Воспитание и развитие ребенка младшего возраста

Воспитание и развитие ребенка младшего возраста thumbnail

На чтение 11 мин.

Возраст ребенка до трех лет называется ранним. Это время, когда ребенок активно изучает мир, пытается познакомиться и познать все новое. Родителям просто необходимо знать некоторые педагогические основы воспитания детей этого возраста.

Развитие детей младшего возраста происходит индивидуально

Дети младшего возраста – особенности

Дети раннего возраста очень подвижны в этот период, поэтому родителям стоит особенно тщательно подойти к вопросу безопасности ребенка.

Также ребенок раннего возраста начинает учиться обращаться с разными предметами. Педагогические основы знаний и пример ему в этом непростом деле должны подавать родители.

Еще одним важным моментом является овладение вербальной речью. Развитие речи у детей дошкольного возраста имеет свои индивидуальные особенности и начинается с названий предметов и действий, которые можно совершать с ними. Это способствует развитию понятийного аппарата детей, который  в будущем станет базой для развития мышления и воображения.

Факторы, влияющие на развитие речи

Главным видом деятельности в этот период является игра. Именно игровая деятельность способствует изучению новых слов и навыков использования предметов. Сначала ребенок получает удовольствие от манипулирования предметами в игре, а со временем добавляется сюжет. При этом происходит копирование ребенком жизненных ситуаций, которые он может наблюдать. Игра способствует изучению элементарных навыков самообслуживания.

Заканчивается ранний период кризисом трех лет, который обуславливается педагогической переменой социального окружения.

Кризис 3-х лет – симптомы

Ведь именно в этом возрасте ребенок чаще всего начинает посещение детского сада и переходит в статус воспитанника дошкольного учреждения. Но самое главное, что необходимо делать в этот непростой период развития малыша это уделять ему внимание. В таком случае развитие детей происходит гармонично.

Развитие и воспитание детей до 3 месяцев жизни

Появление ребенка на белый свет является огромным стрессом не только для родителей, но и для самого малыша. Трудно даже представить какой колоссальный объем новой информации обрушивается на него в момент рождения и сразу после него. Он переживает совершенно другие ощущения, нежели те, которые были в мамином животике. Именно поэтому в первое время ребенок много спит, а слух и зрение работают не в полную силу.

Но среди всех голосов он безошибочно узнает голос мамы и папы. Поэтому после рождения он ищет их поддержки. Единственный способ, с помощью которого он может это сделать – это плач. Не всегда плач ребенка является отрицательным явлением. Иногда это просто способ поговорить с мамой или с самим собой. Но в тоже время в этот период необходимо предоставлять возможность поговорить и без крика. Для этого необходимо ласково говорить с ребенком, петь песенки, брать часто на руки, поглаживать тело малыша, обращаться по имени.

С малышом надо много разговаривать и показывать игрушки

С первых дней появления ребенка на свет необходимо развивать его словарный запас. Для этого ребенку необходимо показывать предмет и сразу их называть.

Не стоит беспокоиться, что ребенок еще ничего не понимает. Подсознание человека намного сильнее, чем сознание. Вся полученная информация ребенком в этот период будет храниться в кладовых его памяти.

Постарайтесь с самого начала сделать окружение ребенка интересным для него. С этой целью можно повесить над кроваткой мобиль и повесить на него предметы, которые могут заинтересовать кроху. Это могут быть ленточки, трубочки, фломастеры, игрушки. Их нужно периодически приводить в движение. Обновлять эти вещи стоит раз в две недели. В случае, если мобиль не заинтересовал ребенка, вы можете повесить над кроваткой нарисованное лицо. Именно форму круга и овала ребенок усваивает раньше всех других.

Массаж ребенку способствует физическому развитию

Стоит уделять должное внимание и физическому развитию малыша. Его необходимо перед кормлением выкладывать на животик, но следить, чтобы он не ударился лбом. Необходимо поддерживать его желание удерживать голову. Затем можно взять ребенка на руки и прислонить к плечу. Важно чтобы ребенок поднимал голову и опускал ее на ваше плечо.

Начиная с 3 месяцев, ребенок хочет, чтобы его не просто носили на руках, а показывали и рассказывали о предметах, которые его окружают.

Именно в этот период проявляется первый конфликт: ребенок хочет познать новое в этом мире, а физически еще не способен этого сделать. Важным моментом в этот период является педагогические основы поддержки познавательного интереса ребенка. Именно сейчас закладываются основы дальнейшего умственного развития малыша.

С месяца малыш начинает активно интересоваться игрушками

Главным источником получения информации в 3 месяца является звук. Но в тоже время необходимо начинать ребенка учить следить взглядом за предметом. Для этого можно использовать желтую погремушку. Необходимо погреметь ею с одной стороны от ребенка, а затем после того, как он повернул голову погреметь с другой стороны. Это упражнение займет немного времени, но зато будет отлично способствовать развитию произвольного внимания.

Развитие и воспитание детей от 3 до 6 месяцев жизни

В этот период необходимо активно развивать речевые способности ребенка. Для этого необходимо создать педагогические условия: надо почаще разговаривать с ним, называть по имени, рассказывать несложные стихотворения, повторять вслух звуки, которые он уже сам научился говорить.

Читайте также:  Солнечный свет в развитие ребенка

Заниматься надо каждый день. Необходимо добиться того, чтобы ребенок сам повторял за вами звуки и слоги.

Малыш в 4 месяца активно проявляет эмоции

Продолжайте нежно поглаживать ребенка, ласково улыбаться, поддерживать его хорошее настроение. Начиная с 3 месяцев ребенка надо уже на более продолжительное время выкладывать на животик. В это время положите перед ним игрушку, а затем немного отодвиньте ее. Он захочет достать ее и поползти. Любая двигательная активность ребенка должна быть поощрена.

Повесьте игрушки над кроваткой так, чтоб ребенок мог рассматривать и захватывать, ощупать их. Важный момент – игрушки не должны быть размещены ближе, чем на 30 см до ребенка. В таком случае возрастает риск возникновения косоглазия.

Совет родителям: периодически заменяйте старые игрушки новыми. Затем снова дайте возможность ребенку играться его старыми игрушками. Это будет способствовать развитию долговременной памяти.

В полугодовалом возрасте необходимо способствовать развитию у малыша долговременной памяти. Для этой цели можно использовать игрушки, убрав их и заменив их новыми. Затем необходимо снова дать ребенку играться его старыми игрушками. Ребенок должен узнать их.

Игрушки для ребенка до года надо периодически заменять

Необходимо развивать у ребенка умения совершать несложные действия – дать ручку, помахать ручкой, поиграть в «ладушки».

В полугодовалом возрасте активно поддерживайте стремление ребенка ползать. Но не принуждайте его садиться. Это может спровоцировать серьезные проблемы с позвоночником в будущем. Он должен захотеть этого сам.

Всячески поддерживайте стремление малыша говорить. Используйте с этой целью потешки, звукоподражательные слова.

Развитие и воспитание ребенка от 6 до 12 месяцев жизни

В этом возрасте необходимо инициировать произношение ребенком отдельных слов, таких как мама», «папа», «дай». Ребенку необходимо показывать игрушки, называть их, а с 10 месяцев можно показывать картинки с изображением уже изученных игрушек. Игрушки должны быть выложены в кроватку. Цветовая гамма должна быть разнообразной. Учите ребенка играть с кубиками, пирамидкой, формочками.

Ребенок в 6-7 месяцев самостоятельно сидит и может играться сам

Некоторые детки начинают ходить, но потом снова возвращаются к ползанию. Этого не стоит бояться, так как это явление временное.

Но будьте бдительны – для ходячего малыша существует много опасных ситуаций. Не ограничивайте его в пространстве, но в тоже время не оставляйте одного без присмотра.

Развитие от 7 до 12 месяцев – примерный график

В этом возрасте малыш часто копирует взрослых, у него отлично развита память: он может совершенно отчетливо помнить, где он забыл свою игрушку, какие интересные картинки нарисованы в книге. Также он хорошо запоминает, как называются предметы в его окружении, как зовут близких людей.

Годовалый малыш проводит колоссальную исследовательскую деятельность. Он хочет знать об этом мире все. Для этого он выбрасывает вещи из шкафа и складывает их назад, он может попробовать, а какой на вкус песок в песочнице или детские качели, он может сложить кубики и моментально их разбросать. Но не стоит огорчаться и думать, что вы не справляетесь с воспитание своего крохи. Дело в том, что именно так он познает мир.

Альбом для развития речи поможет родителям научить малыша говорить

В этот период малышу обязательно необходимо общаться и играть с взрослыми. Но с детками он еще не умеет играть. Старайтесь его постепенно учить этому.

Также следует помнить, что именно у годовалых малышей происходит кризис одного года. Ваш послушный кроха вдруг становится капризным  неуправляемым. На запреты вы услышите в ответ только крики и истерики. Но не расстраивайтесь раньше времени. Это временное явление, вызванное противоречием между желанием ребенка и его реальными возможностями. Чтобы смягчить ситуацию просто смягчите свои запреты, но будьте последовательны в воспитании. Предоставляйте ребенку самостоятельность в выборе действий, но в разумных рамках.

Развитие и воспитание ребенка 2 года жизни

В этот период очень важно уделить индивидуальное внимание развитию речи ребенка. Необходимо расширять словарный запас ребенка за счет прилагательных и других частей речи. При общении с ребенком не используйте «детскую» речь и не сюсюкайте. Произносите слова четко. Старайтесь сделать вашу речь проще, произносите легкие слова, которые малыш сможет повторить.

Ребенок в 2 года активно познает окружающий мир через игру

Когда вы занимаетесь с вашим крохой, сначала несколько раз назовите слово, а потом попросите малыша показать предмет и назвать его. Говорите с ребенком не спеша.

Также особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики, ведь именно она влияет на развитие и формирование речевых навыков.

Заниматься следует регулярно, в игровой форме. Занятия должны способствовать возникновению хорошего настроения у малыша. Развивая моторику можно предложить малышу выполнить следующие действия:

  • покатать каждым пальчиком камешек или шарик;
  • побарабанить ладошками по столу;
  • сжать и разжать кулачки;
  • помахать в воздухе только пальчиками;
  • похлопать в ладошки то тихо, то громко и в разном темпе;
  • раскладывать и раскладывать матрешку;
  • размять пальчиками глину и пластилин.
Читайте также:  Причины которые могут привести к сложному нарушению развития ребенка

Развивающая игра на развитие речи, моторику и фантазию

С ребенком 2 лет необходимо активно играть в сюжетные игры. Для игр необходимо приобрести разные игрушки: собачки, куклы, пирамидки, мячики, машинки. Ребенок должен учиться различать предметы по цвету, размеру, форме.

Необходимо усовершенствовать ходьбу ребенка. Для этого необходимо чтобы он ходил по наклонной поверхности, перешагивал через преграды, учился бегать.

Совет родителям: установите четкие правила дисциплины, которые должен соблюдать малыш. Но не наказывайте го, так как это способствует формированию агрессивного поведения.

Много играйте с ребенком

Развитие и воспитание ребенка младшего дошкольного возраста (3 года жизни)

Развитие ребенка в этом возрасте имеет свои индивидуальные особенности. Необходимо учить малыша рассказывать простые стихи, петь песенки, танцевать под музыку. В этот период необходимо всячески обогащать словарный запас ребенка, давать ему возможность получать новые знания и впечатления. Для этого необходимо показывать картинки, читать рассказы, сказки. Малыш должен учиться рассказывать небольшие стихи, петь песни и танцевать.

Занятия с детьми от 2 до 3 лет надо проводить регулярно

Любознательности ребенка в 3 года просто нет границ. Не стоит расстраиваться, что все новые игрушки поломаны и разобраны на части.

Так малыш познает, как устроен мир и все предметы, которые окружают его. Чтобы избежать этих неприятных последствий, можно купить ребенку сборно-разборные игрушки.

Поощряйте общение ребенка с другими детками. Учите его знакомиться с другими малышами, представляясь по имени при этом.

Лото для маленьких – отличная развивающая игра

В этом возрасте у детей формируется понятие «Я – НЕ Я». Любая игрушка для ребенка дошкольного возраста является частью его самого. Именно поэтому в этом возрасте все дети становятся «жадинами».

В этом возрасте происходит кризис дошкольного возраста, который часто называют «Я сам!». Родителям необходимо иметь  некоторые педагогические познания об этом периоде. Позитивной стороной этого трудного периода является то, что ребенок учиться самостоятельности. Не ограничивайте его в этом. Позволяйте ему учиться делать действия самостоятельно. Даже если вы куда-то опаздываете, а ребенок хочет сам одеться – не мешайте ему, наберитесь терпения. Вы можете только слегка подсказать, что и как нужно сделать.

Кризис 3-х лет – симптомы

Совет родителям: никогда не говорите ребенку, что вы его не любите. Мама для ребенка – это все, это центр всей Вселенной, его защитница.

Если вы будете говорить негативные установки ребенку, это отрицательно скажется на его психологическом развитии, вплоть до получения психологической травмы.

Источник

Особенности развития и воспитания младшего дошкольника

Развитие детей младшего дошкольного возраста

Когда ребёнок перестает быть покладистым нежным созданием, становится упорным, нетерпеливым, начинает отстаивать свои права и выдвигать свои требования – вот тогда наступает переходный или можно сказать первый переломный период для ребёнка. Это заметно примерно в возрасте у малышей-трехлеток. Теперь взаимоотношения между ребёнком и взрослым требуют видоизменения. Ребёнку необходима большая самостоятельность и требуется обогащение его деятельности и речи новым содержанием.

В отношении взрослых уже выдвигаются, со стороны ребёнка, жесткие требования: — «Я сам сделаю». Поэтому главное, чтобы взрослые не подавили в ребёнке самостоятельность, стремление и веру в себя, не критиковали неуклюжесть или неумелость и не лишали возможности ребёнку самостоятельно развивать собственные способности.

Ребёнка всесторонне нужно поддерживать в периоды проявления самостоятельности. Младшие дошкольники крайне нуждаются в поддержке взрослых и воспитателей. Ребёнок, глядя на взрослых, копирует их речь, действия и поведение, стремится выполнить самостоятельно те же действия, что и взрослые по мере развития навыков и умений.

Чем старше ребёнок, тем больше у него созревает вопросов к взрослым, тем самым он расширяет речь и свои познавательные способности, и эта активность должна только поощряться взрослыми. Взрослый должен показывать, рассказывать и описывать действия по каждому предмету разговора. Со временем ребёнок учится общаться и делиться радостью и эмоциями как со взрослыми, так и со сверстниками.

Чтобы ребенок научился проявлять чувства и интересоваться другими людьми, ему нужно приобрести умения передавать свои чувства и эмоции близким людям – родителям, воспитателю, сверстникам.

Развитие речи у детей младшей возрастной группы детского сада

Для обеспечения своевременного развития психики малыша деятельность педагога должна быть направлена на становление речи младших дошкольников.

Даже при отсутствии специализированного обучения дети по мере развития, подражают взрослым, повторяя за ними слова и фразы взрослого, стараются их запомнить. Вначале это слоги, потом отдельные слова, а к трём годам уже наблюдается у ребёнка осмысленная логическая речь, составленная из простых предложений.            

Спонтанное и быстрое развитие речи у ребёнка не приводит к значительным результатам, поэтому обучение речевому общению должно осуществляться целенаправленно. Овладение речевым оборотом родного языка является многосторонним процессом. Развитие основных познавательных функций, мышления у ребёнка оказывают большое влияние и на развитие речи, логику, формирует интерес ребёнка к родному языку.

Читайте также:  Индивидуальная работа над индивидуальным развитием ребенка

Речь младшего дошкольника и творчество

Речь и творческая деятельность тесно взаимосвязаны и взаимозависимы между собой, поэтому, давая дошкольнику пересказы фольклорных и литературных произведений, происходит развитие связных между собой логичных высказываний, появляется выразительность речи. Развитие родной речи способствует и нравственно-эстетическому развитию ребёнка.

Речь и звуковая культура

Развитие речи воспитывает в ребёнке звуковую культуру речи, значительно улучшается словарный запас, способствует развитию грамотности общения, формирует полноценность личности ребёнка. При обогащённой речи легче происходит и дальнейшее воспитание, остальных интеллектуально-умственных, духовно-нравственных и эстетических способностей.

Важно в развитии ребенка формирование звуковой культуры дошкольника. Чем быстрее ребёнок научится правильно использовать свой голос, правильно произносить слова, тем лучше для дальнейшей работы над совершенствованием речевых оборотов ребёнка. Без первоначальных языковых знаний общение ребёнка со сверстниками будет невозможным, поэтому в первую очередь в лексиконе должны содержаться основные слова, близкие к его пониманию и постепенно обогащаться новыми общеупотребляемыми словосочетаниями.

Воспитатели и родители должны как можно больше говорить с ребёнком, проявлять к нему максимум внимания, заинтересовывать его. Ребёнка надо внимательно выслушивать, что он говорит и попытаться понять, что он хочет своими словами высказать, с пониманием развить и продолжить тему разговора.

Как развивается разговорная речь у детей

Разговорная речь с ребёнком должна присутствовать при каждом совместном действии: в играх, при кормлении, одевании, на прогулках, с разъяснениями происходящего в этот момент вокруг и описанием предметов.

Младший дошкольный возраст и его особенности

Дети младшего возраста очень любознательны, их интересует всё, что слышат, что попадает в руки или на глаза в поле зрения. Нужно проявлять эмоции вместе с ребёнком, выслушивать рассуждения, радоваться, восхищаться вместе с ним, восхищаться проявленными дошкольником способностями и поощрять за любые его достижения.

Если ребёнок не может выразить, что-либо своими словами, нужно ему помочь, преподнести новые слова для связи речи, чтобы получилось связное предложение. При разговоре с ребёнком, главное, чтобы он понимал, что ему сказали, и мог сам применять эти слов в разговоре со сверстниками.

Многие слова дети перенимают от сверстников, ведь разговорная речь в каждой семье отличатся друг от друга, этим самым происходит обогащение лексикона речи. Воспитатели детского сада должны учитывать особенности каждого ребёнка из своей группы. Более тесная работа по развитию речи должна проводиться с детьми «молчунами», потому, что их необщительность связана со скудным словарным запасом и их сразу заметно, они сторонятся, более пассивны и отстранённые от общей группы детей.    

Именно дети младшего возраста более способны к развитию речи, так как у них в этом возрасте развиваются голосовые связки, мимика, лицевые мускулы. При правильной работе воспитателя, по развитию у ребёнка речи, нет необходимости обращаться к логопеду. Нужно следить за дикцией и темпом речи ребёнка, который должен быть умеренным. У ребёнка должна правильно развиваться речь, интонация и выразительность, этому способствуют игры, рассказы детей, пересказы событий и чем ярче суждения детей и позитивнее эмоции, тем лучше развиваются эти качества речи.

Дети должны уметь разговаривать и быстро и медленно, можно использовать для этого несложные скороговорки и сюжеты русских народных сказок с воспроизведением голосов разных зверей. К примеру сорока тараторка, медведь с грубым размеренным голосом. Детям легче общаться не по одному, а сразу в несколько голосов, поэтому общение с ними должно вестись коллективно.

Полноценным развитием речи ребёнка считается, когда к концу года, проведённого в детском саду, могут выполнять отдельные словесные поручения без картинок и наглядных предметов, начинают понимать, повторять и воспроизводить то, что им говорят воспитатели, внимательно сидят и слушают до конца сказки, описывают изображения на картинках.

Такие результаты могут быть достигнуты в том случае, если с детьми ведутся диалоги, проводятся словесные игры, изучается художественная литература, проводятся занятия по музыке, в разговорах используются для построения диалогов игрушки, картинки, другие предметы, как наглядные пособия.

Особенности развития речи в младших группах детского сада

Созданная атмосфера в группе – должна быть спокойна. Воспитатели и педагоги должны быть доброжелательны, искренни и терпимы, уважительны к личности каждого ребёнка, ведь это действительно уже личность, как и любой другой человек, хоть ещё и маленький.

Ребёнок постоянно должен чувствовать внимание и заинтересованность к себе со стороны воспитателя, знать, что его заметят, оценят и похвалят за его старания. Детей можно и нужно сводить в группы с разными возрастами младших дошкольников, чтобы они могли общаться и играть друг с другом, перенимая положительный опыт.

В действительности между ними не возникает конфликтов, а даже наоборот дети проявляют к таким общениям интерес. Полноценное педагогическое обучение по развитию речи детей младшего дошкольного возраста не должно ограничиваться стенами образовательного учреждения, поэтому детей и надо обучать таким подвижным играм с речевыми оборотами, настольными, развивающими, чтобы они могли продолжить самостоятельное обучение дома и на улице, главное, чтобы домашние задания вызывали интерес у детей.

Источник