Вода в развитии ребенка

Игры с водой. Их значение для эмоционального развития малышей
Консультация для воспитателей
Подготовила педагог -психолог Макарова Л.А.
Вода – первая стихия с которой малыши знакомятся еще до своего рождения. Может, именно потому дети любят играть с водой в любом возрасте. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы детей.
В чем польза игр с водой для малышей?
Организовывая игры с водой, педагог преследует следующие задачи:
Чем полезны игры с водой?
-вода способствует релаксации и расслаблению, обладают сильнейшей психопрофилактической ценностью;
-игры с водой поднимают настроение, создают благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малыша, способствуют снятию напряжения;
-игры с водой развивают моторику, координацию движений и зрение;
-знакомят малыша с окружающим миром, а именно – со свойствами одной из важных стихий;
-расширяет и обогащает словарный запас малыша; Дети осваивают пространственные представления (на поверхности воды, под водой, в центре, слева, справа);
-способствуют овладению элементарными и количественными представлениями;
-в процессе сравнения формируются представления о величине (большой, маленький, легкий, тяжелый);
-развивает наглядно-действенное мышление ребенка;
-в процессе игр с водой у детей развиваются тактильные ощущения;
-организуя игры с водой, хорошо использовать художественное слово;
-устанавливается положительный эмоциональный контакт между педагогом и ребенком.
Организация игр с водой
Для организации игр с водой учитывается в первую очередь безопасность и комфортные условия для детей во время игр. Вода должна быть теплой, кипяченой. Ёмкость заполняем водой до уровня не ниже 7-10 см, чтобы малышам было удобно зачерпывать воду, погружать ручки, игрушки, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей. Чтобы дети не чувствовали себя скованными, не боялись забрызгаться сшить клеёнчатые передники, фартучки, нарукавники.
Для организации игровой деятельности с водой подберите материал и оборудование. При желании можно организовать центр игр с водой, который будет наполнен следующим:
-предметы из различных материалов, разного веса, разной формы
(ракушки, камешки);
-стаканчики, ведерочки, бутылочки, баночки, формочки разных размеров;
-ложечки, совки, сачки, черпачки, воронка, лейка, таз, контейнер;
-губки, трубочки, пробки, венчики;
-игрушки (кукла, мячики, фрукты, овощи, посуда, рыбки)
Игры с водой можно разделить на две группы:
– На контактные: «Здравствуй водичка!»,
«Теплая – холодная», «Пена», «Цветная водичка»
-На игры с предметами – орудиями:
«Разноцветные шарики», «Аквариум», «Ловись, рыбка!», «Купаем куклу», «Тонет – не тонет», «Переливалочки» и мн.др.
Основные игры с водой, которые создадут у малышей радостное настроение, подарят ему массу положительных эмоций и знаний.
Будет мыло пениться
Предложите ребенку принять водные процедуры, сопроводите их стишком.
Кран откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся шейка
Шейка мойся хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Игра «Польем цветочки»
Подойдите к растущему цветочку и предложите малышу полить его. Прочитайте стишок.
Лейку, леечку возьмем
И воды в нее нальем.
Мы польем цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка!
Игра «Пузырьки»
Развести в тазике слегка мыльную воду и с помощью трубочек создать пузырьки. Игра развивает физиологическое дыхание. Доставляет огромную радость детям. Следите, чтобы малыши не заглатывали мыльную воду.
Игра «Моем овощи и фрукты»
Попросите детей помыть овощи и фрукты и насухо вытереть их. Игра прививает детям культурно-гигиенические навыки, а также учит детей различать овощи и фрукты.
Сюжетная игра «Купаем куклу Машу»
Предложите малышу искупать куклу. Игра развивает игровой опыт, малыш уточняет части тела, предметы туалета, учится выполнять последовательные действия, в игре развивается мелкая моторика, прививаются культурно-гигиенические навыки.
Игра «Рыбалка»
Эта традиционная водная игра не перестает пользоваться популярностью. Накидайте в тазик рыбок, камушек, ракушек и попросите малыша выловить их с помощью сачка.
В результате проведения игр с водой укрепляется физическое и
психическое здоровье малышей. Повышается эмоциональный тонус,
расширяется кругозор детей, создается атмосфера радости и удовольствия, развиваются познавательные способности, осуществляется педагогическая коррекция поведения «особых детей».
Игры с водой могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с водой оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, помогают создать радостное настроение, установить контакт с ребёнком, снять напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта, повысить жизненный тонус.
Игры с водой помогают легче адаптироваться к условиям дома ребёнка, дети становятся эмоционально отзывчивыми, доброжелательными, пользуются речью как средством общения. У детей улучшается координация движений, моторика, пространственная ориентация. Игры являются прекрасным посредником между педагогом и ребёнком, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка и группы в целом.
Литература:
1.Авдеева Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства/ Н.Н. Авдеева., М.Г. Елагина., С.Ю. Мещерякова. – М.,1990.
2.Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Игры- занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. – СПб.:2008.
Источник
Большинство детей очень любят играть с водой: в ванне и за столом, в бассейне и на прогулке. В зависимости от желаний и потребностей ребенка игры с водой могут быть спокойными, подвижными, сюжетными. При помощи взрослого и правильно организованной среды эти занятия становятся не только увлекательными, но и чрезвычайно полезными. Они развивают мелкую моторику, координацию движений, снимают эмоциональное напряжение. Опыты с водой позволяют познакомить малыша с окружающим миром, развить мышление и любознательность. В этой статье мы расскажем Вам о том, какие простые упражнения и эксперименты с водой можно проводить в домашних условиях.
Игры с водой для малышей
Для игр с водой вам могут понадобиться емкости различного объема, ложки, половники, сита, воронки, водяные мельницы, венчики, пипетки, губки и тряпки, поднос и другие приспособления. Вот несколько интересных идей для водных игр, которые обязательно понравятся детям.
- «Отожми губку». Для этой игры понадобятся два тазика (или глубокие миски) и, конечно, губка. Одну из емкостей наполните водой, а вторую оставьте пустой. Используя губку, кроха должен перелить воду из одного тазика в другой.
- «Поймай рыбку». Положите в тазик с водой нетонущие предметы (например, мелкие резиновые игрушки, пробки, мячики, бусинки) и предложите малышу с помощью сита «выловить рыбок». Подготовьте миску или ведерко, куда ребенок будет складывать свой улов.
- Переливания жидкости из одного кувшина в другой – для малышей задача не из легких. Это упражнение позволяет развивать координацию движений, глазомер, концентрацию внимания.
- «Налей воду в стаканы». Приготовьте стаканы и другие емкости различного объема и формы, а затем с помощью фломастера или клейкой ленты отметьте на них тот уровень, до которого малышу нужно их наполнить. Чтобы ребенку было интересней, воду можно подкрасить.
Чтобы не намочить стол во время занятий с водой, используйте поднос, а также губку. Убирая за собой пролитую воду, малыш будет приучаться к самостоятельности и аккуратности.
- «Перелей через воронку». Дети любят использовать в играх различные приспособления, с которыми они нечасто сталкиваются в реальной жизни. Одной из таких интересных вещей является обыкновенная воронка.
- «Взбей пену». Добавьте в воду немного жидкого мыла и покажите ребенка, как при помощи венчика можно взбить пушистую пену.
- «Большая стирка». Таз с водой и несколько кукольных платьев или просто тряпочек – это все, что нужно, чтобы малыш надолго занялся делом. Также можно натянуть веревку (например, между двух стульев) и при помощи прищепок вешать игрушечную одежду сушиться.
- «Автомойка». Чтобы приучить кроху к уходу за своими вещами, поиграйте с ним в автомойку. Резиновые и пластиковые игрушки малыш сможет самостоятельно помыть в мыльном растворе, а затем сполоснуть под проточной водой.
- «Ледниковый период». В небольшую миску (или силиконовую форму) положите мелкие игрушки и залейте их водой, а после – заморозьте. Чтобы легко извлечь лед из миски, обдайте ее кипятком. Ребенок почувствует себя настоящим спасателем, освобождая игрушки ото льда при помощи различных инструментов.
Простые опыты и эксперименты с водой для дошкольников
Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Опыты и эксперименты знакомят малышей со свойствами воды, расширяют их представления об окружающем мире, развивают логику и внимание.
Вместе с ребенком определите основные свойства воды:
У воды нет цвета. В один стакан налейте простую воду, а в другой – молоко. Затем опустите в стаканы какие-либо предметы. Молоко имеет цвет, поэтому предметов не будет видно, а в прозрачной воде спрятаться нельзя.
У воды нет запаха. Предложите крохе сравнить, как пахнут различные жидкости (вода, сок, подсолнечное масло и так далее).
У воды нет вкуса. Точно так же, как и в предыдущем опыте, вместе с ребенком сравните вкус нескольких напитков.
У воды нет формы. Наливая одно и то же количество воды в различные сосуды (стакан, тарелка, ваза), малыш поймет, что жидкость не имеет постоянной формы.
Температура воды может быть различной. Предложите ребенку сравнить свои ощущения при прикосновении к холодной и горячей воде.
Лед и пар – это тоже вода. Вместе с малышом понаблюдайте, как пар выходит из кипящего чайника, как тает лед, как замерзает вода в холодильнике.
«Тонет – не тонет». Используя предметы из различных материалов (дерево, металл, бумага, резина, пластик), можно проверить, какие из них утонут, а какие – нет.
«Что защищает от дождя?». Представьте с малышом ситуацию, что вы попали под дождь, но зонтика у вас не оказалось. Зато есть другие предметы: целлофановый пакет, кусочек ткани, фольга, бумага, картон. Медленно поливая каждый из материалов водой, ребенок сможет сделать вывод о том, что промокает, а что отталкивает воду.
«Распускающийся цветок». Вырежьте из цветной бумаги несколько цветов с продолговатыми лепестками. Затем согните их или закрутите при помощи карандаша к центру. Если бросить цветы в воду, то бутоны в скором времени раскроются, так как намокшая бумага становится тяжелее. С помощью этого опыта можно показать малышу, что растениям для жизни нужна вода.
«Корабли из льдинок». Залейте воду в формы для льда, и положите в каждую из них зубочистку или небольшой кусочек коктейльной трубочки. После того, как льдинки будут готовы, прикрепите к ним паруса из бумаги и смело отправляйте в плавание. Ребенок может подуть на паруса, чтобы корабли начали двигаться. Этот эксперимент познакомит ребенка со свойствами льда и воздуха.
Лавовая лампа. Для эксперимента вам понадобится небольшая стеклянная банка, растительной масло, вода, пищевой краситель, соль. Емкость необходимо на 2/3 заполнить водой, а на 1/3 – маслом. Обратите внимание ребенка на то, что масло легче воды, поэтому оно не тонет и не смешивается с водой. Затем нужно добавить в банку немного пищевого красителя и ложку соли. Кристаллы соли заставляют масло опускаться на дно, а после растворения соли – подниматься к поверхности. Благодаря этому вы можете наблюдать причудливое движение пузырьков масла в воде.
Постарайтесь организовать опыт таким образом, чтобы ребенок принимал в нем активное участие. Если у малыша есть желание, позвольте ему придумать собственный эксперимент и помогите в его реализации.
«Смешиваем краску». Этот эксперимент позволит изучить цветовую палитру и принесет массу положительных эмоций Вашему крохе. С помощью гуаши окрасьте воду в нескольких стаканчиках, а затем предложите ребенку смешать несколько цветов и посмотреть, что получится.
«Вода бежит по дорожкам». Для опыта вам понадобится три прозрачных стакана, пищевые красители и две салфетки (марлевые бинты). В два стакана налейте воду и добавьте в нее пищевой краситель (например, в один стакан – желтый, в другой – красный), а третий стакан оставьте пустым. Сложенные в несколько раз салфетки или полоски марли нужно поместить в стаканы таким образом, чтобы один концом они оказались на несколько сантиметров в воде, а другим в пустом стакане. В результате вода по дорожкам из салфеток будет перетекать в пустой стакан и там смешиваться. В нашем случае получится оранжевый цвет.
«Крашеные цветы». Для этого опыта лучше всего подойдут белые цветы или листья салата. Поставьте срезанный цветок в воду и добавьте в нее пищевой краситель. Через некоторые время можно будет увидеть, как лепестки окрасятся. Также можно попробовать разрезать стебель вдоль на несколько частей, а потом каждую из них поместить в воду разного цвета. Тогда ваш цветок получится еще эффектнее! Этот эксперимент доказывает, что растение «пьет воду».
Выводы
Игры и опыты с водой не оставят равнодушным ни одного малыша. Они не сложны в организации и приносят большую пользу крохе. Ребенок учится наблюдать, быть внимательным и терпеливым, активно развивается мелкая моторика, восприятие, мышление. Кроме этого вода снимает эмоциональное напряжение и успокаивает детей.
Заключение
Зачастую любые игры с водой относят к системе Марии Монтессори, однако, это неверная точка зрения. Принципиальное отличие Монтессори-упражнений от обычных игр с водой заключается в том, что они имеют функциональное значение. Упражнения с водой для малышей от 8 месяцев до 3 лет не только развивают мелкую моторику, снимают повышенную возбужденность, но и являются подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода, и простой способ её устранения – протирание подноса, стола или пола. В Монтессори-классах сети детских центров «Созвездие» для дошкольников создана специальная среда, в которой дети учатся следить за собой и своими вещами. Все предметы, которыми пользуются малыши, не игрушечные, а настоящие. Реальная деятельность позволяет ребёнку сделать первые шаги на пути к настоящей свободе. Ждем Вас и Вашего кроху в нашем клубе!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник
Потребность ребенка в воде. Мифы и правда. Давайте разбираться!
Аквакалькулятор – рассчитайте, сколько воды нужно ребенку.
Вода – это основа жизни и естественная составляющая организма человека. Детский организм особенно нуждается в правильном потреблении воды. Ведь именно в раннем возрасте происходят важнейшие этапы развития нервной, кровеносной, дыхательной, пищеварительной и иммунной систем организма.
Правильный рацион питания ребенка – это основа его здоровья и дальнейшего развития. И чем раньше вы поможете ребенку сформировать привычку грамотного потребления воды, тем проще ему будет поддерживать здоровый и правильный образ жизни в будущем.
Организм ребенка на 80% состоит из воды, а взрослого человека – на 60%.
Итак, будем разбираться: сколько воды нужно для здорового развития организма ребенка, какая вода полезна, и как часто нужно предлагать ребенку питье?
Мнение специалиста
На эти и другие важные вопросы по теме отвечает Бельмер Сергей Викторович, доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной педиатрии № 2 Педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова.
Давайте развенчаем наиболее популярные мифы о воде, то есть наиболее популярные заблуждения о ее пользе, количестве, качестве, а также возможном вреде.
Миф #1: Нужно обязательно допаивать ребенка водой с момента рождения
Это заблуждение. Все зависит от конкретной ситуации, находится ли ребенок на грудном вскармливании или нет. Сколько и как часто ребенок потребляет в сутки грудного молока или смеси. В каждом возрасте потребности в воде разные. Смотрите сами:
Нормы общей суточной потребности детей в воде
Возраст ребенка | Потребность в воде на 1 кг. массы тела |
1 сутки | 90 мл |
10 суток | 135 мл |
3 месяца | 150 мл |
6 месяцев | 140 мл |
9 месяцев | 130 мл |
1 год | 125 мл |
4 года | 105 мл |
Значения таблицы учитывают всю воду, которую получает ребенок в течении суток. Это и чистая вода, и различные напитки, и супы, и твердая пища, в которой тоже содержится вода.
Исходя из данных, представленных в таблице, можно легко вычислить потребность ребенка в чистой воде. Так, например, возьмем грудничка массой тела 3 килограмма. Согласно таблице рассчитаем суточную потребность грудничка в воде: 3 кг * 90 мл = 270 мл/сутки. Если знать сколько воды из молока или прикорма ребенок получает в сутки, не сложно вычислить, нужно ли давать воду грудничку дополнительно.
Как правило, ребенку на естественном вскармливании до шести месяцев достаточно воды из материнского молока и дополнительный прием воды не требуется. При введении прикорма требуется дополнительно поить ребенка.
Но еще раз хочу напомнить, что норма потребления воды – сугубо индивидуальная величина, которая зависит от активности ребенка, биохимических особенностей детского организма, от температуры и влажности окружающего воздуха.
Миф #2: Воду в бутылках нужно все равно кипятить
Бутилированную воду кипятить не обязательно. Технология подготовки воды и розлива в бутылки обеспечивает ее стерильность на протяжении всего срока годности. В связи с этим, кипячение, направленное именно на уничтожение микроорганизмов в воде, в данном случае не требуется. Во всех других случаях, таких как вода «из-под крана», родника, колодца и др., кипятить необходимо. А иногда требуются и более серьезные способы обработки такой воды, но детям такую воду давать не рекомендуется.
Миф #3: Разницы между «детской» и «взрослой» водой не существует.
«Детская» вода отличается более высокими требованиями к качеству и физиологически сбалансированным составом. К бутилированной воде первой и, особенно, высшей категории предъявляются очень жесткие требования по ее безопасности, в частности, по химическому составу. В случае «детской» воды требования к ее составу еще более высокие. При ее производстве необходимо не только не допустить превышения концентрации макро- и микроэлементов, но и обеспечить их сбалансированное содержание с учетом особенностей детского организма.
Миф #4: Воду с легкостью можно заменить соками, морсами и другими напитками
Любой напиток является источником воды. Однако в составе разных напитков, таких как соки, морсы и др., кроме воды содержатся другие вещества, например сахар, избыток которого может быть нежелателен для ребенка. В связи с этим заменять «чистую воду» другими напитками нужно с большой осторожностью. После введения прикорма в составе питания ребенка появляются соки и морсы в регламентируемых объемах.
Миф #5: «Детская» вода – это маркетинговый ход
Это заблуждение. «Детская» вода, как я уже говорил, отличается особыми требованиями к ее составу, в частности, сбалансированностью количества макро- и микроэлементов, соответствующей потребностям детского организма.
Миф #6: Кипяченая и фильтрованная вода ничем не отличаются от детской воды
При кипячении происходит уничтожение микроорганизмов. Результаты фильтрации зависят от особенностей фильтра но, в первую очередь, при этом удаляются взвешенные в ней частицы.
Миф #7: Вода с любым минеральным составом подходит ребенку
В воде содержатся кальций, магний, натрий, йод, селен и многие другие макро- и микроэлементы, которые необходимы для организма. Важно при этом, чтобы их содержание не превышало допустимые концентрации. С другой стороны, следует иметь в виду, что вода не является исключительным и даже основным источником указанных веществ: ребенок получает их, в первую очередь, из других продуктов питания. Тем не менее, дефицит тех или иных минералов в воде, что нередко наблюдается в различных регионах мира, может приводить к заболеваниям. Таким образом, вода без минералов опасна для здоровья.
Миф #8: Лучше всего использовать кипяченую воду при искусственном вскармливании
Это заблуждение. Лучше всего использовать специально приготовленную в промышленных условиях «детскую» воду. Она безопасна и имеет оптимальный химический состав.
Это основные мифы о воде в аспекте детского питания и потребления, которые встречаются сегодня. Для более подробного изучения темы рассмотрим еще несколько часто задаваемых вопросов, с которыми к нам обращаются родители малышей.
В чем польза минералов, указанных в составе? (Ca, Mg, K, бикарбонаты, сульфаты, фториды, хлориды)
Минералы в составе воды необходимы для нормального течения обменных процессов. Кальций и магний необходимы для формирования костей и работы нервной системы, калий необходим для нормальной работы сердца и мышц, натрий является ключевым фактором практически во всех обменных процессах. Очень важно, чтобы химический состав воды соответствовал потребностям организма, что достигается определенными технологическими приемами в процессе производства специальной «детской» воды.
Как уговорить ребенка пить воду?
Уговорить сложно. Ребенок пьет исходя из своих потребностей. Индикатором к потреблению воды является чувство жажды. Вода в бутылочке или поильнике должна быть рядом всегда. Предлагайте малышу в первую очередь качественную воду, а не сладкие напитки.
Как научить малыша пить из бутылки?
В первые дни и месяцы жизни, если это необходимо, можно понемногу приучать ребенка к воде, допаивая его с ложечки или из бутылочки с соской. А если вы начинаете давать воду в более старшем возрасте, то можно сразу переходить к детской чашке или поильнику.
Чем поить ребенка в путешествии?
Специальная детская вода является оптимальным выбором для ребенка во время путешествия. Такая вода является стерильной и компенсирует возможные потери солей, благодаря сбалансированному химическому составу.
Сколько детской воды взять с собой в самолет?
Это зависит от возраста ребенка и длительности перелета, но не менее 100 мл. Это минимальный запас.
Нужно ли поить ребенка ночью?
Поить ребенка ночью не обязательно, но, если такая необходимость возникает, предложите ребенку пару глотков воды. Это нормально.
Стоит ли давать ребенку пить после активных игр на жаре?
Это нужно делать обязательно, и не только после, но и во время активных игр на солнце или в жаркую погоду, так как с потоотделением вода выводится из организма в значительных количествах. Предлагайте как можно чаще вашему малышу воду. На прогулку удобнее взять специальную «детскую» воду в бутылочке, у нее небольшой объем, но достаточный даже для двух- или трехчасовой прогулки.
Детская вода «ФрутоНяня» – с первых дней жизни!
Детская вода «ФрутоНяня» – это вода высшей категории. Не требует кипячения. Вода тщательно сбалансирована по минеральному составу и подходит даже самым маленьким детям.
Специальная детская вода «ФрутоНяня» выпускается в форматах 0,33л, 1,5л и 5л
Выберите наиболее оптимальный для вас формат. Для прогулки идеально подойдет бутылочка 0,33 л. А для домашнего использования: приготовления кашек, смесей и для переливания в детский поильник будет удобной вода в бутылках по 1,5л. Канистра в 5л – отличный вариант для большой семьи или для того, чтобы взять необходимое количество воды с собой на дачу.
Контроль качества воды ведется на всех этапах технологического процесса ее изготовления в аккредитованном испытательном центре «ФрутоНяни». Сотрудники испытательного центра снимают пробы воды на каждом этапе ее производства.
При добыче воды из скважины, этапе водоподготовки, будь то очистка от механических примесей, этап нормализации состава воды по содержанию макро- и микроэлементов, процесс озонирования или финишная фильтрация. Так же пробы в обязательном порядке берутся при розливе воды в тару и ее упаковке.
Все пробы проходят обязательное исследование на соответствие требованиям и нормативам. Контроль качества продукта является непрерывным круглосуточным процессом работы нашего центра. При обнаружении хотя бы одного несоответствия – партия к реализации не допускается.
Источник