Внутриутробный период развития ребенка критические периоды

Отдельные ткани и органы формируются в различные периоды роста эмбриона и плода. При этом ткани организма в момент максимальной интенсивности процессов дифференцировки становятся высоко чувствительными к повреждающим воздействием внешней среды (ионизирующая радиация, инфекции, химические агенты).

Такие периоды, для которых характерна повышенная чувствительность к воздействию повреждающих факторов, называют «критическими периодами эмбриогенеза». Вероятность формирования отклонений в развитии в критические периоды наиболее высока.

Период бластогенеза

По данным ВОЗ первый критический период развития приходится на первые 2 недели развития – период бластогенеза. Ответная реакция в этот период реализуется по принципу «всё или ничего», то есть зародыш либо погибает, либо, в силу своей повышенной устойчивости и способности к восстановлению, продолжает нормально развиваться. Морфологические нарушения, возникающие на этом сроке, называют «бластопатиями». К ним относят анэмбрионию, формирующуюся вследствие ранней гибели и резорбции эмбриобласта, аплазию желточного мешка и др. Некоторые исследователи к бластопатиям относят эктопическую беременность и нарушения глубины имплантации развивающегося зародыша. Большая часть зародышей, поврежденных в период бластогенеза, а также те, которые образовались из дефектных половых клеток, несущих мутации, в этот период элиминируется путем спонтанных абортов. По данным научной литературы частота прерывания беременности на этом сроке составляет около 40% от всех состоявшихся беременностей. Чаще всего, женщина даже не успевает узнать о ее наступлении и расценивает эпизод как задержку менструального цикла.

Эмбриональный период

Второй критический период внутриутробного развития продолжается от 20-го до 70-го для после оплодотворения – это время максимальной ранимости зародыша. Весь эмбриональный период – с момента имплантации до 12 недели, – является очень ответственным периодом в развитии человека. Это время, когда происходит закладка и формирование всех жизненно важных органов, формируется плацентарный круг кровообращения, зародыш приобретает «человеческий облик».

Фетальный (плодный) период

Фетальный период длится с 12 недели до момента рождения. В это время происходит созревание организма – тонкая дифференцировка органов и тканей, сопровождающаяся быстрым ростом плода. При влиянии неблагоприятных факторов на развивающийся организм во время эмбрионального периода формируются так называемые «эмбриопатии», которые проявляются пороками развития. Те же вредности, влияющие на плод во время фетального периода, провоцируют развитие фетопатий, для которых морфологические пороки не характерны. Частота эмбриопатий достаточно высока – спонтанными абортами в эмбриональном периоде заканчивается не менее 10% зарегистрированных беременностей.

В первые 2-3 месяца внутриутробной жизни происходит интенсивное деление клеток и формирование тканей и органов. Благодаря делению, росту и переселению клеток каждая часть тела приобретают определенные очертания – осуществляется процесс морфогенеза. В основном процессы морфогенеза завершаются на 8-ой неделе развития. Основываясь на знаниях о сроках формирования органов, можно делать заключения о развитии врожденных пороков в связи с воздействием на эмбрион конкретных вредностей. Например, в литературе накоплено много данных о тератогенном действии противосудорожных препаратов, в частности, вальпроата. Этот препарат может индуцировать комплекс врожденных аномалий, в том числе, сочетание спинномозговой грыжи с дефектом межжелудочковой перегородки сердца. Такие пороки могут наблюдаться при вальпроатном синдроме, однако для этого необходимо, чтобы женщина принимала препарат до 8 недели беременности, так как к этому сроку завершается смыкание межжелудочковой перегородки и формирование позвоночного канала.

Нарушения развития в плодном периоде называет фетопатиями (от лат «fetus» – плод). Пороки развития в этот период могут возникнуть лишь в органах, не окончивших своего формирования (ткань головного мозга, зубы, гениталии, лёгкие). Для этого периода характерно формирование так называемых «вторичных» пороков развития – то есть искажения развития нормально сформированных органов вследствие воспалительных процессов (например, токсоплазмоз, вирусные инфекции) или нарушений созревания, приводящих к формированию дисплазий или гипоплазий органов и тканей.

Способность реагировать воспалительными процессами на инфекционное повреждение у плода формируется после 5-го месяца развития. Также свой вклад в патологию плодного периода вносят нарушения обмена веществ и хронические интоксикации у матери, в качестве примера можно привести диабетическую и алкогольную фетопатию. Из нарушений внутриутробного развития наибольшее клиническое и социальное значение имеют врожденные пороки развития (ВПР).

Читайте также:  Аспекты развития ребенка в коллективе

Современная наука считает, что не менее 50% всех ВПР имеют комплексную многофакторную природу, то есть образуются под влиянием наследственных и средовых факторов, тогда как 5% ВПР индуцировано тератогенными воздействиями. К тератогенным воздействиям относят любую вредность, под влиянием которой может сформироваться ВПР.

Известно несколько сотен тератогенных факторов, однако практическое значение у человека имеют всего лишь несколько:

  • Эндокринные заболевания матери (сахарный диабет);
  • Физические воздействия (температурные или ионизирующие);
  • Химические вещества, к которым относятся некоторые медикаменты (ретиноиды, вальпроевая кислота, талидомид и др.) и алкоголь;
  • Биологические факторы (инфекции – токсоплазмоз, краснуха и др.)

Часть этих факторов способны индуцировать определенные тератологические синдромы, хорошо известные врачам во всем мире. Эти синдромы могут реализовываться как эмбрио- или фетопатии, в зависимости от конкретного фактора и срока беременности, на котором он воздействует.

Реализация тератогенного эффекта зависит от многих составляющих, часть из которых определяется биологией зародыша. Вот наиболее весомые составляющие, определяющие степень повреждающего действия тератогена:

  • природа тератогена;
  • доза тератогена;
  • продолжительность воздействия;
  • возраст зародыша или плода;
  • генетическая предрасположенность формирующегося организма;
  • генетические особенности организма матери, а именно: функционирование системы детоксикации ксенобиотиков, нейтрализации свободных радикалов и др.

В развитии человеческого организма наиболее уязвимыми являются 1-ый и 2-ой критический период онтогенеза – это конец 1-ой начало 2-ой недели после оплодотворения и 3-6 недели беременности. Воздействие вредностей именно в течении 2-го периода приводит к формированию наибольшего количества ВПР.

Кроме критических необходимо учитывать терминационные периоды действия тератогена – то есть предельный срок беременности, в течение которого неблагоприятный фактор может индуцировать аномалии развития. Этот период определяется сроками завершения формирования органа и отличается для различных органов и тканей, например, грубый порок развития мозга – анэнцефалия, может сформироваться под воздействием тератогенных влияний до 8 недели беременности, тогда как дефекты межжелудочковой перегородки сердца – до 10-ой недели.

Значение генетической составляющей формирующегося организма можно продемонстрировать на примере талидомидного синдрома и алкогольной фетопатии. Талидомидный синдром сформировался лишь у 20% детей, матери которых во время беременности на одних и тех же ее сроках принимали одинаковые дозы талидомида.

Влияние тератогенных факторов чаще всего реализуется в виде развития множественных пороков и аномалий развития, формирование которых зависит от дозы повреждающего агента, продолжительности его воздействия и срока беременности, на котором произошло неблагоприятное влияние.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

Критические периоды внутриутробного развития

Первый критический период – первые две недели после зачатия.

Вредными воздействиями в этот период являются: инфекции во время беременности, как острая – ОРВИ, пневмония, острый пиелонефрит, так и хронические, а также неспецифические инфекции – хламидийная, токсоплазмоз, герпетическая, уреоплазма, алкогольная и никотиновая интоксикации. Следует отметить, что табачный дым содержит более 400 токсических веществ, 30 из которых являются сильными раздражителями для бронхов.

Второй критический период – с 15 по 40 день внутриутробной жизни. Особое внимание – к лекарствам, принимаемым беременной женщиной, к пище и режиму труда.

Следует отметить, что материнский организм компенсирует большинство функциональных, эндокринных и метаболических нарушений.

Третий критический период – последний триместр беременности, когда значительно увеличивается масса тела плода. В момент родов ребенок испытывает очень сильный стресс, так как происходит мгновенный переход от внутриутробного состояния к самостоятельной жизнедеятельности. Врачи оценивают и анализируют состояние ребенка начиная с первых минут жизни, когда могут появиться патологические реакции нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Степень риска срыва адаптации зависит не только от состояния плода и беременной женщины в момент родов, но от множества факторов и даже от пола ребёнка. Установлено, что адаптационные механизмы у девочек значительно более зрелые, чем у мальчиков.

Критические периоды внеутробного развития.

I период новорожденности.

Дети рождаются незащищёнными от любой инфекции. Синтез собственных антител начинается с 10 недели жизни ребёнка. Дети рождаются с материнскими иммуноглобулинами, которые защищают ребёнка от инфекций. Но это касается здоровых новорождённых детей, находящихся на грудном вскармливании. Незащищенными от инфекций остаются дети, находящиеся на искусственном вскармливании.

II критический период – от 4 до 6 месяцев жизни. Если новорождённые дети практически не болеют инфекционными заболеваниями в силу наличия у них пассивного материнского иммунитета, то в период с 4 до 6 месяцев происходит ослабление иммунитета в связи с разрушением материнских антител. Анализируя заболеваемость детей этого периода можно отметить повышение бронхо-легочной заболеваемости – ОРВИ, бронхиты, а также острые гастроэнтериты.

III критический период – второй год жизни. Система местного иммунитета остается неразвитой. В этот период регистрируются частые инфекции. Большая часть детей ещё не готова к детским дошкольным учреждениям. Нужно внимательно и ответственно соблюдать режим сна, активных игр и спокойных занятий с малышом. Это позволит укрепить здоровье к детсадовскому периоду жизни.

IV критический период – период дошкольного возраста – 6-7 лет. В этот период меняется содержание форменных элементов крови, когда резко уменьшается количество лимфоцитов, и увеличивается количество нейтрофилов. Средняя концентрация иммуноглобулинов IgM и IgG соответствует уровню взрослого человека. Впервые в крови можно определить иммуноглобулины IgE. Для данного периода характерны всевозможные аллергии и проявления поздних иммунодефицитных состояний. Это проявляется частыми инфекциями, потребностью в антибиотикотерапии, отставанием в росте и массе тела и в физическом развитии. В формировании вегето-сосудистых нарушений нельзя исключить влияние фактора компьютеризации. Формирование патологии глаза отмечается в дошкольном и раннем школьном возрасте, когда отмечается чрезмерно большая нагрузка при физиологической слабости мышц и связочного аппарата глаз.

V критический период – подростковый возраст. Для этого периода характерны:

– Возрастной скачок роста в сочетании с уменьшением массы лимфоидных органов и повышение чувствительности к грибковым инфекциям.

– Секреция половых гормонов и снижение числа иммуноглобулинов IgE.

– Начало воздействия таких вредных факторов, как курение, алкоголизм.

В этот период отмечается резкий рост вегето-сосудистой дисфункции, а также рост болезней пищеварительного тракта.

Читайте также:  Игры для развития речи ребенка зпр

Источник

Внутриутробное развитие

Таблица 1.1. Срок беременности и родов

Показатель

Характеристика

Отсчет срока беременности

1-й день последней менструации

Продолжительность нормальной беременности

280 дней (10 лунных месяцев), 38-40 нед, 9 мес

Триместр

I

1-12 нед беременности

II

13-28 нед беременности

III

29-42 нед беременности

Продолжительность декретного отпуска

140 дней – при одноплодной беременности, нормальном ее течении

156 дней – при многоплодной беременности, сложных родах

Рис. 1.1. Периоды внутриутробного развития

Гестационный возраст (от лат. geio – ношение) – возраст эмбриона и плода с момента оплодотворения; соответствует сроку беременности. По правилам, принятым ВОЗ и в России, ребенком считают каждый продукт зачатия, который родился с массой тела 500 г и выше примерно на 20-22-й неделе беременности.

Плод как личность: доказано, что пренейт (нерожденный ребенок) еще до рождения обладает всеми уровнями личности, присущими человеку. Нерожденные дети – не простые существа, а сложные изначально создания с неожиданно мощным интеллектом.

Таблица 1.2. Эмбриогенез (преэмбриональный период) и патология

Период

Длительность

Характеристика

Патология

Терминальный, или собственно зародышевый

1 нед

От момента оплодотворения яйцеклетки до имплантации в матку

Гаметопатии – патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения, приводящие к прерыванию беременности, врожденным порокам развития (ВПР), наследственным заболеваниям

Период имплантации

40 ч, около 2 сут

Имплантация бластоцита в слизистую оболочку матки

Властопатии – повреждения зиготы, приводящие к гибели зародыша, внематочной беременности, тяжелым ВПР, несовместимых с выживанием зародыша вследствие хромосомных аберраций или мутантных генов

Эмбриональный

5-6 нед

Закладка и органогенез внутренних органов

Эмбриопатии – повреждения зародыша от 15-го дня после оплодотворения до формирования плаценты – 75-й день. Возникают наиболее грубые анатомические и диспластические ВПР, прерывание беременности

Эмбриофетальный

2 нед

Формирование плаценты; окончание формирования внутренних органов, кроме центральной нервной системы (ЦНС) и эндокринной системы

Читайте также:  Рост и развитие ребенка

Рис. 1.2. Определение роста и массы тела плода

Таблица 1.3. Развитие плода (фетальный период) и патология

Подпериод

Длительность

Характеристика

Патология

Ранний фетальный

От начала 9-й недели до конца 28-й недели

Рост и тканевая дифференцировка органов плода

Фетопатии: задержка внутриутробного развития плода (ЗВУР), ВПР, сохранение первоначального расположения органов, но их недоразвитие, врожденная патология, преждевременные роды, асфиксия. Ранние фетопатии: задержка роста и дифференцировки органов (гипоплазия) или нарушение дифференцировки тканей (дисплазия)

Поздний фетальный

После 28-й недели до начала родов

До отхождения околоплодных вод

Неинфекционные и инфекционные поздние фетопатии: при инфицировании – заболевания, характерные для данного возбудителя, нарушения процессов депонирования компонентов питания, нарушения зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от гипоксии и травм, отсутствие созревания сурфактанта – синдром дыхательных расстройств и т.д.

Таблица 1.4. Влияние некоторых нарушений пищевого статуса беременных на развитие плода и ребенка

Нарушение питания

Нарушение развития плода и ребенка

Дефицит белка и энергии

ЗВУР

Задержка развития головного мозга

Дефицит, нарушение соотношения ω-6 и ω-3 полиненасыщенных жирных кислот

Нарушения развития головного мозга, нейросетчатки

Дефицит фолиевой кислоты (особенно в сочетании с дефицитом витаминов С, В6, В12)

Дефекты развития нервной трубки: анэнцефалия, мозговая грыжа, spina bifida

Дефицит и избыток витамина А

Врожденные уродства

Дефицит цинка

Врожденные уродства, в том числе дефекты развития нервной трубки

Дефицит йода

Нарушения нервно-психического развития

Рис. 1.3. Некоторые методики, используемые для антенатальной диагностики

Рис. 1.4. Критические периоды пренатального развития

Таблица 1.5. Сроки выявления внутриутробных пороков развития плода на ультразвуковом исследовании*

Обследование

Цель обследования

I этап – 10-14 нед

Установление срока беременности.

Установление характера течения беременности.

Оценка толщины воротникового пространства, состояния хориона.

Формирование групп риска по хромосомной патологии и некоторым ВПР у плода

II этап – 20-24 нед

Допплеровское исследование маточно-плацентарного кровотока.

Детальная оценка анатомии плода для выявления ВПР, маркеров хромосомной патологии, ранних форм задержки развития, патологии плаценты, аномального количества околоплодных вод.

Формирование групп риска по развитию гестоза, задержке развития плода и плацентарной недостаточности

III этап – 32-34 нед

Оценка темпов роста плода, выявление ВПР с поздними проявлениями.

Оценка развития плода

* Приложение № 5 к приказу Минздрава России № 457 от 28 декабря 2000 г.

Таблица 1.6. Врожденные и наследственные заболевания, выявляемые неонатальным скринингом*

Заболевание

Характеристика

Фенилкетонурия

На 1-м году жизни судорожный синдром и развитие олигофрении, в результате гомозиготности ребенка с локализацией на хромосоме, превращающей фенилаланин в тирозин

Врожденный гипотиреоз

Умственная отсталость, связанная с гипоплазией, дистопией или аплазией вилочковой железы; в эндемичных по дефициту йода регионах из-за йодной недостаточности у беременной

Адреногенитальный синдром

Целый ряд клинико-биохимических вариантов врожденной гиперплазии (дисфункции) коры надпочечников. При рождении симптомы у мальчиков могут отсутствовать, у некоторых возможен «синдром потери соли». У новорожденных девочек – признаки ложного гермафродитизма, что вызывает затруднения при определении половой принадлежности ребенка

Муковисцидоз

Кистозный фиброз поджелудочной железы, у новорожденного – мекониальный илеус, в грудном и раннем возрасте – повторные, рецидивирующие пневмонии, переходящие в хроническую пневмонию, синдром нарушенного кишечного всасывания и гипотрофию

Галактоземия

При генетическом отсутствии способности расщеплять галактозу, содержащую в молоке; на 1-й неделе жизни новорожденного: желтуха и гипогликемия; судороги, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) и кожи, далее – поражение глаз (катаракта), цирроз печени и олигофрения

* Приказ Минздрава России № 185 от 22 марта 2006 г.

Рис. 1.5. Трехступенчатый скрининг слуха с дифференциальной диагностикой и соответствующим лечением при снижении слуха <20 дБ (слуховой аппарат, кохлеарный имплантат и т.д.)

* Данные в соответствии со скрининговой программой, принятой в Баварии.

** Первый скрининг слуха проводится методом BERA при цитомегаловирусной инфекции и после проведения заменного переливания крови вследствие гипербилирубинемии. С 1996 г. приказом Минздрава и Медпрома России № 108 проводится скрининг слуховых нарушений у детей.

Источник