Воображение ребенка в 1 год

Воображение ребенка в 1 год thumbnail

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество исследований, посвящённых развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития и те виды деятельности, в которых оно развивалось.

Существуют следующие этапы развития воображения:
Первый этап ( от 0 до 3 лет) – предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. igraМалыш в возрасте около полутора лет узнаёт изображенное на картинке.Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При узнавании ребёнок не создаёт ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Оно существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. О первых проявлениях воображения свидетельствует умение ребёнка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры возникающие на втором году жизни, ещё не заключают в себе элементов воображения. Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребёнком и взрослым, ребёнком и объектом его желания. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, но отражает их обобщённо и условно, передавая лишь их смысл и внешний рисунок.
Развитие начальных форм воображения у ребёнка раннего возраста связано с обобщённостью игровых действий и игровых предметов, а так же с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения.
По данным В.А.Скоробогатова и Л.И. Коноваловой, малыш не сразу откликается на замещение, которое предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Перелом наступает тогда, когда ребёнок отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослыми. Важнейшим фактором, который обеспечивает возможность переноса значения на другие предметы, является появление речевых форм. Освоение речи приводит к тому, что в игре появляются первые самостоятельные замещения.        

Складывается новый способ действия с предметами заместителями – полноценное использование замещений. Выбор предметов заместителей становится осознанным и сопровождается развёрнутыми высказываниями.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Ребёнок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образов действий, задаваемых взрослыми, вносит в них свои нюансы. Но воображение имеет репродуктивный характер.

Второй этап (то 3 до 4 лет) – происходит становление словесных форм воображения. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребёнка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным поддержанием игры является развёрнутая ориентировка в предметной стороне  человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути самостоятельного творческого построения образов действия с предметами, пока ещё с опорой на реальные объекты. Следовательно, показателями развития воображения в игре являются : разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета – заместителя, гибкость в изменении функций и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещениям партнёра.

Появляется аффективное воображение, связанное с осознанием ребёнка своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

Третий этап (от 4 до 5 лет) – в этом возрасте возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре , ручном труде, рассказывании и пересказе. Появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у ребёнка эмоциональный отклик. Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира . Опорой для создания образа служат не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Воображение остаётся в основном непроизвольным.

Ребёнок ещё не умеет руководить деятельностью воображения, но уже может представить состояние другого человека. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

Четвёртый этап ( от 6 до 7лет) – в этом возрасте воображение носит активный характер. Внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Происходит рост производительности воображения, это проявляется в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребёнка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, то есть переходит во внутренний план, необходимость в наглядной опоре для создания образов исчезает. Появляются элементы творчества.

В дошкольном возрасте у ребёнка появляется особая внутренняя позиция, а воображение уже становится самостоятельным процессом. Принимая во внимание тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование.

Пятый этап ( от 7 до 11 лет) – это качественно новый этап развития воображения у детей. Этому способствует значительное расширение объёма знаний, которые получает школьник в процессе обучения, систематическое овладение разнообразными умениями и навыками, которые обогащают и вместе с тем уточняют, конкретизируют образы воображения, обуславливают их продуктивность. «Дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью. Что характерно ещё в большей степени и для школьников среднего звена( случаи детской лжи и пр.)
Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни. Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой – наличие элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что в своих играх дети повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых. Разыгрывают истории, которые они переживали, видели в кино, воспроизводя жизнь школы, семьи и др. Однако, с возрастом элементов репродуктивности становится меньше и всё в большей степени появляется творческая переработка представлений.
« В младшем школьном возрасте начинает развиваться вербально – мыслительное воображение, которое составляет как бы новый этап в развитии воображения. При развивающемся вербально – мыслительном воображении опора на предмет и даже действие, если и имеет место, то побочное, третьестепенное».

Читайте также:  Амброксол сироп ребенку 1 год

Шестой этап ( от 12 до 17 лет) – дальнейшее развитие воображения учащихся осуществляется не только на уроках, но и в процессе творческих занятий в школьных кружках, факультативах и так далее. На этапе творческой деятельности школьника его необходимо поддерживать, поощрять. Доброжелательное отношение взрослых к творческим занятиям ребёнка, к результатам его творчества послужит стимулом для дальнейшей активизации творческой деятельности.

Описанные здесь этапы развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются меньшинством детей. Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим переживаниям ( навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребёнка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни , а не реальных творческих продуктов. Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать), так же как и овладение различными другими элементами культуры, являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения человека.

Таким образом, воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею.

Источник

Утёнок, гусёнок и цыпленок

Цель: развитие воображения и произвольного внимания; научить ребенка
различать домашних птиц; закреплять правильное звукопроизношение.
Материал:
игрушечные утенок, гусенок и цыпленок.

Ход игры

Взрослый говорит: «Сейчас я познакомлю вас с гостями. Это утенок Кряк. У него
широкий клюв, как красная лопатка. Сам он толстенький, ходит вперевалочку,
крякает: “Кряк-кряк-кряк”. Какой утенок, расскажи!» Ребенок рассказывает про
утенка и воспроизводит его голос.
«А это гусенок Вилли. У него
длинная-длинная шея и красные лапы. Он умеет говорить: “Га-га-га!” Какой он,
расскажи!»
Ребенок повторяет рассказ про гусенка.
«А это цыпленок Цып. Он
маленький, желтенький и пушистый. Умеет пищать: “Пи-пи-пи!” Какой он,
расскажи!»
Ребенок отвечает.
Взрослый зовет птиц: «Теги-теги-теги!»
(гусенка), «Ути-ути!» (утенка), «Цыпа-цыпа!» (цыпленка). «Позови их сам!» —
предлагает он ребенку. Ребенок подзывает утенка, гусенка и цыпленка и «кормит»
их хлебными крошками.
В заключение взрослый читает рассказ К. Ушинского
«Гуси»:
Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси
серые, ступайте домой!»
А гуси шеи длинные вытянули, носы раскрывают:
«Га-га-га! Не хотим мы домой идти!»
Видит хозяюшка, что добром от гусей
ничего не добьешься: взяла длинную хворостину и погнала их домой.

Зайка

Цель: развитие воображения; формирование правильной артикуляции;
развитие умения понимать инструкции; обучение прыжкам на обеих ногах.

Ход игры

Дети становятся в круг, взрослый — в центре. Он говорит и показывает
движения:

Зайка серенький сидит (Взрослый подносит пальцы к голове,  шевелит ими,
поворачиваясь вправо и влево. Дети подражают его движениям и повторяют за ним
слова.)
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке
холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (Взрослый и дети хлопают в ладоши и
повторяют две последние строчки.)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,(Все прыгают на одном месте, повторяя: «Надо зайке
поскакать!»)
Надо зайке поскакать!
Вот так, вот так
Надо зайке
поскакать.

Воронята

Цель: развитие воображения, способности к подражанию, внимания.

Ход игры

Дети-«воронята» сидят на стульях, расставленных полукругом. Дети «спят»
(закрывают глаза, склонив головку на руки со сложенными ладошками). Взрослый
говорит:

Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят.
А проснутся на заре,

Будут каркать во дворе.

«Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар», затем «летают»
(бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-«крыльями». Во
время «полета воронят» взрослый поет:

Читайте также:  Ребенку 1 год и 2 месяца боится людей

Полетели, полетели,
Воронята полетели, «Кар!» (2 раза)
Вышла тетя на
дорожку,
Воронятам сыплет крошки.

Выходит на середину и «сыплет» из чашки воображаемые крошки. Дети садятся на
стульчики, а взрослый продолжает:

Воронята прилетали,
Все до крошки поклевали.(2 раза)
— Тук-тук-тук,
тук-тук-тук, —
Клювами стучали. (2 раза)

Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и
«клюют» (стучат пальчиками об пол). Взрослый говорит:
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал!

Он берет игрушечную собачку, «лает» и догоняет убегающих детей. В дальнейшем
«сыплют крошки» и изображают собачку сами дети.

Какая игрушка?

Цель: развитие воображения, мышления.
Материал:
приготовить несколько листков бумаги, с нарисованными на них фигурками. На
каждом листе одна фигурка, похожая сразу на несколько игрушек.

Ход игры

Попросите ребенка назвать как можно больше предметов. Если ответы
односложные, то задайте наводящие вопросы и попросите описать игрушку
поподробнее.

Камушки на берегу

Цель: развитие воображения, фантазии, речи.
Материал:
надо нарисовать морской берег (это может быть просто полоска желтого цвета —
песок и полоска синего — вода). На берегу — несколько нарисованных камешков
(5-6) разной формы.

Ход игры

По берегу только что прошел волшебник и превратил все в камешки. Надо их
«расколдовать». Ребенок придумывает разные варианты.

Источник

Развивающие игры для детей группы раннего возраста

Игры с песком (для занятий на прогулках)

Цели: развитие творческих способностей, знакомство со свойствами песка.

«Что тяжелее?»

Оборудование и материалы: большое и маленькое ведерки.

Описание игры. Показать ведерки: пустое, полное, заполненное наполовину. Предложить ребенку сравнить, какое ведро тяжелее.

Обратить внимание ребенка на то, что в большое ведро помещается больше песка, чем в маленькое.

«Секреты в песке»

Оборудование и материалы: пластмассовые игрушки, совок.

Описание игры. На виду у ребенка закопать в песок игрушку и предложить ему откопать ее совочком.

«Песок и вода»

Описание игры. Смешивая воду с песком в разных пропорциях, предложить ребенку «сварить суп», «кашу», «испечь пироги».

Игры с красками

Цели: развитие познавательной активности, цветовосприятия, обогащение сенсорного опыта; знакомство с различными свойствами красок.

Примечание. Для этих игр, помимо красок и кисточек, необходимы клеенчатые фартучки, стаканчики с водой, клеенка для столов.

«Таинственные отпечатки»

Оборудование и материалы: акварельные краски, кисточки, листы белой бумаги.

Описание игры. Сложить лист белой бумаги пополам, дать ребенку разрисовать одну половину листа краской. Снова сложить лист по сгибу, проглаживая его рукой. Предложить ребенку подумать, на какие изображения похожи получившиеся отпечатки.

«Превращения воды»

Оборудование и материалы: пищевые красители, прозрачные пластиковые бутылочки с водой.

Описание игры. Предложить ребенку сделать простую воду разноцветной. Для этого насыпать в бутылочку какую-либо краску и взболтать. Получится цветная вода. Игру можно усложнить: смешивать краски и наблюдать, как получаются новые цвета.

«Курочка»

Оборудование и материалы: плотный лист бумаги, глубокие лоточки, наполненные краской.

Описание игры. Предложить: «Давай изобразим курочку». Показать, как ребенок должен аккуратно окунуть ладошку в краску и приложить ее к листу бумаги, раздвинув пальчики веером. Затем осторожно убрать руку с бумаги — на ней останется отпечаток ладошки. Цветным карандашом или фломастером пририсовать к отпечатку большого пальца хохолок и глазки, а к основанию ладони — ножки.

Примечание. Ребенок может придумать свой вариант дополнения отпечатка деталями и по своему усмотрению назвать получившиеся изображения.

«Волшебные узоры»

Оборудование и материалы: краски, неоформленный материал (лист капусты, комочки бумаги и пр.)

Описание игры. С помощью неоформленного материала сделать на бумаге отпечатки. Ребенку предложить угадать в причудливых узорах знакомые образы: «Что получилось? На что это похоже? Кто спрятался на картинке?» Можно дорисовать изображение фломастерами, красками и т.д.

Игры с другими материалами

«Делаем отпечатки»

Оборудование и материалы: дощечка, покрытая слоем пластилина или мягкого теста; предметы, которые оставляют отпечатки на мягкой поверхности (молоточки, формочки, кубики).

Описание игры. Показать, как делать различные отпечатки на дощечке.

«Узоры на пластилине»

Оборудование и материалы: основы, покрытые пластилином; бросовый материал (разноцветные пробки, камешки, ореховые скорлупки, палочки и т.п.).

Описание игры. На основе по принципу мозаики выложить образец узора с помощью какого-либо материала и предложить ребенку воспроизвести его.

Если ребенок захочет выложить узор по собственному желанию, обязательно похвалить малыша за импровизацию.

«Покормим птичек»

Оборудование и материалы: игрушечная птичка, пластилин (тесто, глина).

Описание игры. Взять игрушечную птичку, например заводную курочку, завести ее и показать ребенку, как она клюет. От имени курочки попросить у ребенка зернышки. Предложить ребенку сделать для курочки зернышки из пластилина. Показать, как надо отщипывать маленькие кусочки от большого куска пластилина и класть их на дощечку или блюдечко перед курочкой, Предложить ребенку положить свои зернышки на блюдечко. Показать, как курочка клюет их и благодарит ребенка.

Читайте также:  Как украсить зал к дню рождения ребенка 1 год

«Утенок, гусенок и цыпленок»

Оборудование и материалы: игрушечные утенок, гусенок, цыпленок.

Ход игры

Взрослый. Сейчас я познакомлю тебя с гостями. Это утенок Кряк. У него широкий клюв, как красная лопатка. Сам он толстенький, ходит вперевалочку, крякает: «Кряк-кряк-кряк». Какой утенок, расскажи!

Ребенок рассказывает про утенка и воспроизводит его голос.

Взрослый. А это гусенок Вилли. У него длинная-длинная шея и красные лапы. Он умеет говорить: «Га-га-га!» Какой он, расскажи!

Ребенок повторяет рассказ про гусенка.

Взрослый. А это цыпленок Цып. Он маленький, желтенький и пушистый. Умеет пищать: «Пи-пи-пи!» Какой он, расскажи!

Ребенок повторяет рассказ про цыпленка.

Взрослый (зовет птиц). Теги-теги-теги! Ути-ути! Цыпа- цыпа! Позови их сам!

Ребенок подзывает утенка, гусенка и цыпленка и «кормит» их хлебными крошками.

В заключение взрослый читает рассказ К. Ушинского.

Гуси

Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!» А гуси шеи длинные вытянули, носы раскрывают: «Га-га-га! Не хотим мы домой идти!» Видит хозяюшка, что добром от гусей ничего не добьешься, взяла длинную хворостину и погнала их домой.

Пальчиковая игра «Зайка»

Дети становятся в круг, взрослый — в центре.

Зайка серенький сидит    Поднести указательные пальцы к макушке, пошевелить ими, поворачиваясь вправо и влево.

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.    Хлопают в ладоши.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.    Прыгают на одном месте.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!    Взрослый рычит.

Зайка тут же убежал!     Дети разбегаются врассыпную.

«Воронята»

Ход игры

Дети-«воронята» сидят на стульях, расставленных полукругом. Они «спят»: глаза закрыты, головки склонены на руки со сложенными ладошками. Взрослый.

Воронята крепко спят,

Все по гнездышкам сидят.

А проснутся на заре —

Будут каркать во дворе.

«Воронята» просыпаются, «машут крыльями», кричат «кар- кар-кар», затем «летают» (бегают) по комнате, размахивая разведенными в стороны руками-«крыльями». Во время «полета воронят» взрослый произносит:

Полетели, полетели,    (Всю фразу — 2 раза.)

Воронята полетели.

Вышла тетя на дорожку,

Воронятам сыплет крошки.

Выходит на середину и «сыплет» из чашки воображаемые крошки. Дети садятся на стульчики.

Взрослый.

Воронята прилетали, (Всю фразу — 2 раза.)

Все до крошки поклевали.

Тук-тук-тук, тук-тук-ту к — (Всю фразу — 2 раза.)

Клювами стучали.

Дети подбегают к тому месту, где «насыпаны крошки», садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками об пол). Взрослый.

Тузик по двору гулял,

Вороняток испугал!

Берет игрушечную собачку, «лает» и догоняет убегающих детей. Далее «сыплют крошки» и изображают собачку сами дети.

«Игра с собачкой»

Оборудование и материалы: игрушечная собачка.

Ход игры

Взрослый (держит в руках игрушечную собачку).

— Гав-гав!

— Кто там?

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол:

«Дай, собачка, Пете лапу».

Ребенок берет собачку за лапку.

Взрослый. А теперь покорми ее.

Собачке приносят миску с воображаемой едой. Она «ест» суп и «лает»: «Гав-гав!»

Взрослый. Это собачка говорит тебе «спасибо».

«Какая игрушка?»

Оборудование и материалы: несколько листков бумаги с нарисованными на них фигурками; на каждом листе — одна фигурка, похожая сразу на несколько игрушек.

Описание игры. Попросить ребенка назвать как можно больше предметов, которые он узнает в фигурках. Если ответы односложные, задать наводящие вопросы и попросить описать игрушку поподробнее.

«Камушки на берегу»

Оборудование и материалы: рисунок с изображением морского берега (например, полоска желтого цвета — песок и полоска синего цвета — вода), на берегу — несколько камешков разной формы.

Описание игры. Рассказать, что на морском берегу только что побывал волшебник и превратил все предметы и всех живых существ в камешки. Предложить ребенку их «расколдовать». Ребенок должен придумывать разные варианты.

Автор: Coляник Евгения Николаевна

Похожие статьи:

Игры на развитие слухового восприятия для детей 2-3 лет

Игры на развитие мелкой моторики у детей в группе раннего возраста

Игры на развитие мышления для детей 2-3 лет

Игры на развитие физических качеств для детей 2-3 лет

Игры на фланелеграфе для детей 2-3 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник