Воспитание и развитие ребенка с нарушением интеллекта в семье
«Семейное воспитание детей с нарушениями интеллекта».
Подготовила: Петранова Л.А.
Главное условие для благоприятного развития ребёнка с нарушением интеллекта – правильная организация его семейного воспитания.
Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и даже в меру своих сил помощником родителей.
В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, – любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий.
Применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.
Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.
Для умственно отсталых детей особенно вредны обучение на завышенном материале, методом многократного повторения плохо осмысленного материала; обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание; чтение текстов и вопросов – ответный метод без опоры на наглядность, на реальные адекватные представления по прочитанному и наглядно – действенное мышление учащихся; оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету. Все обучение должно проводиться методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.
Коррекция развития детей с нарушениями интеллекта, особенно младшего возраста, должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей раннего и дошкольного возраста. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности глубоко умственно отсталых детей на всех уроках.
В предметно – практической деятельности такие дети могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.
К задачам семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта можно отнести:
1. Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;
2. Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье, умение выполнять несложные виды этого труда;
3. Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени;
4. Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в каком-либо виде труда;
5. По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками);
6. Научить осуществлять действия совместно с товарищами или родителями, в группе
Индивидуальными особенностями семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта являются: родительская властолюбивость, нетерпеливость, постоянное желание настоять на своем, замкнутость, недоверчивость, отстранённость от других людей, стремление скрывать свою потребность в любви, неудовлетворенность собой, интровертированность. Это резко отличает их от семей здоровых детей, для которых характерны: уверенность в себе и в принятии себя обществом, что может проявляться положительной социальной репутацией, привлекательностью, популярностью; способность добиваться целей и высокой оценки других людей; активность, деятельность, жизнерадостность, экстравертированность.
В группе детей с нарушениями интеллекта преобладает депрессивный тип личности родителей. Высокие оценки имеют чувствительные, сенситивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.
По результатам исследований можно с уверенностью утверждать, что оценка и отношение окружающих к факту нарушений интеллекта у ребенка определенно влияют на материнско-детские отношения в семье. Условно выделены 3 типа материнско-детских отношений в зависимости от влияния социальной среды. Каждый тип предполагает свой метод социально-психологической работы и дифференцированный подход в оказании социально-психологической помощи семьям.
Первый тип.
Особенности: сочетание чувствительности с эмоциональной холодностью, отчужденностью в межличностных отношениях; уверены в своей положительной социальной репутации, привлекательности, популярности, способности добиваться поставленных целей. Успешно взаимодействуют с окружающими.
Тип материнско-детских отношений: партнерский. Характерны также раздражительность, вспыльчивость, суровость, излишняя строгость и уклонение от контакта с ребенком. Ощущение самопожертвования в роли матери, семейные конфликты, безучастность мужа, его невовлеченность в дела семьи.
Вероятная причина формирования данного типа материнско-детских отношений: нелогичность в отношениях предполагает подстройку под определенную оценку окружающих – т. е. имеет место факт гиперсоциальности.
Второй тип.
Особенности: тревожно-мнительный тип характера, которому свойственно тревожность, боязливость, нерешительность, сомнения. Послушание, уступчивость, склонность к подчинению, зависимость. По ЛД – интровертированы.
Тип материнско-детских отношений: побуждение словесных проявлений, вербализация, уравнительное отношение между родителем и ребенком. Близкий эмоциональный контакт с ребенком, гиперопека. Ограниченность интересами семьи, заботами о семье и ребенке.
Вероятная причина формирования данного типа материнско-детских отношений: мать компенсирует свою тревожность в гиперопеке ребенка.
Третий тип.
Особенности: сочетание психастении – тревоги и мнительности, с педантичностью и усердием. Отсутствие склонности к легкомыслию.
Тип материнско-детских отношений: Партнерские отношения. Также присутствует раздражительность, вспыльчивость, суровость, излишняя строгость. Уклоняются от контакта с ребенком. Ощущают себя жертвой в роли матери, присутствуют семейные конфликты, невключенность в дела семьи мужа. Зависимость и несостоятельность матери.
Вероятная причина формирования данного типа материнско-детских отношений: наличествует яркое рассогласование между внутренним отношением к ребенку и его внешними проявлениями.
Таким образом, стигматизация матерей детей с нарушениями интеллекта, считающих, что окружающие негативно относятся к их детям, влияет на материнско – детские отношения, проявляясь в материнской гиперопеке детей, близкой эмоциональной дистанции с ребенком, уравнительным отношением между матерью и ребенком. Большинство матерей детей с нарушениями интеллекта критически относятся к себе, неудовлетворены собственным поведением, уровнем достижений, личностными особенностями. Также большинство матерей детей с нарушениями интеллекта не видят будущего для своих детей, или затрудняются с ответом, какое будущее ждет их детей.
Источник
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Система воспитательной работы в образовательных учреждениях VIII вида
на тему: Особенности семейного воспитания умственно отсталого ребёнка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Виды отношений родителей к своему ребёнку 4
Глава 2. Положение ребёнка в семье 6
Глава 3. Стили современного семейного воспитания
умственно отсталого ребёнка 8
Глава 4. Психолого-педагогическое сопровождение семей,
воспитывающих умственно отсталого ребёнка 11
Заключение 13
Литература 15
Введение
Среди аномалий детского развития наиболее распространенной является категория детей с умственной отсталостью. По данным ВОЗ примерно 1-3% от общего количества детей относятся к этой категории. Умственная отсталость имеет несколько степеней выраженности : дебильность, имбецильность и идиотия. Из общего числа детей с умственной отсталостью примерно 80% имеют черты дебильности – легкой недоразвитости интеллекта, около 25 % страдают выраженными недостатками в интеллектуальном развитии, т.е. имбецильностью и примерно 5% от подобных случаев относят к идиотии, явно выраженное глубокое слабоумие. Наиболее досконально медициной изучена легкая степень выраженности умственных дефектов. Обучение и воспитание умственно отсталых детей требует особого подхода и имеет два основных направления: специализированные коррекционные заведения и семейное воспитание. [1]
Глава 1. Виды отношений родителей к своему ребёнку
Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, особенно интеллекта, у родителей меняется взгляд на мир, отношение к самим себе, к другим людям. Вот почему решая вопросы реабилитации и интеграции в общество детей с умственной отсталостью, исключительно важно знать особенности не только этих детей, но и их семей: многие из них остро нуждаются в комплексной социальной поддержке.
В нашей стране нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагогической помощи семьям, где растут дети с проблемами в развитии. Особенности внутрисемейных отношений и личности матерей, имеющих детей с нарушением интеллекта, фактически не изучены.
Между тем, связь уровня адаптации с выраженностью отклонения в развитии ребенка значительно опосредована характером внутрисемейных отношений. Именно эти отношения – один из важнейших факторов социально-бытовой и эмоциональной адаптации умственно отсталых детей, подростков, взрослых.
Не всегда условия воспитания в семье бывают благоприятны для развития ребенка. Если воспитать нормального полноценного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с проблемами в развитии представляется особенно трудным и ответственным. Эту ответственность родители несут перед своим ребенком и перед обществом. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества.
Известный американский педиатр Бенджамин Спок, рассматривая семьи, имеющие проблемных детей, выделяет следующие виды отношений родителей к своему ребенку:
1. Стыдятся странностей своего ребенка, излишне оберегают его. Ребенок не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неудовлетворен собой.
2. Ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, но не приносят ему никакой пользы.
3. Постепенно делают вывод о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви.
4. Не замечают проблем в развитии ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе.
5. Воспринимают ребенка естественно, позволяют бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимает себя таким, как все.
Итак, все перечисленные виды отношения родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным проявлением аномальных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители – нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей. [2]
Глава 2. Положение ребёнка в семье
Согласно статистике, более половины семей отрицательно влияют на развитие умственно отсталого ребенка, и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. При этом следует отметить, что даже в тех семьях, где отношение к ребенку правильное, родители в большинстве случаев действуют, руководствуясь лишь собственным пониманием роли воспитания, не разбираясь в его специфике.
В семьях детей с легкими формами умственной отсталости примерно 1/3 родителей являются выпускниками коррекционных школ VIII вида, т.е. сами страдают интеллектуальной недостаточностью, хотя и в легкой степени. Следствием этого является проблема дальнейшего образования и трудоустройства, материального благополучия. Родители умственно отсталых детей в среднем имеют тот же образовательный и социально-экономический статус, в то время как среднее число детей на такую семью несколько больше, чем у родителей детей, развивающихся нормально. Такие семьи распадаются чаще, а в нераспавшихся семьях родительские функции нередко перекладываются на бабушку со стороны матери.
Среди детей с нарушениями умственного развития 27% представлено такими категориями, как дети-сироты, социальные дети-сироты, опекаемые дети, 43% из них проживают в неполных семьях, более 7% находятся под опекой, 62% проживают в неблагополучных семьях, 28% – в семьях социального риска. В то же время почти 1/4 семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка – многодетные. В неполных семьях, с отчимами или приемными отцами живут 73,5% таких детей. Такое положение ребенка в семье в ряде случаев может определять неадекватные методы воспитания и нарушения поведения.
В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.
Недостаточная отзывчивость родителей выражается в несвоевременном и недостаточном отклике на потребности детей, пренебрежении их чувствами. Они могут обнаруживать чрезмерно сильные реакции на отклонения в поведении ребенка и не замечать положительных явлений. Неотзывчивость родителей, особенно матерей, создает ситуацию депривации и еще более замедляет развитие ребенка, способствует нарушению его поведения. Привязанность к матери – необходимая стадия психического развития. Пользуясь поддержкой матери, ребенок приобретает уверенность в себе, становится активным в познании окружающего мира. Для ребенка, отстающего в психическом развитии, актуальность такой поддержки очевидна.
Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития. [3]
Глава 3. Стили современного семейного воспитания умственно отсталого ребёнка
Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа родительского отношения к нему. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип воспитания. Он подразумевает определенные системы восприятия ребенка, воздействия на него и способы общения с ним.
Изучая модели типов воспитания в семьях детей с отклонениями в развитии, В.В. Ткачева (2006) отметила следующие варианты.
1. Гиперопека. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Инициатива ребенка скована избыточной заботой и предупредительностью, даже если ребенку что-то по силам сделать самому или овладеть каким-либо умением и навыком. В результате он не умеет действовать самостоятельно и в трудных ситуациях подвергается опасности в той же степени, что и брошенный ребенок. Повзрослев, человек оказывается неспособным к самостоятельным действиям, отличается повышенной требовательностью к заботе других о себе, неразвитостью эмоционально-волевой сферы, пониженной критичностью по отношению к себе.
2. Противоречивое воспитание. Родители могут быть сторонниками жесткого воспитания, тогда как старшее поколение занимают более мягкую позицию. Ребенок приспосабливается к требованиям членов семьи с выгодой для себя, вызывая между ними неурядицы.
3. Авторитарная гиперсоциализация. Имея высокие социальные установки, родители с той же меркой подходят и к ребенку, постоянно завышая его возможности, используя собственные авторитарные усилия по формированию у него тех или иных качеств и при этом переоценивая реальные возможности ребенка.
4. Воспитание в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвящена больному ребенку. Родители, сотворившие из больного ребенка кумира для себя, убедительно доказывают, что живут ради детей. Навязывание этой роли можно наблюдать даже тогда, когда долго болевший ребенок выздоравливает. Однако кто-то в семье продолжает считать его слабым, болезненным. Взрослому не хочется менять сложившийся стереотип взаимоотношений с ребенком. Легче обращаться с ним как с больным, чем искать новые формы полноценного общения. В такой атмосфере ребенок вырастает изнеженным, капризным, ипохондрически настроенным.
5. Симбиотический тип воспитания. Родители полностью «растворяются» в проблемах ребенка, забывая о личностном росте, собственных проблемах, повышении профессиональной квалификации. Ребенок окружен чрезмерной любовью. Чаще это происходит в неполных семьях, когда ребенка воспитывает одна мать. К сожалению, в результате вырастает, как правило, эгоист, не умеющий любить других людей.
6. «Маленький неудачник». Родители стыдятся своих детей, их неполноценности, уверены, что они в жизни никогда не добьются успеха и вообще мало на что способны. Проявляя часто поспешность и досаду, когда у ребенка что-то сразу не получается, они формируют в детях комплекс вины, чувство собственной несостоятельности и безволия. Родители же таких детей воспринимают как «наказание, крест», который они обречены нести до конца жизни.
7. Гипоопека. Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Как правило, родители не знают, где находится, что делает их ребенок, они не понимают его нужд, трудностей и опасностей, подстерегающих его, неспособны своевременно и эффективно помочь ему.
8. Отвержение ребенка. Родители безразличны к судьбе ребенка. Эта трагическая ситуация может быть вызвана и нежелательной беременностью, и нежелательным полом ребенка, другими обстоятельствами, которые приводят к тому, что родители отталкивают ребенка. Невнимательность, безразличие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может доходить до жестокости родителей. Родители не проявляют эмоциональной теплоты в общении с ребенком, не способствуют созданию для него физического комфорта. Детское поведение, связанное с переживаниями, встречается с раздражением и обычно пресекается. Такая уродливая позиция родителей приводит к эмоциональной недоразвитости ребенка, провоцирует развитие агрессивности и преступных наклонностей. Подобное отвержение встречается в семьях разного социального статуса. При материнском отвержении нередко имеет место личностная незрелость самой матери и несформированность ее материнского инстинкта. Родители чрезвычайно травмированы сложившейся ситуацией и часто не могут найти адекватную модель воспитания. [4]
Глава 4. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих у о ребёнка
Родитель склонен воспринимать психолога как панацею от всех своих бед, которые чудесным образом сразу исчезнут. В связи с этим у родителей может появиться стремление к пассивному участию в коррекционном процессе. В этом случае психолог должен объяснить, что только активная двусторонняя деятельность способна принести результаты.
Условиями для начала работы с родителем являются следующие положения:
многократность встреч психолога с родителем. Одноразовая встреча ничего не решает. Проблемы родителя накапливались длительное время и разрешить их за один раз невозможно;
активность родителя в коррекционном процессе. Родитель не должен выступать в роли пассивного и благодарного слушателя. Для достижения результата необходима мотивация, заряженность на успех и глубинная внутренняя работа, направленная на изменение собственных представлений, убеждений, чувств и стереотипов;
участие в коррекционной работе других членов семьи. Проблема, с которой обратился один из родителей, не является только его личной. Эта проблема общесемейная, а значит, решать ее необходимо всей семьей. В противном случае возможен обратимый процесс и эффективность работы будет очень низка.
Однако для успешности консультирования и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушение интеллекта, самим психологам необходимо знать, что такое умственная отсталость, виды классификаций, особенности психо-физиологических нарушений. Не менее важно осознавать роль самой семьи в реабилитации ребенка, уметь выстраивать отношения с родителями, определять их психологических тип и стили семейного воспитания. Владея такими знаниями, можно грамотно разработать конкретную программу для психолого-педагогической помощи семье, имеющей умственно отсталого ребенка, нормализовать семейные отношения в меру возможностей, вселить в родителей веру в ребенка, умение принять дитя и не считать свою жизнь «загубленной», что порождает надежду и желание добиться посильного успеха в его воспитании и обучении. Как говорил Л.Н. Толстой, «счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Помочь обрести психологическое благополучие и является задачей специалистов, занимающихся помощью семьям, имеющих детей с проблемами в развитии. [4]
Заключение
С самого начала, как только у ребенка отмечаются различия в развитии по сравнению со сверстниками, необходимо обратиться к специалистам. После постановки диагноза перед семьей стоит нелегкая задача – адаптироваться к особенностям малыша. Семейное воспитание детей с умственной отсталостью в большинстве аспектов схоже с воспитанием без каких-либо интеллектуальных дефектов. Разница лишь в сроках наступления желаемого эффекта (развитии памяти, речи, мышления и т.д.), с умственной отсталостью требуется гораздо больше времени освоить тот или иной навык. От родителей, в первую очередь, требуется терпение и любовь по отношению к своему малышу. Семейное воспитание детей с умственной отсталостью сводится к следующему.
Прежде всего, это развитие речи, достигаемое посредством приобщения малыша к ручному труду. Работа руками способствует развитию мелкой моторики. Этому способствуют такие занятия, как пальчиковые игры, лепка из пластилина, вырезание, рисование и др. Кроме того, родители могут петь вместе со своим ребенком, учить его читать и считать. Занятия с малышом могут быть обще семейными, что научит его и общению.
Другим аспектом семейного воспитания является обучение детей с умственной отсталостью социально-бытовому ориентированию, т.е. навыкам самообслуживания и выполнению хозяйственно-бытовых обязанностей. В данном случае семейное воспитание – ежедневное приобщение к домашнему труду.
Умственная отсталость нередко сочетается и с физическими дефектами. Поэтому семейное воспитание должно включать в себя и физическое развитие малышей. В домашних условиях это может быть гимнастика, танцы, прогулки, бег, плавание и пр.
Важно помнить, что умственная отсталость – это не страшный приговор, а лишь особенности в развитии, которые можно со временем преодолеть. Ребенок с интеллектуальными дефектами может вырасти вполне полноценным взрослым человеком, способным самостоятельно жить. И эта вероятность значительно высока при наличии у малыша семейной заботы, любящих и терпеливых родителей. [1]
Литература
Блог: Психология и воспитание ребёнка https://childrensite.ru/semeynoe-vospitanie-detey-s-umstvennoy-otstalostyu/ [Электронный ресурс]
Мир семьи ребенка с проблемами в развитии: Шипицина Л.М. https://development2005.narod.ru/books/ship.htm [Электронный ресурс]
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: У.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, Москва. ВЛАДОС, 2004. https://ic.my-shop.ru/product/pdf/88/874006.pdf [Электронный ресурс]
Стили современного семейного воспитания
умственно отсталого ребенка: Донских Е.В. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/08/05/stili-sovremennogo-semeynogo-vospitaniya [Электронный ресурс]
16
Источник