Влияние успешности на развитие ребенка

Елена Ермилова
Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста

Особенности развития успешности ребенка дошкольного возраста

Успешность дошкольника можно рассматривать как проявление высокой степени результативности в различных видах деятельности и достижение более высоких результатов, проявление творческих успехов в какой-либо определенной деятельности и общении.

Рассматривая проблему личности и её развития в детском возрасте, мы разделяем близкие нам позиции С. И. Рубинштейна и В. С. Мухиной, о том, что личность в её реальном бытии и самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «Я». «Я» – это личность в целом, отражение в самосознании

Актуальной проблемой современной педагогики является выделение и обоснование критериев успешности ребенка дошкольного возраста. Если проблема успешности в контексте успеваемости ребенка школьного возраста (А. А. Бударный, А. М. Гельмонт, Н. С. Лейтис В. И. Самохвалова и др.) достаточно разработана, то проблема обоснования критериев успешности ребенка дошкольного возраста является для современной дошкольной педагогики достаточно новой.

Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн утверждают, что дошкольное детство является начальным этапом интенсивного развития личности, становления различных видов деятельности, проявление способностей и склонностей, становления индивидуальности.

Б. Г. Ананьев рассматривает индивидуальность как интегративное целостное объединение,включающее: индивида – носителя природных свойств человека и личность – носителя общественных функций, определяющих социальную биографию человека и субъекта деятельности.

Феномен успешности дошкольников связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, поэтому трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности для других.

Вопрос успешности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Характер социальной активности и инициативности дошкольников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Т. А. Репиной, А. А. Рояк, В. С. Мухиной, Т. В. Антоновой, О. М. Гостюхиной и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие – в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру.

Становление успешности дошкольник связано с развитием его личности, подразумевает развитие познавательных процессов и нравственных качеств, формирование мировоззрения и самосознания, развитие самостоятельности в деятельности и социальной активности. Это не полный перечень тех особенностей, которые характеризуют личность человека, но они являются главными движущими силами формирования личности ребенка.

Перечисленные составляющие закладываются в дошкольном возрасте. Активным стартом можно считать 3-летний возраст, когда пробуждается детская Я-самость. К началу школьного обучения формирование личности преодолевает два важных этапа, способствующих развитию основных возрастных особенностей:

По мнению С. А. Козловой, этап формирования личностной инициативности, что очень важно для развития успешности ребенка. Первый этап личностного развития дошкольника нацелен на постепенное снижение физической зависимости от взрослого и приобретение самостоятельности. Малыш многократно оглашает родителям и бабушкам свою потребность действовать самому. «Я сам» – звучит в той деятельности, которая интересна малышу. Ребенок пробует свои возможности. Такое понятное действо, как складывание игрушек, совершенно не интересует малыша, поскольку понятно и посильно.

Второй этап подразумевает переход от выбора, который предлагает ребенку взрослый, до проявления собственной инициативы. Это значительное расширение границ развития. «Хочу сложить эту модель конструктора», «Буду тоже поливать цветы», «Знаете, какую игру я придумал…» — инициативность старших дошкольников распространяется на все виды деятельности.

На этих ступеньках личностного развития дошкольника происходят многочисленные изменения.Вырабатываются нравственные суждения и критерии: что можно, чего нельзя, что хорошо, а что плохо. Развиваются эмоционально-волевые качества. Но в сфере развития личности главным достижением дошкольного возраста является именно самостоятельность и инициативность. Критериями и показателями успешности личности ребенка дошкольного возраста являются: высокая познавательная активность и результативности в различных видах деятельности, уровень притязаний детей в разных видах деятельности, достижение высоких результатов в определенном виде (или видах деятельности) деятельности, в учении по интересам; высокий социальный статус в группе сверстников.

Согласно В. Н. Введенскому, инициативу многим детям проявить легче, чем целеустремленность. Это качество воспитывается, если взрослые поощряют познавательную деятельность дошкольника, создают ситуацию успеха для ребенка. Заинтересовался ребенок, как из семечка появляется росток, проявил инициативу, чтобы посадить его рядом с комнатным растением. Но потом нужно регулярно поливать и терпеливо ждать, пока росточек проклюнется.

В подобных ситуациях дошкольник чаще нуждается в поддержке, чтобы удерживать цель в поле своего внимания и интереса. В такой же поддержке ребенок нуждается, если действия неуспешны. Взрослым очень важно наряду с инициативностью поддерживать у ребенка стремление к цели, так как это ценное личностное качество.

Рассмотрение сущности, содержание понятия успешности, основных факторов, определяющих ее развитие, развитие личности дошкольника позволили выделить структуру успешности личности ребенка,которая состоит из следующих компонентов:

Структура успешности личности ребенка дошкольного возрастасостоит из следующих компонентов: Кто эти компоненты выделяет?

1.Мотивационный компонент:

– понимание важности достижения высокого образовательного уровня, совершенствование, получаемых знаний, умений и навыков,

– любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний из различных областей науки, техники, культуры,

– потребность в самостоятельном, оригинальном выполнении работы творческого характера,

– проявление тяготения к определенному виду деятельности, увлеченность в работе по интересам.

2.Содержательно-операционнный компонент:

– проявление высокой умственной активности, догадливость, сообразительность в процессе открытия новых знаний, способов действия, извлечения информации,

– проявление самостоятельности в расширении своего кругозора, поиск новых приемов и путей, развивающих самостоятельность,

способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, способность к моделированию жизненных систем.

3.Эмоционально- волевой компонент:

– преобладание положительных эмоций, хорошего настроения и самочувствия при выполнении различных видов деятельности;

– умение преодолевать возникшие трудности, доводить работу до конца, проявление радости при открытии новых проблем, способов действия.

Уже в старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование – детская компетентность.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие успешности дошкольника, так как дошкольный возраст – это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, что способствует развитию успешности дошкольник

Источник

Знаете ли Вы, что наш физический мозг растёт всего лишь до четырёх лет? Возможность лёгкого обучения в детстве, и путь всей жизни в значительной степени определяются тем, что происходит в эти первые четыре года нашей жизни.

Приблизительно до трёхлетнего возраста каждую секунду образуется от семисот до тысячи дополнительных нейронных связей мозга. И эта нейронная сеть влияет на все его функции, включая эмоции, память, моторику, поведение, и, конечно же, речь.

Этот феномен много лет изучала профессор Дана Саскинд. Она написала книгу «Тридцать миллионов слов», в которой поведала о факторах, влияющих на мозг ребёнка, к ним относятся: родительская речь, стрессы, похвала и другие.

Давайте рассмотрим эти факторы.

1. Развитие речи

Оказывается, язык является главным стимулятором развивающегося мозга. У ребёнка, языковое окружение которого в раннем детстве было очень скудным, обработка словесной информации идёт с меньшей эффективностью и медленнее.

Как известно, невозможно ребёнку бегать, не научившись ходить. Также невозможно малышу произнести первое слово, если он не услышал и не понял его. Речь родителей в первые три года жизни ребёнка способствует накоплению словарного запаса и навыков общения, а также обеспечивает основу для эмоционального, социального и когнитивного развития.

Фото из семейного архива

Когда мамочка говорит о цвете мячика, аромате цветка или форме кубика, она с первых дней жизни малыша создаёт питательную языковую среду, которая так необходима для формирования мозга ещё маленького человечка.

Постоянные беседы с ребёнком очень важны, но также и важно их качество. Вот представьте себе мозг в виде копилки. Если в неё бросать только мелочь, то эта копилка, даже набитая до самого верха, не поможет оплатить Вам обучение в колледже, и тем более – в институте. Так же и детский мозг, если он заполняется лишь самыми простенькими словами, то он не потянет обучение в колледже или университете.

А вот если Вы ежедневно будете заполнять его разнообразными новыми словами, то мозг станет «богаче» и сможет самостоятельно «оплачивать» собственное обучение. Интенсивное общение матери и малыша тесно связано с настройкой его речи. Поэтому, дорогие мамочки, Вы должны как можно больше разговаривать с ребёнком, особенно о том, на что направлено его внимание.

2. Стресс

Ещё одно необходимое условие нормального развития мозга — это стабильность. Растущий мозг ребёнка имеет повышенную чувствительность ко всем внешним раздражителям.

Было доказано, что окружение, постоянно наполненное высоким уровнем стресса, порождает у младенцев внутренние раздражители, которые действуют как первые угнетающие факторы для развития детского мозга, требуя столько внимания, что он отвлекается от обучения.

Фото из семейного архива

Конечно же, стресс присутствует в жизни младенцев, например, когда они плачут перед сном, когда их кормят с опозданием. Но если уровень стресса всегда высокий, то гормоны стресса промывают мозг маленького ребёнка, навсегда меняя его.

Изменения мозга из-за стресса приводят к хроническим проблемам с поведением, проблемам со здоровьем и трудностям в учебе. Дети, выросшие в среде без хронического стресса, способны лучше справляться с жизненными проблемами, прибегая к более конструктивным и менее разрушительным методам восстановления.

Если дома постоянно царит стрессовая обстановка, когда словесное общение носит грубый, ругательный и угрожающий характер, то спасением для детского мозга может стать режим постоянной защиты от неизбежного нападения.

Всегда готовая система обороны – «бей или беги» — это попытка мозга организовать самозащиту. В итоге мозг теряет способность отличать неминуемую угрозу от отсутствия угрозы. Вся его энергия тратится на то, чтобы быть начеку перед неизвестностью, и это серьезно влияет на его развитие.

3. Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Всем понятно, что дневной свет является внешним катализатором для развития зрения. Момент, способствующий развитию сознания, более неуловим и многосложен. К нему можно отнести взгляд мамы на малыша; мгновение, когда папа берёт ребёнка в ответ на протянутые к нему ручонки; игры в прятки.

На этом позитивном общении и ответных реакциях у ребёнка формируется фундамент будущего обучения, здоровья и поведения, то есть развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливыми и чуткими взрослыми.

Кратковременными объятиями никак нельзя устранить целую жизнь рядом с «безучастным лицом» или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Фото из семейного архива

4. Телевизор и развитие ребенка

Психолог Патриция Кул своими исследованиями подтвердила тот факт, что телевизор не помогает развитию малышей.

Был проведён такой интересный опыт. Девятимесячные американские малыши слушали китайскую речь. Из них половина детей слышала слова, произносимые мамой с теплой интонацией, а другие прослушивали те же китайские слова, с такой же материнской интонацией, но записанные на аудио- или видеопленку.

Через двенадцать лабораторных сеансов малыши, слышавшие речь непосредственно от живого человека, смогли распознавать звуки китайского языка. А те, кто слушал запись, как Вы уже догадались, ничего не могли.

Фото из семейного архива

5. Правильная похвала

Психологи Сьюзан Левин и Сьюзан Голдин-Мидоу проанализировали разновидности словесного поощрения, которое слышат от родителей малыши в возрасте от года до трех. Через пять лет учёные проверили, соотносится ли тип мышления ребёнка, например, пытливость или инертность, с похвалой, полученной в детстве. И эта связь оказалась поразительной!

На первом этапе исследования выяснилось, что уже к четырнадцати месяцам родители привыкают хвалить ребенка в одном стиле, то есть за ум или старание.

Спустя пять лет оказалось, что дети, которых в первые три года больше хвалили за усердие и усилия, в семь-восемь лет с большей вероятностью были склонны к расширению кругозора. Ещё выяснилось, что пытливый ум предопределяет отличную успеваемость по математике и чтению во втором-четвертом классах.

Было доказано, что такие дети обычно уверены, что их успехи обусловлены упорным трудом, а способности можно улучшить только благодаря старанию.

Отсюда можно сделать вывод: даже годовалых малышей следует хвалить за старания, а не за врожденные способности.

Фото из семейного архива

6. Влияние плача

Очень много исследований подтверждают, что новорожденные, плач которых остается без внимания, страдают от «токсичного» стресса. Он может негативно влиять на нейронные связи мозга малыша, в результате чего ребёнок вырастет обремененным проблемами с учебой, контролем эмоций и поведением, не доверяющий людям. А ещё такие дети более склонны к ожирению, диабету, сердечно-сосудистым заболеваниям и аутоиммунным расстройствам.

Дети, чьи родители были внимательны к ним в первые годы жизни и реагировали на плач оперативно и доброжелательно, будут расти без перечисленных выше проблем. Такие родители, помимо развития детского мозга, помогают заложить основу для привязанности, которую ребёнок пронесёт через всю свою жизнь.

Источник

Консультация психолога

Факторы, влияющие на формирования успешности ребенка

Уважаемые родители, пожалуйста, подумайте и ответьте:

  1. Какую цель Вы ставите перед собой, начиная воспитывать ребенка?
  2. Какие способы для достижения поставленных целей Вы используете?
  3. Представьте себе Вашего ребенка уже взрослым человеком, то есть в том возрасте, когда личность сформировалась. Опишите, каким Вы его видите: качества личности, профессиональная деятельность, внешний  вид, социальное положение.
  4. Как Вы предполагаете, за что поблагодарит Вас ваш взрослый сын или дочь?
  5. Какие ошибки Вы допустили, воспитывая ребенка?

С рождением ребенка в семье происходят большие перемены. Родители полны добрых намерений, отвечая на вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?», чаще всего говорят: «Успешным». К сожалению не всегда эти добрые и благородные намерения подкрепляются поступками взрослых. Как следствие, взаимоотношения родителей и детей пронизывают непонимание и эмоциональная боль – до такой степени противоположными делаются их намерения. Это означает одно: между взрослыми и детьми происходит что-то, что находится вне контроля и сознания. В итоге это приводит к разрыву между добрыми намерениями и конечным результатом воспитания. Очень важно найти этот несоответствующий момент в общении, который мешает наиболее полно раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка, и помочь ему стать успешным.

Уважаемые родители! Качество жизни взрослого человека определяется качеством его взаимоотношений с родителями, когда он был маленьким.

Из двух факторов, наиболее существенно влияющих на формирование успешности ребенка и развития его творческих способностей, на первом месте находятся семья и только на втором социальные учреждении (детский сад, школа). Обеспечить ребенку социальные условия для развития успешности должна семья. Для этого родителям необходимо иметь специальные знания, позволяющие построить проект успешной жизни ребенка, уметь правильно реагировать на различные поступки детей, знать возрастные особенности и достигать поставленных целей воспитания.

Самоуважение и уверенность в себе – основополагающие качества для успеха в любой области. Эти качества не являются врожденными, они приобретаются в результате общения с родителями в раннем детстве. Родители, вырастившие успешных людей, даже небольшие победы рассматривали как основу для еще большего успеха детей, поддерживали их и вселяли в них уверенность в своих силах. Родители неуспешных людей сеяли в них сомнения, а порой и вовсе блокировали саму возможность любых достижений. Например, реагируя на неудачу ребенка, говорили: «Ничего из тебя не получится, будешь дворником». Но ребенку в ситуации неуспеха просто необходимо помочь поверить в свои силы.

Жизненная программа человека закладывается его родителями в раннем детстве. Учитывая это, в беседах с ребенком необходимо чаще говорить об успешных перспективах, делать акценты на тех маленьких счастливых моментах, которые происходят каждый день. Научите ребенка представлять, каким прекрасным будет завтра, намечать план каких-нибудь дел и с оптимизмом настраиваться на их выполнение. Это важно, потому что начало всех последующих поступков сосредоточено в наших мыслях.

Всегда внимательно слушайте то, что рассказывает Вам ваш ребенок, здесь нет мелочей. То, что рассказывает ребенок, для него значимо. Он пытается выразить свой внутренний мир. И Вы должны помочь ему в этом, прежде всего, внимательно слушая его рассказ. В любой ситуации важно принять чувства ребенка. Если они негативные, то, поделившись с Вами, ребенок освобождается от негативных, отрицательных эмоций, и его настроение постепенно улучшается. Когда Вам необходимо более подробно разобрать какую-нибудь ситуацию, применяйте активное слушание. В основе техники активного слушания лежит умение задавать вопросы, отвечая на которые, ребенок сам лучше начинает понимать сложившуюся ситуацию. Для этой цели можно использовать следующие вопросы, моделируя их в зависимости от темы обсуждения.

  1. О чем ты думал, когда делал это?
  2. Что еще ты мог бы сделать в данной ситуации?
  3. Ты предполагал, что именно так все получится?
  4. Ты можешь сделать лучше?
  5. Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?
  6. Чем я могу помочь тебе?
  7. Что бы ты сделал на моем месте?
  8. Представь себе, что в этой ситуации оказался бы твой лучший друг. Что бы ты ему посоветовал?

Рассуждая, родители учат детей справляться с критической ситуацией, ребенок начинает верить в себя, а это дает ощущение внутреннего спокойствия. Хорошее настроение и самочувствие – это всегда следствие взаимопонимания между близкими людьми.

Уважаемые родители! Помните, что на формирование успешного ребенка влияют принятие со стороны родителей и вера родителей  в его успех. Формирование успешного ребенка происходит в первую очередь в семье. Анализируйте свои действия, слова и мысли, не ругайте себя, если что то не получилось. Главное, что вы увидели и осознали свои ошибки, а это значит, что в следующий раз Ваше общение с ребенком будет более результативным.

Литература:

  1. Даринская В.М. Успех на вырост. Секреты семейного воспитания – СПб.: Речь, 2010.

Составила педагог-психолог Прокофьева О.В.

Источник