Вокал ребенок 5 лет

Вокал ребенок 5 лет thumbnail

Занятия по вокалу с детьми 4-5 лет: игры и упражнения.

Для красивого пения у исполнителя должна быть внутренняя полная физическая свобода. Для достижения результата в певческой деятельности, начинаем работу с закрепления певческих навыков. Каждое занятие мы проговариваем детям о правильном положении корпуса, головы, о дыхании, звукообразовании, артикуляции и дикции.

Поэтому начинать работу по формированию певческих умений следует с певческой установки. Для этого необходимо добиться естественной позы певца:

– корпус держим прямо и свободно, плечи расправим;

– голова прямо, шею не вытягиваем и не напрягаем;

– ноги стоят под прямым углом к полу с опорой на пятки;

– руки свободно лежат между животом и коленями;

– мышцы лица, шеи, плеч в спокойном состоянии;

– нижняя челюсть свободна, губы подвижны и упруги.

Певческая установка постепенно становиться навыком, потребностью, вырабатывается правильная привычка.

Все занятия по вокалу я начинаю с упражнений для физического ощущения свободы, с упражнений, которые расслабляют мышцы лица, шеи, плеч, корпуса. Так, постепенно, изо дня в день, правильный навык дает прекрасный результат. Ребенок чувствует физическую свободу и благодаря этому, голос развивается в естественных условиях.

В начале каждого занятия, я предлагаю детям принять правильное положение тела. Поэтому мы делаем небольшой расслабляющий комплекс упражнений: встаем, ссутулимся, расслабляем мышцы плеч и спины. Затем приподнимаем плечи, грудь, и откинем плечи назад. Спина становится крепкой и прямой, руки и шея свободными и легкими.

Вот примеры упражнений, которые мы выполняем с детьми:

  • «Дровосек» – Исходное положение: ноги поставим на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Взять двумя руками воображаемый топор, поднять его над головой, глубоко вдохнуть, затем вместе с коротким и полным выдохом через рот сделать быстрый наклон вперед, одновременно опуская руки вниз, т. е. ударяя топором по полену. При этом упражнении, произносим при выдохе и ударе топора восклицания типа: «Ух!», «Раз!» и т. д.
  • «Освобождение от усталости» – Исходное положение: ноги стоят на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Поднять руки вверх, глубоко вдохнуть и на вдохе подняться на носки.
  • «Насос» – Исходное положение – стоя, ноги немного уже ширины плеч. Громко вдохните и медленно наклонитесь, а затем так же медленно вернитесь в исходное положение, словно если бы вы работали насосом. Сделайте 8 раз.

Кроме того, чтобы тело при пении было упругим, предлагается детям периодически проверять его кулачками ( «чтобы не было дырки в боку, как у ёжика»).

Я провожу такие упражнения с детьми регулярно, правильно объясняя суть задания, но не превращая занятия в бестолковую забаву.

Основная часть занятия состоит из работы над звукообразованием:

1. Поем естественным светлым звуком без напряжения и крика. Крикливое пение искажает детский голос и приобретает горловой звук. Мы играем в игры «Позови меня», «Брось мячик», «Ау», «Снежки».

Пример игры» Ау» – звук «а» поем на низкой ноте, на этом звуке удобно открыть рот, а вверху гласный «у» хорошо собирает и округляет звук. Данные игры вырабатывают навык длительного выдоха, развивают звонкость и полетность голоса, а также развивают музыкальный слух у «гудошников». В данной игре-упражнении мы тренируемся в умении выходить в фальцетный режим с низкого звучания гласной.

Важно создать на занятии игровую ситуацию, и таким образом повысить интерес детей к певческой деятельности. Например, игра: «Однажды дети пошли гулять в лес (звучит спокойная музыка). Деревце за деревце, кустик за кустик – они и не заметили, как ушли далеко от взрослых и потерялись (на окончание музыки дети приседают). Стали взрослые звать детей: «Та-ня, ау!». Ребенок, которого позвали, откликается: «Ау». Таким образом, все дети имеют возможность индивидуально поупражняться в освоении навыка.

Можно создать такую ситуацию для позиционно высокого (головного) звучания, которая способствует воспроизведению звукоподражаний животных (мяукает маленькая кошка, лает маленькая собачка и др.). Когда ребенок подражает кошке («мя-у»), он учится мягко открывать рот и не зажимать нижнюю челюсть; когда подражает петушку («ку-ка-ре-ку»), поет высоко, протяжно, а подражание лаю маленькой собачки («гав-гав») помогает настроить голос на высокое головное звучание.

2. Учимся правильно открывать рот, опускаем нижнюю челюсть. Я использую упражнение «Открой ротик», оно помогает формировать навык правильного раскрывания рта на слоги «на», «ма», «да»: «Сжимаем пальчики в кулачки и прижимаем к груди – ротик закрыт, руки протягиваем вперед и раскрываем кулачки – ротик открывается широко, как ладошка». Одновременно с открытием рта, дети протягивают звук «а», стараясь тянуть его максимально длинно, глаза широко раскрываются, брови приподнимаются, голос и мимика передают интонацию радости.

Читайте также:  Ребенок 5 лет упал

3. Учимся плавно вести звук. Чтобы научить детей петь протяжно и напевно, необходимо, начиная с первой младшей группы учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз.

Для достижения напевности хорошо использовать песенки, попевки с ярким, образным содержанием. Это дает возможность вовлечь ребенка в игру, а в игре значительно легче создаются предпосылки для правильного воспитания лучших качеств голоса.

Например, убаюкивание любимой игрушки: атмосфера покоя, ласки побуждают ребенка исполнять песню мягко и протяжно. Протяжности, напевности звука способствует работа над гласными (например, в пропевании имен матрешек «Зина-Таня-Маша» – по трезвучию). Пение на слоги помогает достичь звонкости, а сочетание гласного с согласными т и м формирует правильное звучание. Лучше всего начинать с гласных А, У, О, так как это первые фонемы, представление о которых складываются у детей.

Добиваясь четкой и ясной дикции, я стремлюсь к тому, чтобы дети отчетливо произносили согласные и чисто пропевали гласные звуки. Это требует от работы артикуляционного аппарата постоянных упражнений.

Маленьким детям довольно сложно объяснить различные певческие механизмы, поэтому педагогу желательно иметь в запасе много разных «ключиков» музыкальных знаний, использование которых интригует детей, заинтересовывает, пробуждает ассоциации, способствует усвоению певческих навыков.

На занятии мы часто используем жесты, они помогают правильно выполнять движения, осознавать процесс голосообразования и доводить навык до автоматизма.

1. «Пальчик-помощник»: указательный палец правой руки на подбородке помогает опускать нижнюю челюсть. Это помогает вырабатывать навык подвижности нижней челюсти.

2. «Самолетик»: согнутые в локтях руки держатся на уровне плеч, а вытянутые пальцы ставятся на нижние зубы и, как бы «протыкая щечки», фиксируют положение открытого рта. Такое положение рук напоминает «крыло самолета». «Самолетики» помогают детям проконтролировать, правильно ли открылся рот, не зажаты ли челюсти.

3. Второй и третий пальцы обеих рук ставятся в ямочки у козелков ушей. Открывая и закрывая рот, дети чувствуют движение нижней челюсти.

4. «Микрофончик»: третий палец правой руки ставится на выемку над верхней губой. Ребенок «собирает» звучащий голос в «микрофончик». Таким образом, дети учатся направлять голос в одну точку.

5. «Генеральская шапка»: ладошку правой руки кладем на макушку головы – это «генеральская шапка» и нести ее нужно гордо, прямо. Затем рука убирается, а положение корпуса фиксируется. Чтобы дети лучше поняли смысл данного жеста, можно предложить им подержать на голове листок бумаги или легкую книжку. Не у всех детей сразу получается упражнение, но когда они поймут в чем смысл «генеральской шапки», то впоследствии только одно упоминание о ней заставляет детей подтянуться. Этот жест помогает детям держать осанку и удерживать положение головы во время пения.

7. «Купол»: обе руки поднимаются вверх, образуя над головой «купол». Данный жест помогает детям, во-первых, округлять звук, петь все в высоту.

8. Упражнение «Открой ротик»: открой ротик как у цыпленка; главное – зафиксировать это движение. К занятию я нахожу игрушку, которая может широко открыть рот, и ребенок старается также широко открыть рот.

9. «Раз – вдох и запел»: движение помогает осознавать, что пение начинается с вдоха.

При пропевании высокой ноты или мелодического скачка вверх предлагаем детям спрятать верхнюю нотку под «зонтик» или «крышу», при этом руки поднять вверх над головой как «крыша» или «зонтик». Делать это нужно легко, игриво, без напряжения.

Добиваясь того, чтобы дети пели музыкальную фразу в длину, объясняем, что песенка, например, должна долететь до солнышка или побежать по длинной дорожке. Отработать данный навык поможет прием произнесения слов нараспев, на высоком речевом звучании по одному и всем вместе.

Пропевая гласный звук в конце слова, хорошо использовать прием длинного, протяжного произнесения или пропевания на одном звуке слога или слова: «ду-ду-у-у» (паровоз), «би-би-и-и» (машина), позвать: «Мама-а-а», «Папа-а-а», «Маша-а-а» (имена детей), «Заинька-а-а» и т.д. Стараться не останавливаться на первом слоге, а стремиться к последней протягиваемой гласной, «далеко», «вдаль».

Вырабатывать навык четкого произношения согласного «к» в конце слова очень удобно на песне Л. Абелян «Хомячок». Ударный гласный в слове протягивается, а согласный «к» произносится коротко и четко, при этом предлагаем детям представить, что мы как бы «ловим звук за хвостик»: «Хомячо-о-к, хомячо-о-к, добродушный толстячо-о-к».

Если нужно начать мелодию с высокого звука, можно предложить детям мысленно представить этот звук и подудеть в него на слог «ду».

Пение на слоги способствует хорошему звучанию голоса, улучшает чистоту интонации, помогает достичь звонкости.

Прием введения образа звука с движением рук способствует выработке мягкой атаки звука.

Читайте также:  Запор ребенку 5 лет

А – поглаживание тыльной стороной руки снизу вверх: «Ах!» – восхищение;

О – поглаживание щек сверху вниз: «Во!» – утверждение;

И- «рисуем усы»;

У – поглаживание тыльной стороной ладони щек вперед: «У» – удивление (губы «трубочкой», дуем на кончик носа).

Источник

Вокальные упражнения для развития голоса у детей способствуют развитию памяти, улучшают настроение, положительно влияют на здоровье органов дыхания, способствуют гармоничному развитию. Ведь голос – важный инструмент, позволяющий добиваться многих целей. Приятно, когда малыш умеет громко говорить и петь, различая интонации и подстраивается под любой ритм. Для разработки слуха с голосом созданы обучающие системы. Многих детей родители направляют к педагогам по вокалу, чтобы в будущем восхищаться вокальными данными и талантом своего чада.

Особенности развития детского вокала

Стоит обратить внимание на отличительные особенности детской анатомии.

Зачем ребенку пение:

  • для развития голосовых связок;
  • для повышения уверенности в собственных силах;
  • ради улучшения дикции;
  • для увеличения громкости голоса;
  • с целью раскрепощения;
  • для освобождения от зажимов;
  • ради укрепления иммунитета;
  • чтобы тренировать легкие;
  • для улучшения коммуникабельных навыков.

Вокальные упражнения для развития голоса у детей

Как научить ребенка петь:

  • привести в музыкальную школу к профессиональному педагогу;
  • самостоятельно тренироваться вместе с помощью караоке и приложений.

Как развивается голос детей:

  • в процессе повседневных бесед с друзьями и родителями;
  • чтение книг вслух;
  • импровизационное исполнение басни и театральной сценки;
  • посредством ежедневных занятий пением;
  • с помощью профессиональной постановки голоса для вокала;
  • во время проговаривания скороговорок;
  • в процессе выполнения специальных упражнений;
  • на занятиях по технике речи и сценическому искусству.

Польза пения и развития голоса для детей

На заметку! Влияние пения на здоровье в основном проявляется во время сезонных вспышек заболеваемости. Дети, постоянно занимающиеся вокалом, меньше болеют простудами и вирусным инфекциями.

Какие особенности детского голоса нужно учитывать:

  1. Недостаточная развитость – стоит приобщать малыша к вокалу постепенно и не допускать сильных перегрузок голосовых связок.
  2. Гибкость – вполне возможно, что у мальчика с обычным альтом со временем изменятся показатели голоса до сопрано или баритона. Ведь вокальное развитие детей продолжается до подросткового возраста.
  3. Диапазон – категория, которую необходимо развивать. Ведь от диапазона зависит успех певца на публике. Упражнения для развития голоса нужно прорабатывать минимум 3 раза в неделю.
  4. Эмоциональная окраска – характеристика, присущая многим творческим личностям. Нельзя подавлять в ребенке эмоции, это губительно повлияет не только на голос, но и на общее состояние здоровья и эмоциональное развитие маленькой личности.
  5. Громкость – показатель уверенности и состоятельности будущего артиста. Запрещено подавлять громкие возгласы детей, ведь запреты негативно воздействуют на психическое состояние несостоявшихся личностей.

Что развивает пение у детей

Вокальные упражнения для развития голоса у детей являются эффективной системой, включающей множество программ и полноценное исполнение музыкальных произведений.

Упражнения

Педагоги разрабатывают специальные техники для улучшения показателей голоса, которыми нужно пользоваться по мере возможности. Необходимо привести ребенка на уроки вокала с 5-7 лет, тогда не будет проблем с коммуникабельностью и дисциплиной.

Какие типы упражнений предназначены для детей:

  • на становление вокального дыхания;
  • артикуляционные упражнения;
  • освоение специальных техник исполнения;
  • на преодоление зажимов в области ребер и гортани;
  • на развитие артистизма;
  • на увеличение диапазона;
  • на повышение громкости;
  • на развитие интонации;
  • ритмические упражнения;
  • на развитие музыкального слуха.

Упражнения для развития голоса для детей

У разных педагогов программы значительно отличаются, поэтому стоит узнать о конкретной специализации преподавателя пения. Певцы отличаются по жанрам и стилям исполнения песен. В выборе музыкального стиля стоит опираться на предпочтения ученика, его тембр и подготовку. Стоит начать с базовых упражнений. Научиться петь с детства совсем несложно. А упражнения для развития голоса в самый раз подходят для начинающих солистов.

Мычание

Активизация груди с животом происходит после выполнения особого упражнения.

Инструкция к выполнению мычания:

  1. Встать ровно, ноги на ширине плеч, осанка прямая.
  2. Полный выдох воздуха.
  3. Сделать глубокий вдох в течение 5-7 секунд.
  4. Выдыхать медленно за 9-10 секунд и произносить звук м, не открывая рта.
  5. Выполнить минимум 3 раза, постепенно увеличивая громкость голосовых связок.

Упражнение отлично подходит для разогрева перед распевками.

Текст без согласных

С целью улучшить звучание голоса, вокалисты устраивают специальный марафон чтения и пения без согласных. Таким образом произношение гласных становится в 3 раза отчетливее по сравнению с предыдущими результатами.

Как исполнять:

  • выбрать песню или отрывок из книги;
  • настроиться и произносить только гласные звуки;
  • чувствовать вибрации и учиться управлять процессом;
  • повторить текст песни, рассказа полностью.

Марафон надо проводить 3 раза в неделю по 35 минут для достижения высоких показателей дикции. Когда нет возможности посещать музыкальную школу, можно работать с педагогом дистанционно.

Как научиться петь детям

Упражнение “ХА”

Театральный балаган невозможно отменить по первой указке взрослых. Педагоги применяют основы актёрского мастерства на редкость умело, и извлекают пользу от энергичности детей.

Читайте также:  Феназепам ребенку 5 лет

Существует множество вариаций выполнения данного упражнения.

Каким образом исполнять:

  1. Создать правильный настрой и выдыхать ха сначала тихо, потом громче и увеличивать громкость с каждым разом.
  2. Вариант злобного смеха бабы-яги ах-ха-хах-хаха-ха! Для импровизации нужны актерские задатки и не у каждого юного артиста получается естественным образом менять интонацию и манеру поведения.
  3. Заливистый смех девочек и мальчиков гораздо легче отрабатывать с первого подхода ха-ха-ха-ха-ха!

Независимо от варианта, стоит попробовать эффективную технологию на учениках. И периодически повторять эти вокальные упражнения для детей по 8-9 подходов за урок.

Вокальное дыхание для детей

“Зевок и потягивание”

Когда нужно готовиться к конкурсам по эстрадному пению, необходимо применять все способы пробуждения. Тренировка тела, ума и дыхательных путей.

Как выполнять:

  1. Встать как по струнке смирно.
  2. Вытянуть руки вверх и изогнуть тело.
  3. Громко зевать и стремиться развить гибкость.

Вокальное дыхание для детей может быть непривычным. Во время выполнения учебной программы важно не зажимать рот, не стеснять движения. Зевок с потягиванием направлены на устранение многочисленных зажимов и раскрытие грудной клетки.

Детские вокальные упражнения на дыхание

“Обжорка”

Особенный вариант упражнения, выполняется в горизонтальном положении на кушетке или диване. Дыхание у детей не всегда поставлено естественным образом. Нужно учиться правильно дышать животом: широко открыть рот, вдохнуть, задержать дыхание и с шумом полностью выпустить весь воздух. При выполнении плечи, руки и спина остаются неподвижными.

“Ворона”

Сплошное развлечение для детской аудитории, приносящее определенную пользу для организма в целом.

Как правильно делать ворону:

  1. Вдохнуть в быстром темпе за 3 секунды.
  2. Громко выдохнуть с кличем «Кар! Кар! Кар!».
  3. Сделать вдох и теперь с закрытым ртом повторить действия.

Какая польза появляется от забавного разогрева голосовых связок: улучшается произношение звуков, увеличивается громкость голоса и гармонизируется эмоциональное состояние маленького певца. Такие игровые упражнения в очередной раз показывают малышу, что заниматься вокалом весело и интересно.

Упражнение для голоса для детей

“Аромат цветов”

Упражнение на дыхание и расширение голосовых связок.

Как выполнять:

  • сделать вдох в течение 8 секунд;
  • задержать дыхание;
  • выдыхать за 6 секунд, со звуками «а-а-а».

Дыхательные упражнения помогают поставить правильно голос и научиться красиво петь без лишней нагрузки на связки.

Как научиться петь детям - дыхательные упражнения

“Синьор-помидор”

Как правильно выполнить:

  1. Встать максимально ровно и выпрямить спину.
  2. Кисти сложить на грудную клетку и вдыхать в течение 7 секунд.
  3. Сделать паузу на 5 секунд. Плотно сжать губы.
  4. Выдыхать с закрытым ртом, лицо должно становиться красным от напряжения. Руки держать в прежнем положении.
  5. Сделать 5-6 повторов.

Выполняя забавные упражнения маленькие ученики весело проводят время и получают правильную вокальную подготовку. При таком подходе, обучения детей пению проходит легко и полезно.

Упражнения по вокалу для детей - тренировка дыхания

“Чайник”

Упражнение для детей, направленное на высвобождение от зажимов речевого аппарата.

Как делать:

  • Садиться на корточки;
  • Медленно вставать, поднимать руки и глубоко вдыхать;
  • Во время выдоха развести руки в разные сторону и свистеть как чайник «Фффффф».

Выглядит довольно забавно, но на самом деле полезно для здоровья. Можно выполнять во время обучения пению детей дошкольного возраста.

Скороговорки

Для развития голоса, нужно периодически громко повторять множество скороговорок. Сначала медленно, а затем с каждым занятием увеличивать количество и ускорять ритм произношения.

Обучение пению детей дошкольного возраста - скороговорки

Игры, развивающие голос

Существуют также увлекательные игры, с помощью которых можно благотворно влиять на голос ученика.

“Колокол”

Импровизация звона разнообразных колоколов и колокольчиков на разный лад. Нужно произносить «Бим бом бум бим бам», меняя тембр и интонацию. Многим детям нравится изображать сначала маленький дверной колокольчик, а затем звон огромного колокола башни.

“Береги огонь”

Игровой приём, предназначенный для равномерного дыхания. Нужны свечки, на которые дети будут дуть. В соревновании побеждает тот, кто дольше всех сохранит дыхание, и не потушит свечу.

Певческое дыхание у детей - тренируем плавный выдох

“Обезьянки”

Игра, с помощью которой развивают артикуляцию, жесты и мимику. Дети должны имитировать маленьких обезьянок и периодически кричать с разными интонациями. А затем демонстрировать события, которые происходят в обезьяннике.

Вокальное и артистическое развитие детей

“Прогулка”

Учитель составляет сценарий и распределяет действия между участниками. Дети воспроизводят сюжеты движениями, звуками и песнями.

Кот вышел на прогулку. Мяу-Мяу. Котик увидел цветок и начал нюхать. Ребенок имитирует движения. Кот поранил лапку. Ай-яй-яй. Стало ужасно больно. Котик увидел консервы и побежал кушать. Мур-Мур-Мяу. По факту, сюжет может быть любым. Главное – задействовать голос, движения, мимику.

Тяжело переоценить пользу пения для маленьких детей. Все занятие пением для детей способствуют улучшению чистоты голоса детей и проводятся по заранее разработанной системе. Развитие музыкального слуха у детей приводит к хорошим результатам в пении.

Источник