Влияние воспитателя на развитие ребенка в детском саду

Влияние воспитателя на развитие ребенка в детском саду thumbnail

Татьяна Лукьянова
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника

Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель.

Дети видят неподдельную радость воспитателя, когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.

Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов).

Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте, детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки.Также детей этого возраста учат тому что : 1. нельзя драться;

2. нельзя кричать;

3. нельзя отнимать у товарища;

Чем взрослее становится дошкольник, тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.

Источник

влияние воспитателя на ребенка

Попадая в детский сад, ребенок оказывается в совершенно иной среде, чем дома. Ему предстоит привыкнуть не только к постоянному общению со сверстниками и взрослыми, но и к ряду режимных моментов, к порядку и определенным требованиям. Все это может даваться малышу с трудом, поэтому на первый план выходит влияние воспитателя и его умение сгладить процесс привыкания, успешно организовать воспитательный процесс, заинтересовать малыша происходящим.

Самое важное, что предстоит усвоить родителям малышей, это то, что на воспитание их ребенка отныне будет влиять не только семья и родные, но и воспитатель детского сада, другие взрослые и сверстники. Для того, чтобы этот процесс шел органично и не вызывал проблем, педагоги и родители должны действовать в одном направлении и придерживаться сходных методов воспитания.

Влияние воспитателя на формирование мировоззрения детей

Семья – это образец для подражания для ребенка. Именно здесь закладываются основные модели поведения, базовые знания и умения. Но при попадании в детский сад малыш начинает контактировать с большим количеством сверстников и взрослых, в первую очередь с воспитателем группы.

От того, насколько хорошо подготовлен специалист и сколь высоки его человеческие и личностные качества, зависит и то, каким вырастет малыш. В детском саду, как и в семье, будут формироваться не только его знания и навыки, но и черты характера. Поэтому деятельность педагога, предусматривающая большое влияние воспитателя на воспитанников, является настолько важной и ответственной.

Дети растут, копируя поведение окружающих, их манеры двигаться, говорить, решать насущные задачи. Именно поэтому к воспитателю ДОУ предъявляются столь высокие требования. Его личные качества оставляют неизгладимый отпечаток на характере, знаниях, интеллекте и здоровье ребенка.

Воздействие педагога на уровень знаний и умений воспитанников

воздействие педагога

Для того, чтобы его воспитанники росли умными, талантливыми и знающими, самому педагогу необходимо иметь значительные знания, обладать множеством умений в разных сферах деятельности. Именно поэтому столь много внимания в современной педагогике уделяется самообразованию воспитателя.

Для него это непрерывный и очень важный процесс. Детей нужно заинтересовать, а современные малыши достаточно придирчивы и разбалованы обилием игрушек, книг, фильмов и разнообразных развлечений. Задачей воспитателя является нахождение таких методов влияния на воспитанников, которые помогут удержать их внимание и принесут несомненную пользу их физическому, психическому и интеллектуальному здоровью.

Читайте также:  Соска для развития ребенка

В свете этой проблемы нельзя преуменьшить влияние устного народного творчества, особенно на самых маленьких воспитанников ДОУ. Сказки, былины и иные формы фольклора все еще являются одним из действенных средств воспитания детей.

Физическое развитие, здоровье и безопасность малышей

В детском саду большое внимание уделяется не только воспитанию и обучению детей, но и укреплению их здоровья, занятиям физической культурой, прогулкам, танцам и активным играм. В этом плане огромное значение имеет влияние воспитателя на создание здоровьесберегающей среды воспитанников. Избежать травматизма среди малышей можно только путем непрерывного уделения им внимания и устранения из окружения предметов и деталей, которые могут нести опасность физическому или психическому здоровью воспитанников.

Но создание здоровьесберегающей среды в детском саду заключается не только в исключении несчастных случаев. В эту задачу входят следующие моменты:

  • Соблюдение режима дня.
  • Адаптация к условиям пребывания в ДОУ.
  • Санитарно-гигиенический режим.
  • Обследования.
  • Предупреждение заболеваемости.
  • Оздоровление детей путем занятий физической культурой.
  • Создание качественной и безопасной предметно-пространственной среды в конкретной группе и во всем детском саду.

Воспитатель должен суметь интегрировать все эти требования в повседневную жизнь воспитанников таким образом, чтобы это не воспринималось как навязанные извне задания. Все должно проходить естественно и органично, иначе детям будет просто неинтересно, и важные сведения и умения они будут усваивать с большим трудом и неохотой.

Проблемы адаптации

проблемы адаптации

Многим родителям хорошо знакома проблема адаптации их детей к условиям и требованиям детского сада. Некоторые малыши легко вписываются в новую среду, другим это дается с большим трудом. Истерики по утрам и острое нежелание идти в сад, капризы в течение дня, замкнутость или агрессия по отношению к сверстникам или старшим – часто это проявления трудностей с адаптацией.

Роль воспитателя в процессе привыкания к условиям детского сада чрезвычайно велика. Если педагогу не удастся найти общий язык с воспитанником, если он не сумеет завоевать его доверие, успешно интегрировать малыша в группу, может получиться так, что родителям придется забрать его из сада.

Если же воспитатель будет нарушать педагогические правила воспитания ребенка, это может привести к крайне негативным последствиям для психики и здоровья ребенка, стать причиной развития отрицательных форм поведения воспитанника, сказаться на его характере.

Но процесс адаптации распространяется не только на детей. Он касается и их родителей, и самих воспитателей. Мамам и папам также приходится перестраиваться, менять свой график и жизненный уклад, поэтому столь большое значение имеют контакты и консультации с воспитателем их ребенка. Вместе они смогут избежать наиболее распространенных и опасных ошибок в процессе воспитания подрастающего поколения.

Не меньшее значение имеет адаптация воспитателя к условиям работы и ее влияние на здоровье как самого педагога, так и детского коллектива. Если воспитатель будет пребывать в хроническом стрессе, это неминуемо скажется на процессе воспитания, поведении детей, их подготовке, физическом и психическом здоровье. 

Для обеспечения нормального рабочего уровня адаптации придется уделить внимание всем сторонам. При слаженной работе воспитателей и родителей удастся наладить процесс воспитания и обучения, сделать его непрерывным, эффективным и интересным для воспитанников. А это самое главное для того, чтобы дети получили в ДОУ не просто необходимые знания, умения и навыки, но и стали полноценными членами общества.

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооружённых сил СССР

п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Влияние личности педагога на развитие личности

ребенка дошкольника.

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца!

Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ролевых)обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К. Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности.» Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность дошкольника сложна, глубока и многогранна.

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет, развивает ребёнка, как личность.

Роль педагога в развитии ребенка – это повседневная работа с детьми, знание их способностей, интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная защита от негатива окружающего мира, умение привить ребенку положительные качества, определить способности ребенка. Педагогу нужно уметь постоянно находиться в мире детства, фантазии и сказки.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Читайте также:  Периодизация развития ребенка таблица

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формысозидательного типа личности, у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.

Источник

Влияние личности воспитателя

на психическое здоровье детей в ДОУ.

         Проблема психологического здоровья на современном этапе очень актуальная тема для обсуждения, так как многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но еще и эмоционального здоровья. Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические особенности или отклонения. Причин этому множество…  Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков.

Почему столь важно сохранять психическое и психологическое здоровье детей? Предположить  последствия психологического дискомфорта для ребенка очень просто:

 – появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;

 – переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически и т.д.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, конечно родителям, но и не только…! И к педагогам тоже, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата (а не дети, как нам обычно, кажется). Хороший климат в группе возникает тогда, когда все дети чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать условия для развития личности ребенка, через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта.

Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы». Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Стиль педагогического общения педагога также влияет на психологический комфорт воспитанников в группе. Авторитарный стиль – это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность – следствие его авторитарных тенденций к гиперопеке. Такому воспитателю  недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй», ориентируется на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми. Скорее всего не любит и не умеет признавать свои ошибки. Авторитарный педагог прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.

Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет. Воспитатель-либерал – человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом настроении – усиливаются негативные оценки. Не обращают внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

Демократический стиль. Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой т детьми. Проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. При организации работы воспитатель учитывает и изучает межличностные взаимоотношения. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то, что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный метод – разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, то есть меняются в зависимости от обстоятельств.

Читайте также:  Картинки для развития ребенка найди пару

Таким образом, наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общения. Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знаний о закономерностях общения в педагогическом коллективе и в детской группе, в работе с родителями. Под педагогическим общением мы понимаем систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребенка микроклимата в группе раннего и дошкольного возраста.

Именно от нас – педагогов – зависит во многом сохранение психологического здоровья детей, а для этого необходимо очень бережно относиться и к своему собственному психологическому состоянию. Огромная роль при этом принадлежит личности педагога, его культурному уровню, интеллектуальному и личностному потенциалу. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность – улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снять излишнее эмоциональное напряжение.

 Комплекс упражнений (самовнушения, элементы аутотренинга), которые способствуют повышению энергетического потенциала.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».

3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».

4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».

5. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна!».

 Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:  

  • Быть затейником и участником детских игр и забав.  
  • В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него.  
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случае нестандартных ситуаций.
  • В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:  Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.  
  • В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно постараться  понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.  Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения максимально доброжелательны.  

Запретов и строгих требований не должно быть много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.  Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.  

Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, – демагогия и опасная практика.

Для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности используются речевые настройки. Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом, мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

Например:

1. – Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

2. – Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радовать друг друга.

3. – Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

Источник