика раннего развития ребенка тюленева

Развитие звуковой культуры речи.

Учим детей правильно произносить гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки; развиваем правильное речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, моторику речевого аппарата, учим слышать в речи воспитателя звук (песенка ветра – у-у-у, жука – ж-ж-ж, мотора – р-р-р, насоса – с-с-с, колокольчика – з-з-з и др.)

Учим детей использовать в речи: названия предметов и объектов близкого окружения, их назначение, части и свойства. Учим понимать значение обобщающих слов.

  • Практическое овладение нормами речи.

Т.е. освоение правил речевого этикета. Учим использовать основные формы речевого этикета в ситуациях общения.

Наша совместная деятельность с детьми начинается с утреннего приема, где мы устанавливаем эмоциональный контакт, обогащаем словарный запас, учим детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказываться о происшедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Во время приветствия, мы выражаем чувство радости от встречи друг с другом или чувство сожаления по поводу отсутствия заболевшего товарища. Обмениваемся комплиментами. Комплимент поднимает настроение, и побуждает нас к дальнейшей деятельности.

Для формирования у ребенка положительного отношения к себе мы создаем такие условия, чтобы ребенок чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

С этой целью мы часто создаём такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок. В группе размещаем фотографии детей так, чтобы любой малыш мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать её другим детям и взрослым.

Мы оформили альбомы, в которых собраны семейные фотографии, групповые снимки. В течение года выставляли рисунки, поделки каждого ребенка, показывали их родителям, сотрудникам, детям, хвалили в его присутствии. Отмечали дни рождения ребятишек всей группой, дарили подарки имениннику.

Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий (Например: «Покажем мишке уголок природы», «Я и мои друзья», «Моя любимая сказка» и т.д.)

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в решении которой он принимает непосредственное участие. («Поможем кукле: кукла упала и порвала платье», «Успокоим мишку», «Оденем куклу на прогулку» и т.д.)

Организуя с ребятами ситуации поискового характера, необходимо следовать определенному алгоритму:

  • Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение? (Например: беседа «О чём грустит игрушка», «Что такое бактерии?»)
  • Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?
  • Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.
  • Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д. (Например: «Научим Буратино различать деревья и кустарники»)
  • И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)

Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам». Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.

Для осуществления работы по социально-личностному развитию детей необходимо создание благоприятной предметно-развивающей среды: уголок книги, театральный уголок, речевой уголок, дидактические игры, сюжетные игры по ознакомлению детей с социальной действительностью.

  • Работая год по данной теме, к концу года мы увидели достижения детей: Дети стали с удовольствием вступать в общение со знакомыми взрослыми людьми; понимают обращенную к ним речь, отвечают на вопросы, используя простые распространенные предложения. Проявляют инициативу в общении со взрослыми. Используют в общении общепринятые простые формы этикета.
  • Дети проявляют интерес к общению со сверстником: привлекают к совместной игре, включаются в игровое общение, проявляя речевую активность.
  • Совместно со взрослым охотно пересказывают знакомые сказки, по просьбе взрослого читают короткие стихи. По вопросам воспитателя составляют рассказ по картинке из 3-4 предложений.

Но ещё не все дети реагируют на обращение ко всем детям в группе и на обращенную речь только к нему. Есть дети, которые отвечают на вопросы отдельным словом, затрудняются в оформлении мысли в предложении. В речи многие слова заменяют жестами, используют автономную речь («язык нянь»). И над всем этим нам предстоит работать в этом году.

Источник