Внешняя среда развития ребенка

Внешняя среда развития ребенка thumbnail

В статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка, определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются этапы развития и методы формирования сознания детей.

  • Понятие об окружающей среде
    • Положительное влияние среды
    • Отрицательное влияние среды
  • Педагогика о влиянии среды
  • Системное развитие ребенка и формирование сознания
  • Основные выводы

Понятие об окружающей среде

Окружающая среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.

Человек, как биологический организм, чувствителен к изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное развитие происходит в социуме.

Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.

Семья предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать, принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.

Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.

Положительное влияние среды

Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.

Организация родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические качества. К ним относятся:

  • соблюдение режима дня;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • полноценное питание;
  • баланс умственной и физической нагрузки.

Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.

Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.

Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.

Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.

Отрицательное влияние среды

Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.

Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.

В семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.

Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.

Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.

Педагогика о влиянии среды

С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных ситуациях.

Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.

Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.

Системное развитие ребенка и формирование его сознания

Системное развитие ребенка

Психика человека обладает способностью отражать окружающую действительность с помощью сознания.

Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.

Становление сознания ребенка происходит последовательно:

  1. Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
  2. Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
  3. Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) – понимание ребенком своего «Я».
  4. Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
  5. Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.

Научно доказано: речь и обобщения – связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения, объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких детей. Для подростков уместны разговоры «на равных», дискуссии, лекции.

Основные выводы

Среда, включая экологию, политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей, транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.

Таким образом, можно сделать выводы:

  1. Личность ребенка развивается под влиянием окружающей среды.
  2. Зависит от взрослого, какой социум будет окружать кроху.
  3. Ребенок социализируется через общение, деятельность и сознание.
  4. Сознание формируется с помощью специально подобранных методик.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

В формировании личности и развитии ребенка решающее значение имеют 2 фактора – наследственность и внешняя среда. Наследственность это передача набора факторов от родителей к ребенку на генетическом уровне. Несмотря на ее значимость, в большой степени на развитии малыша отражается окружающая обстановка, которая складывается из многих условий и может быть улучшена.

Понятие внешней среды в педагогике

Понятие среды включает ряд внешних условий, оказывающих непосредственное влияние на развитие ребенка. Все факторы можно разделить по природе происхождения на:

  • неорганические;
  • органические;
  • социальные.

Самыми простыми и доступными в нашем обществе, но от этого не менее важными, являются неорганические причины формирования организма человека. К ним относятся температура среды, уровень освещения, качество воздуха и другие показатели, напрямую влияющие на формирование здорового организма.

Читайте также:  Периоды развития плода и жизни ребенка

Среди многочисленных факторов органического происхождения наиболее значимым является питание. Рацион малыша, особенно в период приучения к пище, совершенно обоснованно подвергается жестким требованиям. Второй составляющей биологических факторов является наличие микробов, инфекций и вирусов. Значимость органических факторов, в отличие от других, по мере взросления существенно снижается, поэтому важно следить, чтобы хотя бы в первые годы жизни негативные факторы не выходили за допустимые пределы.

К положительным социальным факторам, необходимым для развития малыша, прежде всего, относятся взаимодействия с другими людьми и регулярная смена обстановки. При этом сопутствующий этим событиям, а также процессу обучения, стресс имеет негативный характер. Социальные факторы, в противовес органическим, становятся значимее по мере взросления, и достигают пика лишь в подростковом возрасте.

Роль среды в развитии малыша

влияние внешней среды на развитие организма ребенка

В первую очередь следует рассмотреть факторы неорганической среды. Понятно, что вредная обстановка негативно сказывается на здоровье, а при развитии малыша любые отклонения от нормы приводят к негативным последствиям. Например, даже краткосрочное пребывание в запыленном, непроветриваемом помещении, приводит к легочным заболеваниям во взрослом возрасте, а недостаток освещения при обучении снижает зрение. Хотя этот фактор кажется очевидным, пренебрегать им не следует, ведь именно он оказывает основное влияние на физическое здоровье.

Недостаток или низкое качество питания, витаминов, микроэлементов и белков в детстве отражаются на здоровье человека на протяжении всей жизни. Серьезные инфекционные заболевания также могут нанести серьезный вред. Но и разнообразия в рационе, и различные детские болезни необходимы для гармоничного развития, поэтому здесь особенно важно достижение золотой середины.

При этом влияние среды нельзя подвергать строгому контролю. Рано или поздно растущему организму предстоит столкнуться и с переохлаждениями, и с несбалансированным питанием, и со стрессами. Малыша следует оберегать от опасного влияния среды, не ограничивая контакт с ней. Идеальным примером такого подхода является подготовленная среда, в которой ребенок взаимодействует с окружающими детьми и предметами, избегая большинства опасностей.

Источник

Все структурные и функциональные изменения организма человека в разные возрастные периоды происходят под влиянием наследственности и условий внешней среды. Наследственность (генетический код) определяет потенциальные возможности физического и умственного развития индивидуума. Одни гены контролируют жизненно важные функции, другие – процессы дифференцировки и морфогенеза. Каждый ген оказывает как прямое, так и опосредованное действие. Примером прямого, первичного действия может быть изменение содержания гемоглобина в эритроцитах в случае мутации соответствующего гена при серповидноклеточной анемии. Она сопровождается нарушением умственной и физической деятельности ребенка, сердечной недостаточностью, местными нарушениями кровообращения, увеличено нием селезенки и нарушением работы других органов, возникающим вследствие изменения содержания гемоглобина.

От особенностей генотипа и воздействий окружающей среды зависит интенсивность ростовых процессов. С особенностями генотипа связан низкий рост африканских пигмеев (125-150 см) и высокий – у людей племени ватусси (в среднем 2 м). Однако в каждой из групп, характеризующихся той или иной средней длиной тела, встречаются отдельные индивидуумы, у которых этот показатель может значительно отличаться от средней нормы. Отклонения могут возникать вследствие воздействия на организм различных факторов среды, вызывающих через генетический аппарат клеток изменения в нервно-гуморалыюй регуляции роста и развития, в частности, путем изменения количества гормонов, контролирующих ростовые процессы. Средняя длина тела европейцев – 170 см (мужчин – 175 см, женщин – 165 см).

На рост и развитие ребенка влияют такие факторы внешней среды, как питание, эмоциональные и социально-экономические факторы, положение ребенка в семье, качество взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями, товарищами, уровень культуры общества. Они могут нарушать, ограничивать рост и развитие ребенка, а могут, наоборот, стимулировать их. Такие влияния отмечаются на всех уровнях человеческого организма: молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном.

Средой определяется, в какой степени данный индивидуум может реализовать свои наследственные возможности. Так, из ребенка, получившего по наследству прекрасное телосложение и хорошую координацию движений, может получиться олимпийский чемпион, если он будет расти в благоприятных условиях, обеспечивающих ему хорошее питание и соответствующую тренировку. Другой ребенок с такой же наследственностью, но лишенный нормального питания и занятий спортом, не сможет в полной мере реализовать свои задатки. Аналогичное положение может сложиться и в отношении развития умственных способностей ребенка, поскольку ребенку для их раскрытия в полной мере необходимо обеспечить соответствующее образование. Вместе с тем никакие, даже самые благоприятные условия среды не дадут возможности индивидууму выйти за пределы имеющихся у него наследственных задатков: среда лишь способствует или, напротив, препятствует реализации наследственных возможностей.

Понятие «среда» для человеческого организма включает не только чисто социальные факторы, такие как физическое воспитание и образование. В пренатальный период средовые условия для плода создаются материнским организмом. Оплодотворенная яйцеклетка наследует задатки, заложенные в нес половыми клетками. Однако развитие зародыша определяется теми условиями, которые может предоставить ему материнский организм. Поэтому здоровье матери – залог нормального развития плода. Курение, прием наркотических веществ, алкогольных напитков и др. отрицательно влияют на развитие плода. Растущий и развивающийся зародыш испытывает на себе действие факторов и собственной внутренней среды. В частности, на каждый растущий орган влияют соседние органы. Например, если глазному бокалу в процессе роста и развития не удается в нужный момент приблизиться к эктодерме, то в нем не может образоваться хрусталик (см. гл. 5); если рост кровеносных сосудов отстает от роста органа, который они должны снабжать кровью, то этот орган не будет развиваться нормально.

В период закладки органов (органогенеза) в большой мере проявляются мутации. Развитие каждого органа и тем более системы органов контролируется совокупным координированным действием сотен генов. Так, описано свыше 120 форм наследственной глухоты, которая возникает в результате мутаций генов, отвечающих за формирование слухового анализатора, около 250 наследственных поражений глаз, около 150 наследственных аномалий развития скелета. Не менее 18 генов отвечают за нормальную дифференциацию пола. О нарушениях генетического контроля над процессом онтогенеза свидетельствуют многочисленные болезни, связанные с геномными и хромосомными мутациями.

Хотя среда не может изменить основной наследственный тип развития данного поколения, при наличии известных условий она способна оказать на половые клетки такое влияние, которое изменит наследственный багаж потомков. Большинство факторов, оказывающих вредное воздействие на организм, не затрагивают гаметы, однако сильнодействующие факторы, такие как радиационное облучение, могут вызвать изменения хромосом половых клеток, в результате чего возникают мутации, передающиеся по наследству и обычно неблагоприятные. Хотя способы исправления многих генетических нарушений пока не разработаны, современная медицина может правильно диагностировать на стадии пренатального развития большинство болезней, связанных с нарушениями в генах и хромосомах. Для профилактики наследственных нарушений чрезвычайно важным является выявление причин, вызывающих «ошибки развития».

Влияние алкоголя на развитие организма. На организм человека на всех этапах его развития чрезвычайно вредное влияние оказывает алкоголь, обладающий наркотическим действием. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже давно приняла решение считать алкоголь наркотиком, подрывающим здоровье. Наркотическое действие алкоголя проявляется в развитии пристрастия к нему, в появлении характерной для наркоманов стадии повышенной возбудимости с последующей депрессией, в глобальном поражении всех органов и тканей организма. Под действием алкоголя резко меняются свойства клеточных мембран, в частности их проницаемость, что приводит к нарушению функции клетки в целом; страдают ЦНС, слизистые оболочки пищеварительного тракта и дыхательных путей. У людей, злоупотребляющих алкоголем, в восемь раз увеличивается риск развития злокачественных опухолей, а также цирроза печени, при котором клетки печени замещаются разрастающимися соединительной и жировой тканями.

Особенно сильное действие оказывает аз ко голь на нервную систему. Его губительное действие проявляется как при непосредственном воздействии на нервную ткань, так и косвенно, путем воздействия на сосудистую систему и систему крови, увеличивается склонность к образованию тромбов. Закупорка тромбом мельчайших сосудов мозга нарушает кровоснабжение, что ведет к быстрой гибели нейронов. Установлено, что у алкоголиков уменьшается объем мозга: он как бы сморщивается. Нарушаются все высшие функции мозга: ухудшаются умственные способности, память, внимание, нарушается способность логически мыслить, происходит полная деградация личности. Средняя продолжительность жизни пьющих, по данным ВОЗ, не превышает 55 лет по сравнению с 70 годами (непьющие).

Читайте также:  Развитие ушей у ребенка плод

Источник

Нужна помощь в написании работы?

Физическое развитие: с первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается к внеутробному существованию. Он осваивает основные законы жизни. Взаимодействуя с внешней средой, ребенок постепенно приобретает способность к гармонии с ней, и это рассматривается И.П.Павловым как основной закон жизни.

Учитывая потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают воспитательное воздействие на него. Это прежде всего выражается в заботе о физическом здоровье малыша, его духовном, интеллектуальном, нравственном и эстетическом развитии.

Способы индивидуального приобщения ребенка к жизни охватывают естественные и выработанные специально в системе воспитания средства психофизического развития. Они направлены на всестороннее расширение функциональных возможностей организма.

С целью повышения устойчивости организма к быстро меняющейся внешней среде система физического воспитания ребенка предусматривает научно обоснованный режим закаливания, формирование двигательных навыков, которые выражаются в разнообразных формах организации двигательной деятельности: утренней гимнастики, занятиях, подвижных играх и спортивных упражнениях. При этом учитываются и погодные условия. Солнце, воздух и вода используются для повышения жизнестойкости организма. Закаливание и физические упражнения расширяют функциональные возможности организма ребенка, оказывают тренирующее воздействие на развитие мозга, высшей нервной деятельности, опорно-двигательного аппарата и личностных качеств, способствуя индивидуальному приспособлению к внешней среде, помогая общению со сверстниками и взрослыми людьми.

Условием нормального развития организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от организации социальных условий его пребывания: детского учреждения или родительского дома. Двигательный режим обеспечивается организацией различных форм двигательной деятельности.

В процессе воспитания формируется условная рефлекторная связь при взаимодействии первой и второй сигнальной систем. При этом второсигнальные раздражители оказывают влияние как на физиологические, так и на психологические процессы. Индивидуальному приспособлению ребенка к окружающей социальной среде способствуют различные навыки, привычки, режим жизни, культура поведения, осознанное отношение к окружающей жизни, гармоничное развитие его личности.

Человеческая индивидуальность проявляется с раннего детства. Многие основы этой индивидуальности определяются особенностями нервной системы, врожденными и унаследованными, возрастными и приобретенными. Поэтому верно говорят, что воспитание начинается с уважения к ребенку.

Огромную роль в развитии ребенка играют особенности его нервной системы. Именно изменениями в нервной системе обусловлено его духовное развитие. Л.С.Выготский подчеркивал, что развитие ребенка есть единый, но не однородный, целостный, но не гомогенный процесс.

Понимание сути структурно-функциональных изменений в «созревающей» нервной системе помогает разобраться во многих нервно-психических особенностях ребенка на разных этапах его развития. Знание возрастных закономерностей «работы» центральной нервной системы позволяет оценить возможности и резервы нервно-психической активности ребенка и тем самым предупредить нервные перегрузки. Ориентация в принципах деятельности нервной системы помогает определить степень соответствия нервно-психического развития возрастным показателям, выявить отстающего ребенка и разобраться в причинах этого отставания. Не менее важно правильно выстраивать воспитательно-образовательный процесс с ребенком, который опережает средний уровень развития.

Таким образом, учитывая потенциальные возможности организма, органические предпосылки и особенности нервной системы, необходимо правильно организовать процесс физического воспитания. Исходя из врожденных особенностей нервной системы ребенка и роли внешних воздействий на ее формирование, обеспечивается оптимальный режим (полноценный сон, дозировка занятий, двигательная активность, время пребывания на воздухе, система закаливания).

Читайте также:  Таблица развитие физического развития ребенка 5 лет

Особое значение имеет микроклимат группы, эмоционально-положительная обстановка в ней, знание типологических особенностей каждого ребенка.

Определение особенностей нервной системы с целью отбора методов индивидуального руководства требует подробных сведений о ребенке от внутриутробного развития, с момента рождения до начала посещения дошкольного учреждения.

Также важно выяснить состояние его здоровья, перенесенные болезни, с какого времени он начал держать головку, манипулировать рукой, ползать, ходить, говорить и т.д.; условия семейной обстановки, интересы, привязанности, любимые занятия ребенка.

Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы.

Именно благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается организм ребенка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности, культура жеста.

Физическая культура приводит его к телесной гармонии, воспитывает эстетическое чувство от ощущения телесного здоровья, без которого немыслим творческий процесс оздоровления организма, воспитывает у ребенка положительные эмоции.

Физическая культура как творческая деятельность, не ограничиваясь самовыражением в сфере активной двигательной деятельности, в конечном счете содействует развитию мышления, воображения, желания придумать новое, а затем практически реализовать свой замысел.

Влияние внешней среды на умственное развитие ребенка

О широких возможностях изменения мыслительной деятельности человека свидетельствуют исследования, посвященные влиянию на нее условий жизни общества в целом, особенностей окружающей среды конкретных социальных групп.

Общественная жизнь создает условия, которые способствуют реализации тех или иных проявлений мыслительной функции. Перемены, происходящие в жизни людей, с необходимостью изменяют их мышление: обновляется его содержание, а вместе с этим и характер основных мыслительных процессов. Если рассмотреть эти перемены в историческом плане, то можно утверждать, что новые проблемы, возникающие перед обществом, стимулируют изменения в мышлении определенной направленности. Так, Д. Кэлхоун, исследуя историю развития интеллекта американцев от колониальных времен до конца XIX века, пришел к выводу о том, что необходимость в расширении строительства и кораблестроения повлияла на особенности интеллектуального развития членов общества, повлекла за собой интенсивное развитие наглядного мышления и относительный упадок вербального.

Происходящая в ходе общественного прогресса дифференциация знаний неизбежно приводит к специализации мышления. В соответствии с тем или иным историческим этапом на первый план могут выдвигаться разные виды мышления, что и подтверждается историческими фактами. Так, в ранней античности не было людей с высокоразвитым математическим мышлением, так как оно не было востребовано античным обществом. Античные мыслители того времени были философами, рассматривавшими все явления бытия, все части природы как «единое целое в единстве всех составляющих, во всеобъемлющей связи явлений».

В современную эпоху, напротив, требуются (и потому появляются) люди с высокоразвитыми специфическими видами мышления (математическим, естественно-научным и др.), что обеспечивает дальнейшее продвижение отдельных областей научного знания.

Помимо исторически обусловленных этапов развития, предъявляющих особые требования к мышлению людей и потому определяющих появление его отдельных видов, дифференцированных как по содержанию, так и по форме и характеру мыслительных операций, психологам хорошо известно влияние на психическое развитие человека культурных и субкультурных особенностей общественных групп.

В отечественной психологии часто используют понятие «культура» как «интегральную характеристику социально-психологических и экономических условий материального и духовного бытия, оказывающих прямое и косвенное влияние на психику и деятельность человека и на формирование его индивидуальности и личности. Понятие «субкультура» относят к культуре меньших социальных общностей, например профессиональной группы.

Способность думать, мыслить развивается в определенном культурном контексте, а требования окружения, специфические проблемы, возникающие в нем и нуждающиеся в решении, порождают различия в мыслительных особенностях индивидов, принадлежащих к разным культурам.

Поскольку в современном мире существуют общества разных направлений и уровней развития, можно проследить роль социально-культурных факторов в развитии человеческого мышления, связать возникновение различных его типов с развитием материального и духовного производства. Исследования подтверждают реальность межкультурных различий в процессах мышления. Л. Леви-Брюль, Г. Вернер, М. Коул, А. Р. Лурия и другие исследователи убедительно продемонстрировали, что представители так называемых традиционных обществ обладают наглядным, конкретным, «дологическим» мышлением, опирающимся на личный практический опыт.

Еще в 30-е годы группа отечественных психологов во главе с А. Р. Лурия провела ряд экспериментальных исследований в Средней Азии, показавших, что живущие в отдаленных кишлаках люди обладают ситуационным планом мышления, который обнаруживался в объединении предметов на основе припоминания наглядной практической ситуации. Так, им предлагали 4 картинки: на трех из них были изображены предметы, относящиеся к одной категории (пила, топор, лопата), а на четвертой – предмет, не входящий в эту категорию (кусок дерева). Испытуемым предлагалось отобрать три картинки, изображающие сходные предметы, которые можно было бы назвать одним словом. Испытуемые не выделяли существенные признаки и не объединяли по ним предметы, а действовали на основе встречавшихся в их прошлом опыте конкретных ситуаций. Так возникло следующее объединение: пила, топор, кусок дерева.

Сходные результаты получила Маргарет Коул, исследовавшая мышление народа кпелле в Либерии. Она, например, проводила следующий эксперимент. Перед испытуемым ставили 15 предметов (еду, посуду, орудия труда), два из которых – отдельно от остальных; требовалось из 13 предметов выбрать любой схожий с этими двумя и обосновать выбор. Испытуемые, как правило, выбирали предмет не по семантической категории, а по практическим (функциональным) соображениям. Например, «напильником и молотком точат нож».

Таким образом, рассмотренные и многие другие исследования свидетельствуют о том, что индивиды, не прошедшие через систематическое обучение, не имевшие теоретических форм деятельности, не имели сформированного понятийно-логического мышления, а осуществляли мыслительные процессы на основе личного практического опыта.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Источник