Внимание ребенка 2 года

Внимание ребенка 2 года thumbnail

Внимание  – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. 

У маленького ребенка внимание носит непроизвольный характер, малыш обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию, то есть сделать внимание произвольным. И именно в играх происходит развитие внимательности, наблюдательности и умения длительное время сосредотачиваться на определенном предмете. 

Внимание ребенка 2 годаРебенка первых месяцев жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. Малыш начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками. Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук – и его внимание тут же переключается на новый объект. 

В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает – ребенок оставляет это занятие. 

Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 – 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е. появляются зачатки произвольного внимания. 

Условия развития внимания детей 2-3 лет

• Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное. 

• Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.). 

• Занятия с ребенком должны проводиться только в игровой форме, быть посильными и не превышать 10 минут.

• Не давайте малышу для постоянных игр игрушки, с которыми предполагаете проводить занятия – иначе интерес к ним может пропасть. 

• Перед занятиями уберите из поля зрения ребенка предметы, которые могут отвлечь его внимание.

• Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным.

• Привлекайте ребенка к играм, давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность. 

• Проявляйте уважение к занятиям ребенка. Не отрывайте его от них по пустякам. Если есть необходимость прервать игру малыша, предупредите его об этом заранее («Через пять минут мы будем обедать»), или присоединитесь к этой игре и помогите ее логично завершить («Давай, эта коробка будет домиком! Пусть куклы зайдут в него и лягут поспать! А мы с тобой пока сходим в магазин») 

• Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять то или иное задание («сделаем из пластилина шарики, чтобы котёнок смог в них поиграть»).

• Разнообразьте виды занятий с ребенком, чередуйте активные и пассивные задания.  

• Не торопите малыша, так как торопливость приводит к невнимательности.

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

Внимание ребенка 2 года

2 года – 2 года 6 месяцев

– Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).

– Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием). 

2 года 6 месяцев – 3 года

– Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.

– Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом. 

– Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

– Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Источник

Дарья Слащева и Елена Рожнева
Развитие внимания у детей 2–3 лет

Развитие внимания у детей 2-3 лет

Внимание ребёнка вначале отражает его интерес по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение на него внимания.

Внимание ребёнка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, внимание редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т. е. фактически не является произвольным.

Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.

Детям 2-3 лет трудно сосредоточиться на однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру – 30-50 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Читайте также:  Ребенку 2 года сопли льются

Оценка внимания

Ребёнку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Далее этого ребёнка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же карточку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.

В 3 года – находит 5-6 изображений из 10.

Игры на развитие внимания

Кто что услышит?

Цели игры: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.

Необходимый материал: ширма, различные звучащие предметы – звонок, молоточек, погремушка с камешками или горохом, труба, бубен и т. д.

Ход игры

Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т. д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.

Угадай, что надо сделать

Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

Необходимый материал: бубен, два флажка.

Ход игры

У ребёнка в руках два флажка. Если взрослый громко бьёт в бубен, ребёнок поднимает флажки и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки.

Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз, чтобы ребёнок мог легко выполнять упражнение.

Солнце или дождик?

Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Необходимый материал: бубен, картинки с изображением детей, гуляющих при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

Ход игры

Взрослый говорит ребёнку:

– Сейчас мы с тобой пойдём на прогулку. Дождя нет, погода хорошая,

светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе будет веселее гулять под его звуки. Если начнётся дождик, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него.

Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Угадай, на чем играю

Цель игры: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Необходимый материал: музыкальные игрушки – барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.

Ход игры

Взрослый поочерёдно показывает ребёнку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребёнок не знает, взрослый называет и знакомит с их звучанием. Ребёнок слушает и рассматривает инструменты.

Когда взрослый убедиться, что ребёнок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребёнок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребёнок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

Источник

Развитие внимания у детей 2-3 лет

Внимание ребёнка вначале отражает его интерес по отношению к окружающим предметам и воспринимаемым действиям с ними. Ребёнок сосредоточен только до тех пор, пока его интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение на него внимания.

       Внимание ребёнка вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми и остаётся сосредоточенным до тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес. В этом возрасте, как правило, внимание редко возникает под влиянием поставленной задачи или размышления, т.е. фактически не является произвольным.

       Начало формирования произвольного внимания связано с развитием восприятия и активным овладением речью. Дошкольники разного возраста в состоянии управлять своим вниманием лишь тогда, когда будут называть то, что должны удержать в поле своего внимания.

       Детям 2-3 лет трудно сосредоточиться на  однообразной, не привлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Младшие дошкольники обычно рассматривают привлекательные для них картинки не более 6-8 секунд, играют в одну и ту же игру – 30-50 минут. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей в зависимости от типа их нервной деятельности, физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

                                         Оценка внимания

          Ребёнку предлагают найти среди расположенных на столе карточек с изображением знакомых ему предметов (30-40) карточку с таким же изображением, какое ему показывают. Далее этого ребёнка сначала спрашивают, что изображено на картинке, затем просят найти такую же карточку. Если он правильно выполняет задание, то обе карточки убирают.

Читайте также:  Ребенку 2 года покраснели щечки

          В 3 года – находит 5-6 изображений из 10.

                               Игры на развитие внимания

  Кто что услышит?

            Цели игры: развитие слухового внимания; пополнение активного словаря; развитие фразовой речи.

            Необходимый материал: ширма,  различные звучащие предметы – звонок,  молоточек,  погремушка с камешками или горохом, труба,  бубен и т.д.

            Ход игры

            Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, стучит в бубен и т.д. и предлагает детям отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки  должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать.

   Угадай, что надо сделать

               Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание; развитие координации движений, умения соотносить свои действия со звучанием бубна.

               Необходимый материал: бубен, два флажка.

             Ход игры

             У ребёнка в руках два флажка. Если взрослый громко бьёт в бубен, ребёнок поднимает флажки и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки.

Взрослый следит за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4-х раз, чтобы ребёнок мог легко выполнять упражнение.

Солнце или дождик?

              Цели игры: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

             Необходимый материал: бубен, картинки с изображением детей, гуляющих при ярком солнце и дожде (дети бегут под навес).

             Ход игры

            Взрослый говорит ребёнку:

           – Сейчас мы с тобой пойдём на прогулку. Дождя нет, погода хорошая,

светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть, и тебе будет веселее гулять под его звуки. Если начнётся дождик, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит и когда я стучу в него.

           Взрослый повторяет игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Угадай,  на чем играю

          Цель игры: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

          Необходимый материал: музыкальные игрушки – барабан, гармоника, бубен, органчик, дудочка и другие.

          Ход игры

          Взрослый поочерёдно показывает ребёнку музыкальные инструменты и спрашивает, как они называются. Если ребёнок не знает, взрослый называет и знакомит с их звучанием. Ребёнок слушает и рассматривает инструменты.

           Когда взрослый убедиться, что ребёнок усвоил названия инструментов и запомнил их звучание, игрушки убирает за ширму. Взрослый повторяет уже за ширмой игру на разных инструментах, а ребёнок по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Если ребёнок легко справляется с заданием, его можно усложнить.

Источник

Формирование внимания у детей 2-3 лет

Известно, дети появляются на свет с набором некоторых врожденных рефлексов. Новорожденные вздрагивают от резких, громких звуков и поворачиваются в сторону звука. Таким образом, ребенок определяет для себя источник опасности, чтобы защититься. По мере роста и развития малыша, такой врожденный рефлекс перерастает во внимание. Но этот процесс не возможен без участия и помощи взрослых. Родители должны создать условия и использовать все возможности для развития внимания у малыша.

В двухлетнем возрасте внимание ребенка непроизвольное, не стойкое, пассивное. Такой малыш занимается только тем, что ему нравится. Длительность занятия будет напрямую зависеть от степени заинтересованности предметом. Чем интереснее игрушка, тем дольше ребенок будет играть с ней. И, все же, в этом возрасте малыш не в состоянии долго фиксировать свое внимание на данном предмете. Не удивительно, что ребенок вдруг может переключиться на другой объект.

В два с половиной года дети начинают больше разговаривать. На смену отдельным словам приходят небольшие предложения с соответствующими интонациями. В этот период взрослые при помощи речи могут заострить и удержать внимание ребенка, на чем-либо. Читайте ему любимые книжки. Обязательно обсудите прочитанное, побуждая малыша рассказать о том, что он услышал. В школе ребенку будет намного легче осваивать знания, если вы научите его внимательно слушать.
Заменить нестойкое, непроизвольное внимание активным – вот главная задача на данном этапе. Важно объяснить малышу, что в любом «уроке» есть цель, которую необходимо достичь и что нужно для этого сделать. Сделайте так, чтобы конечный результат заинтересовал ребенка. Тогда он будет упорно тренироваться и добиваться поставленной цели. Не забудьте обязательно похвалить малыша за его маленькие достижения.

Читайте также:  Прожилки слизи в кале у ребенка 2 года

В три года у ребенка появляется умение переключать внимание. Когда малыш увлеченно занят игрой, попробуйте поговорить с ним совсем на другую тему. По всей вероятности вам придется обратиться к нему несколько раз, пока он не услышит вас. И если он сможет ответить, не прекращая игру, можно говорить о развитии двухстороннего мышления. Со временем дети с успехом могут справляться одновременно с несколькими заданиями.

Постепенно дети начинают улавливать смысл услышанных сказок, выученных песенок и стихов. Это еще одно достижение в развитии внимания у ребенка. Увидев знакомые предметы или животных на улице, вы можете вместе вспомнить, в какой сказке вы читали об этом. Поиграйте с ребенком, пусть теперь он задает вопросы. Отвечая, случайно ошибитесь и понаблюдайте за реакцией малыша. Распознает ли он ошибку в вашем ответе? Такие игры очень полезны для развития активного внимания.

Способность фиксировать внимание у детей 2-3 лет разная. Но все же ребенок может овладеть следующими навыками:

В 2 года может внимательно рассматривать предмет, на который указывает взрослый. Идет развитие пассивного внимания.

В 2,5 года пассивное внимание постепенно заменяется активным. Ребенок способен более длительно сосредотачиваться на игре, пытается закончить начатую игру.

В 3 года он уже может рассказать о знакомых предметах, даже если он не видит их в данный момент. Ребенок действует уже не рефлекторно, а при помощи собственных знаний и умений.

Если ваш малыш недостаточно внимателен для своего возраста, то не стоит бить тревогу. Сейчас много методик, которые в игровой форме помогут наверстать упущенное.

Внимание ребенка 2 года

Источник

Каждый из нас замечал то, как новорожденный вздрагивает и пугается от громкого звука и резко поворачивается в сторону его происхождения. Так малыш реагирует, дабы определить опасность и защититься. Так у него появляется врожденный рефлекс, который плавно переходит в рефлекс внимания.

Но ребенок –это чистый лист, и без нашей помощи ему будет трудно развивать этот процесс. Мы, родители, должны приложить все усилия, чтоб у малыша правильно развивалось внимание, с этим согласны и педагоги и психологи.

Внимание запускает и тормозит все психические и физиологические реакции. Хорошего результата при развитии внимания можно достичь с помощью логики (логического мышления), образное мышление, память феноменальная и, конечно же, сила воли.

Давайте подробнее рассмотрим сам процесс развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет.

В 2 года малышделает все по-своему, так, как ему нравится, и внимание в этом случае непроизвольное (пассивное). Все зависит от того, чем занят и что заинтересовало ребенка. Интересное занятие привлекает большее внимание ребенка. Но не удивляйтесь, если малыш вдруг бросает одно и хватается за другое, более увлекательное, для него, занятие. Это связано с тем, что внимание в таком возрасте довольно не стойкое.

В 2,5 года

немного все меняется. Ребенок начинает много болтать,с помощью разговоров можно подольше удержать внимание ребенка. Вам важно научить малюткувнимательности и умению слушать, в таком случае, в школе, вашему ребенку будет намного легче. Начинайте в этом возрасте чаще читать сказки,книги, стихи вслух и просите малыша рассказать то, о чем вы прочитали.

Главная наша задача: способствовать превращению внимания из пассивного в активное. Для облегчения обучения, нужно объяснять, что каждое упражнение имеет свой результат, расскажите, что должно получится в итоге, но так, чтоб результат заинтересовал ребенка. В таком случае, малыш будет заниматься с интересом, и будет стремится достичь оставленной цели. Не забывайте хвалить за каждую победу, даже маленькую и не значительную.

В 3 года –малыш

учится переключать свое внимание. Хотите проверить, умеет ли ваш ребенок это делать? Это очень просто! В момент, когда малыш чем-то увлечен, например игрой, спросите его о чем-нибудь. Если малыш сразу вам не ответил и не обратил внимания – не беда, повторите вопрос еще раз, пока вы не увидите реакцию.Если ребенок ответил вам, но продолжает заниматься своим делом, значит процесс начался и у малыша развивается двухстороннее внимание. Значит очень скоро он будет с легкостью совмещать два-три дела одновременно.

В три года ребенок начинает понимать смысл, прочитанного вами произведения, книги, сказок. Начинает понимать вещи, которых нет рядом в поле видимости. Вот еще один шаг к развитию внимания.

Гуляя, увидев на улице кошку, спросите ребенка напомнить вам, где он еще видел такое же животное. Можете поменяться местами: пусть кроха спрашивает, а вы отвечайте, и как бы «случайно» ошибайтесь. А он пустьпоправляет вас. Такие упражнения способствуют развитию активного внимания у ребенка.

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 – 3 лет

2 года. Вы указываете ребенку на любой предмет (жестом или словом), он его внимательно рассматривает.

2,5 года. Пытается заканчивать начатое занятие. Происходит формирование привычного внимания – это переходная ступень между пассивным и активным.

3 года. Ребенок может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом. Ориентировочный рефлекс постепенно сменяется волевым усилием.

Источник