Вопросы беседы с воспитателем о развитии ребенка

Вопросы беседы с воспитателем о развитии ребенка thumbnail

В ходе беседы с воспитателями им были заданы следующие вопросы:

1) Замечали ли Вы у детей Вашей группы проявления застенчивости?

2) Если да, то в чем, на Ваш взгляд, они проявляются:

– играет в одиночестве,

– стоит в стороне и наблюдает за другими детьми,

– не может установить контакт с другими детьми,

– играет только с одними и теми же детьми,

– не хочет принимать участие в групповых играх.

3) В каких ситуациях дети чаще проявляют застенчивость:

– в игре с другими детьми,

– в общении со взрослыми,

– в процессе знакомства с новыми людьми,

– при появлении новых педагогов в коллективе,

– при появлении в группе после длительного отсутствия.

4) Какие отношения складываются у Вас с застенчивыми детьми?

5) В каких ситуациях детям не свойственны проявления застенчивости?

6) Кто из Ваших детей в группе не может установить контакт со взрослыми или другими детьми?

7) Когда Вы стали наблюдать, что ребенок проявляет признаки застенчивости?

8) С чем связаны проявления застенчивости?

9) В чем выражаются трудности в общении у застенчивых детей:

– устанавливают контакт медленно и с трудом,

– продолжительность общения со взрослыми и детьми кратковременная,

– речь детей неразвернутая, краткая,

– не проявляют инициативу в общении.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ

В ходе беседы с родителями им были заданы следующие вопросы:

1) Замечали ли Вы, что Вашему ребенку свойственны проявления застенчивости?

2) Если да, то в чем, на Ваш взгляд, это выражается?

3) Считаете ли Вы застенчивость положительным или отрицательным проявлением?

4) Свойственны ли проявления застенчивости для членов Вашей семьи (Вас, супруга (супруги), братьев или сестер, Ваших родителей)?

5) Как Вы думаете, что явилось причиной появления застенчивости у Вашего ребенка?

6) Вашему ребенку свойственны проявления застенчивости со всеми окружающими или только в незнакомой ситуации или с незнакомыми людьми?

7) Какими способами Вы поощряете своего ребенка?

8) Хвалите ли Вы ребенка за его успехи или считаете, что таким образом его можно избаловать?

9) Выслушиваете ли Вы мнение ребенка, даже если считаете его рассуждения неправильными? Прислушиваетесь ли Вы к мнению ребенка?

10) Указываете ли Вы ребенку на его недостатки? Подчеркиваете ли Вы его достоинства?

11) Стараетесь ли Вы поддержать своего ребенка в случае неудач? В чем это выражается?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1) Известны ли Вам особенности проявления застенчивости у детей 5 года жизни? В чем, на Ваш взгляд, они выражаются:

– нерешительность,

– отсутствие стремления установить контакт со взрослыми,

– отсутствие стремления установить контакт со сверстниками,

– растерянность в незнакомой обстановке,

– робость,

– сильная зависимость от мнения окружающих.

2) Какие трудности Вы испытываете при воспитании своего ребенка:

– он не проявляет самостоятельности,

– он не готов к общению с другими детьми,

– он не хочет рассказывать о том, что происходит в детском саду,

– он не хочет вступать в какой бы то ни было контакт с незнакомыми людьми, даже если это необходимо (например, при контакте с врачом),

– ребенок болезненно реагирует на незнакомых людей (кричит, плачет, убегает).

3)Считаете ли Вы, что обладаете достаточной информацией для того, чтобы помочь Вашему ребенку преодолеть застенчивость?

4) Какие трудности испытывает Ваш ребенок при общении (на занятиях, в коллективных играх)?

5)В каких ситуациях проявляются трудности общения вашего ребенка (в общении с взрослыми; в общении с детьми; только с незнакомыми людьми)?

6)Что Вы предпринимали для того, чтобы преодолеть проявления застенчивости у Вашего ребенка (пользовались педагогической литературой; консультировались с воспитателями)?

7)Консультировались ли Вы с психологом по данной проблеме? Если да, то что он Вам посоветовал?

– разработать индивидуальную программу по преодолению застенчивости у ребенка,

– самостоятельно изучить способы преодоления застенчивости у детей и выбрать наиболее подходящие для Вашего ребенка,

– сказал, что это проходит с возрастом,

– пояснил, что не видит причин для беспокойства и проявлений застенчивости у ребенка,

– посоветовал поговорить с воспитателем по проблеме преодоления застенчивости у ребенка.

8)Какая помощь со стороны психолога, преподавателя Вам интересна (консультации, методическая литература)?

9)Обращались ли к Вам воспитатели ДОУ с информацией о том, какие методы Вам необходимо использовать для преодоления застенчивости у Вашего ребенка?

10)Как Вы считаете должно быть организовано консультирование по проблеме преодоления застенчивости у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения? Кто должен принимать участие в данном консультировании (консультации психолога, рекомендации воспитателей)?

11)Какие методы и приемы необходимо использовать для преодоления застенчивости у ребенка?

– расширение круга пассивного общения,

– развитие у ребенка уверенности в себе,

– воспитание чувства собственного достоинства,

– постепенное приучение ребенка к инициативе в общении.

12)Какие формы работы для преодоления застенчивости у ребенка Вы считаете наиболее приемлемыми:

– использование игровых приемов,

– совместная деятельность ребенка и взрослого (родителей, воспитателей, психологов),

– преодоление застенчивости посредством организации взрослыми совместной деятельности для детей с включением застенчивого ребенка,

– поощрение ребенка.

13)Какие формы повышения педагогической культуры Вам интересны (консультации, наглядная информация, деловые игры, организация дискуссий, организация «круглых столов»)?

14)Откуда Вы получаете информацию (знакомые, воспитатели, педагогическая литература, средства массовой информации)?

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ИГРО-ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1

Цель – научить детей общаться, повысить уверенность в себе.

Время: 40 минут.

Игра «Бездомный котенок»

Эта и прочие игры, затрагивающие тему отверженности, которая гораздо более актуальна для застенчивых детей, чем кажется их родителям, более естественно проходят на ширме кукольного театра. Хотя можно играть и на полу, а мальчиков скорее привлечет игра на столе маленькими фигурками из киндер-сюрпризов (котенка, естественно, можно заменить крокодильчиком, пингвинчиком или динозавриком – любым симпатичным зверьком из шоколадного яйца).

В одном доме жил Котенок. Он был хорошенький и, главное, очень ласковый. Другие хозяева в нем бы души не чаяли, но хозяева Котенка (пусть дети придумают, кто они, сколько их) вели себя с ним ужасно (пусть дети сами покажут, как именно. Предлагаем кому-то из детей сыграть роль Котенка, а в другой раз поменяться ролями с другим ребенком). И вот однажды Котенок оказался без крыши над головой… (Хозяева либо выгнали Котенка, либо он сам убежал – оставьте выбор ситуации за детьми. Если ребенок захочет, можно придумать и показать приключения бездомного Котенка, но настаивать на этом не следует. Для ребенка важно не вжиться в роль отвергнутого, а полнее ощутить радость обретения ласковых и заботливых близких). Но потом ему повстречался… (пусть дети сами придумают персонаж, который приютит Котенка). И с тех пор жизнь Котенка в корне изменилась! (Не поленитесь и покажите во всех подробностях, как о нем заботился хороший персонаж). Взрослым такая игра часто кажется скучной, но для одинокого ребенка именно в этих сентиментальных подробностях заключен подчас самый главный, самый сокровенный смысл.

Читайте также:  Социально личностное развитие и воспитание ребенка

Занятие 2

Цель – снятие напряжения, создание мотивов для общения

Время – 40 минут.

Игра «Коллективный рисунок «Наш дом»»

Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить вся группа. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребенок будет рисовать свой уголок в доме, а, возможно, несколько детей начнут рисовать общую комнату. Коллективное рисование развивает навыки совместной деятельности, умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

Занятие 3

Цель – овладение неречевым общением, представление возможности овладения собственным стилем поведения.

Время – 40 минут.

1. Игра «Колдун»

Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает. Эта игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

2. Игра-фантазия

Дети выступают в роли того фантастического героя, которого придумали дома. На первом этапе дети придумывают сказку для своих героев, в которой оговаривается участие каждого героя в общей игре. На втором этапе идет собственно разыгрывание сказки. Игра направлена на предоставление каждому ребенку своей собственной, особой модели поведения.

Занятие 4

Цель – формирование мотивов межличностного взаимодействия и уважения окружающих.

Время – 40 минут.

1. Игра «Окажи внимание другому»

Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь положительное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…» (повторяет сказанное ему, а затем он подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес): «А еще я думаю, что я…». Игра учит детей выражать свое положительное отношение к другим людям, учит оказывать и принимать знаки внимания.

2. Игра «Робот»

В этой игре действуют не животные, а люди, но если ребенок непременно захочет играть с полюбившимся ему мишкой или поросенком, не надо противиться. И «не переходите на личности», т.е. не надо открыто сравнивать его с героем игры. И даже если он сам заговорит об этом, ответьте уклончиво. Дескать, немного, может, и похоже, но не особенно. Ведь члены группы стараются понять друг друга, и у вас почти не возникает подобных ситуаций. Чтобы еще больше завуалировать основную цель игры, можно вплести сюжет в привычные игры ребенка с конструктором, машинками, куклой Барби и проч. (соответственно, видоизменив героев и некоторые обстоятельства действия; в конце концов, маленький автомобильчик – тоже персонаж, ничуть не хуже мишки или поросенка!).

Герой (дайте ему имя) жил в семье, где были мама и… (пусть ребенок сам назовет остальных персонажей). Члены этого семейства вечно куда-то торопились и опаздывали. По утрам в доме стоял такой гвалт! «Вставай! Вставай, а то опоздаешь, – тормошила мама героя. – Ты умылся? Зубы почистил? Нет? А ну марш в ванную!» (Постарайтесь похоже изобразить поведение членов вашей собственной семьи, когда они спешат и нервничают. В этой игре, как и в предыдущей, обязательно надо будет потом поменяться с ребенком ролями и не обижаться, если он, разошедшись, начнет изображать вас не совсем такой, какой вы себя представляете). Наконец, запыхавшаяся мама прибегала вместе с нашим героем в детский сад, сдавала его на руки воспитательнице и убегала на работу. А вечером, когда она забирала его из садика, у нее всегда было много домашних дел и она опять торопилась их выполнить. (Покажите вечернюю сцену, которая мало чем будет отличаться от утренней). Герою, конечно, такая жизнь не особенно нравилась. (Поинтересуйтесь, хотел бы он, чтобы мама оставила его в покое или чтобы, наоборот, уделяла ему даже больше времени, чем раньше, но при этом находила возможность поиграть с ним). Он очень переживал, думал… (пусть ребенок постарше озвучит мысли героя). И однажды ночью случилось чудо!

(Девочкам лучше преподнести это как колдовство волшебницы, а мальчикам – как потрясающее изобретение самого героя). На месте нашего героя оказался робот. Но такой, что он был с виду неотличим от живого человека. Поэтому мама не заметила подмены. А герой… (придумайте вместе с ребенком приключения героя – их можно растянуть на несколько «сеансов» игры – но все-таки выведите его в конце на то, что без мамы жить грустно).

Пусть он вернется к ней и обнаружит, что она тоже не очень-то счастлива. Хотя робот безропотно ее слушается, он не в состоянии проявлять человеческие чувства. Здесь желательно разыграть несколько забавных сценок: например, мама дарит роботу подарки, а он приводит ее в замешательство заявлением, что игра – это бессмысленная трата времени и денег; у мамы начинается простуда, а робот вместо того, чтобы пожалеть ее и поухаживать за ней, начинает нудно перечислять ее ошибки, приведшие к простуде; мама купила сыну билет на прекрасный фильм (который обожает ваш ребенок) и ждет, что он обрадуется, а робот, которому искусство не интересно, недоумевает, что же в фильме хорошего.

Занятие 5

Время – 40 минут.

Цель – закрепление полученных навыков

1. Игра «Доверяющее падение».

В игре участвует один взрослый и несколько детей. Задача – упасть на руки спиной к ведущему взрослому. Для повышения интереса можно несколько усложнить правила. Очко получает только тот, кто упадет, не оступившись, не согнув ноги в коленях и не взмахнув руками. В конце игры все должны получить поощрительные призы.

2. Игра «Конспиратор».

Игроки встают в круг, лицом к центру. Водящий с завязанными глазами стоит внутри круга. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор – тот, кого узнали последним.

Читайте также:  Роль родителей в познавательном развитии ребенка

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник

Решение педагогических ситуаций: «Особенности речевого развития детей дошкольного возраста»

Луценко О.В.

1. «На занятии в старшей группе детского сада детям была предложена для рассматривания картинка «Защитник». На ней был изображен ослик, на спине которого кошка спасалась от трех лающих собак.

Вот как воспитательница организовала рассматривание этой картинки.

Она не стала по трафарету спрашивать детей: что вы видите? Еще что? Еще что? Обучая детей рассматривать картинку, воспитательница прежде всего направила их внимание на выделение главных фигур, а затем просила детей рассказать о ней.

Детям были заданы следующие вопросы: кто тут нарисован? Где находится кошка? Кто еще стоит около ослика? Что делают собаки? Как вы узнали, что они лают и бросаются к ослику? Почему вы думаете, что они злятся? Зачем кошка вскочила на спинку ослика? Расскажите теперь все про эту картинку. (Трое детей рассказали по картинке.)

«Как можно было бы назвать эту картинку одним-двумя словами, чтобы было ясно, что тут самое главное?» – спросила воспитательница. Дети дали следующие названия: «Верный друг», «Спасение», «Кошка и собаки», «Ослик-защитник». Воспитательница обсудила с детьми, почему не подходит третье название. Единодушно было выбрано первое и последнее названия как самые подходящие.

Когда через неделю воспитательница попросила детей рассказать о картине, дети обстоятельно и правильно рассказывали о виденном. Вот один из рассказов детей.

Женя (7 лет). Картина называлась «Верный друг». Один раз кошка Мурка вышла погулять около забора. Вдруг выскочили три собаки и побежали за кошкой. Во дворе стояла лошадь (забыл, что на картинке был изображен ослик). Она увидела кошку в беде, пригнула спину, чтобы кошка прыгнула на нее. Собаки лаяли, а лошадь лягнула их ногой. А кошка стояла на спине у лошади и злила собак. Собаки постояли и ушли. Лошадь защитила кошку. Кошка слезла со спины и сказал: «Спасибо». (А. А. Люблинская. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М., Учпедгиз, 1962, стр. 235–238.)

1. Какие приемы воспитателя обеспечили правильную и осмысленную передачу основного содержания картинки?

Воспитатель обеспечила правильную и осмысленную передачу основного содержания картины тем, что ушла от определенного шаблона (простое перечисление предметов, изображенных на картине. При таком построении рассматривания дети просто бы перечисляли то, что изображено на картине: кошка, ослик, собаки. Картина из сюжетной превратилась бы в набор отдельных предметных изображений. Наводящие вопросы педагога были разнообразными, помогающие детям самостоятельно описать действия персонажей картины, заставляли детей думать, мыслить, рассуждать, передавать эмоции (собака злилась), придумать (вообразить) предшествующие и последующие события. Совместное обсуждение с детьми названия картины, в процессе которого пришли к единому мнению.

2. В каких речевых и мыслительных операциях упражняла детей воспитательница?

Воспитатель упражняла детей в таких мыслительных операциях как анализ (выделение главных фигур, рассказ о каждом персонаже отдельно, выделение главного , чтобы можно было дать название картине), синтез (обсуждение и выбор единого названия картины), обобщение (плавная сюжетная линия рассказов детей), речевых операциях: умение отвечать на вопросы, вести диалог (с воспитателем, другими детьми), связной речи.

2. «В средней группе на занятии воспитательница хотела познакомить детей с разными видами животных. Она показывала детям игрушечного мишку, зайку, лису, собаку, кошку. Каждая игрушка появлялась из двери «сарая», двигалась перед детьми по столу, а воспитательница говорила, что это за зверь, а иногда показывала, как он кричит. Детям было весело, они внимательно смотрели на игрушки и все время ждали появления нового зверя.

В другой средней группе такое же занятие воспитательница провела иначе. Детям показывали игрушечных животных, и воспитательница спрашивала ребят: «Кто это? Как вы узнали, что это лиса? Какая у лисы мордочка? Хвост? Лапки? Это кто?» — «Волк».– «Как узнали? Чем похож волк, на лису? А что у них разное?» и т. д.

На занятиях дети тоже были очень внимательны, активны; они узнавали известных им животных, сравнивали их и радовались своим маленьким открытиям». (А. А. Люблинская. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М., Учпедгиз, 1962, стр.168–170.)

1. Сравните оба занятия и дайте обоснование, какое из них более полезно для развития детей и почему.

Второе занятие более полезно для развития детей, так как воспитатель при помощи вопросов активизирует речь детей, обогащает словарный запас (конкретно задает вопросы о каждой части животного: мордочка, хвост, лапки), побуждает использовать в речи прилагательные (вопрос какая?). Используя сравнение, воспитатель активизирует мыслительную деятельность детей, заставляя их находить ответы на вопросы, опираясь на зрительные образы, вспоминать сказки об этих животных. Положительный эмоциональный отклик, полученный на занятие, позволить детям запомнить больше информации, обогатить знания детей об окружающем мире.

2. Какие методы и приемы можно использовать для формирования словарного запаса и развития связанной речи у детей?

Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач.

Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности).

Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова. Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.

Читайте также:  В каждом ребенке на каждой стадии развития совершается чудо

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.

Методику повторений. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом и др.). При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).

Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков.

В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста); объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму..

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся..

Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.

Наряду с традиционными методами и приемами для развития связной речи используются нетрадиционные методы и приёмы:

  1. Наглядное моделирование

  • пересказ;

  • составление рассказа по картине и серии картин;

  • описательный рассказ;

  • творческий рассказ.

Прием «Изосказка»

  • активизирует связную речь детей;

  • способствует взаимодействию сразу трех видов памяти: тактильной, слуховой, зрительной

  • повышает интерес детей к рассказыванию сказки, сплетенной или нарисованной своими руками.

  • Развивает мелкую моторику.

ТРИЗ

  • Техника обучения детей составлению сравнений;

  • Техника обучения детей составлению загадок;

  • Составление рифмованных текстов;

  • Техника обучения детей составлению творческих рассказов по картине;

  • Техника обучения детей составлению текстов сказочного содержания.

3. «Воспитательница просила детей передать родителям, чтобы они завтра пришли на собрание. Вова (5 лет), придя домой, забыл сразу сказать об этом маме, а вспомнил лишь тогда, когда ложился спать:

— Мама, тебе сказали, чтобы ты пришла в детский сад.

Мать спросила:

— Зачем надо идти, наверное, деньги принести?

— Да, да, заведующая сказала: уже все принесли, а ты одна не несешь,– ответил Вова.

На другой день мать Вовы пришла к заведующей детским садом обиженная, что поручение о деньгах передали через ребенка, а не написали ей записку об этом. Оказалось, что никто ему об этом не говорил. Когда она вышла от заведующей, воспитательница спросила, почему она не пришла на собрание».

  1. Объясните, почему Вова все перепутал: связано это с недостатком развития речи или памяти у детей этого возраста.

Я считаю, что случившаяся ситуация связана в большей степени с недостатками памяти детей в этом возрасте. Ребенок не смог запомнить и удержать в памяти информацию, так как не было достаточного подкрепления для этого. В 5 лет процесс формирования произвольной памяти еще идет. Совершенствование произвольной памяти у дошкольников связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Воспитательнице можно было обыграть данную ситуацию вместе с ребенком (диалог между мамой и сыном), повторить ее несколько раз, так как первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение. (Р.С. Немов. Психология: Учеб.для студентов высш.пед.учеб. заведений:В3 кн.Кн2. Психология образования.- 3-е изд. – М.:Владос, 1998. – 608с.)

Источник