Воспитание и развитие ребенка второго года жизни

                      Особенности    развития детей второго года жизни

Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами.

Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы. Речь становится средством общения. Большое значение имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь детей, они начинают воспроизводить в игре действия, которые видят.

К концу года формируется сюжетно-отобразительная игра.

Развиваются элементы наглядно-действенного мышления.

Проявляется отзывчивость на музыку и художественное слово.

Малыши усваивают некоторые правила поведения, охотно выполняют поручения взрослого, обращаются к нему по своей инициативе.

Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр.

Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности.

Появляются элементы совместной деятельности.

Заметно снижается темп Физического развития. Совершенствуется нервная система, что отражается на повышении работоспособности. Разная длительность бодрствования в начале и в конце года обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от I года до I года 6 мес. имеют 2 дневных сна, а после I года 6 мес. – I.

Режимные процессы занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей (для формирования навыков самообслуживания, расширения ориентировки в окружающем, развития речи). Постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. Важно создавать условия для разнообразной двигательной активности детей. Этому способствует правильное оборудование групповых комнат. Нельзя ограничивать двигательную активность детей (усаживать их на стульчики или на ковер и занимать рассказыванием, чтением, показом игрушек).

Для детей этого возраста характерны яркая эмоциональность. непосредствеиность. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Это чаще всего наблюдается у детей, избалованных вниманием взрослых.

Чувство радости у малышей вызывают движения, игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослым, особенно “деловое”. Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша. В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса я сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. В процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Для этого организуются ситуации “чистого общения”, “контактов взглядов”, “эмоциональные игры”. Взрослые должны предупреждать конфликты между детьми. Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которого они возникают. Нужно стремиться к тому, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность.

В развитии речи детей наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи.

В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Формируется способность обобщения – это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на атом мысленное их объединение. Важно наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов. Важно восприятие предметов ребенком при помощи разных анализаторов. Приемы: учить узнавать называемый взрослым предмет среди знакомил, среди незнакомых, близких по одному признаку, сходных по многим признакам. Развитие речи осуществляется одновременно с расширением у детей ориентировки в окружающем. В процессе общения нужно обозначать словом все то, что заинтересовало малыша, что доступно его пониманию. Развитие собственной речи происходит медленно. К I году б мес. в активном словаре насчитывается всего 20-30 слов. Речь детей непохожа на речь взрослых, ее называют автономной (облегченные слова). С появлением собственной речи значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 3-м годам в нем насчитывается до 300 слов. Взрослый должен активизировать речь детей: совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам, учить детей отвечать на вопросы облегченными словами и т. д.

Предметная деятельность – ведущая в этом возрасте не только потому, что она преобладает в атом возрасте, но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Дети осваивают действия с предметами, развивается глазомер, координация Движений. Обогащается сенсорный опыт. Развивается мышление и речь. Тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, что влияет на развитие активной речи. Развиваются сосредоточенное внимание, самостоятельность, умение добиваться определенного результата.

В самостоятельной деятельности детей большее место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. Действия с игрушками начинает формироваться в совместной деятельности со взрослыми в 1-м полугодии 2-го года жизни. Элементарные действия с одной игрушкой малыш повторяет многократно. Позже наблюдается перенос действий с опия-го предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным. Появляются действия с игрушками, являющиеся отражением отдельных моментов жизни ребенка и окружающих его взрослых. Ребенок может воспроизвести подряд несколько действий, пока еще не связанных между собой. В них отсутствует жизненная логика. Игра носит процессуальный характер. 2-е полугодие 2-го года жизни характеризуется разлитием сюжетно-отобраэительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий.

Необходимо создание предметно-игровой среды.

Важен также Комплексный метод руководства играми детей:

I) ознакомление с окружающим при активной деятельности детей;

2) использование обучающих игр, активизирующих реальный опыт детей;

3) организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей);

4) активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры.

Своеобразие обучения : усвоение первых знаний и умений происходит в практической деятельности детей при непроизвольном внимании и запоминании, под непосредственным руководством взрослых. Обучение строиться на основе наглядно-действенного метода обучения, предполагающего организацию восприятия детей на основе как можно большего числа анализаторов, включения их активной деятельности и речи. Этот метод базируется на ведущих принципах дидактики: использование наглядности в сочетании со словом, принцип активности и посильной самостоятельности. Важны и такие принципы, как планомерность, повтор-кость, эмоциональность. Занятия проводятся по следующим разделам программы: развитие речи, ознакомление е окружающим и природой; сенсорное развитие, обучение действиям с дидактическими игрушками, стройматериалом, предметами-орудиями, развитие движений, музыка. Занятия проводятся по подгруппам.

Читайте также:  Новорожденный ребенок две недели развитие

Источник

Второй год жизни имеет особое значение в жизни ребенка. В этот период происходит овладение ходьбой, которая меняет весь облик малыша и способствует быстрому сенсорному развитию и формированию активной речи. Для ребенка характерны необыкновенно высокая ориентировочная реакция, большая потребность в получении новых впечатлений, когда каждая вещь как бы притягивает к себе.

На втором году жизни ребенок проявляет необыкновенную инициативу для достижения желаемого. В этом случае может возникнуть конфликт между свободой действий ребенка и требованиями взрослого. Однако проявление инициативы является фундаментом нормального развития ребенка. Лишь постепенно, с овладением речи, дети начинают усваивать ценности взрослых, а создание необходимых условий, удовлетворяющих потребности ребенка, способствует приобретению детьми возможности самоконтроля.
Индивидуальные, эмоционально-деловые контакты взрослого с ребенком формируют у него такие начала личностных качеств, как глубокая привязанность к близким и адекватная оценка своего поведения, сочувствие к сверстникам.

Развитие ребенка второго года жизни

Обычно выделяют несколько линий развития, которые на 2-м году жизни формируются наиболее интенсивно:

  • понимание речи взрослого и становление активной речи;
  • сенсорное развитие;
  • развитие игры и действий с предметами, движений, навыков, самостоятельности.

Например, развитие игры и действий с предметами прочно связано с формированием движений ребенка, а после полутора лет – и с пониманием речи.
Ребенок второго года жизни встречается с разнообразием предметов и их свойств в природе, быту. Поэтому особенно важно, чтобы дети этого возраста гуляли не только около своего дома, но и выходили за его пределы, например в парк. Особенно интересен для детей выезд на дачу – их окружают яркие цветы, деревья, животные, птицы.
Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение для развития восприятий ребенка: уже в этом возрасте рекомендуется учить малыша различать форму шара, куба, сравнивать предметы контрастных и близких форм, подбирать по образцу предметы такой же формы.
Довольно рано дети определяют величину предметов, которая также является для них сильным, бросающимся в глаза признаком. Ужу в 1 год 3 месяца дети, играя с дидактическими игрушками (вкладышами), различают две контрастные величины: в 1 год 9 месяцев группируют 3-4 контрастных по величине предмета.

К 2 годам дети подбирают по образцу и словесной инструкции взрослого предметы по цвету. Для детей 2 года жизни характерна обостренность восприятия: ничто не проходит мимо их внимания – животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда. Все это очень важно для малыша – он получает новую информацию, которая необходима для успешного развития. Но нужно помнить, что внимание ребенка еще носит непроизвольный характер. Малыша в этом возрасте нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно многим.

Влияние окружающей обстановки на ребенка

Прежде всего, его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, машина, проехавшая за окном, музыка. Постоянное рассматривание окружающего переходит в наблюдение: увидев несколько раз, как родители кормят рыбок, ребенок уже сам подходит к аквариуму посмотреть, как плавают рыбки. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя разнообразные предметы, но и действовал с ними, так его мышление формируется в деятельности. Память детей этого возраста носит также непроизвольный характер и выражается в форме узнавания и воспроизведения. Дети хорошо запоминают то, что поразило их воображение.
Память связана с повторами. Важно формировать все виды памяти ребенка – зрительную, слуховую, речедвигательную, тактильную. Этому способствуют дидактические игры, музыкальные занятия, занятия по системе Монтессори. Недостаток сенсорных впечатлений обедняет жизнь ребенка, резко снижает умственное развитие, его эмоциональную сферу.

Развитие и понимание речи на втором году жизни

Второй год жизни – это «сензитивный» период в развитии речи, в котором наблюдается особая чувствительность к речевому восприятию и речевому обучению, а развитие речи происходит очень интенсивно. На втором году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает грамматическим строем языка, начинает пользоваться речью.
Понимание речи формируется постепенно. Дети могут понимать в этом возрасте названия игрушек, предметов обихода, одежды? Названия действий, которые они сами могут выполнить («возьми», «принеси», «Посмотри», «покорми», «покачай» и т. д.). Малыши охотно выполняют поручения взрослых («Принеси свои ботинки»; «Ложись в кроватку»), при этом они хорошо ориентируются в своей комнате. С малышом уже можно говорить о том, чего он в настоящий момент не видит (конечно, при этом нужно опираться на имеющийся опыт ребенка).
Если до полутора лет ребенок воспринимает общее у однородных предметов, названных взрослым, то после полутора лет эта способность к обобщению находит выражение в его собственной речи. Для начала 2 года жизни характерен «период наглядных обобщений», когда ребенок обобщает предметы по внешним, бросающимся в глаза признакам: по цвету, величине и т.п. Позже, приобретя некоторый опыт, ребенок по словесной инструкции взрослого обобщает предметы по существенным признакам: сначала ходит по просьбе взрослого, а затем и сам называет однородные предметы независимо от их внешних признаков.
В первую половину 2-го года жизни у ребенка формируется очень важное для него умение подражать словам, произносимым взрослым, в начале малыш произносит слова облегченно («би-би» — машина, «ав-ав» — собачка), здесь важно, чтобы взрослый сопровождал их словами, произносимыми правильно. Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основе подражания растет словарь ребенка: к году он насчитывает около 10 слов, к 1 году 6 месяцев – 30, а к 2 годам – 300 слов. С 1 года 9 месяцев до 2 лет в речи ребенка возрастает количество фраз. Важный момент в развитии речи – появление первых вопросов (а это? какая?), отражающих развитие познавательной деятельности. Лепет чаще всего возникает во время общей двигательной активности.

К концу 2-го года речь начинает выполнять свою основную функцию – общение с окружающими. Ведь поводов для обращения к взрослому бывает очень много: просьба чем-то помочь, вместе поиграть, и жалоба, и выражение какого-то желания, удивления, радости.

Игры, движение и общение с окружающими 

Особое значение для ребенка имеет развитие игры и действий с предметами. Манипулируя с предметами, он практически знакомится с их свойствами. Если он до полутора лет может заниматься одним видом деятельности 2-4 мин, то к 2 годам – 5-7 мин, сопровождая свои действия словом. Постепенно в игре формируется мышление.

Читайте также:  Центр развития ребенка baby лидер

В специальных исследованиях выявлено, что на 2-м году жизни осуществляется процесс формирования общения между детьми. Это период, когда у детей появляется интерес к сверстнику, его деятельности, что сопровождается положительными эмоциями, желанием повторять действия другого ребенка. Дети эмоционально восприимчевы, им быстро передается настроение сверстников, как положительное, так и отрицательное. Роль взрослого заключается в обеспечении положительного эмоционального состояния детей в игровых ситуациях.
В начале 2-го года ходьба еще не достаточно координирована, но она постоянно совершенствуется. Постепенно малыши становятся более ловкими, скоординированными, они начинают согласовывать свои движения с действиями других детей или взрослых и овладевать навыками движений.

В этом возрасте ребенок должен хорошо понимать значение слов «нельзя», «можно» (нельзя играть некоторыми вещами, ломать игрушки, отнимать их, кричать и т. п.). Когда требование или желание ребенка невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять, его следует отвлечь, переключить внимание на другой объект.

Источник

Вопросы для обсуждения

1.Краткая характеристика возраста.

2.Физическое развитие детей. Приобретение навыков самостоятельности в режимных процессах.

3.Характеристика основных движений. Условия, бла­гоприятные для их формирования. Организация двига­тельной активности детей.

4.Развитие эмоций и потребности в общении с окру­жающими, значение последней для психического разви­тия детей.

5. Развитие речи ребенка на втором году жизни. Мето­дические приемы ее формирования, используемые в пов­седневной жизни (в режимных процессах, на прогулке, ко время самостоятельной деятельности).

6. Развитие действий с предметами. Возникновение отобразительной игры. Роль взрослого в формировании предметно-игровой деятельности.

1. Второй год жизни характеризуется 3 основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами; своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы, речь становится средством общения. В этот период жизни заметно снижается темп физи­ческого развития: за второй год масса тела увеличивает­ся всего на 2,5 -3 кг, рост на 10-12 см. К 2 годам вес ребенка достигает 12—12,7 кг, рост —85—86 см. У двух­летнего малыша 20 молочных зубов. Совершенствуется нервная система —это отражается на повышении работоспособности: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3-3,5ч, во втором – 4-4,5ч. Соответственно уменьшается суточное количество сна – с 14 до 12,5ч (к концу второго года). Разная длительность бодрствования (3,5 ч — в начале и 5 ч — в конце второго года) обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от 1 года до 1 года 6 меся­цев имеют 2 дневных сна, а после 1 года 6 месяцев—1.

2. Режимные процессы в группах второго года жизни занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей: для формирования навыков самообслуживания, для расширения ориентировки в окружающем, для развития речи.

В показателях нервно-психического развития детей второго года жизни, разра­ботанных Н. М. Аксариной, К.Л. Печорой, указываются следующие навыки самообслуживания, которые дети при­обретают в режимных процессах:

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев – Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев – Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает обувь, шапку).

1 год 10 месяцев – 2 года – Частично надевает обувь, одежду (ботинки, шапку).

Навыки самостоятельности важно сформировать свое­временно, опираясь на интерес детей к новизне. Если упустить время и ребенок привыкнет к тому, что многое за него делает взрослый, то новизна для него пропадет, и навык самостоятельности будет сформирован значи­тельно медленнее.

3. На протяжении второго года постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. (см Учебную программу дошкольного образования).

Задача взрослого — создать условия для разнообраз­ной двигательной активности детей, удовлетворить прису­щую этому возрасту потребность в движениях, рациональ­но сочетать двигательную активность со спокойной дея­тельностью. На самочувствии детей, их настроении отри­цательно сказываются как избыток, так и недостаток дви­жений. Двигательной активности способствует правильное оборудование групповых комнат. Мебель расставляется так, чтобы в середине комнаты было достаточно места для ходьбы. Для отдыха детей в отдельных местах комна­ты ставятся диванчики, стулья. В группе желательно иметь горку с лесенкой и скатом, служащую одновремен­но и местом наблюдений за тем, что происходит за ок­ном; поэтому она обычно устанавливается ближе к окну.

В помещении могут быть предметы для перелезания, влезания: ящик и валик, обтянутые клеенкой. Двигательной активности способствуют такие крупные игрушки, как каталки, тележки, машины. Укрепляется мускулатура и улучшается координация движений, когда дети активно действуют с разнообразными игрушками: носят в руках крупные мягкие игрушки (кукол, животных), корзинки, ведра, возят за тесьму машины, катают, подталкивая впе­ред, коляски, игрушки на колесах (лошадка, петух).

Воспитатель, давая малышам поручения, разнообразит их движения: одного ребенка просит перевезти на маши­не груз в другую часть комнаты; другого просит расставить по местам игрушки, и ему приходится наклоняться, выпрямляться, подлезать, чтобы достать закатившийся шар; третьему предлагает покатать куклу в коляске. Поручения даются в игровой форме – они должны быть интерес­ны своим конечным результатом.

4. Много положительных эмоции вызывают у малышей подвижные игры, где они осваивают новые движения (в большей степени подражательные) и закрепляют уже зна­комые. Подвижные игры и упражнения имитационного характера являются обязательным элементом каждой про­гулки. Их проводят и в часы самостоятельной деятельности детей. Они служат средством повышения эмоционального тонуса, разнообразия деятельности: «Птички прилетели, машут крыльями, клюют зернышки», «Собачки бегут (на четвереньках)», «Мышки ходят тихо-тихо».

Яркая эмоциональность, непосредственность характер­ны для раннего детства. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, осо­бой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Чувство радости у малышей вызывают движения игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослыми, особенно «деловое». Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша: быстрее развивается речь, преодолевается чувство страха в новой обстановке и при встрече с незнакомыми людь­ми, легче проходит адаптация к новым условиям жизни, устанавливаются дружеские взаимоотношения со сверстниками. Однако на втором году деловое общение хотя и имеет преимущество перед эмоциональным, но не должно заме­нять его. Дети, имеющие опыт эмоционального общения, превосходят сверстников, не имеющих его, по общей ини­циативности, по богатству и силе эмоций.

В условиях общественного воспитания очень рано воз­никают контакты между детьми: от интереса к сверстни­ку как к объекту, к его внешности, поведению до появле­ния подражания ему, совместных действий, игр с ним. Значение своевременного формирования взаимоотно­шений между детьми заключается в том, что в процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познаватель­ная деятельность, способность действовать по подража­нию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление ин­дивидуальных способностей, в том числе помогает форми­рованию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий.

Читайте также:  Развитие ребенка первая фраза

Взрослые должны помогать ребенку вступать в кон­такт со сверстниками. Ученые рекомендуют организовы­вать ситуации «чистого общения», «контактов взглядов», эмоциональные игры. Создавая специальные ситуации, при которых дети объединены местом действия или вы­полнением одинаковых действий, взрослые помогают ма­лышам перейти от эмоционального общения к деловому.

5. В развитии речи детей второго года жизни наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи. В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Длительное время примерно до 1 года 9—10 месяцев, большинство детей не пользуются собственной речью, хотя хорошо понимают речь окружающих.

На втором году формируется способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлени­ях и основанное на этом мысленное их объединение. Дети уже знают, что слова кукла, мишка, собака и т. д. отно­сятся к разным куклам, мишкам, собачкам (выполненным из разного материала, различным по размеру и окраске). В этом случае дети выделяют основной признак и отвле­каются от несущественных. Однако функция обобщения в этом возрасте только-только формируется; поэтому у ма­лышей возможны ошибки: обобщение предметов не по су­щественным признакам, а по наиболее ярким, броским. Развитию функции обобщения способствует наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, фор­ме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрос­лые должны подчеркивать характерные признаки предме­тов (жук ползет, жужжит, птичка летит, мяч катится). Важно также, чтобы ребенок воспринимал предмет при помощи разных анализаторов: видел, слышал его назва­ние и издаваемые им звуки, осязал его, проделывал раз­нообразные действия. Например, ему дают задания: «По­кажи, где жук», «Дай жука», «Возьми жука», «Спрячь жука», «Принеси жука», «Покажи, как ползает жук», «Скажи, кто это», «Как жук жужжит?» и т. д. В этом примере слово жук употребляется в разных сочетаниях слов, это обогащает их смысловое содержание.

Развитие собственной речи на втором году происходит медленно. К 1 году б месяцам в активном словаре насчи­тывается всего 20—30 слов. Речь детей в начале ее становления мало похожа на речь взрослых. Ее называют автономной. Дети употреб­ляют слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Это облегченные слова: ав-ав, би-би, ам-ам… — и своеоб­разные слова, возникающие в силу несовершенного про­изношения: амидка (пирамидка), моко (молоко).

С появлением собственной речи, пока еще несовершен­ной по форме и грамматической структуре, значительно расширяются возможности общения, что способствует обо­гащению словаря. К 2 годам в нем насчитывается до 300 слов.

Главное приобретение в конце второго года жизни — овладение грамматикой речи. Это важный этап освоения родного языка. Какова же роль взрослого в активизации речи детей? Взрослый должен совершенствовать способность малы­шей подражать звукам и словам: устраивать перекличку звуками, при чтении потешек, побуждать детей к подра­жанию легким звукосочетаниям (шу — полетели…, гуси-гуси— га-га-га); учить детей отвечать на вопросы облег­ченными словами: «Как тикают часы?» (Тик-так). В це­лях активизации речи допускается употребление в обще­нии с ребенком облегченных слов, но обязательно в соче­тании с правильными: «Спи, ляля, бай-бай». Как только у ребенка появится легкость подражания слышимым сло­вам, примерно с 1 года 4 месяцев—1 года 6 месяцев, на­до перейти во время общения с ним к обычной правиль­ной печи. Не следует удовлетворять просьбу малыша, выражен­ную жестом, мимикой. Однако необходимо учитывать и его возможности: не каждое слово доступно ему для про­изношения. Поэтому одним детям следует предлагать в подобной ситуации простые или даже облегченные слова, другим — более сложные. Важно не погасить у них жела­ние говорить.

6. Большой интерес вызывает предметная деятельность детей в период становления. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает в этом возрасте (сю­жетная игра только зарождается), но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного форми­рования психики.

Ребенок прежде всего осваивает способы действия с предметами; у него развиваются глазомер, координация движений. Воздействуя на предметы, малыш познает их свойства и качества, имеющиеся между ними связи. Обо­гащается сенсорный опыт. Посредством осязания, мышеч­ного чувства, зрения дети начинают различать форму, ве­личину, цвет предметов; узнают, что предметы издают различные звуки. Развивается мышление и речь. Знако­мясь со свойствами предметов, дети приходят к первым обобщениям. Ввиду близкого расположения г коре голов­ного мозга центров речи и движений тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование рече­вой зоны мозга, а, следовательно, влияет и на развитие активной речи.

В процессе действия с дидактическими игрушками вос­питываются сосредоточенное внимание, самостоятельность детей, умение добиваться определенного результата; ма­лыши осваивают последовательность действий, овладева­ют умением воздействовать одним предметом на другой (орудийными действиями); в занятиях со строительным материалом приобретают первые конструктивные умения и умение играть, используя свои постройки. В самостоятельной деятельности детей второго года большое место занимают предметные действия с игруш­ками, отображающими близкие и понятные ребенку об­разы людей, животных, предметы обихода.

Воспроизведение действий людей, знакомых жизнен­ных ситуаций (кормление куклы, укладывание ее спать и т. д.) составляет содержание сюжетно-отобразительной игры.

В период с 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев наб­людается перенос действий, разученных со взрослым, с одного предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным: ребенок кормит кукол, ми­шек, зайца, собаку и т. д. Второе полугодие второго года жизни характеризуется развитием сюжетно-отобразительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не забо­тятся о правильной последовательности действий. В дея­тельность малышей начинают вовлекаться новые, разно­образные предметы, иногда предметы-заместители. Но чаще это кажущиеся замещения одного предмета другим. Впервые замещение одного предмета другим возника­ет при необходимости дополнить привычную ситуацию действия вещью, отсутствующей в данный момент. При соответствующем руководстве дети второго года жизни начинают использовать предметы-заместители и в игре. Эволюция игровых действий детей второго и третьего года жизни протекает так: действия с реальными предме­тами, предметами-заместителями и, наконец, действия с мнимыми предметами.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник