Воспитание и развитие счастливого ребенка

Воспитание и развитие счастливого ребенка thumbnail

Как вос­пи­тать ребенка счаст­ли­вым? Вроде бы, ответ на поверх­но­сти – любить его, уде­лять осо­бое вни­ма­ние духов­ной его жизни. Если она будет нала­жена, будет поря­док. И в этом важ­ном деле есть свои сек­реты и нюансы. Ведь в повсе­днев­ную жизнь детей, кото­рую чаще состав­ляет рутина и мелочи, можно вне­сти осо­бен­ное и необыч­ное. И совсем необя­за­тельно, что это будут доро­гу­щие игрушки и наряды. Давайте послу­шаем советы!

Прежде всего, ребе­нок запом­нит атмо­сферу сво­его дет­ства и про­не­сет вос­по­ми­на­ния о радост­ных момен­тах через всю жизнь. Вот почему важно, чтобы малыш был счастлив.

Как же вырас­тить ребенка счаст­ли­вым? Не умным, не начи­тан­ным, не талант­ли­вым, не послуш­ным, а именно счаст­ли­вым? Напра­ши­ва­ется про­стой ответ: «Самое глав­ное – крепко любить свое чадо». Обсуж­дать это мне­ние не имеет смысла. Каж­дая мамочка любит сво­его кроху.

Но что кон­кретно могут сде­лать роди­тели, чтобы вос­пи­тать ребенка счаст­ли­вым? Мы подо­брали 12 спо­со­бов, сове­тов и шагов для забот­ли­вых мам и пап.

1. Научи­тесь радо­ваться жизни

Вос­пи­та­ние – это не все­гда целе­на­прав­лен­ная учеба, зача­стую роди­тель­ский при­мер намного важ­нее. Хотите, чтобы дети были счаст­ливы? Будьте счаст­ливы сами. Зву­чит немного эго­и­стично, но зато искренне. Когда мама и папа доб­ро­же­ла­тельны, раду­ются жизни, меняют мир к луч­шему, зани­ма­ются люби­мым делом, малыш начи­нает повто­рять за ними.

Пси­хо­логи утвер­ждают, что в семьях с депрес­сив­ными взрос­лыми дети ведут себя намного хуже, плохо учатся и не имеют друзей.

Согла­си­тесь, сложно испы­ты­вать при­ят­ные эмо­ции, нахо­дясь рядом с нахму­рен­ными, нелю­бя­щими свою работу, про­кли­на­ю­щими власть и госу­дар­ство роди­те­лями. Радо­ваться и весе­литься надо – хотя бы ради детей, как бы странно это ни про­зву­чало. Поэтому чаще общай­тесь с дру­зьями, выби­рай­тесь с детьми на уве­се­ли­тель­ные меро­при­я­тия и остав­ляйте дур­ное настро­е­ние за поро­гом дома.

2. Вос­пи­ты­вайте оптимиста

Ста­ти­стика неумо­лима – опти­мист успеш­нее в учебе, карьере и в спорте. 12 спо­со­бов вос­пи­тать ребенка счаст­ли­вым Опти­ми­стично настро­ен­ные люди здо­ро­вее пес­си­ми­стов и живут гораздо дольше их. Совет одно­вре­менно прост и сло­жен – учите ребенка смот­реть на окру­жа­ю­щий мир с уве­рен­но­стью и опти­миз­мом. Оскар Уайльд гово­рил: «Кра­сота в гла­зах смотрящего».

Вспом­ните, что заме­ча­ете вокруг? На что вы обра­ща­ете вни­ма­ние? На снеж­ные заносы или кра­си­вые шапки снега на дере­вьях? На весен­нюю сля­коть или пти­чьи трели? На гул машин или весе­лый дет­ский смех? Научите ребенка видеть и, самое глав­ное, отме­чать поло­жи­тель­ные моменты. Поиг­райте в игру: вече­ром сади­тесь рядыш­ком и вспо­ми­найте 10 хоро­ших слу­чаев за про­шед­ший день.

3. Будьте искренни

Часто можно услы­шать любо­пыт­ный совет – экс­перты учат мам сдер­жи­ваться, не кри­чать, улы­баться, не пока­зы­вать свою злость и раз­дра­же­ние. Конечно, улыбка – это заме­ча­тельно, но если только она идет от сердца.

Дети пре­красно чув­ствуют мамино настро­е­ние, от них не скро­ешь, что, несмотря на бра­вый вид, внутри роди­тель­ница кипит от зло­сти. Подоб­ное несо­от­вет­ствие сму­щает и пугает малышей.

Сложно будет научить ребенка выра­жать эмо­ции, если вы сами их скрываете.

Поэтому смей­тесь, если вам весело, хмурь­тесь, если сер­диты, печаль­тесь, если вам грустно, объ­яс­няя крохе, почему вы испы­ты­ва­ете эти чувства.

И попутно учите его пра­вильно рас­ска­зы­вать о своих пере­жи­ва­ниях: «Ты злишься на меня, так как я не купила тебе машинку». Так вы пере­да­дите детям уме­ние «читать» свои и чужие эмоции.

4. Не ругайте за ошибки

В пси­хо­ло­ги­че­ской лите­ра­туре встре­ча­ются любо­пыт­ные иссле­до­ва­ния. Так, уче­ные пред­ла­гали малы­шам зада­ния раз­ного уровня слож­но­сти. Дети черес­чур тре­бо­ва­тель­ных роди­те­лей, боясь не оправ­дать мами­ных ожи­да­ний, пред­по­чи­тали самые лег­кие задачи, с кото­рыми бы они точно справились.

Ребята, кото­рых роди­тели хва­лят и поощ­ряют их опыты и ста­ра­ния, смело бра­лись за слож­ные упражнения.

Дет­ство создано для экс­пе­ри­мен­тов. Крохи про­буют раз­лич­ные вещи, попутно совер­шая ошибки. Поэтому не ругайте и не кри­ти­куйте за непра­вильно совер­шен­ное действие.

Пого­во­рите с ребен­ком, объ­яс­ните ему, что он сде­лал не так и что нужно испра­вить. Лишь в этом слу­чае ваше чадо не будет бояться нового, наобо­рот, ста­нет стре­миться к сле­ду­ю­щим свершениям.

5. Демон­стри­руйте ребенку его значимость

У детей при­сут­ствует есте­ствен­ная потреб­ность ощу­щать себя нуж­ным и зна­чи­мым. Пусть малыш с ран­них лет пони­мает, что он вно­сит пусть кро­хот­ный, но важ­ный вклад в домаш­ний уют. Это не про­сто сде­лает его счаст­ли­вым, но и зна­чи­тельно повы­сит самооценку.

Уже с трех­лет­него воз­раста дети спо­собны выпол­нять неслож­ные просьбы: про­те­реть пыль со стола, поло­жить ложки на стол, насы­пать в коша­чье блюдо сухого корма.

Кстати, мно­гие домаш­ние пору­че­ния спо­соб­ствуют дет­скому раз­ви­тию. Сор­ти­ровка вилок и ложек, напри­мер, помо­гает научиться систе­ма­ти­за­ции предметов.

6. Чаще играйте с детьми

К сожа­ле­нию, у совре­мен­ных малы­шей прак­ти­че­ски не оста­ется вре­мени на есте­ствен­ное в их воз­расте заня­тие – игры.

Роди­тели почему-то счи­тают их увле­чен­ность игруш­ками бес­по­лез­ной воз­ней и ста­ра­ются занять их «делом». Отсюда мно­го­чис­лен­ные раз­ви­ва­ю­щие кружки, курсы ино­стран­ных язы­ков (!), бас­сейн и тому подоб­ное. Хорошо ли это? Не всегда.

Читайте также:  Предложения и выводы о развитии ребенка

Глав­ное заня­тие для детей – играть. А сов­мест­ные игры заме­ча­тельно сбли­жают роди­те­лей и малы­шей. С помо­щью обыч­ных кукол и мед­ве­жат можно мно­гому научить кроху, изба­вить его от стра­хов, найти новых друзей.

Поэтому отло­жите в сто­рону теле­фон, ноут­бук, пова­решку, выкро­ите хотя бы пол­часа в день и посвя­тите это время только сво­ему чаду. Поиг­райте с ним!

7. Научите выстра­и­вать отношения

Взрос­лым в чем-то проще – их под­жи­дают советы пси­хо­ло­гов о том, как нала­дить вза­и­мо­от­но­ше­ния с супру­гом, при­я­те­лями, роди­те­лями, кол­ле­гами по работе. А кто рас­ска­жет малышу, что делать, если сверст­ники в садике не берут его в игры?

Как реа­ги­ро­вать, если в школе его назы­вают «сла­ба­ком»? Отде­латься фор­маль­ными сло­вами «не стоит обра­щать вни­ма­ния» не получится.

Если вы хотите сде­лать ребенка счаст­ли­вым, научите его общаться, дого­ва­ри­ваться, защи­щать себя, выхо­дить с высоко под­ня­той голо­вой из кон­фликт­ных ситуаций.

Сча­стье, в том числе, это и уме­ние нала­дить отно­ше­ния с окру­жа­ю­щими людьми.

8. Предо­ставьте воз­мож­ность выбора

Этот совет актуа­лен даже для вос­пи­та­ния двух­ле­ток. Конечно, такой малыш не дол­жен решать, наде­нет ли он верх­нюю одежду на про­гулку или нет. Зато он может выбрать, надеть ли крас­ную или синюю куртку.

Поверьте, подоб­ный выбор для него крайне важен. Ребе­нок начи­нает ощу­щать, что может управ­лять своей жиз­нью, пони­мает свою ответ­ствен­ность и чув­ствует ваше доверие.

То же самое каса­ется и под­рос­ших детей. Если вы счи­та­ете, что ваша дочка должна ходить в музы­каль­ную школу, поин­те­ре­суй­тесь, хочет ли она этого.

Воз­можно, ее мечта – зани­маться пла­ва­нием. Будет ли она счаст­лива, играя на скрипке? Или вы пред­по­чи­та­ете, чтобы ваше чадо реа­ли­зо­вы­вало ваши соб­ствен­ные чаяния?

9. При­учайте к самодисциплине

Важ­ный пункт в вос­пи­та­нии детей – режим дня. Он не только помо­гает ребенку почув­ство­вать время, но и дис­ци­пли­ни­рует его.

Раз­ра­бо­тайте пра­виль­ный рас­по­ря­док дня для всех домо­чад­цев и ста­рай­тесь строго его при­дер­жи­ваться. Нужно вста­вать в семь утра? Не делайте из этого тра­ге­дию – надо, так надо.

Люди, кото­рые не испы­ты­вают про­блем с само­ор­га­ни­за­цией, доби­ва­ются гораздо боль­ших успе­хов в учеб­ной дея­тель­но­сти и в работе. Такой чело­век лучше справ­ля­ется с нагруз­ками, труд­но­стями и стрессами.

10. Пока­зы­вайте, как пре­красна жизнь

Рас­по­ря­док дня – это, конечно, заме­ча­тельно, однако счаст­ли­вое дет­ство скла­ды­ва­ется и из раз­ных при­ят­ных мелочей.

Это может быть торт на выход­ных, боль­шой воз­душ­ный шарик, сов­мест­ное при­го­тов­ле­ние ужина, про­смотр люби­мого мультика.

Не забы­вайте и о новых впе­чат­ле­ниях. Ходите в зоо­парк, про­гу­ляй­тесь по кра­си­вым осен­ним улоч­кам, загля­ните в мест­ный кра­е­вед­че­ский музей, схо­дите в кинотеатр.

Помните, что именно от вас зави­сит, каким будет дет­ство вашего чада – пол­ным при­ят­ных впе­чат­ле­ний или скуч­ным и однообразным.

11. При­ви­вайте полез­ные привычки

Боль­шин­ство вред­ные при­вы­чек люди полу­чают в ран­нем дет­стве. Пожа­луй, самая рас­про­стра­нен­ная – это непра­виль­ное пита­ние. Оно чре­вато ожи­ре­нием, диа­бе­том и дру­гими про­бле­мами со здо­ро­вьем. Если вы хотите сде­лать ребенка счаст­ли­вым, поста­рай­тесь при­вить ему полез­ные при­вычки. Лучше всего это сде­лать на соб­ствен­ном примере.

Вве­дите «здо­ро­вые пра­вила», к при­меру, нельзя есть перед ком­пью­те­ром или телевизором.

Научно дока­зано, что дети часто пере­едают во время ком­пью­тер­ных игр и про­смотра телепередач.

Можно вве­сти тра­ди­цию общих ужи­нов, к тому же детям понра­вится сов­мест­ное при­го­тов­ле­ние блюд. Глав­ное, чтобы про­дукты и еда были полезными!

12. Научите малыша забо­титься о других

Жизнь каж­дого кара­пуза заиг­рает новыми крас­ками, когда у него появится домаш­ний пито­мец. Кошки и собаки помо­гают детям лучше изу­чить мир, забо­титься о дру­гих, помо­гать ближ­ним. Ведь истин­ное сча­стье порой заклю­ча­ется в уме­нии дарить свою любовь и делиться теп­лыми эмоциями.

Кроме того, домаш­ние живот­ные осо­бенно пока­заны тем семьям, в кото­рых под­рас­тают застен­чи­вые и замкну­тые малыши. Также забота о питомце помо­жет сде­лать кроху более ответственным.

Да, хло­пот с появ­ле­нием в доме пуши­стого друга при­ба­вится, однако сколько радо­сти и неж­но­сти он при­не­сет вашему чаду!

Без­условно, нельзя найти един­ственно точ­ный и уни­вер­саль­ный спо­соб вос­пи­та­ния счаст­ли­вых детей. Если гово­рить кратно, то для сча­стья ребенку необ­хо­димы любя­щие роди­тели, дру­зья, чув­ство без­опас­но­сти и новые яркие впечатления.

mapapama.ru

Источник

В стремлении воспитать лидеров и гениев родители пробуют разные методики и приемы. Для счастья и психологического здоровья ребенка нужно другое.

Татьяна Ващенкова психолог, арт-терапевт

Родительские функции за последние 10-15 лет изменились. Требования к современным матерям и отцам выше. Да и дети стали другими, ускоренными во всем. Такими они рождаются. Быстрее развиваются, стремительнее все осваивают, чувствуют тоньше. Именно в это нужно вкладывать труд, время, любовь, засевать семена познавательного интереса и жажды движения. И тогда в будущем ребенка ждут прекрасные плоды ваших усилий.

Читайте также:  Центр развития ребенка открыть

1. Будьте для ребенка интересным

Едва вы останавливаетесь в своем развитии, ребенок сразу теряет к вам интерес как к источнику. В этом смысле дети – лучшие учителя для взрослых, мотиваторы и повод совершенствоваться. Не отмахивайтесь от вопросов, вместе узнавайте новое, подтягивайте собственные знания и делитесь ими с ребенком, дискутируйте с ним. И тогда даже в сложный период пубертата вы останетесь для сына или дочери авторитетом.

Чем опасен переходный возраст? Подростков привлекают сила и авторитет. И если их нет в семье, они найдут их где-то еще, и чаще всего это будет сомнительный или даже опасный источник. Авторитет нужно завоевывать не через наказания, а посредством коммуникации, благодаря искренности и открытости, формируя безопасное пространство доверия и безусловной любви. Если значимость и авторитет родителя падает, ребенок просто «уходит» из пространства семьи. И тогда уже бесполезно морализировать, рассказывать про хорошо и плохо, угрожать и требовать. Это уже не воспитание, а выход за пределы детско-родительских отношений.

2. Станьте источником информации

Дети нуждаются в информации. Отсюда интерес к планшетам, ноутбукам, смартфонам. Родителям гаджеты упрощают жизнь. Но дети, особенно в возрасте 2-3 лет, легко подсаживаются на них, формируется зависимость. Беда в том, что доступ к информации через этот канал очень простой, а значит, ее ценность номинальная. Мир становится не шире, а уже. А главное – какой это мир? Виртуальный, а значит, далекий от реального.

Доступность убивает интерес. В чем была ценность знаний еще сто лет назад? Получить и добыть их было трудно. Чтобы достичь чего-то на информационном поле, надо было как минимум потрудиться, дойти до библиотеки, перелопатить огромный объем литературы, осмыслить и вычленить суть. А сейчас ребенку достаточно сделать два клика, чтобы получить все на блюдечке, вернее, на планшете.

Именно вы, а не планшет, должны стать для ребенка источником нового и интересного

Затрачивая мало усилий и ресурсов, ребенок привыкает к тому, что мир ему должен. Формируется эгоистичная система потребления. Реакция на отказы или невозможность быстро получить желаемое проявляется в непонимании и агрессии, что в подростковом возрасте выливается в конфликт с родителями.

Поэтому именно вы, а не планшет, должны стать для ребенка источником нового и интересного. Он должен смотреть на животных не на экране гаджета, а в зоопарке, куда его привели мама с папой. Развивайте кругозор через перемещение, передвижение, любопытство. Это формирует систему коммуникации. Иначе как он научится взаимодействовать с миром, если видит его лишь на экране планшета?

3. Развивайте эмоциональный интеллект

Даже когда ребенок совсем маленький, нужно учить его выражать желания и потребности хотя бы словоподражанием. В старшем дошкольном возрасте обязательно называйте и проговаривайте эмоции, помогайте детям освоить лексику чувствования. Например: «мне грустно», «я голоден», «я устал», «мне неприятно», «я расстроен», «я счастлив». Ребенок упал и ушибся? Не спешите обнимать и жалеть. Дайте ему проявить все, что он чувствует. Это огромное событие в его маленькой жизни. Так вы учите его коммуникации. «Я чувствую – я говорю – это безопасно». Вот важная смысловая цепочка, которая должна сформироваться в раннем возрасте.

Учитесь чувствовать вместе с ребенком. Не просто включите ему телевизор, а сядьте и посмотрите мультфильм вместе. Наблюдайте за ним, участвуйте в процессах проживания сюжета. Спустя некоторое время можно вернуться к обсуждению, исследовав эмоциональный ресурс. Поделитесь опытом: «Мне было страшно, когда я в детстве в первый раз смотрел этот мультфильм». Это отличный повод для изучения вас, принятие иного опыта.

Нужно перестать жить в системе безопасности тела, забывая о чувствах

Научить ребенка выражать эмоции – одна из важнейших функций родителей. Все обиды, которые мы «тащим» во взрослую жизнь, от неумения объяснить, что мы чувствуем и чего хотим. Может случиться неприятное открытие: оказывается, при помощи манипуляций и обид не всего можно достичь, и это вызывает болезненное бессилие, потерю смыслов, формируется сознание жертвы («меня никто не понимает», «весь мир против»).

Мы привыкли считать: сытый – значит, счастливый. Это анахронизм. Нужно перестать жить в системе безопасности тела, забывая о чувствах. Подавление чувственной сферы приводит к тому, что подросток не понимает, кто он и что ему интересно. Родители бегут к психологу: «Он ничего не хочет, ничем не интересуется».

Вы его только вчера впервые увидели? Вы вообще знакомы с этим полувзрослым человеком? Почему он замкнут в себе? Потому что к нему не прислушивались, не давали выражать чувства, не интересовались мнением, не разрешали принимать решения, унижали и подавляли, не прислушивались к желаниям. А теперь вы хотите, чтобы он в одночасье стал взрослым и волшебным образом всему этому научился, за один день после душевного разговора с родителями? Увы, не выйдет.

Читайте также:  Скороговорки для развития речи и дикции ребенка

4. Не подменяйте духовное материальным

Современные родители не могут много времени проводить с детьми и стараются компенсировать дефицит общения материальными вещами: новыми кроссовками, планшетами, игрушками. Отсюда избалованность, капризы, истерики. На самом деле это крик о любви, требование ее получать и выражать. Получив отказ в удовлетворении «хочу и дай», ребенок интерпретирует его как «меня не любят». Не подменяйте и не смешивайте понятия любви и заботы с материальными заменителями. Разделяйте чувства и потребности эго.

Совсем не обязательно проводить все свое время с ребенком. Важно каждый день окружать его вниманием. Пусть это будет всего час в день, зато просто замечательный час. Возьмите за правило минимум 12% времени ежедневно уделять чему-то новому: изучению новой информации о мире, физнагрузкам, эмоциям, знаниям, музыке. Этот алгоритм даст хороший ресурс для взаимодействия с ребенком.

5. Слушайте ребенка

Каждый должен знать, что его услышат и поймут. Даже если в семье семеро детей, у каждого должно быть время на личное общение с мамой, хотя бы час в неделю. Время, когда мама существует только для него, когда он полностью владеет маминым вниманием. Назовите это «мамин день» или «мамин час» (и «папин», конечно). Так ребенок учится планировать жизнь: «Я смогу выговориться, мама/папа выслушает и даст совет». Это должно сохраняться и в подростковом возрасте.

Нельзя разговаривать с ребенком, занимаясь своими делами: готовкой, уборкой, глажкой, просмотром новостей. В этом случае вы поворачиваетесь спиной к сыну или дочери, а значит, отворачиваетесь от его проблем и переживаний. Нужно обязательно смотреть в глаза, находиться на одном уровне. Не нависайте сверху, как тюремщик. Что бы ни происходило, зрительный доверительный контакт гарантирует безопасность.

Оценивайте поступки, а не ребенка. Все имеют право на ошибку, приобретение опыта

Все, что чувствуете по отношению к нему, проговаривайте от первого лица: «Я расстроена, что ты болеешь». Не говорите: «Ты мой бедный, несчастный, больной». Так мы навешиваем ярлыки, а ребенок получает вторичную выгоду от ситуаций. У него быстро формируется простая цепочка получения любви и внимания мамы.

Не говорите «ты плохой», скажите: «Этот поступок огорчил не только меня, но и воспитательницу». «Это глупые слова», а не «ты говоришь гадости». Оценивайте поступки, а не самого ребенка. Все имеют право на ошибку, приобретение опыта.

6. Дайте ребенку насладиться детством

Развивающие курсы, секции, кружки, подготовка к школе, многие зацикливаются на идее вырастить ребенка гением, лидером, новым Ломоносовым. Количество «развивашек» прямо пропорционально комплексам родителей. В XVIII-XIX веках не было бэби-клубов, но и без них появлялись писатели, художники, ученые. Дайте ребенку органично прожить свое детство и найти себя. Если ребенка с лингвистическими задатками водить на гимнастику или карате, это обеспечит ему психосоматические заболевания в будущем. Нужно просто быть внимательным, смотреть, что ребенку нравится, давать возможность пробовать, поддерживать интерес.

Отнимать детство и забивать весь день развивающими занятиями не стоит. У дошкольника должно быть 70% (!) свободного времени. Это то самое время, когда он начинает творить и фантазировать. Без творческого элемента вы вырастите биоробота с установленной программой.

7. Держите слово

Вряд ли кому-то нужно объяснять, что поднимать руку на ребенка нельзя. А что касается наказаний-угроз, если вы их не выполняете, они теряют свою силу. Если устанавливаете рамки, будьте последовательны и идите до конца. Один раз говорите, второй делаете.

Многие родители только обещают: «Будешь плохо себя вести, пойдем домой». Не сделаете этого, и ваши слова обесценятся. Ребенок будет просто «зашумлен» бесконечными угрозами. Слова должны быть подкреплены действием: «Мы уходим, потому что ты кричишь». Но прежде чем угрожать, десять раз подумайте.

8. Позволяйте ему ошибаться

Счастливого ребенка можно узнать по тому, как бесстрашно он совершает ошибки, ищет варианты и пути решения, включается во все с энтузиазмом и любопытством, без страха быть осмеянным или униженным. Как это формируется? Только мудростью и сердечностью взрослых и учителей.

Финские учителя, когда видят, что пример решен неправильно, говорят: «Какая прекрасная ошибка». Без ошибок нельзя найти правильное решение. А когда за них ругают, это просто перекрывает все познавательные мотивы.

9. Просто любите ребенка

Все проще, чем кажется. Главное, что можете сделать, – просто любить и говорить об этом. Не бойтесь перелюбить: любви не может быть слишком много. Не продавайте любовь за то, что он послушный, умный, культурный, а попросту удобный ребенок. Это формирует невротический тип мировосприятия, сниженную самооценку. Ребенок начинает спрашивать себя: «А достоин ли я любви/конфеты/высокой зарплаты?» В конечном счете это выливается в комплекс неполноценности и жизненные неурядицы.

Источник фотографий:Getty Images

Источник