Внутренние и внешние условия развития ребенка

Внутренние и внешние условия развития ребенка thumbnail
Внутренние и внешние условия развития ребенка

ТОП 10:

Предпосылки психического развития – то, что оказывает определённое влияние на индивида, т.е. внешние и внутренне обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень психического развития.
Они бывают внешними и внутренними. Внешние предпосылки психического развития – это качество и особенности воспитания человека; внутренние – активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах его совершенствования как личности.

Человек – существо биосоциальное. Поэтому во влиянии на его психическое развитие выделяют 2 основных фактора: биологический, природный, и социальный – условия жизни, организованное обществом обучение и воспитание.
Биологические условия – наследственные и врожденные свойства организма, создающие анатомо-физиологические предпосылки (задатки, тип ВНД) для формирования различных видов психической деятельности.
Социальные условия – ни одно из специфических человеческих качеств (логическое мышление, творческое воображение, волевая регуляция действий и т.д.) не может возникнуть лишь путем вызревания органических задатков, требуются определенные условия обучения и воспитания (пример Маугли).
Однако ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности.

Существуют предпосылки для нормального психического развития. Они определяются различными факторами: размеры и форма тела, темпы роста и созревания, состояние здоровья и многие другие. Особой чувствительностью в плане влияния перечисленных факторов отличаются зародыш и плод. Известны некоторые причины серьезных нарушений в развитии зародыша и плода, а именно: неправильное деление хромосом, недостаточность плаценты, вирусные и изначальные инфекционные заболевания плода, нарушения, связанные с обменом веществ, появившиеся вследствие заболеваний матери, резус-конфликт, влияние ионизирующих лучей, влияние некоторых лекарств, токсических препаратов, что непосредственно сказывается на психосоматическом развитии ребенка в будущем.
Условием психического развития ребенка можно считать окружающую его реальность (семья, социально – бытовые условия и др.). Условия определяются социальными и биологическими факторами. То, что понимают под термином социальные факторы, связано с непосредственными влияниями, которым подвергается организм во время развития (от рождения до полной зрелости) и от которых зависит реализация наследственности. Не лучшими условиями для развития плода являются следующие условия: слишком молодой возраст будущей матери, микро – и макротравмы в период беременности, изменение давления, например, во время путешествия самолетом, шум, продолжающийся достаточно долго, последствия лечения бесплодия. С нарушениями рождаются дети у тех женщин, которые много курят и пьют. Все эти дети входят в так называемую группу риска. Недоедание во время беременности, недостаток витаминов, особенно А и В2, также могут вызвать нарушения в развитии плода. Таким образом, питание матери, образ ее жизни сказываются на развитии плода. Если женщина беременна, она не должна курить и употреблять алкогольные напитки. Отрицательно влияют на развивающийся плод, в основном на нервную систему, негативные эмоции беременной, переживания, нервозность. Крайне нежелательны семейные конфликты, так как у беременной может возникнуть чувство страха.
Социальные условия у ребенка до трех лет чаще всего ограничиваются родительским домом. Среди социальных факторов главная роль отводится семье.Как показывают исследования, связанное с развитием ребенка негативное влияние семьи приводит не только к нарушениям психического развития малыша, но и к серьезным трудностям в приспособлении к среде, что проявляется обычно лишь во второй декаде жизни.
Кроме того, психологическое развитие ребенка не может быть нормальным, если не обеспечиваются основные потребности в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями. Малыш должен чувствовать, что он – одаренное и любимое дитя. Эти необходимо для нормального развития ребенка также как соответствующее питание, свежий воздух или прививки и соблюдение гигиены. Воспитательное воздействие родителей тесно связано с реализацией основных запросов ребенка. Плохо влияет на психосоматическое развитие малыша как чрезмерная снисходительность, так и чрезмерная строгость или непоследовательность в действиях и поступках родителей.
По мнению большинства современных психологов, для нормального развития ребенка чрезвычайно негативны следующие сочетания: агрессивная и деспотичная мать и уступчивый, не интересующийся ребенком отец; боязливая мать и суровый, строгий отец; слишком заботливая мать и холодный или агрессивный отец.
На развитии ребенка негативно сказывается педагогическая некомпетентность родителей, нежелание заниматься ребенком, психологическое и физическое пренебрежение ребенком. Если нет соответствующего побуждения со стороны взрослых, если ребенок, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Допустим, если ребенка не заставлять говорить и он до семи лет не заговорит, то речь у него уже не разовьется никогда. Безнадзорность приводит к задержке развития. Ребенок усваивает лишь какие-то элементарные, примитивные навыки. Формируется личность, которая, скорее всего, будет впоследствии мстить близким, которые пренебрегали его развитием, а заодно и всему обществу.
Задержку психического развития также вызывает чрезмерное давление, гиперопека. Она сдерживает естественное развитие ребенка, приводит к задержке психического развития, к умственному недоразвитию, к пограничности, к эмоциональной дефицитарности. Как правило, ребенок рано или поздно становится агрессивен к тому, кто сдерживал его развитие.
Доказано также, что для нормального развития психики, двигательного аппарата, гармонического развития отдельных систем, в том числе и центральной нервной системы, огромное значение имеет двигательная активность, рекреативные упражнения на свежем воздухе и закалка. Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием психического развития ребенка. Тонкая моторика – основа развития, своего рода локомотив, всех психических процессов, включая внимание, память, восприятие, мышление и речь.
Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать реализации его генетических задатков. Чтобы младенец смог проявить все лучшие свойства своей натуры, как физические, так и психические. Родители должны жить его жизнью, должны оказывать ему максимум внимания, проявлять любовь к малышу, заинтересованность его делами, наблюдать за ним, разговаривать с ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить самообладанию, выдержке, вере в собственные силы. Влияние этих факторов на психосоматическое развитие ребенка научно доказано. Родителям нужно защитить малыша от отрицательного влияния факторов, связанных с современной цивилизацией, большой химией, отравлением и загрязнением окружающей среды и целым рядом других, имеющих место в современной жизни (телевидение, ограничение двигательной активности и т. п.).
Таким образом, психическое развитие детей зависит от наследственности, семейной среды и воспитания, а также внешней среды с многообразием ее социальных и биологических воздействий. Все эти влияния выступают в едином комплексе, что может обусловливать как усиление, так и нивелирование влияния каждого из факторов. В целом воздействие среды и биологических факторов тем интенсивнее, чем моложе организм. Это касается как положительного, так и отрицательного влияния. Решающее значение имеет здоровье матери (возраст, отсутствие инфекционных и вирусных заболеваний, вредных привычек), здоровая наследственность, благоприятное течение беременности и родов (отсутствие микро – макротравм), нормальное функционирование плаценты, отсутствие неблагоприятного воздействия окружающей среды (токсические препараты, лекарства, радиация), а также психоэмоциональное состояние беременной и ее хорошее питание. Важнейшим условием психического развития ребенка является развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности. Для нормального психического развития ребенка крайне необходимо обеспечение его основных потребностей в чувстве безопасности, любви, уважении, взаимопонимании, в ощущении связи с родителями.



Источник

Основные тенденции психического развития – внешние причины влияния – не напрямую и не напрямую детерминируют человека и его деятельность, а через ее внутренние условия, составляющие основы. Внутренние условия – это наследственные, генетические задатки, психические свойства человека, формирующиеся весь его жизненный опыт, вообще вся личность. Поэтому от внутренних условий зависит то, какой результат получается в процессе непрерывного взаимодействия внешнего и внутреннего. Так, внешнее всегда опосредуется внутренним.

Психическое развитие определяется единством внешних и внутренних условий. К первым относят условия природной и социальной среды, в которых человек проживает, учится, работает, реализует потенциальные возможности своего развития.

Развитие психики в конечном итоге обусловлен внешними условиями, внешними воздействиями. Однако это развитие нельзя непосредственно выводить из внешних условий и обстоятельств. Эти условия и обстоятельства всегда преломляются через жизненный опыт человека, его личность, индивидуальные психические особенности, ее психический склад. В этом смысле внешнее воздействие опосредуется преломляется через внутренние условия, к которым и относится своеобразие психики индивида, его личный опыт. Однако действие внешних условий на этот процесс всегда опосредована внутренними условиями (С. Л. Рубинштейн).

Внешние и внутренние условия не только противоположные, но и взаимосвязаны, переходят одни в другие. Так, происходит “интериоризация” практических, речевых действий, формируется способность оперировать объектами мысленно (то есть внешнее, объективное становится внутренним, субъективным). В то же время формируется способность выводить психические процессы наружу, обьектуваты их, “екстериоризуваты”.

В ходе развития меняется также соотношение внешних и внутренних условий, приобретая свой неповторимый обнаружения на каждой стадии этого процесса.

Человеческая психика развивается как система, которая сама себя совершенствует (И.П. Павлов). Постоянно нарушается и опять восстанавливается равновесие между организмом и средой, причем состояние равновесия ε временным, а процесс уравновешивания – постоянным. Противоречия, возникающие при этом, побуждают организм к активности, направленной на их преодоление, на восстановление равновесия.

“Снятие” одних противоречий приводит к появлению других, которые, в свою очередь, ведут к новым действиям, к дальнейшему совершенствованию деятельности личности.

Психика, сознание ребенка, таким образом, развивается вследствие его собственной деятельности по освоению объективной действительности, деятельности, опосредованная взаимоотношениями со взрослыми.

Рассматривая эту схему, отметим, что внешние противоречия, то есть противоречия между человеком и окружающей средой, сами по себе еще не является источником развития. Только тогда, когда они интериоризируются, становятся внутренними, порождают в самом человеке противоположные тенденции вступают в борьбу между собой, они становятся источником ее активности, направленной на преодоление внутренних противоречий путем выработки новых способов поведения (С. Костюк).

С особой настойчивостью С. Костюк подчеркивал, что психическое развитие не сводится “к простому накоплению учебных достижений”. Он “характеризуется качественными изменениями личности ребенка в целом, которые знаменуют собой ее прогрессирующее движение” от низших к высшим уровням структур психической деятельности. Что же касается количественных изменений психики, то они подготавливают качественные, но сами их не обеспечивают.

Движущие силы психического развития С. Костюк усматривал в характерных для субъекта внутренних противоречиях. К их числу он относил расхождение между возникшими у субъекта новыми потребностями и наличным уровнем овладения средствами их удовлетворения: несоответствие достигнутого субъектом уровня развития занимаемому им месту в системе общественных отношений, выполняемых им функций; противоречие между тенденциями к инертности и устойчивости, стереотипизации, с одной стороны, и к подвижности, изменчивости, с другой.

Таким образом, как на основное противоречие, закономерно оказывается на всех возрастных этапах и по-новому определяет развитие личности на каждом из них, Г, С. Костюк указывает на различия между новыми потребностями, целями, стремлениями личности и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения, причем в социальных условиях процесс овладения последним основном отстает от развития первых.

Не менее важной является и то обстоятельство, что на ранних этапах развития указанная противоречие внутренних тенденций, происходящих в жизни человека, как правило, не осознается (С. Костюк). Только на более поздних этапах она становится предметом самоосознания, переживается как неудовлетворенность человека собой, как появление стремления к преодолению т.

Конкретизируя сказанное, остановимся на некоторых типичных проявлениях этой основного противоречия. Так, учебная деятельность систематически создает различия между новыми познавательными целями, задачами и уже освоенными учащимися способами действий, между новыми ситуациями и предыдущим опытом между освоенными уже обобщениями и новыми фактами и тому подобное. Эти противоречия разрешаются путем овладения новыми способами действий, более совершенными операциями, обобщенными приемами умственной деятельности.

Мотивационная сторона развития личности, как правило, опережает операционную и содержательную, побуждая к совершенствованию последних.

Существуют различия между желаемым, ожидаемым и имеющимся, настоящим. Противоречия возникают и между достигнутым уровнем развития человека и способом ее жизни, место в обществе. Выработка новых мотивов деятельности личности включает борьбу старого и нового, выработки способности подчинять непосредственные мотивы более отдаленным, опосредованным мотивам деятельности и тому подобное.

Становление отдельных сторон психики также порождает множество противоречий, в частности при переходе от перцептивного к умственному познания действительности, от низших до высших ступеней развития мышления и речи, от аналитического различия признаков объектов их синтетического отражение и.

Д.Б. Эльконин считал, что психическое развитие проходит в форме овладения ребенком деятельностями двух типов: такими, в рамках которых происходит ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение целей, мотивов и норм отношений между людьми (непосредственно-эмоциональное общение младенца с Взрослым, ролевая игра дошкольников, интимно-личностное общение подростков), и теми, в которых осваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и эталоны выделение в предметах тех или иных сторон (манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младших школьников, учебно профессиональная деятельность старших школьников).

Несоответствие потребностно – мотивационной сферы ребенка, формируется через деятельности первого типа, и ее операционно-технических возможностей, которыми ребенок овладевает через деятельности второго типа и составляет определяющую движущую противоречие психического развития ребенка.

Усиление названной разногласия вызывает изменение ведущей деятельности, в которой прежде всего и формируются необходимые для ее преодоления психические новообразования.

А.Н. Леонтьев выделяет следующие признаки ведущей деятельности: возникают и дифференцируются новые виды деятельности, перестраиваются и формируются отдельные психические функции, определяются изменения личности.

Каждому периоду детства соответствует своя ведущая деятельность, а именно: непосредственно-эмоциональное общение со взрослым для младенцев, предметно манипулятивная деятельность в раннем возрасте, ролевая игра в дошкольный период, учебная деятельность для младших школьников, интимно-личностное общение для подростков, учебно-профессиональная деятельность для периода ранней юности (Д.Б. Эльконин).

Такое определение ведущих видов деятельности не является общепринятым. Например, Д. И. Фельдштейн считает, что ведущей деятельностью подросткового возраста является развернутая общественно – полезная деятельность во всех ее формах (трудовая, общественно-организационная, художественная, спортивная, учебная). М.С. Каган настаивает, что для периода ранней юности ведущей является ценностно – ориентационная деятельность сознания, поиск смысла жизни, самостоятельное определение всех моральных, политических и эстетических идеалов и тому подобное.

Л. Выготский отмечал, что, управляя формированием психики ребенка, взрослый должен принимать во внимание неравномерность этого процесса. В психическом развитии

человека психологи выделяют наиболее благоприятные, оптимальные – сензитивные сроки для формирования определенных видов психической деятельности. Например, на втором и третьем году жизни человек легко и быстро овладевает языком именно потому, что в этот период она сензитивного к лингвистическим явлений. Дети 5 лет имеют особую чувствительность к звуковой стороны речи и т. П.

Заметим, что во всех этих подходах к осмыслению проблемы психического развития указывается на различные противоречия, но все они, несомненно, является источником такого развития.

Источник

Исходным для понимания природы психического развития является соотношение в ребенке природного и социального, врожденного и приобретенного.

От рождения ребенок получает организм с его анатомо-физиологической структурой, которая включает морфологические и физиологические свойства и закономерности их созревания, пол, нервную систему, врожденные индивидуальные признаки (конституция, цвет кожи, волос, глаз, группа крови, тип ВНД и т.д.). У новорожденного активность почти целиком состоит из врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Ребенок, в отличие от животного, рождается с минимальным количеством врожденных рефлексов, но богатым потенциалом прижизненного их развития в процессе взаимодействия с социальной средой.

Таким образом, для целостного процесса психического развития природная основа, обусловленная генотипом, выступает предпосылкой, своеобразным фундаментом, опираясь на который возникают психические новообразования при определяющем влиянии социальной среды.

Например, при возникновении определенных психических реакций может изменяться в зависимости от условий, созданных взрослым. Если он проявляет к ребенку доброжелательное внимание и заботу, добро разговаривает, то улыбка у малыша появляется раньше. Ребенок получает от рождения способность к элементарным психических функций (так называемые задатки): различных видов ощущения и восприятия (зрительного, слухового, осязательного и т.п.), простого запоминания. Высшие психические функции (речь, теоретическое мышление, произвольная память, воображение, воля) потребует длительного периода обучения и воспитания.

Условия психического развития разделяют на внешние и внутренние.

Внешние – факторы природного и общественной среды, действующих на психическое развитие ребенка через внутренние условия (С. Л. Рубинштейн). Социальная среда является источником психического развития. В нем выделяют три компонента:

1) макросреда: общество, его социально-экономическая и политическая система;

2) Стратегическое – национально-культурные и социально-демографические особенности места проживания ребенка;

3) микросреду – непосредственное окружение, близкие взрослые, семья.

Внутренние условия психического развития ребенка – это его психические особенности (развитие сознания, опыт, образование, мотивация).

Внешние и внутренние условия развития личности тесно взаимосвязаны, их взаимодействие имеет качественные отличия на каждом возрастном этапе.

Взаимодействие внешних и внутренних условий имеет две основные формы. Во-первых, как взаимопереходы интериоризации и экстериоризации.

Во-вторых, как возникновение и разрешение противоречий. Так, опыт восприятия и понимания окружающего «взрослого» мира воспроизводится дошкольниками в сюжетно-ролевых играх. В школе ученики усваивают основы наук: происходит интериоризация знаний, накопленных человечеством, которые находят применение в дальнейшей трудовой деятельности индивида (екстериоризация).

Противоречия между внешними и внутренними условиями отражаются психикой человека как внутренние противоречия и выступают движущими силами психического развития.

Движущие силы – внутренние противоречия, побуждающих человека к активности, направленной на их преодоление. Например, Г. С. Костюк выделил ряд таких важных внутренних противоречий.

1. Между новыми потребностями, целями, стремлениями и достигнутым человеком уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Например, в результате появления коммуникативной потребности ребенок овладевает речью как средством общения с окружающими.

2. Между инертностью, стабильностью, устойчивостью и изменчивостью, гибкостью. Решение этого противоречия ведет к появлению «гибкой стабильности”. В частности, обобщение личностью различных меняющихся мотивов, способов поведения приводит к ее устойчивости в различных жизненных обстоятельствах.

3. Между достигнутым уровнем психического развития индивида и образом его жизни.

4. Между перспективными и близкими целями.

Преодоление одних противоречий приводит к появлению других, которые, в свою очередь, ведут к новым действиям, к дальнейшему совершенствованию деятельности личности, и составляет процесс ее развития. Таким образом, личность выступает субъектом собственного развития, происходит только из-за ее активность.

ВЫВОДЫ о предпосылках, условиях и движущие силы психического развития ребенка:

– Предпосылкой психического развития ребенка является его естественная основа, обусловленная генотипом;

– Источником и внешней условием психического развития ребенка является социальная среда;

– Внутренним условием психического развития ребенка является его психические особенности;

– Противоречия между внешними и внутренними условиями развития психики ребенка выступают движущими силами его психического развития.

Источник