Волевая сфера ребенка до 1 года

Волевая сфера ребенка до 1 года thumbnail

Развитие волевых процессов у малышей

Воля – это способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Воля на современном этапе развития науки представляет собой явление, которое связано фактически со всеми основными психологическими понятиями, такими как мышление, эмоции, характер, темперамент, способности, мотивация и др.

К волевым свойствам относятся: дисциплинированность, самостоятельность, выдержка, решительность, настойчивость.

К волевым качествам относятся: энергичность (способность поднять уровень активности до необходимого); терпеливость (сохранение определенного уровня активности); выдержка (способность сдерживаться); смелость (сохранение устойчивости для сохранения эффективной деятельности); организованность.

Общим синтезирующим свойством воли считается ее сила. В большей степени в ней проявляется общая способность человека к волевым действиям. На житейском уровне часто применяется выражение «слабовольный» или «волевой» человек.

Задачей воли является управление собственным поведением, сознательная саморегуляция активности. В основе этой саморегуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. Особенность волевого поведения заключается в том, что человек внутренне переживает состояние «Я должен», а не «Я хочу». Именно сознательная целеустремленность действий характеризует волевое поведение.

Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы. Дошкольный возраст признается наиболее важным и ответственным периодом формирования волевых качеств. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешне и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества.

Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому взрослые должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности. Для руководства ребенка в своих действиях словесной инструкцией необходимо создать специальные условия. До двухлетнего возраста дети не могут воспроизвести знакомое им действие без реального предмета действия (например, не имея ложки, показать, как ее пользуются). Поэтому существенным шагом в развитии произвольности является формирование способности к представлению отсутствующих предметов, благодаря чему поведение ребенка определяется не только наличной ситуацией, но и представляемой. Если каждое звено словесной инструкции ребенок будет сопровождать ориентировочными действиями (указательный жест и пр.), то есть соотносить инструкцию с объектом действия, то последующее выполнение инструкции становится возможным даже для детей 3-4 лет, так как способность ребенка к произвольному действию и подчинению инструкции взрослого, требующей преодоления непосредственного импульса к действию – формируется, к 4-м годам. Дети до 5-ти лет, как правило, подчиняют свои действия ситуативным обстоятельствам, а не слову. В период с 2-3-х лет большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной реакции на 2 слова: «Надо» (требует действия даже вопреки желанию ребенка ) и «Нельзя» (запрещает действие, желаемое ребенком). Слова «Надо», «Можно», «Нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это – первое самостоятельное проявление ребенком силы воли. Было бы неправильно считать маленьких детей не способными к самообладанию и изображать их маленькими дикарями, которые живут неподдающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Уже на 3-м году жизни дети обнаруживают самообладание. Оно проявляется в отказе от чего-нибудь неприятного, а также в решимости сделать что-нибудь приятное, если это необходимо. Примерно к этому же времени ребенок начинает понимать, что не всегда можно делать то, что хочется. Это значит, что дети способны к самоограничению. В то же время делать выбор (например, между двумя игрушками им еще трудно). К 3-м годам, а иногда и раньше у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности. «Я сам!» – требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей. Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию «не делать что-то», чем приказу «делать что-то другое». Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать». Дети 3-х лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие. Способность отодвинуть поступок на более позднее время уже выступает показателем развития воли 3-4-хлетних детей. Несформированность такого качества – показатель определенного отставания развития волевых действий у детей. С 4-х лет развивается контроль за своими действиями. На 4-5 году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. К этому возрасту появляется способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения. Пятилетний ребенок уже может поступать обдуманно. Ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах (своеволии). Упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной его безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию). К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия – ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но не все компоненты волевого действия еще достаточно развиты. И взрослым следует это учитывать, соблюдая постепенность в повышении требований к детям, опираясь на его возможности, интересы, потребности. Уровень волевого развития ребенка подчас является определяющим в характере его отношений с другими детьми, умении преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других людей, подчинять свое поведение установленным нормам и правилам. У детей с более высоким уровнем развития воли контакты со сверстниками более длительны и бесконфликтны.

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка почти целиком складываются из импульсивных поступков – проявления воли наблюдается лишь время от времени при особо благоприятных для этого обстоятельствах. У малышей сохраняется ситуативность поведения, влияние на их действия непосредственно воспринимаемого, т. е., обладая зачатками воли, ребенок почти целиком зависит от внешних стимулов, которые определяют его поведение.

Читайте также:  Как необычно поздравить с днем рождения ребенка 1 год

Развивать волевые качества у малышей необходимо через игровые ситуации. Именно игры воспитывают дисциплину, развивают устойчивое внимание у ребенка. Игровые ситуации развивают у детей умение действовать согласованно. Обыгрывание потешек, песенок и стихотворений учат ребенка согласовывать движения с текстом, развивают умение начинать и заканчивать движения по команде взрослого, развивают внимание, мышление, память. Волевые качества личности более старшего дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности (игра, учение, общение, труд) при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка. Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей (игры-соревнования, ролевые игры, игры-имитации, конструктивные, сюжетно-ролевые, коллективные игры). Занятия по изодеятельности как метод формирования воли малыша позволяет ребенку не только переживать чувство прекрасного, развивает в нем чувство цвета и пространства, но и может стимулировать развитие таких личностных характеристик, как самосознание, мышление, воля.

Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Именно поэтому взрослые должны уделять значительное внимание формированию этого качества личности. Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

  • Постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
  • Поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
  • Постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямым инструкциям, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
  • Создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.

Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального. Взрослым следует обратить внимание на следующие методы воздействия:

  1. Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески поддерживать любые ее признаки.
  2. Если ребенок заявляет «Я сам» и явно претендует на то, чтобы делать что-то самостоятельно, без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не стоит активно вмешиваться, за исключением, конечно случаев, когда ребенок может невольно навредить себе или испортить какую-либо ценную вещь. Но и в этих случаях вмешательство должно быть ненавязчиво и незаметно для ребенка.
  3. Самостоятельность особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается что-то сделать как можно лучше, проявляя при этом инициативу и настойчивость, желание и готовность преодолеть препятствия. Поощрение должно иметь место и тогда, когда ребенок старался, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в сознании самого ребенка поощрения ассоциировались именно с его старанием, а не с его способностями.
  4. Поощрения должны доминировать над наказаниями – это играет важную роль в развитии его волевых качеств, создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей.

Следует учитывать и возрастные аспекты формирования волевых качеств:

  • у детей раннего дошкольного возраста – постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности;
  • в младшем дошкольном возрасте (для предупреждения проявлений капризов и упрямства) -приучать к послушанию: слушаться старших, выполнять поставленные ими задачи, советы, указания, подчиняться авторитету взрослого, доверять взрослому;
  • в среднем дошкольном возрасте – развивать самосознание, послушание, дисциплинированность, выполнение правил поведения, организованность;
  • в старшем дошкольном возрасте – подводить детей к пониманию значимости требований взрослых и осознанного их выполнения.

Главное условие успеха воспитательной работы -соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребности жизни. Необходимыми является соблюдение режима дня, единство требований взрослых, четкие объяснения взрослого мотивов своего поведения и своих требований к ребенку, который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого.

Памятка для родителей!

Развивая волевые качества ребенка:

  • не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает радости больше, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Возможности ребенка во многом ограничены, и часто он не может добиться результата, тогда ему необходимо помочь. Поначалу не все будет удаваться правильно сделать, потребует вашей переделки и большего количества времени. Но не стоит нервничать или торопиться, необходимо проявить терпение, иначе у ребенка может пропасть интерес к этим действиям. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.
  • Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.
  • Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи, т. к. разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.
  • Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя ребенку разрешать то, что запрещено было вчера. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувство боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.
  • Весьма благоприятно сказывается на развитии волевых действий участие детей в домашнем труде, особенно вместе со взрослыми. Ребенок 2-4 лет уже может оказывать помощь в уборке комнаты, сервировке стола, приготовлении пищи и т. п. участие в домашнем труде дает ему возможность чувствовать себя полноправным и равноправным членом семейного коллектива, и вызывает одобрительное и уважительное отношение к самому себе и со стороны взрослых.
  • Развитие волевых качеств закладывается еще в дошкольном возрасте, и именно в этом возрасте особенно важно их развитие, как своеобразного фундамента, который будет очень важен в развитии волевых качеств в более поздних возрастах. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно.
Читайте также:  Ребенок полный 1 год много есть

Источник

Важное место в гармоничном развитии малыша играют социально-эмоциональные навыки. Что к ним относится и как способствовать их развитию в возрасте от 0 до 12 месяцев – обсудим в этой статье.

Роль родителей в социально-эмоциональном развитии малыша

Суть эмоционально-социального развития детей до 1 года – закладывание и улучшение навыков адаптации к окружающему миру, общения с другими людьми, познание самого себя, умений эмоционально реагировать на происходящие события и переживания. Сюда входит:

  • «знакомство» с собой и своими эмоциями;
  • развитие начальных навыков в управлении эмоциональными реакциями;
  • налаживание взаимодействия с другими людьми;
  • развитие эмпатии;
  • обучение «мирному» разрешению конфликтов.

Эти и другие навыки «раскрываются» при наличии крепкой связи между крохой и родителями. Именно эта связь помогает ребенку налаживать отношения с другими людьми, выражать эмоции и справляться с трудностями. Благодаря поддерживающему отношению со стороны родителей, малыш может спокойно исследовать окружающий мир, понимать разницу между «правильным» и «неправильным».

Первый год жизни – время абсолютной зависимости малыша от заботящихся о нем взрослых. И, если выстроены адекватные отношения, то в дальнейшем они помогают ребенку проявлять независимость и самодостаточность.

С самого рождения дети изучают и формируют у себя понимание того, кем они являются. Родители могут помочь им в этом следующим образом:

  • своевременно распознавать «сигналы» крохи, которыми он выражает свои потребности;
  • распознав, вовремя реагировать на них и удовлетворять – это поможет малышу лучше понимать, что он хочет и в чем нуждается;
  • обеспечивать малышу стабильность, безопасность и «предсказуемость» в окружающей его обстановке – это формирует «базовое доверие к миру» и повышает уверенность в своих силах

Дальше мы рассмотрим, какие стратегии можно использоваться для гармоничного развития эмоционально-социальных навыков малыша. А пока давайте выясним, как проявляются эмоционально-социальные навыки у ребенка по месяцам от рождения.

Проявление эмоционально-социальных навыков с рождения до 1 года по месяцам

Свою первую социально-эмоциональную реакцию новорожденные обычно проявляют на 3-4 недели жизни. Это первая улыбка, которую вы сможете наблюдать, если склоните над крохой свое лицо и будете разговаривать с ним ласково и с улыбкой.

Затем дети проявляют следующие навыки социально-эмоционального развития.

2 месяца. В этот период малыш активно развивается в психоэмоциональном плане. Ему очень важен контакт с мамой, так как он не воспринимает себя отдельно от нее. Беря ребенка на руки, вы будете чувствовать, как ему комфортно и хорошо. В это время невозможно «приучить» младенца к рукам, как опасаются многие родители. Если действовать из этих опасений и ограничивать нахождение ребенка на руках, то он будет проявлять беспокойство, «беспричинно» плакать, требовать внимания. Если же без ограничений брать малыша на руки, то он будет активно развивать концентрацию внимания, координацию движений рук и глаз, фиксацию взгляда и так далее.

3 месяца. Ключевое социально-эмоциональное умение, которое развивается в этот период, это терпение. Малыш уже может терпеливо «ждать» до 5 минут, когда его просьба будет выполнена, и когда его переоденут или покормят. Он по-прежнему предпочитает изучать окружающий мир на руках у мамы, но уже может и самостоятельно полежать (до 10 минут). Кроха продолжает учиться ориентироваться в пространстве, изучать свое тело, «знакомиться» с другими людьми и испытывать от этого различные эмоции.

4 месяца. До этого периода малыши часто плачут «без причины», но к 4 месяцам их эмоциональный фон становится более ровным и устойчивым. Поэтому плачут они уже практически всегда «по делу». У крохи развивается оптимистичный настрой, настойчивость и ориентация на новые впечатления. В этом возрасте детки способны самостоятельно занимать себя до 25-30 минут. Большую часть их активности занимают манипуляции с игрушками и предметами. Малыш изучает их свойства, настойчиво повторяет различные действия, чтобы выявить новые возможности взаимодействия с ними. От таких занятий он получает бурные положительные эмоции.

5 месяцев. В этом возрасте детки способны на самостоятельные игры уже в течение 15-30 минут. Они более терпеливы и лучше понимают свои желания, «сообщая» о них взрослым. Например, вы сможете уже четко распознать, когда ваш сын или дочь просятся к вам на ручки. Еще один характерный навык этого периода – подражание взрослым. Малыш старается повторить за вами все, что вы ему показываете. Повышен интерес к взрослым – как близким, так и незнакомым. 5-месячные детки эмоционально показывают свое отношение к событиям и предметам – плачут, недовольно хмурятся или радостно смеются. Все, что вызывает положительные эмоции, они с удовольствием повторяют снова и снова. Например, манипуляции с игрушкой или игру в «ку-ку». В этот период дети охотно идут на общение, они любознательны и подвижны.

6 месяцев. В этом возрасте у малыша повышается терпеливость и сосредоточенность. Он активно изучает свое тело и способности и открыт для общения с окружающими. Заинтересовавшись игрушками или новыми предметами, он может самостоятельно играть до 40 минут. Одна из любимых игр – прятки. Она забавляет малыша, и когда вы захотите закончить игру, то он будет всеми способами показывать свое недовольство, требуя продолжения. И так будет до тех пор, пока ему не станет скучно. Главное осознание этого периода – что его желания важны, а общение со взрослыми приятно.

Читайте также:  Ребенок 1 год 2 месяца ест только грудное молоко

7 месяцев. Деткам пока кажется, что их возможности неограниченны. И, когда они убеждаются в обратном, то испытывают и проявляют отрицательные эмоции – злятся, капризничают, плачут. В этом возрасте малыш уже способен «адресовать» свои негативные эмоции конкретному человеку и чувствует, когда взрослые злятся или раздражаются.

8 месяцев. Это период, когда крохе уже не так интересно находиться на руках у взрослых. Он стремится самостоятельно изучать окружающий мир, ползает по квартире, интересуясь абсолютно всем, что попадается ему. Он активно общается со знакомыми людьми, но в этом возрасте детям свойственно развитие стеснения и социальный страх. Если раньше он спокойно «знакомился» с незнакомыми людьми, то в 8 месяцев начинает стесняться, прятаться за родителей и плакать. Со своими родными же кроха с удовольствием взаимодействует, играет и стремится быть рядом.

9 месяцев. Кроха все дольше играет самостоятельно, но предпочитает держать взрослых в поле зрения. Он способен сам передвигаться ближе к вам, если хочет пообщаться. А также просится на руки, если устал, хочет спать или болеет. У него активно развиваются процессы подражания и элементарные бытовые навыки. Малыш стремится к порядку и иногда сам кладет игрушку или предмет на место. Уход мамы из дома воспринимает как трагедию – нервничает, плачет и пытается «найти». В 9 месяцев деткам особенно важно получать от родителей знаки любви, чувствовать положительное отношение и надежность.

10 месяцев. В этом периоде у детей на первый план выходят навыки подражания. Они повторяют за взрослыми все, что видят – бытовые действия, разговоры по телефону и т.д. Также на новый уровень переходят игры и занятия, становятся более социализированными. Малыш с удовольствием «кормит» свои игрушки, начинает играть в ролевые игры, по-прежнему любит прятки, «ладушки» и другие пальчиковые игры. Также продолжает изучать свойства окружающего мира и свои способности, улучшая свои социальные навыки и расширяя эмоциональную палитру.

11 месяцев. Малыш подолгу и с удовольствием играет самостоятельно. Его эмоциональный фон становится более спокойным и уравновешенным. Он стремится к самостоятельности и укреплению социально-эмоциональных связей со взрослыми. Продолжает играть в ролевые игры с подражанием «взрослым» действиям.

12 месяцев. Особенность этого возраста – конфликт между стремлением к самостоятельности и пока ограниченными способностями. Из-за чего малыш становится капризным, плачет, если ему что-то не удается. Это период начала «кризиса первого года». Ребенок также учится «манипулировать» поведением взрослых и замечает, на какие его «сигналы» охотнее и быстрее реагируют родители. Если вы будете быстрее «отвечать» на его слезы или истерики, то он будет использовать их как способ привлечения внимания. Детки продолжают активно подражать взрослым, а также развивают свою самостоятельность, с радостью выполняют простые бытовые поручения и просьбы. Начинает развиваться эмпатия – кроха переживает и пытается «пожалеть», видя, что мама плачет.

Как вы можете помочь в развитии навыков

Любые навыки лучше развиваются в специальной поддерживающей среде. И вы можете создать такую среду, чтобы усовершенствовать социально-эмоциональное развитие своего сына или дочери. В этом помогут следующие стратегии:

  1. Оказывайте помощь и поддержку. Помогайте малышу в том, что ему хочется. Для этого вам потребуется внимательно распознавать «сигналы» своего ребенка. Например, ваш 10-месячный малыш во время еды может хватать вас за руку, пытаться выхватить ложку, сопротивляться и так далее. Первой реакцией может быть раздражение. Но, если вы внимательно посмотрите на эти сигналы и подумаете, что они означают, то поймете, что ребенку хочется самостоятельно держать ложку. Конечно, сам он еще не сможете нормально поесть в этом возрасте. Но вы можете дать ему в руки другую ложку, а сами продолжите его кормить. Так, вы удовлетворите потребность крохи, поднимите ему настроение и укрепите связь между вами.
  1. Развивайте навыки, стимулируя их. Детки ежедневно учатся чему-то новому, особенно в первый год жизни. И вы можете их мягко «подталкивать», делая несложные вызовы и помогая. Например, если ваш кроха учится переворачиваться со спины на живот, то вы можете спровоцировать более быстрое обучение. Для этого положите игрушку за его головой, предварительно показав и рассказав малышу, что вы ее туда положите. Тем самым вы сделаете «вызов», и малыш будет еще сильнее стараться перевернуться, чтобы добраться до игрушки. Обязательно хвалите ребенка за его достижения и восхищайтесь ими.
  1. Будьте ласковы и заботливы. Объятия, ласковые слова, ношение на руках, пение, «беседы» с малышом дают ему понять то, что он любимый и «особенный» для своих родителей. Внимание и ласку легко проявлять, когда ребенок спокоен и в хорошем настроении. Но такие «условия» бывают не всегда. Иногда вам придется проявлять терпение и выдержку, чтобы поддержать кроху, когда он в плохом настроении, капризничает, часто плачет или злится. Но это того стоит – ребенок поймет, что вы любите его таким, какой он есть.
  1. Помогайте ребенку чувствовать себя в безопасности. Каждый раз, реагируя на плач или другие сигналы своего малыша, вы позволяете ему ощущать доверие и чувство безопасности. Он чувствует вашу любовь и знает, что вы всегда рядом и поддержите его. Такое доверие развивает чувство уверенности в себе и ощущение контроля. Также в этом помогает стабильность, предсказуемость ежедневных событий и распорядок дня. Старайтесь каждый день выполнять все важные действия в одном и том же порядке. Например, придумайте ежевечерний ритуал перед укладыванием малыша или утренний ритуал перед выходом на прогулку.

Развивая эмоционально-социальные навыки своего ребенка, вы помогаете ему понять и почувствовать, кем он является на самом деле. Это формирует его личность, чувство собственного достоинства, самоценность и способность поддерживать позитивные, «здоровые» отношения с окружающими.

Источник