Влияние трудовой деятельности на развитие ребенка
Труд развивает физические, умственные и нравственные качества детей. Достижение реального результата труда, успешность совместной деятельности, понимание возможности принести пользу другим вызывает радостные переживания, способствует формированию положительного отношения к труду, развивает у детей трудолюбие и уверенность в своих силах.
Формирование трудовых качеств является процессом постепенным и сложным.
Я. 3. Неверович выделила 5 этапов формирования у детей положительного отношения к труду по самообслуживанию:
1. Ребенок понимает значение предложенной ему работы для коллектива, но еще не. умеет приняться за дело и довести его до конца. Ему нужен систематический контроль со стороны воспитателя и детского коллектива. Под влиянием напоминаний, одобрения и порицания ребенок начинает внешне усваивать требуемую систему поведения.
2. Ребенок начинает без контроля извне выполнять работу по самообслуживанию, но только во время дежурства и только то, что непосредственно относится к кругу его обязанностей.
3. Ребенок делает работу, ранее выполнявшуюся только во время дежурства, и вне дежурства; помогает другим детям в труде по самообслуживанию. На этом этапе создаются внутренние потребности в деятельности.
4. У ребенка усиливается ориентировка по отношению к кругу своих обязанностей дежурного, и он сам, без внешнего контроля, делает то, что по смыслу нужно делать в данный момент. На этом этапе отпадает необходимость в непрерывном напоминании ребенку о его обязанностях и в подкреплении его работы одобрением или порицанием.
5. Свой опыт отношения к людям и обязанностям ребенок начинает переносить в другие условия, в другие области деятельности — в занятия, игры. В новых условиях он также доводит дело до конца, начинает помогать другим, убирает за собой, интересуется тем, чтобы общее дело было хорошо выполнено, т. е. качества, сформированные в одном виде деятельности, становятся до некоторой степени привычным способом поведения[89].
Не каждый ребенок, указывает Я. 3. Неверович, должен проходить через все выделенные этапы и задерживаться на них одно и то же время. Индивидуальные особенности поэтапного формирования трудовой деятельности зависят от уже сложившегося в предыдущем опыте отношения ребенка к трудовым обязанностям.
Постепенное включение детей в коллективный труд, наблюдение за трудом взрослых, участие в посильном труде способствуют формированию простейших трудовых навыков и потребности трудиться. При правильном воспитании уже в дошкольном возрасте начинают складываться в своей простейшей форме общественные”, мотивы трудовой деятельности. Дошкольники интересуются не только процессуальной стороной деятельности, но и ее результатами, и тем значением, которое она имеет для окружающих людей.
В процессе коллективной деятельности у детей формируются более высокие мотивы трудовой деятельности. По данным Я. 3. Неверович, они обнаруживаются в том, что дети к старшему дошкольному возрасту начинают ставить интересы других людей выше своих собственных; стремятся хорошо выполнять работу и без напоминания доводить ее до конца; в случае необходимости помогают товарищам; выражают желание выполнять и другие виды работ, которые им не поручались. Все эти на первый взгляд небольшие изменения в поведении детей имеют глубокий смысл и свидетельствуют об изменениях в психологии ребенка.
Детская трудовая деятельность в значительной мере является источником общего развития ребенка. В труде формируется нравственная воспитанность личности, развивается устойчивость поведения, собранность, дисциплинированность, инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнить работу.
На современном этапе особое значение имеет формирование у подрастающего поколения социально-психологической готовности к труду.
Социально-психологическую готовность к труду следует рассматривать как целостную характеристику личности, включающую такие мотивационные, когнитивные, эмоционально-волевые, поведенческие качества, которые могут обеспечить оптимальное функционирование личности в социалистическом трудовом коллективе.
Разнообразные компоненты социально-психологической готовности к труду по-разному проявляются в тот или иной возрастной период. Но большинство из них начинает закладываться уже в дошкольном детстве.
Труд объединяет детей, в совместном труде формируется умение работать сообща, помогая друг другу, создаются условия для формирования отношений сотрудничества, возникают ростки дружбы, внимательного отношения друг к другу и к продуктам труда другого человека.
Труд развивает все психические качества детей, помогает вырабатывать наблюдательность, точность восприятия, расширяет образную память, совершенствует мыслительные операции и воображение. Труд требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, сосредоточенности.
В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о предметах, материалах и орудиях труда, их назначении и использовании. Ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело. Ухаживая за растениями, важно заметить их рост (появление новых листочков, цветов), установить зависимость роста от того, как ребенок поливает растение, рыхлит почву и т. п. Вышивая салфетку, ребенок знакомится с особенностями ткани, учится определять и сравнивать толщину швов, подбирать расцветку узора, оценивать его расположение.
Практические действия — один из основных структурных компонентов трудовой деятельности — дают ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с окружающим миром, проявляя собственную активность и инициативу. С возрастом деятельность ребенка приобретает более полную структуру, что отражается на формировании его интересов, познавательной деятельности. Труд привлекает ребенка разнообразным содержанием, развивает его способности, создает возможность радоваться творчеству и вместе с тем вовлекает в определенные трудовые отношения, способствует приобщению к миру взрослых.
Литература
Буре Р. С, Година Г. Н. Учите детей трудиться. М., 1983.
Воспитание дошкольников в труде /Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983.
Козлова С. Нравственное воспитание дошкольников в труде // Дошкольное воспитание. 1986. № 3, 4, 5.
Коломинский Я. Л., Жизневский Б. П. Социально-психологические особенности игровой и трудовой деятельности дошкольников //Вопр. психологии. 1986. № 5.
Крупская И. К. Выбор профессии //Пед. соч. М., 1969. Т. 4.
Логинова В. И. К вопросу о программе ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Науч. труды ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1976. С. 142—153.
Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
Психология совместного труда детей/Под ред. Я. Л. Коломинского. Мн., 1987.
Тидикиене 3. Об особенностях познания ребенком общественных явлений //Дошкольное воспитание. 1977. № 4.
Вопросы для повторения
1. Выделите основные психологические характеристики трудовой деятельности дошкольников.
2. Назовите важнейшие личностные качества ребенка-дошкольника, отражающие его психологическую готовность к труду.
3. Охарактеризуйте основные компоненты структуры трудового процесса.
4. Каковы различия в представлениях детей о труде взрослых? В чем проявляются различия в представлениях мальчиков и девочек о труде родителей?
Практические задания
1. Дайте анализ рисунков детей различных возрастных групп на темы: «Когда я вырасту, я буду…», «Как люди трудятся», «Я дежурю», «Мама и папа на работе» и т. п.
2. Понаблюдайте за игрой детей, определите, в какие «профессии» , они играют.
3. Определите уровни развития трудолюбия у отдельных детей при выполнении разных видов дежурств.
Источник
Работа развивает физические, умственные и нравственные качества детей. Достижение результата, успешность совместной деятельности, понимание пользы своих усилий вызывает радостное переживание, способствует формированию положительного отношения к труду, развивает у детей трудолюбие, уверенность в своих силах.
В коллективной деятельности детей формируются высокие мотивы трудовой деятельности. Они начинают ставить интересы других людей выше своих, стремятся хорошо выполнять работу, доводить ее до конца; при необходимости помогают товарищам, берутся за работу, которую им не поручали. Все это свидетельствует о глубоких изменениях в их психологии.
Трудовая деятельность является мощным источником общего развития ребенка: в работе формируется нравственная воспитанность личности, развивается устойчивость поведения, собранность, дисциплинированность, инициативность, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнить работу. Поэтому особое значение имеет формирование у детей социально-психологической готовности к труду – целостно! характеристики личности, которая охватывает мотивационные, когнитивные, эмоционально-волевые, поведенческие качества, обеспечивающие оптимальное функционирование ее в определенном трудовом коллективе. Различные компоненты социальной готовности к труду неодинаково проявляются в разные возрастные периоды, однако большинство из них закладываются в дошкольном детстве.
Работа объединяет детей, поскольку они учатся работать вместе, помогать друг другу, овладевают культуру отношений сотрудничества, познают суть дружбы, производят умение внимательно относиться к своим товарищам и к продуктам их труда. Развивает труд и психические качества детей: наблюдательность, точность восприятия, образную память, мыслительные операции, воображение, сообразительность, инициативность, сосредоточенность. В процессе труда ребенок усваивает полезные знания о предметах и орудия, их назначение и использование, сравнивает их, делает собственные выводы.
Основным структурным компонентом трудовой деятельности являются практические действия, благодаря которым ребенок вступает в непосредственные контакты с окружающим миром, проявляет активность и инициативу. С возрастом деятельность ребенка разнообразнее, что сказывается на ее интересах, познавательной деятельности. Работа привлекает ребенка своим содержанием, развивает его способности, создает предпосылки для радостных ощущений, включая в определенные трудовые отношения, способствует ее привлечению к миру взрослых.
Положительное влияние различных видов трудовой деятельности на развитие ребенка зависит от методов педагогического руководства ими. Работа должна быть организована так, чтобы ребенок не только приобретала новых умений, но и развивалась психически, формировала положительное отношение к труду взрослых, производила общественные мотивы собственной трудовой деятельности, развивала самостоятельность, усугубляла объективную оценку своих умений и умений товарищей, училась трудолюбия, настойчивости, имела объективную самооценку и т.д., то есть росла личностно.
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. Именно поэтому и возникает вопрос: можно ли говорить о том, что дошкольники занимаются трудовой деятельностью?
Постановка цели. Дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цель в труде, они не могут сказать себе: «Я сделаю это», «Я хочу сделать это», потом удержать эту цель и следовать ей в процессе выполнения задуманного. Младший дошкольник пока не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат. Он сразу начинает действовать, его действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер, т. е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто подставив ее под струю воды. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия.
Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Правда, такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборке помещения и др.), но, если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, он испытывает те же трудности, что и малыши; ему нужна помощь взрослого.
Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников — участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны.
Мотивы трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Трудовая деятельность в формировании личности ребенка и ее особенности у детей средней группы
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Наряду с физическим, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием трудовое воспитание также очень важно для всестороннего развития дошкольников. Оно оказывает влияние на общее развитие ребёнка: на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки.
Трудовое воспитание по праву считается стержнем нравственного воспитания, так как направленно на формирование таких личностных качеств, как трудолюбие, уверенность, настойчивость и т.д. Для того чтобы у детей формировался истинный интерес к труду, желание включаться в выполнение того или иного задания, следует, как отмечают многие исследователи (Р.С. Буре, Т.Н. Година, В.К. Нечаева, Я.З. Неверович, В.И. Логинова, С.А. Козлова и др.), знакомить детей с трудом взрослых, формировать желание помочь трудящемуся человеку и воспитывать уважение к его труду.
Немаловажную роль в развитии мотивации играют и эмоции, превращающиеся, по словам А.Н. Леонтьева, в мотив поведения, в побуждение к действию. Следует исходить из положения А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина о том, что поведение детей дошкольного возраста в большей степени регулируется эмоциями, чем рассуждениями.
Труд дошкольника, безусловно, отличается от труда взрослых: это не столько общественно-значимый продукт, сколько результат, который ценен в основном лишь для самого ребенка. Не нужно бояться приобщать дошкольника к различным видам трудовой деятельности – труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет стремление к самостоятельности. Ребенок с особым удовольствием выполняет ту деятельность, в процессе которой он может решать проблемы, преодолевать трудности, создавать что-то полезное, достигать конкретного результата.
В этот период проводятся углубленные исследования проблемы трудового воспитания (В.Г. Нечаева, Е.А. Радина, Г.Н. Година, Р.С. Буре, А.Д. Шатова, В.И. Логинова). В них изучалось содержание, средства, методы, организация труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольного возраста. В работах В.Г. Нечаевой и её последователей раскрываются особенности детского труда, форма его организации. Авторы отмечают, что, воспитывая у детей любовь к труду, необходимо помнить о сущности процесса труда. Дошкольников надо учить ставить цель, находить пути для её достижения, получать результат в соответствии с поставленной задачей. Если в действиях ребёнка прослеживаются эти моменты, можно говорить о складывающейся трудовой деятельности.
Способность в течение определенного времени делать одну и ту же работу, доводить ее до конца и добиваться результата, преодолевать возникающие трудности, работать сосредоточенно и не отвлекаясь – это основное условие успешной учебной деятельности в школе. Именно по этой причине труд является важным средством, с помощью которого можно целенаправленно укреплять волю детей. По мнению Н.Н. Подьякова, для этого следует:
надлежащим образом мотивировать труд ребенка и в процессе работы поощрять его;
заинтересовать трудовыми действиями, работой с материалами и инструментами, обеспечивать привлекательность результатов труда;
представлять дошкольнику возможность видеть конкретный результат своего труда;
следить за соответствием продолжительности работы возрасту ребенка;
побуждать ребенка трудиться вместе со взрослыми или со сверстниками;
обеспечить необходимую организацию трудовой деятельности;
в процессе труда оказывать ребенку помощь, контролировать качество выполнения им трудовых действий .
Воспитательное значение труда заключается также в том, что в процессе трудовой деятельности формируются трудолюбие, честность, ответственность, самостоятельность, целеустремленность, скромность, инициативность, решительность, настойчивость и другие нравственные качества.
Дошкольники хотят делать все, что делают взрослые, однако часто не заканчивают работу, прерывают ее, отвлекаются, поскольку у них еще слабо развиты волевые процессы. Для формирования у детей положительного отношения к труду существенную роль играет совместная со взрослым трудовая деятельность, где взрослый является примером для ребенка (С.Н. Теплюк). Участие взрослого повышает интерес детей к этим трудовым процессам, воспитывает ответственность за выполнение порученного дела, стремление довести начатое до конца, позволяет расширить содержание трудовой деятельности.
Их формирование наиболее эффективно протекает в тех случаях, когда дети оказываются в условиях и ситуациях, аналогичных условиям труда в обществе, т.е. когда в основе трудовой деятельности ребенка лежат те же нравственные отношения, которые характерны для жизни взрослых, когда ребенок чувствует себя членом коллектива. Интерес к труду людей, добросовестность и ответственность как проявление уважения к трудящемуся человеку, дисциплинированность и целеустремленность умение поступаться своими интересами ради общего дела, инициативность, организованность, бережливость и другие качества, наилучшим образом формируются в коллективе. Сравнивая способы и, главное, результаты труда, ребенок учиться объективно оценивать свой вклад и вклад окружающих людей в общее дело. Основными видами трудовой деятельности старших дошкольников являются самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд и доступный труд по уходу за животными и растениями.
Рассмотрим подробнее, как различные виды труда влияют на развитие нравственно-волевых качеств дошкольника. Известно стремление дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребенок проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Ребенок еще не осознает, что его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затруднять других людей заботой о себе. Ребенок не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив младших дошкольников формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости. Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. У 5 6 летнего ребенка навыки самообслуживания, приобретенные ранее, совершенствуются.
Из активного взаимодействия со взрослыми возникает потребность активно действовать самостоятельно, независимо, что свидетельствует о появлении произвольности. Ребенок постепенно начинает понимать, в чем состоят обязанности по самообслуживанию, почему их следует выполнять и т.д.
Очень важно не злоупотреблять отрицательной оценкой, т.к. это может вызвать негативное отношение к труду. Ребенок должен четко знать, какую работу он может сделать самостоятельно, какую – под руководством взрослых и на какую должен получить разрешение. Дело взрослых – организовывать труд таким образом, чтобы он был интересен ребенку и помогал формировать у него активные, нравственные ориентиры.
Как показывают исследования Я.З. Неверович, Е.И. Радиной, В.Г. Нечаевой, В.В. Кондратовой на результаты труда положительно влияют не только непосредственное общение детей с взрослыми, но и со сверстниками. Труд оказывает не только положительное влияние на формирование поведения ребенка, но и решает задачи трудового воспитания: происходит становление отношения к труду; воспитывается трудолюбие, ответственность, организованность; умение ставить цель и находить пути ее достижения; получать результат, соответствующий цели; ребенок учится преодолевать определённую физическую нагрузку.
Источник