Воображение ребенка природа и развитие

Воображение ребенка природа и развитие thumbnail

Хорошо развитое воображение – полезное качество для ребенка с любым складом ума. Этот навык позволяет воплощать творческие идеи, общаться с окружающими, изучать абстрактные понятия. Но даже одаренным детям нужно регулярно заниматься упражнениями для развития воображения, чтобы не разучиться мыслить и фантазировать.

Что такое воображение?

Это не просто детские мечты и небылицы. Воображение – вид мыслительной деятельности, направленной на обработку информации и порождение новых знаний на основе уже имеющихся образов. Иными словами, человек вынужден опираться на память, логическое мышление, чтобы создать предполагаемую модель чего-либо.

Воображение используют ученые, бизнесмены, люди творческих профессий. Бытовые задачи тоже требуют воображения, которое напрямую связано со смекалкой и находчивостью.

Проработанное воображение облегчает общение с разными типами людей, помогает управлять эмоциями, выстраивать краткосрочные и долговременные планы.

Функции воображения

Адекватное использование воображения позволяет:

  • добиваться желаемого, удовлетворять потребности (использовать воображение, чтобы проводить мысленные эксперименты и выбирать оптимальный вариант развития событий);
  • управлять временем (планировать день, представляя, сколько времени займет каждое действие);
  • регулировать собственное психическое состояние (наблюдать за окружающими, запоминать оттенки эмоций, переносить их на себя с помощью воображения).

Типы воображения

По интенсивности:

  • активное (мозг воссоздает образ, который был заранее выбран человеком);
  • пассивное (образы появляются неосознанно, против воли, отражая подсознательные стремления).

По признакам возникновения и протекания процесса:

  • неуправляемое (лишенное причинно-следственных связей, яркое, нелогичное);
  • воссоздающее (проводящее операции с теми познаниями, которые уже успели осесть в памяти);
  • творческое (образы возникают в сознании без опоры на опыт).

Последний вид воображения опирается на самостоятельное, независимое мышление. Именно его советуют развивать педагоги. Однако многие родители не до конца понимают, зачем: «Мой ребенок не любит творчество, никогда не будет художником или писателем, ему достаточно теоретических знаний». Этот подход способен загубить потенциал, которым обладает каждый малыш.

Зачем развивать воображение у ребенка?

ребенок с развитым воображением

Мозг человека состоит из множества нейронов, связанных между собой. Их слаженная работа решает тысячи мелких и крупных задач ежедневно. Мы регулярно нуждаемся в свежих идеях: в детском саду, школе, на работе. Можно натренировать мозг выдавать большие объемы новой информации по нашему запросу.

В детстве легче приучить себя к нестандартному мышлению: мозг более податлив и пластичен, при грамотном подходе знания стремительно усваиваются и закрепляются на всю жизнь.

Воспитатели и родители с детства обеспокоены тем, как развить память у ребенка – быстрое запоминание гарантирует, что малыш сможет без проблем жить в привычной среде, выстраивать социальные связи по определенному шаблону. Воображение имеет другую функцию: его задача – предугадать возможные варианты развития событий в нестабильной обстановке, спрогнозировать будущее максимально точно. Это своеобразный механизм адаптации, подаренный природой.

У новорожденных воображение отсутствует совсем, но любознательность, тяга к новым знаниям заложена в каждом. Родителям следует поддерживать идеи малыша, даже если они кажутся глупыми фантазиями с высоты опыта взрослого человека.

Заметно, что не все дошкольники обладают развитым воображением. Однако регулярные тренировки всегда дают положительный результат – воображение можно и нужно развивать во время занятий.

Что влияет на развитие воображения у детей?

игры, развивающие воображение

Воображение начинает развиваться под влиянием социальных факторов: воспитания, общего образования, атмосферы в доме. Чтобы ребенок мыслил продуктивно и свободно, необходимо копить впечатления об окружающем мире. Опыт взаимодействия с людьми и предметами расширяет кругозор, делает малыша более эрудированным. Затем полученный опыт начинает соединяться с мышлением, направляя воображение.

Долгое время существовала ошибочная точка зрения, что воображение свойственно только детям, а взросление убивает творческие порывы и способность мыслить свободно уступает место рациональному, практичному взгляду на вещи. Это не так. Даже зрелые люди имеют возможность работать над воображением.

Делаем вывод: прожитые годы – не помеха. Развивать воображение можно не только в дошкольном возрасте. Более того, школьники и подростки имеют преимущество: сравнительно богатый жизненный опыт и развитое абстрактное мышление.

Как проявляется бедное воображение у ребенка?

  1. Четкое следование инструкциям и правилам. Дошкольнику характерно непослушание, стремление к самостоятельности, экспериментам.
  2. Потеря инициативы. Ребенок не пытается обособиться от родителей, обслуживать себя самостоятельно, поскольку не умеет решать возникающие задачи, требующие нестандартного подхода.
  3. Замкнутость, отказ от общения со сверстниками. Как следствие – скудный опыт общения, а от опыта социального взаимодействия зависит широта воображения.
  4. Растерянность при выполнении заданий, требующих свежего взгляда.

Что может стать препятствием на пути к хорошему воображению?

  1. Низкий уровень подготовки преподавателя. Отсутствие вовлеченности, креативного подхода приведет к слабым навыкам учеников.
  2. Незаинтересованность родителей в развитии малыша. Периодически детей нужно направлять, снабжать материалами для учебы, делать подсказки.
  3. Коллектив, в котором воспитывается маленький ученик. Окружение играет первостепенную роль: если у друзей нет мотивации и заинтересованности в познании мира, ребенок быстро станет таким же пассивным.
  4. Плохо организованный режим. Дети нуждаются в регулярных ярких впечатлениях, которые дарят качественно новые ощущения. Стабильность, однообразность – враги воображения.
  5. Нервная обстановка в доме. Скандалы, выяснения отношений между родителями негативно влияют на нервную систему ребенка. Как следствие, ухудшаются когнитивные способности.
  6. Проблемы со здоровьем. Следует проходить медицинские осмотры регулярно, чтобы знать о возможных болезнях, нехватке витаминов, переутомлении.
  7. Особенности личности. Тихий, неуверенный ребенок с трудом налаживает контакты с ровесниками, тяжело адаптируется в обществе. Ему сложно получать информацию от других ребят.

Развитие воображения у дошкольников

конструктор для развития воображения

Решив вплотную заняться работой над воображением ребенка, учитывайте возраст. Развитие воображения напрямую связано с возрастным периодом. Рассмотрим зависимость подробнее.

  1. Первые зачатки воображения малыш демонстрирует в раннем возрасте (около 2-3 лет). Интересуется историями, которые рассказывают взрослые, занимает позицию активного наблюдателя. Бедность воображения проявляется в примитивных играх маленьких детей, которые обычно состоят из нескольких повторяющихся действий (перекатывание мячика). Также дети в точности копируют поведение старших (укладывают кукол спать, кормят их). Они не способны придумать новый элемент игры.
  2. Дошкольники (5-6 лет) демонстрируют высокий уровень: когда воспитатель предлагает условия игры, дети пытаются внести что-то новое в привычные правила. Поведение становится более сложным. Главное отличие воображения дошкольников – готовность оперировать удаленными предметами. Малыши способны мыслить лишь о том, что видели своими глазами.
Читайте также:  Методический материал для раннего развития ребенка

Итог: младшие дошкольники тяготеют к воссоздающему воображению, запоминая действия и события, оставившие эмоциональный отклик. Старшие дошкольники демонстрируют более творческое воображение, пытаясь преобразить данность, с которой имеют дело.

Переход от первого этапа ко второму происходит с помощью игровой деятельности. Дети всегда учатся через игру: сочиняют новые сюжетные линии в рассказах, придумывают необычное назначение вещам, которыми пользуются ежедневно.

Чем старше становится малыш, тем меньше воображаемые образы могут быть связаны с действительностью. Нужно лишь направить энергию и потенциал в правильное русло, обратив внимание на методы развития детского воображения.

  1. Дидактические игры. Они воспроизводят реальность (события, праздники, социальные роли, предметы быта). Рекомендуется выбирать несколько типов игр: словотворчество, расположение деталей в пространстве, абстрактные игры с карточками и правилами.
  2. Изобразительное искусство. Рисование дарит шанс воплотить в жизнь самые смелые задумки так, чтобы окружающие могли посмотреть на них, оценить со стороны. Ребенок сначала копирует родителей, воспитателей, учится держать кисть или карандаш. Затем появляется интерес к творческому самовыражению
  3. Сказки. Не случайно они занимают особое место в фольклоре любой страны: благодаря сказкам человек постигает культуру народа, развивает воображение, придумывая неосвоенные сюжетные линии. Сказки укрепляют эмоциональный интеллект, позволяя комбинировать типовые характеры персонажей.
  4. Конструктор. Собирая детали в единое целое, малыш вынужден заранее представлять в сознании конечный результат. Так формируется пространственное мышление дошкольника, развивается логика; усваиваются свойства материалов и форм.

Среди комплексов упражнений, развивающих воображение, можно без труда найти варианты, подходящие вашей семье.

  1. «На что похоже?» Поставьте кляксы на бумаге, используя нитки, подушечки пальцев, ладони, фломастеры. Посмотрите на пятна с разных сторон. Малышу нужно придумать, на что похожи очертания клякс.
  2. «Дорисуй картинку» Взрослый начинает схематически рисовать животное или предмет, затем отдает картинку ребенку, который должен догадаться, что изображено на бумаге и провести финальные линии.
  3. Сочиняем сказки самостоятельно. Родители выбирают действующих лиц, помещая их в выдуманный мир, придумывая препятствия. Затем взрослый задает вопросы ребенку: «А как бы ты поступил(а) в этой ситуации? Почему герой сделал так? Что еще он мог изобрести?» Можно рассказать несколько альтернативных финалов сказки.
  4. Работа с карточками. Малышу показывают карты с несложными фигурами (например, три желтых круга). Нужно дорисовать недостающие детали, чтобы получить цельное изображение (желтый круг – солнце, ромашка, яичница).

Развитие воображения у младших школьников

развитие воображение при помощи рисования

Младший школьный возраст – период постепенного созревания мозга, перехода к активному творческому воображению. Оно становится психологической основой деятельности.

В школе воображение помогает детям освоиться в кругу одноклассников: наблюдая за их поступками, ребенок накладывает на ситуацию личные качества и убеждения, придумывает ответные реплики и действия. Воображаемые диалоги превращаются в качественный заменитель опыта.

Воображение становится более развитым, ребенок использует несколько механизмов создания новых образов:

  1. Типизация. Выделение общего признака среди группы лиц или предметов (пол, профессия, порода).
  2. Гиперболизация. Преувеличение, намеренное увеличение или уменьшение свойств предмета с помощью фантазии (Дюймовочка).
  3. Схематизация. Удаление индивидуальных черт, упрощение до максимального сходства (примитивное изображение животных, растений).
  4. Агглютинация. Сочетание несочетаемого, алогичные модели (известные мифические создания – русалка, кентавр).

Игры учеников младшей школы содержат элементы самоуправления, самоконтроля. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя исследователем, лично проводил эксперименты, добывал необходимую информацию.

При нормальном функционировании психики ребенок в начальной школе стремится творчески обработать задание учителя, выйти за рамки схемы, данной на уроке. Со временем воображение становится более осознанным, практичным, применимым к условиям жизни. Родители замечают, что ребенок тяготеет к детализации образов: любит красочно описывать вещи, человеческие характеры, находить отличия между ними.

Воображение становится эмоциональным: суждения приобретают индивидуальный оттенок, по ним можно судить о личности малыша, его предпочтениях.

Основные приемы, помогающие улучшить воображение в этом возрасте:

  • перенос образов из абстрактного в конкретное (описание воображаемых проектов);
  • усиление связи воображаемого с реальностью;
  • обогащение жизненного опыта;
  • увеличение точности создаваемых образов;
  • опора на эмоциональный отклик.

Упражнения, выполняемые младшими школьниками с участием педагога, ориентированы на перечисленные выше приемы. Проводите их в домашних условиях.

  1. «Актеры». Ребенок загадывает любимого героя мультфильма, создает образ с помощью подручных средств (например, использует карандаш как волшебную палочку) и демонстрирует, как персонаж мог бы вести себя в реальности. Другие участники пытаются назвать имя героя. Пользу приносят школьные спектакли, постановки. Актерское мастерство в любом проявлении благотворно влияет на воображение.
  2. Интеллектуальные викторины с вопросами, требующими смекалки. Дети делятся на команды, ведущий задает вопросы о затруднительных жизненных ситуациях: «Что бы вы сделали, оказавшись на необитаемом острове?», «Как можно добраться до дома, если вы заблудились, а телефона нет?» Школьникам до 10-12 лет не хватает опыта работы в команде. Атмосфера конкуренции, дружеская взаимовыручка, обмен идеями помогут воображать смелее и быстрее.
  3. Игра в слова. Ребенку предлагают взять карточку с 3-5 словами, не связанными между собой тематически или логически. Малышу нужно быстро придумать три фразы, содержащие эти слова. Когда упражнение будет выполняться легко, усложните задачу: получившиеся предложения надо объединить в рассказ.
  4. Угадываем будущее. Взрослый делает заготовки фраз, которые начинаются следующим образом: «Что, если…», «Что произойдет, когда…» Например: «Что, если на свете исчезнут насекомые?», «Что случится, если мы получим возможность запоминать информацию за пару секунд?»
Читайте также:  Детские центры развития ребенка брянск

В любом возрасте полезен труд в креативных, интеллектуальных отраслях: лепка из глины, танцы, шахматная секция – спорт и творчество вынуждают мозг работать.

Родителям следует наблюдать за успехами ребенка, проводить грань между воображением и ложью, социальной дезадаптацией. Рассуждения ребенка не должны вредить ему и окружающим, в противном случае есть смысл обратиться к детскому психологу.

Следуя рекомендациям, вы воспитаете неординарного, смышленого ребенка с оригинальным и живым мышлением.

blogArticleimage

blogArticleimage

Тренажер для развития мышления

Тренажер – это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

Источник

Флегонтова Н.Е.

Особенности развития творческого воображения детей в работе с природным материалом.

Ключевые слова: воображение, фантазия, творчество, развивающие игры, оригинальность, природные материалы.

Проблема развития воображения, хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одним из наименее разработанных и спорных вопросов в психологии. В своем исследовании мы руководствовались работами Л.С. Выготского (2), который глубоко исследовал механизмы, функции, составляющие творческого воображения. Вслед за Л.С.Выготским мы взяли за основу определение творческого воображения как «творческой деятельности, основанной на комбинирующей способности нашего мозга».

Все известные исследователи воображения (Т.Рибо, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов и др.) рассматривают его в контексте творчества. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире.

Воображение – двигатель любого творчества. Воображение – это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней. В научном понимании воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Все вещи, окружающие нас, сделанные руками человека, первоначально возникли в воображении. Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями. Продуктом или результатом воображения являются образы.

Воображение необходимо человеку и для научных открытий, и для создания произведений искусства, и для того, чтобы понимать прочитанное или услышанное, и чтобы украсить свой быт и т.д.

Творческое воображение, по мнению Л.С.Выготского, ценнейшее приобретение детства, остающееся с человеком навсегда. Ввиду того, что воображение работает только с материалами, взятыми из жизни, следует добиваться, чтобы ребенок мог питать свое воображение и применять его для решения соответствующих задач. А для этого он должен расти в обстановке, богатой импульсами и стимулами, развиваться разносторонне. Очень важно, чтобы ребенка окружал мир природы, где сам человек является его частичкой. Мир природы всегда таинственный, сказочный, необыкновенный, наполненный гармоничной красотой, загадочностью, притягательностью. Но общению с ним надо учить ребенка с раннего детства.

Современная действительность такова, что изделия, выполненные промышленным способом, стали важнее, чем красота и богатства мира природы. Для того, чтобы ребенок стремился к общению с природой, нужно обращать внимание детей на красоту родного края, несметные богатства Матушки – природы. В результате, общаясь с природой, дети становятся более открытыми, добродушными, отзывчивыми, внимательными, каких отношений так не хватает в социуме.

Мы предлагаем школьникам образовательную программу «Природа и фантазия», целью которой является формирование эмпатического отношения к миру, природе, людям. На занятиях мы проводим игры, прогулки в природу, работаем с природным материалом. Но всё это не просто забава и приятное развлечение на прогулке, это настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимы и ее дары. Из собранных и засушенных листьев можно круглый год создавать картины, подарки, сувениры, панно, закладки, портреты и многое другое. Такие занятия дают прекрасный старт для развития воображения ребенка. Форма листьев по своей природной пластике близка стилистике детского рисунка. При рассматривании листочков у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Природный материал сам по себе кладовая для игры воображения и фантазии. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Проходишь мимо дуба, а земля возле него усыпана бочонками – желудями. Остановись, не спеши, всмотрись внимательно, ведь это не желуди, а маленькие гномики – одни из них худенькие, другие поплотнее. А вот и кроха – гном. Приделай ему ножки, разукрась личико, и он улыбнется тебе, станет твоим спутником на прогулке.

Самое важное в конструировании из природного материала – это умение увидеть в природной форме какой-либо образ. Фантазии из листьев – это фейерверк творчества! Цветовая палитра – как в живописи, а дана в листьях изначально. Образы и композиции – как в конструировании, а возникают из готовых форм легко, быстро и каждый раз по-новому. Каждое произведение уникально и совершенно в своем роде. Поделки из природного материала – это не только осязаемый результат увлекательных занятий с красивым, благодатным, отзывчивым материалом, но и невидимое для глаз развитие нестандартного мышления и воображения.

Как развивает ребенка общение с природным материалом?

  1. Очаровывает несказанно и обогащает, наполняя реальными чувствами и представлениями. И все это – благодаря причудливой окраске цветов и листьев, манящей спелости ягод, таинственному блеску соломки, смоляному запаху шишек.
  2. Деликатно и ненавязчиво учит всматриваться в окружающий мир и любоваться им. Воспитывает тонкое восприятие и наблюдательность – то, что образно называют «глазом художника». Природа как самый лучший художник воспитывает у своих зрителей подлинно художественный вкус.
  3. Исподволь знакомит с важнейшим жизненным принципом: «Не навреди!» Действительно, если нужны листья и шишки, то лучше собрать лежащие на земле, а не растущие на дереве. Если понадобится березовая кора, то нужно найти поваленное дерево.
  4. Развивает у ребенка глазомер, аккуратность, точную согласованность в работе глаза и руки (сенсомоторику). Настоящие инструменты – ножницы, игла, шило – становятся незаменимыми помощниками ребенка, позволяют ему почувствовать себя взрослым и умелым.
Читайте также:  Представление современной программы развития ребенка

Работа с природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появление элементов творчества, способствует развитию у детей таких качеств, как внимание, терпение, целеустремлённость, любознательность. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Но начать творческий процесс, как оказалось, многим детям непросто. Исходный уровень фантазии и творческого воображения многих современных детей оказывается слишком низким. Воображение, являясь важнейшей стороной нашей жизни, нуждается в особой заботе. В современных условиях воображение не получает должного развития в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте вследствие предоставления детям готовых зрительных образов в СМИ, книгопечатной продукции, вследствие обилия готовых игрушек, разрушения традиций устного фольклора народной педагогики и т.д., что делает необходимым специальную работу педагога по развитию творческого воображения. В связи с этим мы ввели в программу развивающий блок «Страна Фантазия». Опыт её апробации показал доступность для учащихся подобранных заданий, их интерес к саморазвитию творческих умений. Проведённая работа позволила нам понять, почему некоторым детям до этого было сложно создавать творческие работы.

Блок программы состоит из 6 последовательных этапов, объединенных общими задачами, темой и содержанием для усвоения. Занятия не имеют жёстких временных рамок, сочетаются с основной программой и могут быть продолжены большее или меньшее время, главным для перехода к следующему этапу является степень решения поставленных задач. Повышение развития фантазии, творческого воображения детей происходит через включение их в беседы, развивающие игры и упражнения.

Мы начинаем с темы «Я не боюсь предлагать», направленной на овладение детьми умением раскрепощаться, быть эмоционально открытым, говорит о своих чувствах, преодоление страха высказывать своё мнение, идею, спонтанную мысль. Следующая тема этого учебного блока «Страна Разнообразия», в рамках которой мы при помощи игр и упражнений повышаем широту и беглость воображения и мышления у детей. Следующая тема «Кентавриандия», в которой мы овладеваем такими приемами мышления, как комбинирование, аналогизирование. Ребята знакомятся с прямой, личной, символической и фантастической аналогиями. На следующем этапе «Учимся фантазировать вместе» мы развиваем способность фантазировать сообща, развивая идеи друг друга. Дети учатся думать вариативно в заданном направлении, овладевают технологией мозгового штурма. Следующая тема «Необычные жители страны Фантазии» знакомит с такими приёмами фантазирования, как ассоциации, сравнения, преувеличение. Жители страны Фантазии, с которыми мы знакомимся, являются представления, образы, творчество, идея, выдумка, небылица, оригинальность, необычность, свобода, смелость.

На данном этапе мы учим детей ощущать и передавать словесно и художественно образы счастья, тепла, гармонии, радости, грусти и другие эмоциональные состояния и постепенно выходим на главную задачу данного блока – умение создать образ предмета, явления и передавать свое видение другим. В заключительной теме «Дружим с Оригинальностью» мы помогаем детям овладеть критериями для оценки созданного образа: новизна, оригинальность, целостность и на этой основе побуждаем детей к созданию оригинальных необычных художественно-ценных изделий. Под оригинальностью мы понимаем не вычурность идеи, а её самобытность, истинность, чувственность.

Работа по развитию воображения приводит к тому, что дети постепенно становятся более открытыми, уверенными, любознательными, активными, а их работы – всё более творческими и интересными.

Список используемой литературы:

1. Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить. – Игры и тесты для детей 7-10 лет -Харьков.: Фолио – 217 с.

2. Выготский Л.С./ под ред. Давыдова В.В. Педагогическая психология – М: Педагогика, 1991

3. Давыдова М.А. Агапова И.А. Поделки из природных материалов – М: Лада, 2006, 256 с.

4. Лыкова И.А. Лесные поделки – М : Карапуз, 2003, 64 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для ВУЗов – СПб : Питер, 2003, 581 с.

6. Рогов Е.И. Психология познания – М: Владос, 1998, 176 с.

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения, часть 3 – М :Генезис, 1998, 160 с.

8. Шрагина Л.И. Логика воображения – М : Народное образование, 2001, 192 с.

Флегонтова Наталья Евгеньевна, педагог дополнительного образования Дома детского творчества «Левобережный» Невского района Санкт-Петербурга. Окончила Ленинградский техникум холодильной промышленности в 1974 году. Но всю жизнь мечтала работать с детьми. В 1990 году мечта сбылась: 14 лет проработала в системе дополнительного образования города Нижнекамска Республики Татарстан. С 2004 года работаю в системе дополнительного образования города Санкт -Петербурга. Прошла курсы повышения квалификации по различным направлениям. Педагогический стаж – 22 года. Увлечения: творчество во всем – на дачном участке, в проведении мероприятий и занятий с детьми, в подготовке праздничных работ, сюрпризов. Работа с природным материалом – самая любимая сфера деятельности. Тел. 8 -950 -043 -28- 57

Источник