Внимание в развитии речевой деятельности у ребенка

Внимание в развитии речевой деятельности у ребенка thumbnail

Речевое внимание – это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе, объекте или деятельности. Сосредоточивая сознание на слуховом раздражителе, внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.

Нарушения слухового восприятия выражаются преимущественно в снижении слухового внимания или, наоборот, в повышенной чувствительности к любым слуховым раздражителям, что проявляется в защитных реакциях вздрагивания, плача и др. Это тормозит развитие познавательной деятельности. Некоторые нарушения слухового восприятия могут быть устранены в значительной степени посредством специально организованных игр.

  • Игра «Красный – зелёный» Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания:

«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».

Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

  • Игра «Внимательные ушки» Вариант 1 – Взрослый предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки:

сом – дом – лом

мак – рак – лак

кот – кит – кит – кот

крыша – крыса – крыса – крыша – крыса

коза – коса – коса – коса

Вариант 2 – Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон…

  • Игра «Рифмочки и рифмушки» Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.
  • Игра «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных:

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА

ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

  • Игра «Самое короткое слово» Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово

самое короткое.

СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ

СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА

ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

  • Игра «Самое длинное слово» Взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово.

ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР

ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА

МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

  • Игра «Играем в рифмы» Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию:

« Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…( корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …( букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …( томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …( мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …( книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …( обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

( Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

  • Игра « Подарки». У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка- …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка- шоколад,

А Ежонок-…( мармелад, лимонад и т.д.)

  • Игра « Мы играем – рифмы подбираем». Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Мартышка предложила: мишка,…( далее дети выбирают картинки).

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

  • Игра «Запомни слова». Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: взрослый называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

  • Игра «Запретное слово»Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч

Источник

Поток информации, расширение человеческих контактов, рост темпа жизни приводит к увеличению объёма знаний, необходимых современному человеку для жизни. Происходящие в обществе изменения оказали влияние и на развитие детей, невольно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своей памяти и внимания. Развивать и совершенствовать внимание и память столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. И особенно осторожно надо подходить к детям с общим недоразвитием речи, ибо они нуждаются в щадящем режиме обучения. Поэтому без творческого подхода педагога и профессионального коррекционного воздействия на развитие психических процессов – внимания, памяти, мышления, речи – многим таким детям не удалось бы выйти самостоятельно из зоны низкого уровня интеллектуальности.

Для развития памяти и внимания нужно прежде всего организовать разнообразную деятельность детей: учебную, игровую, трудовую. Непременным условием повышения качества памяти и внимания являются их тренировки. Мы так строим учебно-воспитательный процесс, чтобы запоминание опиралось на различные виды памяти. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Работая с такими детьми, необходимо прежде всего создать предметно-развивающую среду. В ДОУ имеется логопедический кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, сенсорная комната – все это, несомненно, способствует гармоничному развитию детей.

В нашей группе была продумана рациональная и целесообразная расстановка мебели с выделением различных зон и уголков. Это позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Ведь очень важно, насколько эмоционально, комфортно будет себя чувствовать в этом предметном мире ребенок, чему и как его здесь научат. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребностей ребенка в активной и разноплановой деятельности на занятиях с детьми. Для этого мы широко используем метод крокирования, который позволяет начать работу с простого и постепенно перейти к сложному. А суть метода соощущений, который мы тоже применяем, состоит в том, что процесс запоминания и внимания эффективно протекает в создании образа мнемознака. Дети проявляют огромный интерес также к методу открыток, который развивает память, внимание, речь. Эффективна, на наш взгляд, и работа с мнемотаблицами, которая способствует развитию всех видов памяти и хорошо тренируется внимание. Используем в работе мнемотаблицы на темы: «Поход в зоопарк», «Путешествие в сказочный лес», «Новогодняя сказка», «Незнакомая квартира» и другие. Применяем различные приемы – по диагонали, друг против друга и т. д. Использование метода коллажа позволяет решить комплекс задач: формирование логической структуры мышления, развитие логической памяти, тренировка внимания, речи, фотопамяти. По содержанию применяем коллажи: тематические, предметные (математические, по обучению грамоте и т. д.), комплексные коллажи.

Итак, описанные здесь методы оказались наиболее результативными в развитии памяти и внимания в процесс речевой деятельности детей с ОНР, потому они составляют основу нашей работы в этом направлении.

Источник

Orlova fotoДорогие друзья, мы рады познакомить вас с Орловой Викторией Анатольевной, воспитателем ГБДОУ «Детский сад № 53» г. Санкт-Петербурга. Сегодня Виктория Анатольевна в своей статье предлагает обратиться к развитию речевых процессов у дошкольников с ОНР. Данный материал будет полезен педагогам и родителям.

Краткий комментарий к статье от Виктории Анатольевны:

«В статье рассматривается развитие памяти и внимания у детей с ОНР. Развитие речи откладывает отпечаток не только на способности овладения письмом, но и на развитие памяти и внимания. В статье приводятся результаты исследований и направление коррекционной работы».

Полезного чтения…

Развитие речевых процессов (память, внимание) у дошкольников с ОНР

Тесная связь между развитием речи и интеллекта делает часто дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием весьма затруднительным, так как умственное недоразвитие (олигофрения) всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное и аномальное развитие его интеллекта. В некоторых случаях в целях дифференциальной диагностики бывает необходимо динамическое наблюдение ребенка в процессе проведения с ним логопедических и педагогических занятий.

Наблюдательный логопед всегда обратит внимание на соотношение речевого и психического развития каждого ребенка. Однако в процессе логопедического воздействия динамика развития речи и психической деятельности на разных возрастных ступенях могут находиться в разном соотношении друг с другом. Так, из наблюдений некоторых специалистов (Р.Е. Левина, 1968; Р.А. Белова-Давид, 1969; Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1999; А.П. Воронова, 1994 и др.) известно, что некоторые дети при оказании им эффективной логопедической помощи быстро продвигались в речевом развитии, оставаясь почти на одном и том же уровне психического развития. В дальнейшем на первый план у этих детей выступала задержка психического развития.

Современные исследования в области изучения нарушений речи рассматривают речевые отклонения как результат неполноценного интеллектуального развития ребенка.

Нарушения в интеллектуальной деятельности отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. В связи с этим Р.А. Белова-Давид (1969) говорит об особенном психическом статусе детей с общим недоразвитием речи, внешние проявления которого свидетельствуют о возможном наличии у детей с речевым недоразвитием психических расстройств».

В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи понимается конфигурация речевой патологии, при которой нарушается составление любого из компонент речевой системы: лексического запаса, грамматического строя, звукопроизношения. Также отмечается наличие нарушений формирования смысловой и произносительной сторон речи. В группу с ОНР объединяются дети, которые имеют различные нозологические формы речевых нарушений (дизартрия, алалия, ринолалия, афазия) в случаях, когда имеется сплоченность патологических проявлений по 3 обозначенным компонентам.

Речевое недоразвитие у ребят дошкольного возраста выражается в разнообразной степени: от совершенного недоступности речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-грамматических и фонетико-фонематических нарушений общения. В зависимости от степени тяжести речевого недостатка отличаются 3 значения речевого становления (Р.Е.Левина и др.), выделяемые на базе анализа степени сформированности всевозможных компонент языковой системы.

В результате длительного комплексного психолого-педагогического изучения детей с ОНР, Т.Б.Филичевой была выявлена еще одна категория детей с ОНР, «у которых признаки речевого недоразвития оказываются стертыми» и не всегда правильно диагностируются как системное и стойкое недоразвитие речи. Автор провел глубокое психолого-педагогическое исследование этой категории детей по методике, которая была специально разработана. В результате исследования было установлено, что имеются довольно специфичные особенности, которые позволяют выделить группу детей как отдельную четвертую категорию, то есть четвертый уровень развития речи. Характеризуется он небольшим дефектом в формировании абсолютно всех компонентов языковой системы, выявляющееся в результате более глубокого обследования детей логопедами. При этом детям предлагается выполнить несколько заданий, которые были специально подобраны. Общее недоразвитие речи, которое относится к четвертому уровню, определяется в качестве своеобразной стертой или легкой формы патологии речи. При этом у детей могут отмечаться слабо выраженные, но устойчивые дефекты в овладении языковыми операциями образования слов и фраз, словоизменения. Также могут присутствовать нарушения в использовании слов более сложной структуры, некоторых конструкций грамматики.

Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (2004) отмечают, что интеллектуальная деятельность детей с ОНР часто требует специальных побуждений и стимуляции, многие из них легко теряют конечную задачу, не могут составить внутреннего плана ее решения, т.е. в этих случаях можно предполагать недостаточное развитие динамики мыслительных процессов и внутренней речи.

А.Н. Корнев (1994) указывает, что для детей с общим недоразвитием речи наряду с нарушением мышления характерна и недостаточная сформированность и других психических процессов и функций. Так, например, нарушение внимания проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки; не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесно материале вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции, продолжительные оценки деятельности. А.В. Ястребова указывает: «Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания»

О.Н. Усанова выделяет следующие особенности внимания детей с речевой патологией:

  • нарушения концентрации внимания как следствие утомления;
  • неадекватные колебания внимания;
  • ограниченный объем внимания. Дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы; в связи с этим осуществление деятельности замедляется;
  • «генерализованное и неселективное» внимание, что проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признаках. Ребенок не может сосредоточиться на существенных признаках из-за трудностей дифференцировать раздражители по степени важности, у него наблюдается зависимость внимания от внешних воздействий;
  • персеверация («прилипание») внимания, выражающееся в сниженной способности переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Описанные нарушения внимания у детей с ОНР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ОНР большое место занимают нарушения памяти. У детей с ОНР нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность этих детей. Наглядный материал детьми запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени, чем произвольное.

У детей с общим недоразвитием в речи страдает как механическая, так и логическая память. Снижение уровня логической памяти обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации.

Отмечается и своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости памяти, медленное нарастание продуктивности запоминания, нарушение порядка воспроизведения рядов, излишняя тормозимость за счет побочных факторов.

Как пишут Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева, «при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Нередки ошибки – привнесения, повторное называние предметов, картинок. Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и последовательность предложенных для выполнения действий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности»

При исследовании слухового внимания осознанно прослушивали ритмические рисунки, не отвлекаясь, самостоятельно и правильно выполнили все задания четверо детей контрольной группы. По шесть детей из каждой группы выполнили половину предложенных заданий. Их внимание было неустойчиво, они нуждались в стимульной помощи, многократном повторении серии хлопков. Из предложенных ритмических рисунков легче выполнялись: -…, – – -.. Четверо детей экспериментальной группы при выполнении заданий отвлекались непроизвольно и смогли воспроизвести от 1 до 2 рисунков.

При исследовании слухоречевой памяти дети экспериментальной группы не смогли при первом предъявлении назвать больше 3 слов. Четыре ребенка дополняли группу произносимых слов повторениями уже названных слов, измененной ласкательной формой «котенок», новыми словами; причем, Одного ребенка приходилось останавливать, т.к. использовались любые слова, не касающиеся задания. При отсроченном воспроизведении эти дети не смогли назвать более двух слов. Перечисления дополнительных слов возникли еще у двух детей экспериментальной группы. Лишь четыре ребенка не использовали в ответе новые слова. Три ребенка из контрольной группы смогли назвать 3 слова при первом предъявлении, Один ребенок – 2 слова с добавлением нового слова «яблоко», остальные дети назвали 4 и более слов. Объем и точность отсроченного воспроизведения у половины детей контрольной группы составили 4-6 слов; Пять детей назвали половину названных слов и два ребенка назвали менее 3 слов, оставляя объем заданного содержания неизменным. В то время как 6 детей экспериментальной группы активно использовали новые слова.

Характерно, что нарушение внимания и памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизировать и оно сохраняется в течение длительного времени. Или, например, ребенок значительно легче воспроизводит название шести-семи подарков на день рождение, чем четырех – пяти спрятанных на занятиях предметов.

Выводы

Анализ работ отечественных и иностранных специалистов, которые посвящены вопросу и проблеме формирования неречевых процессов у детей с ОНР, выявили, что в настоящий момент проблема становления памяти и внимания вызывает интерес множества профессионалов.

Для дошкольников, которые страдают ОНР, память и внимание сохраняет свое важное значениеи роль как нужное условие всестороннего становления. Впрочем, нарушения становления связной речи порождает у их и особенности поведения в общении.

Дети с ОНР переживают значимые проблемы, овладевая связной речью, и в итоге возникает огромное число ошибок при усвоении этих знаний, а также на развитии памяти и внимания, что вынуждает задуматься о поиске наиболее актуальных способов и методов коррекционной работы с ребятами ОНР.

В процессе работы изучили психологическую и методическую литературу по теме, провели изыскание, изучили итоги исследования и сделали выводы.

Разделы комплексной логопедической работы будут иметь разную направленность с учетом взаимосвязи аспектов психики ребенка с потенциальной готовностью определенных мозговых структур:

1. Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма: дыхательные упражнения; преодоление мышечных дистоний, ригидности и синкинезий; формирование и коррекция сенсомоторных взаимодействий; формирование навыков внимания и преодоления стереотипов.

2. Формирование вербальных и невербальных психических процессов: тактильных и кинестетических процессов; развитие зрительного гнозиса; формирование пространственных представлений и логико-грамматических речевых конструкций; развитие кинестетических процессов; слухового гнозиса и фонетико-фонематических процессов; мнестических процессов.

3. Формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции: формирование навыков программирования, целеполагания и самоконтроля; развитие коммуникативных навыков; формирование понимания причинно-следственных отношений; развитие произвольного внимания; совершенствование обобщающей функции слова и интеллектуальных процессов и др.

Источник