Вопросы и ответы для развития ребенка

Вопросы и ответы для развития ребенка thumbnail

Дети задают много вопросов. Иногда эти вопросы повторяются. Чаще всего мы отвечаем на них снова и снова. Скажем честно: иногда мы игнорируем вопросы ребенка или закатываем глаза, когда их слишком много. Исследования показывают, что ребенок, особенно дошкольного возраста, ежедневно задает более 300 вопросов – больше, чем мы в состоянии ответить.

Но дело в том, что мы должны поощрять ребенка задавать больше вопросов, а никак не сдерживать его. Оказывается, на это есть веская причина: отвечая на вопросы малыша, вы расширяете границы его мышления.

Важно, чтобы дети использовали свое воображение и стремились узнать больше. Мы можем помочь им в этом, не только отвечая на вопросы, но и задавая их сами. Ведь известно, что дети копируют слова и модели поведения родителей.

Поэтому не ограничивайтесь банальным «Как прошел твой день?», а используйте следующие вопросы, чтобы разговорить ребенка.

1. О чем ты любишь фантазировать?

2. Что делает тебя счастливым?

3. В чем сильны твои друзья?

4. Если бы ты мог делать всё, что угодно, что бы ты сделал прямо сейчас?

5. Чего ты ждешь с нетерпением, когда просыпаешься утром?

6. Ты думал когда-нибудь о том, чтобы называть цвета по-другому?

7. Какой персонаж из мультфильмов самый смешной?

8. Если бы ты открыл магазин, что бы ты продавал?

9. Если бы ты был супергероем, как бы тебя звали и какими суперспособностями ты бы обладал?

10. Представь, что ты на пляже. Что ты сделаешь в первую очередь?

11. Если бы ты мог вырастить во дворе любое растение, что бы это было?

12. Что придает тебе смелости?

13. Как ты понимаешь, что тебя любят?

14. Как ты проявляешь интерес к людям?

15. Что ты чувствуешь, когда я обнимаю тебя?

16. Если бы твои игрушки могли говорить, что бы они сказали?

17. Если бы ты мог отдать 100 гривен на благотворительность, кому бы ты их отдал?

18. Из чего бы ты сделал шалаш?

19. Что тебе нравится дарить людям?

20. Что сегодня заставило тебя улыбнуться или засмеяться?

21. Если бы ты написал книгу, о чем бы она была?

22. Если бы ты мог нарисовать всё, что приходит тебе в голову, что бы ты нарисовал прямо сейчас?

23. Если бы ты был дизайнером одежды, какую одежду ты бы придумал?

24. Что ты больше всего любишь делать, чтобы помочь людям?

25. Представь, что ты шеф-повар. Расскажи о своем ресторане. Какие блюда в нем готовят?

26. Как ты думаешь, что тебе приснится сегодня ночью?

27. Что вызывает у тебя чувство благодарности?

28. Где бы ты хотел побывать? Как бы ты туда добирался?

29. Какие звуки тебе нравятся?

30. Если бы ты построил себе хижину в лесу, что бы было внутри неё?

31. Если бы ты мог разговаривать с диким животным, что бы ты у него спросил?

32. Если бы ты провел на улице целый день, что бы ты делал?

33. Как построить самую надежную крепость?

34. Что придает тебе энергии?

35. Какую роль ты бы хотел сыграть в пьесе?

36. Как ты думаешь, как общаются между собой животные?

37. Что самое прекрасное из того, что существует в природе?

38. Если бы ты на один день стал фотографом, что бы ты фотографировал?

39. Какое воспоминание делает тебя счастливым?

40. Что тебя раздражает?

41. Опиши хороший день. Что делает его особенным?

42. Как думаешь, какое животное самое быстрое?

43. Что делает твоих друзей особенными?

44. Что делает тебя особенным?

45. Есть ли у тебя идеи для какого-нибудь изобретения?

46. Как думаешь, чем хорошо говорить на нескольких языках?

47. Какие 3 вещи ты хочешь сделать этим летом?

48. Если бы ты придумал какой-то новый праздник, что бы это было?

49. Что делает человека умным?

50. Если бы у тебя были друзья по всему миру, как бы вы общались?

Не беспокойтесь, если ребенок поначалу будет неохотно отвечать на вопросы. Не спешите и не переходите к следующему вопросу слишком быстро. Уделяя данному занятию достаточно времени, вы показываете, что заинтересованы в общении, а не просто добиваетесь от ребенка ответа. Для взрослых это тоже хороший способ проявить творчество и воображение.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему нам так сложно мыслить творчески? Задавая ребенку вопросы, мы опять обретаем эту способность. Поэтому не стесняйтесь отвечать на эти вопросы и делиться своими ответами с ребенком.

Источник

Любовь к чтению закладывается еще в начальной школе и процесс это длительный и упорный. К сожалению, в настоящее время дети читают все меньше, а максимум времени проводят у компьютеров или планшетов за играми. Школьного времени на общение с учениками не так много, а родители вынуждены много трудиться, чтобы обеспечивать семью и ребенка.

Одним из методов привлечения детей 7-8 лет к чтению книг, является проведение викторин. Они могут иметь различную тематическую направленность: с вопросами по общеобразовательным предметам, литературные, математические и многие другие.

В материалах этой статьи мы проведем вопросы с ответами для викторины для детей 7-8 лет и с целью удобства разобьем их на тематические рубрики. Вопросами смогут пользоваться и педагоги начальных классов при подготовке к проведению классных часов, и родители, коротая досуг вместе с ребенком. Надеемся, что наши викторины будут вам полезны.

Математическая викторина для детей 7-8 лет

В 7-8 лет дети уже имеют некоторый багаж знаний по математике, поэтому проведение математической викторины позволит закрепить их и потренировать эрудицию. Ниже приведены вопросы и варианты ответов на них.

  1. У какой геометрической фигуры нет углов?

    – квадрат

    – прямоугольник

    – круг

    – треугольник

  2. Какое число содержит одинаковое количество цифр и букв?

    – 200

    – 300

    – 100

    – 500

  3. У Наташи в портфеле 2 кг конфет, а у Карины в портфеле 2 кг ваты. Кому из девочек тяжелее нести портфель?

    – Наташе

    – Карине

    – обеим одинаково

  4. Сколько глаз видели репку из одноименной сказки?

    – 6 глаз

    – 10 глаз

    – 8 глаз

    – 12 глаз

  5. Какие два числа при умножении друг на друга и при слоении друг друга дают одинаковый результат?

    – 4 и 2

    – 3 и 6

    – 2 и 2 (Объяснение: 2×2=4, 2+2=4)

    – 5 и 5

  6. Справедливо ли выражение: «большая половина осени была дождливой»?

    – да

    – нет (объяснение: обе половины между собой одинаковы)

  7. В каком случае цифра «1» означает «5»?

    – когда минутная стрелка часов показывает «пять минут» (стоит на цифре «1»)

    – в школе на уроке

    – в детском саду на занятии дошкольников

  8. На празднике детям подали шоколадный рулет. За столом 10 детей, сколько разрезов нужно сделать, чтобы всем хватило по кусочку?

    – 9

    – 10

    – 11

  9. 15 учеников в классе писали контрольную 45 минут. Сколько времени потратил на контрольную каждый ученик?

    – 3 минуты

    – 60 минут

    – 30 минут

    – 45 минут

  10. 6 лошадей в упряжке проскакали путь за 4 часа. Сколько проскакала каждая лошадь?

    – 10 часов

    – 4 часа

    – 24 часа

    – 2 часа

  11. В вазе лежало 5 груш и 5 яблок. Девочка взяла себе 2 апельсина, сколько фруктов осталось в вазе?

    – 5 груш и 3 яблока

    – 3 груши и 5 яблок

    – 5 груш и 5 яблок

    – 4 груши и 4 яблока

  12. В вазе лежат фрукты. Апельсинов намного больше, чем бананов и немного меньше, чем слив. Каких фруктов больше всего в вазе?

    – апельсинов

    – бананов

    – слив

  13. В вазе лежат фрукты. Апельсинов намного больше, чем бананов и немного меньше, чем слив. Каких фруктов меньше всего в вазе?

    – апельсинов

    – бананов

    – слив

  14. На праздник пришли дети. Торт разрезали на 4 равных части, а затем каждую часть – пополам. Всем досталось по кусочку. Сколько детей было на празднике?

    – четыре

    – восемь

    – шесть

  15. С утра термометр показал 10 градусов мороза. К обеду на улице потеплело на 6 градусов. Стала ли температура к обеду положительной?

    – да

    – нет

Литературная викторина для детей 7-8 лет

В возрасте 7-8 лет дети предпочитают читать сказки, поэтому вопросы по их знанию можно включать в литературные викторины. Помимо сказок, можно придумывать вопросы по тем произведениям, которые дети успели изучить в школе за 1-2 классы. Ниже приведены вопросы и варианты ответов на них.

  1. Как звали забавную лошадку в сказке Петра Ершова?

    – Сивка-Бурка

    – Конек-Горбунок

    – Серый Волк

  2. В кого превратился Иванушка после того, как попил воды из копытца?

    – в царевну-лякушку

    – в теленочка

    – в козленочка

    – в доброго молодца

  3. Сколько персонажей сказки «Колобок» хотели съесть главного героя?

    – шесть

    – пять

    – четыре

    – три

  4. Сколько сыновей было у отца в сказке «Конек-Горбунок»?

    – один

    – два

    – три

  5. Кто был Бессмертным?

    – Кощей

    – Эдвард Каллен

    – баба Яга

  6. Как зовут жениха бабы Яги?

    – Кощей Бессмертный

    – Леший

    – Водяной

    – Домовой

  7. Кто поймал щуку в проруби?

    – Иван-дурак

    – Емеля

    – добрый молодец

  8. Кто сломал теремок?

    – волк

    – медведь

    – Кощей Бессмертный

    – Леший

  9. Кто топтал в поле пшеницу в сказке про Сивку-Бурку?

    – Конек-Горбунок

    – Конь

    – Иван-дурак

  10. Кто в сказке «Волк и семеро козлят» оказался самым хитрым?

    – волк

    – коза

    – козлята

  11. Кто такая Жучка (сказка «Репка»)

    – кошка

    – мышка

    – собака

  12. Отец кого из сказочных персонажей носил имя Патрикей?

    – волка

    – зайца

    – лисы (объяснение: Патрикеевна)

    – курочки Рябы

  13. Кто тянул репку предпоследним?

    – кошка

    – собака

    – мышка

  14. Что пекла Маша у медведя в лесу?

    – пиццу

    – торт

    – пирожки

    – каравай

  15. Сколько разбойников повстречал Али-баба?

    – 10

    – 20

    – 30

    – 40

Экологическая викторина для детей 7-8 лет

Даже если в каких-либо школах в начальных классах нет предмета «Экология» это не повод отказаться от проведения экологической викторины. Во-первых, «Природоведение», «Охрана труда» и подобные дисциплины вполне подойдут для подобного развлечения с детьми начальной школы, а во-вторых, вопросы на экологическую тематику помогают детям развивать мышление, учат их размышлять. Ниже приведены вопросы и варианты ответов на них.

  1. Почему облака могут плыть по небу, не падая на землю?

    – потому что в небе, как и в космосе, работают законы гравитации

    – потому что они невесомы

    – потому что их поддерживает потом воздуха, направленный от земли

  2. Если наблюдать за пауками, можно предсказать погоду. Как?

    – пауки плетут себе «зонтики» из паутины – к дождю

    – пауки плетут паутину и бегают по ней – к хорошей погоде – пауки прячутся в норки – к заморозкам

  3. У каких растений черные ягоды?

    – черника

    – черемуха

    – черноплодной рябины

    – черной смородины

  4. Почему зимой, когда на ветки ели падает много снега, они не обламываются?

    – потому что лесник счищает снег с ветвей

    – потому что ветви у ели крепкие

    – потому что ветви ели растут наклонно вниз

  5. Какое хвойное дерево может похвастаться ягодами

    – ель

    – сосна

    – пихта

    – можжевельник

    – кипарис

  6. По ветвям ели можно предсказать погоду. Как?

    – ель весело машет ветвями

    – ветви ели подняты высоко вверх (к солнцу)

    – ветви ели опущены вниз (к дождю)

    – погоду по ветвям ели предсказывать нельзя, это миф

  7. Какой снег растает быстрее – чистый или грязный?

    – чистый

    – грязный (объяснение: грязный снег темнее, он лучше поглощает солнечные лучи и быстрее прогревается)

  8. Где зимуют лягушки?

    – на дне пруда

    – закапываются ил под водой

    – под камнями и в ямах

    – в норе

    – в берлоге

  9. Почему нельзя трогать в гнездах птиц их яйца?

    – птицы могут обидеться

    – птицы могут бросить потомство

    – птицы стесняются

  10. На каком склоне оврага снег тает быстрее?

    – на северном

    – на южном

  11. Где снег тает быстрее?

    – в деревне

    – в лесу

    – в городе (объяснение: в городе снег грязный)

  12. Как муравьи преодолевают препятствия (ручьи, канавы и прочее)?

    – делают живой мост

    – с помощью других насекомых и птиц

    – перелетают по ветру

  13. Во сколько встает воробей летом?

    – раньше всех птиц

    – позже всех птиц

    – с петухами

  14. После дождя на небе появилась радуга. К чему это?

    – к новому дождю

    – к грозе

    – к хорошей погоде

    – к ветру

  15. Почему лед не тонет?

    – он легче воды

    – из-за силы Архимеда

    – не хочет

Музыкальная викторина для детей 7-8 лет

Проведение музыкальной викторины развивает эстетический вкус у детей. Именно поэтому педагогам лучше не отказываться от составления вопросов для детей на музыкальную тематику. Ниже приведены вопросы и варианты ответов на них.

  1. Какой музыкальный инструмент переводится на русский язык как «громко» и «тихо» одновременно?

    – тромбон

    – фортепиано

    – гусли

    – барабан

    – кларнет

  2. Какой музыкальный инструмент состоит одновременно из гармони и пианино?

    – баян

    – синтезатор

    – аккордеон

    – рояль

    – клавесин

  3. Русский народный щипковый трехструнный музыкальный инструмент называется:

    – гармошка

    – скрипка

    – балалайка

    – домбра

    – мандалина

  4. Какой музыкальный инструмент имеет одинаковое название с именем древнерусского певца-сказителя?

    – кларнет

    – баян

    – гусли

    – бандура

    – клавесин

  5. Какой музыкальный инструмент имеет много трубок и кожаный мешок?

    – волынка

    – губная гармошка

    – аккордеон

    – рояль

    – гитара

    – орган

  6. Какой музыкальный инструмент в переводе с французского языка означает «королевский»?

    – аккордеон

    – тромбон

    – бубен

    – рояль

    – арфа

  7. На чем играл Садко?

    – на гитаре

    – на баяне

    – на гуслях

    – на арфе

    – на трещотках

  8. Миниатюрный ударный инструмент в Испании

    – кастаньеты

    – гитара

    – литавры

    – барабаны

    – маракасы

  9. Музыкальная погремушка – это:

    – кастаньеты

    – маракасы

    – трещотки

    – деревянные ложки

  10. Какой инструмент используют для настройки пианино?

    – гаечный ключ

    – плоскогубцы

    – камертон

    – ксилофон

    – миелофон

  11. Какой музыкальный инструмент используют в качестве эмблемы всех музыкальных искусств?

    – арфа

    – лира

    – гусли

    – рояль

    – дирижерскую палочку

  12. Самый большой духовой инструмент:

    – тромбон

    – туба

    – орган

    – волынка

  13. Что из названного не смычковый инструмент?

    – скрипка

    – волынка

    – виолончель

    – альт

    – контрабас

  14. Что из названного не духовой инструмент

    – флейта

    – кларнет

    – фагот

    – туба

    – тромбон

    – литавры

    – труба

  15. Мини-орган – это:

    – синтезатор

    – шарманка

    – кларнет

    – фагот

Викторина для детей 7-8 лет на тему «Олимпийские игры»

Подобные викторины подойдут для проведения на внеклассных мероприятиях по физическому воспитанию, а так же на классных часах в начальной школе. Такие занятия помогут не только познакомить детей с историческими фактами Олимпийских игр, но и воспитывать чувства патриотизма, пропагандировать олимпийское движение. Ниже приведены вопросы и варианты ответов на них.

  1. В каком году была проведена первая Олимпиада в Греции?

    – 1900

    – 1896

    – 1800

    – 1869

  2. Какую часть света символизирует Олимпийское кольцо голубого цвета?

    – Африку

    – Азию

    – Европу

    – Америку

    – Австралию

  3. Кто из героев мифов и легенд привез в Олимпию оливковую ветвь и учредил Олимпийские игры?

    – Геркулес

    – Геракл

    – Одиссей

    – Икар

    – Прометей

  4. Священной наградой первых Олимпийских игр было:

    – золотые медали

    – фиговые листья

    – лавровые венки

    – оливковая ветвь

    – серебряные медали

    – бронзовые медали

  5. Кому было разрешено принимать участие в Олимпиаде в Древней Греции?

    – только рабы

    – только свободные греки

    – все желающие

  6. Какую часть света символизирует Олимпийское кольцо зеленого цвета?

    – Африку

    – Азию

    – Европу

    – Америку

    – Австралию

  7. Как наказывали тех, кто нарушал правила Олимпийских Игр в древности?

    – лишали титула

    – штрафовали

    – били розгами

    – изымали имущество

  8. В каком году состоялась первая зимняя Олимпиада?

    – 1955

    – 1925

    – 1924

    – 1900

  9. Почему Олимпийские игры в 1940 и 1944 годах не состоялись?

    – не было средств на проведение

    – никто не изъявил желание на участие

    – из-за Второй мировой войны

    – нечем было награждать победителей

  10. Как фамилия Олимпийского чемпиона-рекордсмена (рекорд держался 48 лет)

    – Латынина

    – Сметанина

    – Роднина

  11. Что символизируют цветные Олимпийские кольца

    – страны проведения игр

    – материки

    – части света

  12. Назовите по цветам Олимпийских колец обитаемые части света

    – голубой цвет – Европа

    – черный цвет- Африка

    – красный цвет – Америка

    – желтый цвет – Азия

    – зеленый цвет – Австралия

  13. Цвет Олимпийского флага – белый. Почему?

    – капитуляция

    – в спорте все равны

    – чистый красивый цвет

    – какой достался, тот и хорошо

  14. Какую часть света символизирует Олимпийское кольцо черного цвета?

    – Африку

    – Азию

    – Европу

    – Америку

    – Австралию

  15. Какую часть света символизирует Олимпийское кольцо желтого цвета?

    – Африку

    – Азию

    – Европу

    – Америку

    – Австралию

Вместо заключения

Понятно, что здесь мы привели малую часть вех возможных вопросов для школьных викторин для детей 7-8 лет. Педагоги и родители могут составлять свои вопросы с ответами, ориентируясь на то, что именно уже было выучено детьми, в каком направлении они развиваются помимо школьной программы. Очень надеемся, что наши примеры помогут вам в вашем творчестве.

Смотрите также статьи по теме

Источник

Сама пробовала перед школой задать эти вопросы дочке, когда она собиралась в 1 класс. Очень пригодилось.

Все, на что она не смогла ответить, я ей объяснила сама и она все знала.

Очень пригодилось – делюсь и с вами, дорогие наши пользователи.

И не расстраивайтесь, если он многого не знает. Это нормально. Они ведь еще такие маленькие и у них все впереди. Слишком многого от них хотят в наше время.))

Просто просим перечислить ребенка что-либо или ответить на вопрос. Поехали!

НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ – поезд, такси, автобус, трамвай, трактор, грузовик, мотоцикл, велосипед, троллейбус…

ПОДЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТ – метро.

ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ – автобус, троллейбус, самолёт, такси, трамвай, метро, теплоход…

ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ – ракета, планёр, парашют, самолёт, вертолёт, дирижабль, дельтаплан…

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ – поезд, метро, трамвай, паровоз, дрезина, электровоз…

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ – плот, яхта, баржа, каноэ, катер, танкер, шлюпка, байдарка, парусник, теплоход, мотолодка, катамаран…

ВОЕННАЯ ТЕХНИКА – танк, истребитель, бомбардировщик…

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ТЕХНИКА – трактор, комбайн, сеялка…

СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА – экскаватор, бульдозер, каток, подъёмный кран, грейдер…

ЧАСТИ САМОЛЁТА – шасси, салон, крылья, хвост, фюзеляж (корпус самолёта), иллюминатор…

ВИДЫ СПОРТА – бег, бокс, футбол, шахматы, борьба, карате, волейбол, плавание, гимнастика, баскетбол…

ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА – хоккей, фигурное катание, лыжи, биатлон…

СПОРТСМЕНЫ – бегун, боксёр, лыжник, пловец, хоккеист, футболист, шахматист, гимнастка, конькобежец, велосипедист, баскетболист…

ИГРЫ – лото, кегли, нарды, шашки, домино, жмурки, теннис, футбол, хоккей, бильярд, бадминтон…

СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ – мяч, диск, ядро, копьё, брусья, лыжи, шашки…

ОДЕЖДА – плащ, шуба, юбка, блузка, брюки, жилет, халат, шорты, джинсы, куртка, пальто, пижама, пиджак, платье, свитер, джемпер, рубашка, сарафан, дублёнка, футболка, комбинезон, пуховик…

ДЕМИСЕЗОННАЯ ОДЕЖДА – пальто, плащ, комбинезон, куртка, дождевик…

ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА – шуба, зимнее пальто, дублёнка…

ДОМАШНЯЯ ОДЕЖДА – пижама, халат…

ЛЕТНЯЯ ОДЕЖДА – юбка, блузка, брюки, шорты, джинсы, платье, сарафан…

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ – кепка, берет, шапка, шляпа, шлем, каска, панама, ушанка, платок, косынка, пилотка, тюбетейка…

ОБУВЬ – боты, туфли, ботинки, сапоги, валенки, пинетки, тапочки, босоножки, полуботинки…

СПОРТИВНАЯ ОБУВЬ – кеды, чешки, кроссовки…

СУМКИ – сумка, визитка, чемодан, портфель, ридикюль…

ПАРФЮМЕРИЯ И КОСМЕТИКА – шампунь, крем, лак, мыло, помада, тени, духи…

ПОСУДА – блюдце, ваза, миска, кувшин, чайник, тарелка, кастрюля, маслёнка, кофейник, солонка, соусник, чашка, сахарница, сковорода…

ЧАЙНАЯ ПОСУДА – заварочный чайник, сахарница, чайная чашка, блюдце, чайная ложка, десертный нож..

КОФЕЙНАЯ ПОСУДА – кофейник, сахарница, кофейная чашка, блюдце, молочник, кофейная ложка…

КУХОННАЯ ПОСУДА – кастрюля, чайник, сковорода, половник, дуршлаг…

СТОЛОВАЯ ПОСУДА – тарелка глубокая, тарелка мелкая, ложка, вилка, супница, нож, соусник, солонка,..

ГДЕ ЧТО НАХОДИТСЯ?

Посуда- … (в кухне)

Одежда – … (в гардеробе)

Сахар – … (в сахарнице)

Масло – … (в маслёнке)

Соль-…{в солонке)

Молоко-… (в молочнике)

Соус – … (в соуснице)

Хлеб – … {в хлебнице)

Фрукты – … (в вазе)

Вафли-…(в сухарнице)

МЕБЕЛЬ – стол, стул, диван, комод, полка, книжный шкаф, кресло, кровать, сервант, стеллаж, табурет, гардероб, тумбочка, этажерка, шифоньер…

КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ – кухонные полки, табурет, стол, буфет…

МЯГКАЯ МЕБЕЛЬ-диван, кресло…

ЧАСЫ – будильник, куранты, ходики, часы с кукушкой…

ДЕТАЛИ ЧАСОВ – стрелки, циферблат, маятник, кукушка, батарейка…

КОГДА ЧТО БЫВАЕТ?

Когда загораются звёзды?

Когда поёт соловей? Когда закат солнца?

Когда восход солнца?

Когда солнце в зените?

Когда мы завтракаем?

Когда мы обедаем?

Когда мы ужинаем?

Когда мы ложимся спать?

Когда мы встаём?

ПОГОДА – солнечная, пасмурная, дождливая…

ЯВЛЕНИЯ ПОГОДЫ

В какое время года снегопад?

В какое время года листопад?

В какое время года ледоход?

В какое время года половодье?

В какое время года идёт дождь?

В какое время года бывает гроза?

В какое время года появляются листья на деревьях?

В какое время года птицы вьют гнёзда?

В какое время года появляются птенцы?

В какое время года день равен ночи?

В какое время года можно увидеть росу?

В какое время года бывает град?

В какое время года бывает иней?

В какое время года появляются подснежники?

В какое время года птицы улетают на юг?

В какое время года у клестов появляются птенцы?

В какое время года у медведицы рождаются медвежата?

В какое время года бегут ручьи?

В какое время года появляются комары?

В какое время года река покрыта льдом?

В какое время года у животных линька?

В какое время года желтеют листья?

В какое время года бывает сенокос?

В какое время года сеют озимые?

В какое время года собирают урожай?

В какое время года сажают семена?

В какое время года готовят сани, а в какое – телегу?

СКАЖИ КОРОТКО

Остаться на зиму (зимовать)

Остаться на ночь(заночевать)

Мелкий дождь (дождик)

Капля дождя (дождинка)

Место, где проводят зиму (зимовье)

ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ – кекс, торт, батон, пряники, булка, вафли, калач, кулич, лаваш, пирог, пицца, пышка, рулет, сдоба, сушки, бублики, пончики, сухари, баранки, печенье, ватрушка…

КОНФЕТЫ – ирис, леденцы, шоколадные конфеты, карамель…

ПИРОЖНЫЕ – безе, эклер, песочное пирожное, бисквит, суфле, наполеон, картошка…

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ – зефир, халва, конфеты, пастила, помадка, шоколад, мармелад…

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ – сыр, кефир, масло, брынза, йогурт, молоко, сливки, творог, ряженка, сметана, мороженое…

МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ – рагу, фарш, сало, гуляш, шашлык, ветчина, колбаса, фрикадельки, котлеты, сосиски, тефтели, сардельки…

СУХИЕ ФРУКТЫ Из винограда – изюм.

Из абрикосов – урюк, курага.

Из сливы – чернослив.

ОРЕХИ – фундук, грецкий, миндаль, фисташки, кедровый, бразильский, кешью…

ПРИГОТОВЛЕНЫ ИЗ…

Котлеты из мяса – мясные.

Котлеты из курицы – куриные.

Котлеты из рыбы – рыбные.

Котлеты из капусты – капустные.

Котлеты из моркови – морковные.

Котлеты из свёклы – свекольные.

Котлеты из риса – рисовые.

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ:

Дорога, путь

Прохлада, свежесть, холодок

Птичка, птаха, пичужка, пичуга

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм

Родина, отечество, отчизна

Холод, мороз, стужа;

Дети, детвора, ребята;

Восторг, восхищение, радость;

Друг, приятель, товарищ;

Враг, противник, неприятель, недруг;

Праздник, торжество;

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника;

Лентяй, лодырь, ленивец;

Шалун, проказник, баловник;

Волшебник, кудесник, маг, чародей. Аккуратный, опрятный, чистый.

Быстрый, проворный, резвый.

Печальный, грустный, унылый, тоскливый.

Душистый, ароматный, пахучий.

Мокрый, сырой, влажный.

Старый, ветхий (о вещах), дряхлый.

Страшный, ужасный, чудовищный.

Красивый, прекрасный, великолепный, роскошный, восхитительный.

Вкусный, аппетитный, лакомый.

Жаркий, знойный, жгучий, горячий, палящий.

Холодный, морозный, ледяной.

Дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, удивительный.

Грустный, печальный, скучный.

Вежливый, почтительный, воспитанный, любезный, тактичный.

Верный, надёжный, преданный.

Робкий, несмелый, пугливый, трусливый.

Догадливый, смышлёный, сообразительный, понятливый, находчивый.

Глупый, неразумный, несмышлёный.

Умный, неглупый, мудрый, разумный.

Чуткий, отзывчивый, участливый, сердечный.

Сильный, мощный, могучий.

Смелый, храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный. Бояться, пугаться, робеть.

Сказать, молвить, произнести.

Смеркаться, темнеть, вечереть.

Видеть, наблюдать, замечать.

Грустить, печалиться, унывать.

(Дождь) моросит, накрапывает, идёт, льёт.

Делать, мастерить, сооружать, творить, создавать.

Сердиться, дуться, злиться.

Блестеть, сиять, сверкать.

ЧТО ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ

Что делают из муки? (хлеб)

Что делают из молока? (сметану, сливки, сыр,творог, кефир, ряженку, йогурт)

Что делают из шерсти овец и коз? (нитки, одеяла)

Что делают из шерстяных ниток? (свитер, джемпер, носки, варежки, шарфы)

Что делают из песка? (стекло)

Что делают из глины? (посуду, кирпич)

Что делают из металла? (инструменты, посуду)

Что делают из нефти? (бензин)

Что делают из хлопка? (ткани, вату)

Что делают из древесины? (мебель)

Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло)

ОБЪЯСНИ

Баклуши бить – бездельничать.

После дождичка в четверг – никогда.

Задать головомойку (баню), намылить шею, голову – сильно отругать.

Волк в овечьей шкуре – злой человек, прикидывающийся добрым, кротким, безобидным.

Витать в облаках – фантазировать невесть о чём.

Душа в пятки ушла – человек перетрусил, испугался.

Зарубить на носу – запомнить крепко-накрепко.

Из мухи делать слона – превращать мелкий факт в целое событие.

На краю земли – где-то очень далеко.

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.

На седьмом небе – быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства.

Ни зги не видно – так темно, что ничего не видно.

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдёмся.

Работать засучив рукава – работать горячо, со старанием.

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ

БОЛЬШОЙ – большущий – огромный – огромнейший – гигантский – крупный – громадный -громоздкий – великанский.

МАЛЕНЬКИЙ – малюсенький – небольшой -крохотный – крошечный – махонький – миниатюрный – словно игрушечный.

ВЫСОКИЙ – высоченный – рослый – длинный – длиннющий – долговязый.

НИЗКИЙ – низенький – низкорослый – коротыш – невысокий.

ШИРОКИЙ – широченный – просторный – вместительный – глубокий – толстый.

УЗКИЙ – узенький – тесный – мелкий – тонкий.

ИЗМЕНИ ПО ЧИСЛАМ

День – дни

Метро – метро

Верёвка – верёвки

Флаги – флаг

Мост – мосты

Глаза – глаз

Ручей – ручьи

Какао – какао

Тучи – туча

Почка – почки

Кол – колья

Друг – друзья

Пальто – пальто

Пол – полы

Коньки – конёк

Воробей – воробьи

Какаду – какаду

Ветка – ветки

Луг – луга

Скворечник – скворечники

Брат – братья

Цыплёнок – цыплята

Ухо – уши

Кофе – кофе

Просьба – просьбы

Пианино – пианино

Брюки – брюки

Шахматы – шахматы

Сыры – сыр

Стул – стулья

Шашка – шашки

Стрекоза – стрекозы

Чернила – чернила

Звенья – звено

Сын – сыновья

Жильцы – жилец

Туманы – туман

Лыжи – лыжа

Карандаши – карандаш

Ягнёнок – ягнята

Полено – поленья

Барсуки – барсук

Муравей – муравьи

Шорты – шорты

Ножницы – ножницы

Огонёк – огоньки

Хлопья – хлопья

СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ:

КРАСНЫЙ – малиновый, алый, бордовый, вишнёвый, кирпичный, румяный, розовый, розоватый, персиковый.

ОРАНЖЕВЫЙ – рыжий, апельсиновый, абрикосовый, медный.

ЖЁЛТЫЙ – канареечный, соломенный, яичный, лимонный, песочный.

ЗЕЛЁНЫЙ – зеленоватый, травяной, салатный, болотный.

ГОЛУБОЙ – голубоватый, бирюзовый, лазурный, небесный, морской волны.

СИНИЙ – синеватый, васильковый.

ФИОЛЕТОВЫЙ – сиреневый, лиловый, фиалковый, сизый.

БЕЛЫЙ – белоснежный, молочный, цвета топлёного молока.

ЧЁРНЫЙ – черноватый, смоляной, угольный.

СЕРЫЙ – стальной, пепельный, мышиный,

КОРИЧНЕВЫЙ – шоколадный, кофейный, кремовый, каштановый, бурый, бежевый, кофе с молоком.

СДЕЛАНО ИЗ …

Шапка из меха-меховая.

Сковорода из чугуна – чугунная.

Посуда из дерева – деревянная.

Монета из золота-золотая.

Венок из цветков – цветочный.

Кувшин из глины – глиняный.

Стол из пластмассы – пластмассовый.

Подсвечник из меди – медный.

Платок из шерсти – шерстяной.

Блузка из шёлка – шёлковая.

КАКОЕ ЧТО БЫВАЕТ?

Что бывает гладкое, а что шероховатое?

Что бывает круглое, а что плоское?

Что бывает длинное, а что короткое?

Что бывает толстое, а что тонкое?

Что бывает прямое, а что кривое?

Что бывает острое, а что тупое?

Что бывает жидкое, а что густое?

Что бывает упругое, а что ломкое?

Что бывает твёрдое, а что мягкое?

Что бывает прочное, а что хрупкое?

_____________

СКАЖИ НАОБОРОТ…

Родина, отчизна – чужбина

восток – запад; север – юг

восход – закат

зима – лето

грязь – чистота

свет – тьма, темнота

день – ночь

жара – холод

мир – война, ссора

правда – ложь

город – село, деревня

добро – зло

польза – вред

богач – бедняк

друг – враг

радость – грусть, печаль

лентяй – труженик

трудный – лёгкий

аккуратный – неряшливый

жесткий – мягкий

правдивый – лживый

робкий – смелый

храбрый – трусливый

ловкий – неуклюжий

здоровый – больной

белый – чёрный

быстрый – медленный

высокий – низкий

горький – сладкий

полезный – вредный

весёлый – грустный

глубокий – мелкий

острый – тупой

гладкий – шершавый

горячий – холодный

мокрый – сухой

яркий – тусклый

сытый – голодный

тонкий – толстый

широкий – узкий

ясный – пасмурный, ненастный

новый – старый

близкий – далёкий

большой – маленький

частый – редкий

ложиться – вставать

греть – охлаждать

помогать – мешать

смеяться – плакать

удаляться – приближаться

говорить – молчать

трудиться – бездельничать

мёрзнуть – согреваться

ЧТО С ЧЕМ ДЕЛАЮТ?

Песок сыплют, а воду…

Котлеты жарят, а суп …

Стол накрывают, а постель…

Цветы водой поливают, а огонь…

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену …

Верёвка толста, но канат …

Ясень крепок, но дуб …

Малина сладка, но мёд…

Сосна горит жарко, а берёза…

Молоко жидко, а вода …

Озеро глубоко, а море…

___________

ЧАСТЬ – ЦЕЛОЕ

Стержень – ручка.

Вершина – гора

Страница – книга, тетрадь.

Грифель – карандаш.

Клавиши – рояль, пианино.

Вершина – гора.

Книга – библиотека.

Руль – машина, велосипед.

Паста – тюбик.

Ноготь – палец.

Колесо – машина, велосипед.

Стрелка – часы.

Палец – рука.

Волосы – голова.

Крыша – дом.

ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА – голова, шея, туловище, грудь, живот, руки, ноги…

ЛИЦО – лоб, брови, глаза, нос, щёки, рот…

РОТ- губы, зубы, язык…

РУКА – плечо, локоть, пальцы…

ПАЛЬЦЫ – большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

НОГА- бедро, колено, стопа…

СРАВНИ…

Берёза высока, но сосна ещё…

Железо тяжело, но свинец ещё …

Волк хитёр, но лиса ещё …

Серебро дорого, но золото ещё …

Медь тверда, но железо …

Нитки тонки, но волос…

_______

ОКЕАНЫ – Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.

МАТЕРИКИ – Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

ЧАСТИ СВЕТА – Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.

МОРЯ – Чёрное, Балтийское, Красное, Белое, Охотское и др.

ГОРОДА – Москва, Киев, Одесса, Тверь, Кострома, Сочи, Санкт-Петербург, Новгород и др.

ГОСУДАРСТВА – Россия, Болгария, Китай, Латвия, Украина, Япония, США, Канада и др.

РЕКИ – Волга, Ока, Енисей, Дон, Нева и др.

ОЗЁРА- Селигер, Байкал, Балхаш, Виктория и др.

Стол можно сломать, а стакан …

Воду можно разлить, а горох …

Сено косят, а волосы…

Нитки прядут, а холст…

Платье шьют, а шарф …

Источник