Внести вклад в развитие ребенка

КАК ВКЛАДЫВАТЬСЯ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

«Все родители желают видеть своего ребенка успешным» – с этим утверждением невозможно не согласиться. Осталось только определиться, что же такое успех. Для одних родителей мерилом успешности становятся Оксфорд или Гарвард. Вторые подразумевают под этим понятием возможность заниматься делом по душе. Для третьих показатель достойного уровня – социальная защищенность и материальное благополучие. А четвертые вообще стремятся совместить все вышесказанное.

Мы не знаем, каким вы видите успешное будущее вашего ребенка. Но знаем, что и как необходимо вкладывать в раннем возрасте, чтобы сын или дочь гордились своей жизнью, стали счастливыми, нашли любимое дело.

Родители делятся на 2 группы. Первые готовы вкладываться в ребенка, создавая условия для раскрытия заложенного потенциала и формирования новых полезных навыков. От них можно услышать такие высказывания: «У моей Аринки с детства интерес к рисованию. Водим на кружок изостудии, хотим в будущем предложить в художественной школе учиться».

Родители из второй группы считают, что каких-то специальных усилий к развитию ребенка прикладывать не стоит. Таких мам и пап легко узнать по высказываниям: «Ну, мой на трояки учится в школе. Ну что поделать, и мне математика тоже не давалась, выше головы не прыгнешь. На кружки не ходит, книги не читает, неинтересно ему». Плыть по течению, конечно, легко. Но тогда с мечтами об успешности придется распрощаться.

ЧТО НУЖНО ВКЛАДЫВАТЬ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

Приготовьте ручки и блокноты, записывайте, сейчас мы откроем вам потрясающую истину. Вкладывайте в ребенка свою любовь.

· Если люблю, то забочусь о физическом состоянии и здоровье.

· Если люблю, то обеспечиваю разностороннюю развивающую среду.

· Если люблю, то показываю, сколько в мире интересного.

· Если люблю, то стимулирую к занятию любимым делом и поддерживаю при неудачах.

Результаты исследований, проводимых японскими учеными, говорят следующее: чтобы ребенок вырос успешным, необходимо лишь 2 фактора: поддержка и совместное времяпрепровождение. На основании этих результатов мы сформулировали кодекс родителей успешного ребенка.

КОДЕКС РОДИТЕЛЕЙ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА

  • Любите его. Когда он капризничает, бросает дело на половине пути, обвиняет вас в своих неудачах – все равно любите своего малыша или уже подростка, причем как можно сильнее.
  • Поддерживайте все его начинания. Пусть сын или дочь будут уверены: мама и папа всегда пойдут навстречу, поймут увлеченность и создадут условия для экспериментов или обучения.
  • Интересуйтесь ребенком. Задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа. Не «Ты играл с детками в садике?», а «В какие интересные игры ты сегодня играл? Что тебе не понравилось?»
  • Объясняйте причины и следствие. Если что-то запрещаете, обязательно расскажите, почему наложено вето и как можно изменить ситуацию.
  • Проводите с ним время. Играйте, гуляйте, занимайтесь спортом, поддерживайте его шутки, рассказывайте о своем детстве.
  • Подавайте личный пример. У родителей, курсирующих от дивана до микроволновки, целеустремленным ребенок может вырасти не благодаря воспитанию, а вопреки ему. Но такое случается редко, не надейтесь.
  • Помогайте ребенку осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, учиться оценивать свои поступки.
  • Удовлетворяйте потребности ребенка. В принципе, они укладываются в перечень основных потребностей любого человека, о которых хорошо рассказал психолог Абрахам Маслоу. Когда ребенок живет в тепле, ласке, принятии, заботе, он стремится к самоактуализации.

Движущая сила развития (а значит, и успеха) – любопытство. Все дети от природы любознательны. Но проявляться это качество может только в условиях безусловной любви и безопасности. Когда ребенок уверен, что родители о нем позаботятся и ради него пойдут на все, он успокаивается, оглядывается вокруг и движется туда, где ему интересно. Следовательно, задача родителей – не навязывать свое видение жизни, свой вектор, а выяснить, что хочет сам ребенок, какие у него способности, наклонности, возможности. И, исходя из этого, создавать условия для развития, стимулировать, поддерживать, воодушевлять, направлять.

Успешный ребенок – это дерево, приносящее плоды.

Чтобы получить спелые плоды успеха, необходимо создавать для развития ребенка благоприятную питательную среду, заботиться о психическом и физическом здоровье, активизировать познавательные процессы с помощью школы и дополнительного образования.

Многие родители на пути к успешному будущему детей совершают одну и ту же ошибку – они не развивают, а обучают. Кому из нас придет в голову посадить ребенка за пианино, показать ему клавиши, на которые надо нажимать, чтобы сыграть «Маленькой елочке холодно зимой», и после этого хвастаться, что наш сыночек – пианист?

Но иногда в стремлении к успешности некоторые родители поступают схожим образом, получая недозрелые плоды. Они вкладывают в ребенка как можно больше знаний, думая, что помогают ему стать умнее и сообразительнее. Вместо тренировки памяти, внимания, мышления мама учит с малышом цифры и буквы. А потом удивляется неусидчивости и стремлению побегать, круша все вокруг.

Развивайте мозг ребенка, вкладывайте в него свое время, терпение, заботу, силы. Так вы заложите фундамент успешного будущего, откроете возможности ребенка и поможете реализовать его прекрасный потенциал. Вклад в развитие ребенка сегодня обеспечит его успех в будущем.

Источник

Фото: www.all-psy.com

«Маленькие детки – маленькие бедки», а уж большие… Несомненно, подростковый и юношеский возраст полон трудностей и подводных камней – ведь значительную часть опыта взрослой жизни человек впервые приобретает именно здесь.

Читайте также:  Диагностическая карта на ребенка с нарушениями в развитии

Проблемы, трудности, психологические травмы, с которыми сталкивается подросток, – насилие, неуспеваемость, употребление алкоголя, криминальное поведение – могут иметь весьма отдаленные последствия. Это психологическое «ружье» может выстрелить не сразу, а лет в 30-40 – например, при создании семьи или воспитании уже собственных детей.

Однако может ли это работать и в другую сторону, позитивную? Да, может, но для этого надо посмотреть на подростка и его окружение не через призму проблемности, а как на ресурс, некий вклад в психологический фонд развития личности молодого человека. Для этого важно найти качества, на которые можно опереться: подростку – в своем развитии, родителям – убедиться, что у их подростка всё, в общем-то, хорошо, а если нет – попробовать восполнить тот ресурс, которого недостает, или поддержать подростка в его создании.

Я хочу поделиться с вами найденной в зарубежной литературе концепцией вкладов в развитие. По результатам многолетних психологических исследований ученые составили список качеств, которые помогают подростку войти во взрослую жизнь и успешно преодолеть неизбежные трудности взросления. Условно эти вклады можно разделить на внешние (окружение подростка) и внутренние (особенности самого подростка).

Чем они полезны? Чем больше этих вкладов у подростков и юношей, тем меньше риск вовлечения в рискованное поведение, и выше шансы на включение в позитивные, социально конструктивные отношения. В качестве прибыли от этих вкладов называются также академическая успешность, помощь другим, способность к лидерству, преодоление трудностей, поддержание физического здоровья и способность дольше ожидать вознаграждения за личный успех (так называемое «отсроченное вознаграждение»). В общем, всё то, что родителям хотелось бы видеть в своих чадах.

Идея вкладов также предполагает, что, когда молодые люди демонстрируют оптимальное развитие, они не просто нормально развиваются как отдельные личности – они включены в значимые отношения и вносят свою лепту в жизнь групп и сообществ, к которым они принадлежат.

Итак, что же это за вклады?

А. Внешние вклады

Это особенности окружения, способствующие здоровому развитию. Они объединены в четыре категории – поддержка, доверие, ограничения в поведении, конструктивное использование времени.

I. Поддержка: первая порция вкладов связана с возможностью получить внимание, заботу и опереться на окружение в трудных ситуациях.

Это когда семья способна дать:

  • поддержку и принятие, особенно в случае неудач и трудностей, в том числе и в учебе;
  • доброжелательные отношения с родителями, возможность обратиться к ним за советом;
  • активную помощь своему ребенку в процессе обучения, поддержку его успехов.

А также это возможность получить:

  • поддержку от трех и более взрослых, не являющихся его родителями;
  • внимание со стороны соседей, их готовность оказать внимание и заботу;
  • позитивный психологический климат в школе: заботливое отношение учителей и поддержку со стороны учителей и сверстников.

Еще важно – готов ли подросток получить помощь и поддержку, даже если они есть?

II. Доверие. Эта часть вкладов – про возможность быть полезным в обществе и получить уважение и признание за свои действия и достижения. Высказать свое мнение и быть услышанным. Про то, что быть молодым престижно и безопасно.

7. Общество рассматривает молодость как ценность и молодые люди это знают.

8. Молодые люди играют важную роль в местном сообществе, рассматриваются обществом как ресурс.

9. Они помогают другим людям один час в неделю или больше – например, в роли волонтеров.

10. Подростки чувствуют себя в безопасности дома, в школе, на улице.

Эта группа вкладов больше зависит от того, в каком обществе мы живем. Родители же могут помочь подростку с поиском тех мест, где его возможности востребованы. Хорошо, если родители своим поведением показывают подростку здоровые способы самореализации и саморазвития.

III. Границы поведения – это не только ограничения, но и защита. Когда правила игры ясно прописаны и последствия их нарушений известны и наступают неизбежно, человеку проще соотнести своё поведение с тем, что от него ждут. Сюда относятся:

  • Способность семьи выработать четкие правила и последствия их нарушения и информированность о том, где находится подросток.
  • Готовность родителей и других взрослых быть образцом позитивного и ответственного поведения.

А также:

  • Наличие школьных правил и четких последствий их нарушения.
  • Заинтересованность соседей и их готовность ограничивать поведение подростка в случае необходимости.
  • Наличие друзей, ведущих себя ответственно.

IV. Конструктивное использование времени. Да, это что-то из разряда «займись делом». Но это занятия, выбранные самим подростком, а не навязанные извне:

16. творчество (молодой человек проводит три или более часов в неделю, занимаясь музыкой, театром и пр.);

17. молодежные программы (молодые люди проводят три и более часов в неделю, занимаясь спортом, в клубах или организациях в школе);

18. время дома.

Итак, подростку от родителей крайне важно получить доверие, поддержку, ясные и разумные ограничения с учетом возраста, а также уважение его интересов в выборе способов проведения досуга.

Б. Внутренние вклады

Это особенности самого подростка, на которые стоит обратить внимание. В конечном счете для жизненного успеха они значительно важнее школьной успеваемости, выраженной баллами оценок. Включают в себя обязательства в сфере образования, позитивные ценности, социальные навыки (компетенции) и позитивную идентичность.

Читайте также:  Конспект занятий по развитию речи ребенка с онр

I. Принятие обязательств в сфере образования. Здесь имеется в виду то, отсутствие чего часто приписывается подросткам и юношам, – мотивация, интерес, активность в учёбе.

19. Мотивация достижения, проявляющаяся в стремлении юноши достичь успехов в учебе.

20. Активная вовлеченность в школьную жизнь и процесс обучения.

21. Выполнение самостоятельной учебной работы минимум в течение 1 часа в день.

22. Забота о собственном учебном заведении.

23. Чтение для собственного удовольствия три и более часов в неделю.

Со стороны родителей здесь требуется не палочная дисциплина, а поддержка подростка с опорой на его реальные интересы: хочет вести свой блог – ок, учимся формулировать мысли; хочет лететь на Марс – наверстываем физику; хочет покорять моря – географию. Интересы сменятся, но пара шагов в нужном направлении будут сделаны.

II. Позитивные ценности – это убеждения подростков, которые помогают им строить здоровые отношения с окружением, оставаясь отдельной личностью, способной принимать свои решения. Важно, чтобы подросток считал значимыми:

24. помощь другим людям;

25. равенство и социальную справедливость;

26. свои убеждения и готовность их защищать;

27. честность даже тогда, когда сказать правду трудно;

28. принятие ответственности за свои действия;

29. воздержание от употребления алкоголя, наркотиков и от опасных сексуальных связей.

III. Социальные компетентности – это умение общаться, дружить и разрешать сложные ситуации.

  • Способность планировать и принимать решения.
  • Умение создавать и поддерживать дружеские отношения, способность сочувствовать.
  • Знание других культур и умение поддерживать отношения с их представителями.
  • Способность сопротивляться негативному влиянию сверстников и избегать опасных ситуаций.
  • Стремление к ненасильственному разрешению конфликтов.

Конечно, именно родители показывают образцы таких компетентных людей. Невозможно требовать от подростка уважения, если не уважаются его личные границы. Старайтесь выслушивать своего ребенка, если он что-то рассказывает о себе и, возможно, он захочет услышать ваше мнение и скорее обратится к вам за помощью и советом в трудной ситуации.

IV. Позитивное представление о себе и жизни, которые позволяют ему легче преодолевать трудности и восстанавливаться в случае неудач.

Сюда относятся:

  • Чувство контроля над происходящим.
  • Высокая самооценка.
  • Наличие цели в жизни, ее осмысленность.
  • Позитивное, оптимистичное восприятие личного будущего.

Вот, пожалуй, и всё.

Чем мне нравится эта концепция?

Распечатав список и вооружившись карандашом, можно произвести несложный анализ: сколько у подростка, старшеклассника есть внешних вкладов и сколько внутренних. Если у подростка нет источников поддержки в семье и ближайшем окружении, откуда браться внутренним ресурсам? А если нет ни внутренних, ни внешних вкладов, откуда взяться прибыли – успешному, благополучному развитию молодого человека?

Еще один момент из моих наблюдений: если внешние противоречат внутренним, то тут явно что-то не так. Если ваше участие в образовании приводит только к скандалам, головной боли у вас и чувству неуверенности у ребенка, если учитель криком и двойками по предмету хочет восстановить дисциплину и справедливость – это просто не работает.

Под занавес внесу нотку оптимизма: по тем же исследованиям только один из шести проблемных подростков становится проблемным взрослым. Хотите улучшить шансы своего ребенка? Торопитесь делать свои вклады!

Автор: Николай Юдин, психолог-консультант, кандидат психологических наук

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

Подписывайтесь на наш канал “Лицей”!

https://gazeta-licey.ru/public/65858-yunost-kak-bankovskiy-vklchto-v-seyfe

Источник

Когда ребенок занят саморазвитием, эмоциональная задача родителей – научиться расслабляться и предоставить своему чаду свободу развиваться своим темпом. Эмоциональная стабильность родителей очень важна, потому что они должны обеспечивать ребенку чувство защищенности и эмоциональной безопасности, необходимое для физического роста ребенка. Вот так физическое и эмоциональное развитие идут рука об руку.

Ваш стиль привязанности

В раннем детстве формируется стиль привязанности – тип взаимоотношений с близкими людьми. Отношения с теми, кто заботился о вас, являются прообразом ваших дальнейших взаимоотношений с людьми. Чтобы понять, как вы обычно строите отношения с окружающими, выберите утверждения, которые относятся к вам:

1. Мне не очень комфортно находиться в близком контакте с людьми; мне трудно полностью довериться им, позволить себе от кого-то зависеть; я начинаю нервничать, когда кто-то приближается ко мне слишком близко; я часто чувствую, что партнер пытается переступить границу, за которую я не хочу никого пускать.

2. Я достаточно легко еближаюсь с другими и не боюсь от кого-то зависеть; я редко беспокоюсь о том, что меня могут отвергнуть или что кто-то ищет со мной слишком близких отношений.

3. Мне кажется, что другие люди не расположены ко мне так, как мне бы того хотелось; часто я беспокоюсь, что партнер не любит меня по-настоящему или не хочет больше быть со мной; иногда я вижу, что люди пугаются, когда я пытаюсь установить с ними более близкий контакт.

Если вы выбрали (1), вы демонстрируете избегающий, ненадежный стиль привязанности. Этот стиль характерен для 25 % людей. 20 % выберут (3), что отражает тревожно-амбивалентный стиль привязанности. А 55 % повезло: они выбрали (2), что указывает на надежные, безопасные отношения с родителями и со всеми людьми.

Эмоциональный рост ч

Посмотрите на ребенка, который учится ходить. Вы являетесь свидетелем не только физического, но и эмоционального развития человека! С самого рождения тело и душа неразрывно связаны.

Глава 3> Яйцо или курица?

Психотреп

В одном эксперименте детенышей обезьян растили в изоляции шесть месяцев, а потом объединили с чуть более молодыми обезьянками, росшими в нормальных условиях. Обезьяны, выросшие в одиночестве, всячески избегали своих новых знакомых, но младшие обе-зьяны-«терапевты» были настойчивы в стремлении установить с ними контакт. Молодые обезьянки, привыкшие к радости общения, постоянно бегали вокруг и цеплялись за социально-неприспособленных обезьян. Через две недели «пациенты» и «терапевты» уже мирно играли вместе, а через шесть месяцев «пациенты» полностью излечились.

Когда ребенок начинает физически познавать окружающий мир, ему необходимы родители для создания чувства безопасности. Снова и снова ходунки отваживаются сделать несколько шагов в Неизведанное и бегут обратно, чтобы убедиться, что папа с мамой рядом. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда готовы помочь, если события будут разворачиваться слишком стремительно. Каковы последствия такого образа действий для развития в целом? Дети, которые не уверены в родителях, не будут исследовать мир.

Изучение детей, воспитывающихся в различных учреждениях для сирот, показывает критическое значение связи «родитель-ребенок» для социального и физического развития. Дети, которые находились в условиях социальной изоляции в первые восемь месяцев жизни, уже не пытаются прибегнуть к взрослому как источнику силы и безопасности. Они не бегут к воспитателю, чтобы прижаться к нему, даже если они напутаны и несчастны. Неудивительно, что подобная социальная неприспособленность ведет к задержкам и в других областях. Так, ребенок не «заводит знакомство» с миром в первый год жизни, а потом наверстать это очень трудно!

К счастью, лишь немногие дети получают травму, оказываясь в изоляции в первые месяцы жизни. Однако никто из нас не может похвастаться идеальными родителями. Связи

Словарь психолога

Нарушение привязанности может привести к серьезной дисгармонии в развитии личности. Хорошим примером последствий нарушения привязанности является призер фестиваля «Ака-деми авард» фильм «Умница Вил Хантинг». К сожалению, в жизни истории отверженных детей не часто кончаются так же благополучно, как в фильме.

Часть 1> Психологическая перспектива

ребенка с родителями непросты и неоднозначны: каждый из нас хотя бы раз в своей жизни сталкивался с тем, что родителей не было на месте, когда они были нам очень нужны. Как это влияет на развитие ребенка?

Психолог Мэри Эйнсворт изучала маленьких детей и их взаимоотношения с близким взрослым (тем, кто берет на себя обязанности по заботе и воспитанию ребенка). Она временно отлучала ребенка от матери и помещала его в новую обстановку. Ей удалось обнаружить три разных стиля привязанности: один надежный и два ненадежных. Каждый из этих стилей привязанности оказывает определенное влияние на процесс физического развития. Эйнсворт установила, что дети с надежным стилем привязанности имеют близкую эмоциональную связь с матерью, дающую им чувство безопасности. В результате они могут выдержать разлуку с матерью и проявляют интерес к новой ситуации. Они имели уверенность, что в случае необходимости они могут позвать на помощь и воссоединиться с мамой, что она их не бросила навсегда.

Дети с ненадежным стилем привязанности, напротив, реагировали на отделение от матери и на новую ситуацию тревогой, избеганием встречи с новыми объектами или амбивалентно. Тревожные и амбивалентные дети искали контакта с близким человеком и были сердиты и напуганы при разлуке с ним. Даже после возвращения мамы такие дети еще долго не могли утешиться.

Другой ненадежный стиль привязанности, избегающий, проявлялся в том, что ребенок, по-видимому, никак не реагировал на уход матери и выказывал мало радости при ее появлении. Доктор Эйнсворт предположила, что такие дети были жертвами долговременного отвержения со стороны тех, кто о нем заботился, и поэтому отчаялись иметь надежного близкого человека. В ответ на пренебрежение и жестокость они создали твердую защитную скорлупу вокруг своего маленького сердца, что, конечно, ненормально и нездорово. В крайних случаях такие дети превращаются в равнодушных взрослых, не умеющих проявлять сочувствие к другим людям.

Природа? Воспитание? И то, и другое!

В некотором отношении мы снова оказались на том же распутье, с которого стартовали в начале главы, – между природой и воспитанием. Но мы узнали много нового, поэтому наше положение наполнилось смыслом. Нелюбимые дети не растут. Медицина может скорректировать влияние «плохих» генов. Интеллектуальные способности даны нам от природы, но успех зависит от. воспитания. Что касается человека, то в нем влияние природы и воспитания неразделимы. Они вместе создают удивительные линии развития ребенка (которые мы обсудим в главе 4 «Стадии развития»), и, наверное, так и должно быть.

Глава 3 > Яйцо или курица?



Источник

Читайте также:  Развитие спинного мозга ребенка