Внеутробный этап развития ребенка

Внеутробный этап развития ребенка thumbnail

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постнатальный онтогенез. Период новорожденности

Сразу после рождения наступает период, называемый периодом новорожденности. Основанием для этого выделения служит тот факт, что в это время имеет место вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней. Новорожденные в начальном периоде приспособления к условиям внеутробной жизни разделяются по уровню зрелости на доношенных и недоношенных. Внутриутробное развитие доношенных детей длится 39-40 нед., недоношенных – 28-38 нед. При определении зрелости учитывают не только эти сроки, но и массу (вес) тела при рождении.

Доношенными считаются новорожденные с массой тела не менее 2500 г (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными – новорожденные, имеющие массу тела меньше 2500 г. Кроме массы и длины, учитывают и другие размеры, например обхват груди в соотношении с длиной тела и обхват головы в соотношении с обхватом груди. Считается, что обхват груди на уровне сосков должен быть больше 0,5 длины тела на 9-10 см, а обхват головы – больше обхвата груди не более чем на 1-2 см.

Грудной период

Следующий период – грудной – продолжается до года. Начало этого периода связано с переходом к питанию “зрелым” молоком. Во время грудного периода наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается от рождения до года в 1,5 раза, а масса тела утраивается. С 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы. В грудном возрасте ярко выражена неравномерность в росте тела. В первом полугодии грудные дети растут быстрее, чем во втором. В каждом месяце первого года жизни появляются новые показатели развития. В первый месяц ребенок начинает улыбаться в ответ на обращение к нему взрослых, в 4 мес. настойчиво пытается встать на ножки (при поддержке), в 6 мес. пытается ползать на четвереньках, в 8 – делает попытки ходить, к году ребенок обычно ходит.

Период раннего детства

Период раннего детства длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются.

Период первого детства

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы: первый моляр (большой коренной зуб) и медиальный резец на нижней челюсти.

Возраст от 1 года до 7 лет называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела.

Период второго детства

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, а также начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, так как половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков. Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна. У девочек вначале формируются молочные железы, затем появляются волосы на лобке, потом – в подмышечных впадинах. Матка и влагалище развиваются одновременно с формированием молочных желез. В гораздо меньшей степени процесс полового созревания выражен у мальчиков. Лишь к концу этого периода у них начинается ускоренный рост яичек, мошонки, а затем – полового члена.

Подростковый период

Следующий период – подростковый – называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. Наибольшие прибавки в длине тела у девочек имеют место между 11 и 12 годами, по массе тела – между 12 и 13 годами. У мальчиков прибавка в длине наблюдается между 13 и 14 годами, а прибавка в массе тела – между 14 и 15 годами. Особенно велика скорость роста длины тела у мальчиков, в результате чего в 13,5-14 лет они обгоняют девочек по длине тела. В связи с повышением активности гипоталамо-гипофизарной системы формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие молочных желез, наблюдается рост волос на лобке и в подмышечных впадинах. Наиболее четким показателем полового созревания женского организма является первая менструация.

В подростковый период происходит интенсивное половое созревание мальчиков. К 13 годам у них происходит изменение (мутация) голоса и появляются волосы на лобке, а в 14 лет появляются волосы в подмышечных впадинах. В 14-15 лет у мальчиков появляются первые поллюции (непроизвольные извержения спермы).

У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста.

Юношеский возраст

Юношеский возраст продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины.

В юношеском возрасте завершается формирование половой системы, созревание репродуктивной функции. Окончательно устанавливаются овуляторные циклы у женщины, ритмичность секреции тестостерона и выработка зрелой спермы у мужчины.

Источник

Внутриутробный этап

От момента зачатия до рождения ребёнка, длится 280 дней (10 лунных месяцев). Делят его на 5 периодов.

1. Собственно зародышевый период: от момента оплодотворения яйцеклетки до имплантации бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность 1 неделя.

2. Период имплантации (длительность 40 часов). В это время 50-70% яйцеклеток не развивается. Влияние тератогенных факторов инициирует патологию, несовместимую с жизнью, или формирует тяжелые пороки развития.

3. Эмбриональный период (5-6 недель). В это время происходит закладка и органогенез внутренних органов. Воздействие экзо- и эндогенных факторов приводит к эмбриопатиям с грубыми анатомическими и диспластическими пороками развития.

4. Неофетальный (эмбриофетальный) период (2 недели). Формируется плацента, заканчивается создание большинства внутренних органов (за исключением ЦНС и эндокринной системы).

5. Фетальный период (от 9 недель до рождения). Делят на ранний фетальный (от начала 9-ой недели развития до конца 28 недели) и поздний фетальный период (от 28 недели до начала родов). Ранний фетальный период характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой плода. Изменения плода носят названия «ранние фетопатии». Поздний фетальный период – при воздействии неблагоприятных факторов возможно преждевременное прекращение беременности и рождение маловесного и функционально незрелого ребенка.

Интранатальный этап (с момента появления родовых схваток до пережатия пуповины (от 2-4 до 15-18 часов). Опасны для здоровья травмы центральной и периферической нервной системы, нарушения пуповинного кровообращения, дыхания.

1. Неонатальный период (с момента перевязки пуповины до окончания 28 суток жизни). Выделяют ранний (с момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни) и поздний неонатальный период (с 8-го по 28 день жизни). В раннем неонатальном периоде выявляются фетопатии, наследственные заболевания, гемолитическая болезнь новорожденных, родовые травмы, асфиксия, внутриутробное инфицирование. В позднем неонатальном периоде выявляются клинические проявления пупочного сепсиса, отклонения в физическом и нервно-психическом развитии.

2. Период грудного возраста (с 29-го дня жизни до 1 года). Характеризуется возникновением обменных нарушений (рахит, железодефицитная анемия), гипо- и паратрофий, пневмоний.

3. Преддошкольный (старший ясельный) период (1-3 года). Часто встречаются аспирации инородных тел, респираторные и аллергические заболевания, бронхиальная астма.

4. Дошкольный период (3-7 лет). Из заболеваний преобладают детские инфекции, болезни органов дыхания.

5. Период младшего школьного возраста (7-12 лет). Часто встречаются инфекционные, желудочно-кишечные, сердечные и аллергические заболевания. Могут появиться миопия, сколиоз, кариес, ожирение.

6. Период старшего школьного возраста (12-18 лет). Возникают вегето-сосудистые дистонии, гастриты, гастродуодениты, язвенная болезнь.

6.Понятие о биологической акселерации. Особенность настоящего времени – ускорение темпов физического развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями. Это явление характерно лишь для экономически развитых стран. Причины акселерации могут зависеть от многих факторов, среди них: улучшение рациона питания, миграция населения (генетический фактор – гетерозис, или свойство гибридов (в данном случае детей от смешанных браков) превосходить по ряду признаков родителей. Процесс акселерации идёт уже во внутриутробный период, отмечается увеличение массы и роста детей при рождении. В последующем также отмечается более быстрый темп роста и более раннее половое созревание, окостенение скелета.

В происхождении акселерации имеет значение суммарное воздействие биологических и социальных факторов. Процесс акселерации вполне управляемый и находится в зависимости от соответствующих изменений условий и уровня жизни, а социально-экономические факторы, играя роль регулирующих механизмов, влияют на ее темпы.

Внеутробный этап развития ребенка

Большое значение имеют популяционно-генетические процессы. Подвижность населения, способствуя расширению круга брачных связей, создает генетические предпосылки к повышению изменчивости соматического типа популяции, что способствует увеличению параметров физического развития.

Процесс акселерации наблюдается уже в период внутриутробного развития плода – отмечается увеличение длины и массы тела детей при рождении. У подростков отмечаются ускорение темпов роста и массы тела, более раннее половое созревание и окостенение скелета. Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармонической и дисгармонической акселерацией. При гармонической акселерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства. При дисгармонической акселерации ускорение созревания может не сопровождаться ускорением роста и полового развития.

Акселерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современными медиками, а именно:

1) более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа юных матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т. д.);

2) необходимость в установлении новых форм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;

3) нарастающая вариабельность всех признаков в развития и созревания, усложнение дифференцировки нормы и патологии.

Акселерация накладывает свой отпечаток на развитие организма и в более старшем возрасте, а также на характер проявления ряда заболеваний. Например, наблюдается учащение заболеваний острыми формами ревматизма у детей младшего возраста, чаще встречается юношеская гипертония. Акселерационные сдвиги носят периодический характер и имеет кратковременные периоды стабилизации, В конце ХХ в. отмечается замедление акселерации – «децелерация» – явление, обратное акселерации. Естественное движение населения оценивается санитарно-демографическими показателями.

Основными показателями являются показатели рождаемости, смертности, естественного прироста населения, младенческой смертности, средней продолжительности предстоящей жизни, материнской смертности.

Уточняющими показателями естественного движения населения являются: плодовитость, смертность детей до 5 лет, перинатальная смертность, материнская смертность.

Рождаемость – процесс возобновления новых поколений, в основе которого лежат биологические факторы, влияющие на способность организма к воспроизведению потомства.

Регистрация рождений основана на учете родившихся в учреждениях родовспоможения заполнением «Медицинского свидетельства о рождении» (ф. 103/у).

Общий показатель рождаемости дает только приближенное представление о процессе воспроизводства населения, так как исчисляется по отношению к численности всего населения.

Контрольные вопросы:

1. Кто ввел в практику первое русское руководство по детским болезням, а также сам термин «педиатрия»?

2. Что такое первичное, повторное обращение, назовите виды заболеваемости.

3. Назовите периоды детского возраста.

4. Объясните причины и проблемы акселерации.

Использованная литература:

1. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. Под ред. А.А. Баранова, изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2007, 608с.

2. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). В 2-х томах. Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной, изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2006, 896с.

3. Руководство по медицинской профилактике. Под ред. Р.Г. Оганова, Р.А.Хальфина, изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2007, 464с.

4. Новые возможности профилактической медицины в решении проблем здоровья детей и подростков в России. А.А. Баранов, Величковский Б.Т., Кучма В.Р. и др., изд. «ГЭОТАР-Медиа», 2008, 120с.

Источник

– , , , – .

. – () , – (). , .

. – , , – . , . ( , ), , , .

. .

.

, . , , , , VII , (1965). (.1). 1

Внеутробный этап развития ребенка

, , – . : (, – . natos – ) (, ).

. , , . , , , , , , , .

, , 280 (9 ) () ( ). 8 , . (), – {). 9- , , , – ( – . fetus – ).

( ), . – , . () .

12 . () (46). . X, -, . Y, Y, .

– () (.1). 3-4 . – ( . blastula – ). : . – . . () – ( , ), . () ( ).

.1. Внеутробный этап развития ребенка – : 1 – ; 2 – ; ; – , – : 1 – ; 2 – ; – : 1-; 2 – ; 3 – ; – : 1-; 2- ; 3 – ; 4 – ; 5- – – : 1 – ; 2 – ; 3 – .

() . 1- (6 – 7- ) () ; 40 . , , – ( . trophe – ), , , . () . . , (). , , . – ( ). – , .

– , ( ), (.2). , , () . ( , ) () . (“”) , . , : (), ().

Внеутробный этап развития ребенка

.2. : – 2-3 ; – 4 : 1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – ; – 6 ; – 4-5 : 1 – (); 2 – ; 3 – ; 4 – ; 5 – .

, . . , – . . 2- 1,5 . () . (, ).

(). , . ( ), . () , – ( ). ( ) .

, , – . , , , – .

, – (). 3- – . , – . , , . . .

( ) – , . () . , (), .

, 3- , . , – , .. . 2-3 .

– , , . , – . , .

, , , , . ( ), – , – (, , ), .

, , . , , . .

() . – ( ) () . ( ) (-) (). () (), . (-) 4- . 3- () .

– , , , ().

2- , (). , .

4- , 3- . , , – . , .. . . . 20- 3- , 30- 30, 35- – 43-44 . . ( ). () ( ) . () , , .

– (), . , , . , , .

Внеутробный этап развития ребенка

.3. (): 1 – ; 2 – ; 3 – ; 4 – ; 5 – ; 6 – ; 7 – ; 8 – (); 9 – ; 10 – .

( ), , . – – . () , – . , . – , – .

4- ( , ) . , . () () .

: , – . – . , ( ). 4- 4-5 .

5- 8- () (). , , , , . ( ). 31-32 (5- ) 7,5 . 1- () . 40- .

6- (- – 12 – 13 ) , 6-7- – , .

7- ( – 19-20 ) . . 8- ( 28-30 ) . 9- , .. 3- , (- 39-41 ) .

. . . 5- ( 24,3 ) . 7- ( 37,1 ) , . 10- ( 51 ) .

, . . :

1) – ;

2) – ;

3) (4-8- );

4) ( , , ) (3-8- );

5) (15-20- );

6) (20-24- );

7) – ; ;

8) (2 – 7 ), , ;

9) ( – 13 16 , – 12 15 ).

.

.

, . , 8-10 . . 39-40 ., – 28-38 . , () .

2500 ( 45 ), – , 2500 . , , . , 0,5 9-10 , – 1-2 .

– – . “” . , . 1,5 , . 6 . . . , . . , 4 . ( ), 6 . , 8 – , .

1 4 . . 2 .

4 , 7 . 6 : ( ) .

1 7 , .

8 12 , – 8 11 . , . , , . ( ) . . , , – . . . , , – .

– – , . 13 16 , – 12 15 . – , . 11 12 , – 12 13 . 13 14 , – 14 15 . , 13,5-14 . – . , . .

. 13 () , 14 . 14-15 ( ).

, , .

18 21 , – 17 20 . () .

, . , .

, ,

. 30 50 , . .

. , , ( ).

:

1) – ( );

2) – ( );

3) . – “” ( ), “” “” – , () .

,

, (), ( ).

() . () 12-15 .

(). , , . , .

,

( . total – ) ( . pars – ). () – . , . () .

.

. .2 .

(.4). , , . , , 49-54 . 23,5 . 1 10 10,5 – 5 . 9- . 25 , .

Внеутробный этап развития ребенка

.4 .

– . , – .

2

,

Внеутробный этап развития ребенкаВнеутробный этап развития ребенка

.2

60 , , , . : , , , . 52-75 , – 47-70 .

, ; (gerontos – ). , , .

, 100-150 – ( . acceleratio – ). – ” “. , . .

, 100-150 0,5-1 , – 100-300 . . ( 2- 3- ). 5 1,5-2 , XIX .

100 10-12 , – 10-15 .

, ( , – ..). , . . . , , ().

() , . , , , . , 20-25 8 .

, , , . , .

. ( ) (, , , .), , .

, .

. (, .). : , , . () , ( , ..). () , , . . , . () , , , . , , . .3 .

3.

Внеутробный этап развития ребенка

?

. , . , , “” . . . : , , . , .

. 5-7- . , : – , – , – . .

7 10 . , . , .

, , . . , . , . .

, , , – , .

, .

. , , , . , . . , , , 2-3 , . , , .

1. – 28 [ 2005]. – . – . – ..

2. .. 6- . 4.

3. .. ” “

4. .. ” () “. / … .. . – .: “”, 2004.

5. ., . : . . – .: , 1996.

6. .., .. : . – 2- ., . – .: -, 2004.

7. . .., .. : . . . . – .: “”, 2002.

8. .. : . . (. 1910). – .: , 1981.

9. “”

10. “”

11. “”

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МДК 01.01 ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ Раздел 01.01. Здоровый ребёнок Периоды детского возраста. Тема

2 слайд

Описание слайда:

I. Внутриутробный этап – антенатальный период (от зачатия до рождения, т. е. до 38-42-й недели беременности): а) эмбриональная фаза (от зачатия до 12-й недели беременности); б) плацентарная – феталъная фаза (с 12-й недели до рождения).

3 слайд

Описание слайда:

II. Интранатальный этап – период родов.

4 слайд

Описание слайда:

III. Внеутробный этап – постнатальный период (с момента рождения): 1. Период новорожденности – неонаталъный период (от рождения до 28 дней): а) ранний неонатальный период (от рождения до 7 дней); б) поздний неонатальный период (от 7-го до 28-го дня).

5 слайд

Описание слайда:

2. Период грудного возраста – младенчества (с 28 дней до 12 месяцев).

6 слайд

Описание слайда:

Принято особо выделять так называемый перинатальный период (от 28-й недели беременности до 7-го дня жизни ребенка), поскольку риск наступления гибели плода (ребенка) особенно велик и, следовательно, этот период времени требует особого внимания медиков.

7 слайд

Описание слайда:

3. Преддошколъный период – старший ясельный возраст (от 1 года до 3 лет).

8 слайд

Описание слайда:

4. Дошкольный период (от 3 до 7 лет).

9 слайд

Описание слайда:

5. Младший школьный период – препубертатный (от 7 до 11 лет).

10 слайд

Описание слайда:

6. Старший школьный период – пубертатный – период полового созревания (с 11 до 17-18 лет).

11 слайд

Описание слайда:

Внутриутробный этап Длительность этого этапа составляет 280 дней или 40+2 недели. Эмбриональная фаза – включает первые 12 недель беременности. Эта стадия характеризуется закладкой и формированием внешних частей тела и внутренних органов и является наиболее ответственным периодом, поскольку определяет дальнейшее течение беременности и развитие ребенка.

12 слайд

Описание слайда:

Внутриутробный этап Воздействие любого неблагоприятного фактора на плод в этом периоде может привести либо к самопроизвольному аборту, либо к порокам развития – эмбриопатиям.

13 слайд

Описание слайда:

Внутриутробный этап Плацентарная фаза – фетальная – включает период с 12-й недели до конца беременности. В этой фазе условно выделяют: а) ранний фетальный период (от 12-й до 28-й недели); б) поздний фетальный период (от 28-й недели до родов).

14 слайд

Описание слайда:

Внутриутробный этап Плацентарная фаза характеризуется образованием плаценты, интенсивными процессами созревания и дифференцировки органов и тканей, дальнейшим увеличением размеров плода. Воздействие неблагоприятных факторов в этот период может привести к: – дисплазии (аномалии развития) органов и тканей; – гипоплазии (недоразвитию) органов и тканей; – преждевременным родам; – внутриутробным заболеваниям плода.

15 слайд

Описание слайда:

Интранатальный этап Период родов начинается с момента родовой деятельности и заканчивается в момент перевязки пуповины. Но так заканчивается период родов для ребенка. Для женщины он завершается после отделения плаценты.

16 слайд

Описание слайда:

Интранатальный этап Благополучное течение родов обусловливает рождение здорового ребенка. В современных условиях довольно часто встречаются различные нарушения и патологии родового периода, например: родовые травмы, слабость родовой деятельности, короткая пуповина, обвитие пуповины, раннее излитие околоплодных вод и т. д. Все эти акушерские проблемы могут привести к тяжелой патологии новорожденного: внутричерепные травмы, внутриутробное инфицирование, асфиксия (удушье) и т. д.

17 слайд

Описание слайда:

Внеутробный этап Этот этап начинается с момента перевязки пуповины и первого вдоха новорожденного. Период новорожденности – неонаталъный период. Длится до 28-го дня жизни (до одного месяца).

18 слайд

Описание слайда:

Внеутробный этап Основная особенность – это процессы адаптации организма ребенка к условиям внеутробной жизни. В период новорожденности начинается легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, закрываются овальное окно между предсердиями и боталлов проток между аортой и легочной артерией, заселяется микрофлорой пищеварительная система, перестраивается система кроветворения и т. д.

19 слайд

Описание слайда:

Внеутробный этап Период грудного возраста – период младенчества. Длится от одного до 12 месяцев. Основная особенность – высокий уровень обменных процессов, быстрые темпы нарастания физических показателей, интенсивное нервно-психическое развитие.

20 слайд

Описание слайда:

Внеутробный этап Особое значение в этом возрасте имеет грудное вскармливание, ибо «искусственное вскармливание – катастрофа для ребенка» (Н. П. Шабалов).

21 слайд

Описание слайда:

Внеутробный этап В этом периоде ребенок защищен иммунитетом, полученным от матери, и защитными факторами женского молока от инфекционных заболеваний. Этому также способствует ограниченность контактов ребенка с посторонними лицами. Значительно чаще встречаются заболевания, связанные с неправильной организацией ухода и вскармливания: рахит, гипотрофия, диатезы и т. д.

22 слайд

Описание слайда:

Преддошкольный возраст – старший ясельный возраст. Это дети в возрасте от 1 года до 3 лет. Основная особенность – становление второй сигнальной системы, психическое и социальное развитие, формирование характера ребенка. Дети получают большую свободу движений, чем раньше, так как они умеют ходить, способны выполнять многообразные движения. Все это помогает ребенку удовлетворять свое любопытство и активно изучать мир.

23 слайд

Описание слайда:

Преддошкольный возраст – старший ясельный возраст. В этом возрасте пассивный иммунитет, полученный от матери, исчезает, грудное вскармливание заканчивается, а приобретенный иммунитет ребенка еще очень слаб. С другой стороны, значительно увеличиваются и расширяются контакты малыша. В результате сочетания названных факторов для детей 1-3 лет характерны частые заболевания детскими инфекциями, особенно респираторно-вирусными.

24 слайд

Описание слайда:

Преддошкольный возраст – старший ясельный возраст. Вторая группа заболеваний, которая дает пик в этом возрасте, – детский травматизм: ожоги, отравления, электротравмы, инородные тела и т. д. Данный факт предъявляет особые требования к воспитанию ребенка, организации его игр, прогулок. Основные требования к родителям – постоянный контроль и организация атравматической обстановки.

25 слайд

Описание слайда:

Дошкольный возраст -период от 3 до 7 лет. Этот период характеризуется быстрым увеличением роста ребенка и, как следствие, изменением пропорций тела. У ребенка интенсивно развивается интеллект, осознается свое социальное «Я» и половая принадлежность. В этот период продолжается дифференцировка органов, развиваются моторные навыки и равновесие (катание на велосипеде, коньках, танцы и т. д.).

26 слайд

Описание слайда:

Дошкольный возраст Основная особенность – появление потребности общаться со сверстниками, жить в коллективе. Поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте отдать ребенка в детский сад, что в свою очередь затем облегчит адаптацию ребенка в школе.

27 слайд

Описание слайда:

Дошкольный возраст Для дошкольного возраста характерно снижение острой инфекционной заболеваемости, но чаще встречаются капельные детские инфекции – корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит. Остается высоким уровень травматизма, в том числе переломы. Возможно начало хронических заболеваний.

28 слайд

Описание слайда:

Младший школьный период – препубертатный – отрочество. Это дети в возрасте 7-11 лет. Период характеризуется стабильностью, завершением дифференцировки тканей и органов и совершенствованием функциональных возможностей ребенка. У детей развивается интеллект, совершенствуется мелкая моторика, формируются привычки и характер.

29 слайд

Описание слайда:

Младший школьный период – препубертатный – отрочество. Особые этапы – поступление в школу и первый год обучения. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка. В этот период обращаемость к врачу минимальная, основная причина – травмы. Однако возможна хронизация имевшихся патологических процессов и развитие сколиоза.

30 слайд

Описание слайда:

Старший школьный возраст – пубертатный – период полового созревания. Это дети в возрасте 11-18 лет (у мальчиков анатомически период полового созревания заканчивается к 20-22 годам).

31 слайд

Описание слайда:

Старший школьный возраст – пубертатный – период полового созревания. Основная особенность – фундаментальная перестройка эндокринной системы, развитие вторичных половых признаков. Вследствие нестабильности функций организма, подростки характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью, перепадами настроения и, как следствие, трудностью общения с окружающими, конфликтностью.

32 слайд

Описание слайда:

Старший школьный возраст – пубертатный – период полового созревания. Для подростков характерны функциональные заболевания (вегетативный дисбаланс) – юношеская гипертония, вегетососудистая дистония, дискинезия желчевыводящих путей и т. д. Вследствие интенсивной работы эндокринной системы, могут проявиться ранее скрытые заболевания желез внутренней секреции.

33 слайд

Описание слайда:

Таким образом, можно выделить следующие критические периоды детства: 1. Эмбриональная фаза, когда происходит закладка всех органов и систем. 2. Период новорожденности, когда происходит адаптация ребенка к внеутробной жизни. 3. Пубертатный период, когда происходит эндокринная перестройка и наступает нейровегетативная дисфункция.

34 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 1. Желанность беременности и положительный эмоциональный настрой на будущее материнство и отцовство. Давно научно доказано, что желанный ребенок развивается быстрее, болеет реже, чувствует себя нужным, а значит, не испытывает страхов. При нежеланной беременности может наступить даже выкидыш и внутриутробная гибель плода.

35 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 2. Возраст родителей. Оптимальный возраст материнства 21-25 лет, отцовства – 25-27 лет. У молодых родителей более здоровый организм, не так быстро идет накопление мутаций, а также есть время вырастить ребенка. Известно, что если первая беременность наступает у женщины в 30-35 лет, у нее многократно возрастает риск рождения ребенка с наследственными заболеваниями (болезнь Дауна и др.).

36 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 3. Наследственность (наследственная предрасположенность). Для оценки наследственности необходимо: 1) тщательно собрать анамнез семьи; 2) построить (по возможности) генеалогическое древо; 3) провести медико-генетическое консультирование. Следует разъяснять будущим родителям, что существуют наследственные заболевания, риск передачи которых чрезвычайно высок (гемофилия, анемия Минковского-Шоффара), и заболевания с наследственной предрасположенностью, которые могут реализоваться только при определенных условиях (сахарный диабет, бронхиальная астма, мочекаменная болезнь и т. д.).

37 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 4. Место проживания родителей, экологическая ситуация в регионе. Вследствие участившихся экологических катастроф, этот фактор становится все более актуальным. Например, после взрыва на Чернобыльской АЭС у женщин, проживающих в зоне радиоактивного заражения, стали чаще рождаться дети с лейкозами, врожденной патологией щитовидной железы и т. д.

38 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 5. Профессиональные вредности. К ним относят работу с токсическими веществами, тяжелый физический труд, постоянный контакт с инфекционными больными и т. д. Чем в более ранние сроки беременности оказывает влияние данный фактор, тем губительнее будут последствия.

39 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 6. Вредные привычки. Чрезвычайно актуальный фактор, включающий табакокурение, наркоманию, токсикоманию, алкогольную зависимость. Наличие перечисленных привычек недопустимо для беременной женщины, поскольку очень опасно для будущего ребенка.

40 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 7. Прием лекарственных средств. Препараты назначаются только врачом, в ограниченном количестве, с учетом их воздействия на плод. Ряд препаратов категорически противопоказан в период беременности (преднизолон, метотрексат, некоторые антибиотики и т. д.). 8. Соматические заболевания матери (сахарный диабет, бронхиальная астма, гипертиреоз и т. д.). Они могут нарушать течение беременности, влиять на рост и развитие плода, на маточно-плацентарное кровообращение.

41 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 9. Острые инфекционные заболевания матери (грипп, парагрипп, ангина и т. д.), а также инфицированность рядом возбудителей (хламидии, микоплазмы, гардинеллы, герпесвирусы, цитомегаловирусы, уреаплазма, токсоплазма, листерия и т. д.). Возможно развитие внутриутробного инфицирования плода и рождение больного или нежизнеспособного ребенка. 10. Наличие очагов хронической инфекции (хронический тонзиллит, хронический пиелонефрит, хронический синуит). Они могут привести к инфицированию плода, способны вызывать развитие иммунодефицитного состояния. Локализация процесса в почках повышает риск развития поздних токсикозов беременности.

42 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 11. Физические нагрузки, переутомление. Беременная женщина должна чередовать периоды физической активности с периодами отдыха и сна. Причем, если сон и отдых должны быть увеличены, то физические нагрузки – уменьшены. Это необходимо для предупреждения преждевременных родов и патологии плаценты. 12. Питание беременной женщины имеет огромное значение для здоровья ребенка. Именно от матери плод получает все необходимые вещества и энергию. При дефиците каких-либо пищевых ингредиентов нарушается рост и развитие органов и систем плода.

43 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 13. Режим дня и пребывание на свежем воздухе. В связи с тем, что беременная женщина испытывает двойную нагрузку, обеспечивая кислородом не только себя, но и будущего ребенка, ей необходим постоянный приток свежего воздуха. В помещении это достигается частыми проветриваниями, но кроме этого беременная женщина должна построить свой режим так, чтобы 2-3 раза в день гулять на воздухе, причем не в центре города, а в лесопарковой зоне. 14. Течение родов. Поскольку даже физиологические роды являются тяжелым испытанием для ребенка, то тем более патологические роды могут приводить к значительным нарушениям в состоянии новорожденного (родовые травмы, асфиксия и т. д.).

44 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РОСТ И РАЗВИТИЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ 15. Организация вскармливания и ухода за ребенком после рождения; методы его воспитания. Значение правильного вскармливания детей, ухода за ними, закаливания, физического воспитания и т. д. трудно переоценить. Более подробно этот фактор мы рассмотрим в возрастном аспекте в последующих главах учебного пособия. Знание всех перечисленных факторов поможет среднему медработнику организовать профилактическую работу в семье с разными категориями населения.

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-312090

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник