Влияние заболевания на развитие ребенка

Влияние заболевания на развитие ребенка thumbnail

Заболевания почек и мочевыводящих путей. Инфекция мочевыводящих путей у малышей очень распространены. Симптомы включают неотложные позывы, частое мочеиспускание, болезненное мочеиспускание и боль в животе. Наличие бактерий в моче без проявления симптомов (бессимптомная бактериурия) обнаруживается примерно у 1% детей. У детей возможны различные формы гломерулонефрита (заболевание почек, при котором возникает воспаление клубочков – узлов мелких кровеносных сосудов в капсулах нефронов, функциональных единиц почек) и нефротический синдром. Это группа симптомов, возникающих как следствие любого заболевания почек; характерно выделение большого количества белка с мочой, генерализованный отек возникает при отсутствии признаков гломерулонефрита или системного заболевания.

Врожденный нефроз – это особенно тяжелая форма, которая может проявиться во время рождения. От него нет эффективного лечения, младенцы обычно не доживают до первого года жизни.

Синдром Фанкони – это группа заболеваний, при которых наблюдаются множественные нарушения почечно-канальцевой функции. В одном из них, цистинозе, наблюдается прогрессирующее нарушение функции почек.

Патологии нервной системы. Врожденные аномалии нервной системы – самые частые проблемы детей раннего возраста. Они могут приводить к умственной отсталости, или не имеют влияния на развитие.

Церебральный паралич относится к состоянию, при котором наблюдается непрогрессирующее поражение головного мозга, вызывающее нарушение движения и осанки. К сожалению, его причины иногда вызывают повреждение мозга или нервов в других областях и умственную отсталость – эти дополнительные проблемы, как правило, сильнее всего влияют на качество жизни ребенка. Гораздо реже встречаются дегенеративные заболевания нервной системы, большинство из которых имеют неизвестную причину и не поддаются лечению.

Судорожные расстройства у детей – у 5% хотя бы раз в жизни случаются приступы. Так называемые фебрильные судороги возникают в сочетании с высокой температурой. Чаще всего они встречаются в возрасте от 6 месяцев до 4 лет.

Эпилепсия, или повторяющиеся припадки, имеют распространенность около 0,5%. Есть много известных причин, но в большинстве случаев ни одна из них не обнаруживается. Лечение противосудорожными препаратами в большинстве случаев помогает подавить приступы.

80% всех случаев менингита возникают в течение первых 2 лет. В большинстве случаев менингит возникает в результате бактериальной или вирусной инфекции. Бактериальный менингит – тяжелое острое заболевание, может навсегда повредить мозг. Большинство распространенных вирусных причин, включая вирус паротита, редко вызывают серьезные заболевания (кроме полиомиелита).

Эндокринные расстройства. Помимо врожденного гипотиреоза, в детстве могут возникать различные эндокринные заболевания. К ним относятся преждевременное половое созревание, гипертиреоз, гипофизарная или надпочечниковая недостаточность и сахарный диабет.

Кожные заболевания. У детей часто возникают гемангиомы, невусы, экзема, дерматит, опрелости и местные инфекции.

Экзема характеризуется покраснением кожи, папулами, выделениями и корками с сильным зудом. У младенцев поражения часто сначала появляются на щеках, а затем развиваются на других участках.

Контагиозное импетиго – это поверхностное инфицирование кожи золотистым стафилококком или гемолитическими стрептококками.

Везикулярные или пустулезные поражения выделяют влагу и покрываются коркой. Без лечения поражения имеют тенденцию к широкому распространению и могут затрагивать любую область кожи или волосистой части головы.

Часто встречаются грибковые инфекции кожи.

Молочница – заболевание, характеризующееся небольшими белыми пятнами во рту или диффузной сыпью на теле, поражает младенцев, инфицированных грибком Candida albicans.

Различные паразиты могут вызывать кожные заражения.

Головная вошь (Pediculus humanus capitis) вызывает раздражение кожи головы и откладывает крошечные беловатые яйца (гниды) на волосах.

Чесотка – это инфекция, вызываемая чесоточным клещом (Sarcoptes scabici), который откладывает яйца в норах под кожей. Через несколько недель заражения ребенок становится чувствительным к паразиту и у него появляется зудящая сыпь, особенно на руках и подмышках.

Источник

Влияние заболевания на развитие ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

С давних пор известно, что ряд болезней (некоторые нейроинфекции, детские инфекционные болезни) может остановить психическое развитие ребенка. Однако задержка развития психики может возникнуть не только вследствие самих болезней и связанного с ними поражения головного мозга, но и вследствие влияния среды, в которой находится ребенок. Наиболее известными причинами задержки психического развития являются случаи так называемой педагогической запущенности и госпитализма. В этих случаях в результате неадекватных условий развития ребенок лишен возможности контактов со взрослыми, благодаря которым у него формируется эмоциональность, создается возможность получать информацию и накапливать запас знаний, усваивать более сложные формы поведения. Особенно неблагоприятно сказывается дефицит общения со взрослыми в первый год жизни ребенка или в младенческом возрасте.

Читайте также:  Нарушения в интеллектуальном развитии человека ребенка

Младенческий возраст подразделяется на три этапа:

новорожденность (первые 4—6 недель), когда ребенок подготавливается к общению со взрослыми;

первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым;

второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность.

Явления госпитализма,обусловленные дефицитом общения ребенка со взрослыми в первый год жизни, могут возникать при длительном нахождении его в медицинском стационаре, где педагогическая работа с грудными детьми неудовлетворительна. Помимо этого о госпитализме (от лат. hospitallers — гостеприимный) говорят при раннем разлучении ребенка с матерью (помещение в дом ребенка, а также, если ребенок находится в семье, где ему не уделяется необходимого внимания (асоциальные семьи, малоэмоциональные «холодные» матери)).

Не имея достаточного контакта со взрослыми, ребенок испытывает резкий дефицит эмоционально-сенсорной стимуляции — психическую депривацию, которая возникает вследствие такой жизненной ситуации, когда субъект не получает на протяжении длительного времени удовлетворения жизненно необходимых психических потребностей. Нахождение ребенка в условиях психической депривации, когда его внешний мир ограничивается рамками кроватки и висящими над ней одними и теми же игрушками, приводит к постепенному угасанию интереса к внешним раздражителям, в том числе и к общению со взрослыми.

В развитии явлений госпитализма прослеживается определенная динамика. При разлучении ребенка с матерью или другим близким человеком (особенно начиная с 6-месячного возраста, когда появляется нормальная потребность в общении) он вначале плачет, требует мать или того, кто может ее заменить. Через месяц у него появляется реакция «бегства», если к нему кто-то подходит. Еще через месяц он начинает избегать всех контактов с окружающим миром, его реакции на окружающее сводятся к минимуму, он уже не кричит, у него исчезают мимические выражения. Р.Спитц, занимавшийся проблемой госпитализма, возникающее при этом состояние крайней пассивности, выраженной апатии определял как «депрессию зависимости». Более распространенным термином, обозначающим подобные состояния у детей, который использовал в своем учебнике и Г.К.Ушаков, является аналитическая депрессия — «опирающаяся», зависящая от взаимоотношений с матерью.

Важнейшими психическими составляющими анаклитической депрессии являются атония и апатия, лишающие малыша вкуса к общению. Отмечаются также физические симптомы депрессии: бессонница, полный или частичный отказ от пищи, подверженность инфекциям, приостановка роста. Наиболее ярко депрессивные нарушения проявляются в поведении ребенка. На фоне общего снижения активности и безразличия, когда ребенок не реагирует на лица людей и новые игрушки, не кричит, если голоден или обмочился, У него повышается внимание и интерес к неодушевленным предметам и частям своего тела.

В дальнейшем можно наблюдать отставание в психоэмоциональном развитии ребенка. Сокращающийся объем вокализации отрицательно сказывается на дальнейшем развитии речи. В особо выраженных случаях наряду с задержкой общих темпов развития (способность самостоятельно сидеть, ходить и др.) отмечается утрата ранее приобретенных навыков. Внешне такие дети производят впечатление детей с глубокой задержкой нервно-психического развития, что действительно может иметь место в дальнейшем, если своевременно не будет поставлен диагноз и приняты меры по реабилитации. Перечисленные отклонения в основном обратимы, но для их устранения требуется активная помощь педагогов и психологов в течение длительного времени.

Гораздо более важными в работе медицинских учреждений являются мероприятия по предупреждению развития явлений госпитализма. Для этого целесообразно в максимально возможной степени сохранить контакт матери или другого близкого лица с ребенком во время пребывания его в стационаре, разрешать уход и общение. Если такая возможность отсутствует, то детям, помимо собственно медицинской помощи, требуется помощь лечебно-педагогическая. Недопустимо, чтобы уход за грудным ребенком сводился только к его кормлению и смене пеленок. Важно участие в уходе за ребенком педагогов, имеющихся в штате крупных больниц, а также использование эмоционально-игрового контакта с детьми в работе врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка купчино



Источник

Матвеичева Ольга Николаевна
Неблагоприятные факторы и условия, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей

Факторы, оказывающие влияние на здоровье детей:

1) Наследственные факторы (состояние здоровья родителей, генотип, протекание беременности и родов, наличие или отсутствие наследственных и врожденных заболеваний и аномалий организма, тип нервной системы, наличие или отсутствие предрасположенности к развитию заболеваний, перенесенные заболевания;

2) образ жизни (забота о здоровье или безразличие к нему, тип и режим питания, двигательный режим, прогулки, закаливание, полноценный сон, психологический климат в семье и школе, поведенческие факторы риска);

3) состояние окружающей среды (экология, благоприятные или неблагоприятные климатические и природные условия, состояние бытовых условий, какие производственные предприятия расположены в районе проживания).

4) медицинское обеспечение – доступность и качество медицинской помощи, полноценность и регулярность профилактических осмотров и скрининговых обследований.

Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях.

Годы пребывания в школе (с 6—7 до 17—19 лет) также могут отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьников под влиянием неблагоприятных факторов учебного процесса.

Факторы риска в образовательном учреждении – это тот комплекс проблем, причиной которых является нерациональная организация учебно-воспитательного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом.

Факторы риска:

1) Стрессовая педагогическая тактика (характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок, невозможность индивидуального подхода при большом наполнении классов).

2) Несоответствие методик и технологий обучения и воспитания возрастным и функциональным возможностям обучающихся (организационно – педагогические условия проведения урока (неучет плотности, чередования видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т. п.).

3) Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса (недостаточная освещенность, неправильное рассаживание детей в классе, несоответствие мебели росту детей, уровень шума, недостаточность проветриваний, нарушение режима и качества питания, плохая оснащенность санитарных зон).

4) Провалы в существующей системе физического воспитания, дефицит двигательной активности детей.

5) Интенсификация учебного процесса (увеличение объёма учебной нагрузки, её возможное несоответствие возрастным и индивидуальным возможностям обучающихся).

6) Недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.

7) Недостаточное медицинское обеспечение ОУ, а также частичное разрушение служб медицинского контроля ОУ.

8) Отсутствие системной работы по формированию представления о здоровье и здоровом образе жизни как ценности.

9) Возможный неблагоприятный психологический климат в коллективе, в классе, на уроке, отсутствие эмоциональных разрядок.

Воздействие этих факторов особенно опасно тем, что они воздействуют на ребенка длительно, непрерывно и в период, когда он наиболее к ним чувствителен. Все эти факторы ведут к снижению работоспособности детей, выраженному их переутомлению, а, зачастую, и возникновению у детей ряда заболеваний (снижение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания ЖКТ и др.)

Снижение негативного влияния этих факторов (или полное их устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Успешность работы образовательного учреждения должна оцениваться не только по успеваемости учащихся в виде текущих отметок или результатов контрольных работ, а по совокупности показателей, отражающих, в том числе и уровень здоровья обучающихся. Данная позиция представляется мне вполне оправданной, т. к. недостаток образования впоследствии можно восполнить дополнительным обучением, а подорванное здоровье восстановить значительно труднее. И нарушенное в детском возрасте физическое развитие восстановить, зачастую, невозможно.

Внешние факторы риска, влияющие на обучение детей.

Человек на протяжении всей своей жизни испытывает на себе целый ряд

факторов, которые как положительно, так и отрицательно влияют на его здоровье.

На обучение детей большинство внешних факторов влияют опосредованно, изначально подрывая здоровье ребенка, а потом уже снижая его учебный потенциал.

К таким факторам можно отнести всю группу климатогеографических, геохимических, экологических вредностей. Крайняя степень их воздействия, представляющая серьезную опасность – поражающие факторыисточников чрезвычайных ситуаций: механические, термические, радиационные, химические, биологические и другие, которые могут вызывать тяжелые травмы, поражения ЦНС и даже гибель.

Читайте также:  Значение родителей семьи в развитии ребенка

Еще одна группа факторов, которые влияют изначально на физическое и психологическое здоровье ребенка, а потом уже, несомненно, и на его обучение – это социальные, экономические, психологические факторы, такие, как низкий уровень жизни семьи, неблагополучные семьи группы риска, психологическое насилие, стрессы и т. д.

Недостаточное пребывание на свежем воздухе, гиподинамия, несоблюдение режима сна, а также учебных занятий может вызвать симптомы переутомления, которые в случае их несвоевременного устранения являются пограничными для перехода к серьезным патологическим изменениям в организме и, естественно, не могут не отразиться на успешности обучения.

Теперь хотелось бы остановиться на той группе факторов, которые непосредственно оказывают влияние на ЦНС и психические процессы ребенка и, соответственно, непосредственно влияют на обучение. Это так называемые «поведенческие факторы риска»:

– употребление алкоголя,

– употребление наркотиков и др. токсичных веществ,

– курение,

– компьютерная и интернет- зависимость.

Все средства, являющиеся предметом злоупотребления, обозначаются как «психоактивные вещества», вызывающие психические расстройства и нарушения поведения, резко снижающие восприимчивость к обучению.

Подростковый возраст – особый период в жизни каждого человека. В это время закладываются основы его физического и душевного здоровья. Развивающийся организм особенно чувствителен к действию ядовитых веществ, таких как алкоголь, никотин и наркотики. Влияние это настолько серьезно, что их употребление нельзя характеризовать лишь как вредные привычки, так как они угрожают не только здоровью и учебе, но зачастую и жизни подростка. Следует также помнить, что в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды, в связи с чем поведение подростков мотивировано не только биологическими, но и социальными составляющими, к которым можно отнести “моду” на какие-либо пищевые предпочтения, алкоголь, табакокурение, наркотики и др. Повторное и регулярное попадание этих веществ в организм приводит к изменению обмена веществ и возникновению при их недостатке или отсутствии уже биологической потребности либо зависимости, связанной с нарушением гомеостаза.

Употребление алкоголя, наркотиков, асоциальное поведение, напрямую связано с ростом правонарушений и распространением социально значимых заболеваний. И всё это непосредственно влияет на психику и физическое здоровье детей и подростков, что отнюдь не способствует успешному обучению, а всячески затрудняет или вовсе прекращает его.

В последнее время все большее количество детей, причем начиная с дошкольного возраста, попадают под влияние компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Воздействие электростатических и электромагнитных полей от компьютеров вызывает неблагоприятные изменения в иммунной, нервной и сердечнососудистой системах. Длительное пребывание за компьютером в статичном положении вызывает нарушение кровообращения и провоцирует появление застойных явлений в организме подростка, что, в свою очередь, способствует возникновению или обострению заболеваний опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, сосудистым нарушениям. Концентрация взгляда на экран монитора и неправильное освещение оказывают негативное влияние на зрение. Также, компьютеры влияют на центральную нервную систему детей. При длительном времяпровождении за компьютером у школьников отмечаются психологические расстройства, раздражительность, нарушение сна, снижение работоспособности и сдвиги в функциональном состоянии организма в виде нарушения цветоразличения, головной боли, депрессивных состояний.

Несмотря на безусловную положительную роль, которую оказывают современные коммуникационные средства и интернет на человека, существуют определённые риски использования информационных технологий. Особой опасности в незащищённом информационном пространстве подвергаются дети и подростки. В интернете часто находится информация агрессивного и социально опасного содержания. Предпочтение виртуального мира реальности способно оказать негативное влияние на психику и здоровье подростка и вызвать не только ухудшение зрения, повышенную тревожность, раздражительность, социальную дезадаптацию, но и развитие зависимого поведения.

Мы рассмотрели различные группы внешних факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей и влияющие, напрямую или опосредованно, на обучение. Каждый ребенок в процессе взросления в большей или меньшей степени сталкивается с воздействием этих факторов и только политика внедрения культуры здоровья и воспитание в условиях стремления к здоровому образу жизни может уберечь детей от их губительных последствий.

Источник