Водовозова развитие ребенка первого года жизни


  Елизавета Николаевна Водовозова — русская детская писательница, педагог, мемуаристка.

Окончила Смольный институт. В конце 1860-х изучала в Германии и Швейцарии детские сады, работавшие по системе Ф. Фребеля. Дебютировала в печати статьей «Что мешает женщине быть самостоятельной?» в журнале «Библиотека для чтения».

В книге «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» основой дошкольного воспитания предлагала сделать народные песни, игры, сказки. В качестве пособия для воспитания по такой программе издала книгу «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями». В

1870-е годы сотрудничала в педагогических изданиях «Детское чтение», «Народная школа», «Голос учителя». Издала книгу рассказов для детей «Из русской жизни и природы» и беллетристический сборник для детского чтения «На отдых».

  Главной работой Водовозовой считается книга «Жизнь европейских народов. Географические рассказы», в которой рассказывается о народах различных стран, их обычаях, народных увеселениях, занятиях, характере политической жизни. Опубликовала множество произведений мемуарного характера.


  Елизавета Николаевна Цевловская родилась 17 августа 1844 в семье помещика в Поречье Смоленской губернии. Вместе с матерью переехала в Петербург, где по ходатайству дяди – генерала Ганецкого была зачислена в Смольный институт за казенный счет. 
  Окончила Смольный институт (1862), где с 1859 занималась у знаменитого педагога-реформатора Ушинского, общение с которым сформировало ее жизненные и политические взгляды. В том же 1862 вышла замуж за преподавателя Смольного института Василия Ивановича Водовозова (1825 – 1886). Она и муж были в центре либерального движения шестидесятников, за что не раз подвергались гонениям со стороны правительства.

  После замужества вместе с мужем изучала школы и детские сады в Брюсселе, посетила всемирную выставку в Лондоне, побывала в Швейцарии и Париже. 
С 1863 участвовала в печати. Дебютировала статьёй «Что мешает женщине быть самостоятельной?», написанной по поводу романа Чернышевского «Что делать?”. В этой работе высказала свои взгляды на женскую эмансипацию. “Наконец-то женщина явилась так, как ей должно быть, не рабой-труженицей, а независимой помощницей своего мужа.” Главное место в статье было отведено резкой критики системы женского воспитания в России, которое “не только не приготовляет к самостоятельному труду, но и убивает и самую мысль о нем.”
  В конце января 1863 года рождается сын Михаил.
  В 1886 Водовозов был уволен из гимназии. С разгромом народнического движения Водовозовым было запрещено преподавать в государственных образовательных учреждениях. Семья очень нуждалась, второй сын был очень болезненным ребенком, и много денег уходило на врачей и лекарства. Елизавета Николаевна и Василий Иванович возложили свои надежды на литературно-педагогическую деятельность.

  С 1870 года Водовозова сотрудничает в педагогических изданиях “Детское чтение”, “Народная школа”, “Голос учителя”. Большую часть своей жизни она посвятила развитию новаторских педагогических методик. Многое из того, что Елизавета Николаевна пыталась внедрить в детское образование тогда, активно используется сейчас. В 1871 выходит ее труд «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» основой дошкольного воспитания предлагала сделать народные песни, игры, сказки. Одна из основных ее педагогических идей заключалась в том, что образовательные материалы должны быть максимально приближены к реальной жизни. Необходимо отметить, что именно этого на тот момент не хватало российскому образованию, и это она очень хорошо знала по себе, сначала обучаясь грамоте по азбукам, предлагавшим к повторению несуществующие слова и сочетания звуков, а потом, проведя несколько лет в Смольном институте, не дававшем никакого образования в практическом понимании этого слова.

  Кроме того, институтки отличались крайней неподготовленностью к обычной жизни, т.к. Смольный к 60-ым годам представлял собой тюрьму-монастырь, институтки на всем протяжении своего пребывания там не могли видеть никаких людей, не связанных со Смольным, не считая родственников. Даже Летний сад полностью очищался от посетителей во время прогулок институток, прогулки эти, к слову, случались раз в год. Об этом Водовозова очень увлекательно пишет во второй части своих мемуаров “На заре жизни”(именно это произведение представляет сейчас для нас самый большой интерес). С одной стороны, девицы были помешаны на деньгах, стыдясь бедности своих родственников (сама героиня чуть не отреклась от своей матери из-за этого), с другой – не имели о них реального представления. В частности, Водовозова описывает забавный случай, который случился с ней в Петербурге сразу после выпуска из Смольного. Решив поехать куда-то самостоятельно на извозчике, героиня чуть не подралась с ним, когда тот потребовал платы за проезд. Ей даже в голову не могло придти, что извозчик не является муниципальным транспортом. Другими словами, это все равно как если бы кто-то решил бесплатно прокатиться на такси в наши дни.


  В первой части книги “На заре жизни” автор очень подробно и интересно рассказывает о жизни своей семьи и жизни других мелкопоместных дворян в глубокой российской провинции. В третьей части речь идет о ее увлечении либеральными идеями, знакомстве с шестидесятниками, воплощавшими их, и трудной жизни в условиях постоянного сопротивления властям.

  Муж Водовозовой с 1872 по 1875 постоянно был в разъездах, посещая страны Европы с целью изучения методов преподавания в школах и детских садах и педагогической литературы, а также руководил педагогическими курсами в Костроме, Оренбурге. Всеми проблемами, радостями, наблюдениями в поездках он делился с женой в письмах. Эти письма свидетельствуют о большой духовной близости между супругами на протяжении их совместной жизни.

  С 1875 выходит пользующаяся большой известностью работа Водовозовой “Жизнь европейских народов”.

  С 1883 муж Водовозовой перестает издавать отдельные книги, у него ухудшается здоровье. Выходят в свет его прежние произведения, редкие статьи и несколько сказок.

  Василий Иванович умер от рака желудка и пищевода 17 мая 1886. Похоронили его на Смоленском кладбище рядом со старшим сыном, умершим в 16 лет от туберкулеза в 1879 году.

  В 1887 году на писательницу обрушилось новое горе – арест и ссылка сына Василия. Через год подобная судьба постигла и младшего сына Николая. Оба они были участниками студенческого и революционного движения.

Спустя два года после смерти Василия Ивановича Водовозова Елизавета Николаевна выходит замуж за его ученика и близкого друга историка Василия Ивановича Семевского (1849 – 1916). Семевский был крупным ученым, профессиональным историком, общественным деятелем, защитил докторскую диссертацию по истории крестьянства, первым серьезно проанализировал взгляды на крестьянский вопрос петрашевцев и других участников освободительного движения 19 века. Являлся основателем журнала и редактором журнала “Голос минувшего”, один из создателей Трудовой народно-социалистической партии и член ее ЦК.

  В 1896 году Елизавета Николаевна похоронила младшего сына, известного на то время публициста. 
Елизавета Николаевна пережила и второго мужа. Семевский умер в сентябре 1916 года, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
  Свою жизнь и воспоминания об Ушинском, Водовозове, Семевском Елизавета Николаевна описала в своих произведениях – мемуарах.

Читайте также:  Ведущая деятельность в развитии личности ребенка


  Она до конца своих дней сохраняла ясность мысли и творческие силы. В последние годы, прожитые ею уже при Советской власти, Елизавета Николаевна сокрушалась, что не может наблюдать в широком объеме современную жизнь, о которой необходимо все записать. Совсем незадолго до смерти она опубликовала последнюю главу своих воспоминаний “Житейские невзгоды”.

Публикация появилась в январской выпуске журнала “Голос минувшего” за 1923 год.
А уже в следующем номере этого журнала была напечатан некролог Елизаветы Николаевны Водовозовой.


История одного детства

Елизавета Водовозова

  Водовозов Василий Васильевич – писатель, сын В. И. и Е. Н. Водовозовых. Родился в 1864; учился на историко-филологическом и юридическом факультетах Санкт-Петербургского университета; в 1887  выслан на 5 лет в Архангельскую губернию. Из ссылки получил отпуск для сдачи государственных экзаменов по юридическому факультету. Писать начал в 1886 в “Неделе”, где вел иностранный отдел; затем помещал статьи в “Северном Вестнике” (1890 – статья о пенитенциарном конгрессе в Санкт-Петербург), в “Юридическом Вестнике” (1892 – статья о дореформенной юстиции), в газете “Русская Жизнь” (между прочим, статья о последствиях неурожая в Самарской губернии). После новой высылки из Петербурга (1894) ездил на Балканский полуостров и напечатал статьи о Болгарии (“Русское Богатство” и “Вестник Европы”); затем (1897) ездил в славянские области Австро-Венгрии; за свои

корреспонденции оттуда арестован в Пшемысле и выслан без права въезда в Австрию. С 1896 работал в киевских газетах и жил в Киеве, где в 1900 г. был арестован. С 1904 г. снова проживал в Петербурге; принимал деятельное участие в газете “Наша Жизнь”. Осужден по длинному ряду литературных дел к заключению в крепости на один год. Напечатал (“Русское Богатство”, “Вестник Европы”, “Мир Божий”, “Новое Слово”, “Начало”, “Новый Путь”, “Современник”) ряд статей по вопросам избирательного права и о политических партиях на Западе. По этим же вопросам Водовозов читал (1905 – 1911) публичные лекции в разных городах России. Принимал деятельное участие в “Энциклопедическом Словаре” Брокгауз-Ефрона и продолжает работать в “Новом Энциклопедическом Словаре”. Отдельно издал: “Материалы для характеристики положения русской печати” (Женева, 1898), “Исследование Тарле по социальной истории Англии” (Санкт-Петербург, 1901), “Всеобщее избирательное право на Западе” (Ростов-на-Дону, 1905, 2-е издание), “Пропорциональные выборы или представительство меньшинства” (Санкт-Петербург, 1905), “Всеобщее избирательное право и его применение в России” (1906), “Проект избирательных законов в учредительном Собрании” (1905); “Избирательное право в Европе и России” (Санкт-Петербург, 1906); “Конституция Швейцарии” (1905), “Что делала трудовая группа в Государственной думе в 1907 – 1908 гг.” (1908), “III Государственная дума” (1912). С 1911 принимает близкое участие в редактировании журнала “Современник”. С 1906 близок к партии трудовиков.

Источник

Елизавета-Николаевна Водовозова (1844—1923), ученица и последовательница К. Д. Ушинского, внесла значительный вклад в теорию дошкольного воспитания, главным образом семейного. Она была известной детской писательницей, создала замечательные для своего времени очерки и рассказы о природе, о жизни народов России и западноевропейских государств. Е. Н. Водовозов — автор интересных мемуаров, в которых нашли яркое освещение быт и нравы мелкопоместного дворянства, крепостническая система воспитания, существовавшая в России в 40— (; 0-х годах XIX в., обстановка жизни и воспитание “благородных девиц в Смольном институте и др.

На формирование взглядов Е. Н. Водовозовой огромное влияние оказал К. Д. Ушинский, бывший во время ее учебы is Смольном институте инспектором классов, а также приглашенные им молодые учителя, в частности ее будущий муж, друг К. Д. Ушинского—Василий Иванович Водовозов (1825— 1880), известный талантливый методист русского языка и литературы. Окончив Смольный институт, Е. Н. Водовозова решила идти по пути своего учителя и стать педагогом.

Е. Н. Водовозова помогала мужу в организации в Петербурге воскресной школы, давала частные уроки, участвовала ii заседаниях С. -Петербургского педагогического собрания.

В 1863 г. Е. Н. Водовозова написала статью по поводу романа Н. Г. Чернышевского “Что делать? под названием “Что женщине мешает быть самостоятельною?”. Эта статья была голосом русской женщины, искавшей пути “духовного освобождения от крепостного гнета, предрассудков, суеверий, желавшей вступить на путь общественного служения.

В конце 60-х годов XIX в. Е. Н. и В. И. Водовозовы предприняли заграничную поездку для изучения опыта детских садов, школ, а также семейного воспитания. В 1871 г. Е. Н. Водовозова издала свой главный труд по дошкольной педагогике “Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста”, получивший в то время высокую оценку в печати. Книга предназначалась для воспитателей и матерей и состояла из следующих частей: в первой освещались принципиальные вопросы нравственного и умственного воспитания (гл. I—IV); во второй раскрывалось значение системы Фребеля, его игр и занятий (гл. V); в третьей содержание и методика воспитания детей по отдельным возрастам (1—4 года, 4—6 лет, 6—8 лет); четвертая представляла собой обзор “наиболее развивающих детских игрушек”, в книге было приложение (таблицы ручных занятий, песни с нотами). В последующие издания Водовозова включала новые разделы, в которых она освещала и подвергала критике систему Монтессори и теорию “свободного воспитания (7-е издание вышло в 1913 г.).

Педагогические взгляды Е. Н. Водовозовой

Главная цель воспитания, писала Е. Н. Водовозова,— это “воспитывать человека — будущего общественного деятеля и гражданина своей родины, проникнутого идеей человечества”.

Вслед за К. Д. Ушинским она считала, что воспитатель, воспитание и обучение играют ведущую роль во всестороннем развитии ребенка, самым действенным образом влияют на развитие всех его задатков, физических и умственных сил и способностей Е. Н Водовозова утверждала, что правильно организованно воспитание является наиболее плодотворным фактором “Если что последнее осмыслено, основано не только на педагогическом такте, но и на серьезных научных данных, то оно дает гораздо более плодотворные, верные и точные результаты, чем то воспитание, которое дает человеку природа и обстоятельства”. Отсюда задача родителей и воспитателей — изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияния внешней среды и создавать обстановку, необходимую для воспитания.

Е Н. Водовозова требовала от воспитателей и родителей проявления гуманного отношения к детям. Воспитание ребенка — живое, творческое. дело; без педагогических знании”, без самовоспитания, без любви к детям оно будет малоуспешным , утверждала она.

Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним: “Физическое, нравственное и умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов”

Читайте также:  Свободное развитие личности ребенка

Воспитание, указывала Е. Н. Водовозова, должно начинаться с колыбели. “Все наши неудачи в воспитании происходят от того, что оно начинается только со школьной скамьи, когда характер уже сложился, а ум, привыкший к бездействию, принял известное направление”, писала она и доказывала, что пренебрежение к воспитанию и подготовительному учению детей в дошкольном возрасте влечет за собой, особенно в первые годы учения, страдания школьников, приносит много огорчений и новых забот родителям.

Следуя указаниям. К. Д. Ушинского, она рекомендовала начинать “разумную подготовку детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению. Необходимо предложить ребенку разумную деятельность, соответствующую его возрасту, которая бы всесторонне развивала его чувства Е. Н Водовозова сокрушалась о том, что “до сих пор не выработано по этому предмету совершенно твердой системы”

В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Она писала. “Наши детские сады должны быть созданы на народной, русской почве. Мне заметят что для этого всякому воспитателю придется изучать народ. Но кто привык думать по-русски, сочувствовать всему, в чем выражаются лучшие стороны живого народного ума, тому это будет не трудно”. Использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу, родине.

Исходя из идеи народности воспитания, Е. Н. Водовозова занималась отбором материала для воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании детей русского фольклора — в этом ее большая заслуга.

Е. Н. Водовозова придавала важное значение физическому воспитанию детей. В то время писали главным образом об уходе за ними (сон, пища, воздух, внешняя обстановка и т. д.) и часто недооценивали свободные, естественные движения детей как средство физического воспитания. Водовозова же обращала особенное внимание именно на эти средства, разработала практические указания для родителей и воспитателей о том, как можно развивать моторику ребенка. “Чем свободнее упражняет ребенок свои мускулы,— писала она,— тем скорее крепнет его организм и он становится смелым и самостоятельным”. Постепенно движения ребенка становятся осмысленными; у него растет потребность в коллективных подвижных играх, которые особенно полезны и которые дают ему веселье и радость, упражняют все его силы. Подвижные игры, однако, считала Водовозова, не должны проводиться по команде, как это делалось в фребелевских детских садах. Воспитатели не должны подавлять детского (подчас и шумного) веселья, а должны стремиться к тому, чтобы дети, веселясь, не переходили положенных границ.

Е. Н. Водовозова первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста. Она правильно указывала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно. Поступки ребенка “большей частью — верное зеркало его умственного кругозора”. Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений.

Водовозова стремилась подойти к решению проблемы нравственного воспитания человека с общественной стороны. Организованная воспитательная среда, известная систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка, трудовое воспитание, воспитание чувства любви к Родине составляют, по ее мнению, основу нравственного воспитания детей. Воспитателям надо быть гуманными с детьми, говорила она, проявлять внимание к их нуждам, потребностям, их природным побуждениям, признавать за маленькими развивающимися существами право на некоторую самостоятельность и инициативу. Е. Н. Во-довозова была решительной противницей телесных наказаний. Однако она не отрицала необходимости в отдельных случаях использовать, в плане теории “естественных последствий Руссо, личный опыт и его последствия с тон целью, чтобы научить детей поступать в другой раз более обдуманно.

Она придавала большое значение постановке трудового воспитания детей как одной из сторон нравственного воспитания. Оно сближает детей с трудовым народом. Следует как можно раньше начинать воспитывать у детей деятельную любовь к людям труда, чувства, связывающие детей с народом, развивать у них “теплое участие ягорячую привязанность к ближнему”, писала она. “Необходимо указать детям образцы трудовой жизни, которой живут миллионы людей. Детям, приученным с первых лет презирать праздность, любить и уважать простой труд, не придется объяснять того, что и под сермягой труда и под рубищем бьется такое же человеческое сердце, как и под тончайшим сукном”.

Родители и воспитатели должны также возможно раньше приучать детей к посильному труду. “Это должно быть чуть ли не главной задачей воспитания,— утверждала Водовозова.— Строго наблюдать, чтобы ребенок ни минуты не был без дела и чтобы даже в раннем детстве наслаждался отдыхом только после труда”. Водовозова разработала разные виды детского труда в природе (выращивание растений, цветов, овощей и др., уход за животными) и некоторые виды самообслуживающего труда малолетних детей. Она считала необходимым знакомить детей дошкольного возраста с трудом ремесленников, крестьян, с орудиями их труда, чтобы дети проникались бы любовью и уважением к простому народу.

Следуя учению К. Д. Ушинского, Е. Н. Водовозова выявляла психологические основы умственного воспитания. Одной из составных частей умственного воспитания Водовозова считала своевременное и правильное развитие органов чувств. Это достигается разными упражнениями. Важное значение в развитии органов чувств имеют игры и занятия детей. Е. Н. Водовозова дала практические указания родителям и воспитателям, как надо развивать зрение, слух детей, развивать у них наблюдательность, возбуждать их любознательность и приучать замечать признаки и качества предметов. Она считала необходимым также научить детей наблюдать близкие им явления общественной жизни, понимать взаимоотношения людей, замечать, как трудно живется людям труда.

Е. Н. Водовозова выступала против преждевременного обучения детей грамоте, письму, счету и иностранным языкам. Зато большое значение она придавала пробуждению у ребенка самостоятельной мысли. Этому должны содействовать разные занятия: беседы, рассказывание, особенно — самостоятельные опыты детей. В процессе этих занятий детей знакомят с признаками и свойствами предметов, дети же сами делают сравнения, умозаключения, что способствует также развитию их речи. Водовозова разработала программу практических наблюдений детей в окружающей жизни и в природе (по временам года), серию опытов, помогающих развитию деятельности и мышления детей.

Е. Н. Водовозова не связывала нравственное воспитание с религией, она совершенно не касалась в своей работе “Умственное и нравственное воспитание… вопросов религиозного воспитания детей дошкольного возраста.

Е. Н. Водовозова, как и многие другие русские педагоги, критиковала фребелевскую, систему дошкольного воспитания. Она писала: “Не Фребель внес в сознание общества понятие о том, что для детей дошкольного возраста необходима деятельность, соответствующая их силам. Идея дошкольного воспитания, содержание и методы его разрабатывались исстари целым рядом педагогов”. Она указывала, что Фребель не был первым, кто создал основы первоначального воспитания и обучения детей дошкольного возраста; еще Песталоцци обосновал важнейшие принципы воспитания и обучения, в частности наглядность, показал важную роль труда и ручных работ, и все это было использовано Фребелем при разработке системы дошкольного воспитания. Водовозова отмечала религиозный мистицизм, “туманные философские принципы”, символизм, сентиментализм, формальную систематизацию, механистичность и педантизм в теории дошкольного воспитания Фребеля, устаревшее психологическое обоснование методики рекомендованных им игр и занятий детей, чрезмерное увлечение занятиями по изучению детьми геометрических фигур.

Читайте также:  Занятия для развития мышления ребенка

Заслугой Фребеля она считала то, что он собрал из жизни народа и из природы Германии самый обыденный, распространенный в детских, играх и занятиях дидактический материал, придумал многие игры и занятия и всему этому придал систему, создал свою методику игр и занятий.

Е. Н. Водовозова считала, что сам по себе дидактический материал, предложенный Фребелем (глина, кубики, палочки, бумага и т. д.), дает возможность бесконечно разнообразить работы детей, создавать в процессе занятий множество предметов детского ручного труда. Родители и воспитатели должны использовать на занятиях с детьми дидактические материалы Фребеля, его методические разработки игр и занятий, указывала Водовозова, причем стремилась показать, как можно использовать в семейном воспитании детей дошкольного возраста дары Фребеля I! его ручные работы из разных дидактических материалов. Примерные занятия с дарами (она называла их “сидячими занятиями”) Водовозова предлагала сопровождать специально подобранными народными сказками, песнями, поговорками, загадками, а также беседами, рассказами и вопросами, наводящими детей на размышления и уточняющими их представления.

Однако методические разработки Е. Н. Водовозовой, изложенные в ее книге “Умственное и нравственное воспитание…”, были подвергнуты острой критике со стороны русских педагогов, в частности со стороны Е. И. Конради, которая справедливо указывала, что на строго регламентированных “сидячих занятиях и подражательных подвижных играх убивается самостоятельность ребенка. Конради правильно указывала, что многие “сидячие занятия”, по существу, отгораживали детей от жизни, давали скудные сведения — самые элементарные понятия о форме, о количестве, о цвете, о разнице и сходстве различных предметов, которые легко могут быть усвоены самими детьми в повседневной жизни: “Все эти понятия ломятся в ум ребенка бесчисленным множеством дверей”. Родители и воспитатели детских садов, по существу, “законопатят все другие двери для получения знаний, если будут проводить дидактические занятия по методике Фребеля, несколько измененной Е. Н. Водовозовой, утверждала Конради.

“Сидячие занятия”, особенно длительные и однообразные, она образно называла “заковыванием детской мысли в колодки произвольно предначертанной программы”.

Как и К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова выступила в защиту сказок, особенно народных. Но она рекомендовала выбирать их обдуманно: “Следует начинать с совершенно понятных сказок, где главную роль играют знакомые детям животные, где имеется верное описание природы или где описываются простые, понятные детям семейные отношения”. Сказка, которая опирается на богатые детские наблюдения и знания, развивает детскую фантазию, содействует обогащению речи детей, помогает им в живых, простых образах запомнить народные выражения, обороты речи, содействует нравственному воспитанию. Но сказки надо умело объяснять, считала Водовозова, иначе они могут принести более вреда, чем пользы; при отсутствии объяснения дети останавливают свое внимание на их фантастической форме, могут увлечься одной игрой воображения. В книге “Умственное и нравственное воспитание… Водовозова дала целую серию народных сказок, доступных и полезных для воспитания детей дошкольного возраста.

Большой воспитательной ценностью, указывала Е. Н. Водовозова, обладают также басни, для которых характерна простота слога, тщательная художественная отделка, остроумие. Однако, предупреждала она, необходим опять весьма обдуманный выбор их, так как тонкая сатира многих басен недоступна детям дошкольного возраста. При чтении басен следует объяснять детям предметы и явления, которые более всего заняли их воображение, а также объяснять непонятные слова и выражения.

Заслуживают быть особо отмеченными высказывания Е. Н. Водовозовой о методике проведения игр детей. Как и К. Д. Ушинский, она отделяла игру от занятий, считала ее самостоятельной деятельностью детей, содействующей всестороннему развитию.

Е. Н. Водовозова правильно указывала, что благодаря творческому воображению детей различные дидактические материалы, в частности строительные, кубики, лучинки, палочки и т. д., в играх, могут превращаться в игрушки, которые предоставляют детям полную возможность каждый день строить новые конструкции и предметы и играть с ними.

Не отрицая пользы готовых детских игрушек, Водовозова выступала против того, чтобы давать детям слишком много игрушек, так как это рассеивает их внимание. В своей книге она дала обзор наиболее развивающих детских игрушек, употреблявшихся в летнее и зимнее время в играх русских детей.

Мы уже говорили, что Е. Н. Водовозова придавала огромное значение подвижным играм и рекомендовала широко использовать их в процессе воспитания детей. Ею разработаны следующие ценные указания по методике проведения подвижных игр детей: 1) подвижная коллективная игра должна уничтожить сословный, узко семейный элемент, присущий индивидуальным играм детей в семье; 2) в подвижных играх не должно быть повода к азарту; 3) подвижные игры должны сопровождаться развитием находчивости, сообразительности, фантазии, чтобы потом дети сами могли изобретать игры; 4) главное условие при проведении подвижных игр — дать детям как можно более разнообразия, свободы.

Е. Н. Водовозова. занималась и вопросами, эстетического воспитания детей. Она указывала, что пение является одним из средств эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста, развивает его слух, способствует развитию речи. Необходим тщательный отбор детских песен: “По возможности надо выбирать народные песни или написанные в народном духе правильным русским языком на какой-нибудь обыденный предмет, на известное явление детской жизни”. В книге “Умственное и нравственное воспитание… Водовозова предложила 35 детских русских народных песен с нотами, а впоследствии выпустила сборник детских песен, одобренный художественным советом Петербургской консерватории.

Рисование Водовозова рассматривала не только как средство эстетического воспитания, но и как одно из средств подготовки детей к письму. Особо важное значение она придавала рисованию по сетке, которое при условии хорошего выполнения рисунка дает детям много наслаждения. Оно приучает их глубже вникать в форму предметов, в соотношение его отдельных частей, подготовляет к свободному рисованию. Рисование содействует и умственному развитию детей. При рисовании ребенок должен наблюдать форму срисовываемых предметов, приучать глаз к различению световых оттенков, развивать способность живо воспроизводить представление о виденном, т. с. развивать память и воображение, а также развивать навык четко передавать все очертания линий.

Е. Н. Водовозова своими трудами содействовала теоретической разработке содержания и методики воспитательной работы с детьми дошкольного возраста главным образом в условиях семейного воспитания.



Источник