Внеклассная работа как средство развития личности ребенка

Внеклассная работа как средство развития личности ребенка thumbnail

Инфоурок

Директору, завучу
›Презентации›«Внеклассная работа по предмету, как средство развития личности».

Августовская конференция Секция заместителей директоров по УР август 2015 год...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Августовская конференция Секция заместителей директоров по УР август 2015 год

Описание слайда:

Августовская конференция Секция заместителей директоров по УР август 2015 год 2. Школа после уроков: Организация занятости школьников во внеурочное время Методические рекомендации. Астана 2015 Подготовил: Рябокон И.В

2 слайд

Концепция модернизации казахстанского образования определяет цели общего обра

Описание слайда:

Концепция модернизации казахстанского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Школа должна развивать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Важной задачей воспитания является формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся способствует внеурочная работа (факультативы, предметные кружки)

3 слайд

Внеклассная работа как средство развития личности ребенка

4 слайд

Урок Потребность в самореализаци Внеурочная деятельность

Описание слайда:

Урок Потребность в самореализаци Внеурочная деятельность

5 слайд

Внеклассная работа как средство развития личности ребенка

6 слайд

К внеклассной работе предъявляются следующие требования: – внеклассные заняти

Описание слайда:

К внеклассной работе предъявляются следующие требования: – внеклассные занятия, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимание от основного содержания учебной программы; –необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы; –предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития; –содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся; –должна осуществляться глубокая связь индивидуальной, групповой и коллективной работы; –необходимо сочетание добровольности работы с обязательностью ее выполнения.

7 слайд

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на осн

Описание слайда:

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический, деятельностный, и в соответствии со следующими принципами: 1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения. 2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между: – всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами; – основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным и др.

8 слайд

3. Принцип вариативности. В организации образования культивируется широкий сп

Описание слайда:

3. Принцип вариативности. В организации образования культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности. 4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством. 5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих. Проектирование, планирование, организация внеурочной деятельности школьников предполагает решение комплекса педагогических, организационно-методических и управленческих задач.

9 слайд

Педагогические задачи организации внеурочной деятельности: Создать условия дл

Описание слайда:

Педагогические задачи организации внеурочной деятельности: Создать условия для занятости школьников во внеурочное время. 2. Обеспечить включение учащихся в разнообразные виды деятельности, учитывая интересы, возрастные, индивидуальные особенности учащихся. 3. Содействовать успешности, творческой самореализации учащихся, самовыражению, личностной самопрезентации реальных и потенциальных возможностей. 4. Способствовать формированию личностной, метапредметной и предметной компетенции учащегося. 5. Организовать социальные практики школьников с целью расширения кругозора, ознакомления с окружающим миром, активной социализации. 6. Обеспечить профилактику рисков возникновении вредных привычек, девиантных форм поведения, посредством включения школьников в личностно-значимую и социально-полезную деятельность

10 слайд

Организационно-методические задачи организации внеурочной деятельности: Разра

Описание слайда:

Организационно-методические задачи организации внеурочной деятельности: Разработать программно-методические материалы по организации внеурочной деятельности в условиях школы. Создать банк программ метапредметных курсов, кружков, секций, студий, обеспечивающих все направления внеурочной деятельности. Создать «портфолио» методического объединения учителей по организации внеурочной деятельности школьников. Воспитание успешно, если оно системно. Целостность природы личности требует и целостного подхода к ее воспитанию. Систему школьного воспитания делится на три этапа: раскрытие личности (1 – 4 классы); развитие личности (5 – 8 классы); становление и самоактуализация личности ( 9 – 11 классы).

11 слайд

Управленческие задачи организации внеурочной деятельности: Утвердить функцион

Описание слайда:

Управленческие задачи организации внеурочной деятельности: Утвердить функциональные обязанности педагогов, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности школьников. Утвердить план-график проведения мероприятий в рамках внеурочной деятельности со школьниками. Определить пути стимулирования педагогов, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности школьников. Организация внеурочной деятельности школьников, по выбору педагогов и учащихся, может осуществляться: – в различных организационных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, предметные кружки, метапредметные кружки, научно-исследовательское общество учащихся и т.п.; – с разным количественным составом учащихся: индивидуально, в микрогруппе, группе, коллективе, массово; – в формах проблемно-ценностного общения: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, проблемно-ценностные дискуссии и др.; – в различных формах социального творчества и социальных практик младших школьников трудовой, патриотической, экологической и др. направленности . В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных школ, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других учреждений.

Читайте также:  Особенности развития семимесячного ребенка

12 слайд

Внеклассная работа как средство развития личности ребенка

13 слайд

– образовательные программы, ориентированные на достижение результатов опреде

Описание слайда:

– образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня. Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1 класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3 классов – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса – образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия; – образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; – возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); – индивидуальные образовательные программы для учащихся.

14 слайд

Внеклассная работа как средство развития личности ребенка

15 слайд

Направления развития личности	Направления внеурочной деятельности 	Виды внеур

Описание слайда:

Направления развития личности Направления внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Спортивно- оздоровительное Спортивно- оздоровительное Военно- патриотическое Общественно- полезная деятельность Игровая деятельность Спортивно- оздоровительная деятельность Туристско- краеведческая деятельность Художественное творчество Познавательная деятельность Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Игровая деятельность Проблемно- ценностное общение Туристско- краеведческая деятельность Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Трудовая (производствен- ная) деятельность Кружки Соревнования Клубы Секции Соревнования Клубы Экскурсии Соревнования Олимпиады Военно- спортивные игры Духовно- нравственное Научно- познавательное Художественно- эстетическое Военно- патриотическое Общественно- полезная деятельность Проектная деятельность Кружок Творческое объединение Концерты, спектакли, выставки Интеллектуальные игры Круглый стол Дискуссии Конференции Социальное проектирование Социальные пробы Гражданские акции Трудовой десант Шефское движение «Тимуровское движение Социальное Общественно- полезная деятельность Проектная деятельность Игровая деятельность Проблемно- ценностное общение Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность Трудовая (производственная) деятельность Детские общественные объединения Детские общественные организации Акции Движения Социально значимые проекты Обще интеллек- туальное Научно- познавательное Познавательная деятельность Туристско- краеведческая деятельность Школьные научные общества Соревнования Клуб Экспедиции Поисковые операции Исследовательские проекты Проблемно- ценностное общение Школьные научные общества Олимпиады Поисковые и науч- ные исследования Индивидуально- групповые занятия Индивидуально- групповые консультации и т.д. Общекультурное Художественно- эстетическое Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Клубы Кружки Студии

16 слайд

Значение внеклассной работы по предмету

Описание слайда:

Значение внеклассной работы по предмету

17 слайд

Внеклассная работа как средство развития личности ребенка

18 слайд

Внеклассная работа как средство развития личности ребенка

19 слайд

Структура внеклассной работы

Описание слайда:

Структура внеклассной работы

20 слайд

Формы внеклассной работы: олимпиады, интеллектуальные марафоны, литературные

Описание слайда:

Формы внеклассной работы: олимпиады, интеллектуальные марафоны, литературные гостиные, конкурсы и праздники, различные тематические вечера и конференции, работа предметных (научных) клубов, проведение предметных недель, фестивали и диспуты, ярмарки знаний, выставки.

21 слайд

Задачи внеклассных мероприятий по предметам: преодоление предметной обособлен

Описание слайда:

Задачи внеклассных мероприятий по предметам: преодоление предметной обособленности знаний; соединение теоретической и практической стороны программного материала; поддержка и развитие интереса к школьным дисциплинам; комплексное изучение предметов; формирование умения жить, учиться, работать в коллективе.

22 слайд

Внеклассная работа как средство развития личности ребенка

23 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-146711

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Библиографическое описание:


Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 25.02.2021).



Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.

Антон Павлович Чехов

Школа для каждого ребёнка — это одно из важнейших учреждений в его жизни, ведь именно здесь он приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя к самостоятельности. Успех ребенка в будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции во время школьной жизни, и как результат, полученного багажа знаний в данный период жизни. Но, к сожалению, не все дети могут открыться и реализовать свои способности самостоятельно, поэтому многое зависит от его близкого окружения, а именно от школы и семьи. Очень важно, чтобы члены данных социальных групп помогли ребенку социализироваться и поддержали его во всех интеллектуальных и творческих начинаниях.

Одна из главных задач школы — поддержать ребёнка, развить его способности, дать уверенности в себе, тем самым подталкивая его к действиям. Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка. Именно с этой целью федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников УУД (универсальных учебных действий), так как она является продолжением учебной деятельности.

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами дополнительного образования.

Задачи внеурочной деятельности:

– воспитание целеустремленности и трудолюбия;

– организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;

– формирование навыков позитивного и коммуникативного общения;

– развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.

Читайте также:  Функции игры в развитии ребенка разные возраста

– привлечение обучающихся к разнообразной деятельности;

Внеурочная деятельность направлена более на то, что интересно ребенку, чем на деятельность, обязательную для выполнения. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность, чем и привлекает большинство детей, ведь творчество дает человеку некую свободу, полет фантазий, возможность реализации своего потенциала. Она дает возможность поднять самооценку тем детям, которым учеба дается тяжело, и не все, получается, по основным предметам; является, своего рода компенсацией пробелов в учебной деятельности ребенка.

Когда же следует проводить внеурочную деятельность?

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность должна быть организована во второй половине дня, с соблюдением определенного промежутка времени после уроков, с целью отдыха детей от учебной деятельности.

Основные направления внеурочной деятельности:

– Художественно-эстетическое,

– Научно-познавательное,

– Спортивно-оздоровительное,

– Военно-патриотическое,

– Проектная деятельность и общественно-полезная.

Формы организации внеурочной деятельности:

– Экскурсии,

– Круглые столы,

– Научные общества,

– Кружки и секции,

– Конференции и диспуты,

– Общественно-полезные практики,

– Соревнования и викторины,

– Олимпиады и конкурсы,

– Поисковые и научные исследования.

Для учителя, проводящего внеурочную деятельность, необходимо организовать свою работу так, чтобы привлечь обучающихся ко всем видам работы, используемым учителем. Ведь именно через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные доселе ему самому, таланты и способности. А открыв их, он начнет верить в себя и в свои силы, не бояться делать, то, чем никогда ранее не занимался, будет легко вступать в контакт со сверстниками.

Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности. Так же ребенок учиться давать оценку своим действиям, а значит, происходит процесс воспитания в нем ответственности за свои поступки, формирования человеческих качеств, осознания значимости в обществе таких нравственных категорий как: добро, красота, забота, взаимопомощь, доброта.

Очень важно именно в школе определить и развить интересы детей, необходимо помочь претворить в жизнь их планы и мечты. Важно не забывать, что главное правило внеурочной деятельности — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Тогда успех обеспечен и учителю, и ребенку!

Литература:

  1. Мазуренко С. В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. URL: https://region56.ucoz.ru/load/razvitie_uchebno_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_na_urokakh_muzafarova_s_b/5–1–0–182.
  2. Молоднякова А. В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)». URL: https://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost atelnost.
  3. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. // Методический конструктор: пособие для учителя–М.: Просвещение, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, учебная деятельность, школа.

Источник

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Модель организации внеурочной деятельности создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

При организации внеурочной деятельности учитывались следующие

принципы:

1) принцип учета потребностей учащихся и их родителей;

2) принцип преемственности, заключающийся в том, что хотя бы одно из направлений

деятельности учащихся в начальной школе будет продолжено в основной школе;

3) принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий

реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте;

4) принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности;

5) принцип учета возможностей УМК, используемого в образовательном процессе.

Вся внеурочная деятельность основана на потребностях и интересах детей, традициях школы, культурном наследии, необходимых для личностного развития.

Приоритетным направлением при этом является забота о физическом, психическом и

нравственном здоровье детей. Результатом всей работы педагогического коллектива

школы должна стать личность школьника, ориентированная на самопознании и

самовоспитании, с чувством гражданина, политической культурой, личным достоинством.

Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

1)      общеинтеллектуальное направление;

2)      общекультурное направление;

3)      духовно-нравственное направление;

4)      социальное направление;

5)      спортивно-оздоровительное направление.

            Не буду останавливаться на теоретических  постулатах, а ознакомлю вас с теми формами организации внеурочной деятельности, которые применяю на практике.

« Волшебная кисточка» является программой художественно – эстетической направленности.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.

Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этотчасть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.

Читайте также:  Развитие речи ребенка по месяцам норма

Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Задачи: – развивать природные задатки и способности детей;

– научить приемам исполнительского мастерства;

– научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;

– развивать творческое воображение, художественный вкус, пространственное

мышление, понимание прекрасного;

– воспитывать интерес к искусству;

– развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

– расширять общий и художественный кругозор;

Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно – практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый. Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.

Вокальный кружок «Веселые нотки»

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

Цель программы:

Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:

-обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;

-сформировать основы сценической культуры;

-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;

-развивать творческую активность детей;

-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Хоровое пение в системе предметов дополнительного образования занимает

важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей,

расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала

обучающихся.

На протяжении всех занятий педагог следит за формированием и

развитием вокально-хоровых навыков (дыханием, звуковедением, ансамблем,

строем, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих

возможностей детей.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической

фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить

кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.

Эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья обучающихся. Разучивая парные танцы и пляс­ки, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки органи­зованных действий, дисциплинированности, учатся вежли­во обращаться друг с другом.

Таким образом, в нашем коллективе создаются  условия для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность, что предусмотрено новыми стандартами второго поколения. Их преимущества заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка возможности свободного самоопределения и самореализации во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

(презентация прилагается)

Спасибо за внимание!

Источник