Влияние внешней среды на рост и развитие ребенка

В статье рассказывается о влиянии окружающей среды на личность ребенка, определяются положительные и негативные воздействия социума, рассматриваются этапы развития и методы формирования сознания детей.
- Понятие об окружающей среде
- Положительное влияние среды
- Отрицательное влияние среды
- Педагогика о влиянии среды
- Системное развитие ребенка и формирование сознания
- Основные выводы
Понятие об окружающей среде
Окружающая среда для человека – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: природных, социальных, политических, культурно-бытовых.
Человек, как биологический организм, чувствителен к изменениям температуры, освещения, страдает от экологического загрязнения. А как существо социальное, зависим от людей, которые его окружают. Личностное развитие происходит в социуме.
Влияние окружающей среды на развитие ребенка рассматривается через призму ближнего (домашнего) и дальнего социума, которые выполняют разные функции.
Семья предоставляет материальные условия, безопасность, прививает нравственные установки, определяет интересы детей. В обществе человек учится взаимодействовать, принимает правила поведения, сравнивает себя с другими.
Важно! Социум может играть, как положительную, так и негативную роль в воспитании детей.
Положительное влияние среды
Материальное и психологическое благополучие семьи позитивно влияют на формирование личности ребенка. В таких условиях малыш чувствует себя в безопасности, не испытывает тревожности, негативные эмоции не тормозят его развитие.
Организация родителями средовых условий поддерживают здоровье, совершенствуют физические качества. К ним относятся:
- соблюдение режима дня;
- прогулки на свежем воздухе;
- полноценное питание;
- баланс умственной и физической нагрузки.
Интеллектуальные способности развиваются при создании «зоны ближайшего развития». Взрослый ориентируется на умения ребенка, которые находятся в начале становления. При поддержке родителей и педагогов постепенно они переходят в «зону актуального развития». Предметно-пространственная среда обогащает поле деятельности детей.
Важно! Ситуацию успеха для ребенка создает социум с демократическим стилем воспитания.
Ребенок становится личностью в процессе разнопланового общения: со взрослыми и сверстниками, детьми старше и младше себя по возрасту. Вовлечение в деятельность: игровую, учебную, творческую позволяет детям проявлять активность, приобретать практический опыт.
Общение развивает характер, речь, которая приобретает особое значение в познании и освоении окружающего мира.
Отрицательное влияние среды
Наличие в домашней среде социальных проблем: алкоголическая зависимость родителей, жестокое обращение с ребенком создают барьеры для полноценного воспитания, угрозу жизни и здоровью.
Важно! С раннего детства особенности отношения к малышу определяют вектор для его психического развития. Упущенные возможности невосполнимы в дальнейшем.
В семьях, в которых конфликтуют, у детей выявляются неврозы и страхи, они плохо учатся, могут отставать в физическом отношении от сверстников, склонны к соматическим заболеваниям, ослаблению иммунитета.
Семья, внешне благополучная, но с низким образовательно-культурным уровнем, не дает возможности раскрыться потенциалу ребенка. Родители могут его не увидеть и не оценить.
Отрицательное воздействие внешней среды (детский сад, школа, секция) отмечается при неконструктивном педагогическом взаимодействии, без учета возрастных и индивидуальных особенностей.
Социум становится опасным при школьном буллинге, наличии в окружении ребенка подростков, злоупотребляющих вредными веществами, склонными к правонарушениям.
Педагогика о влиянии среды
С точки зрения педагогики ближайшая к ребенку социальная среда рассматривается как первая модель социума, к которой он должен адаптироваться. В дальнейшем этот опыт он сможет применить в аналогичных ситуациях.
Приспосабливаясь к окружающей среде, ребенок учится одновременно выполнять разные социальные роли (сын, ученик, капитан команды). В процессе развития ребенок овладевает формами и средствами нескольких видов деятельности, расширяет круг контактов, формирует образ собственного «Я». Социализация происходит по направлениям: деятельность, общение, сознание.
Возникают параллельные потребности: «быть как все» и проявить себя индивидуальностью. Если они корректно уравновешиваются, то ребенок успешно интегрируется в общество.
Системное развитие ребенка и формирование его сознания
Системное развитие ребенка
Психика человека обладает способностью отражать окружающую действительность с помощью сознания.
Важно! Все функции сознания развиваются одновременно, но на разном возрастном этапе доминирующей оказывается одна из них. В раннем детстве – это восприятие, в дошкольном – память, в подростковом – мышление.
Становление сознания ребенка происходит последовательно:
- Бодрствующее сознание (у младенцев до года) – определение биологических потребностей.
- Предметное сознание (от года до 3 лет) – формирование впечатлений о действительности.
- Индивидуальное сознание (от 4 до 9 лет) – понимание ребенком своего «Я».
- Коллективное сознание (от 9 до 16 лет) – сочетание представлений о действительности и о себе с пониманием отношений между собой и окружением.
- Рефлективное сознание (от 16 до 22 лет) – обращенность ребенка на самого себя, умение анализировать свое психическое состояние.
Научно доказано: речь и обобщения – связующие звенья при переходе от одной формы сознания к другой. Методы убеждения, объяснения, беседы, внушения эффективны при воздействии на сознание маленьких детей. Для подростков уместны разговоры «на равных», дискуссии, лекции.
Основные выводы
Среда, включая экологию, политический строй, оказывают влияние на развитие детей. Главная роль в социальном окружении отводится взрослому человеку. Он – носитель ценностей, транслятор социального опыта, посредник между ребенком и окружающим миром.
Таким образом, можно сделать выводы:
- Личность ребенка развивается под влиянием окружающей среды.
- Зависит от взрослого, какой социум будет окружать кроху.
- Ребенок социализируется через общение, деятельность и сознание.
- Сознание формируется с помощью специально подобранных методик.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник
Все структурные и функциональные изменения организма человека в разные возрастные периоды происходят под влиянием наследственности и условий внешней среды. Наследственность (генетический код) определяет потенциальные возможности физического и умственного развития индивидуума. Одни гены контролируют жизненно важные функции, другие – процессы дифференцировки и морфогенеза. Каждый ген оказывает как прямое, так и опосредованное действие. Примером прямого, первичного действия может быть изменение содержания гемоглобина в эритроцитах в случае мутации соответствующего гена при серповидноклеточной анемии. Она сопровождается нарушением умственной и физической деятельности ребенка, сердечной недостаточностью, местными нарушениями кровообращения, увеличено нием селезенки и нарушением работы других органов, возникающим вследствие изменения содержания гемоглобина. От особенностей генотипа и воздействий окружающей среды зависит интенсивность ростовых процессов. С особенностями генотипа связан низкий рост африканских пигмеев (125-150 см) и высокий – у людей племени ватусси (в среднем 2 м). Однако в каждой из групп, характеризующихся той или иной средней длиной тела, встречаются отдельные индивидуумы, у которых этот показатель может значительно отличаться от средней нормы. Отклонения могут возникать вследствие воздействия на организм различных факторов среды, вызывающих через генетический аппарат клеток изменения в нервно-гуморалыюй регуляции роста и развития, в частности, путем изменения количества гормонов, контролирующих ростовые процессы. Средняя длина тела европейцев – 170 см (мужчин – 175 см, женщин – 165 см). На рост и развитие ребенка влияют такие факторы внешней среды, как питание, эмоциональные и социально-экономические факторы, положение ребенка в семье, качество взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями, товарищами, уровень культуры общества. Они могут нарушать, ограничивать рост и развитие ребенка, а могут, наоборот, стимулировать их. Такие влияния отмечаются на всех уровнях человеческого организма: молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном. Средой определяется, в какой степени данный индивидуум может реализовать свои наследственные возможности. Так, из ребенка, получившего по наследству прекрасное телосложение и хорошую координацию движений, может получиться олимпийский чемпион, если он будет расти в благоприятных условиях, обеспечивающих ему хорошее питание и соответствующую тренировку. Другой ребенок с такой же наследственностью, но лишенный нормального питания и занятий спортом, не сможет в полной мере реализовать свои задатки. Аналогичное положение может сложиться и в отношении развития умственных способностей ребенка, поскольку ребенку для их раскрытия в полной мере необходимо обеспечить соответствующее образование. Вместе с тем никакие, даже самые благоприятные условия среды не дадут возможности индивидууму выйти за пределы имеющихся у него наследственных задатков: среда лишь способствует или, напротив, препятствует реализации наследственных возможностей. Понятие «среда» для человеческого организма включает не только чисто социальные факторы, такие как физическое воспитание и образование. В пренатальный период средовые условия для плода создаются материнским организмом. Оплодотворенная яйцеклетка наследует задатки, заложенные в нес половыми клетками. Однако развитие зародыша определяется теми условиями, которые может предоставить ему материнский организм. Поэтому здоровье матери – залог нормального развития плода. Курение, прием наркотических веществ, алкогольных напитков и др. отрицательно влияют на развитие плода. Растущий и развивающийся зародыш испытывает на себе действие факторов и собственной внутренней среды. В частности, на каждый растущий орган влияют соседние органы. Например, если глазному бокалу в процессе роста и развития не удается в нужный момент приблизиться к эктодерме, то в нем не может образоваться хрусталик (см. гл. 5); если рост кровеносных сосудов отстает от роста органа, который они должны снабжать кровью, то этот орган не будет развиваться нормально. В период закладки органов (органогенеза) в большой мере проявляются мутации. Развитие каждого органа и тем более системы органов контролируется совокупным координированным действием сотен генов. Так, описано свыше 120 форм наследственной глухоты, которая возникает в результате мутаций генов, отвечающих за формирование слухового анализатора, около 250 наследственных поражений глаз, около 150 наследственных аномалий развития скелета. Не менее 18 генов отвечают за нормальную дифференциацию пола. О нарушениях генетического контроля над процессом онтогенеза свидетельствуют многочисленные болезни, связанные с геномными и хромосомными мутациями. Хотя среда не может изменить основной наследственный тип развития данного поколения, при наличии известных условий она способна оказать на половые клетки такое влияние, которое изменит наследственный багаж потомков. Большинство факторов, оказывающих вредное воздействие на организм, не затрагивают гаметы, однако сильнодействующие факторы, такие как радиационное облучение, могут вызвать изменения хромосом половых клеток, в результате чего возникают мутации, передающиеся по наследству и обычно неблагоприятные. Хотя способы исправления многих генетических нарушений пока не разработаны, современная медицина может правильно диагностировать на стадии пренатального развития большинство болезней, связанных с нарушениями в генах и хромосомах. Для профилактики наследственных нарушений чрезвычайно важным является выявление причин, вызывающих «ошибки развития». Влияние алкоголя на развитие организма. На организм человека на всех этапах его развития чрезвычайно вредное влияние оказывает алкоголь, обладающий наркотическим действием. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже давно приняла решение считать алкоголь наркотиком, подрывающим здоровье. Наркотическое действие алкоголя проявляется в развитии пристрастия к нему, в появлении характерной для наркоманов стадии повышенной возбудимости с последующей депрессией, в глобальном поражении всех органов и тканей организма. Под действием алкоголя резко меняются свойства клеточных мембран, в частности их проницаемость, что приводит к нарушению функции клетки в целом; страдают ЦНС, слизистые оболочки пищеварительного тракта и дыхательных путей. У людей, злоупотребляющих алкоголем, в восемь раз увеличивается риск развития злокачественных опухолей, а также цирроза печени, при котором клетки печени замещаются разрастающимися соединительной и жировой тканями. Особенно сильное действие оказывает аз ко голь на нервную систему. Его губительное действие проявляется как при непосредственном воздействии на нервную ткань, так и косвенно, путем воздействия на сосудистую систему и систему крови, увеличивается склонность к образованию тромбов. Закупорка тромбом мельчайших сосудов мозга нарушает кровоснабжение, что ведет к быстрой гибели нейронов. Установлено, что у алкоголиков уменьшается объем мозга: он как бы сморщивается. Нарушаются все высшие функции мозга: ухудшаются умственные способности, память, внимание, нарушается способность логически мыслить, происходит полная деградация личности. Средняя продолжительность жизни пьющих, по данным ВОЗ, не превышает 55 лет по сравнению с 70 годами (непьющие). |
Источник
Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования [4]. Факторы влияющие на рост и развитие ребенка в целом можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным факторам относятся такие как:
Для детей дошкольного возраста оптимальным является 4-5-разовое питание с 3,5-4-часовыми интервалами между приемами пищи. Кратность приема пищи существенно влияет на качество ее переваривания и усвоения. Жизненная деятельность человека, в каком бы виде она ни проявлялась – в виде физического, умственного труда или в состоянии покоя, – осуществляется за счет непрерывно протекающих в организме процессов обмена веществ. В результате этих процессов выделяется энергия, необходимая для нормальной работы всех систем и органов человека. В зависимости от потребности химическая энергия обменных процессов превращается в механическую энергию мышечного сокращения, в электрическую энергию нервных импульсов [5]. Энергетическую потребность организма обеспечивают белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Правильно построенный рацион питания должен включать продукты, содержащие все эти вещества в определенном сбалансированном соотношении с учетом физиологической потребности организма. Дошкольник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие.
Факторами, отрицательно влияющими на состояние организма школьника, являются несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка, стрессорная тактика авторитарной педагогики, нерациональная организация учебного процесса, нарушения санитарно – гигиенических условий обучения. Значимость этих факторов определяется деятельностью, систематичностью и непрерывностью их воздействия на организм ребенка. Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска:
Более подробно факторы влияющие на здоровье и развитие ребенка можно представить схематически (рис. 1.) Рисунок 1. Факторы, влияющие на здоровье и развитие ребенка Исходя из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что факторами, влияющими на рост и развитие дошкольника может стать практически всё, что попадает в зону их окружения, поэтому для полноценного развития ребенка, задачи родителей и воспитателей является создание определенного пространства, в котором сможет полноценно расти и развиваться ребенок. |
Источник