Влияние занятий плаванием на физическое развитие ребенка

Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества, завершается развитие физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата.

В эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества, обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях автоматизированного производства. Вот почему для теории и практики физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.

Педагогические особенности организации занятий спортивным плаванием.

Записываться в бассейн рекомендуется в возрасте 6-7 лет. Этот возраст является оптимальным для обучения плаванию, ведь ребенок уже может отдавать себе отчет, что и как он делает в воде, что будет, если сделать вот так, а что, если так. Как и другие виды спорта, спортивное плавание требует серьезной дисциплины, и чем раньше ваш ребенок начнет к ней приучаться, тем лучше.

Для достижения результатов, ему придется несколько раз в неделю заниматься, причем это будет не обычное «купание», как в оздоровительной группе, а целевые упражнения, не всегда интересные и веселые. Занятия будут проходить не только в бассейне, но и в спортзале. Бег и силовые упражнения – всё это обычные будни для спортсмена-пловца. Польза плавания для здоровья будет достигнута только в том случае, когда ребенку будет нравиться его занятие. Плавание детей, как вид физкультуры, очень полезен. Для хорошей работы всех систем организма необходимы 20-30 минут непрерывного плавания.

Среди специалистов в настоящее время много противников раннего обучения плаванию. Нам также представляется, что весь дошкольный период должно быть простое нахождение ребенка в воде, закаливание, освоение в 5-6-летнем возрасте некоторых элементарных движений, необходимых для дальнейшего изучения техники плавания. В работе с детьми этого возраста должен действовать принцип: «Не навреди!». Направленное же обучение может начинаться только в период младшего школьного возраста. Этот период эффективен с точки зрения освоения различных по сложности двигательных навыков.

Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы, определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков.

Наиболее рационален и перспективен типовой подход при условии научно обоснованного применения прогрессивных средств и методов физического воспитания, требующих напряженной, но адекватной деятельности всех жизненно важных систем. Однако существующие педагогические подходы не учитывают возрастно-половых, соматических и психических особенностей детей. Причины кроются не только в нежелании использовать достижения науки. Но и в незнании резервных возможностей организма ребенка на этапах раннего, первого и второго детства.

Индивидуальное развитие организма происходит при организующих началах внешней среды социальных факторов, которые способствуют развертыванию генотипической программы. Однако даже при самых благоприятных природных (генетических) задатках у ребенка могут не реализоваться имеющиеся двигательные задатки, если не будут своевременно использованы стимулирующие их средства. Скорость освоения ребенком новых двигательных действий зависит не только от его усердия и мастерства тренера, но и от того, насколько зрелой является морфологическая база и управляющие ею нервные структуры.

В период первого и второго детства происходят сложные процессы и дифференцировки физиологических систем организма. Их лабильность и пластичность. Это, в свою очередь, является основой своеобразного развития и совершенствования двигательной подготовленности детей. Процесс физического воспитания детей необходимо строить с учетом всех этих особенностей, которые объединены в конституционных типах детей и создают резервные возможности их организма.

Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека.

Плавание способствует улучшению работы всех систем организма и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Во время интенсивного плавания частота сердечных сокращений юного пловца, находящегося в состоянии может увеличиться в 3-4 раза и достигнуть 150- 200 уд.вмин. Даже простое погружение человека в воду вызывает повышение функций различных органов – ускоряется обмен веществ. Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка. Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни.

Занятия спортивным плаванием способствует развитию таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, являются эффективным средством воспитания, повышения работоспособности, удовлетворение двигательных потребностей и продления активного долголетия. Помимо развития физических и двигательных способностей, занятия плаванием способствует созданию условий формирования личностных качеств интеллектуальной, волевой, нравственной и эмоциональной сферы занимающегося, то есть происходит целостное формирование личности человека.

Источник

Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического психического и нравственного здоровья. Ребенок приходит в детский сад, с одной стороны, с огромным запасом энергии, высочайшим интересом к миру, разнообразными индивидуальными потребностями, а с другой стороны – с неразвитыми моторными навыками, со слабой волей и зачастую с отсутствием таких социальных навыков, как умение вести себя в большом коллективе, устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, подчиняться правилам и режиму. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей физическое воспитание по интенсивности занимает особое место. Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоничное развитие дошкольника невозможно без физического воспитания. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Не всем общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, опасаясь глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22-24% массы тела (у взрослого-40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы.

У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении – удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детскцй организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению хела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует их раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800-2100 см3.

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.

У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конеч- ностей – тазового пояса.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить заболевание плоскостопием.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.

Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2-2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.

У, детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.

В воде можно делать различные упражнения, которые тяжело выполнять на поверхности. Это возможно благодаря тому, что в воде все предметы значительно легче своего веса. Но это вовсе не уменьшает эффективность этих упражнений, а наоборот увеличивает.

Влияние плавания на организм человека, а дошкольника в особенности, необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает человеку стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание слишком вялых детей взбадривает, а горячих, раздражительных – успокаивает. Это своеобразная «прививка» против ОРВИ. Детки начинают быстрее расти и прибавляют в весе. А все потому, что тарелку каши, на которую раньше они смотрели с нежеланием, после бассейна малыши съедают «за один присест». Такие детки быстрее учатся говорить. При этом их речь более связная и осмысленная. Плавание – лучший способ приобщения дошкольников к валеологической культуре, прекрасный способ подготовки к школьным занятиям.

Вообще, плавание – это не только спорт или здоровье, а творчество. В воде можно делать все, что пожелаешь – сальто, повороты. Обычный человек на суше этого не сделает. А в воде можно сотворить самого себя.

    МДОУ «Детский сад №151 Комбинированного вида»

    Ново-Савиновского района г. Казани

    Консультация для родителей на тему:

    «Плавание в развитии дошкольников»

    Казань 2011

    Источник

    Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

    Как влияет занятие плаванием на организм дошкольников

    Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка дошкольного возраста – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки дошкольников.

    Рассмотрим, как влияют занятия плаванием на некоторые жизненно важные системы детского организма.

    Активно развивается позвоночник ребенка. Химический состав и строение связочного аппарата и межпозвоночных дисков обусловливается его высокой эластичностью и подвижностью. Правильное и своевременное укрепление костей системы позволит избежать искривления позвоночника, стоп, поэтому с помощью специальных упражнений и плавательных движений можно предупредить плоскостопие.

    Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мышцы составляют лишь 20-25% от веса тела. У дошкольников мышечная система развивается неравномерно. В основном идет развитие длинных мышц. От их состояния зависит уровень быстроты движений и гибкости ребенка. Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно на занятиях плаванием, во время которых в работу включаются все основные группы мышц.

    У ребенка дошкольного возраста (в сравнении с периодом новорожденности) размер сердца увеличивается в 4 раза, что приводит к интенсивному формированию сердечно сосудистой системы. Усиление сердечной деятельности у ребенка происходит за счет увеличения частоты сердечных сокращений. Поэтому в данном возрасте сердце относительно выносливо и быстро приспосабливается к циклическим упражнениям, к которым относится и плавание. При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое, отчего малыш не принимает чрезмерных усилий для передвижения в воде. Давление воды на тело ребенка способствует давлению венозной крови от периферии к сердцу, вследствие этого сердце приобретает способность работать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения.

    Рядом исследований доказано, что занятия плаванием является лучшим средством повышения функциональных возможностей дыхательной системы. Известно, что одним из самых трудных моментов при овладении навыком плавания является регуляция дыхания. Плавание требует от детей полной перестройки обычного дыхания, которое связано с циклом движений и выполняется в строго определенный момент. При выполнении выдоха, ребенок испытывает давление воды на грудную клетку, что увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру. Поэтому только хорошая техника дыхания обеспечивает необходимое ритмичное поступление кислорода. Вследствие этих процессов укрепляются все мышцы органов дыхания.

    Нервная система в дошкольный период так же претерпевает существенные изменения. В результате систематических занятий плаванием увеличивается сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, отчего ребенок становится более уравновешенным, лучше контролирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деятельности в различной обстановке.

    Занимаясь плаванием дети закрепляют уже имеющиеся умения и навыки в беге, прыжках, ходьбе, так как упражнения, проводимые в воде, на начальном этапе обучения почти полностью повторяют движения, выполняемые ими в зале. Но основной задачей занятий плаванием является формирование нового навыка – скольжения на воде. Этот навык – базовое движение в плавании, а его формирование зависит от развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимает гибкость, координация движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе. В процессе обучения плаванию дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, укрепляют навыки общения, что формирует у них уверенность в своих силах.

    Оздоровительный эффект плавания.

    Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости. Так, известный американский специалист в области оздоровительных технологий, называет плавание вторым (после бега на лыжах) по эффективности видом аэробной нагрузки, который вовлекает в работу все основные мышцы организма человека.

    Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма.

    В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. 1 месяц занятий плаванием приравнивается 3-4 месяцам «сухой» физкультуры.

    Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

    Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

    Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.

    Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное и не безобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность, самоконтроль.

    Кроме того, умение плавать – жизненно необходимый навык: ежегодно происходит огромное количество несчастных случаев с детьми на воде.

    Мы с уверенностью можно утверждать, что одна из основных задач детского сада – приобщение детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности.

    В нашем детском саду составлена рабочая программа, в которой все занятия по обучению плаванию основаны на игровом методе с использованием подвижных, тематических игр и игровых упражнений, а так же проводятся сюжетные, комплексные и интегрированные занятия с использованием нестандартного оборудования.

    В программе соблюдены основные требования к организации обучения, предусмотрено обеспечение мер безопасности, и выполнение необходимых санитарно-гигиенических правил.

    Основная цель данной работы – создание условий для всестороннего развития дошкольников, укрепление здоровья детей и создание радостного настроения от пребывания в воде.

    Источник