Вопросы в дневнике развития ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 50 общеразвивающего вида г.Улан – Удэ
670024, г.Улан – Удэ, ул.Менжинского1, тел. 46-04-05
ДНЕВНИК
Индивидуального сопровождения воспитанника
__________________________________________
(фамилия, имя ребенка)
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Фамилия, имя, ребёнка__________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________________________________________________________
Дата поступления в ДОУ______________________________________________________Группа здоровья____________________________________
Дата начала наблюдений______________________________________________________Возраст ребёнка____________________________________
Дата окончания наблюдений___________________________________________________Возраст ребёнка____________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА
3-4 года | 4 – 5 лет | 5 – 6 лет | 6 – 7 лет | |||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
Относится к группе часто болеющих детей | ||||||||
Преобладающий эмоциональный фон
| ||||||||
Адекватность эмоциональных реакций (на замечания, похвалу, конкретную ситуацию)
| ||||||||
Способность к контролю эмоций
| ||||||||
Агрессивность
| ||||||||
Тревожность
| ||||||||
Активность
| ||||||||
Инициативность
| ||||||||
Темп работы
| ||||||||
Самостоятельность
| ||||||||
Самооценка (может проявляться в чувстве собственного достоинства, самоуважении)
| ||||||||
Потребность в общении с окружающими
| ||||||||
Контактность
| ||||||||
Конфликтность
| ||||||||
Положение ребенка в группе сверстников
| ||||||||
Умение сотрудничать со взрослыми, способность работать в группе
| ||||||||
Получает удовольствие от продуктивных занятий | ||||||||
Любознателен |
Лист регистрации достижений ребёнка _______________________________ года жизни
Дата обследования (начало года)______________________ (конец года)__________________________________________
Уровень развития | ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ | |||||
Социально – коммуникативное | Познавательное | Речевое | Художественно-эстетическое | физическое | ||
2 зеленый | ||||||
1 синий | ||||||
красный |
Цветовое обозначение:
Начало года____________________________________________________цвет; конец года_________________________________________цвет
Выводы по итогам обследования на начало года:
1. Необходима консультация специалиста: да, нет (логопеда, психолога, дефектолога, невропатолога, психотерапевта) /подчеркнуть/
2. В каком виде деятельности успешен________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
3. Получает удовольствие от продуктивных занятий (да, нет)
4. Способен заниматься самостоятельно осмысленным делом в течение 10 и более минут (да, нет)
5. Необходима индивидуальная работа с ребёнком по следующим направлениям: (подчеркнуть по каким)
- игра
- моторика: мелкая, крупная
- продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование, конструирование
- психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение
- сенсорика, математика
- развитие речи: словарь, грамматический строй, связная речь, звукопроизношение, фонематический слух
- осведомлённость об окружающем мире
- общение со сверстниками
- усвоение социальных норм
- Результаты обследования специалиста_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы по итогам обследования на конец года
- Динамика развития: положительная, отрицательная, отсутствие динамики (подчеркнуть)
- Самая высокая динамика по показателю_____________________________________________________________________________________
- Причина________________________________________________________________________________________________________________
- Отрицательная динамика по показателю____________________________________________________________________________________
- Причина________________________________________________________________________________________________________________
- Перспективы на будущее__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели развития личности ребенка в образовательных областях
Образовательные области | Показатели развития | Фиксация показателей |
2 – 3 года | ||
Социально – коммуникативное |
| |
Познавательное |
2. эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится 3. проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; 4. использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, 5. знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. | |
Речевое |
| |
Художественно – эстетическое | проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; | |
Физическое | у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). | |
Образовательные области | Показатели развития | Фиксация показателей |
3 – 4 года | ||
Социально – коммуникативное | Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; ребенок стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; -ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. | |
Познавательное | Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; -ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими -ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; | |
Речевое | владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; | |
Художественно – эстетическое | ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; | |
Физическое | у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). | |
Образовательные области | Показатели развития | Фиксация показателей |
4 – 5 лет | ||
Социально – коммуникативное | -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | |
Познавательное | ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, -ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; | |
Речевое | ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности | |
Художественно – эстетическое | ребенок проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; | |
Физическое | у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; -ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; |
Критерии фиксации показателей:
Красный круг – не сформирован
Синий круг – находится в стадии становления
Зеленый круг – сформирован
Образовательные области | Показатели развития | Фиксация показателей | |||||||
5 – 6 лет | |||||||||
Социально – коммуникативное | -Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; -ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; -ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; -ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | ||||||||
Познавательное | -ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; | ||||||||
Речевое | ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; | ||||||||
Художественно – эстетическое |
| ||||||||
Физическое | -у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; -ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; |
Критерии фиксации показателей:
Красный круг – не сформирован
Синий круг – находится в стадии становления
Зеленый круг – сформирован
Образовательные области | Показатели развития | Фиксация показателей | |||||||
6 – 7 лет | |||||||||
Социально – коммуникативное | Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; – ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешить конфликты; – ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; | ||||||||
Познавательное | ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, элементарными представлениями из области живой природы | ||||||||
Речевое | – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; | ||||||||
Художественно – эстетическое |
| ||||||||
Физическое | у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; – ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; |
Критерии фиксации показателей:
Красный круг – не сформирован
Синий круг – находится в стадии становления
Зеленый круг – сформирован
Источник
365 дней вместе
Обзор дневника «3 года вместе с ребенком»: 365 вопросов и 1095 счастливых моментов
31 октября 2016
8 153 просмотра
Алена Лепилина
У нас вышел дневник, который поможет родителям сохранить в памяти яркие моменты из жизни ребенка. Какая у него сейчас любимая игрушка? Кем он мечтает стать, когда вырастет? Кто его друзья? Что его тревожит и что радует? А спустя много лет, когда вся семья соберется за праздничным столом, можно будет открыть дневник и предаться теплым воспоминаниям. Рассказываем (и, конечно, показываем), что из себя представляет дневник «3 года вместе с ребенком».
Необыкновенный дневник развития
Среди мам и пап популярны дневники развития, в которых они отмечают физические и психологические этапы взросления: когда ребенок начинает улыбаться отражению в зеркале, есть ложкой суп или задавать по сто вопросов на дню. Этот дневник другой. Вопросы задают родители, а ребенок отвечает так, как ему хочется и как он чувствует. Новый день — новый вопрос.
Изюминка в том, что на каждой странице — один вопрос и место для ответа на три года: в этот день, например 30 октября, в этом году, следующем и еще через год. Так можно наблюдать, как со временем меняются ответы ребенка на одни и те же вопросы. У вас на руках будет «летопись» взросления, и в любой момент можно будет вспомнить, как рос малыш. Только представьте: через пятнадцать-двадцать лет семья собирается за ужином, вы берете в руки эту книгу памяти, начинаете зачитывать написанное — и ваши души наполнятся добротой, теплом, восторгом, удивлением и радостью. Волшебно.
А еще заполнение дневника станет ежедневным ритуалом и сделает отношения родителей и ребенка еще крепче и нежнее.
Несколько примеров вопросов:
- Кто успокаивает тебя, если тебе грустно?
- Нравится ли тебе гостить у бабушки? Почему?
- Чем бы ты сейчас перекусил?
- Что ты чувствуешь, когда друзья берут твои вещи?
- Опиши, кого ты видишь в зеркале.
- Какие профессии кажутся тебе интересными?
- С кем ты недавно познакомился?
- Чего тебе хотелось бы иметь ещё больше, чем есть сейчас?
- Кому ты в последний раз сочувствовал?
Подходит дневник для детей начиная с 3 лет. И чем раньше появятся записи, когда разница в суждениях год от года еще очень большая, тем интереснее будет потом перечитывать дневник.
Как вести дневник
А это проще простого. Главное, не забывать заполнять странички регулярно. Не обязательно делать это строго каждый день — времени хватает на всегда. Но можно сесть в выходные и ответить сразу на пять вопросов.
- Откройте дневник на странице с сегодняшней датой и прочитайте ребенку вопрос.
- Укажите год и запишите ответ. Если ребенок уже умеет писать, он может делать это самостоятельно.
- Когда дойдете до последнего вопроса, возвращайтесь в начало дневника и задавайте вопросы заново.
- Заполняйте дневник в течение трех лет и наблюдайте, как со временем меняются ответы вашего ребенка на одни и те же вопросы.
В чем польза дневника
Подобные дневники — не просто развлечение: они приносят ощутимую пользу. Давайте посмотрим, какую именно.
1. Родители видят, как формируется личность ребенка: с каждым годом суждения будут становиться все более зрелыми, ребенка будут волновать разные вещи, события и переживания — и все это отразится в записях.
2. Папы часто не знают, чем заняться с ребенком. А такой дневник — отличный досуг. Мама может «вручить» его отцу и со спокойной душой переделать домашние дела или поболтать по телефону с подругой, потому что полчаса-час развлечений обеспечены.
3. Чтобы сделать запись за день, иногда ребенку нужно будет серьезно (в меру возможностей, конечно) поработать со своим внутренним миром. Такие вопросы, как «Кому ты недавно сочувствовал?», «Чего ты в последний раз стеснялся?» или «Какое правило поведения в школе или детском саду тебе хотелось бы нарушить?», заставляют разобраться в своих эмоциях, проявить понимание, встать на место другого. В итоге это развивает рефлексию и эмпатию.
4. У детей постарше, которые уже умеют писать, так можно развивать творческие способности. Пусть ребенок самостоятельно придумывает ответы и сам их записывает. Ребенку помладше можно задавать наводящие вопросы, чтобы он отвечал более развернуто. Это тоже положительно скажется на креативности и заодно будет развивать речь.
5. Вопросы можно дополнять разными заданиями и провести с ребенком весь вечер. Например, попросить не только ответить на вопрос «На какое животное ты сегодня похож?», но и нарисовать это самое животное. Или, например, проработать отрицательные эмоции: после ответа на вопрос «Когда ты в последний раз злился? На кого и за что?» побеседовать, рассказать, правильно ли ребенок поступил в той ситуации, или же нарисовать обиду, а потом разорвать ее на мелкие кусочки — и распрощаться навсегда.
6. Семья, родители — самое важное, что есть в жизни ребенка. Каждодневные занятия приводят к тому, что отношения между родителями и детьми переходят на новый уровень: больше доверия, больше тепла и взаимопонимания.
7. Дневник — средство экспресс-диагностики, если говорить языком психологов. Перед родителями, как на ладони, будут лежать ценности, интересы и мечты ребенка, а также карта его развития. И если вдруг что-то насторожит (например, ребенок семи лет не осмысливает абстрактных понятий, таких как время, обучение или мечта, или родителям просто не нравится ход его мыслей), то всегда можно принять меры. А главное, вовремя.
8. Родители, занимающиеся с детьми систематически, переводят детей на ступеньку выше. Здесь речь идет уже об организованном, а не спонтанном развитии. Преимущества такого подхода в том, что родители лучше чувствуют ребенка, быстрее замечают и решают проблемы.
Дневник подарит вашему ребенку прекрасную возможность познать себя, а вам — стать свидетелями этого удивительного процесса. Каждый день записывайте короткие ответы на простые вопросы — время пройдет, а у вас останется удивительная книга воспоминаний.
По материалам дневника «3 года вместе с ребенком».
Источник