Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация

Влияние взрослого на речевое развитие ребенка презентация thumbnail

Влияние общения взрослого с ребенком на развитие речи и коммуникативных навыков ребенка.
Учитель-логопед Иванова Т.Е.
Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно.
 Культура речи, как наука о языке, может и должна:

  • помочь детям овладеть нормами литературного языка,
  • привить любовь к родному языку,
  • научить отличать литературную речь от примитивной разговорной,
  • помочь освободиться от “сорных” слов.

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация.

  • Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

В структуру речевого общения входят:

– значение и смысл слов, фраз
– речевые звуковые явления
– выразительные качества голоса

В успешной организации педагогического процесса многое зависит от культуры общения воспитателя.
Культура – это духовный запасник общества. Внешняя культура представляет собой совокупность положительно оцениваемых целей и норм.

Культура речи – это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.

Хорошая речь

логичность

точность

чистота

богатство

Выразите-льность

уместность

Речь правильная

Орфоэпические нормы

Лексические нормы

Грамматические нормы

Стилистические нормы

Орфографические нормы

Пунктуационные нормы

Давайте вместе ПОВТОРИМ

  • ПРАВИЛЬНО
  • Избал`ованный
  • новорождённый
  • мусоропров`од
  • нефтепров`од
  • газопров`од
  • медикам`енты
  • стол`яр
  • катал`ог
  • парт`ер
  • к`ухонный
  • доб`ыча
  • ц`ентнр
  • изобрет`ение
  • ход`атайствовать
  • лом`оть
  • прид`анное
  • приобрет`ение
  • прир`ост
  • разведённый
  • укра`инский
  • усугуб`ить
  • на в`ыборах
  • НЕПРАВИЛЬНО
  • изб`алованный
  • новор`ожденный
  • мусоропр`овод
  • нефтепр`овод
  • газопр`овод
  • медик`аменты
  • ст`оляр
  • кат`алог
  • п`артер
  • ух`онный

  • `арест
  • д`обыча
  • центн`ер
  • Ф`арфор
  • изобрет`ение
  • хода`атайствовать
  • л`омоть
  • пр`иданное
  • приобр`етение
  • пр`иост
  • разв`еденный
  • укр`аинский
  • усу`губить
  • на выбор`ах

ИТАК:

  • Конечно, невозможно запомнить ударение во всех русских словах.
  • но вполне возможно:
  • не делать грубых ошибок (ложить, звонят)
  • не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Дети учатся жить…
  •  
  • Если ребенок растет в критике, он учится осуждать.
  • Если ребенок растет во враждебности, он учится бороться.
  • Если ребенок растет в страхе, он учится предчувствовать недоброе.
  • Если ребенок растет в жалости, он учится жалеть себя.
  • Если ребенок растет среди насмешек, он учится быть замкнутым.
  • Если ребенок растет в ревности, он учится завидовать.
  • Если ребенок растет с чувством стыда, он учится быть виноватым.
  • Если ребенок растет в атмосфере поддержки, он учится быть надежным.
  • Если ребенок растет в обстановке терпимости, он учится быть терпеливым.
  • Если ребенок растет в похвале, он учится быть признательным.
  • Если ребенок растет в атмосфере одобрения, он учится нравиться себе.
  • Если ребенок растет в сочувствии, он учится быть великодушным.
  • Если ребенок растет в честности и справедливости, он учится различать добро и зло.
  • Если ребенок живет в вере, он учится верить в себя и в окружающих.
  • Если ребенок окружен дружелюбием, он знает, что мир – это прекрасное место.

Задание 1.
Прочтите пословицы и поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова: 

Всякому овощу свое время. 
Мягко стелет, да жестко спать. 
Нет лучше дружка, чем родная матушка. 
Что написано пером, не вырубишь топором. 

Источник

Влияние родителей на речевое развитие детей Автор: Саакян Екатерина Андреевна...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Влияние родителей на речевое развитие детей Автор: Саакян Екатерина Андреевна

Описание слайда:

Влияние родителей на речевое развитие детей Автор: Саакян Екатерина Андреевна www.prodlenka.ru Шаблон презентации: Лазовская С.В. Е.А. Саакян www.prodlenka.ru

2 слайд

О себе: учитель-логопед 1 квалификационной категории. Работаю с детьми, имеющ

Описание слайда:

О себе: учитель-логопед 1 квалификационной категории. Работаю с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии (разные категории детей). www.prodlenka.ru Шаблон презентации: Лазовская С.В.

3 слайд

План: 1. речь как высшая психическая функция 2. понятие «культура речи». 3. с

Описание слайда:

План: 1. речь как высшая психическая функция 2. понятие «культура речи». 3. советы родителям по культуре речи. www.prodlenka.ru Шаблон презентации: Лазовская С.В. www.prodlenka.ru Е.А. Саакян

4 слайд

Речь как высшая психическая функция Важным средством общения между ребенком и

Описание слайда:

Речь как высшая психическая функция Важным средством общения между ребенком и окружающим миром является речевое общение. Речь ребенка не является врожденной, а формируется под влиянием речи взрослого. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые. Речь окружающих взрослых должна быть грамотной. www.prodlenka.ru Шаблон презентации: Лазовская С.В.

5 слайд

II. Понятие «Культура речи» это понятие является одним из важных составляющих

Описание слайда:

II. Понятие «Культура речи» это понятие является одним из важных составляющих элементов общей культуры человека. Понятие «КУЛЬТУРА РЕЧИ» подразумевает, прежде всего, КАЧЕСТВО РЕЧИ человека. Культура речи вырабатывается прежде всего В СЕМЬЕ. www.prodlenka.ru Шаблон презентации: Лазовская С.В.

6 слайд

III. Советы родителям по культуре речи. 1. Не «сюсюкать». 2. обязательно удел

Описание слайда:

III. Советы родителям по культуре речи. 1. Не «сюсюкать». 2. обязательно уделяйте внимание речи ваших детей! 3. речь взрослых должна быть плавной, разборчивой. 4. обогащайте речевой опыт детей! 5. старайтесь не употреблять слова-паразиты. www.prodlenka.ru Шаблон презентации: Лазовская С.В. Е.А. Саакян www.prodlenka.ru

Читайте также:  Сравнить развитие ребенка в 2 года

7 слайд

Заключение Можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку

Описание слайда:

Заключение Можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи: 1. Ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком – одно из обязательных условий правильного речевого развития. 2. С самых ранних месяцев жизни ребенка надо обращаться с ним как мыслящим, понимающим человеком и строго следить за своей речью в смысле тона, тем разговоров, выбора слов и выражений. 3. Спокойная, плавная, неторопливая речь должна окружать ребенка с самой колыбели. 4. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка, поможет избежать ряда речевых проблем. Мой адрес: kolechkoe@rambler.ru www.prodlenka.ru Шаблон презентации: Лазовская С.В.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала:

ДБ-270104

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

 «Влияние речи взрослого на речевое развитие ребенка»

      Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

       Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка. Общение значимо для всестороннего развития ребенка.

      Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

      Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем.

По своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

      Ребенок в детском саду так же разговаривает с другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

      Что такое культура речи?

Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми

выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.

Кроме того, культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия

национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.

Требования к речи педагога:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Читайте также:  Ребенок 2 года 8 месяцев года развитие

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возраст формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДО.

    Наряду со многими плохими привычками одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.

Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:

• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.

• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

• Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.

Методические рекомендации педагогам

      Помните, что речь — отражение вашей личности. Следите за собственной речью:

—исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;

—учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога

— обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;

— на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;

—постарайтесь избавиться от слов «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.);

—трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

 Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

 Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

Источник

Слайд 1

Подготовил: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №32» Несмеянова О.А Роль семьи в речевом развитии ребёнка

Слайд 2

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье , в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко не правильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением.

Слайд 3

Н евмешательство в процесс формирования детское речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Семья всегда старается воздействовать на формирование детское речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи » вместо «не беги», « ваще » вместо «вообще» и т.д .). Четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребенку его семья (общее развитие, интеллект, развитие речи ).

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка средствами музыки

Слайд 4

В развитии детской речи в раннем возрасте главная роль принадлежит матери. И от того, насколько она подготовлена к осознанию и исправлению того или иного речевого нарушения своего ребенка, к его воспитанию, к проведению с ним занятий в домашних условиях, зависят психологический климат в семье, характер личностных отношений и результаты развития малыша .

Слайд 5

Родители поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении. В дошкольном возрасте для стимуляции речевого развития ребенка важное значение имеет работа с картинками. Взрослый стимулирует у ребенка развитие диалогической речи (ответы на вопросы) с опорой как на сюжетные картинки, так и на серии картинок, учит его составлению рассказов.

Слайд 6

При общении на вербальном уровне родителям необходимо: давать только одно указание на каждое задание; давать ребенку время на ответ по каждому заданию, прежде чем вмешаться; если ребенок не отвечает, повторить указание, а затем физически помогать ребенку выполнить его; если ребенок отвечает правильно, среагировать улыбкой, прикосновением и/или разговором с ребенком, обсуждая положительно проделанное задание; давать указания в простой и ясной форме; моделировать нужное поведение во время разговора и/или игры с ребенком; использовать соответствующие заданию и возрасту ребенка материалы; подкреплять внимание ребенка во время и между заданиями; менять выражение лица и интонацию при разговоре с ребенком .

Слайд 7

Взрослому необходимо соблюдать основные требования к речи : Правильно произносить все звуки родного языка. Добиваться ясной, четкой и отчетливой речи, т.е. иметь хорошую дикцию. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей). Не допускать в разговоре с детьми и со взрослыми повышенного тона, грубых выражений.

Слайд 8

Категорически запрещается запугивать ребенка различными реальными или мифическими “пугалами”. Ребенка нужно последовательно и осторожно знакомить с окружающим миром, постепенно вводить в сферу деятельности ребенка новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения.

Слайд 9

В настоящее время важное значение придается также привлечению родителей к обучению своего ребенка. При соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для самих родителей.

Слайд 10

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь , да и не только она. Развитию кисти и пальцев рук способствуют и разнообразные действия с предметами ( игры с мелкой мозаикой, конструктором и др.)

Слайд 11

Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Хорошо развитое речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и чёткое произношение звуков. Техника выполнения упражнения: – Следить за правильным вдохом – через нос; – Плечи не поднимать; – Выдох должен быть длительным, плавным; – Необходимо следить, чтобы не надувались щёки ; Детям раннего возраста помогут игры с использованием разных дудочек, султанчиков, стаканчиков, вертушек, свистулек и многое другое.

Слайд 12

– Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков. – Пёрышко. Легко поддувать перо (как кусочек бумаги) лежащее на столе. – Шторм в стакане. Ребёнок дует через соломинку в стакан с водой, чтобы вода в стакане забурлила. – Морские волны. Ребёнок выдыхает через соломинку медленно и легко на поверхность воды, так чтобы по воде шли слабые волны. – Надуй шарик. Ребёнок делает вдох через нос и выдыхает весь объём воздуха в воздушный шарик.

Источник