Внешние условия эффективной инклюзии ребенка с проблемами в развитии

Ирина Щепетинникова
Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ»

Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение специалистами различных уровней.

Выделяют четыре этапа, присущие по ведущему и типичным видам детской деятельности, особенностям ПМПК- сопровождения, особенностям коррекционно-педагогического процесса и направленности в работе с семьей.

Теоретической основой данного подхода являются: концепция Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, учет особенностей социальной ситуации развития ребенка (Л. И. Божович, методологические основания А. А. Венгер, положение о необходимости учета «смещенного сенситива» в коррекционно-педагогической работе с ребенком, имеющим особые портебности (Е. А. Екжанова).

Для социально-образовательной интеграции значимы следующие специфичные этапы:

• Период раннего детства;

Дошкольное образование;

• Школьное обучение;

• Профессионально-трудовая адаптация.

Эти этапы различаются между собой целями, задачами, приоритетами совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей, организацией педагогической и предметно-развивающей среды, особенностями необходимого взаимодействия.

Период дошкольного детства – время встраивания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. :«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». В ст. 79 ФЗ – № 273 раскрыта «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».

На этапе дошкольного детства осуществление интегративных процессов проходит через:

• обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ребенка с ОВЗ, с учетом его состояния здоровья, особенностей, потребностей и возможностей;

• создание адекватной возможностям ребенка образовательной среды охранительно-педагогической, безбарьерной и предметно-развивающей;

• наличие специальной образовательной помощи, осуществляемой специалистами, при доминирующей роли педагога-психолога;

• четкое разделение функционала всех специалистов, воспитателей вовлеченных в интегрированное образование;

• обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребенком;

• обязательное психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся дошкольников, которые вовлечены в интегрированное обучение.

В настоящее время дошкольные учреждения, которые принимают детей с ограниченными возможностями здоровья в группы комбинированной направленности, в основном, берут детей с незначительными нарушениями при сохранном интеллекте, т. к. для таких детей легче создать специальные условия и систему поддержки.

Показатели, характерные для модели интеграции ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, можно условно назвать «внутренними» и «внешними».

Внешние показатели определяют систему условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, а внутренние – уровень его психофизического и речевого развития.

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

• раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, в этом случае можно достичь положительных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении;

• желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление помогать своему ребенку в процессе его обучения;

• наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;

• создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного (совместного, инклюзивного) обучения.

К внутренним показателям относятся:

• уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

• возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные сроки;

• психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.

Одна из основных форм интегрированного обучения детей дошкольного возраста – группы кратковременного пребывания. В такие группы принимаются дети с различной структурой и сложностью дефекта. В процессе организации групповых занятий необходима одновременная, совместная работа двух-трех педагогов, которые осуществляют обучение и развитие, а также обеспечивают сопровождение детей с ОВЗ, с учетом их возможностей и различий имеющихся отклонений. Во время проведения одним из педагогов занятия по развитию той или иной деятельности, другие педагоги выполняют функцию сопровождения, тем самым помогая детям на занятии.

К процессу развития, воспитания и коррекции целесообразно привлечь родителей, которые обучились навыкам правильного взаимодействия с детьми, а также прошедших квалифицированное обучение, специально подготовленных ассистентов/тьюторов.

При этом важно учитывать гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий для того, чтобы выработать разные стратегии поведения в процессе организации видов детской деятельности и общения.

Таким образом, каждый ребенок имеет возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. При интегративной организации образовательного пространства все обучающиеся дети оказываются вовлеченными в образовательную среду и социально активную деятельность дошкольного учреждения, что позволяет повысить адаптивные возможности и раскрыть индивидуальные способности личности.

Источник

 Обоснованный отбор «проблемных» детей для совместного обучения — одно из главных условий эффективности интеграции. Решение об интегрированном обучении должно приниматься на добровольных началах, при гарантированном соблюдении прав ребенка, активном участии родителей на всех этапах принятия решения, реализации индивидуального подхода при определении образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом особенностей его развития. Ребенок направляется в интегрированный класс по заключению Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и по заявлению родителей.

Читайте также:  Упражнения для развития личности ребенка

При интеграции ребенка с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показаний, которые можно условно разделить на внешние и внутренние.

Внешние показатели:

Ø  раннее выявление нарушений и проведение коррекции развития с первых лет жизни;

Ø  желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помогать ему в процессе обучения;

Ø  наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;

Ø  создание условий для реализации вариантов моделей интегрированного обучения.

Внутренние показатели:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Ø  уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

Ø  возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

Ø  психологическая готовность к интегрированному обучению.

Основой для принятия решения об интегрированном обучении должен служить не столько медицинский диагноз, сколько психологический («В одну телегу впрячь нельзя коня и трепетную лань»).

В результате тщательного психолого-педагогического обследования устанавливается не только уровень актуального развития, но и его особенности, зона ближайшего и перспективного развития, степень обучаемости и воспитуемости, определяются способы педагогического влияния на ребенка, а также оптимальные условия для коррекции недостатков познавательной деятельности.

Важным аргументом при решении вопроса об интегрированном обучении выступает социальная ситуация. Среда, в которой Ребенок находится вне образовательного учреждения, может вносить как положительные, так и отрицательные коррективы в его развитие. В первую очередь следует учитывать социальный статус семьи интегрируемого учащегося, готовность и способность родителей взаимодействовать со специалистами в обсуждении и решении проблем своего ребенка.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Ðàññìîòðåíèå îðãàíèçàöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêèõ óñëîâèé îáó÷åíèÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ ñðåäñòâàìè èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ. Îïèñàíèå ñîäåðæàíèÿ, ïðåäìåòíî-ðàçâèâàþùåé ñðåäû è äèäàêòè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îðãàíèçàöèîííî-ïåäàãîãè÷åñêèå óñëîâèÿ îáó÷åíèÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ ñðåäñòâàìè èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ

èíêëþçèâíûé îáðàçîâàíèå îãðàíè÷åííûé çäîðîâüå

 ïîñëåäíåå âðåìÿ â íàøåì îáùåñòâå âñå ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ äåòè ñ îñîáûìè îáðàçîâàòåëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè, êîòîðûì òðåáóåòñÿ îñîáûé ïîäõîä è óñëîâèÿ äëÿ ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ è àäàïòàöèè â îáùåñòâå.

Ê êàòåãîðèè äåòåé ñ îñîáûìè îáðàçîâàòåëüíûìè ïîòðåáíîñòÿìè îòíîñÿòñÿ: äåòè ñ ÎÂÇ è äåòè -èíâàëèäû; îäàðåííûå äåòè; äåòè – ìèãðàíòû; ïåäàãîãè÷åñêè-çàïóùåííûå äåòè.

Äåòè ñ ÎÂÇ – ýòî äåòè, ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ êîòîðûõ ïðåïÿòñòâóþò îñâîåíèþ îñíîâíîé îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû âíå ñïåöèàëüíûõ óñëîâèé îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ.

Ðåáåíîê – èíâàëèä – ýòî ëèöî, èìåþùåå íàðóøåíèå çäîðîâüÿ ñî ñòîéêèì ðàññòðîéñòâîì ôóíêöèè îðãàíèçìà, îáóñëîâëåííîå çàáîëåâàíèåì, ïîñëåäñòâèåì òðàâì èëè äåôåêòàìè, ïðèâîäÿùåå ê îãðàíè÷åíèþ æèçíè.

Ðàñïðîñòðàíåíèå â íàøåé ñòðàíå ïðîöåññà èíòåãðàöèè è èíêëþçèè äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè ïñèõè÷åñêîãî èëè ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ â îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî îòðàæåíèåì âðåìåíè, íî è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðåàëèçàöèþ ïðàâ äåòåé íà îáðàçîâàíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ «Çàêîíîì îá îáðàçîâàíèè» Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

Èíòåãðàöèÿ – ïðèâåäåíèå ïîòðåáíîñòåé äåòåé ñ ïñèõè÷åñêèìè è/èëè ôèçè÷åñêèìè íàðóøåíèÿìè â ñîîòâåòñòâèè ñ ñèñòåìîé îáðàçîâàíèÿ, îñòàþùåéñÿ â öåëîì íå èçìåíîé, íå ïðèñïîñîáëåííîé äëÿ íèõ.

Èíêëþçèÿ – ýòî ïðîöåññ âêëþ÷åíèÿ äåòåé â îáùåîáðàçîâàòåëüíóþ ãðóïïó (êëàññ) íåçàâèñèìî îò ïîëîâîé, ýòíè÷åñêîé è ðåëèãèîçíîé ïðèíàäëåæíîñòè, ïðåæíèõ ó÷åáíûõ äîñòèæåíèé, ñîñòîÿíèÿ çäîðîâüÿ, óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ñîöèàëüíî-ýêîíîìè÷åñêîãî ïîëîæåíèÿ.

Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ èíêëþçèâíîãî âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ íåîáõîäèìî ôîðìèðîâàòü ó äîøêîëüíèêîâ óìåíèå ñòðîèòü âçàèìîäåéñòâèÿ íà îñíîâå ñîòðóäíè÷åñòâà è âçàèìîïîíèìàíèÿ. Îñíîâîé æèçíåííîé ïîçèöèè îáùåñòâà äîëæíà ñòàòü òîëåðàíòíîñòü. Èíêëþçèÿ ïîìîãàåò ðàçâèâàòü ó çäîðîâûõ äåòåé òåðïèìîñòü ê ôèçè÷åñêèì è ïñèõè÷åñêèì íåäîñòàòêàì ñâåðñòíèêîâ, ÷óâñòâî âçàèìîïîìîùè è ñòðåìëåíèå ê ñîòðóäíè÷åñòâó. Èíêëþçèÿ ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ ó äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ (ÎÂÇ) ïîëîæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ñâåðñòíèêàì è àäåêâàòíîãî ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ, à òàêæå áîëåå ïîëíîé ðåàëèçàöèè ïîòåíöèàëà ðàçâèòèÿ â îáó÷åíèè è âîñïèòàíèè. Èíêëþçèâíîå îáó÷åíèå ðåàëèçóåò îáåñïå÷åíèå ðàâíîãî äîñòóïà ê ïîëó÷åíèþ òîãî èëè èíîãî âèäà îáðàçîâàíèÿ è ñîçäàíèå íåîáõîäèìûõ óñëîâèé äëÿ äîñòèæåíèÿ óñïåõà â îáðàçîâàíèè âñåìè äåòüìè.

Ïðîáëåìà âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ â îáùåîáðàçîâàòåëüíîì ïðîñòðàíñòâå òðåáóåò äåëèêàòíîãî è ãèáêîãî ïîäõîäà, òàê êàê èçâåñòíî, ÷òî íå âñå äåòè, èìåþùèå íàðóøåíèÿ â ðàçâèòèè, ìîãóò óñïåøíî èíòåãðèðîâàòüñÿ â ñðåäó çäîðîâûõ ñâåðñòíèêîâ. Èíäèâèäóàëüíûé îáðàçîâàòåëüíûé ìàðøðóò ïðåäïîëàãàåò ïîñòåïåííîå âêëþ÷åíèå òàêèõ äåòåé â êîëëåêòèâ ñâåðñòíèêîâ ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî, ÷òî òðåáóåò îò ïåäàãîãà íîâûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ óñòàíîâîê íà ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ, óìåíèÿ âçàèìîäåéñòâîâàòü â åäèíîì äåò- åæîì êîëëåêòèâå. Äåòè ñ ÎÂÇ ìîãóò ðåàëèçîâàòü ñâîé ïîòåíöèàë ëèøü ïðè óñëîâèè âîâðåìÿ íà÷àòîãî è àäåêâàòíî îðãàíèçîâàííîãî ïðîöåññà âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, óäîâëåòâîðåíèÿ êàê îáùèõ ñ íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèìèñÿ äåòüìè, òàê è èõ îñîáûõ îáðàçîâàòåëüíûõ ïîòðåáíîñòåé, çàäàííûõ õàðàêòåðîì íàðóøåíèÿ èõ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ

Читайте также:  Закономерности развития ребенка раннего возраста

Íàëè÷èå â ãðóïïå ìàññîâîãî äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ ðåáåíêà ñ ÎÂÇ òðåáóåò âíèìàíèÿ ê íåìó ñî ñòîðîíû âîñïèòàòåëåé, ãîòîâíîñòè âìåñòå ñ ðîäèòåëÿìè ðàçäåëèòü îòâåòñòâåííîñòü çà åãî âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå, ïîäãîòîâêó ê øêîëå. Íàèáîëåå âàæíûì àñïåêòîì ÿâëÿåòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü âîñïèòàòåëÿ ãðóïïû ê ðàáîòå ñ ðåáåíêîì, æåëàíèå ïîìî÷ü åìó è åãî ðîäèòåëÿì, ñäåëàòü ïðåáûâàíèå òàêîãî ðåáåíêà â ãðóïïå ïîëåçíûì è èíòåðåñíûì äëÿ íåãî.

Ïðè îïðåäåëåíèè ðåáåíêà ñ ÎÂÇ â äîøêîëüíîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå íåîáõîäèìî ó÷åñòü:

* ïîäõîäÿò ëè óñëîâèÿ äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ äëÿ êîìôîðòíîãî ñóùåñòâîâàíèÿ â íåì ðåáåíêà – ñîçäàíà ëè áåçáàðüåðíàÿ ñðåäà;

* íàñêîëüêî ðåáåíîê ãîòîâ ê ïîñåùåíèþ äîøêîëüíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ;

* åñòü ëè âîçìîæíîñòü ñîçäàíèÿ èíäèâèäóàëüíî-îðèåíòèðîâàííûõ ïðîãðàìì íà îñíîâå îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû ó÷ðåæäåíèÿ è áóäåò ëè ðåáåíîê, îáó÷àþùèéñÿ ïî ýòèì ïðîãðàììàì, äîñòàòî÷íî óñïåøåí ïðè èõ âûïîëíåíèè;

* åñòü ëè â äàííîì ó÷ðåæäåíèè ñòðóêòóðíûå ïîäðàçäåëåíèÿ, äîïîëíèòåëüíûå ñïåöèàëèñòû, ñïîñîáíûå îêàçàòü ïðîôåññèîíàëüíóþ ïîìîùü ðåáåíêó;

* îðãàíèçîâàíî ëè ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîå ñîïðîâîæäåíèå.

Ðàñïðîñòðàíåíèå ïðîöåññà èíêëþçèè äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè ïñèõè÷åñêîãî èëè ôèçè÷åñêîãî çäîðîâüÿ â îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ ÿâëÿåòñÿ íå òîëüêî îòðàæåíèåì âðåìåíè, íî è ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé åùå îäèí øàã ê îáåñïå÷åíèþ ïîëíîöåííîé ðåàëèçàöèè ïðàâ äåòåé íà ïîëó÷åíèå äîñòóïíîãî îáðàçîâàíèÿ. Èíêëþçèâíàÿ ïðàêòèêà ðåàëèçóåò îáåñïå÷åíèå ðàâíîãî äîñòóïà ê ïîëó÷åíèþ òîãî èëè èíîãî âèäà îáðàçîâàíèÿ, è ñîçäàíèÿ íåîáõîäèìûõ óñëîâèé äëÿ äîñòèæåíèÿ àäàïòàöèè îáðàçîâàíèÿ âñåìè áåç èñêëþ÷åíèÿ äåòüìè íåçàâèñèìî îò èõ èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé, ó÷åáíûõ äîñòèæåíèé, ðîäíîãî ÿçûêà, êóëüòóðû, èõ ïñèõè÷åñêèõ è ôèçè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé.

Ïðè ïðèíÿòèè ðåøåíèÿ î ðàçâîðà÷èâàíèè èíêëþçèâíîé ïðàêòèêè â îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè äîëæíû áûòü ó÷òåíû ñëåäóþùèå óñëîâèÿ:

Íàëè÷èå ñåìåé ñ äåòüìè ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ (ÎÂÇ), ãîòîâûõ ïðèéòè â äåòñêèå ñàäû.

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ðóêîâîäèòåëÿ è êîëëåêòèâà ÎÓ (ëèáî ÷àñòè åãî) ê èíêëþçèè, âêëþ÷àþùàÿ â ñåáÿ çíàêîìñòâî ñ îñíîâíûìè öåííîñòÿìè, öåëÿìè è ìåòîäèêàìè îðãàíèçàöèè èíêëþçèâíîé ïðàêòèêè è ñîãëàñèå ñ íèìè.

Íàëè÷èå íåîáõîäèìûõ ñïåöèàëèñòîâ (äåôåêòîëîãîâ, ïñèõîëîãîâ, ëîãîïåäîâ, òüþòîðîâ) èëè äîãîâîðåííîñòè î ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîì ñîïðîâîæäåíèè äåòåé ñ ÎÂÇ ñïåöèàëèñòàìè èç Öåíòðîâ ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è êîððåêöèè ÏÏÌÑ öåíòðîâ.

Íàëè÷èå ñïåöèàëüíûõ óñëîâèé îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ, â òîì ÷èñëå áåçáàðüåðíîé ñðåäû.

Âîçìîæíîñòü ïîâûøåíèÿ êâàëèôèêàöèè ïåäàãîãîâ. Êîãäà ðåøåíèå ïðèíÿòî, ïðîèñõîäèò ðàçâîðà÷èâàíèå èííîâàöèîííîé ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Äåÿòåëüíîñòü èíêëþçèâíîé ãðóïïû íàïðàâëåíà íà ïðåäîñòàâëåíèå îáðàçîâàòåëüíûõ óñëóã äëÿ äåòåé ñ ðàçëè÷íûìè ñòàðòîâûìè âîçìîæíîñòÿìè.

Êîìïëåêòîâàíèå èíêëþçèâíîé ãðóïïû îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî çàÿâëåíèþ ðîäèòåëåé (çàêîííûõ ïðåäñòàâèòåëåé) è íà îñíîâàíèè çàêëþ÷åíèÿ ïñèõîëîãî-ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîìèññèé. Ïðè ýòîì îáùàÿ íàïîëíÿåìîñòü ãðóïïû ñîêðàùàåòñÿ; äâå òðåòè ñîñòàâà ãðóïïû ñîñòàâëÿþò âîñïèòàííèêè ñ óðîâíåì ïñèõîôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ âîçðàñòíîé íîðìîé, à òðåòü âîñïèòàííèêîâ – äåòè ñ òåì èëè èíûì îòêëîíåíèåì (íàïðèìåð, ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà, çðåíèÿ, îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, èíòåëëåêòà – óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ â ñòåïåíè äåáèëüíîñòè) ëèáî äåòè ðàííåãî âîçðàñòà, íå èìåþùèå âûðàæåííûõ ïåðâè÷íûõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè, íî îòñòàþùèå îò âîçðàñòíîé íîðìû (â òîì ÷èñëå äåòè ñ íàðóøåíèÿìè ýìîöèîíàëüíî – âîëåâîé ñôåðû). Êîíòèíãåíò äåòåé ñ ÎÂÇ ìîæåò âàðüèðîâàòüñÿ, îäíàêî ãëàâíûì óñëîâèåì âêëþ÷åíèÿ â ãðóïïó ÿâëÿåòñÿ ãîòîâíîñòü ê ïîñåùåíèþ â ðåæèìå 12-÷àñîâîãî ïðåáûâàíèÿ. Ïðè íàëè÷èè òðóäíîñòåé â ñàìîîáñëóæèâàíèè, ñàìîñòîÿòåëüíîì ïåðåäâèæåíèè, àäàïòàöèè â äåòñêîì êîëëåêòèâå ðåáåíêó ïðåäîñòàâëÿåòñÿ «òüþòîð», êîòîðûé ðåàëèçóåò ñîïðîâîæäåíèå íå òîëüêî â ðåæèìíûõ ìîìåíòàõ, íî è íà çàíÿòèÿõ.

Ñîäåðæàíèå ðàáîòû èíêëþçèâíîé ãðóïïû:

îñóùåñòâëåíèå ðàçâèâàþùåé äåÿòåëüíîñòè (ðàçâèòèå ðå÷è è ïðåäñòàâëåíèé îá îêðóæàþùåì ìèðå, ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíîé ñôåðû, èãðîâîé, èññëåäîâàòåëüñêîé, ïðîåêòíîé, ãðàôè÷åñêîé, êîíñòðóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè è ò.ä.);

ñîöèàëèçàöèÿ â óñëîâèÿõ ñîâìåñòíîãî îáó÷åíèÿ è âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ ÎÂÇ è îáû÷íî ðàçâèâàþùèõñÿ ñâåðñòíèêîâ;

ðåàëèçàöèÿ êîððåêöèîííîé äåÿòåëüíîñòè ñïåöèàëèñòîâ (ó÷èòåëü-ëîãîïåä, ó÷èòåëü-äåôåêòîëîã, ïåäàãîã-ïñèõîëîã, ìàññàæèñò);

ðåàëèçàöèÿ ïðîãðàìì òâîð÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé (êåðàìè÷åñêàÿ ìàñòåðñêàÿ, õîðåîãðàôèÿ, ìóçûêàëüíî-ðèòìè÷åñêèå çàíÿòèÿ, èãðîòåðàïèÿ è äð.).

Ìåòîäè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå èíêëþçèâíûõ ãðóïï âûáèðàåòñÿ â ðàâíîé ìåðå ñ îðèåíòèðîì íà äåòåé ñ ÎÂÇ, îáû÷íî ðàçâèâàþùèõñÿ äîøêîëüíèêîâ è äåòåé, îïåðåæàþùèõ âîçðàñòíûå íîðìàòèâû. Âàæíîé çàäà÷åé ìåòîäè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ ñòàíîâèòñÿ îïðåäåëåíèå áàçîâîé ïðîãðàììû. Ïðèîðèòåò îòäàåòñÿ ðàçâèòèþ ñîöèàëüíî àêòèâíîé ëè÷íîñòè, ÷òî ïðåäïîëàãàåò îäíîâðåìåííî èíäèâèäóàëèçàöèþ ïðîöåññà îáðàçîâàíèÿ è åãî ñîöèàëüíóþ íàïðàâëåííîñòü.

 èíêëþçèâíîì äîøêîëüíîì ó÷ðåæäåíèè ñîçäàíèå ïåðñïåêòèâíûõ, êàëåíäàðíî-òåìàòè÷åñêèõ ïëàíîâ âîñïèòàòåëåé è ñïåöèàëèñòîâ ïðîèçâîäèòñÿ ñ ó÷åòîì, êàê îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû, òàê è èíäèâèäóàëüíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ïëàíà (ÈÎÏ). Êàæäîå ìåðîïðèÿòèå ïëàíèðóåòñÿ ñ ó÷åòîì èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé äåòåé ñîñòàâëÿþùèõ ãðóïïó. ÈÎÏ ñîñòàâëÿåòñÿ ïî ðåçóëüòàòàì ïåðâè÷íîé äèàãíîñòèêè â õîäå êîíñèëèóìîâ ñïåöèàëèñòîâ è âîñïèòàòåëåé ãðóïï.  äàëüíåéøåì ÈÎÏ ìîæåò ñîâåðøåíñòâîâàòüñÿ è äîïîëíÿòüñÿ.

Читайте также:  Развития социализации ребенка в детском саду

Äëÿ îðãàíèçàöèè ðàáîòû ñ äåòüìè ñ ÎÂÇ íåîáõîäèì ñïåêòð ñïåöèàëüíûõ ïðîãðàìì: äëÿ äåòåé ñ íàðóøåíèÿìè èíòåëëåêòà, íàðóøåíèÿìè ðå÷åâîãî ðàçâèòèÿ, êîìïëåêñîâ ìåòîäè÷åñêèõ ðåêîìåíäàöèé ïî ïðîâåäåíèþ çàíÿòèé ñ äåòüìè ñ ðàçëè÷íîé ñòðóêòóðîé äåôåêòà. Òàêèì îáðàçîì, ìåòîäè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå äîëæíî áûòü âàðèàòèâíûì, îðèåíòèðîâàííûì íà ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè, ðàçëè÷íûé çàïàñ ïðåäñòàâëåíèé îá îêðóæàþùåì çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ êîíêðåòíîãî ðåáåíêà.

Ìåòîäû, ñðåäñòâà è ôîðìû ðàáîòû â èíêëþçèâíîé ãðóïïå íàïðàâëåíû íà ðàñøèðåíèå ñïåêòðà êîìïåòåíöèé ðåáåíêà, îáåñïå÷åíèå ñîöèàëèçàöèè â êîëëåêòèâå ñâåðñòíèêîâ.

Ðàáîòà èíêëþçèâíûõ ãðóïï â äîøêîëüíîì îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè äîëæíà áûòü îáåñïå÷åíà ðÿäîì äîêóìåíòîâ, êîòîðûå ðàçðàáàòûâàþòñÿ íà îñíîâå Òèïîâîãî ïîëîæåíèÿ î äîøêîëüíîì îáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè è ñîîòâåòñòâóþò îáÿçàòåëüíîìó ïåðå÷íþ äîêóìåíòàöèè.

Óñëîâèÿ èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ äåòåé ñ ÎÂÇ

Ñîçäàíèå ñîîòâåòñòâóþùåãî îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîñòðàíñòâà

Ñîçäàíèå ïðîãðàììíî-ìåòîäè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ

Ñîçäàíèå ïðåäìåòíî-ðàçâèâàþùåé îáðàçîâàòåëüíîé ñðåäû

Ñîçäàíèå äèäàêòè÷åñêîãî îáåñïå÷åíèÿ

Îáðàçîâàòåëüíîå ïðîñòðàíñòâî äëÿ äåòåé ñ ÎÂÇ

Áåçîïàñíàÿ ñðåäà æèçíåäåÿòåëüíîñòè

Ôóíêöèîíàëüíûå ïîìåùåíèÿ äëÿ îáåñïå÷åíèÿ êîððåêöèè (êàáèíåòû âðà÷à, ó÷èòåëÿ-äåôåêòîëîãà, ó÷èòåëÿ- ëîãîïåäà, çàë ËÔÊ, êàáèíåò ïåäàãîãà- ïñèõîëîãà)

Âçàèìîäåéñòâèå ñ îêðóæàþùèì ñîöèóìîì (äåòñêàÿ ïîëèêëèíèêà, ÏÌÏÊ, ñîöçàùèòà, ñîöèîêóëüòóðíîå ïðîñòðàíñòâî) Ïðîãðàììíî-ìåòîäè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå äëÿ èíêëþçèâíîãî ðåáåíêà

Îñíîâíàÿ îáðàçîâàòåëüíàÿ ïðîãðàììà

Ïðîòîêîë ÏÌÏÊ

Èíäèâèäóàëüíûé êîððåêöèîííî- ðàçâèâàþùèé ìàðøðóò

Èíäèâèäóàëüíàÿ êîððåêöèîííî- ðàçâèâàþùàÿ ïðîãðàììà

Ñèñòåìà èíäèâèäóàëüíîé ðàáîòû â êàëåíäàðíîì ïëàíå

Ïðåäìåòíî-ðàçâèâàþùàÿ ñðåäà äëÿ èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàíèÿ

Îáÿçàòåëüíàÿ çîíà êîððåêöèè

Óãîëêè óåäèíåíèÿ

Èíäèâèäóàëüíîå àâòîðñêîå ïðîñòðàíñòâî ðåáåíêà

Ðàçâèâàþùàÿ ñðåäà ñ ó÷åòîì «çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ»

Äèäàêòè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå:

Äëÿ êîððåêöèè èìåþùèõñÿ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè

Äëÿ êîððåêöèè îñâîåíèÿ ñîäåðæàíèÿ îáðàçîâàòåëüíîé ïðîãðàììû

Äëÿ êîððåêöèè ïîâåäåíèÿ èëè ñîöèàëüíûõ êîìïåòåíöèé

 îáðàçîâàòåëüíûõ ó÷ðåæäåíèÿõ, ãäå îáó÷àþòñÿ äåòè ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ, ïðåäúÿâëÿþòñÿ íîâûå è áîëåå âûñîêèå òðåáîâàíèÿ êî âñåì ïåäàãîãàì.

 ðàáîòå ñ ïåäàãîãàìè, ðàáîòàþùèìè ñ ðåáåíêîì ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ, îñîáóþ àêòóàëüíîñòü ïðèîáðåòàåò ðàçâèòèå ñëåäóþùèõ èíòåãðàëüíûõ õàðàêòåðèñòèê:

íàïðàâëåííîñòü íà ðåá¸íêà, âêëþ÷àþùóþ â ñåáÿ:

– ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê äåòÿì ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ è ãîòîâíîñòü ðàáîòàòü ñ íèìè;

– ñòðàòåãèþ ñîòðóäíè÷åñòâà ñ ðîäèòåëÿìè, âîñïèòûâàþùèìè äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ;

2) èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãèáêîñòü:

– íàâûêè ðàçðàáîòêè èíäèâèäóàëüíûõ ìàðøðóòîâ äëÿ äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ;

3) ïðîôåññèîíàëüíàÿ êîìïåòåíòíîñòü:

– çíàíèÿ è íàâûêè, íåîáõîäèìûå äëÿ ðàáîòû â ìåæäèñöèïëèíàðíûõ êîìàíäàõ;

– çíàíèÿ ñïåöèàëüíûõ òåõíîëîãèé ñîïðîâîæäåíèÿ ðåáåíêà ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ;

– íàâûêè ïðîâåäåíèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè äëÿ ïîñòðîåíèÿ òðàåêòîðèè èíäèâèäóàëüíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ìàðøðóòà äëÿ ðåáåíêà ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ;

4) ïîâåäåí÷åñêàÿ ãèáêîñòü:

– íàâûêè ñîïðîâîæäåíèÿ ðåáåíêà ñ ÎÂÇ ïî èíäèâèäóàëüíîìó îáðàçîâàòåëüíîìó ìàðøðóòó;

– çíàíèå ìåòîäèê ðàáîòû ñ äåòüìè ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ.

Ïåäàãîã ñòàíîâèòñÿ êîîðäèíàòîðîì èíêëþçèâíîãî ïðîöåññà â ñîòðóäíè÷åñòâå ñî âñåìè ó÷àñòíèêàìè âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà: êîìàíäîé ñïåöèàëèñòîâ, àäìèíèñòðàöèåé, ðîäèòåëÿìè è îáó÷àþùèìèñÿ.

Äëÿ ïåäàãîãà â èíêëþçèâíîé îáðàçîâàòåëüíîé ñðåäå âàæíî âëàäåòü ïðàêòèêîé â ñàìîñòîÿòåëüíîé èññëåäîâàòåëüñêîé äåÿòåëüíîñòè, íàâûêàìè ðàçðàáîòêè ïîóðî÷íûõ ïëàíîâ äëÿ êîíêðåòíîãî êëàññà, à òàêæå äëÿ êîíêðåòíîãî ðåáåíêà, óìåíèÿìè òâîð÷åñêè ïåðåðàáàòûâàòü ó÷åáíûé ïëàí è àäàïòèðîâàòü ñâîè ìåòîäû îáó÷åíèÿ ê îñîáåííîñòÿì âîñïèòàííèêîâ.

Äëÿ êâàëèôèöèðîâàííîãî ðåøåíèÿ êîððåêöèîííûõ çàäà÷, ñâÿçàííûõ ñ îáó÷åíèåì ðåáåíêà ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ, îêàçûâàòü ïîìîùü ó÷èòåëþ â èíêëþçèâíîì ïðîñòðàíñòâå îáÿçàòåëüíî äîëæíû òàêèå ñïåöèàëèñòû, êàê ó÷èòåëü-äåôåêòîëîã, ó÷èòåëü-ëîãîïåä, ïåäàãîã ËÔÊ, ñîöèàëüíûé ïåäàãîã, òüþòîð.

Âûâîä

Òàêèì îáðàçîì, äëÿ âíåäðåíèÿ èíêëþçèâíîé ñðåäû â îáùåîáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå íåîáõîäèìî ñîçäàòü óñëîâèÿ îðãàíèçàöèè èíêëþçèâíîé ïðàêòèêè, èñïîëüçîâàòü îñíîâíûå ïðèíöèïû êîððåêöèîííîé ðàáîòû ñ äåòüìè ñ ÎÂÇ, ïîäîáðàòü ïåäàãîãè÷åñêèå êàäðû, îáëàäàþùèå íåîáõîäèìûìè õàðàêòåðèñòèêàìè, ó÷èòûâàòü îñîáåííîñòè ïîñòðîåíèÿ ñîâðåìåííîãî óðîêà äëÿ îáó÷àþùèõñÿ ñ ÎÂÇ. Ðàáîòà ïåäàãîãè÷åñêîãî êîëëåêòèâà â îáùåîáðàçîâàòåëüíîé îðãàíèçàöèè äîëæíà áûòü íàïðàâëåíà íà äîñòèæåíèå ãëàâíîé öåëè, óêàçàííîé â ÔÃÎÑ ÍÎÎ ÎÂÇ: ñîöèàëèçàöèÿ äåòåé è àäàïòàöèÿ èõ â ñàìîñòîÿòåëüíîé æèçíè. Áëàãîäàðÿ äàííîìó ïðîéäåííîìó êóðñó åñòü âîçìîæíîñòü âûñòðîèòü âåðíûé ïóòü îáó÷åíèÿ äåòåé ñ ÎÂÇ. Äàííûå çíàíèÿ íåîáõîäèìû êàæäîìó ïåäàãîãó , òàê êàê íà ñåãîäíÿøíèé äåíü êîëè÷åñòâî äåòåé ñ ÎÂÇ ñòàíîâèòñÿ âñå áîëüøå è âñå îíè èäóò îáó÷àòüñÿ â îáùåîáðàçîâàòåëüíóþ øêîëó.

Ëèòåðàòóðà

Áóðìèñòðîâà Í.È. Êàê âû îòíîñèòåñü ê ñîâìåñòíîìó îáó÷åíèþ äåòåé ñ ðàçëè÷íûìè ñòàðòîâûìè âîçìîæíîñòÿìè? // Æóðíàë «Ñïðàâî÷íèê ðóêîâîäèòåëÿ äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ» – 2011.-¹ 10.-ñ.56-60.

Èíêëþçèâíîå îáðàçîâàíèå. Âûïóñê 4. Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè ïî îðãàíèçàöèè èíêëþçèâíîãî îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà â äåòñêîì ñàäó / ïîä ðåä. Ò.Í. Ãóñåâîé. – Ì.: Öåíòð «Øêîëüíàÿ êíèãà», 2010.

Èíêëþçèâíàÿ ïðàêòèêà â äîøêîëüíîì îáðàçîâàíèè. Ïîñîáèå äëÿ ïåäàãîãîâ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé / ïîä ðåä. Ò.Â. Âîëîñîâåö, Å.Í. Ê Êóòåïîâîé. – Ì.: Ìîçàèêà-Ñèíòåç, 2011.

Èíêëþçèâíîå îáó÷åíèå è âîñïèòàíèå äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ (Ìåòîäè÷åñêèå ðåêîìåíäàöèè)- Ì.: Ðóññêîå ñëîâî,2014.

Äåòè 6-7 ëåò ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè (Ïëàíèðîâàíèå ðàáîòû ñî ñòàðøèìè äîøêîëüíèêàìè èìåþùèìè òðóäíîñòè â îáó÷åíèè) Ò.À.Òêà÷åâà- Ì.: Èçäàòåëüñòâî ÃÍÎÌ, 2014.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник