Влияние взаимоотношений на развитие ребенка

Воспитание детей наполняет жизнь родителей смыслом, но в тоже время часто их расстраивает. Во взаимоотношениях родителей и детей раскрываются их лучшие и худшие качества. Родители делают все возможное, чтобы правильно воспитывать своих детей: используют разные педагогические методы, читают книги, посвященные воспитанию детей, общаются друг с другом и т.д. Но в конце концов приходят к выводу, что весь секрет во взаимоотношениях с ребенком таков: чем крепче отношения, тем легче проходит воспитательный процесс.
Итак, как же укрепить взаимоотношения между родителями и детьми? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Понимание взаимоотношений между детьми и родителями
Крепкие взаимоотношения между детьми и родителями способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию ребенка. Это уникальная связь, которую испытывают все родители и дети и которая приносит им не сравнимое ни с чем удовольствие. Поэтому они стараются развивать эту связь на протяжении всей жизни.
Такие взаимоотношения формируют личность ребенка, закладывают основы его выбора и поведения в разных ситуациях. Исследования показывают, что здоровые взаимоотношения между родителями и детьми положительно сказываются как на детях, так и на общей атмосфере в семье.
Почему важны позитивные взаимоотношения между родителями и детьми?
У любящих родителей вырастают любящие дети. Ваши взаимоотношения с детьми и степень вашей привязанности к ним влияют на будущее ребенка, на его социальное, физическое и психическое здоровье.
Рассмотрим несколько преимуществ здоровых взаимоотношений детей и родителей:
- маленькие дети, имеющие здоровую и крепкую привязанность к своим родителям, располагают большими шансами на счастливые и глубокие отношения во взрослой жизни;
- ребенок, который имеет здоровые взаимоотношения со своими родителями, учится регулировать свои эмоции в сложных ситуациях;
- связь с родителями способствует умственному, языковому и эмоциональному развитию ребенка;
- взаимоотношения с родителями формируют у ребенка оптимистичное и уверенное социальное поведение;
- участие родителей в повседневной жизни ребенка способствует улучшению успеваемости в школе и развитию навыков обучения;
- безопасная привязанность ребенка к родителям приводит к развитию его социальной, эмоциональной и познавательной сфер. Дети также развивают навыки решения задач.
Связь между родителями и детьми должна быть не только сильной, но и гибкой, потому что нельзя вести себя с десятилетним ребенком так же, как и с трехлетним.
Взаимоотношения между родителями и детьми в разном возрасте
Воспитание детей – это непрерывный процесс, приносящий родителям много радостей и трудностей. В каждом возрасте взаимоотношения родителей и детей имеют свои особенности.
Младенчество – отношения, основанные на теплоте и безопасности
Первые полгода жизни младенцы в основном едят, спят и плачут, а родители кормят, берут их на руки и меняют им подгузники. Такое взаимодействие формирует ожидания родителей и детей друг от друга.
Когда ребенок голоден, он начинает капризничать. Во время кормления его потребность удовлетворяется и он счастлив. Родители также становятся счастливы, поскольку смогли удовлетворить потребности ребенка.
Когда родители любят ребенка и ухаживают за ним, т. е. выполняют свою основную функцию в его воспитании, они создают с ним четкие и уникальные отношения. В таком случае к годовалому возрасту ребенок обычно формирует крепкую привязанность к родителям.
1-3 года: первый социальный опыт
Когда ребенок начинает ходить, родители учат его правильному поведению, объясняют ему, что хорошо, а что плохо, и поощряют его хорошее поведение. Родители помогают ребенку социализироваться и готовят к детскому саду и жизни в обществе.
Дошкольный возраст: определение стиля воспитания
Когда ребенок достигает дошкольного возраста, родители применяют различные стили воспитания, при этом один из стилей становится основным. Однако в реальной жизни родители не могут использовать постоянно один и тот же стиль, необходимо задействовать разные стратегии и комбинировать их. Взаимоотношения родителей и детей в этом возрасте определяются выбранным стилем воспитания.
Исследования показывают, как чувствуют себя дети, которых воспитывают родители, придерживающиеся разных стилей:
- дети демократичных родителей уверены в себе, счастливы и целеустремлены;
- дети авторитарных родителей несчастны, неуверены в себе и подвержены страхам;
- дети либеральных родителей не имеют достаточно развитых социальных навыков, безответственны и плохо справляются с собственными эмоциями;
- дети индифферентных родителей имеют больше проблем с поведением и эмоциями, чем остальные.
Школьный возраст: познание окружающего мира
Когда ребенок идет в школу, его внимание переключается с семьи на сверстников, но это не влияет на динамику взаимоотношений между родителями и детьми. Навыки ребенка в социальной и познавательной сферах развиваются, он получает новый социальный опыт за пределами семьи.
В этот период коммуникация между родителями и детьми обычно носит двусторонний характер. Ребенок сообщает родителям о своих потребностях и показывает, что ему нравится или не нравится. Односторонний или двусторонний характер взаимодействия определяется стилем воспитания, который используют родители.
Родители обычно придерживаются того же стиля воспитания, что и в дошкольном возрасте. Это влияет на ребенка и в школьном возрасте:
- демократичный стиль воспитания способствует развитию у детей социальных навыков и высокой самоценки;
- авторитарный стиль приводит к низкой самооценке, слабо развитым социальным навыкам и агрессивности;
- либеральный стиль приводит к тому, что дети становятся импульсивными, агрессивными и безответственными.
Подростковый период: уважение личного пространства ребенка
Подростковый возраст – бурный период, в течение которого у ребенка происходят значительные физические и психические изменения. Родители должны понимать потребности своего ребенка, поддерживать его и давать ему свободу действий, не прибегая к чрезмерному контролю.
Любовь и принятие родителями, позитивный подход в воспитании – это наиболее эффективный способ воспитания подростков.
Взрослый возраст: общение на равных
Взрослый период жизни – это время, когда родители и дети начинают общаться на равных и могут полагаться друг на друга. Иногда взрослым детям трудно найти баланс между отношениями со своей семьей и родителями. Это может вызывать у них сильный стресс. Однако большинство взрослых детей поддерживают здоровые отношения со своими родителями.
Источник
– : : 031000 : . . 6 : … . . , 2006 Ņ3 1. – Ʌ..6 1.1. – 腅6 1.2. 酅.16 1.3. 酅…36 2. Ņ.44 2.1. 腅..44 2.2. 腅.56 Ņ…60 ۅ..62 . , , . , . , . [9, 204.] , . , , , , , , , , , . , . , , . ; , ; , , , , .. , , . , . ( , , , . .) , : , , . – – ; . . : . : . : 1. . 2. . 3. . . , : 1. ; 2. . : 1. -, – . 2. . 3. . 4. . 5. : ; ; – ; . . – – ; . 1. – 1.1. – . , , . . , , , , , , , , , , , . . [2, 236 .] . ( 2-3 20-30 ), – . . . , . [16, 208 .] , – . , . , , – , – , , .. , , , : – ; – , ; ; , , . . , , , , , . , , . . . , , , . – , . . , , .[20 238 .] – , . : . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . , . . . – , , , , . . , , . , , , . . , – , , . , , , . [23, 202 .] – , . . , , , . . , , , , . . , , . , , , . , , , , . [9, 10 .] . : . . , : , , . , . . , .. , . – . , 70-80 . , , , , . , , . [34, 268.] , – . , , . – , , ..; ; – ; ; ; , . (. ). – , , , , , . – , , . , , . , , , . , , , , , . , , , , , . , , . . . , . : , – . – . , , , , . . – , , , , . , – , (. , . .). . . , , , . . , , . : – ; – ; ; – , , ; ? . – , – , . [10, 10.] : , , -, , , , , . 1. , , . , , , , . , , . , , , , – – , , – , , .. . 2. , , . , . .. . -, . , . , , , . -, . , , .. , , ( ). , , . . -, . , , , , . -, ; . -, , , , , . -, – , , , , . , , . 3. – . , , . , , – , , , – , , , , , . 4. , – , , , , .. – , , – , , , . , , . , , , . , . , – , . 6. – – , , , , 7. . . , , . , , 8. – . . , . – , . . : 1. . 2. , , , . 3. , , , , . 4. , , , (, ..), . . , , . [36, 403 .] 1.2. , , , , , , . : , . , . , , , , . , . , , . , . , – , . – . . – ( . positio). , , – . , . , . , . . . , , . [6, 186.] . – . , , . , .. . – . . : . . . : , . , . , , , , . – , . : 1) ; 2) , , , 3) , ; 4) , , , . , , . , : – , – , – . . [17] , , . : , . , , , , , . , , . : , , , . , , , , . , , , . : , . , . . . , . , , , . : , . , , , . , , . , : . , , . – . . , . : , , , , , . , , . , , . . . , , . : , !. , . , , . , . . , , , . , . . , . , . . , . . . . , . : 1. , , , ; 2. , . , , , – , – . ; 3. , , . . , , , . , : , , , ; 4. . , .. . , . ; 5. , . , , . 1. , , .. , , . , , . 2. . 3. , , .. . 4. – . . – – . . : , -, . . , , , . : . , , . , . , , . , – , , . [23, 202 .] – , , . , , . , , , , . – . . . , . , , . , . . . . , . – , , . , . – , , . – . . – , . . , , , , , . . , . . , : , . [42, 176] . , . , . 1. , .. , . 2. . . , . , . , . 3. . 4. , . 5. . , , , . 6. , , , . 7. , , , .. , . . , , . , – – , , , . , , . , ( ), . , , , , , . , , . , , , . , . . – – . , . , () . – , . , . , () , , . , , . , , , , , . . , , , , () – . (, ), . , , , , . [29, 288.] . , .. , , , . , . .. , , , , , . , .. (1989 .), , – . , . , . , , . . , (. . , . . , . . , . . .). . , , – . , , . , , . , , , , , , , , , ? , , , – , , , , , ? , , , , . , , , , . -, , . , . , . , -, . , , , . , , , , , , . – , , . , . , , . , , , – , . . . , , , . , , – , . , , , . – . , , . , , . – , . , . , . – . , , . , , , . , , . , . – . , , , , , , , , , , , . , , . [13, 168] , , , , , , , . . , , . , , , , , . , . , , , , . – , , . , . – , , , , , , , . , , . . , . , , , . . ? ? – , , . . , . . , . , , , , . , , , , . . . – . , , – , , . . . , . , , . [34, 288.] , . , , , , . , , . : , , , , , , , , , , , , , . , , , , , . . , , , , . , , , , – . . . . ? , , . , . ? , , . . , : ! , !, , , !, , !. , , , , , . , , . . , , – , – , , , , . [31, 134.] , , , . , . , . , . , , .. . [27, 73.] , , , . . , , (, ). , , . , , , , , , . , , . , . , , . , , , . , , : – ; – , ; – ; – ; . , . . , . , , . . 1.3. , , . () () , . , . , . , – , . , , , . [11, 356 .] – , , , , , , , . . . , .. , .. , .., . . , . . , . . , . . . , , .. , . .. . , . , , , .. . – , , . , . , , . , , , , , . , , – , . : ( ); ( ); – , , . , , , , , , . . ., . ., ., . . . , . , , . , , . . . , . , , . . . , , , , . – , , , , , , , . [54, 67.] . . , , ( ) , . : , , . . . : 1) , ; 2) , .. ; . ; 3) . – . . , . . [14, 120.] .. , , . , , , , . , . [41, 241.] . . – , , . , , , . . : !. , . . , , . – , . , , , , . – – . . , , . . . , , . . . , , . , . [3, 296.] , , , , , . , , . , , , , . . . , , – . , , : ( ), ( ) .. , , . , .. . () , , , , , . . , . . . . – , . , . , , . , , , , , , . , , , , , . , , . . , , . , , , . 2. 2.1. , – . : 1. : – ; – – – – . 2. : , , , . 3. : – : – ; ; ; ; – . – ( ; ; ; ; ). – , . – . – . 4. . 5. . : – ; – – (. . , . . ); – ( ), . – . . 1. 10 . . , , , .. . , , . : ; (: , , ; , ). (. 1) : 1. 90% 10 . 10% (1 06) . – . 2. : 10% (04) 3 . 40% (02, 05, 06, 08) 2 . 50% (01, 03 07, 09, 10) 1 . , , , , () . . . . : . , . , , : 1). ? ? 2). ? 3). ? . , , , . , , . , . , . 5 : 1). . 2). . 3). . 4). . 5). (. 2). : 1. 01 I 0,3 , II- 0,4 , III 0,1 , IV 0,1 , V 0,2 . , 0,4 (II), , , . 2. 02 : I 0,4 , II- 0,4 , III 0,3 , IV 0,5 , V 0,5 . 0,5 (V). 3. 03 : I 0,3 , II- 2,5 , III 0,2 , IV 0 , V 0,2 . . 4. 04 : I 0,7 , II- 0,1 , III 0,2 , IV 0,2 , V 0 . 0,7 . 5. 05 : I 0,5 , II- 0,5 , III 0,1 , IV 0,2 , V 0,2 . . 6. 06 : I 0,8 , II- 0,5 , III 0,3 , IV 0,2 , V 0,4 . 2,6 . 7. 07 : I 0,2 , II- 4,5 , III 2,3 , IV 0,2 , V 0 . . 8. 08 : I 0,3 , II- 0,3 , III 2,3 , IV 0,2 , V 0 . 2,6 . , . 9. 09 : I 0,6 , II- 0,3 , III 0 , IV 0,2 , V 0 . . 10. 10 : I 0,63 , II- 0,6 , III 0 , IV 0,2 , V 0 . , . , , 3 . , 30% 0 ( 09, 06, 04) . I. II , . 50% ( 01, 02, 03, 04, 07, 08). III , . 20% ( 05, 10). : II – – 10,4, I – 45 ; III – 3,1 ; IV – 1,4 ; V – 2,2 . ( 3). , , , , , .. . – (, ). : , , . , , , , , . (. 4). 61 . . : I ; II ; III ; IV ; V : 01 – 11 , – 68,35%. – 15 , – 90,50%. II : – 5 , – 31,19%. – 4 , – 9,77%. III : – 5 , – 86,63%. – 2 , – 39,06%. IV : – 6 , – 95,74%. – 5 , – 83,79%. V : – 6 , – 99,83%. – 1 , – 45,57%. 02 I : – 5 , – 0%. – 4 , 0%. II : – 2 , – 19,22%. – 2 , – 5,67%. III : – 2 , – 39,06%. – 0 , – 5,67%. IV : – 2 , – 13%. – 2 , – 32,13%. V : – 1 , – 45,54%. – 2 , – 70,25%. 03 I : – 14 , – 88,60%. – 9 , – 31,01%. II : – 3 , – 7,88%. 6 , 19,22%. III : – 3 , – 57,96%. – 3 , – 57,96%. IV : – 7 , – 100%. – 1 , – 13,86%. V : – 5 , – 96,83%. – 3 , – 84,81%. 04 I : – 4 , – 0%. – 6 , – 0,63%. II : – 9 , – 80,33%. – 5 , – 12,29%. III : – 3 , – 57,96%. – 5 , – 86,63%. IV : – 2 , – 32,13%. – 0 , – 4,41%. V : – 1 , – 45,57%. – 2 , – 70,25%. 05 I : – 5 , – 0%. – 5 , – 0%. II : – 5 , – 12,29%. – 3 , – 7,88%. III : – 0 , – 4,72%. – 4 , – 74,97%. IV : – 1 , – 13,86%. – 0 , – 4,41%. V : – 1 , – 45,57%. – 0 , – 14,55%. 06 I : – 5 , – 0%. II : – 9 , – 80,33%. III : – 1 , – 19,53%. IV : – 1 , – 13,86%. V : – 1 , – 45,57%. 07 I : – 13 , – 84,17%. – 5 , – 0%. II : – 8 , – 48,92%. – 4 , – 9,77%. III : – 3 , – 57,96%. – 3 , – 57,96%. IV : – 6 , – 95,74%. – 2 , – 32,13%. V : – 2 , – 70,25%. – 0 , – 14,55%. 08 I : – 9 , – 31,01 %. – 9 , – 31,01%. II : – 7 , -31,19%. – 7 , -31,19%. III : – 2 , – 5,67%. – 5 , – 86,63%. IV : – 4 , – 74,49%. – 1 , – 13,86%. V : – 1 , – 14,55%. – 2 , 70,25%. 09 1 : -76, – 3.79%. – 2 , – 0,%. II : – 6 , – 19,22%. 3 , 7,88%. III : – 4 , – 74,97%. – 4 , – 74,97%. IV : – 1 , – 13,86%. 1 , 13,86%. V : – 2 , – 70,25%. – 4 , – 93,04%. 10 I : – 15 , -90,50%. – 9 , 31,01%. II : – 5 , – 12,23%. – 3 , – 7,88%. III : 6 ., 92,93% 2 ., 39,06% IV : – 6 , 95,74%. 3 , 53,87%. V : 7 , 99,37%. – 1 , 45,57%. – , : 1. 01 IV . 2. 02 V , . 3. 03 – V , . 4. 04 – III , . 5. 05 III , . 6. 06 II , . 7. 07 IV , . 8. 08 III , . 9. 09 V , . 10. 10 IV , . : I 0 II 1 , 10% 06 III 3 , 30% 04, 05, 08. IV 3 , 30% 01, 07, 10 V 3 , 30% 02, 03, 09 , . , , . , . , . : 1 , 2 , 3 , 4 , 5 . : 1 , 2 , 3 , 4 , 5 . (. 5). . 01 . 02 . 03 . 04 , . 05 . 06 . 07 . 08 . 09 , . 10 . , 60% , .. (01, 02, 05, 07, 08, 10). 40% , (04, 06, 09). 10% (03). , , :
, , , Z, – , 1 , 0 . , 70% . , , . 2.2. , . : 1. . 2. 1- 2- – . , . : 1. . 2. . 3. . 4. . 5. ( 6). 25 30 (04, 06, 09) 30%. 17 24 (01, 02, 03, 05, 07, 08, 10) 70%. 0%. : . . , . I , , , , . . . : 1. 20% (06, 09). 2. 60% (01, 02, 04, 05, 07, 10). 3. 20 % (03, 08). , :
, I (06, 09 2%). I II (04, 10 20%). II, II (01, 02, 05, 07 40%). 4 (03, 08) II III. . , , . , 1 2 . .
, 9 10 . , , . , . , , .. , . . , , , . : , . ? , : , , , . : 1. , . 2. . 3. , . , . 1. .. : . . . – .: , 1985. -224 . 2. .. . /. – . . – ., 1972. – 236. 3. .. . – ., 1968. – 296 . 4. .. : ( ). – ., 1987. – 164. 5. . : . . – .: , 1986. – 160 . 6. .. . – ., 1995. – 186 . 7. : . /.., .. , .. ., . … -.: , 1989. – 192 . 8. . .. , . 6., 1974. 9. .. . ., – 1975. – 204 . 10. 15. .. . // . 1995, 10. 10-13 . 11. . . . – ., 1967. – 356 . 12. .. . // . 1995, 9. 21 . 13. ? / . .. ; , . .. . – ., 1995. – 168 . 14. .. . – ., 1983. 15. .. , . ., 1981. 16. .. : . . – .:, 1983. – 208 . 17. .. . – ., 1986. 18. . /. . – . 1975. 19. . . . – ., 1974. – 408 . 20. . . ( ). ., 1976. – 238 . 21. . . . . . . 2-. . .: , 1973. – 288 . 22. .. . – , 1993. – 108 . 23. .. . – , 1983. – 202 . 24. . . // . 1997, 9. . 18. 25. .. . – ., 1982. – 402 . 26. .. . // . 1985, 3, – 22 . 27. . ? // . 1997. 1, 73 . 28. .. . .: , 1988. – 486 . 29. .. / . .. , ., 1979.-318 . 30. . : . : . . – .: , 1992. – 320 . 31. .. . – ., 1974. – 134 . 32. .., .. . – ., 1986. – 146 . 33. , . . . . , 1985. – 224 . 34. : . . /. .. -, .., .. . – .: , 1987. – 288 . 35. .. . . . . , . 3 . . 1. . – 2 . – .: : , 1995. – 576 . 36. .. . . . . , . 3 . . 2. . 2 . – .: : , 1995. – 496 . 37. .. , . 3- ., . – .: , 1991. – 160 . 38 .., .. . – .: . , 1980. – 223. 39 : . . – /.. , .. , .. .; . . .. 3- ., . . – .: , 1986. – 464 . 40 .. . – 2- ., . – .: , 1996. – 352 . 41 .. : , 1996. – 152 . 42 .. : ( ). /. – .: , 1983.- 76. 43. .. . // . 1988, 5, 76 . 44. .. .- , 1981. – 216. 45. . .: 1995. 132 . 46. : . . – , 1987.-126. 47. .., .. . – ., 1982. – 286. 48. .. . – ., 1973. – 368 . 49. .., .. . – ., 1987. – 224 . 50. .. . // . 1997, 5, .41. 51. : /.: .. , .. . – .: , 1990. – 319 . 52. .. : ( ). .: , 1986. 160 . 53. .. : . /. – .: , 1991. -207 . 54. . // . 1991, 7, 67. 55. . / . .. . .: , 1987. – 342 . 56. .. . – ., 1989. – 322 . 57. .., .. . ., 1990. -238. 58. .. , . // . 1997, 3, 102. 59. .., .. : . , 1982. – 320 . 1
2 ()
3 4 – 1. . 2. , 3. . 4. , . 5. , . 6. . 7. . 8. . 9. . 10. , . 11. . 12. . 13. , . 14. , , , . 15. . 16. , . 17. , . 18. . 19. , . 20. , . 21. . 4 22. . 23. . 24. , , , . 25. . 26. , , . 27. . 28. , , . 29. . 30. , , . 31. , . 32. . 33. . 34. . 35. , – . 36. , . 37. . . 38. . 39. – , . 40. , . 41. – , . 42. , . 4 43. . 44. . 45. . 46. . 47. – . 48. . 49. . 50. . 51. , . 52. , . 53. . 54. – , , . 55. . 56. , . 57. . 58. . 59. . 60. . 61. , , . 5 ? 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 – 8 7 6 5 4 3 2 1 , , , . , 8; , 5 4; , 1. , . 0 ( ) 10 ( ) 6
|
Источник