Влияние внеурочной деятельности на развитие личности ребенка
Библиографическое описание:
Жданова, С. В. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка и подростка / С. В. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 426-427. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60523/ (дата обращения: 29.12.2020).
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.
Антон Павлович Чехов
Школа для каждого ребёнка — это одно из важнейших учреждений в его жизни, ведь именно здесь он приобретает основные знания по разным предметам, получает необходимый опыт для дальнейшей взрослой жизни, осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя к самостоятельности. Успех ребенка в будущем зависит от его адаптации, индивидуализации и интеграции во время школьной жизни, и как результат, полученного багажа знаний в данный период жизни. Но, к сожалению, не все дети могут открыться и реализовать свои способности самостоятельно, поэтому многое зависит от его близкого окружения, а именно от школы и семьи. Очень важно, чтобы члены данных социальных групп помогли ребенку социализироваться и поддержали его во всех интеллектуальных и творческих начинаниях.
Одна из главных задач школы — поддержать ребёнка, развить его способности, дать уверенности в себе, тем самым подталкивая его к действиям. Таким образом, школа подготовит почву для реализации задатков и способностей ребенка. Именно с этой целью федеральный стандарт образования вводит требование обязательной организации в жизни школьников внеурочной деятельности. Ведь именно внеурочная деятельность играет огромную роль в формировании у школьников УУД (универсальных учебных действий), так как она является продолжением учебной деятельности.
Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами дополнительного образования.
Задачи внеурочной деятельности:
– воспитание целеустремленности и трудолюбия;
– организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся;
– формирование навыков позитивного и коммуникативного общения;
– развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.
– привлечение обучающихся к разнообразной деятельности;
Внеурочная деятельность направлена более на то, что интересно ребенку, чем на деятельность, обязательную для выполнения. Чаще всего она реализуется через творческую деятельность, чем и привлекает большинство детей, ведь творчество дает человеку некую свободу, полет фантазий, возможность реализации своего потенциала. Она дает возможность поднять самооценку тем детям, которым учеба дается тяжело, и не все, получается, по основным предметам; является, своего рода компенсацией пробелов в учебной деятельности ребенка.
— Когда же следует проводить внеурочную деятельность?
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта внеурочная деятельность должна быть организована во второй половине дня, с соблюдением определенного промежутка времени после уроков, с целью отдыха детей от учебной деятельности.
Основные направления внеурочной деятельности:
– Художественно-эстетическое,
– Научно-познавательное,
– Спортивно-оздоровительное,
– Военно-патриотическое,
– Проектная деятельность и общественно-полезная.
Формы организации внеурочной деятельности:
– Экскурсии,
– Круглые столы,
– Научные общества,
– Кружки и секции,
– Конференции и диспуты,
– Общественно-полезные практики,
– Соревнования и викторины,
– Олимпиады и конкурсы,
– Поисковые и научные исследования.
Для учителя, проводящего внеурочную деятельность, необходимо организовать свою работу так, чтобы привлечь обучающихся ко всем видам работы, используемым учителем. Ведь именно через разнообразные формы деятельности ребенок может раскрыть в себе новые, неизвестные доселе ему самому, таланты и способности. А открыв их, он начнет верить в себя и в свои силы, не бояться делать, то, чем никогда ранее не занимался, будет легко вступать в контакт со сверстниками.
Внеурочная деятельность дает возможность каждому ребенку осознать уникальность своей личности, определить свои индивидуальные способности, обозначить для себя жизненные принципы, интересы и ценности. Так же ребенок учиться давать оценку своим действиям, а значит, происходит процесс воспитания в нем ответственности за свои поступки, формирования человеческих качеств, осознания значимости в обществе таких нравственных категорий как: добро, красота, забота, взаимопомощь, доброта.
Очень важно именно в школе определить и развить интересы детей, необходимо помочь претворить в жизнь их планы и мечты. Важно не забывать, что главное правило внеурочной деятельности — никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Тогда успех обеспечен и учителю, и ребенку!
Литература:
- Мазуренко С. В. Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения. URL: https://region56.ucoz.ru/load/razvitie_uchebno_issledovatelskoj_dejatelnosti_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_na_urokakh_muzafarova_s_b/5–1–0–182.
- Молоднякова А. В. Стандарты нового поколения. Понятие «универсальные учебные действия (УДД)». URL: https://upravkinel.narod.ru/VneurochDeyatelnost atelnost.
- Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. // Методический конструктор: пособие для учителя–М.: Просвещение, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, учебная деятельность, школа.
Источник
Влияние внеурочной деятельности на развитие личности ребенка.
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек
Среди миллионов ярких, целеустремленных детей школьного возраста встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми. И много мнений, суждений, наблюдений о том, в связи с чем появляются в обществе такие дети, чем они отличаются от основной массы школьников. Можно много говорить о причинах появления детей учетных категорий (имеющих статус “группы риска” и социально – опасного положения). Обычно педагоги к этим причинам относят занятость современных родителей материальным обеспечением семьи и устройством личной жизни, обострение социально-экономической ситуации в стране, недостаток внимания ребенку со стороны взрослых в семье и множество иных факторов. В основном это дети, располагающие большим объемом свободного времени. А занимают это время по своему усмотрению, зачастую даже связанным с нарушением закона. Это дети, желающие привлечь к себе внимание не только сверстников, но и взрослых. И наконец, это дети, говорящие нам своим поведением: “Я уже взрослый, но мне так нужна забота, ласка, понимание”. Каждый родитель во избежание опасного «ничегонеделания» ребенка должен не только контролировать его школьную посещаемость, но и обеспечить ему досуг. Для этого в настоящее время достаточно творческих объединений и спортивных секций, в том числе бесплатных. Но в большинстве случаев среди неблагополучных семей родители перекладывают эти функции на детсад, школу, соцслужбы и т.д. Хотя и в благополучных семьях возможен недогляд.
В этом случае любой педагог не должен быть безучастным по отношению к подросткам данной категории. И здесь к каждому нужен индивидуальный подход. Возможно, кого-то необходимо просто выслушать и показать его значимость в этом мире. Для других необходим целый ряд мероприятий, в том числе и помощь в организации досуга. Именно вовлеченность детей в дополнительное образование и занятость их свободного времени является очень важным и в то же время затратным по времени в учебном процессе, так как дети учетных категорий зачастую малоактивны в коллективе, нерешительны в проявлении своих способностей и талантов и просто нежелающие тратить свободное время на организованный досуг. И все-таки нам, взрослым, педагогам не нужно отступать от своих идей и начинаний, а продолжать убеждать, привлекать молодежь в свои идеи. Именно в этом возрасте дети считают себя достаточно взрослыми, начинают пробовать, выбирать, экспериментировать, «искать себя» во всех направлениях жизнедеятельности. Возможно, из пяти – семи предложений, исходящих от взрослых, подростка заинтересует одно, в котором он может себя проявить и реализовать как личность.
Организация обучения и воспитания «детей группы риска» и СОП должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. А именно со стороны классного руководителя, психолога, социального педагога, инспектора ОДН, педагогов дополнительного образования и других специалистов. Это позволит совместно выбирать для каждого ребенка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые у него возникают.
В программе профилактической работы с детьми “группы риска” и детьми, находящимися в социально – опасном положении, образовательного учреждения МАОУ “ООШ №13” г. Соликамска, мероприятия по организации досуга рассчитаны на детей учетных категорий с привлечением детей “норма”, с целью демонстрации положительного опыта, суждений, помощи во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Задачами данной программы являются следующие: вовлечь подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию; развить систему организованного досуга и отдыха детей учетных категорий; привлечь родителей для совместной организации досуговой деятельности и обучение родителей методам семейного воспитания; формировать здоровый жизненный стиль родителей и их детей; развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Среди запланированных мероприятий с детьми можно рассматривать следующие: правовой всеобуч, уроки общения на определенную тематику, родительский университет, спортивные, психологические игры, конкурсы, творческие мастерские. Данные направления позволяют организовать досуг детей, родителей и их совместное времяпровождение в течение учебного года. В результате деятельности ожидается:
- уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивных веществ в подростковой среде микрорайона;
- формирование у учащихся нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;
- обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками;
- удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочной деятельности; повышение уровня воспитанности детей, навыков общения и культуры поведения;
- снижение количества детей учетных категорий.
Источник
Внеурочная деятельность как фактор развития личности.
(из опыта работы)
Перед образовательной системой страны стоит нелегкая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности ребенка, который должен уметь ориентироваться в мире информации и способность принимать правильные решения на основании данных из разных источников.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.
Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов.
Одним из главных принципов моей работы как классного руководителя является пробуждение живого интереса к социальному общению как источнику социальной активности.
В классе создана воспитательная система, позволяющая включить каждого ученика во внеурочную социально значимую деятельность, что помогает выявить у детей возможности и интересы, помочь реализовать их во внеурочное время.
Основными направлениями работы по воспитанию и социализации личности школьника являются: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Формы организации: экскурсии, кружки, круглые столы, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и другое.
Классный коллектив развивается по оптимальной модели внеурочной деятельности, где созданы индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.
В своей деятельности как классного руководителя, я опираюсь на личный социальный опыт учащихся, это помогает им приблизиться к реальным жизненным ситуациям. Побуждаю детей высказывать свое личное суждение, при этом решая не только задачи воспитания нравственности, но и способствуя расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления. Результат этого вида деятельности заключается в участии учащихся в конкурсах разного уровня: конкурсы фестиваля «Болдинская осень», конкурсы чтецов, олимпиады (муниципальные, региональные, всероссийские и международные), спортивные соревнования и т.д.
Классные часы, диспуты особенно благодатны для решения проблемы, вызванной недостаточным временем, уделяемым учащимися чтению литературы и потерявшими в связи с этим умение красиво, четко и правильно излагать свои мысли.
Технология исследования и социального проектирования прочно вошла в модель внеурочной деятельности. Эта деятельность формирует навыки социальной практики, сотрудничество с окружающим социумом. Мои ребята ежегодно реализуют социально значимые проекты: «Самый важный человек», «Письмо ветерану», «Новогоднее чудо». На дне науки и творчества лицея «Грани творчества» защищают исследовательские работы в разных направлениях деятельности. Эти работы позволяют привлечь внимание общественности к проблемам города.
Каждый ребенок может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Важный фактор – самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, придуманные самими детьми и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к участию во внеурочной социально значимой деятельности.
Мониторинг занятости учащихся в мероприятиях говорит о том, что каждый ребенок класса не просто имеет возможность, а принимает активное участие в большом количестве мероприятий, в среднем от 4 до 8-10 раз в год.
Благодаря системе дополнительного образования количество учащихся, занятых внеурочной деятельностью, ежегодно увеличивается. Сравнительный анализ занятости обучающихся во внеурочное время свидетельствует о положительной динамике (95% класса) участия школьников в системе дополнительного образования разных направлений: художественное, хореографическое, музыкальное, спортивное, научное (научное общество «Ноосфера»), патриотическое (клуб «Память»).
Многие дети, не уверенные в себе, но обладающие способностями, становятся активными участниками наших дел. Каждому находится дело по душе. Я как классный руководитель, делают все, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно. Многие родители бывают удивлены, впервые увидев своих детей выступающими на школьной сцене, и выражают свою благодарность за то, что они заняты социально полезным делом. А это важный результат. Если ребенок проводит внеурочное время в школе, занимаясь интересным и полезным делом, – значит, ему здесь нравится, он чувствует себя комфортно.
Итогом внеурочной деятельности является защита проектов, выставка творческих работ, подарки малышам, родителям. Каждый ребенок имеет возможность свободного выбора направлений внеурочной деятельности, удовлетворяющих его потребности.
Роль внеурочной деятельности в социализации личности школьника имеет огромное значение. Способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленная внеурочная деятельность готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Всем этим достигается УСПЕХ.
Источник
Учение – это лишь один из лепестков того цветка,
который называется воспитанием в широком смысле этого слова.
Здесь все главное – и урок,
и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.
В.А.Сухомлинский.
Роль внеурочной деятельности в формировании личности учащегося.
Цель воспитательной работы нашей школы – это личностный рост каждого учащегося.
Под воспитанием мы понимаем целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности играет огромную роль в формировании личности, так как внеурочная деятельность является продолжением того, над чем проводится работа в урочное время. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность учащихся – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения. Занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования. В п.13 раздела 3 ФГОС ООО констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, которые вы видите на слайде
-спортивно-оздоровительное,
-духовно-нравственное,
социальное,
Обще-интеллектуальное, –
общекультурное)
таких формах, как:
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.; индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий.
Для реализации в школе доступны виды внеурочной деятельности, представленные на слайде:
игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Идея творчества – главная идея, которой руководствуется педагогический коллектив в организации жизнедеятельности учащихся. Педагоги школы всегда уделяли большое внимание воспитанию учащихся, совершенствованию и обновлению соответствующей деятельности. Классные руководители владеют целым арсеналом форм и способов организации воспитательного процесса. В школе создана широкая сеть системы внеурочной деятельности, которая включает дополнительное образование, работу кружков и секций, которые позволяют учитывать и развивать различные интересы и способности учащихся, воспитанников школы-интерната.
Педагоги школы рассматривают внеурочную деятельность как важнейшую составляющую образовательного пространства. В нашей школе предоставляется возможность заниматься разным возрастным группам, начиная с первоклассника и до учащихся старших классов. Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие трудолюбия. В школе работает 20 кружков различного направления, например:
Домисолька и Удивительный мир слов
Творчество – изостудия и Информатика в играх и задачах
Разминка для ума
Флористика
1. Общее количество кружков и секций в ОО – 27, из них:
– количество спортивных – 8
– количество предметных и творческих кружков – 19.
2. Сведения об охвате учащихся внеклассной и внеурочной деятельностью в ОО (ТОЛЬКО ШКОЛЬНЫЕ КРУЖКИ И СЕКЦИИ УЧИТЫВАТЬ) по форме:
Всего детей в ОО | 621 |
Всего охвачено внеурочной деятельностью в ОО (исключая дублирование посещения кружков (секций) одним несовершеннолетним) | 261 |
Занято (количество человек) в – спортивных секциях | 127 |
– предметных, творческих кружках | 185 |
– детских общественных объединениях | 34 |
– органах ученического самоуправления | 38 |
3. Общие сведения о занятости учащихся ОО во внеурочное время (включая посещение кружков, секций в ОО, МАУ ДО «ДДТ», учреждениях культуры, спорта):
Всего охвачено внеурочной деятельностью (исключая дублирование посещения кружков (секций) одним несовершеннолетним) | 486 |
Не заняты во внеурочное время | 135 |
Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.
Наши учащиеся занимаются танцами, вокалом, хоровым пением, ритмикой, футболом, баскетболом, волейболом, декоративно-прикладным и художественным творчеством, занимаются в театральной студии, играют в шашки. Свои навыки и знания, полученные на занятиях в объединениях дополнительного образования, ученики нашей школы демонстрируют, принимая участие во многих конкурсах и соревнованиях. Ребята становятся лауреатами и призерами районных, городских и международных конкурсов.
ВЫВОДЫ: 1. Внеурочная деятельность школьников по формам должна отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности. По словам Герберта Спенсера (англ. философа, социолога и педагога)
«Великая ценность образования – это не знания, а действия».
«Ты учишься говорить, когда разговариваешь.
Ты учишься ходить, когда ходишь
Ты учишься играть в шахматы, когда играешь в шахматы.
Ты учишься печатать, когда печатаешь.
Ты лучше всего учишься чему-либо, когда делаешь это!»
Источник